Солянский пруд- большая проблема маленького села

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Солянский пруд- большая проблема маленького села

Бочкарев А.Е. 1Ратников Р.В. 1Курмышова Н.В. 1Михалев В.Д. 1
1МОУ "ООШ п.Солянский им. В.К.Ерошкина"
Красулина А.В. 1Самойлова Е.М. 1
1МОУ "ООШ п.Солянский им. В.К.Ерошкина"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Целью исследовательской работы является изучение причин гибели местного водоема, выявление мероприятий, направленных на восстановление пруда.

Задачи:

знакомство с историческим прошлым изучаемого объекта;

исследование особенностей локального природного комплекса;

изучение проблем, повлиявших на гибель пруда;

прогнозирование мероприятий, способствующих восстановлению местного водоёма.

Актуальность выбранной темы

Пруд Солянский всегда имел большое значение для жителей села:

во- первых, без пруда не зародилось бы на этом месте первое поселение;

во-вторых, жители села всегда использовали пруд в сельском хозяйстве;

в-третьих, пруд всегда был местом для отдыха жителей поселка (купание, катание на коньках, ловля рыбы).

в-четвертых водоем всегда являлся природной достопримечательностью и вдохновением для каждого жителя.

В настоящее время, из-за ряда причин, пруд погиб, но еще не поздно возродить утраченное природное богатство.

Место, сроки и методика исследований.

При изучении данного природного объекта применялись методы наблюдения, измерения с использованием статистических и картографических материалов, метод сравнительного анализа. Более подробно взят временной отрезок с октября 2019г. по май 2020 г.

При изучении данного объекта использовалась следующая литература:

Альбом школьного кружка «Поиск», из которого были взяты материалы «История возникновения п. Солянский»;

3

Атлас – определитель Саратовской области, с помощью которого мы смогли определить охраняемые растения, произрастающие на территории водоема.

Были использованы архивные материалы п. Солянский, посещен музей МУК ДК п. Солянский, поселковая библиотека.

1. Основная часть

1.1. Планирование работы групп

В первый свой поход на пруд мы определили по компасу его местоположение. Изучили растительный и животный мир побережья.

Взяли пробу воды. (Приложение 1)

Последующую работу мы решили выполнять группами. Первая группа «историков» отправилась собирать исторический материал. Ребята из 6,7 классов ходили в сельскую библиотеку, расспрашивали у старожилов об истории возникновения пруда. После сбора информации занялись её обработкой, создавая исторический образ водоема.

4

Вторая группа «Географов» занялась описанием местоположения, рельефа, климата пруда, делала необходимые замеры площади водоема, уменьшающиеся на глазах. Группа использовала данные наблюдений, картографический материал, соответствующую литературу. «Географы» сначала изучили план местности 1963 г.( найденном в архиве) на котором изображён пруд, затем с помощью масштаба вычислили размеры водоема, местоположение в поселке. Определили соответствующие размеры за 1963 году, 2007г., 2008г., 2011 г., 2016 г., 2019 г., 2020 г. Осенью 2016 и 2020 годов, когда пруд высох, мы попытались найти ключи, подпитывающие водоем, но попытка оказалась безрезультатной.

(Приложение 2) , (Таблица 1)

Третья группа «Биоэкологи» занялись изучением растительного и животного мира данного природного комплекса. Кроме этого, ребята успели взять 2 раза пробу воды, изучили ее на прозрачность, на наличие минеральных солей и изучили бактериологический состав воды.

(Приложение 3)

С помощью атласа - определителя Саратовской области уточняли названия и особенности флоры и фауны данного природного комплекса.

Группой «Журналистов» было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов, взято интервью у жителей поселка.

По итогам работы групп были сделаны соответствующие выводы.

1.2. Исследовательская работа групп и результаты исследований.

Работа историков.

В 1910- 1911 годах помещик Устинов, проживавший в с. Хлебновка, отпустил своих крестьян на отруба. Несколько крестьянских семей выбрали место около Соляного оврага, где било два ключа. От этого источника и зародилось целое поселение.Кто знает, где бы поселились крестьяне, если бы не встретили такие значимые ключи, поддерживавшие уровень талых вод в овраге на некоторое время. Для них пруд являлся источником жизни.

5

Когда – то помещик Устинов

Принял такое решенье,

Крестьян отпустить на «солёный овраг»,

Чтоб там основать поселенье.

Всего шесть лет спустя, били в пруду два ключа.

Зеркальная гладь и степей красота -

Всё это Солянка родная моя.

Пруд неоднократно вдохновлял жителей села на написание поэтически строк.

Мой пруд.

Вечер опустился на село,

И закончив трудовой свой день,

Хоть устала я, но ничего.

Мне идти туда совсем не лень.

Постою на берегу и помолчу,

Посмотрю на эту неземную гладь.

Грудью всей вздохну и прошепчу:

«Ну, какая же здесь благодать…»

Добрые, нежные веточки ивы

Ласково гладят поверхность пруда.

Сердце сжимается что-то тоскливо,

Как принесли тебе много вреда…

(Липатова А.В. – выпускница школы)

Работа географов.

В 2019 году исследования показали, что берега пруда, кроме северо-западного (где возведена плотина), пологие, дно илистое.

6

Таблица 1

Сравнительный анализ изменений размеров пруда

 

1963г

2007г.

2008г.

2011г.

2016г.

2019

2020

осень

весна

осень

весна

осень

весна

осень

весна

ле

то

осень

весна

осень

весна

ле

то

Длина, м.

1000

960

500

312

300

500

250

200

50

-

300

200

180

-

Ширина, м.

250

150

100

81

70

100

60

50

10

-

70

50

40

-

Глубина, м.

Нет данных

4,5

3

2

1,5

2,8

1,2

0,7

0,5

-

1,3

0,6

0,5

-

Вывод: Из данной таблицы наглядно видно, что размеры пруда год от года уменьшаются, за исключением весны 2011г. Это связано с заиливанием ключей и отсутствием естественной подпитки, изменением погодных условий (засушливым летом 2016, 2020 годов, и весной без дружного таяния снега, не промерзшим грунтом), загрязнением водоема. Ведь питание объекта изучения грунтовое и снеговое. По сравнению с 1963г. все параметры водоема сошли на нет - 0 метров, т.е. пруд, надеемся, что повторно, временно пересох.

7

Работа биоэкологов.

Группа биоэкологов пробу воды брала дважды: осенью 2019г. и весной 2020 г, исследовав ее по трем параметрам:

Определение прозрачности воды. Для определения прозрачности воды в лабораторных условиях мы взяли стеклянный мерный цилиндр (мензурку) и заполнили его до краёв водопроводной водой, взятой из крана в школе. Заполненный цилиндр поместили на печатный текст газеты. Через водопроводную воду текст читался без труда. Такой же опыт провели с осенней и весенней водой, взятой из пруда у самого берега. На высоте 8 см текст через осеннюю воду уже не читался. Через пробу воды, взятой весной 2020 года, текст читался на высоте 12 см.

Вывод: вода в пруду загрязнена и уровень прозрачности низок. Весенняя проба воды сильно отличается от осенней пробы. Весенняя вода чище. Это можно объяснить лишь тем, что водоем не пополнялся талыми водами. В ней нет примесей зеленых растений и обнаружено меньшее содержание ила и глины. Осенняя проба имела зеленовато-мутный цвет. Отстоявшаяся вода стала прозрачной, а на дно выпал осадок из глины, ила и растений зеленого цвета.

Определение жесткости воды. В один стеклянный сосуд налили водопроводной воды, а в другой прудовой воды. В оба сосуда добавили хозяйственное мыло. Тщательно перемешали, получили мыльные растворы. Однако в водопроводной воде мыльный раствор выпал в осадок в виде белых хлопьев, а в сосуде с прудовой водой, в который добавляли мыло, раствор распределился равномерно и хорошо пенился.

Вывод: Это значит, что жесткость водопроводной воды выше воды, взятой из водоема.

Определение воды на бактериологический состав. Для определения бактериологического состава воды нам был нужен мясопептонный агар.

8

Так как данного компонента не было в наличии, мы решили определить наличие бактерий в пробах воды следующим путем. Произвели забор водопроводной воды и воды взятой на пробу в октябре 2019 года. Несколько капель воды поместили на предметное стекло и рассмотрели под микроскопом при увеличении в 120 раз. В водопроводной воде никаких посторонних частиц обнаружено не было. В каплях осенней прудовой воды под микроскопом нам удалось рассмотреть мельчайшие зеленые растения, частички ила и глины. Наличие других живых организмов обнаружено не было, т.к. простейшие, питающиеся бактериями, при низких температурах не размножаются.

Мы решили исследовать пробу воды в конце марта 2020 года. В связи с тем, что весна была ранняя и солнечные лучи настолько сильно прогрели неглубокий пруд, то в пробе воды мы обнаружили небольшие колонии амебы, инфузории-туфельки и эвглены зеленой.

Вывод: наличие жгутиконосцев и саркодовых в водоеме свидетельствует о наличии бактерий, а значит вода в пруду загрязненная и непригодна для применения. Однако с экологической точки зрения, вода в нашем пруду чистая, т.к. не содержит химических примесей, а значит, может быть местом обитания для многих живых организмов.

Поэтому нам было интересно более подробно узнать, какие представители местной флоры и фауны обитали и еще обитают в нашем пруду.

Вдоль берега растут деревья: плакучая ива, клён американский, тополь;

кустарники: слива колючая;

травы: полынь соляновидная, гравилат речной, рогоз, лапчатка желтая и др.

В пруду водились живородки, катушки, беззубки, большой и малый прудовики. Иногда в небольших запрудах можно было обнаружить щитня. По глади воды передвигались стайками клопы-водомерки. Обитали жуки-плавунцы, жуки - гребляки, комары. Прилетали стрекозы. (Приложение 4)

9

В водоеме можно было увидеть и таких животных: золотой карась, речной рак, ондатра, пескарь, прудовая лягушка и т. д.

В настоящее время все это многообразие погибло или откочевало в другие места (утка, серая цапля, лягушка, малая чайка, уж).

От местных жителей, живущих поблизости водоема, мы узнали, что по ночам, в окрестностях пруда был замечен бобр довольно внушительных размеров с широким плоским хвостом. На свет от фонарика он никак не отреагировал.

В результате изучения и исследования пруда было выявлено негативное

воздействие человека на водоём: люди загрязняют пруд, бросают консервные

банки, пластиковые бутылки, моют машины. Все это негативно влияет не только на обитателей пруда, но и на самого человека, ведь нарушается равновесие в водоеме. А ведь раньше люди здесь отдыхали, купались, загорали, ловили рыбу, использовали воду в своем хозяйстве (для полива огорода и поения скота). Водоем всегда имел огромное значение в поддержании уровня грунтовых вод в водонапорных башнях поселка.

Мы, учащиеся школы, оказываем посильную помощь по (благоустройству водоема) поддержанию санитарного состояния пруда:

Ежегодно проводим очистку пруда: собираем мусор, банки, сушняк. (Приложение 5)

Во время разлива вместе с родителями, раньше, спасали мальков.

В зимний период с рыбаками делали лунки во льду для обогащения воды кислородом.

Жители села неоднократно обращались за помощью в администрацию Краснореченского муниципального района и к депутатам с просьбой – почистить пруд.

10

Работа журналистов.

Проблема гибели пруда является важной для всех односельчан. Это выяснилось благодаря опросу школьников нашего поселка и местных жителей. В опросе участвовало 44 респондента из учащихся 5-9 классов нашей школы. Результаты были занесены в сводную таблицу (Таблица 2)

Таблица 2

Сводная таблица анкетирования среди учащихся 5-9 классов

п/п

вопросы

да

нет

мне все равно

1

Купались ли вы в нашем пруду?

38

6

0

2

Как вы думаете, водоём нужен для жителей посёлка?

44

0

0

3

Хотите ли вы, чтобы в нашем посёлке был пруд?

44

0

0

4

Будете ли вы участвовать в мероприятиях, направленных на очищение пруда?

41

3

0

Результаты анкетирования

11

Группа журналистов взяла интервью у 74 жителей нашего поселка по следующим вопросам: Нужен ли пруд жителям поселка? Требует ли пруд особого к себе внимания со стороны местной власти, жителей, экологических организаций и почему? Будете ли вы участвовать в мероприятиях, направленных на очищение пруда?

Взятые интервью и проведенное анкетирование показали, что среди жителей поселка нет равнодушных людей. Все респонденты знают о проблемах пруда и готовы принять участие в мероприятиях, направленных на возрождение водоема.

Проделанная работа ребят нашей группы вдохновила на написание стихов.

Наш водоём Погиб…

Его ведь люди загрязняли,

А раньше семьи отдыхали,

Ловили рыбу, в мяч играли

Сейчас там цапли не летают,

И гибнет мир живой.

А сердце рвётся на куски…

… Уж сколько лет он погибает,

Все мельче стал он, все грязней.

Он, высыхая, умирает,

Вдохни же жизнь в него скорей!

Пусть он живет с тобою рядом,

Ведь без воды нельзя нам жить.

Не погибай наш пруд любимый,

Тебя должны мы сохранить!

Чтоб выжило село родное,

Частица родины моей,

Чтобы на счастье всем потомкам

Звенел над прудом соловей!

12

Заключение

Исследования показали, что причинами гибели пруда являются:

Сложившаяся климатическая ситуация;

Заиливание водоема, источников подпитки (ключей);

Загрязнение пруда бытовыми отходами.

В результате размеры пруда год от года уменьшались, водоем мелел, заиливался и пересох. Ухудшились условия для произрастания отдельных видов растений. Из-за гибели водоема пропал целый природный комплекс со своими обитателями. Но еще есть то, что можно и нужно сберечь. Для жителей поселка велико значение водоема, тому подтверждение – взятые интервью. Необходимо, с помощью техники, очистить площадь бывшего водоема от накопившегося ила и отходов жизнедеятельности человека. Отыскать и откопать ключи. Помочь возродится нашему пруду.

P.S.

Наверное, наш пруд, дает нам возможность задуматься о бережном отношении к нему. Он просит очистить его дно, раскопать ключи, оживить. Нужно воспользоваться таким моментом, и все получится, утраченное возродится.

3. Список использованных источников и литературы

Атлас – определитель Саратовской области

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География – начальный курс»– М. Дрофа 2016 г.

История п. Солянский (альбом школьного кружка «Поиск»)

Красная книга Саратовской области. Изд-во Торгово-промышленная палата Саратовской области 2006 г.

Исследовательская работа учащихся Солянской школы за 2008-2011 г.

13

Приложение 1

Взятие пробы воды

14

Приложение 2

Фрагмент плана п. Солянский (1963г).

15

Приложение 3

Обработка и анализ сбора данных.

осень

весна

16

Приложение 4

Знакомство с животным миром пруда

17

Приложение 5

Акция - чистая территория

18

15

Просмотров работы: 20