ТЕБЕ УЖЕ 14

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТЕБЕ УЖЕ 14

Кузнецова Ольга Сергеевна 1
1
Решетова Е.Е. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3 - 4

ГЛАВА 1. Понятие Уголовная ответственность………………………………… 4 - 5

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1.Уровень правовой культуры обучающихся 5 классов…………………… 5-7

2.2. Уровень правовой культуры обучающихся 6 – 7 классов.………………. 7 - 8

2.3.Уровень правовой культуры обучающихся 8 – 9 классов………………… 8 - 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….10- 11

Список литературы……………………………………………………………………11

Приложения…………………………………………………………………………….12 - 22

Введение

Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, а с точки зрения причин – в юридическом невежестве, правовой невоспитанности основной массы школьников.

Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна для криминологии. Она достаточно специфична: касается судеб подрастающего поколении. От того, как она разрешается в настоящем времени, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем и даже более широко – нравственный климат в обществе.

Цель работы: изучение проблемы низкого уровня правовой культуры школьников в сфере уголовного законодательства. Поставленная цель определила задачи: 1. Изучить нормативно – правовую базу по выбранной теме; 2. Разработать диагностический инструментарий; 3. Провести мониторинговые исследования среди обучающихся школы; 4. Проанализировать полученные данные; 5. Разработать собственные предложения по проблеме повышения уровня правовой культуры школьников в сфере уголовного законодательства.

Гипотеза: если уровень правовой культуры в области уголовного законодательства учащихся недостаточно высок, то истоком его формирования должна стать школьная среда.

Объект: учащиеся школы № 19; предмет: уголовная ответственность несовершеннолетних

Методы:

  1. Анализ специальной литературы и источников. На первом этапе своей исследовательской работы я познакомилась и проанализировала существующие научные публикации и литературу. Так, нормативно – правовой базой моего исследования стала: Конституция РФ, закон об образовании, Уголовный кодекс РФ. Проанализировав статью Лебедева А.В. «Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних», я выделила основные особенности психического развития несовершеннолетних правонарушителей. Оценить современную ситуацию подростковой преступности мне помог сайт hibiny.com

  2. Опросный метод - анкетирование; в ходе работы я провела опрос среди учащихся школы №19;интервьюирование – интервью с начальником отдела по охране прав детства и материнства Уваровой Г.А.

  3. Обработка статистических материалов; После проведения анкетирования я обработала полученные данные и оформила их в таблицы и диаграммы.

Глава 1 «Понятие Уголовная ответственность»

Уголовная ответственность — предусмотренные законом неблагоприятные последствия, налагаемые приговором суда на лицо, совершившее преступление, выраженное в самом факте осуждения, сопряженного с наказанием и судимостью. Уголовная ответственность наступает при наличии предусмотренных уголовным законом оснований. Единственным, необходимым и достаточным основанием уголовной ответственности является состав преступления, то есть совершение деяния, которое содержит все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК РФ) ответственности.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних проявляются в том, что им может быть назначено наказание либо применены принудительные меры воспитательного воздействия. Особенности наказания несовершеннолетних заключаются в том, что уголовный закон устанавливает сокращение видов и размеров наказаний для несовершеннолетних (ст. 88 Уголовного кодекса РФ). Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних – применяемое органом дознания, следователем, прокурором или судом освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего, виновного в совершении преступления небольшой или средней тяжести, с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 Уголовного кодекса РФ).

Наказания несовершеннолетних граждан РФ

Освобождение от наказания несовершеннолетних – применяемое судом после вынесения обвинительного приговора освобождение от наказания несовершеннолетнего, виновного в совершении преступления небольшой, средней тяжести, а также тяжкого преступления, с применением принудительных мер воспитательного воздействия или помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 92 Уголовного кодекса РФ).

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, может быть применено после фактического отбытия ими: не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести или тяжкое преступление; не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Основание условно-досрочного освобождения несовершеннолетнего от отбывания наказания – признание суда, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

По данным статистики: за 2014 год на территории области количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 12 % (с 408 до 359), однако выросло число тяжких и особо тяжких, а также групповых преступлений. В то же время зарегистрировано снижение среди подростков повторных преступлений и преступлений, совершенных в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения. Принятые меры со стороны правоохранительных органов представлены в приложении №1. Прокурорами принимались меры реагирования по фактам нарушений законодательства об образовании, о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, об административных правонарушениях, об охране здоровья несовершеннолетних, об опеке и попечительстве, о защите жилищных и иных прав детей. Несмотря на положительную динамику в целом по области, увеличилось количество преступлений в отдельных городах и районах Мурманской области (Октябрьском административном округе г.Мурманска, г.г. Мончегорск, Оленегорск, Кандалакша, ЗАТО Александровск, ЗАТО Островной, ЗАТО Заозерск, Ловозерском и Терском районах)»1.

Глава 2

В ходе исследования я разделила всех респондентов на три группы по возрастному признаку: 1 группа – 5 классы; 2 группа – 6 – 7 классы; 3 группа – 8 – 9 классы. Всего было опрошено 226 человек.

2.1. Уровень правовой культуры обучающихся 5 классов.

Всего в нашей школе обучается 72 пятиклассника. В анкетировании приняло участие 60 учащихся пятых классов, что составило 85 % от числа всех пятиклассников нашей школы. Вопросы анкеты смотри приложение №2. На первый взгляд кажется бессмысленным изучать уровень сформированности правовой культуры у таких маленьких детей. Однако в 2011 году в г. Озерске Челябинской области прокуратура раскрыла кражу. «Там сбежавшие воспитанники детского сада группой неоднократно делали налеты на местный магазин. Мальчишкам было всего 5 и 6 лет, поэтому какая-либо ответственность детсадовцам не грозит. Зато в адрес администрации детского учреждения пришло грозное прокурорское представление. Была даже целая проверка, которая показала, что воспитательница, собирая детей на обед, недосчиталась воспитанников. Дети не терялись на прогулке, а специально сбегали в магазин и там воровали.»2.

Респондентам было предложено дать определение, что такое преступление. Самыми распространенными ответами являлись: воровство – 15 человек (30%), нарушение закона – 10 (20%), убийство – 15 человек (30%), один пятиклассник дал определение слову «преступление» - глагол (приложение №3). Отвечая на второй вопрос, ребята приводили такие примеры преступлений сказочных героев, как издевательство Карабаса – Барабаса над куклами, покушение на жизнь Белоснежки ведьмой, похищение Василисы Прекрасной Кощеем Бессмертным; несколько ребят – 5 человек (10%) затруднились ответить на этот вопрос. Вопрос третий не вызвал затруднения среди пятиклассников, были названы следующие обязанности: посещать уроки, носить форму, выполнять домашние задание.

Большинство учащихся 45 человек (90%) понимают понятие «ответственность» и указывают такие виды ответственности, как уголовная 34 человека, административная 22 человека. Большинство пятиклассников (25 человека- 50%) соблюдают правила безопасного поведения в школе.

Таким образом, результаты данного анкетирования учеников пятых классов показали, что у детей 10-11 лет не достаточный уровень сформированности правовой культуры. Вместе с тем, как показал опрос школьников, в целом дети этого возраста понимают, что преступление является общественно опасным, противоправнымдеянием, запрещенным законом за которое наступает ответственность предусмотренная уголовным кодексом РФ.Данный вывод подтверждается приведенными школьниками примерамисказочных героев совершившихпреступление.Кроме того, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что опрошенные школьники дали верное определение слову «ответственность».В подавляющем большинстве дети указали на необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки, быть ответственными за них. Опрос показал, что большинству школьников известны два вида ответственности - административный и уголовный. Дисциплинарный и гражданско-правовой виды ответственности практически не известны респондентам, так как в данном возрасте дети не обладают достаточными знаниями по данному вопросу. Таким образом, можно сделать общий вывод, что пятиклассники нашей школы обладают средним уровнем правовой культуры

2.2 Уровень правовой культуры обучающихся 6 – 7 классов.

В данной возрастной категории в опросе участвовало 80 человек. Вопросы анкеты представлены в приложении №2. Респондентам было предложено ответить на вопрос:«Почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?».Самыми популярными ответами стали: потому что он получил паспорт – 21 человек (26%), становится ответственным за свои поступки – 19 человек (24%), стал взрослым – 16 человек (20%). Ребята понимают, что общество и государство должны воздействовать на родителей, которые уклоняются от воспитания своих детей, и поэтому самым многочисленным ответом на второй вопрос являлся лишение родительских прав 50 человек (62%), 4 человека (5%) предложили такой вариант, как «казнить», затруднились ответить 7человек (9%).Для сравнения, я обратилась к начальнику по охране прав детства и материнства Уваровой Галине Анатольевна и выяснила, как часто суд использует такую меру воздействия на родителей, как лишение родительских прав (смотри приложения №4). Сама Галина Анатольевна считает, что «лишениеродительских прав - слишком крайняя мера воздействия и о несет отрицательный характер, так как страдают не только родители от того, что их лишили собственных детей, но и ребята, которые остаются с психологической травной на всю жизнь. Поэтому, чтобы избежать судебных разбирательств, недееспособных родителей ставят на различные учеты и комиссии».

Вопрос №3 вызвал затруднение у большинства учащихся: 12 человек(15%) не ответили на поставленный вопрос, у остальных учащихся мнение разделилось: штрафовать и бить ремнем, объяснить, что так делать нельзя, а вариант отрезать пальцы самый жестокий среди ответов ребят. Для сравнения я обратилась к истории: оказывается, одним из самых распространенных наказаний в Древней Руси являлась порка. Это самое распространенное среди «мягких» наказаний. Для порки использовали самые разные виды инструментов – шпицрутены, кнут, плети, розги и так далее. Такое наказание часто использовалось в дворянских и крестьянских семьях, в учебных заведениях, духовных семинариях. Часто так наказывали детей и всех несовершеннолетних преступников, а также тех, кто совершал мелкие преступления3.

37 учеников (46%) ответили неверно на вопрос №4, а правильный ответ дали только 19 респондентов(24%). Однако, больше половины опрошенных учащихся уверены, что несовершеннолетнему лицу не может быть назначено пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Следующий вопрос также обрадовал результатом. Больше половины 54 человека (67%) ответили правильно.

После проведения данного социологического опроса, была выявлена следующая проблема: ребята не понимают, почему их могут привлечь к уголовной ответственности уже в 14 лет; учащиеся не предлагают адекватных мер по профилактике преступности, а это свидетельствует о недостаточных знаний в сфере правовой культуры у обучающихся среднего звена образовательного учреждения.

2.3 Уровень правовой культуры обучающихся 8 – 9 классов.

В ходе работы над исследованием было опрошено 86 обучающихся 8 – 9 классов. Старшеклассникам пришлось потрудиться, поскольку отвечали они на вопросы анкеты в тестовой форме. Вопросы были разнообразны, как и ответы. Прежде чем проводить тестовую работу, я познакомилась с мнением психологов о несовершеннолетних преступниках:

«Поведение несовершеннолетних в период подготовки и совершения преступления обусловлено общими психологическими качествами, присущими подростковому возрасту, а также индивидуальными свойствами подростка, которые связаны с особенностями его физического и духовного развития, условиями жизни и воспитания. Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что склонности и потребности несовершеннолетних правонарушителей различных возрастных групп имеют значительные расхождения.

Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники – это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Для них характерны:

  • постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.);

  • следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм;

  • бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;

  • частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия;

  • умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

  • культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся социально приемлемым поведением, дисциплинированностью, успехами в учебе;

  • привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека.4

Ученикам был задан вопрос: «С какого возраста наступает уголовная ответственность за все преступления, предусмотренные УК РФ?» Ответили правильно на этот вопрос 34 человека(40%). Большинство респондентов 55 человек (64%) знают о том, что человек не будет привлечен к уголовной ответственности за преступления, совершенные в условиях крайней необходимости. К сожалению, только 32 человека (37%) дали правильный ответ на третий вопрос. «На какой срок осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы?» ответили правильно лишь 10 респондентов (12%). Не вызвал особого затруднения вопрос о том, какие меры могут быть применены при совершении преступления несовершеннолетним – 67 % опрошенных дали правильный ответ. Правильную комбинацию ответов на 6 вопрос дали всего 11 человек(13%) (смори приложение №5).

В ходе работы над исследованием, я решила проверить знания учащихся по вопросам уголовного права, которые на протяжении этого учебного года посещают межшкольный факультатив «Юридический букварь». Ребятам был предложен правовой практикум (смотри приложение № 6). Старшеклассники ответили очень хорошо, и это объясняется тем, что у ребят предрасположенность к изучению обществоведческих на УК юридической направленности. Многие из них хотят связать свою дальнейшею жизнью с правовой деятельностью (смотри приложение №7).

После данного социалистического опроса были выявлены следующие проблемы: большинство респондентов не знают, с какого возраста наступает уголовная ответственность за все преступления, подростки, к сожалению, имеют минимальные знания в вопросе о длительности лишения свободы, незначительное количество человек знают принудительные меры воспитательного характера для несовершеннолетних. Возможно, такие результаты опроса связаны с тем, что большинство ребят воспитываются в благополучных семьях, только 2% (2 человека из 91) привлекались к уголовной ответственности. Однако, как сказал знаменитый философ Станислав Ежи Лец «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знания – нередко освобождает».

Заключение.

Проведя исследование, я могу сделать следующие выводы во – первых, у большинства обучающихся наблюдается низкий уровень правовой культуры в уголовной сфере. Такой вывод я могу сделать из анкетирования и опросов, которые проводились в течение работы. Также в ходе наблюдений, я установила, что многие ребята не соблюдают простых правил поведения, закрепленных в Уставе общеобразовательного учреждения. Во – вторых, такая проблема характерна для всей страны. Подростки и взрослые не спешат повышать уровень знаний, как в сфере уголовной ответственности, так и общий уровень правовой культуры.

Таким образом, в ходе работы я подтвердила гипотезу о том, что если уровень правовой культуры в области уголовного законодательства учащихся недостаточно высок, то истоком его формирования должна стать школьная среда. Считаю, что для повышения уровня развития учащихся необходимы целенаправленные действия.

Мое исследование имеет практическую значимость. Материалы будут полезны для проведения уроков обществознания, классных часов и родительских собраний. Однако, я предлагаю решить проблему низкого правового уровня в сфере уголовного законодательства на уровне школы через проведение таких мероприятий как игра для учащихся 8-9 классов «Юность без решеток», интернет – викторины «У истоков Фемиды» и т.д. Мною совместно с администрацией школы и учителями уже проведен круглый стол по теме «Подростковая преступность» (фотоотчет смотри в приложении №8).

В заключении хотелось бы обратиться к словам знаменитого польского поэта, философа, Станислава Ежи Лец которого остаются неизменной истиной по сей день: «Малолетние преступники не имеют гарантированного будущего, из них еще могут вырасти порядочные люди».

Список использованной литературы и источников

  1. Всеобщая декларация прав человека; Издательство: Права человека. (от 10 декабря 1948)

  2. Конвенция о правах ребенка; Издательство: Кнорус, 2012 г.Серия: Законы и Кодексы

  3. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009.- 12 с.

  4. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 1985.

  5. Уголовный кодекс Российской Федерации. (с изменениями от 2015 года)

Интернет ресурсы:

  1. http://smartnews.ru/articles/10145

  2. hibiny.com

Приложение №1

Приложение №2

Диагностический инструментарий исследовательской работы

Анкета для 5 классов

1)Что такое преступление? Дать определение

2)Приведите пример сказочных героев совершивших преступление.3)Перечисли основные обязанности школьника.4) Выбери из двух вариантов правильное толковое значение слову «Ответственность»

A) Ответственность - это необходимость выявить ответственного человека, обязанного отвечать за проступки виновных лиц

B) Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них

5) Какой вид ответственности тебе известен

(если сможешь, кратко приведи пример на выбранные варианты)

A) Дисциплинарный

B) Уголовный

C) Административный

D) Гражданско-правовой

6) Соблюдаешь ли ты Правила безопасного поведения на школьных переменах?

Анкета для 6 – 7 классов

1) Как вы считаете, почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?

2) Подумайте и объясните, а как должны общество, государство поступать с теми родителями, которые не выполняют своих родительских обязанностей, и их дети попадают в “плохую” компанию?

3) Какие профилактические меры и как следует проводить среди малолетних и несовершеннолетних подростков для предупреждения преступности?

4) Несовершеннолетние несут уголовную ответственность за преступления, совершенные по неосторожности с:

А.16 лет

Б.15 лет

В.21 года

Г.14 лет

5) За совершение особо тяжкого преступления несовершеннолетнему лицу может быть назначено пожизненное лишение свободы или смертная казнь в РФ?

А.да

Б.нет

6) Несовершеннолетний считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность ...

А.В день рождения

Б.По истечении суток, на которые приходится день рождения

Тест для 8 – 9 классов

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все преступления,

предусмотренные УК РФ:

a. с 14 лет;

b. с 16 лет;

c. с 18 лет.

2. Назовите обстоятельства, исключающие уголовную ответственность:

a. преступление не завершено;

b. крайняя необходимость;

c. состояние алкогольного опьянения.

3. Может ли наступить уголовная ответственность за деяния, не предусмотренные в УК РФ:

a. может;

b. не может;

c. этот вопрос в юриспруденции еще не решен.

4. Осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы на срок:

a. не более 8 лет;

b. не более 10 лет;

c. не более 15 лет.

5. Закончите следующее утверждение: «В случае совершения несовершеннолетними деяния,

предусмотренного УК РФ, к ним:

a. может быть применено уголовное наказание»;

b. может быть применено церковное покаяние»;

c. могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия»;

d. может быть применена пытка».

6. Принудительными мерами воспитательного характера для несовершеннолетних являются:

a. наказание розгами;

b. предупреждение;

c. обязательные работы;

d. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

e. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;

f. ограничение средств, выдаваемых на карманные расходы;

g. лишение права заниматься определенной деятельностью.

Приложение №3

Определение понятия «Преступление» учащимися 5 классов

Приложение № 4

Год

2010

2011

2012

2013

2014

Кол – во родителей, лишенных род. прав

25

20

13

18

18

Кол – во детей, помещенных в спец. учреждения

21

18

16

17

20

Кол – во ограниченных в правах родителей

9

-

-

3

7

Приложение №5

 

Кол – во правильных ответов

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

60 человек

всего

24

38

22

7

40

8

Приложение №6

Правовой практикум

  1. В суд с заявлением о привлечении К. к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 126 УК РФ (Клевета) обратился Мигунов А.Д. Суд, рассмотрев представленные Мигуновым документы, принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела по этой статье. Вправе ли теперь Мигунов А.Д. предъявить иск о защите чести и достоинства в порядке гражданского судопроизводства. Ответ обоснуйте.

ДА. Отказ в возбуждении уголовного дела по статье 129 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращение возбужденного уголовного дела, а также вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.

  1. Для рассмотрения уголовного дела в отношении У. и других 27 октября 2007 г. была сформирована коллегия присяжных заседателей, в состав которой включен Борисов. 30 октября 2007 г. Борисов не прибыл на судебное заседание без объяснения причин неявки. 19 ноября 2007 г. он повторно не явился в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя. Может ли Борисов быть привлечен к ответственности за неисполнение обязанностей присяжного заседателя. Если да, то какой орган будет принимать об этом решение и как может быть наказан Борисов. Может. Суд рассматривающий дело может вынести постановления о наложении на Борисова денежного взыскания.

  2. Иванников является подозреваемым по делу об убийстве. Постановлением следователя к нему была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. До заключения под стражу никакие меры пресечения к Иванникову не применялись. Через 14 суток после заключения Иванникова под стражу ему было предъявлено обвинение в совершении преступления.Какие нарушения уголовно-процессуального закона были допущены?

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по решению суда. Следователь не имел правомочий по вынесению постановления об избрании в отношении Иванникова заключения под стражу. (согласно ст. 108 УПК);

Кроме того, Иванников был подозреваемым. Согласно ст. 100 УПК, обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения.

Приложение №7

Приложение №8

Фотоотчет о проведение Круглого стола по проблеме «Подростковая преступность»

1hibiny.com

2http://www.schoolnumber1.ru/students/the_rights_and_obligations_of_students/

3 http://smartnews.ru/articles/10145

4Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 1985.

Просмотров работы: 817