Оглавление |
2 |
1. Введение |
3 |
2 Основная часть |
4 |
2.1 Методы исследований и организация их проведений |
4 |
2.2 Обсуждение полученных результатов |
5 |
3. Заключение |
7 |
Библиографический список |
7 |
Приложение 1 |
8 |
1. Введение
Актуальность работы. В современном мире есть очень много новых технологий, и одной из самых важных является компьютер. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы жизни, что жизнь без этой машины сложно себе представить. Ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения компьютерной техники. Для многих людей компьютер стал важной и необходимой частью образа жизни. Компьютер помогает человеку при решении многих задач, облегчает труд, открывает новые горизонты для мысли и действий, предоставляет новые возможности [1].
Что касается плюсов от использования компьютера, то он вызывает положительный интерес к техническому прогрессу, и технике в целом. Развивает творческие возможности человека, воображение и проектирование будущего. Развивающие игры помогают ребёнку стать более самостоятельным, и последовательным в своих действиях, воспитывают целеустремлённость и развивают внимание [2, 3].
Однако длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека и т.д. Вследствие того что человек долго концентрирует свой взгляд на экране монитора, происходит переутомление глаз. И после длительного пользования компьютером зрение начинает ухудшаться [4, 5].
Сидя за компьютером, люди постепенно переходят на малоподвижный образ жизни и, как следствие, получают ожирение, одышку, искривление позвоночника и осанки [6].
Пагубным оказывается также и влияние электромагнитных волн, которые испускаются ПК. Из-за их длительного воздействия могут начаться головные боли, упадок сил и настроения, переутомление [9].
В последнее время встает волнующий всех вопрос о влияние компьютера на здоровье человека, а ребенка в особенности.
Гипотеза исследования.Если использовать компьютер не в соответствии с гигиеническими требованиями, то при этом будет страдать здоровье учащихся.
Целью научно-исследовательской работы является изучение условий работы на домашних компьютерах у учеников начальных классов школы №7 Ленинского района.
Для изучения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить вопросы пользы и вреда компьютера для здоровья на основе литературных данных;
Оценить условия работы на компьютере у учеников начальных классов школы №7 Ленинского района
Составить соответствующие рекомендации по правильной организации рабочих мест с использованием ПЭВМ.
Новизна исследования. Впервые у учеников начальных классов МАОУ СОШ №7 г. Тюмени проведены анкетирование и инструментальное исследование домашних компьютеров. По результатам полученных данных рекомендованы оптимальные гигиенические режимы работы на ПЭВМ.
Личный вклад в исследование заключается в разработке анкет и личном проведении инструментального исследования.
2 Основная часть
2.1 Методы исследований и организация их проведений
Для изучения рассматриваемого вопроса проводилось анкетирование среди детей начальных классов. Анкета заполнялась в присутствии интервьюера, и возникшие вопросы получали исчерпывающий комментарий.
Для изучения условий работы детей на домашних компьютерах были проведены инструментальные анализы электромагнитных полей и аэроионного состава рабочей среды (прил. 1). Приборы, используемые для исследования и их назначение:
- ВЕ – МЕТР – АТ 002 служит для измерения электрических и магнитных полей;
- ИЭП – 05 предназначен для измерения напряженности электрических полей в диапазоне частот 5 – 2000 Гц и 2 кГц – 400 кГц;
- ИМП – 05 – для измерения плотности магнитного потока в диапазоне частот 5 – 2000 Гц и 2 кГц – 400 кГц;
- ИЭСП – 01 – измеритель напряженности электростатического поля;
- МАС – 01 – счетчик аэроионов.
В целях обеспечения безопасности здоровья пользователей в Российской Федерации в части электромагнитных полей действуют нормы, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010) "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (вместе с "СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2003 N 4673). Требования к аэроионному составу воздуха в помещениях отражены в СанПиНе 2.2.4.1294 – 03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений» [7, 8].
2.2 Обсуждение полученных результатов
Исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Последние исследования ученых показали, что не только компьютерная техника является причиной вредного воздействия на организм человека, но и неправильное ее расположение, несоблюдение правил работы и отдыха.Было установлено, что практически у всех детей дома есть компьютер, на котором работают все члены семьи. Большинство детей работает на компьютере от часа до 2 часов. Родители контролируют время проведения за компьютером у 75% детей и только у 25% родительского контроля нет. Компьютер используется детьми для разнообразных целей: игр, просмотра фильмов, общения, прослушивания музыки, получения знаний из интернета и для учебы. После работы на компьютере 20% чувствует усталость, 30% – не чувствует, и 50% иногда ощущают ее. Носят очки 25%. 80% детей следят за своим здоровьем во время работы за компьютером, а 20% – нет. Ребята, которые следят за здоровьем, делают периодически разминку для глаз, физкультминутки, временные перерывы.
Результаты инструментального исследования электромагнитных и электростатических полей мониторов и аэроионного состава воздуха при работе на компьютерах показали, что большинство мониторов домашних компьютеров не соответствует допустимым уровням электромагнитных и электростатических полей, создаваемых ПЭВМ на рабочих местах. У 75% мониторов напряженность электрического поля превышает временные допустимые уровни (ВДУ) в 1,5 – 2 раза, у остальных отмечено превышение до 1,5 раз. У 60% мониторов плотность магнитного потока превышает ВДУ в диапазоне частот 5 – 2000 Гц более, чем в 2 раза, у 50% - плотность магнитного потока превышает ПДУ в диапазоне частот 2 кГц – 400 кГц от 1,5 до 2 раз, у остальных более, чем в 2 раза.
Напряженность электростатического поля у всех мониторов превышает временные допустимые значения (ВДУ) в 1,3 – 1,5 раз.
Анализ аэроионного состава воздуха во время работы компьютера показал неблагоприятный ионный состав до начала работы, во время нее и после работы. До начала работы воздух был практически деионизирован (отсутствовали и положительные и отрицательные ионы). Во время работы отмечалось увеличение количества ионов за счет положительно заряженных, максимальное содержание которых приходилось на конец работы. Отрицательных ионов было значительно меньше, чем рекомендуется. После работы и проветривания помещения количество отрицательных ионов приближалось к рекомендуемым уровням.
В научно-исследовательской работе были рекомендованы мероприятия по устранению негативных факторов, влияющих на ребенка при работе на компьютере.
3. Заключение
Таким образом, были проанализированы условия работы за компьютером у детей начальной школы. Данные показатели, скорее всего, говорят о частичном несоответствии компьютерного оборудования нормативным документам, об устаревании оборудования и неправильном заземлении. Работа с компьютером необходима, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарно-гигиенических правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм.
Библиографический список
1. Демирчоглян Г.Г. Человек у компьютера: как сохранить здоровье? – М.: Новый Центр, 2010. – 154с.
2. Леонтьев В.П. Персональный компьютер 2000-2001. Windows 98/Me и служебные программы. М.: Олма-пресс, 2011. – 271с.
3. Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер.-М.: Терра, 2000.-384с.
4. Метьюз М., Метьюз К. – Windows 98: СПб: «Питер», 2008. – 162с.
5. Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация. М.: Аквариум, 2007. – 202с.
6. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2. – С. 12-16.
7. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
8. СанПиН 2.2.4.1294 – 03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений».
9. http://computermania.narod.ru/.
Приложение 1 (необязательное)
Используемые инструменты и методики проведенных анализов
Прибор |
Название, назначение |
Методика измерения |
1. |
ВЕ – МЕТР – АТ 002. Для измерения электрических и магнитных полей |
Прибор на телескопической антенне помещают в центре анализируемого оборудования. |
Показания снимают после соответствующего сигнала. |
||
2. |
ИЭП – 05 Для измерения напряженности электрических полей. Диапазон частот 5 – 2000 Гц и 2 кГц – 400 кГц |
Энергия электромагнитного поля монитора с помощью антенны преобразуется в напряжение, пропорциональное напряженности поля монитора Антенну помещают в центр анализируемого оборудования. Измерение проводят в 3 плоскостях. По оси Х, У и Z. |
3. |
ИМП – 05 Для измерения плотности магнитного потока. Диапазон частот 5 – 2000 Гц и 2 кГц – 400 кГц |
Антенну помещают в центр анализируемого оборудования. Измерение проводят в 3 плоскостях. По оси Х, У и Z. |
4. |
ИЭСП – 01 Измеритель напряженности электростатического поля |
Антенну помещают в центр анализируемого оборудования. Измерение проводят в 3 плоскостях. По оси Х, У и Z. |
5. |
МАС – 01 Счетчик аэроионов |
Кладется горизонтально на поверхность стола на расстоянии 50 см от монитора компьютера. Проводится забор воздуха до начала работы, в середине и в конце работы. |