Введение………………….......................................................................................3
Глава 1. Закон и заповеди Моисея……………….................................................4
1.1. Что такое закон?……………………………………………….……………..4
1.2. Что такое заповеди? ………………………………………………………....5
Глава 2. Использование в современном праве заповедей Моисея…….…....7
2.1. Сравнительная характеристика заповедей Моисея и
современных Законов…………………………………………………...…...........7
2.2. Статистическое исследование……………………………………………......9
Заключение……………………………………………………………..………....10
Использованные источники………………………………………….…...………11
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема исследования выбрана мной не случайно. Российская Федерация, являясь светским государством, вместе с тем оказывает поддержку развития религиозных культур на территории страны. В 2012 году в нашей школе впервые был введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этике» для учащихся в 4 классе. Меня очень заинтересовала тема взаимодействия государства и религии. И мы с научным руководителем решили выяснить имеют ли заповеди Моисея воплощение в законах светского государства.
Целью научно-исследовательской работы - выяснить закреплены ли заповеди Моисея в современном законодательстве.
Реализация поставленной цели исследования обусловлена необходимостью выполнения следующих задач:
1) дать понятие закона;
2) дать понятие заповеди;
3) рассмотреть заповеди Моисея;
4) сравнить заповеди Моисея и современные законодательные акты;
5) провести статистическое исследование.
Объект исследования: российское законодательство.
Предмет исследования: место заповедей Моисея в законах Российского Федерации.
Гипотеза: «Заповеди Моисея закреплены в современном законодательстве».
Глава 1. Закон и заповеди Моисея.
1.1 Что такое закон?
В широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы. Под законом в узком смысле понимается нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения
[8].
Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
1) Конституция Российской Федерации является основным законом Российской Федерации. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории нашего государства не может противоречить Конституции России.
2) Федеральные конституционные закон принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.
3) Федеральные законы составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.
4) Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в статье 76 Конституции Российской Федерации.
5) Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права. Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов.
Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом: указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др., акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций, акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций [5].
1.2.Что такое заповедь?
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова заповедь это «религиозно-нравственное предписание», либо «правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-то, чего-то».
Толковый словарь Ушакова говорит о том, что заповедь - это «религиозно-моральное Предписание, завет (религ.), 10 заповедей (в библии)», а также, что - это «предписание, имеющее в глазах того, к кому оно обращено, большую моральную силу, авторитет».
Заповеди как выражение воли Создателя о человеке занимают одно из центральных мест в Библии. Ветхий и Новый завет совершенно по-разному подходят к заповедям как религиозному феномену. В основе всего комплекса заповедей Ветхого (Синайского) завета лежат Десять заповедей.
Десять заповедей (Декалог, или Закон Божий) - это предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта [3]. Декалог включает в себя требование единобожия и отказ от язычества, а также основные нравственные нормы. В последующие времена этическая часть Декалога стала называться «общечеловеческими ценностями». В значительной степени ветхозаветные заповеди конкретизируют те базовые требования, которые вошли в состав Декалога[3].
Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии:
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно
4.Помни день субботний, чтобы святить его.
5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6.Не убивай.
7.Не прелюбодействуй.
8.Не кради.
9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего [2].
Глава 2. Закрепление в современном праве заповедей Моисея.
2.1. Сравнительная характеристика заповедей Моисея и
современных Законов.
В ходе нашего исследования мы изучили все десять заповедей Моисея и попытались найти их воплощение в современном законодательстве Российской Федерации. Полученные результаты мы оформили в виде таблице № 1.
Таблица № 1 Воплощение заповедей Моисея в современном законодательстве.
№ |
Заповедь Моисея |
Воплощение в современном законодательстве |
1. |
Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим |
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" |
2. |
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им. |
В государстве-монархии (да и в президентской республике) есть один главный правитель, который всеми повелевает и правит. Подражание, повиновение кому-то еще, возможно, не этично, как минимум... |
3. |
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно |
Статья 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (клевета), статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (Защита чести, достоинства и деловой репутации) |
4. |
Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему. |
Статья 111 Трудового кодекса Российской Федерации (выходные дни). Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. |
5. |
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе |
Есть понятие содержания на иждивении, относится в т. ч. к содержанию родителей. Применяется в уголовном, гражданском праве как обстоятельство, свидетельствующее о моральной и материальной нагрузке на человека, может повлиять на назначаемое наказание. |
6. |
Не убивай |
Статья 105 УК РФ (убийство) , есть др. статьи за причинение смерти по неосторожности( напр. ст.109 УК РФ) |
7. |
Не прелюбодействуй |
Статья 131 Уголовного кодекса Российской Федерации (изнасилование). |
8. |
Не укради |
Статья 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (кража) , 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество) , 161 Уголовного кодекса Российской Федерации (грабеж) , ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации (разбой) |
9. |
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего |
Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (заведомо ложные показания) |
10. |
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего |
Статья. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (присвоение, растрата) |
2.2. Статистическое исследование.
В ходе нашего исследования мы опросили учащихся школы № 61 (48 человек разного пола и возраста) и получили следующие данные:
Знаете ли вы заповеди Моисея?
Из всех ответивших на вопрос примерно 40% учащихся знают заповеди Моисея, остальные 60% нет. Мы пришли к выводу что 5 классы знают заповеди Моисея лучше всех остальных, т.к. в 4 классе проводятся занятия по «Основам религиозных культур и светской этике».
Тогда мы спросили:
2.Знаете ли вы что такое закон?
Большинство учащихся - 95%, знают, что такое закон, 5% - нет
Следующий вопрос, который мы задали это:
3.Как вы считаете законы светского государства отражают ли заповеди Моисея?
Оказалось, что примерно 60% учащихся не уверены что заповеди отражают законы советского государства, а остальные 40% были уверены, что Заповеди Моисея могут отражать законы государства.
Последний вопрос, который мы задали учащимся:
4.Как вы считаете, на сегодняшний день нужно ли соблюдать все заповеди Моисея?
Мы выяснили, что из всех опрошенных учащихся больший процент тех, кто будет соблюдать заповеди, это 5-9 классы. Мы считаем, что это могло быть последствием того, что эти учащиеся прослушали в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этике».
Заключение
В ходе нашего исследования мы выяснили, что ценность заповедей Моисея настолько велика, что эти заповеди нашли свое отражение в нормах современного российского законодательства. Заповеди Моисея в современном обществе составили его систему ценностей, что повлекло закрепления их государством в нормах закона.
Таким образом, мы выяснили, заповеди Моисея применяются в современном законодательстве. Наша цель достигнута. Поставленные в ходе исследования нами задачи выполнены. Мы рассмотрели понятие закона, заповеди, нашли применение заповедей Моисея в современном законодательстве.Гипотеза нашего исследования о том что заповеди Моисея закреплены в современном законодательстве доказана.
В ходе статистического исследования нам удалось выяснить что современное поколение , получившее знания о заповедях Моисея стараются их выполнять. Знание и соблюдение заповедей Моисея позволяет понять и принять системы ценностей современного общества, а следовательно соблюдать законы светского государства.
Библиографический список.
1.Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. / С.С. Алексеев. - М., 2009
2.Гусейнов А.А. Моисей: десять заповедей .Великие моралисты. 2-е изд., доп. – М., 2008. – С. 65-85.
3. Заповеди, десятословие, декалог. Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 158. — 512 с. — 200 000 экз.
4.Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
5.Комаров С. А., Малько А. В.. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА-М — 448 с.
6..Лейст О.Э. Сущность права. – М.: Зерцало-М, 2011. – 352 с.
7. Иконникова Г.И. Философия права. – М.: Юрайт, 2010. – 351 с.
8. Популярный юридический энциклопедический словарь / Редкол.: О. Е. Кутафин,
В. А. Туманов, И. В. Шмаров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. — 800 с.