Комплексная оценка состояния здоровья первоклассников и выпускников

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Комплексная оценка состояния здоровья первоклассников и выпускников

Каштанов А.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов
Морозова М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый ученик мечтает о своём счастливом будущем: как он закончит школу, куда сможет поступить, какую профессию получит. Я мечтаю поступить в медицинский институт и стать отличным врачом. Поэтому вопрос о состоянии здоровья людей, особенно детей, не оставляет меня равнодушным.

Актуальность работы. Средства массовой информации утверждают, что ежегодно первого сентября в школу приходят первоклассники, 80% из которых здоровы. Но до выпускного вечера здоровыми остаются только 10% школьников. Как обстоит ситуация в нашей школе? Действительно ли так резко отличаются показатели состояния здоровья у первоклассников и выпускников? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, какие существуют показатели состояния здоровья школьников, как их измерить и оценить.

Прежде чем работать с самыми маленькими и самыми старшими учащимися школы, сначала я научился проводить оценку состояния здоровья своих одноклассников, отработал выбранные методики, освоил методы статистической обработки результатов. Данная работа является логическим продолжением первой части.

Цель данной работы: дать комплексную оценку состояния здоровья первоклассников и выпускников.

Цель позволяет сформулировать следующие задачи:

изучить понятие «здоровье», его отдельные компоненты, способы их измерения и оценки;

выбрать функциональные показатели для проведения исследований;

подобрать необходимые методы и методики исследований;

получить согласие учащихся и их родителей на проведение исследований под контролем и при непосредственном участии школьной медсестры;

провести исследования состояния здоровья учащихся по выбранным методикам;

сравнить полученные результаты;

сформулировать выводы и рекомендации.

Проблема: за время обучения в школе состояние здоровья детей резко ухудшается.

Гипотеза: общее состояние здоровья выпускников намного хуже, чем у первоклассников.

Основная часть работы

Исследуемые показатели состояния здоровья и их оценка

Для комплексной оценки физического здоровья первоклассников и выпускников мы выделили ряд показателей, которые предстояло изучить:

антропометрические данные (индекс Кетле 2), кг/м2 ;

функциональная проба организма с дозированной нагрузкой, уд/мин;

жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), л;

осанка (исследование на наличие сколиоза);

свод стопы (исследование на наличие плоскостопия).

Всего было обследовано 20 учащихся 1 класса и 20 учащихся 11 класса 2018-2019 учебного года.

Сразу отмечу, что анализ медицинских карт учащихся при выполнении работы не проводился. Большая часть проведённых исследований – это лабораторные работы и самонаблюдения по курсу «Человек. Культура здоровья. 8 класс» УМК линии «Сферы». Кроме того, стоить обратить внимание, что мы оценивали состояние здоровья первоклассников и выпускников по одним и тем же методикам, но с учётом возрастных норм.

Для оценки каждого показателя нами были подобраны соответствующие методы и методики исследований. По аналогии с методом экспресс-оценки состояния здоровья, разработанным учёным Г.А.Апанасенко, мы тоже разработали и использовали балльную оценку состояния физического здоровья по изученным показателям:

2б – полное соответствие показателей возрастным нормам,

1б – наличие незначительных отклонений,

0б – наличие серьёзных отклонений.

При оценке состояния опорно-двигательной системы шкала приобрела 2-х бальный вид: 2б – сколиоза / плоскостопия нет, 0б – замечены отклонения от нормы (степень отклонения не учитывается).

Балльная оценка состояния физического здоровья

п/п

Показатель

Оценка в баллах

2 балла

1 балл

0 баллов

1

Весо-ростовой коэффициент (индекс Кетле 2), кг/м2

Гармоничное развитие

Гармоничное развитие (±)

Дефицит массы тела или тучность

2

Функциональная проба организма с дозированной нагрузкой (ЧСС), уд/мин

Соответствует ЧСС в покое или до +3 уд/мин

До +5 уд/мин по сравнению с ЧСС в покое

На 6 и более уд/мин превышает ЧСС в покое

3

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), л

Возрастная норма и выше нормы

На 0,1-0,2 л ниже нормы

Ниже нормы более, чем на 0,2 л

4

Осанка

Нормальная

-

Наличие отклонений

5

Свод стопы (метод плантографии), %

Отсутствие плоскостопия (результат

≤ 33%)

-

Наличие плоскостопия

(результат

> 33%)

6

Физкультурная группа

Основная

Подготовительная

Освобождение

Анализ результатов исследования состояния физического здоровья:

16-18 баллов – отличное состояние здоровья,

13-15 баллов – хорошее состояние здоровья,

10-12 баллов – удовлетворительное состояние здоровья,

менее 10 баллов – плохое состояние здоровья.

Исследование 1.

Определение весо-ростового показателя (Индекса Кетле 2)

Рост и вес - это самые доступные характеристики нашего тела. Их легко измерить, а значит легко использовать для самоконтроля. Для нас важно, что эти показатели характеризуют развитие костно-мышечной системы и степени упитанности. Т.е. по весу и росту можно судить о своём физическом развитии, с которым напрямую связано наше здоровье. И если мы хотим сберечь и укрепить своё здоровье, начать нужно с простого - определить уровень своего физического развития по росту и весу и контролировать его [1].

Более правильное представление о физическом развитии дают не сами величины, а их соотношение. И на практике ориентироваться на показатели веса и роста в отдельности сложнее, чем следить за их соотношением.

Самый простой способ для определения соотношения веса и роста был предложен бельгийским социологом и статистиком Адольфом Кетле в 1869 году. Он предложил следующую формулу расчёта: величину веса в килограммах нужно разделить на величину роста в метрах, возведённую в квадрат. Полученный результат называется весо-ростовым коэффициентом или индексом Кетле и характеризует гармоничность физического развития и телосложения.

Для определения росто-весового соотношения у школьников 6-18 лет используется та же формула, но значение имеет название Индекс Кетле 2. Отличие в том, что результат не имеет стандартного для всех возрастов значения, а соотносится с табличными данными (см. Приложение 1) [6].

Методика исследования

Измерить свой вес.

Измерить свой рост (желательно утром).

Величину веса в килограммах нужно разделить на величину роста в метрах, возведённую в квадрат.

Полученный результат называется индекс Кетле.

Результаты исследования №1

У 40% обучающихся первого класса данный показатель в пределах возрастных норм, у 25% данный показатель занижен или завышен.

У 25% обучающихся одиннадцатого класса данный показатель в пределах возрастных норм, у 50% обучающихся завышен или занижен.

Анализ результатов: выпускники в преддверии экзаменов не следят за собой.

Исследование 2.

Функциональная проба организма с дозированной нагрузкой

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы характеризуется, в первую очередь, частотой сердечных сокращений (ЧСС) за 1 минуту. Частота сердечных сокращений может изменяться в значительных пределах как у одного человека при различных условиях и состояниях (поза, физическая и психическая нагрузка, специфическое динамическое действие пищи, условия среды и т.п.), так и у разных людей (пол, возраст, размеры тела, тренированность к нагрузкам и т.п.).

В разных литературных и электронных источниках информации (http://www.medkurs.ru/, http://www.roditeli.ua/) приведены сведения о нормах ЧСС у детей и подростков. При всём многообразии таких источников данные везде очень похожи. Более подробно по возрастам данный показатель представлен в таблице на сайте: http://crystalheart.ru/.

Для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы обычно используют функциональную пробу с дозированной нагрузкой в форме 20-25 приседаний [7].

Методика исследования

Измерить пульс в покое в покое за 1 минуту.

Выполнить 20 приседаний в интенсивном темпе.

Измерить пульс за 1 минуту сразу после нагрузки.

Отдохнуть 2 минуты.

Повторно измерить пульс после 2 минут отдыха.

Результаты исследования №2

Пульс в покое: в первом классе в норме у 25% обучающихся, но у 60% замечены незначительные отклонения. В одиннадцатом классе в норме у 65% обучающихся.

Пульс после 20 приседаний: у обоих классов увеличивается на 20-25 уд/мин, что соответствует норме.

Пульс после 2 минут отдыха: в первом классе возвращается к норме у 35% обучающихся и ниже нормы у 15%. В одиннадцатом классе в норме у 65% обучающихся.

Анализ результатов: такой низкий результат в первом классе может быть связан с адаптационным периодом в школе и с волнением при прохождении исследований.

Исследование 3.

Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) методом спирометрии

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – это тот максимальный объём воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Величина ЖЕЛ является возрастным и функциональным показателем системы дыхания [5].

Жизненную ёмкость лёгких определяют с помощью спирометра (методом спирометрии). При этом испытуемый сначала делает спокойный вдох и выдох, а затем после глубокого вдоха зажимает пальцами нос и делает форсированный выдох в мундштук спирометра, стараясь выдохнуть максимально возможный объём воздуха. Стрелка спирометра при этом отклоняется, показывая величину жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) испытуемого. Исследование проводится 2 раза с интервалом в 1-2 минуты.

Для оценки результатов исследования мы использовали данные таблицы 8 методического пособия к практическим занятиям по дисциплине «Возрастные особенности человека» [1].

Результаты исследования №3

В первом классе показатель ЖЕЛ в норме у 65% учащихся и ниже нормы у 5%. В одиннадцатом классе в норме у 65% и у 25% ниже нормы.

Анализ результатов: низкий результат в одиннадцатом классе свидетельствует об отсутствии систематических физических тренировок у учащихся и слабости их дыхательной системы.

Исследование 4.

Изучение осанки

Осанка - это привычная поза (вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. Формируется в процессе физического развития ребенка. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение: она повышает работоспособность, влияет на деятельность внутренних органов, особенно органов дыхания и кровообращения. Часто в период бурного роста (в 12-14 лет) у детей нарушается осанка и развивается искривление позвоночника, а родители не успевают уследить за тем, как и когда это происходит. И однажды они замечают, что спина у их ребенка стала неровной, а позвоночник искривлен. Вследствие нарушения осанки появляется сколиоз - боковое искривление позвоночника, что неблагоприятно сказывается на здоровье человека, поэтому разработаны различные способы выявления сколиоза.

При правильной осанке лопатки должны располагаться симметрично, плечи- на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка ровная.

Методика исследования

Прикрепить на ровную поверхность (например, на стену или на школьную доску) белый лист бумаги формата А3 или А4 в горизонтальном положении.

Встать прямо, не напрягаясь, спиной к прикрепленному листу бумаги.

При помощи карандаша обвести контур обоих плечей, затем при помощи линейки соединить верхние точки прямой линией [4].

Результаты исследования №4

В первом классе осанка в норме у 55% учащихся, у 45% замечены отклонения. которые связаны. В одиннадцатом классе осанка в норме у 60% учащихся, у 40% замечены отклонения, то есть линия, соединяющая крайние точки плеч, оказалась отклонённой влево или вправо, что свидетельствует о формирующемся сколиозе.

Анализ результатов: формирование сколиоза у первоклассников может быть связано с отсутствием у некоторых учеников ортопедических портфелей и их тяжестью; нарушение осанки у выпускников может быть вызвано рядом причин: отсутствием систематического самоконтроля за данным показателем, регулярным ношением тяжестей на одном плече (неравномерной нагрузкой на позвоночник), отсутствием физических тренировок.

Исследование 5.

Изучение наличия плоскостопия методом плантографии

Многочисленные исследования последних лет показывают, что плоскостопие представляет собой широко распространенную среди населения деформацию стоп. Кроме позвоночника, большую нагрузку испытывают кости ног, где основная нагрузка при ходьбе ложится на стопу. Очень важно, чтобы суставы стопы, ее форма были правильными и здоровыми. Недостатком может быть плоскостопие, при котором ноги быстрее устают и болят при ходьбе и даже стоянии. В последнее время у большинства детей при медицинских осмотрах выявляется плоскостопие.

Методика исследования

Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом или ручкой.

Измерьте ширину плюсневой (отрезок АВ) и средней части (отрезок СD) отпечатка ноги в сантиметрах, как показано на рисунке.

Запишите полученные результаты. Отрезок АВ равен ______________________ ; отрезок СD равен ____________________ .

Вычислите результат по формуле: АВ : CD х 100% : АВ = ________ %.

Оцените результат. Если полученное процентное соотношение не превышает 33%, нога нормальная, плоскостопия нет; если превышает, то это свидетельствует о наличии плоскостопия I, II или III степени (более 75%) [4].

Результаты исследования №5

В первом классе плоскостопие отсутствует у 85% и присутствует у 15%. В одиннадцатом классе плоскостопие отсутствует у 70% учащихся и присутствует у 30%, что говорит о формирующемся плоскостопии I-II степени.

Анализ результатов: одной из возможных причин наличия плоскостопия является ношение неудобной обуви, а также неправильный подбор обуви для разных видов деятельности.

Суммарный балл показателей физического здоровья

В целом по первому классу комплексная оценка физического здоровья следующая:

16-18 баллов – отличное состояние здоровья – 1 учащийся (5 %),

13-15 баллов – хорошее состояние здоровья – 10 учащихся (50%),

10-12 баллов – удовлетворительное состояние здоровья – 7 учащихся (35%),

менее 10 баллов – плохое состояние здоровья – 2 учащихся (10%).

По выпускному классу комплексная оценка физического здоровья следующая:

16-18 баллов – отличное состояние здоровья – 4 учащихся (20 %),

13-15 баллов – хорошее состояние здоровья – 7 учащихся (35%),

10-12 баллов – удовлетворительное состояние здоровья – 8 учащихся (40%),

менее 10 баллов – плохое состояние здоровья – 1 учащийся (5%).

Анализ результатов: 55% первоклассников и 55 % выпускников имеют отличное и хорошее состояние здоровья.

Заключение

Таким образом, весь комплекс проведённых исследований и анализ полученных результатов позволяет сформулировать следующие выводы:

Большинство первоклассников имеют гармоничное физическое развитие, у 25% наблюдаются отклонения в виде тучности или дефицита массы тела. У 50% выпускников соотношение антропометрических данных не соответствует возрастной норме.

7 учеников (35%) первого класса успешно выполнили функциональную пробу с дозированной нагрузкой, у 50% учащихся замечены незначительные отклонения от нормы. В одиннадцатом классе с этой задачей справилось 13 человек (65%).

Жизненная ёмкость лёгких в норме у 65% учащихся в обоих классах. Состояние опорно-двигательной системы вызывает опасение у 45% учащихся первого класса и у 40% учащихся выпускного класса, при этом основной проблемой первоклассников является формирующийся сколиоз, а у выпускников - развитие плоскостопия.

Половина исследуемых первоклассников (55%) и половина выпускников (55%) имеют хорошее и отличное состояние здоровья.

Гипотеза не подтвердилась! В целом состояние здоровья выпускников не хуже, чем у первоклассников. Значит сам процесс обучения в школе не причиняет такого вреда здоровью детей, о котором нередко можно слышать из средств массовой информации.

Рекомендации:

Учащимся, имеющим повышенный или пониженный показатель Индекса Кетле, необходимо в первую очередь обратить внимание на свой рацион питания и следить за своим весом. Тогда соотношение калорийности получаемой пищи и энергозатрат придёт в норму и развитие станет гармоничным;

Тем учащимся, которые получили 0 баллов за функциональную пробу с дозированной нагрузкой и имеющим низкий показатель ЖЕЛ, необходимо ежедневно гулять на свежем воздухе и находить время для занятий физкультурой и спортом. В противном случае состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем будет только ухудшаться.

А также в течение всего дня следить за своей осанкой и носить удобную обувь, чтобы состояние опорно-двигательной системы не ухудшалось.

В любой ситуации нужно помнить: наше здоровье – в наших руках!

Библиографический список

Левин В.Н. Методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Возрастные особенности человека». - М: Лабиринт, 2013. С.4-10.

Рохлов В.С. Биология. Человек. Школьный практикум. – М: Дрофа, 1998 г. С.56-62.

Сивачёв С.Ф. Методические подходы к оценке влияния физического воспитания на организм школьников. - М.: Астрель, 1990. С.28-30.

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Человек. Культура здоровья. Тетрадь-практикум. – М.: Просвещение, 2014 г. С. 6-8, 14-15, 22-23, 37-40.

Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. – М., ЭКСМО, 2008. С. 124-126.

http://umki-rasumki.ru/Ketle.html

www.fizkulturaisport.ru

http://www.medkurs.ru/

http://health-person.ru/types-of-health

https://ru.wikipedia.org

Просмотров работы: 156