Введение |
2 |
1.Обзор литературы |
3 |
2. Основная часть |
6 |
2.1. Основные действия в области развития и совершенствования законодательства |
6 |
2.2. Развитие правоохранительной деятельности по сохранению биоразнообразия |
9 |
Заключение |
10 |
Литература |
10 |
1
Введение
В ХХI веке угроза глобального экологического кризиса определяет необходимость формирования стратегии оптимальных взаимоотношений человека и природы. Принятие Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) ряда важных решений в области экологии и подписание многими странами, в том числе Россией, Конвенции о биологическом разнообразии обозначило этот ключевой рубеж в истории человеческой цивилизации.
В Конвенции под «биологическим разнообразием» понимается «вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем».
Сокращение биоразнообразия занимает особое место среди основных экологических проблем современности. Происходитинтенсивноеуничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. Природные экосистемы полностью изменены на пятой части суши.
Под угрозой исчезновения находятся тысячи видов растений и животных - в Красный список МСОП – Всемирного союза охраны природы (2000 г.) занесено более 9 тысяч видов животных и почти 7 тысяч видов растений. С 1600 года зарегистрировано исчезновение 484 видов животных и 654 видов растений. В действительности исчезло и находится под угрозой исчезновения в несколько раз больше видов.
Дальнейшее сокращение биоразнообразия может привести к дестабилизации биоты, утрате целостности биосферы и ее способности поддерживать важнейшие характеристики среды. В результате необратимого перехода биосферы в новое состояние она может оказаться непригодной для жизни человека.Сохранение разнообразия живых систем на Земле - необходимое условие выживания человека и устойчивого развития цивилизации. Россия играет ключевую роль в сохранении глобального биоразнообразия и поддержании биосферных функций, так как на ее территории сохраняется крупнейший массив природных экосистем и представлена значительная часть мирового видового разнообразия.
Для сохранения биоразнообразия России в соответствии с ее обязательствами в рамках Конвенции о биоразнообразии разработаны Национальная Стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия.
Обширная территория России (17 млн. км2), высокое разнообразие природных и социально-экономических условий, большая протяженность сухопутных и морских границ определяют уникальность масштаба национальной задачи сохранения биоразнообразия..
2
Обзор литературы
На территории России представлено практически все разнообразие внетропических природных экосистем Евразии (полярные пустыни, тундры, лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни, субтропики). Чрезвычайно велико разнообразие почв: от арктических на севере до бурых полупустынных почв и субтропических желтоземов на юге. Территория России уникальна с точки зрения проявления планетарных широтно-зональных закономерностей формирования биоразнообразия (четкая смена зональных природных экосистем) [1,2].
В России находится более четверти еще сохранившихся в мире неосвоенных лесов. Леса России составляют около 22% мирового запаса лесных ресурсов, в том числе 40% из них – ценные хвойные. Общая площадь лесов России – более 6 млн. км2, из них заболоченных – 1,5 млн. км2.
Россия обладает самыми богатыми в мире водно-болотными угодьями. На ее территории протекает около 120 тысяч рек общей длиной 2,3 млн. км, имеется около 2 миллионов озер общей площадью 370 тыс. км2 (без Каспийского моря). Площадь водохранилищ составляет 62 тыс. км2 . Болота занимают 1,8 млн. км2. На долю озер и болот приходится в среднем около 15% площади Российской Федерации, в некоторых регионах – до 85%, и поэтому значение водно-болотных угодий в формировании природы страны очень велико. Около четверти территории России приходится на горные регионы: из 89 субъектов Российской Федерации 43 имеют в своем составе горные территории. По своим природным условиям горы России дают исключительно широкий диапазон различий. Берега России омываются водами 13 морей трех океанов – Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Россия имеет самую протяженную в мире континентальную береговую линию, составляющую около 60 тыс. км [3].
На территории России сосредоточено основное видовое разнообразие Северной Евразии – крупнейшего региона планеты.
Флора России содержит более 12500 видов дикорастущих сосудистых растений, более 2200 видов мхов и печеночников, около 3000 видов лишайников. В почвах и водоемах России, включая омывающие ее территорию моря, обитает 7-9 тысяч видов низших растений (водорослей), число видов грибных организмов составляет около 20-25 тысяч.
Фауна позвоночных насчитывает 1513 видов: 320 видов млекопитающих, 732 вида птиц, 80 видов пресмыкающихся, 29 видов земноводных, 343 вида пресноводных рыб, 9 видов круглоротых; кроме того, в морях, омывающих Россию, встречается около 1500 видов морских рыб. Фауна беспозвоночных насчитывает около 100 тысяч видов. Многие виды являются эндемиками России.
В пределах границ России находятся уникальные природные комплексы, объекты природного и культурного наследия ЮНЕСКО и центры эндемизма, например: российская часть Куршской косы, прибрежные районы Баренцева моря, российская часть Западного Кавказа, коренные леса Севера
3
Европейской части России и Сибири, включая девственные леса Коми, дельта Волги, северная часть Каспийского моря, плато Путорана, Алтай, озеро Байкал, Забайкалье, юг Дальнего Востока (Приморье), полуостров Камчатка, полуостров Чукотка и Корякская Земля, остров Врангеля и другие, требующие особого внимания при сохранении биоразнообразия России.
Сохранность многих типов экосистем пока не вызывает серьезных опасений, например, биомы тундр, северной и средней тайги, большинство арктических морей, мало измененным человеком (за исключением ряда отдельных районов интенсивного хозяйственного освоения) [4,5].
В соответствии с критериями ЮНЕП 65% территории России квалифицируются, как не подвергшиеся существенным хозяйственным воздействиям, и сохранившие ненарушенные экосистемы (большая часть Сибири, Дальнего Востока, Арктики и Субарктики). Около 20% территории испытали существенное влияние хозяйства, но расположенные на них экосистемы, будучи частично редуцированными, вполне сохранили жизнеспособность и ассимиляционный потенциал, необходимый для компенсации современного уровня антропогенных воздействий. Общее состояние видового разнообразия в России также достаточно благополучно. Сохранились основные фаунистические и флористические комплексы всех ландшафтных зон страны, пресноводных и морских экосистем.
Несмотря на относительное благополучие общего состояния биоразнообразия России, ряд типов экосистем и видов живых организмов находятся в катастрофическом положении (на грани исчезновения). В частности, биомы европейских степей и широколиственных лесов практически исчезли и сегодня представлены мелкими фрагментами экосистем на особо охраняемых природных территориях и закрытых военных полигонах. Около 15% российской территории, на которых проживает две трети населения страны, характеризуются, как экологически неблагополучные, со значительной степенью разрушения естественных экосистем и деградации почв (городские агломерации, промышленные, горнодобывающие и сельскохозяйственные регионы Европейской части России, Урала, Сибири и Дальнего Востока). В России 124 млн. га сельскохозяйственных угодий (56%) являются эрозионно опасными и подвержены водной и ветровой эрозии. Значительное число видов является редкими или находится под угрозой исчезновения и требует особого внимания. В Красную книгу Российской Федерации занесено 414 видов и подвидов животных (Красная книга Российской Федерации. Животные. 2001 г.), 516 видов растений и 17 видов грибов (Красная книга РСФСР. 1988).
Расположенные на территории России природные экосистемы представляют исключительную ценность для биосферы, выполняя важнейшие регулятивные функции. На территории России расположены крупнейшие в мире массивы болот и заболоченных лесов, которые играют ключевую роль в глобальных процессах связывания и захоронения углерода и поддержания баланса углекислого газа в атмосфере.
4
Леса и водно-болотные угодья России служат важнейшими для биосферы наземными регенераторами кислорода [6,7].
Россия играет особую роль в сохранении арктических экосистем Земли и присущего им видового разнообразия. К российскому сектору относится около трети всей площади Арктики. Именно здесь находятся территории, наиболее ярко воплощающие типичные черты арктических зональных комплексов экосистем. В России обитает примерно 80% всего видового разнообразия Арктики и около 90% собственно арктических видов.
На территории России, особенно в Азиатской части, преобладают северные типы экосистем (тундровые и таежные), что обусловлено не только географическим расположением страны, но также резко континентальным климатом и обширной зоной вечной мерзлоты в Сибири. Северные экосистемы отличаются повышенной уязвимостью, медленным восстановлением после нарушений, высокой интенсивностью эрозионных процессов в условиях вечной мерзлоты при нарушениях растительного покрова. Крайне уязвимы экосистемы северных морей и пресных водоемов.
Большая часть территории России отличается крайней неустойчивостью климатическихусловий, что определяет повышенную динамичность экосистем. Резкие межгодовые, внутривековые и многовековые колебания условий среды приводят к сильным колебаниям численности и границ ареалов видов [8].
В России разводят свыше 500 отечественных пород, популяций и стад, относящихся к 36 видам сельскохозяйственных животных (в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в 2000 г., занесено 556 пород сельскохозяйственных животных), культивируют более 11 тысяч отечественных сортов культурных растений. Господство в течение последних десятилетий химико-техногенного типа развития сельского хозяйства привело к унификации агроэкосистем и сокращению породного и сортового разнообразия. Для России характерно высокое разнообразие культурных ландшафтов, воплощающих условия гармоничного взаимодействия человека и природы (сады и парки, сельские
ландшафты, территории экологически устойчивого природопользования коренных малочисленных народов России, исторически ценные водоканальные системы, искусственные лесонасаждения и лесополосы и др.).
Поэтому совершенствование правовых механизмов должно быть направлено в первую очередь на внедрение в эту сферу биологических принципов сохранения биоразнообразия с учетом социально-экономических условий их реализации. Правовые механизмы решения проблем сохранения биоразнообразия включают три элемента: законодательство, организацию его исполнения и правоохранительную деятельность. В целом современная ситуация в России характеризуется сравнительно развитым законодательством и неудовлетворительным выполнением законов [9,10].
5
2. Основная часть
2.1. Основные действия в области развития и совершенствования законодательства
Современное российское законодательство базируется на положениях Конституции Российской Федерации и представляет развитую систему правовых институтов, норм и предписаний, направленных на обеспечение сохранения биоразнообразия. Базовое значение имеет закон «Об охране окружающей природной среды». Кроме того, для сохранения биоразнообразия особенно важны законы «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «О недрах»; Водный и Лесной кодексы. Имеются также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные подзаконные акты, касающиеся проблем сохранения и использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Частью национальной правовой системы являются международные конвенции, касающихся сохранения биоразнообразия, охраны и устойчивого использования его компонентов, охраны морских и воздушного бассейнов, участницей которых является Россия.
В целом, существующее законодательство в области сохранения и использования биоразнообразия может считаться относительно развитым.
Вместе с тем, преимущественно природно-ресурсное направление законодательства, рамочный характер многих законов, требующих для своей реализации и введения отдельных подзаконных актов, возникающие в связи с этим пробелы и противоречия определяют необходимость дальнейших усилий по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, но и целенаправленной работы по созданию новых направлений законотворческой политики. Важнейшей задачей является системный учет требований сохранения биоразнообразия в ходе реформирования и развития всего российского законодательства.
Основные действия в области развития и совершенствования законодательства должны предусмотреть эффективное и безопасное использования природных ресурсов и охраны окружающей среды:
Систематизация и совершенствование законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Дополнение существующих законов требованиями сохранения биоразнообразия и его неистощительного использования. В том числе:
Принятие новой редакции базового закона «Об охране окружающей природной среды», отвечающей как сегодняшним социально-экономическим реалиям, так и задачам по сохранению биоразнообразия.
Принятие полноценного Земельного кодекса, обеспечивающего сохранение биоразнообразия в ходе купли-продажи и дальнейшего использования земли; в частности, необходимо максимально расширить и конкретизировать состав экологически обусловленных обременений и публичных земельных сервитутов (прав ограниченного пользования
6
чужим земельным участком), согласовать положения проекта Земельного кодекса о землях природоохранного назначения с апробированными нормами закона об особо охраняемых территориях.
Исправление узкоотраслевой направленности Водного и Лесного кодексов в плане создания соответствующей современным реалиям системы государственной регламентации природопользования владельцами и пользователями территорий и акваторий с точки зрения охраны природы в целом и биоразнообразия в частности.
Модификация налогового законодательства в плане усиления рентных платежей на природные ресурсы и налогового стимулирования неистощительного природопользования.
Включение требований сохранения биоразнообразия в процедуру экологической экспертизы.
Разработка методик расчета ущерба, нанесенного природе не только по отдельным видам ресурсов, а с учетом природных экосистем в целом.
Дальнейшее законодательное разделение прав владения, пользования и распоряжения на природные ресурсы между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также прав и обязанностей в этой области хозяйства и порядка решения спорных вопросов по разделяемым (мигрирующим) природным объектам.
Корректировка законодательства об административных правонарушениях, в том числе ужесточение штрафных санкций за правонарушения в области сохранения биоразнообразия, оптимизация механизмов привлечения к административной ответственности юридических лиц, законодательное обеспечение внесудебной конфискации орудий и продукции незаконного природопользования.
Дальнейшее развитие традиционных направлений законотворчества. Принятие законов о растительном мире, об охоте и охотничьем хозяйстве, о рыболовстве, об охране почв, о регулировании оборота образцов редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных и растений и других; законодательное закрепление особого природоохранного статуса
старовозрастных лесов и водно-болотных угодий международного значения.
Развитие законодательства с учетом экосистемного подхода и биологических принципов сохранения биоразнообразия.
Совершенствование правовых основ защиты общественных экологических интересов; развитие форм участия общественности в принятии экологически значимых решений; законодательное закрепление практики обязательного проведения общественных слушаний по экологически значимым проектам; законодательное закрепление ответственности за непредоставление экологической информации.
Развитие законодательства, обеспечивающего сохранение природных систем и традиционных природосберегающих методов природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов.
7
Развитие законодательства по вопросам регулирования доступа к генетическим ресурсам и получения выгод от их использования, исходя из того, что Россия может выступать как в качестве экспортера, так и импортера генетических ресурсов. При использовании живых измененных (генно-инженерно-модифицированных) организмов надлежит руководствоваться положениями российского (1995) закона о генно-инженерной деятельности, а также положениями Картахенского протокола по биобезопасности (2000), регулирующего трансграничные перемещения живых измененных (генно-инженерно-модифицированных) организмов.
Организация применения законодательства возлагается на органы исполнительной и судебной властиРоссийской Федерации и ее субъектов, на органы местного самоуправления.
Судебные органы России недостаточно внимательно относятся к проблеме. Необходимо провести полный анализ всего законодательства с точки зрения использования законов для сохранения биоразнообразия и издать соответствующие обзоры и юридические комментарии по применению таких положений, прежде всего для юристов-практиков, обратив особое внимание на опасность нарушений и преступлений в этой сфере для государства, его экономики и граждан.
Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования природных ресурсов, экологической экспертизе, охране окружающей среды, иные специализированные органы (таможенные, внутренних дел, прокуратуры, службы безопасности), в компетенцию которых входит обеспечение сохранения биоразнообразия, в настоящее время действуют недостаточно эффективно и практически независимо друг от друга. Необходима координация действий этих органов с целью профилактики и пресечения противоправных действий в отношении биоразнообразия.
Повышение эффективности правоприменения включает: обучение кадров правовым приемам и методам сохранения биоразнообразия, рациональное и эффективное использование выделенных финансовых средств с целью резкого повышения уровня их материально-технического обеспечения, принятие, регистрацию и опубликование подзаконных актов и организацию их исполнения, повышение дисциплинарной ответственности в соответствии с КЗОТом РФ, взаимодействие государственных и муниципальных органов с общественностью, реализацию иных требований законодательства, направленного на сохранение биоразнообразия.
Слабое исполнение законов является сегодня наиболее острой проблемой. На фоне общего падения исполняемости законов положение с охраной живой природы усугубляется тем, что среди задач, решаемых правоохранительными и иными надзорно-контрольными органами, проблемы сохранения биоразнообразия не являются приоритетными.
Основной задачей в области правоприменения является комплексное 8
организационно-техническое, экономическое, идеологическое обеспечение неотвратимости ответственности за нарушение экологического законодательства и нанесение ущерба живой природе. Для повышения эффективности правоприменения чрезвычайно важно повышение эколого-правовой культуры населения, в первую очередь - должностных лиц (работников правоохранительных органов и лиц, ответственных за принятие экологически значимых решений), что согласуется с данными авторов и положениями нормативно-правовых документов [1-10].
2.2. Развитие правоохранительной деятельности по сохранению биоразнообразия
В направлении сохранения биоразнообразия правоохранительная деятельность должно осуществляться в следующих двух направлениях.
Контрольно-надзорная деятельность природоохранных органов, правоохранительных органов (милиции, прокуратуры) и иных структур. Здесь первостепенное значение имеет повышение раскрываемости правонарушений в области сохранения и использования биоразнообразия. Приоритетное внимание должно быть уделено контролю деятельности субъектов, занимающихся эксплуатацией биоресурсов (леса, рыбы и других водных биоресурсов, охотничьих животных), а также ведущих хозяйственную деятельность, которая может нанести ущерб живой природе (сельское хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых и др.). В области контрольно-надзорной деятельности необходимы следующие меры:
обеспечение контрольно-надзорных органов необходимыми средствами и методиками для обнаружения и доказательства правонарушений, в том числе нанесения ущерба биоразнообразию;
оперативное поступление в контрольно-надзорные органы информации от систем мониторинга биоразнообразия, свидетельствующей о возможных правонарушениях в области его использования или нанесения ему косвенного ущерба;
совершенствование практики осуществления государственного контроля и надзора, корректировка нормативно-технических документов (методик, стандартов, правил, нормативов и т.п.).
Привлечение к ответственности, возложение наказания на виновных лиц (административные комиссии, инспекции, суды). Развитие судебной практики по делам, искам и жалобам граждан и общественных объединений, выработка судебной стратегии по правонарушениям в области сохранения и использования биоразнообразия, повышение исполняемости судебных решений по экологическим делам. Необходимо добиваться неотвратимости правовой ответственности за экологические правонарушения во всех ее формах, каждая из которых требует совершенствования:
административной – необходима коррекция системы штрафов;
9
дисциплинарной – необходимо ее использование не только в учреждениях, занимающихся охраной природы, рыболовством и охотничьим хозяйством, но и во всех других организациях и учреждениях, в том числе в органах экологического контроля и надзора;
гражданско-правовой – необходимо развитие практики подачи исков гражданами и общественными организациями;
уголовной – необходимо рассмотрение дел на основе оценки реальной опасности действий, посягающих на живую природу;
эколого-правовой, заключающейся в лишении права природопользования и приостановлении экологически вредной деятельности – необходимо ее применение для всех субъектов эксплуатирующих биоресурсы и ведущих хозяйственную деятельность.
Заключение. Правоохранительными органами приоритетное внимание должно быть уделено контролю деятельности субъектов, занимающихся эксплуатацией биоресурсов (леса, рыбы и других водных биоресурсов, охотничьих животных), а также ведущих хозяйственную деятельность, которая может нанести ущерб живой природе (сельское хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых и др.). В области контрольно-надзорной деятельности необходимы меры: обеспечение контрольно-надзорных органов необходимыми средствами и методиками для обнаружения и доказательства правонарушений, в том числе нанесения ущерба биоразнообразию; оперативное поступление в контрольно-надзорные органы информации от систем мониторинга биоразнообразия, свидетельствующей о возможных правонарушениях в области его использования или нанесения ему ущерба; совершенствование практики осуществления государственного контроля и надзора, корректировка нормативных документов (методик, стандартов, правил, нормативов и т.п.).
Литература.
1. Водный кодекс. 2005. 53с.
2. Закон «О животном мире». 2000. 68с.
3. Закон «Об экологической экспертизе». 2001. 36с.
4. Закон «О недрах». 2002. 50с.
5. Закон «Об охране окружающей природной среды». 2003. 14с.
6. Закон «Об особо охраняемых природных территориях». 2004. 20.
7. Иванова Е.А. Экологическая оценка биоразнообразия Северного Кавказа. Проблемы региональной экологии, 2007, № 6, С. 75-85.
8. Конституции Российской Федерации. 736 с. 42 с.
9. Лесной кодекс. 2000. 57с.
10.Указ Президента Российской Федерации от 4.02.2000 г. № 736 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» М.2000.14 с.
10