Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы

Процык Л.Л. 1
1МАОУ "Туртасская СОШ" УМР 10Б класс
Никитина В.Н. 1
1МАОУ "Туртасская СОШ" УМР
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Первая проблема заключается в том, что людям сложно бросить курить, а второй проблемой является то, что люди не могут избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой. Некурящие люди не могут сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, входящее в зажжённую сигарету.

В современном обществе эта проблема остается актуальной. В нашей школе так же есть курящие учащиеся, поэтому мы решили исследовать проблему вреда курения на организм человека, выяснить отношение к курению учащихся нашей школы. 

Гипотеза: если учащиеся знают о вреде курения на организм человека, то количество курящих среди опрошенных невелико.

Цель:

 Изучить воздействия табачной продукции на живые организмы, отношение к курению учащихся нашей школы, провести пропаганду отказа от курения.

Задачи

Изучить социальную проблему курения, состав табачного дыма и влияние курения на организм человека, в том числе подросткового возраста.

Выяснить отношение учеников 6-11 классов нашей школы к курению;

провести пропаганду отказа от курения, популяризировать преимущества здорового образа жизни.

Объект исследования — табак, табачный дым.

Предмет исследования — влияние табака на организм человека.

Методы исследования:

1) анкетирование;

2) эксперимент.

I. Теоретическая часть

1.1.История табака в России

Родина табака — Америка. Предполагают, что слово «табак» происходит от названия острова Тобаго. В России долгое время употребление табака не поощрялось. Впервые табак появляется в России при Иване Грозном. Первые табачные мастерские в Петербурге открыли иностранцы. Они производили крошеный курительный табак в незначительных количествах. Его завозят английские купцы, он проникает в багаже наемных офицеров, интервентов и казаков во времена смуты. Курение на короткое время приобретает временную популярность в среде знати.

При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету, контрабандный товар сжигают, его потребители и торговцы подвергаются штрафам и телесным наказаниям.

Еще жестче стали относиться к табаку после Московского пожара 1634 году, причиной которого посчитали курение. Вышедший вскоре царский указ гласил: "чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили и табаком не торговали". За ослушание полагалась смертная казнь, на практике заменявшаяся "урезанием" носа.

В 1646 году правительство Алексея Михайловича пыталось изменить прежний порядок и взяло продажу табака в монополию. Однако под влиянием могущественного патриарха Никона, вскоре восстанавливаются жестокие меры против "богомерзкого зелья". В Соборном Уложении (1649) существовала 30-я глава, предусматривавшая для любого курившего тяжелое наказание: "... а которые стрельцы и гулящие всякие люди с табаком будут в приводе дважды и трижды, и тех людей пытать и не одинова бить кнутом на козле или по торгам (т.е. в застенке или публично на площади) ... Кто русские люди или иноземцы табак учнут держать или табаком учнут торговать, и тем... чинить наказание без пощады, под смертною казнею...".

В феврале-апреле 1697 г серией указов царь Петр Алексеевич (Петр I), государь-реформатор, для которого нарушение традиционного устоя жизни было непременным условием правления, легализовал продажу табака и установил правила его распространения. Примечательно, что по петровскому указу 1697 года табачный дым сначала разрешалось вдыхать и выдыхать только через курительные трубки.

В апреле 1705 года был обнародован Указ о казенной продаже табака через бурмистров и целовальников, а также через выборных, рассылаемых в села, деревни и ярмарки. Одновременно учреждались две табачные фабрики: в Петербурге и Ахтырке (Украина). К середине XVIII века табак получил в Петербурге повсеместное распространение. Без обильного его употребления не обходилась ни одна ассамблея, ни одно празднество.

Время правления Екатерины было отмечено бурным ростом российского предпринимательства и оказалось весьма благоприятным для табачной торговли. В своем Указе от 31 июля 1762 года императрица восстановила свободную продажу табака. Первые табачные мастерские в Петербурге открыли иностранцы. Они производили крошеный курительный табак в незначительных количествах. К 1812 году число таких производств возросло до шести, и все они работали на привозном сырье.

Наряду с курительным табаком широкое хождение получил нюхательный табак. В екатерининскую эпоху, да и много позднее, многие петербуржцы отдавали предпочтение привозному нюхательному табаку: гишпанскому, французскому или немецкому. Но уже тогда, во второй половине XVIII века, с ним начал успешно конкурировать и местный табак. Главным среди местных сортов был аммерсфордский табак, - в России его назвали махоркой.

До Октябрьской революции нюхательный табак достаточно регулярно поставлялся в столичные магазины. Вплоть до 1810-х годов курительный табак уступал по степени популярности нюхательному. В годы царствования Александра I трубка и сигара начали энергично вытеснять табакерку из быта городских жителей. Появление же папирос произвело настоящую революцию в отечественной табачной промышленности.

Первое упоминание папирос встречается в циркуляре Министерства финансов России от 29 апреля 1844 года. Изготовлением папирос тогда занимались десятки фабрик, не говоря уже о бессчетном количестве мелких кустарных мастерских. К 1860 году количество предприятий достигло 551. К концу XIX века концентрация производства усилилась: число предприятий сократилось в два раза, а выпуск табачных изделий вырос в десятки раз.

В 1914 возникла первая крупная российская табачная монополия, Санкт-Петербургское Торгово-Экспортное Акционерное Общество. Организация включала 13 табачных фабрик в Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону и Феодосии и производила 56% табачных изделий, выпускаемых в России. К началу ХХ века табачная торговля стала одним из самых выгодных коммерческих предприятий, в Москве действовали несколько крупных фабрик.

Первая Мировая война привела в России, как и во многих европейских странах к папиросному буму, табак стал обязательной частью солдатского и офицерского пайка. После революции 1917 года табачные фабрики были национализированы. В период Гражданской войны 1918-20 годов выпуск сократился. Дореволюционный уровень производства табачных изделий был достигнут только в 1928 году, когда была внедрена новая техника, например, машины для упаковки папирос и махорки, а также организована промышленная ферментация табака. В 1927 году был построен первый в мире табачный ферментационный завод в Краснодаре.

1.2. Физико-химическая природа табачного дыма.

При горении табачных продуктов образуются основной и побочный потоки дыма. Основной поток дыма образуется в горящем конусе и в горячих зонах сигарет и сигар во время глубокого вдоха (затяжки); он проходит через весь табачный стержень и выходит из мундштучного конца сигареты или сигары. Побочный поток дыма образуется в моменты между затяжками и выделяется из противоположного обугленного торца сигареты в окружающий воздух.

Около 30% от общего количества высвобождающихся из сигареты вместе с основным потоком дыма веществ образуются из табака, а остальные — из окружающего воздуха, протягиваемого при курении через сигарету. Выходящий из мундштучного торца сигареты без фильтра неразбавленный дым содержит примерно (5 х 10 в 9 степени) частиц в 1 мл, при этом среднее значение размера частицы составляет около 0,4 мкм. Величина рН табачного дыма имеет большое значение, поскольку она влияет на степень протонирования, а поэтому и на процентное содержание никотина и других основных компонентов в газообразной фазе. Величина рН определяет ингалируемость основного потока дыма. При рН равной 5,4 весь содержащийся в табачном дыме никотинмонопротонирован и пребывает в виде частиц. Величина рН в основном потоке дыма от высушенных на воздухе табаков и сигар возрастает с увеличением числа затяжек, следовательно, дым этих табачных продуктов содержит соответственно большое количество никотина в парообразной фазе. С другой стороны, величина рН дыма от сигарет, изготовленных из табака горячей сушки или из табачных смесей, немного уменьшается или остается почти постоянной.

Общая масса дыма основного потока от одной сигареты составляет приблизительно 400-500 мг. Более 92% ее состоит из 400-500 отдельных газообразных компонентов, основными из которых являются азот (58%), кислород (12%), двуокись углерода (13%) и окись углерода (3,5%); остальная часть — из других парообразных компонентов и соединении в форме частиц.

С физико-химической точки зрения табачный дым представлен твердой (частицы) и газообразной (парообразной) фазами.

Каков химический состав и значение газообразной фазы табачного дыма?

Газообразной (парообразной) фазой считается та составляющая табачного дыма, которая остается от «цельного» дыма после его фильтрации кембриджским методом. В данном методе применяются фильтры с набивкой из стеклянных волокон, задерживающие 99,7% всех частиц с диаметром больше 0,1 мкм.

Кроме азота, кислорода, двуокиси углерода и окиси углерода (угарный газ), в парообразной фазе содержатся водород, метан и другие углеводороды, летучие альдегиды и кетоны, окиси азота, цианистый водород, летучие нитраты и еще, по меньшей мере, 400-450 различных веществ в небольших концентрациях.

1.3. Влияние курения на организм.

Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение.

Когда же приобщаются к курению? В основном в школьном возрасте. «Пики» относятся к 14, 17 и 19 годам. Незначительное снижение числа курящих наблюдается после 25 лет.Никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд после первой затяжки. Никотин как бы улучшает связь между клетками мозга, облегчая проведение нервных импульсов. Мозговые процессы благодаря никотину на время возбуждаются, но затем надолго тормозятся. Ведь мозгу нужен отдых. Сдвигая привычный для себя маятник умственной деятельности, курильщик затем неотвратимо ощущает его обратный ход.

Но коварство никотина не только в этом. Оно проявляется при длительном курении. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам, которые в некоторой степени облегчают его работу. И вот сам начинает их требовать, не желая особенно перетруждаться. Вступает в свои права закон биологической лени. Органы дыхания первыми принимают на себя табачную атаку. И страдают они наиболее часто. Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражения, воспаления слизистых оболочек зева, носоглотки, трахеи бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей, хронический бронхит, сопровождающийся изнуряющим кашлем, — удел всех курильщиков. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губ, языка, гортани, трахеи.

Поражение сердца и сосудов у людей, много и систематически курящих является следствием нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы.У любителей табака гораздо тяжелее, чем у некурящих, протекает гипертоническая болезнь: она более часто осложняется гипертоническими кризами, нарушением мозгового обращения - инсультом.

Курение является одной из основных причин развития такого тяжелого заболевания, как облитерирующий эндартериит. При этой болезни поражается сосудистая система ног, иногда вплоть до полной облитерации (закрытия просвета) сосудов и возникновения гангрены.

Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения. Научные исследования и клинические наблюдения неоспоримо свидетельствуют: многолетнее курение способствует возникновению язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Курение ухудшает слух человека в такой же степени, как и старение организма. Даже 20 выкуренных за день сигарет приводят к ослаблению нормального восприятия разговорной речи.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «Пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

Курение табака – одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространяющуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения.

2. Практическая часть.

2.1. Социологический опрос.

Для того чтобы узнать отношение к курению учащихся нашей школы, я провела социологический опрос (Приложение 2). В нем приняли участие школьники с 5 по 11 класс. Всего было опрошено 340человек. Анкеты для учащихся включали в себя 20 вопросов. По итогам проведенного опроса были составлены диаграммы. На основании полученных результатов анкетирования учеников можно сделать следующие выводы:

1) Из 100% опрошенных на вопрос часто ли вы болеете ,40% ответили, что раз в пол года, 35% болеют всего лишь раз в год, остальные 25% ответили вариант «чаще».

2) у 80% часто кашель и насморк, а у 60% головная боль

3) Так же я решила поинтересоваться как успехи в школе, и 54% ответили, что учатся на 3 и 4, но на 4 и 5 учатся, а остальные 16% тянут на 3

4) из следующего вопроса, я поняла, что почти все мною опрошенные дети справляются с нагрузками на физкультуре, но из 100% не справляются 16%.

5) 70% опрошенных учеников считают, что они относятся в среднеобеспеченной семье, а остальные по 15% относятся к хорошо обеспеченной и малообеспеченной семье.

6) О составе сигаретного дыма известно 75%, 5%учеников осведомлены об этом, но знают немного, а 20% вообще ничего не знают.

7)Из 100% всего лишь 30% знают что такое пассивное курение, и 30% немного знают , а все остальные не знают что это такое

8) Почти половина опрошенных курят , 40% не курят а 25%пробовали, но не курят.

9) По 40% дети ответили, что их отцы курят либо оба родителя, а остальные отметили что в семье курит только мама.

10) Большинство учеников отмечают , что их друзья курят (60%), а 40% отметили что их друзья не курят.

11) 70% опрошенных учеников считают , что курение вредит вашему здоровью, а остальные 30% сказали что не вредит курение.

12) Большая часть опрошенных утверждают , что могут бросить курить , но просто не хотят, а вот 30% сказали , что уже не могут бросить , так как курение сильно затянуло их и стало вредной привычкой.

13)И самое главное, что участники опроса считают, что курение является проблемой в нашей школе, но из 100% 20% утверждают обратное. Что курение не является проблемой в школе и все в порядке.

Гипотеза наша не подтвердилась: доля курящих по отношению к некурящим довольно велика, значит надо в дальнейшей перспективе продолжать пропаганду отказа от курения различными способами.

2.2. Эксперимент

Тема «Влияние никотина на слюну курящего подростка».

Оборудование: пипетка, пробирки – 4 шт., стакан на 50 мл., линейка, маркер.

Реактивы и материалы: раствор слюны (собственной и курильщика), раствор крахмала, раствор йода, вода чистая теплая.

Ход работы:

1.   Первое что я сделала, пронумеровала пробирки и нанесла с помощью маркера по две метки на равном расстоянии

2. Потом я налилав пробирку №1 до первой метки раствор собственной слюны, до второй - раствор крахмала;

В пробирку №2 до первой метки раствор слюны курильщика, до второй - раствор крахмала.

3. После того как я слюну смешала с крахмалом, добавила по 2-3 капли раствора йода.

4. Поставила обе пробирки в стакан с теплой водой. Через 10-15 минут наблюдала за изменением интенсивности окрашивания растворов. Оценила скорость изменения окраски в каждой пробирке.

Результаты опыта: первое, что я заметила - интенсивность окрашивания синего цвета в первой пробирке происходит быстрее, чем у 2ой пробирки со слюной курящего. Второе: в пробирке со слюной некурящего скорость изменения окраски происходила медленно, но реакция была завершена.А в пробирке со слюной курящегоскорость изменения окраски происходила быстрее, реакция происходит до конца. Следовательно, отсюда я хочу сделать вывод по эксперименту. Активность ферментов слюны у некурящего способствует умеренному расщеплению крахмала, а у курящего происходит ухудшение способности слюны к гидролитическому расщеплению крахмала. Под воздействием никотина увеличивается выработка слюны. При этом возникает раздражение слизистой оболочки рта. По литературным данным мы знаем, что при курении выделяется желудочный сок и этот сок разъедает стенки желудка, что приводит к язве.

3.Выводы

1. Я изучила социальную проблему курения среди 5-11 классов, и мотивами курения является стремительное желание казаться взрослым или подражание товарищам. Провела анкетирование и выяснила отношение учеников 5-11 классов нашей школы к курению.

2. Выполнила эксперимент, доказывающий, что у курящего происходит ухудшение способности слюны к гидролитическому расщеплению крахмала, что отрицательно сказывается на состоянии слизистой оболочки рта и желудка.

3. О результатах анкетирования и эксперимента рассказала на классных часах в тех классах, где проводила опросы, тем самым пропагандировала отказ от курения. 15 ноября 2018 года я провела пропаганду отказа от курения. Закупив коробку конфет, я собрала команду волонтеров. Мы ходили по улице и проводили акцию «Обменяй конфетку на сигаретку». Сначала люди не понимали, зачем мы это делаем и стали задавать вопросы. Но мы объяснялись тем, что каждый год 15 ноября во всем мире отмечают День борьбы против курения. И наша цель акции была: привлечь внимание людей к проблеме вреда, наносимого пристрастием к курению. И таким образом у меня получилась пропаганда отказа от курения.

Литература

1.Федеральный закон «Об ограничении курения табака» // ОБЖ. – 2006. – № 1. – С. 45-47

2.Страхова, В. К. Такие вредные привычки [Текст] / В. К. Страхова // Химия в школе. - 2005. – № 6. – с. 74-75

3. https://medportal.ru/enc/narcology/reading/3/

4. http://russlav.ru/tabak/sostav-tabachnogo-dima.html

5. http://newvrach.ru/sostav-tabachnogo-dyma.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1 Состав табачного дыма.

Приложение №2

Анкета для школьников «Мое отношение к курению»

Таблица №2

Анкета для школьников «Мое отношение к курению»

Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься (параллель)? (напиши сам_________________)

Пол (мужской, женский)

Часто ли вы болеете? (раз в год, раз в полгода, чаще)

Что вас чаще всего беспокоит? (кашель, насморк, головная боль, напиши свое_________­­­­­­­___)

Как ты учишься? (на «5 и 4», на «4 и 3», «на 3», «на 2 и 3»)

Легко ли ты справляешься с нагрузками на уроках физкультуры? (да нет по всякому).

Вы относитесь к семье: малообеспеченной, среднеобеспеченной, хорошо обеспеченной.

Знаешь ли ты состав сигаретного дыма? (да/нет/не знаю)

Твое отношение к курению (отрицательное___положительное___ мне все равно__)

Знаешь ли ты что такое «пассивное» курение? (да/нет/не знаю)

Куришь ли ты? (да пробовал(ла) нет)

Мотивы твоего курения (подчеркни нужное___стремление казаться взрослым, подражание товарищам, любопытство, привлечь внимание)

С какого возраста ты куришь? (напиши сам____________).

Курят ли Ваши родители? (только папа, только мама, оба родителя)

Большинство твоих друзей курят? (напиши сам____­­­­­­­­­________________________________)

Считаешь ли ты, что курение опасно для твоего здоровья? (да/нет/не знаю)

Что стало причиной того, что ты начал(ла) курить? (напиши сам_____________________________)

Смогли бы вы бросить курить? (напиши _________________________________)

Курение является проблемой в нашей школе? (напиши __________________________________)

Что нужно сделать на уровне государства, чтобы люди меньше курили? (напиши ________________)

Анализ анкетирования школьников «Мое отношение к курению»

Таблица №3

Сколько тебе лет? В каком классе учишься?

(Свой ответ)

Пол?

Мужской или женский

Часто ли вы болеете?

Раз в год

Раз в пол года

чаще

Что вас чаще беспокоит?

Кашель

насморк

Головная боль

Как ты учишься?

На 5 , 4

4 , 3

3

2,3

Легко ли ты справляешься с нагрузками на физкультуре?

да

нет

По всякому

Вы относитесь к семье…

малообеспеченной

среднеобеспеченной

Хорошо обеспеченной

Знаешь ли ты состав сигаретного дыма?

да

нет

Не знаю

Твое отношение к курению

отрицательное

положительное

Мне все равно

Знаешь ли ты что такое пассивное курение?

да

Нет

Не знаю

Куришь ли ты?

Да

Пробовал(а)

нет

Мотивы твоего курения

Стремление казаться взрослым

Подражание товарищам

любопытство

Привлечь внимание

Свой вариант

С какого возраста ты куришь?

Свой вариант

Курят ли ваши родители?

Только папа

Только мама

Оба родителя

Большинство твоих друзей курят?

Свой вариант

Считаешь ли ты что курение опасно для твоего здоровья?

Да

нет

Не знаю

Что стало причиной что ты начал(а) курить

Свой вариант

Смогли бы вы бросить курить?

Свой вариант

Курение является проблемой в нашей школе?

Свой вариант

Что нужно сделать на уровне гос-ва , что бы люди меньше курили?

Свой вариант

 
Просмотров работы: 474