В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).
В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).
Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина. Они дополняются новыми «поколениями прав» — правом на благоприятную окружающую среду, правом на информацию и др. Именно в этот период ведущую роль в развитии института прав человека и гражданина приобретает международное право.
В середине XX века был принят основополагающий документ ООН — «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года). В ней декларируется, какие права являются независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения любого человека, и принадлежат ему по факту рождения.
Начиная с 1950 года, 10-го декабря отмечается День прав человека.
В 1966 году под эгидой ООН были приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Они и последующие документы утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, воспринятый конституционным правом государств-участников. Он не является исчерпывающим: включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина.
В Европе действует Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского Суда по правам человека.
Для переходного периода, переживаемого в настоящее время Россией характерны процессы, обусловленные социально-экономическими особенностями данного периода. Их проявления получили воплощение в правовых отношениях и нашли отражение в сознании людей, прежде всего, молодежи. Повышенное внимание к правам молодежи объясняется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Преемственность правовых традиций, их модернизация, с учетом обновленного опыта и передача последующим поколениям– основные социальные функции молодежи. Не случайно уровень ее правовой культуры является одним из важнейших показателей развития не только этой социально-демографической группы, но и значимым критерием модернизации общества в целом.
В существующем российском законодательстве выделяются права подростков, как категории молодых людей, имеющих особый правовой статус. Он связан с незавершенностью физического и духовного развития подростков, с их активной образовательной деятельностью в этот период, что требует специальных мер в охране их здоровья, повышенных гарантий в первые годы самостоятельной работы, регламентации их труда, защиты их чести и достоинства.
В реальной действительности молодые люди часто сталкиваются с множеством препятствий, ограничивающих их права и возможности в их стремлении к равноправию. К таким препятствиям относятся и несовершенство правовой системы, и дискриминация подростков на основе возраста (эйджеизм), и низкий уровень правового образования, и слабая правовая защищенность молодых людей, и многое другое. Все это, в конечном итоге, негативно отражается на возможностях повышения правовой культуры подростков, и проявляется в различных формах девиации в молодежной среде.
Согласно результатам исследовательского проекта «Социально-экономические и культурные права молодежи в СНГ и основные препятствия их реализации» осуществленного по заказу Московского Бюро ЮНЕСКО в период 2002 – 2005 гг. большинство подростков в России считает наиболее значимыми для себя права в культурной жизни– 69,9%, на образование– 67,8%, на свободу убеждений– 60,1%, а также права личности – 71,1%. В меньшей степени подросткам ценны экономические права – 38,5%, социальные права – 27,6%.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что изучение правового сознания и правовой культуры подростков важно как с точки зрения познания подрастающего поколения, так и с точки зрения целенаправленной воспитательной работы по формированию правовой культуры у молодежи. В этой связи изучение наиболее значимых для подростков прав является одним из элементов в воспитательной работе. Этот факт определяет актуальность выбранной темы.
Изучение наиболее значимых для гимназистов прав в разные периоды их жизни поможет в понимании их формирующегося мировоззрения и может указать пути в проектировании воспитательной работы. Эта цель и определила тему выполненной работы.
Цель исследования: определить и ранжировать наиболее значимые для подростка права человека в различный период его жизни.
Задачи исследования: провести письменный опрос и на основе полученных результатов сделать выводы и выработать рекомендации.
Методы, использованные при проведении исследования
1. Опрос.
2. Контент-анализ письменных результатов.
3. Статистическая обработка.
4. Анализ результатов.
Этапы исследования
1. Подготовка. Составлен план исследовательской работы.
2. Проведение письменного опроса в форме мини-сочинения (объем не более 0,5 тетрадной страницы или 10-15 предложений) на тему "Какие из прав человека для тебя наиболее значимы?" (участвовали учащиеся 8 - 11 классов. Всего в опросе приняло участие 157 учащихся, из них 78 юношей и 79 девочек. Опрос проводился в декабре 2008 года).
3. Обработка письменных документов методом контент-анализа.
4. Анализ результатов.
Методика обработки результатов
Обработка письменных документов проводилась методом контент-анализа. Всего было обработано 937 лингвистических единиц (смысловые фразы типа "не подслушивали мои телефонные разговоры" или отдельные смысловые слова типа "на жизнь").
Согласно проведенным исследованиям наиболее значимые для себя права человека указали 100 % подростков, что говорит не только о просвещенности подростков в этой сфере социальной жизни, но и об активности их жизненной позиции.
Респонденты указали на 48 видов прав человека. Которые для удобства анализа мы распределили по традиционным группам прав человека (табл. 1).
Таблица 1
Виды и группы прав человека и их количественная характеристика (в %)
Группа прав |
Вид права |
класс |
Общее |
|||||||||||||
8 |
9 |
10 |
11 |
|||||||||||||
м |
д |
о |
м |
д |
о |
м |
д |
о |
м |
д |
о |
м |
д |
о |
||
личные |
право на жизнь |
88 |
80 |
84 |
66 |
33 |
42 |
50 |
20 |
35 |
73 |
91 |
82 |
73 |
60 |
66 |
право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность |
7 |
4 |
33 |
25 |
30 |
15 |
27 |
18 |
23 |
8 |
20 |
14 |
||||
право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию |
69 |
27 |
48 |
22 |
17 |
10 |
5 |
9 |
5 |
30 |
16 |
22 |
||||
право на защиту чести и доброго имени |
||||||||||||||||
право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства |
33 |
8 |
2 |
1 |
||||||||||||
право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться |
9 |
4 |
2 |
1 |
||||||||||||
право на судебную защиту и правосудие |
||||||||||||||||
право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира |
||||||||||||||||
право на неприкосновенность частной жизни |
6 |
20 |
13 |
22 |
17 |
10 |
20 |
15 |
9 |
46 |
27 |
8 |
27 |
18 |
||
свобода мысли, совести и религии; |
13 |
7 |
10 |
22 |
17 |
10 |
5 |
9 |
5 |
8 |
9 |
8 |
||||
свобода слова и иного выражения |
6 |
13 |
10 |
33 |
22 |
25 |
9 |
9 |
30 |
16 |
22 |
|||||
право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком |
||||||||||||||||
экономические |
право частной собственности; |
69 |
7 |
39 |
11 |
8 |
30 |
15 |
9 |
5 |
38 |
4 |
20 |
|||
право наследования |
9 |
5 |
2 |
1 |
||||||||||||
свобода предпринимательской деятельности |
25 |
13 |
11 |
8 |
10 |
5 |
13 |
2 |
7 |
|||||||
свобода труда |
31 |
7 |
19 |
11 |
8 |
10 |
10 |
5 |
9 |
27 |
18 |
18 |
13 |
15 |
||
право на забастовку |
||||||||||||||||
право на участие в управлении предприятием |
||||||||||||||||
право на справедливую оплату за труд |
6 |
13 |
10 |
33 |
8 |
9 |
36 |
23 |
10 |
13 |
12 |
|||||
права потребителя |
18 |
9 |
5 |
2 |
||||||||||||
на получение 1-го рабочего места |
18 |
9 |
13 |
5 |
2 |
3 |
||||||||||
социальные |
право на социальное обеспечение |
6 |
3 |
9 |
5 |
2 |
2 |
2 |
||||||||
право на образование |
63 |
27 |
45 |
33 |
44 |
42 |
80 |
30 |
55 |
73 |
100 |
86 |
68 |
49 |
58 |
|
право на охрану здоровья и медицинскую помощь; |
31 |
33 |
32 |
22 |
17 |
70 |
30 |
50 |
55 |
36 |
46 |
45 |
31 |
38 |
||
право на жилище |
||||||||||||||||
особые права детей и права инвалидов. | ||||||||||||||||
на отдых |
9 |
9 |
9 |
2 |
2 |
2 |
||||||||||
политические |
право на участие в управлении обществом и государством; | |||||||||||||||
избирательные права |
||||||||||||||||
право на объединение |
||||||||||||||||
свободу собраний и манифестаций |
||||||||||||||||
свободу информации |
9 |
5 |
2 |
1 |
||||||||||||
право петиций |
||||||||||||||||
Культурные |
свобода преподавания; | |||||||||||||||
свобода творчества |
25 |
13 |
11 |
8 |
10 |
5 |
13 |
2 |
7 |
|||||||
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры |
||||||||||||||||
право на доступ к культурным ценностям |
||||||||||||||||
Экологические |
право на благоприятную окружающую среду; |
20 |
10 |
15 |
18 |
9 |
5 |
7 |
6 |
|||||||
право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу человека |
||||||||||||||||
право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды |
||||||||||||||||
Особые |
на ошибку |
6 |
13 |
10 |
3 |
4 |
4 |
|||||||||
на личное пространство |
7 |
3 |
4 |
3 |
||||||||||||
на безумие |
9 |
5 |
2 |
1 |
||||||||||||
на создание семьи |
20 |
10 |
15 |
18 |
9 |
5 |
7 |
6 |
||||||||
иметь детей |
9 |
5 |
2 |
1 |
||||||||||||
на секс |
10 |
5 |
2 |
1 |
||||||||||||
на свободу жизни |
22 |
17 |
4 |
2 |
||||||||||||
на кредит |
9 |
5 |
2 |
1 |
||||||||||||
свободно и бесплатно пользоваться пиратским Softом |
10 |
5 |
2 |
1 |
||||||||||||
все |
27 |
13 |
40 |
20 |
9 |
5 |
3 |
18 |
11 |
Из таблицы 1 видно, что наиболее значимыми для подростков являются право на жизнь, на образование и на охрану здоровья. Существенными для подростков являются право не подвергаться насилию и свобода слова. Этот выбор согласуется с возрастной динамикой процесса становления личности в системе духовных потребностей подростков. При этом наукой установлено, что процесс становления личности в системе духовных потребностей подростков носит скачкообразный характер. Так девочки 8-9-х классов заявили для себя значимым право на личное пространство и свободу жизни (мальчики на эту возрастную особенность не указывали), а 9-11 классы – на свободу, также это были в основном девушки. При этом все респонденты 8-11-х классов указали на право неприкосновенности личной жизни.
В ходе исследований установлено, что представления отношений подростков к себе отражают стремление: у мальчиков - учиться хорошо, признаться девушке в любви, стать личностью; у девочек - любить других людей, быть хорошей женой, обеспечить себе будущее.
Эти возрастные потребности молодое поколение и пытается удовлетворить, использую имеющиеся у них права, при этом, в случае осознания невозможности удовлетворения какой-либо возрастной потребности – придумать такое "экзотическое" право. Например – право на безумие, на секс, право иметь детей и т.п.
С другой стороны, анализ результатов опроса выявил и ряд серьезных, значимых не только для подростков, но и для общества в целом, проблем. Так значительная часть респондентов с 8 по 11 классы заявила о значимости для них такого конституционного права как на справедливую оплату за труд. Это говорит о том, что подростки, как юноши, так и девушки либо уже столкнулись, либо боятся столкнуться с проблемой низкой оплаты труда детям. Детский труд, это не только экономическая, но и социальная проблема. Несмотря на то, что этот вопрос отрегулирован в Трудовом кодексе Российской Федерации, в действительности, подростки, сознательно, ради денег, идут на его нарушения, соглашаясь работать по "серым схемам", и как результат – оказываются обманутыми в виде недоплат. Не понимая, из-за низкой правовой культуры, причины конфликта с работодателем, они считают, что у них нет права на справедливую оплату труда.
Другая серьезная проблема, это тревожность выпускников по поводу риска не трудоустроиться после окончания профессионального учебного заведения по избранной специальности. Это связано с нежеланием работодателей брать на работу выпускников ВУЗов и СУЗов, считая их малоквалифицированными и требующими вложения в их квалификацию средств предприятия. Вероятно, они не верят в эффективность иных форм трудоустройства выпускников ВУЗов и СУЗов (молодежные и студенческие биржи труда, квотирование рабочих мест и т.п.) и считают необходимой страховкой для себя обладанием права на 1-е рабочее место, как реального права трудоустроиться по специальности и проявить себя с профессиональной точки зрения на первой работе.
Важным для подростков также является право на собственность, реализуя которое они получат одну из форм самоутверждения в обществе и подростковом коллективе.
Выводы
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Наиболее значимыми для подростков правами человека являются право на жизнь, образование и на охрану здоровья;
2. Существенными для подростков являются право не подвергаться насилию и свобода слова;
3. Важными для подростков являются право на свободный труд, справедливую оплату труда и на 1-е рабочее место.
Предложения;
1. Ознакомить с результатами исследования администрацию гимназии, педагогический коллектив, родителей с целью совместной выработки программ по оказанию правовой и психолого-педагогической помощи подросткам.
2. Усилить правовое воспитание подростков и психологическую службу в гимназии.
Использованная литература
Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства - г.Москва, ЮНПРЕСС, 2000 г.
Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2004. — 496 c
6