ПОЛЕЗНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭГОИЗМА И ВРЕД АЛЬТРУИЗМА В СКАЗКАХ НАРОДОВ МИРА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЛЕЗНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭГОИЗМА И ВРЕД АЛЬТРУИЗМА В СКАЗКАХ НАРОДОВ МИРА

Васильев А.А. 1
1МКОУ"СОШ №66"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение 3

Первая глава. Понятия эгоизма и альтруизма 5

Вторая глава. Анализ сказок мира. 7

Заключение 10

Используемая литература 11

Введение.

Мы живём во времена рыночной экономики, где есть определённые риски и страхи. И в наше время встречается очень много людей жаждущих обогатиться, конечно, они были и раньше, но сейчас их особенно много. И мы привыкли их называть эгоистами. Но дело в том, что рыночная экономика и предполагает наличие именно эгоистов, целью которых является обогащение за счёт других. Цель моей научной работы: доказать полезность эгоизма и разрушаемость альтруизма в рыночной экономике на примере сказок различных народов.

Поставленную цель я буду решать через следующие задачи:

  1. разведение понятий эгоизма и альтруизма в экономике от философских, психологических и религиозных;

  2. анализ сказок на предмет альтруизма и эгоизма;

Объектом моего исследования стали эгоизм и альтруизм как мотивы экономического обогащения и развитие в рыночной экономике.Предмет исследования – сказки различных народов с экономическим подтекстом.Мною выдвинута гипотеза: в сказках эгоизм и альтруизм всегда противопоставляются друг другу, как и в экономике.

Методами, которые стали основными при написании работы: анализ, синтез, аналогия.

Историография вопроса общетеоретической концепции роли эгоизма и альтруизма в жизни человека и общества:

1) социобиологические идеи и опытные данные в трудах Ч. Дарвина, И. И. Мечникова, В. Л. Дурова, С. С. Шварца, Э. Уилсона, Р. Трайверса, Ч. Ламсдена, Дж. Мейнарда Смита, К. Лоренца, Н. Тинбергена, Д. Мак-Фарленда, Р. Райта, Д. Палмера и Л. Палмер, К. Прайор, Б. Хеара и др.

2) психологические данные и выводы в работах 3. Фрейда, В. М. Бехтерева, Э. Фромма, В. Штерна, К. Роджерса, Б. Крейхи, Б. Г. Ананьева и др.

Психологи Кант, Фрейд, Фромм, Юнг и другие поддерживали теорию разумного эгоизма, суть которого сводится к тому, что любить себя не зазорно, главное, чтобы это обстоятельство никому не вредило. Идеальный альтруизм — это любовь, лишенная корысти.

Рассмотрены труды философов: Ф.Брентано, А.Бирса и др. Суть философских учений различна: «С годами, пояс эгоизма, затягивает шею человечеству, все туже и туже». (Мусин Алмат Жумабекович); «Пока человек не победит собственный эгоцентризм, он не станет гражданином мира» (Константин Кушнер); «Эгоист: человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной» (Амброз Бирс); «Здоровый эгоизм полезен для здоровья» (Александр Минченков); «Эгоизм заставляет нас стремиться к тому, чтобы нравиться другим» (Франц Брентано).

Занимаясь исследованием, я буду обращаться к мыслителям XVIII века, так как в этот период закладывались основы научных подходов в экономике, таких как Адам Смит, Т. Гоббс, Д. Рикардо. К сожалению, все работы связанные с эгоизмом в экономике рассматривают данный вопрос поверхностно, что является проблемой исследования, так как это усложняет поиск информации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения.

Практическое значение заключается в возможном использовании на уроках обществознания в качестве дополнительного материала по экономике и социологии.

Первая глава. Понятие эгоизма и альтруизма.

Все существа на Земле стремились выжить. Согласно теории Ч.Дарвина выживает сильнейший или самый приспособленный. Стали появляться люди, заботящиеся только о себе. Служение себе люди назвали эгоизмом. И нарекли его грехом. Но всё ли так просто с этим понятием? Попробуем разобраться. Однозначного определения не существует. Эгоизм рассматривают философы, психологи, экономисты и все они вкладывают в него разный смысл. Эгоизм можно рассматривать и с позиций морали, точнее понимании его мировыми религиями.

Для философов эгоизм - это жизненная позиция, направленная на удовлетворение своих потребностей, иногда пренебрегая чужими, но для кого-то эгоизм - добродетель, а для кого-то - порок.

Подойдём к изучению проблемы эгоизма с позиции психологии.

Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.1 В ней так же, как и философии, нет определённой ясности. Но если в философии, это касалось только его полезности, то у психологов ведутся споры о его происхождении. Одни считают, что люди рождаются эгоистами (к примеру, З.Фрейд), другие, что это последствия неправильного воспитания (Бехтерев).

Если в философии нет определённой ясности, то в психологии – это то, что движет нами на подсознательном уровне. В мировых религиях (христианстве и мусульманстве) эгоизм - это грех и никак иначе

Таким образом, психологи, философы и религии согласны в одном - эгоизм не может существовать без альтруизма (это противоположности) точно так же, как добро не может быть без зла.

Экономисты считают, что альтруизм не только неуместен, но и мешает росту. Экономика - единственная сфера общественной жизни, где нет места альтруизму. Ни один производитель не стал бы раздавать свои товары бесплатно. Это было бы невыгодно. Что есть "эгоизм разумный». Это этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, т.е. позволяет обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни. "2

В рыночной экономике стимулом деятельности являются деньги, а, как известно, где деньги там и эгоисты, то есть предприниматели, жаждущие их заполучить. А. Смит, единственный из мыслителей, рассмотревший эгоизм, был либералом, а либералы за свободную (т.е. рыночную) экономику в стране. «Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного,» - писал Смит.

"Экономический человек" по А. Смиту - эгоист, стремящийся к собственному обогащению за счёт повышения качества и производительности благ и услуг.

Обобщая вышесказанное, делаем заключение, о том, что смысл экономического эгоизма по Смиту в различии "экономического человека" от обычного, т.е. эгоиста экономического от эгоиста социального.

Глава 2. Анализ сказок мира

Чтобы лучше понять экономический эгоизм, обратимся к фольклору - сказкам. В русских, европейских и восточных сказках есть множество подтекстов с эгоистическим содержанием.

Очень образно в сказке "Сундук-самолёт" Г.Х.Андерсен рассказывает о сыне богатого купца, который потратил всё своё состояние и вынужден жить в сундуке, да не в простом, а в сундуке-самолёте (Рис. 1. Иллюстрация сказки Г.Х. Андерсена «Сундук-самолёт»), в котором он путешествует по разным местам и попадает к султану. Но суть экономической составляющей сказки заключается в следующем: "Жил был купец, такой богач, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу, да еще переулок в придачу; этого, однако, он не делал, – он знал, куда девать деньги, и уж если расходовал скиллинг, то наживал целый далер." Купец был умным и рассудительным, но эгоистичность его становится очевидной: "Он знал, куда девать деньги". Он никому бы не дал лишнюю копеечку, если это не принесёт ему доход. Т.е. перед нами человек, на котором и держится рыночная экономика: эгоистичный и благоразумный. Но, к сожалению, для экономики в государственном масштабе купец умирает, и всё его наследство переходит в руки его отпрыска. Купеческий сын был не слишком умён и потратил все деньги за несколько дней. И помогали ему в этом его "друзья", которым он давал деньги даром из-за своей доброты и альтруистичности. Это наглядный пример разрушительности альтруизма в экономике. Сказки Андерсена не единственные где есть экономический подтекст.

В русских народных сказках, например, "По щучьему веленью" много экономического, а равно и эгоистического.

Главный герой - Емеля - ловит щуку, которая для того чтобы спастись наделяет Емелю "магической силой". За это Емеля отпускают щуку. Щука воспользовалась смитовским принципом: " Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно". И Емеля соглашается, пойдя на поводу своего эгоизма. Дальше случается конфликт главного героя с царём. И вместо того чтобы мирно решить конфликт, Емеля использует свою "силу" и влюбляет в себя дочь царя, строит замок и женится на царевне, перед этим став красавцем, каких поискать ещё надо. Мораль: будь эгоистом и получишь весь мир. Сказки поднебесной также не обходят стороной данный аспект. Возьмём сказку "Жёлтый аист". Она, т.е. сказка, наглядный предмет сущности "невидимой руки". "Жёлтый аист" рассказывает нам историю о хозяине чайной, который кормил бедного студента Ми бесплатно. И чтобы отблагодарить хозяина чайной, студент рисует на стене этого заведения жёлтого аиста, который при хлопке начинал танцевать. По старой традиции хозяин забывает правило и заставляет аиста танцевать для одного посетителя. Аист обижается и уходит от хозяина чайной. (Рис.2. Сказка «Жёлтый аист»)

Хозяин использовал аиста с целью обогатиться, но при этом радовал простой люд забавным танцем этой причудливой птицы. Ну а если вспомнить, как "хорошо" жилось в феодальном Китае, то эта жёлтая птица была отвлечением от тяжёлой работы на поле или в мастерской. Эта мелкая радость помогала людям забыться и полюбоваться танцем аиста. А ещё это помогала хозяину чайной зарабатывать денежки. Образ хозяина – это наглядный пример «разумного эгоиста».

В процессе исследования, я пришёл к выводу, что экономический эгоизм главных и второстепенных персонажей сказок выражается в стремлении получить выгоду независимо от собственного вклада, эффективности труда или «ничегонеделания», т.е. волшебства.

Заключение.

Приступая к исследованию проблемы я поставил цель: доказать полезность эгоизма и вред альтруизма в рыночной экономике на примере сказок различных народов, которая была мною достигнута в процессе исследования. Сначала я рассмотрел, чем отличаются эгоизм и альтруизм в экономике от философского, психологического и религиозного понимания. Затем проанализировал сказки на предмет альтруизма и эгоизма, что оказалось весьма любознательно.

Гипотеза о противопоставлении альтруизма и эгоизма в сказках, как и в экономике, была подтверждена. Эгоизм – это сильный мотив для обогащения.

В ходе исследования мною были сделаны следующие выводы:

1) Эгоизм более полезен в рыночной экономике, чем альтруизм.

2) Смит был единственным экономистом, кто делал подобные выводы, другие же просто с ним соглашались, никак не дополняя его теорию.

3) Сказки более сложны и глубоки, чем кажутся.

Несмотря на проблему отсутствия источников и трудов экономистов по данной проблеме, мне удалось развести понятия эгоизма и альтруизма в экономике от философского, психологического и нравственно-религиозного понимания. Проанализировав европейские, русские, восточные сказки, я нашёл в них подтверждение мыслей А. Смита о том, что "Экономический человек" - эгоист, стремящийся к собственному обогащению», а альтруизм в сказках свойственен бескорыстным людям.

Используемая литература.

  1. Автономов, В.С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.

  2. Городецкий В. История экономических учений. //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Gor/07.php

  3. Гоббс Т. Левиафан. // http://royallib.com/book/tomas_gobbs/leviafan_ili_materiya_forma_i_vlast_gosudarstva_tserkovnogo_i_gragdanskogo.html#

  4. Литвак, М.Е. Из Ада в Рай: избранные лекции по психотерапии: учебное пособие / М.Е. Литвак.

  5. Рэнд, А. Добродетель эгоизма / Айн Рэнд; С добавление статей Натаниэля Брандена; пер. с англ. - М.: Альпина

  6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. // http://royallib.com/read/smit_adam/issledovanie_o_prirode_i_prichinah_bogatstva_narodov.html#0

1 Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

2 http://iph.ras.ru/elib/3496.html

10

Просмотров работы: 1971