Возможность сохранения зрения в школе: миф или реальность

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возможность сохранения зрения в школе: миф или реальность

Сущенко Т.А. 1
1ОГБОУ КШИ «Костромской кадетский корпус»
Шувалова О.Т. 1
1ОГБОУ КШИ «Костромской кадетский корпус»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Цель работы: Определить, реально ли закончить кадетский корпус не испортив зрение.

Практическая часть исследований:

1) Каковы причины ухудшения зрения учащихся?

2) Есть ли проблемы со зрением у кадет и их семей?

3) Есть ли изменение зрения кадет за период учебы с 5 по 11 класс?

Гипотеза: Система обучения в кадетском корпусе способствует сохранению зрения кадет.

В результате исследований, выяснили:

Основная причина ухудшения зрения – образ жизни.

80% семей кадет имеют проблемы со зрением.

Вылечить уже возникшее заболевание зрения невозможно. Но при правильном подходе можно стабилизировать остроту зрения.

Режим учебы в кадетском корпусе способствует сохранению зрения обучающихся.

Разработали практические рекомендации для сохранения остроты зрения учащихся: меры профилактики и гимнастику для глаз.

Данные, полученные в ходе исследований, могут быть использованы в работе любого образовательного учреждения.

Исследования подтвердили нашу гипотезу. Анализ данных показал, что в условиях кадетского корпуса: режим дня, личное время, индивидуальные графики спортивных тренировок, занятия музыкой и танцами составлены так, чтобы уменьшить нагрузку на глаза и сохранить зрение учащихся.

Работа включает:

1) таблицы – 8

2) приложения с графиками и диаграммами - 5

Оглавление

1.Введение

2.Основное содержание

2.1 Изучение научной литературы по теме исследования

2.2 Практическая часть исследования

3. Выводы и практические рекомендации

4. Заключение

5.Список используемой литературы

6.Приложение

1.Введение

Почему интерес вызвала данная тема? Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 миллионов человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам число слепых людей на нашей планете в 2020 году увеличится до 75 млн. человек, а слабовидящих - до 200 млн. человек. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок. При этом в 75% случаев слепоту вызывают заболевания, которые можно вылечить на начальных стадиях или предотвратить с помощью профилактических мер.
В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения.

Посмотрев передачу по телевизору ГТРК «Кострома» с участием начальника отдела развития медицинской помощи детям департамента здра­во­ох­ра­нения Ан­ны Мав­ренко­вой, мы узнали, что на первом месте в нашем городе — проблемы со зрением. Плохо видят 14 процентов школьников. Кстати, ситуация становится хуже — раньше болезни глаз были на третьем месте.

Нам стало интересно, есть ли проблемы со зрением среди учащихся кадетского корпуса.

Тема для исследования выбрана «Возможность сохранения зрения в школе: миф или реальность»Над этой темой мы работали полтора года. Первый год собирали материал о строении и болезнях зрительного анализатора, Только после этого мы смогли приступить к исследованию.

Цель работы и ее значение: Определить, есть ли проблемы со зрением среди кадет и возможно ли их избежать. В результате исследований кадетский корпус получит не только данные для объективного анализа состояния зрения кадет, но и получит практические рекомендации, как избежать негативных последствий нарушения зрения.

Исходя из цели работы, мы определили следующие задачи:

1.Изучить научную информацию по теме исследования: цель этапа – выяснить строение глаза и особенности распространенных заболеваний глаз школьников.

2. Провести исследование: цель этапа – собрать данные по состоянию зрения кадет.

3. Анализ полученных данных в ходе исследования: цель этапа – изучить возможности сохранения зрения кадет.

1) Каковы причины ухудшения зрения учащихся?

2) Есть ли проблемы со зрением у кадет и их семей?

3) Есть ли изменение зрения кадет за период учебы с 5 по 11 класс?

Объект исследования: кадеты Костромского кадетского корпуса.

Предмет исследования: острота зрения кадет.

Методы исследования: анкетирование, анализ и синтез, с помощью которых был собран и обобщён теоретический материал по исследуемой теме, а также подведены итоги исследования, описательно-аналитический метод, позволивший обработать отобранный материал, сравнительно-сопоставительный метод

Научная значимость работы заключается в том, что полученные знания можно применять на уроках и дополнительных занятиях по биологии.

Практическая значимость заключается в том, что в результате исследований кадетский корпус получит практические рекомендации как избежать негативных последствий нарушения зрения.

Ожидаемые результаты: результаты исследований покажут значимость наших исследований и докажут необходимость использования в школе профилактических мер и гимнастики для глаз, что поможет снизить количество учащихся с проблемами по зрению

Актуальность выбранной темы обусловлена, с одной стороны тем, что снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких.  С другой стороны проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.

Изучение проводилось в отдельно взятом образовательном учреждении, но данные, полученные в ходе работы, вполне могут быть использованы в работе любого образовательного учреждения.

Гипотеза нашего исследования: Система обучения в кадетском корпусе способствует сохранению зрения кадет.

2.Основное содержание

2.1. Человек получает 70% всех сведений об окружающем мире с помощью зрения. Глаза позволяют видеть предметы, их форму, размеры, цвет. Зрение помогает установить, где находится объект, двигается он или неподвижен, какое до него расстояние. Это дает человеку возможность ориентироваться в пространстве. Со зрением связаны и все виды трудовой деятельности.

Глаза, точнее глазные яблоки, расположены в глазницах – парных углублениях черепа. В глубине глазницы имеется щель, через которую в глаз входят сосуды и нервы. К глазному яблоку подходят мышцы, которые могут перемещать его в разные стороны. Спереди глаз защищен веками, ресницами и бровями.

Снаружи глазное яблоко заключено в белочную оболочку, или склеру, которая в передней части переходит в прозрачную роговицу. Это самая сильная «линза» глаза. Под склерой находится сосудистая оболочка. Она черная, благодаря чему свет внутри глаза не рассеивается. В передней части глаза сосудистая оболочка переходит в радужную. Цвет радужной оболочки и определяет цвет глаз. В середине радужной оболочки находится круглое отверстие – зрачок. Благодаря клеткам гладкой мышечной ткани зрачок может расширяться и суживаться, пропуская количество света, необходимое для рассматривания предмета. За зрачком располагается хрусталик, напоминающий двояковыпуклую линзу. С помощью окружающих его гладких мышц, образующих ресничное тело, хрусталик может менять форму: становиться то более выпуклым, то более плоским. Когда предмет находится далеко от глаз, хрусталик делается более плоским, когда близко – более выпуклым, фокусируя световые лучи на задней внутренней стенке глаза – сетчатке. Сетчатка – тонкий слой клеток – зрительных рецепторов. Рецепторы сетчатки – клетки в форме палочек и колбочек. Они примыкают к черной сосудистой оболочке. Ее волоконца окружают каждую из этих клеток с боков и сзади, образуя черный футляр, обращенный открытой стороной к свету. Колбочки обладают меньшей светочувствительностью, но способны реагировать на цвет. Они сосредоточены преимущественно в центральной части сетчатки, образуя желтое пятно. По периферии преобладают палочки, передающие только черно-белое изображение. Зато они обладают большей чувствительностью и могут действовать даже при слабом освещении. Перед палочками и колбочками располагаются нервные клетки, которые воспринимают и обрабатывают информацию, полученную от зрительных рецепторов. Аксоны нейронов образуют зрительный нерв. Здесь находится слепое пятно, не воспринимающее изображение. Внутренняя часть глаза заполнена стекловидным телом, а пространство между роговицей и радужкой, между радужкой и хрусталиком – прозрачной жидкостью. Поэтому внутри глаза свет проходит через однородную прозрачную среду.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.

Спазм аккомодации – чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

Близорукость – очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач). Тревожным сигналом, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.

Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.

Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.

Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

2.2..Изучив, по возможности, большинство исследований о зрении, мы решили, сделать запрос у медицинского работника кадетского корпуса; побеседовать с кадетами и их протестировать.

Основными методами в нашей работе на этом этапе были анкетирование, запрос специалистам, опрос, анализ данных и сравнение.

Первое, что мы выяснили из беседы с медицинским работником, каковы причины ухудшения зрения учащихся.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни.

длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;

«отдых» у телевизора;

чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);

не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);

недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;

замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);

плохое освещение (избыток света или темнота);

неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);

несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);

10.стресс;

11.наследственность.

По второму вопросу мы провели опрос учащихся: что знают кадеты о заболеваниях глаз и есть ли проблемы со зрением у них и их семей.

Из 190 опрошенных кадет мы выяснили, что большинство учащихся знают заболевания глаз. Причины осведомленности: учащийся сам имеет нарушения зрения, кто-то в семье имеет проблемы со зрением, изучали на уроках биологии, читали, смотрели передачу по телевизору на данную тему. Тестирование показало, что наибольшей информацией обладают те учащиеся, у которых есть у самих или в семье проблемы со зрением.

Таблица № 1

Проблемы со зрением у кадет и их семей

Класс

Количество опрошенных

Кадеты, носящие очки

Семьи, носящие очки

Количество

%

Количество

%

5а. б

31

5

16%

26

84%

6а, б

30

6

20%

24

80%

7а, б

29

5

17%

24

83%

8а, б

30

6

20%

24

80%

9а, б

30

5

17%

25

83%

10а

21

3

14%

18

86%

11а

19

4

21%

15

79%

Из таблицы видно, что в каждой параллели не более 20% кадет имеют нарушения зрения. Но в 80% семей кадет проблемы со зрением имеются. И вероятней всего, если не контролировать и не проводить профилактические мероприятия, с возрастом у этих ребят проявятся те или иные нарушения зрения.

По третьему вопросу мы вместе с медицинским работником изучили медицинские карты и проанализировали состояние зрения кадет с 5 по 11 класс и обобщили материал в таблицах № 2-8, составили диаграммы (см. приложение № 1-4).

Таблица № 2

Состояние зрения воспитанников 5 класса

по итогам медицинских осмотров

Класс

Кол-во

Состояние зрения воспитанников

% здоровых

%

с нарушением зрения

Количество здоровых

Количество с нарушением зрения

5а, б

40

26

14

1.Миопия слабой степени – 7

2.Миопия средней степени – 2

3.Миопия 2 степени – 1

4. Миопия 1 степени - 4

65%

35%

Таблица № 3

Состояние зрения воспитанников 6 классов

по итогам медицинских осмотров

Класс

Кол-во

Состояние зрения воспитанников

%

с нарушением зрения

Количество здоровых

Количество с нарушением зрения

2018 год

2019 год

2018 год

2019 год

6а, б

38

25

23

13

1.Снижение зрения – 5

2. Миопия 2 степени - 2

2.Миопия 1 степени - 6

15

1.Снижение зрения – 7

Миопия 2 степени - 2

2.Миопия 1 степени – 6

2018- 34%

2019- 39%

Таблица № 4

Состояние зрения кадет 7 классов

по итогам медицинских осмотров

Класс

Кол-во

Состояние зрения воспитанников

%

с нарушением зрения

Количество здоровых

Количество с нарушением зрения

2017 год

2018 год

2019 год

2017 год

2018 год

2019 год

7а, б

38

25

25

25

13

13

13

2017-34%

2018- 34%

2019- 34%

1.Снижение остроты

зрения - 2

2.Миопия – 9

3.Близорукость - 2

Таблица № 5

Состояние зрения кадет 8 классов

по итогам медицинских осмотров

Класс

Кол-во

Состояние зрения воспитанников

%

с нарушением зрения

Количество здоровых

Количество с нарушением зрения

20

16

20

17

20

18

20

19

2016 год

2017

год

2018 год

2019 год

8а, б

32

24

24

24

21

8

8

8

11

2016-25%

2017-25%

2018- 25%

2019- 34%

       

2016 год, 2017 год, 2018 год – у всех миопия средней степени

2019 год:

1.Миопия средней степени - 7

2.Миопия 1 степени - 4

Таблица № 6

Состояние зрения кадет 9 классов

по итогам медицинских осмотров

Класс

Кол-во

Состояние зрения воспитанников

%

с нарушением зрения

Количество здоровых

Количество с нарушением зрения

20

15

2016

2017

2018

2019

20

15

20

16

20

17

20

18

20

19

9а, б

35

30

30

29

29

29

5

5

6

6

6

2015-14%

2016-14%

2017-17%

2018- 17%

2019- 17%

2015 год, 2016 год:

1.Снижение остроты

зрения - 3

2.Миопия средней степени – 1

3.Миопия 1 степени – 1

2017 год, 2018 год, 2019 год:

1.Снижение остроты

зрения - 3

2.Миопия средней степени – 2

3.Миопия 1 степени – 1

Таблица № 7

Состояние зрения кадет 10 класса

по итогам медицинских осмотров

Класс

Кол-во

Состояние зрения воспитанников

%

с нарушением зрения

Количество здоровых

Количество с нарушением зрения

20

14

2015

2016

2017

2018

2019

2014

20

15

2016

2017

20

18

20

19

10а

19

17

17

17

17

17

17

2

2

2

2

2

2

2014-11%

2015 -11%

2016-11%

2017-11%

2018- 11%

2019- 11%

1.Снижение остроты

зрения - 1

2.Миопия – 1

Таблица № 8

Состояние зрения кадет 11 класса

по итогам медицинских осмотров

Класс

Кол-во

Состояние зрения воспитанников

%

с нарушением зрения

 

Количество с нарушением зрения

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

   

11а

20

4

4

4

4

4

4

4

2013-20%

2014 -20%

2015-20%

2016-20%

2017-20%

2018- 20%

2019- 20%

 

2013 год:

1.Снижение остроты зрения – 3

2.Миопия под вопросом – 1

2014 год:

1.Снижение остроты зрения – 3

2.Миопия слабой степени – 1

2015 год:

1.Снижение остроты зрения – 3

2.Миопия слабой степени – 1

2016 год:

1.Снижение остроты зрения – 2

2.Миопия слабой степени – 1

3.Миопия 2 степени – 1

2017 год:

1.Снижение остроты зрения – 2

2.Миопия слабой степени – 1

3.Миопия 2 степени – 1

2018 год:

1.Снижение остроты зрения – 2

2.Миопия 1 степени -2

2019 год:

1.Снижение остроты зрения – 2

2.Миопия 1 степени - 2

       

Анализ таблиц и диаграмм показал, что в 11 и 10 классах количество учащихся с нарушением зрения не меняется из года в год. В 9-х классах количество учащихся с нарушением зрения практически не изменилось (с 2017 года выросло на 1 человека). Начиная с 8-х классов идет увеличение учащихся с нарушением зрения с восьми до одиннадцати. В 7-х классах количество учащихся с нарушением зрения не меняется, но таких кадет уже 13.

Если рассматривать диаграмму видов заболеваний, то чаще у кадет встречается миопия средней степени (средний показатель остроты зрения – 0,3-0,3), но с каждым годом растет количество учащихся с миопией 1 степени (средний показатель остроты зрения – 0,4-0,4).

3.Выводы и практические рекомендации

Выводы

Основная причина ухудшения зрения – образ жизни.

80% семей кадет имеют проблемы со зрением.

Вылечить уже возникшее заболевание зрения невозможно. Но при правильном подходе можно стабилизировать остроту зрения.

Режим учебы в кадетском корпусе способствует сохранению зрения обучающихся.

Меры профилактики

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

Не перенапрягать зрение

Ограничить  до минимума время работы за компьютером.

Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе

Вовремя вставать и ложиться

Следить за гигиеной глаз.

Избегать стрессов, не перегружаться.

Создавать хорошее освещение рабочего места ребенка.  Свет должен быть с левой стороны стола 

Употреблять в пищу продукты богатые необходимым для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо)

Соблюдать правильную осанку

Расстояние от глаз до книги или монитора — должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);

Посещать раз в год офтальмолога

 Если назначено ношение очков, обязательно носить их 

Гимнастика для глаз

Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. С помощью мини-зарядки можно даже улучшить качество зрения. Регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость.

1. Рисовать глазами цифрыДля этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно.

2. Расслабление - с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни.

3. Круговые движения  - открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против.

4. Моргание – не менее 100 раз.

5. «Темное расслабление»  - положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.

6. «Косые глаза» - сведите глаза к носу.

7. «Близко-далеко» - переводите взгляд с близкого на дальний предмет.

4. Заключение

В результате исследований, мы выяснили, что неправильный образ жизни негативно влияет на состояние зрения учащихся независимо от возраста. Но профилактические меры, гимнастика для глаз реально способны стабилизировать остроту зрения.

Собрали для кадетского корпуса данные для объективного анализа состояния зрения кадет. Разработали практические рекомендации для профилактики сохранения остроты зрения учащихся. Данные, полученные в ходе исследований, могут быть использованы в работе любого образовательного учреждения.

Исследования подтвердили нашу гипотезу. У большинства кадет имеется предрасположенность к снижению остроты зрения. Образ жизни является также одним из важных условий ухудшения зрения. Анализ данных показал, что в условиях кадетского корпуса: режим дня, личное время, индивидуальные графики спортивных тренировок, занятий музыкой и танцами составлены с учетом физических и психологических особенностей кадет и способствуют сохранению остроты зрения кадет.

5.Список используемой литературы

1.Генрих Ужегов «Болезни глаз». Издательство: Эксмо-Пресс, 2015г.

2. Леонид Рудницкий «Болезни глаз причины, профилактика, лечение».

Издательство: «Питер», 2018г.

3. В.А. Зверев, И.П. Неумывакин «Болезни глаз. Причины, лечение, профилактика. Мифы и реальность». Издательство: Диля, 2020г.

4. Медицинские карты обучающихся КК.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Просмотров работы: 121