МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕГИОНАХ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕГИОНАХ

Постникова И.В. 1Шуваева В.Ю. 1
1
Санькова Т.Д. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание работы:

I. Введение. ……………………………………………………………………..3-4

II. Основная часть.

2.1. Молодежная политика на Ставрополье.

2.2. Реализация молодежной политики на территории Александровского муниципального района……………………………………………………5-10

III. Заключение………………………………………………………………11-13

IV. Литература……………………………………………………………….14

V. Приложения…………………………………………………………..15-20

Введение.

В современном стремительно меняющемся и глобализирующемся мире, пронизанном масштабными потоками информации, требующем постоянного притока новых знаний, роль молодежи возрастает. Именно она становится инициатором и двигателем нового, активным участником ускорения экономического прогресса.

В 2006 году была утверждена Стратегия Государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, закрепившая основные направления государственной молодежной политики. Но многие проблемы в этой сфере остались нерешенными. Трудности экономических реформ в России особенно больно ударили именно по молодежи. Лишь небольшая ее часть сумела найти свое место в условиях рыночных отношений, основной же массе пока не удается адаптироваться к нынешней ситуации. Происходит обвальное понижение социального статуса молодежи, растет безработица.

Наша тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения России, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и поли­тике, так и в социальной, духовной сферах общества. Все эти факторы подтверждают необходимость осмысления правовых аспектов истории молодежной политики - становления, этапов развития, направлений деятельности - как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Тема молодежной политики заинтересовала нас. В своей работе мы постарались отразить основные принципы и осуществление молодежной политики в РФ и на Ставрополье. Попытались проанализировать осуществление молодежной политики на территории Александровского района Ставропольского края.

Объектом исследования - является молодежная политика, осуществляемая государством и структурами гражданского общества.

Предмет исследования составляют - организационно-правовые основы государственной молодежной политики, правовые акты и практическая деятельность органов власти по делам молодежи.

Цель исследовательской работы - выявить основные проблемы в управлении молодежной политики в современных российских условиях.

Исходящая концепция - совершенствовать нормативно-правовую базу молодежной политики

Задачи:

1. Теоретически рассмотреть проблему управляемости в сфере молодежной политики;

2. Изучить процесс становления и эволюции, а также основные направления деятельности органов по делам молодежи России;

3. Обобщить региональный опыт правового обеспечения в исследуемой сфере

Одним из направлений в исследовательской работе являются методы исследования:

1.Теоретические методы:

-фиксирование одной или нескольких интересующих сторон предмета изучения;

-анализ и синтез.

2.Эмпирические методы:

- материалы анализа документов — законов и иных нормативных правовых актов в области государственной молодежной политики Российской Федерации и Ставропольского края.

3.Статистические методы:

-социологический опрос;

-метод визуализации данных (функции, графики, диаграммы).

Молодежная политика на Ставрополье.

Молодежная политика в Ставропольском крае осуществляется исполнительными органами государственной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, молодежными и детскими общественными объединениями и их ассоциациями, молодыми гражданами, а также - иными организациями, юридическими и физическими лицами, являющимися исполнителями и партнерами в реализации соответствующих проектов.

По статистическим данным, численность молодежи Ставропольского края в возрасте от 14 до 29 лет (включительно) на 1 января 2015 года, в

крае составляло 700,8тыс. молодых людей. (Приложение 1)

Кроме того, постепенно уменьшается доля молодежи в общей численности населения края. В 2015 году этот показатель составил 25,5% (на 1,1% меньше, чем в 2009 году). (Приложение 2)

Для сравнения приведём данные по количеству молодых людей и их соотношение к остальному населению некоторых субъектов Южного федерального округа Российской Федерации. (Приложение 3). Таким образом, Ставропольский край находится в числе так называемых «середнячков» по доли молодежи к общей численности населения региона

Следует также отметить, что финансирование молодежной политики в Ставропольском крае, как составной части социальной политики, происходит по остаточному принципу и зависит от доходной части бюджета региона в целом. При этом нет общей закономерности финансирования молодежной политики в субъектах РФ. Так, в Ставропольском крае на одного молодого человека из бюджета региона, выделяется 62,5 рубля, в Ростовской и Волгоградской области - 37,7 и 482,1 соответственно, в республиках Северная Осетия - Алания, Калмыкия - 113,86 и 205,8 рублей. Самый высокий показатель в Чеченской Республике – 1140 рублей, самый низкий в Республике Адыгея – 11,03 рубля. (Приложение 4)

Зависимость финансирования отрасли от дохода субъекта и отсутствие фиксированной доли от бюджета Ставропольского края делает сложным реализацию молодежной политики на долгосрочную перспективу.

Реализация молодежной политики на территории Александровского муниципального района.

Органы местного самоуправления в соответствии с предметами ведения местного самоуправления осуществляют мероприятия по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Население Александровского района составляет 48 685 тысяч человек, 12 тысяч 700 человек это граждане молодого поколения. Численность молодежи на территории Александровского сельсовета насчитывает 7137 человек. К сожалению, данные по остальным Муниципальным образованиям Александровского района получить не удалось.

Отделом социального развития администрации Александровского сельсовета был разработан комплексный план мероприятий по осуществлению работы с молодежью на территории Александровского сельсовета. Традиционно стала проводиться акция «Вахта памяти», в которой приняло участие около 3,5 тысяч учащихся и студентов села Александровского.

На территории поселения проводятся мероприятия «Торжественные проводы в армию» для юношей весеннего и осеннего призыва в Вооруженные силы Российской Федерации с вручением памятных подарков. В ходе выполнения исследовательской работы удалось выяснить, что на территории Муниципального образования Калиновского сельсовета проводятся аналогичные торжественные мероприятия, для юношей весеннего и осеннего призыва. Изучив документы, предоставленные работниками военно-учетного стола при Калиновском сельсовете, мы выяснили, что в 2015 г. было призвано в Российскую Армию -13, в 2010г.–19, в 2000 г. – 13 граждан призывного возраста. (Приложение 5) Полученные данные свидетельствуют об уменьшении доли молодежи в общей численности Калиновского сельсовета.

Особое внимание отделом социального развития администрации Александровского сельсовета отводится освящению проблем, связанных с положением молодежи в обществе. Для молодежи характерен более высокий уровень нетерпимости, особенно по национальному признаку. Молодому поколению Александровского муниципального района был предложен вопрос, в ходе социологического опроса, – «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?». (Приложение 6)

Как показывает анализ – 52% опрошенного молодого поколения указывают, что они не испытывают неприязни к людям другой национальности, 26 % испытывают неприязнь и 22 % затруднились ответить. Таким образом, сравнительный анализ позволяет говорить о снижении межэтнической неприязни у жителей Александровского района. Опасение вызывают 26 %, которые испытывают неприязнь к людям другой национальности. Поэтому необходимо органам местного самоуправления, общеобразовательным учреждениям проводить наиболее активную разъяснительную работу среди молодежи о толерантном отношении между народами, формировать Этнические советы во всех муниципалитетах Александровского района.

Нас, как представителей молодого поколения заинтересовало, как наши сверстники участвуют в общественной жизни, что они знают об Александровском Союзе Молодежи, как оценивают деятельность молодежной политики края? Участниками общественных объединений, движений, как правило, становятся лишь самые активные представители молодого поколения. Значительная часть молодежи остается «за бортом». Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного среди молодежи Александровского района. 11% респондентов знают о работе, на территории Александровского муниципального района, Александровского Союза Молодежи, 10% - одобряют проводимую в крае молодежную политику и считают, что она помогает решить многие проблемы. Но 77% молодежи ничего не знают о проводимой в крае, в Александровском муниципальном районе молодежной политики. 68 % принявших участие в опросе согласны с утверждением, что молодежь, даже объединившись, никак не может повлиять на политические процессы в стране. Анализ данного опроса позволяет сделать вывод о низкой политической активности молодежи на территории Александровского муниципального района. Органам местного самоуправления необходимо предоставлять большую информацию о молодежных организациях, союзах, движениях и знакомить молодежь с результатами их деятельности.

Молодому поколению Александровского района было предложено выразить свое отношение к политике. (Приложение 8)

Молодежь Александровского района утверждает, что в нашей политической жизни столько неясного, что молодому человеку, трудно в ней разобраться - 80, 6 % (всего было опрошено 150 человек). Молодые граждане считают, что власти нет дела до нужд молодежи, ее используют как инструмент в избирательных кампаниях -79,6%. Отрицательную оценку получили и российские политики, по убеждению молодежи, политики заняты только своим материальным благосостоянием – 89,2%. Молодые граждане не видят возможности повлиять на действия властей – 85,1%. Из данных опроса следует, по крайней мере, два вывода: во-первых, среди подавляющего большинства молодых людей существует устойчивое негативное отношение к власти, во-вторых, они не видят реальных возможностей собственного влияния на власть, т.е. не рассматривают себя в качестве субъекта политической жизни.

В настоящее время тревожной тенденцией является, и отток молодежи из сельской местности, вследствие проблем с трудоустройством, снижения популярности сельскохозяйственных специальностей среди молодежи, жилищных проблем, отсутствия инфраструктуры досуга и т.д. Одной из причин оттока молодежи из сельской местности большинство опрошенной молодежи с. Калиновского, считает отсутствие рабочих мест на территории Муниципального образования Калиновского сельсовета. Всего предприятий и организаций всех форм на территории зарегистрировано - 17 единиц. Самым крупным из них является ООО «Агро-Альянс». На 1 января 2016 году в сельхозпредприятии ООО «Агро-Альянс» рабочими местами было охвачено 60 (100%) работников разных специальностей, из них задействовано молодежи – 8 человек. (Приложение 10)

Молодое поколение необходимо обеспечить достойной работой, с заработной платой не ниже чем средняя по промышленности, обеспечить доступным жильём и тогда отток молодежи из сельской местности прекратится.

По мнению молодых людей, проживающих на территории Александровского района, для получения хорошей работы необходимо высшее образование (20 %), умение обращать­ся с людьми (17 %), профессионализм (18 %), знание компьютера (14 %), самостоятельность в при­нятии решений (8 %), По мнению 7 % - опро­шенных, главное - это ак­куратность и усидчивость. Одинаковое количество респондентов (по 4 %) утверждают, что знание иностранного языка и навыки бизнеса являются главными, 3 % предполагают, что физическая подготовка является важным критерием, а 5 % считают необходимым качеством работника внешние данные. В числе трудностей, с которыми сталкивается молодежь, устраиваясь на работу, от­мечают отсутствие стажа. В основном – это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет.

Для основной массы молодежи наиболее предпочтительным местом работы является государственное предприятие (37 %) и собственное де­ло (34 %). 9 % молодых людей стре­мятся поработать в иностранной фир­ме, 6 % - хотели бы открыть совмест­ное предприятие. 5 % хотели бы заниматься индивидуальной трудовой деятельно­стью, 4 % - работать в частной отече­ственной фирме, 3 % -предпочитают работать на благо семейного подряда, 1% - занялись бы коммерцией. (Приложение 11)

Заключение

В условиях модернизации общества государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны.

Как было показано, Правительство Ставропольского края, Отдел социального развития администрации Александровского сельсовета, Муниципальное образование Калиновского сельсовета многое делают в сфере реализации молодежной политики в нашем крае.

В этой работе мы попытались проанализировать правовую базу молодежной политики, как реализуется молодежная политика в отдельно взятом субъекте Российской Федерации, Ставропольском крае. Государство предпринимает меры по улучшению положения молодежи в стране. В 2006 г. была утверждена, распоряжением Правительства Российской Федерации, «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации». Принята на 2011-2015 гг. Федеральная программа “Молодежь России”. Федеральное законодательство определяет государственную молодежную политику как «систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие ее потенциала в интересах России.

В ходе исследовательской работы, мы изучили нормативно – правовую базу по реализации молодежной политики на территории Ставропольского края, Александровского муниципального сельсовета. Проанализировали, на основе социологического опроса, проводимые мероприятия молодежной политики Муниципальным образованием Александровского района.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в результате его проведения основные теоретические положения и выводы содержат решение ряда актуальных вопросов по реализации молодежной политики. Материалы работы могут быть использованы также в качестве теоретической основы преподавания в общеобразовательных учебных учреждениях на уроках обществоведческих дисциплин. Анализ социологического опроса по осуществлению молодежной политики может быть востребован органами местного самоуправления, для разработки новых и совершенствования существующих концепций, платформ и программ действий в области молодежной политики.

Новизна исследования заключается в авторском обобщении накопленного опыта реализации государственной молодежной политики в одном из субъектов Российской Федерации — Ставропольском крае — и выявлении на основе этого наиболее проблемных областей государственного воздействия на социально-экономическую защиту молодежи в регионах.

Предложения по усилению эффективности реализации молодежной политики в Ставропольском крае и других субъектах РФ:

- Реальными субъектами молодежной политики должны являться не только органы государственной власти, но и собственно молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет через созданные ими молодежные общественные объединения;

- Практика принятия федеральных, региональных, местных целевых программ, направленных на решение задач молодежной политики, должна быть продолжена, но при разработке и реализации таких программ необходимо исходить из принципа субсидиарности (задачи должны решаться на самом низком, малом на удаленном от центра уровне), именно он соответствует задаче становления государственно-общественной модели молодежной политики;

- Доля безработных среди молодежи в Ставропольском крае выше, чем среди трудоспособного населения в целом. Молодые люди составляют свыше трети от всех безработных. Несмотря на реализацию программ о предоставлении рабочих мест для молодежи, осуществляемые и координируемые различными ведомствами в Ставропольском крае, многие молодые люди остаются безработными. Отмена послевузовского распределения привела к перепроизводству и безработице молодых специалистов.

В современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешно­го хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи

Литература

1. Афонина В.Н. Молодежная политика в региональном политическом дискурсе // Ученые записки СКАГС. Ростов-на-Дону, 2002. № 1. С. 89.

2. Данные опросов фонда «Общественное мнение». 2007. www.fom.ru

3. Газета «Аргументы и факты», № 48, 2009 г.

4. Закон «О молодежной политике в Ставропольском крае» Ставрополь 2005

5. Конституция Российской Федерации.

6. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренная Правительственной комиссией по делам молодежи 05.12.2001 г.;

7. Положение молодежи в России, аналитический доклад – М., 2005 год.

8. Российская газета, 2009 г.

9.Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утвержденная правительством РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р). 10. Федеральная программа “Молодежь России”, принятая на 2001-2005 гг.

11. www.ruy.ru – сайт в Интернете - Российский Союз Молодежи – Общественная Всероссийская Организация.

Приложения

Приложение 1

от 0 до 14 лет

от 30 до 60 лет

от 14 до 29 лет

старше 60 лет

Приложение 2

 

Годы

Численность

молодежи (14 - 30 лет), тыс. чел.

Общий прирост

тыс. чел.

%

2013 г.

711,1

2

+0,3

2014 г.

681,1

-30

-1,1

2015 г.

700,8

19,7

1,2

Приложение 3

п/п

Субъект ЮФО РФ

Общее население, чел.

Количество молодежи, чел.

Доля молодежи

в общей численности, %

1.

2.

3.

4.

5.

         

1.

Республика Адыгея

44403

100435

22,6

2.

Республика Ингушетия

45300

16579

36,6

3.

Кабардино-Балкарская Республика

858397

267819

31,2

4.

Республика Северная Осетия-Алания

705270

239791

34,0

5.

Чеченская Республика

1346500

403950

30,0

6.

Республика Дагестан

3015639

1091661

36,2

7.

Республика Калмыкия

285021

82827

29,06

8.

Астраханская область

1013800

294002

29,0

9.

Волгоградская область

2569126

642281

25,0

10.

Ростовская область

4254600

1152996

27,1

11.

Ставропольский край

2799600

733495

26,2

Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11

 

21

 

Просмотров работы: 1355