Функциональная асимметрия головного мозга и её влияние на успеваемость обучающихся

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Функциональная асимметрия головного мозга и её влияние на успеваемость обучающихся

Речкина Е.А. 1
1МАОУ "Тонкинская СШ"
Пуртова Г.А. 1
1МАОУ "Тонкинская СШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Все люди отличаются друг от друга по многим психическим параметрам: типу темперамента, модальности, характера, способностей и др.

По мнению психологов, все это зависит от функциональной асимметрии полушарий головного мозга – способности одного полушария включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария.

В последних исследованиях учёных в области физиологии головного мозга было выяснено, что левое полушарие – база логического, абстрактного мышления, правое – конкретного, образного. И от того, какое из полушарий наиболее развито у человека, зависит его индивидуальность, особенности его восприятия окружающего мира. Именно поэтому школьников часто делят на «гуманитариев» – учеников более способных к гуманитарным наукам (русский и иностранные языки, литература, история, экономика), чем к точным, и «технарей» – учеников со способностями к точным наукам (математика, химия, биология, физика, география). Соответственно, у гуманитариев доминирует правое полушарие, а у технарей – левое.

Знания о доминировании одного из полушарий у конкретных учеников должны помочь учителям, школьникам и их родителям понять, в каком виде детям удобнее всего воспринимать информацию для успешного обучения.

К сожалению, надо признать такой факт, как не владение взрослыми информацией о доминантном полушарии у ребёнка. По этой причине нередки случаи, когда учителя и родители требуют высоких оценок по литературе у «технарей» или искренне удивляются тому, что ребёнок-гуманитарий не может освоить решение задач по физике. Такое поведение взрослых по отношению к таким детям приводит в дальнейшем к нежеланию учиться.

В связи с вышеперечисленными фактами, данное исследование было направлено на изучение проблемы влияния функциональной асимметрии головного мозга на уровень успеваемости обучающихся.

Исходя из вышеуказанной проблемы, была выдвинута гипотеза о том, что функциональная асимметрия головного мозга влияет на образовательные способности обучающихся, от которых в большой степени зависит уровень их успеваемости.

Целью работы стало изучение зависимости уровня успеваемости обучающихся от функциональной асимметрии головного мозга.

В ходе исследования решались следующие задачи:

Изучить имеющуюся информацию по данной проблематике.

Познакомиться с существующими методами для определения доминирующего полушария головного мозга и отобрать наиболее приемлемые для тестирования школьников.

Провести тестирование и анкетирование по определению доминирующего полушария головного мозга среди учеников Тонкинской средней школы.

Выяснить уровень успеваемости учащихся и средний балл по таким предметам, как русский язык, литература, алгебра и геометрия за 2016-2017 учебный год.

Проанализировать результаты тестов и выявить закономерности влияния асимметрии полушарий головного мозга на уровень успеваемости испытуемых.

Объектом исследования являлась межполушарная асимметрия головного мозга учащихся 8-11 классов МАОУ "Тонкинская СШ". Предметом исследования стала зависимость уровня успеваемости учащихся от доминирующего полушария головного мозга.

В ходе работы использовались такие методы, как изучение и анализ информации по теме исследования, тестирование и анкетирование, количественный и качественный анализ, статистическая обработка и ранжирование данных об успеваемости школьников.

Изучение влияния межполушарной асимметрии на уровень успеваемости учащихся, а также выявление у них доминирующего полушария является актуальным, так как это позволяет выявить психологические особенности детей, что может способствовать более эффективному их обучению в школе.

Глава 1. Обзор литературы

Мозг человека симметричен – его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. Но, по мнению ученых, они имеют разные функции, управляют разными видами деятельности и оказывают влияние на способности человека.

Первое предположение на эту тему было высказано учёными еще в 1836 году. В 1864 г. великий английский невролог Джон Хьюлингс Джексон писал: «Не так давно редко кто сомневался в том, что оба полушария одинаковы как в физическом, так и в функциональном плане, но теперь, когда благодаря исследованиям Дакса, Брока стало ясно, что повреждение одного полушария может вызвать у человека полную потерю речи, прежняя точка зрения стала несостоятельной».

Позднее, в 1868 г. Джексон выдвинул идею о «ведущем» полушарии, которую можно рассматривать как предшественницу концепции доминантности полушарий.

Впервые понятие функциональная асимметрия было введено в науку в 1981 году американским неврологом Р.У. Сперри. Под этим термином он понимал разделение познавательных функций каждого из полушарий.

Левое полушарие отвечает:

за логику и анализ (именно оно анализирует все факты, числа и математические символы также распознаются левым полушарием.)

за буквальное понимание слов (левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.)

за последовательную обработку информации (информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.)

за математические способности (числа и символы также распознаются левым полушарием, логический и аналитический подходы, которые необходимы для решения математических проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.)

за языковые способности (человек с доминантным левым полушарием отлично контролирует свою речь, имеет способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.)

Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно.

Правое полушарие отвечает:

за интуитивные способности (у человека с доминантным правым полушарием хорошо развита интуиция.)

за обработку невербальной информации (правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.)

за пространственную ориентацию (правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом, именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.)

за музыкальность (музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.)

за понимание и анализ слов и выражений в переносном значении и метафоричной речи (с помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.)

за воображение (правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать, с помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории, кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.)

за художественные способности (правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.)

за эмоции (хотя эмоции и не являются продуктом функционирования только правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.)

за мистику и религиозность

за мечты

за параллельную обработку информации (правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

за распознание лиц (благодаря ему мы можем распознавать лица, воспринимать совокупность черт как единое целое.)

Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память.

Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности. Людей равнополушарного типа мышления называют амбидекстрами. У амбидекстров равномерно развиты оба полушария мозга, такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения.

Глава 2. Методы исследования

Для определения доминирующего полушария была проведена диагностика выраженной функциональной асимметрии головного мозга с использованием теста Яссмана—Даниленко (табл. 1).

Таблица 1

Определение доминирующего полушария головного мозга

Тест

Описание

1.Ведущая рука

Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается левый палец, то это связано эмоциональным общим складом личности, если правый -аналитическим складом

2.Ведущий глаз

Правый ведущий глаз соответствует твердому, настойчивому, более агрессивному характеру; левый - более мягкому и уступчивому

3.Поза Наполеона

Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, то это указывает на способность к кокетству, правая - на простодушие.

4. Аплодирование

При совершении ударов правой рукой можно говорить о более решительном характере, левой - о нерешительности, стремлении к полному обоснованию своих поступков, перенос с целей на средства их достижения.

После прохождения данного теста получается 16 возможных комбинаций из четырех букв, интерпретация которых приведена в приложении 1. Каждая такая комбинация соответствует личному психологическому портрету человека.

Кроме этого использовался метод анкетирования. Анкета содержит ряд вопросов и заданий, с помощью которых с большой вероятностью можно определить доминирующее полушарие головного мозга.

Анкета для определения доминирующего полушария

1. Легко ли тебе учиться на 5?

а) да; б) нет; в) не всегда.

2. Какие предметы тебе больше нравятся?

а) гуманитарного цикла (литература, искусство, история);

б) естественно-математического цикла (математика, физика, химия);

в) и гуманитарного цикла, и естественно-математического цикла.

3. Какие предметы даются тебе легко?

а) Математика; б) Русский язык; в) Литература; г) Искусство (Музыка, Рисование); д) Биология; е) Химия; ж) История; з) Физика; и) Иностранный язык; к) Обществознание; л) Технология

4. Какой рукой ты пишешь?

а) правой; б) левой

5. Есть ли у тебя хобби? Какое?

6. Что вы увидели в первую очередь: пейзаж или лошадей?

На основе диагностики были сопоставлены результаты исследования межполушарной асимметрии и проведен качественный и количественный анализ успеваемости по основным предметам (приложения 2 – 4).

Для анализа были выбраны 4 предмета: алгебра, геометрия, русский язык и литература. Такой выбор объясняется тем, что литература и геометрия лучше дается «правополушарникам», так как у них наиболее развито воображение, пространственная ориентация и трехмерное восприятие. Русский язык и алгебра – типичные «левополушарные» предметы. Для них характерны линейные представления, операции с числами, подсчеты, а также анализ, развитая логика и речь.

Для установления зависимости успеваемости обучающихся от типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга были взяты данные об успеваемости за прошлый учебный год, которые в дальнейшем были сопоставлены с преобладающим типом полушария.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании участвовала группа испытуемых из 99 учащихся Тонкинской школы, в том числе из 8 «А» класса – 18 человек, из 8 «Б» –8 человек, из 9 «А» – 19 человек, из 9 «Б» –17 человек, из 10 – 20 человек и из 11 класса – 17 человек.

Исследования проводились в период с октября 2017 по март 2018 года.

По результатам тестирования и анкетирования было выявлено, что из 99 испытуемых 35 человек являются амбидекстрами, у 36 человек доминирует левое полушарие, а у 28 – правое (табл. 2).

Таблица 2

Распределение обучающихся по типу доминирующего полушария

Класс

Левополушарный тип

Правополушарный тип

Равнополушарный тип

8 «а»

6

3

9

8 «б»

2

2

4

9 «а»

7

6

6

9 «б»

7

5

5

10

5

6

9

11

9

6

2

Всего:

36

28

35

После проведения личностного анализа успеваемости обучающихся был выявлен средний балл по предметам за 2016-2017 учебный год (табл. 3, график 1).

Таблица 3

Средний балл успеваемости обучающихся по предметам

Тип

Учебная дисциплина

Алгебра

Геометрия

Русский язык

Литература

Левополушарный

3,8

3,7

3,8

4

Правополушарный

3,6

4

3,7

4

Амбидекстр

4

4,1

4

4,2

График 1

При анализе графической информации была выявлена закономерность: успеваемость у левополушарных школьников по алгебре и русскому языку выше по сравнению с геометрией. Высокий средний балл по литературе, не соответствующий предполагаемой закономерности, объясняется влиянием субъективного фактора (словесно-логический характер познавательных процессов левополушарных дает возможность анализировать факты и поэтапно обрабатывать полученную информацию). «Правополушарники» закономерно достигают хороших успехов в геометрии и литературе.У амбидекстров наблюдается равномерный успех в изучении всех четырёх предметов.

Затем был проведён корреляционный анализ уровня успеваемости обучающихся и типа доминирующего полушария.

Все испытуемые были разделены по уровням успеваемости, в зависимости от их среднегодового балла по предметам: высокий уровень (отметка «5»), повышенный (отметка «4-5»), средний (отметка «3-4»), низкий (отметка «3-2»). На основе данных Цифровой образовательной платформы «Дневник. ру» (https://dnevnik.ru/) было выявлено, что из 99 обследуемых обучающихся на «5» учатся 27 человек, на «4-5» – 34 человека, на «3-4» – 24 и на «2-3» – 14 человек (табл. 4, график 2).

Таблица 4

Зависимость уровня успеваемости от доминирующего полушария головного мозга

Уровень успеваемости

Кол-во участников

Правополушарные

Левополушарные

Амбидекстры

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Повышенный «5»

27

7

26%

7

26%

13

48%

Высокий

«4-5»

34

10

29%

15

44%

9

27%

Средний

«3-4»

24

6

25%

8

33%

10

42%

Низкий

«2-3»

14

5

36%

6

43%

3

21%

Всего:

99

28

 

36

 

35

 

Так называемых «отличников» больше всего выявлено среди амбидекстров (48 %). Благодаря быстрой смене активности полушарий, эти дети могут в равной степени показывать отличные результаты по всем школьным предметам. Среди обучающихся со средним уровнем успеваемости также высок процент амбидекстров (42 %). Это, видимо, связано с тем, что у людей – амбидекстров врождённый интеллект выше, чем у других типов. Возможно, если такой ученик сможет преодолеть некий барьер, не позволяющий ему, как и многим «правополушарникам», концентрировать внимание во время урока, то в силу своих способностей он успевает даже лучше других, но если этого барьера он преодолеть не в силах, ему остается плестись в числе троечников.

График 2

Среди школьников с повышенным уровнем успеваемости, так называемых «хорошистов», и с низкой успеваемостью преобладают дети, у которых доминирует левое полушарие (44 % и 43 % соответственно). Также очевидно, что среди «двоечников» небольшой процент обучающихся является амбидекстрами (21 %), на основании чего можно сделать предположение о том, что они обладают достаточно высоким интеллектом, но в тоже время низкой мотивацией к обучению. Именно эта категория учащихся требует пристального внимания, как педагогов, так и родителей.

Выводы

Подводя итоги данного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Вопрос о функциональной асимметрии головного мозга изучается специалистами около 200 лет. Распределение функциональных обязанностей между полушариями напрямую влияет на различные функции и управляет разными видами деятельности человека.

2. Для определения доминирующего полушария на данный момент в психологии существует ряд методов, которые достаточно просты в использовании. В данной исследовательской работе использовался тест Яссмана-Даниленко и анкетирование.

3. Проведённое исследование позволило определить доминирующее полушарие головного мозга у обучающихся 8-11 классов Тонкинской средней школы. Оказалось, что из 99 испытуемых 35 человек являются амбидекстрами, у 36 человек доминирует левое полушарие, а у 28 – правое.

4. При анализе годовых отметок обучающихся за 2016-2017 учебный год, было выявлено, что из общего числа испытуемых доля учащихся с высоким уровнем успеваемости составила 27,3 %; с повышенным уровнем – 34,3 %; со средним уровнем – 24,2 %; с низким уровнем – 14,1 %.

5. Результаты исследования в очередной раз подтверждают, что существует определенная зависимость уровня успеваемости от доминирующего полушария: среди отличников преобладают амбидекстры, у остальных школьников встречается доминирование, как левого, так и правого полушария.

Заключение

Необходимо сказать, что изучение проблемы функциональной асимметрии полушарий мозга чрезвычайно важно в современном мире. Результаты исследований могут помочь скорректировать образовательный процесс с учетом особенностей психической организации людей, понять, в каком виде удобнее воспринимать информацию, а также ее формы подачи. Это может повысить результативность в различных сферах деятельности.

Кроме того, исследования в данной области могут использоваться в дальнейшем для профессиональной ориентации. Это означает учет профиля функциональной асимметрии при выборе профессии и подготовке к ней. Идеальной была бы ситуация, в которой при анализе профиля асимметрии предлагался бы и ряд рекомендуемых профессий, где человек может достичь высоких результатов, сохранив психическое и соматическое здоровье, и ряд профессий несоответствующих индивидуальной организации человека, где высока вероятность возникновения заболеваний и низка достижения успеха. Именно в этой области – профессионального определения учащихся – предполагается проведение дальнейшего исследования.

Автор данной работы благодарит учащихся 8-11 классов Тонкинской школы за оказанное содействие в проведённом исследовании, а также своего научного руководителя за методическую помощь.

Глоссарий

Амбидекстр – это человек, которому не присуще выделение ведущего полушария для выполнения деятельности, функционирование обоих полушарий развито одинаково, действия выполняются с одинаковой силой, скоростью и точностью.

Корреляционный анализ – метод обработки статистических данных, заключающийся в сравнении одной пары или множества пар признаков для установления между ними статистических взаимосвязей.

Модальность–вид информации, поступающей по проводящим путям сенсорных систем и вызывающей определенный вид ощущений.

Ранжирование – метод ранговой оценки, требующий расположения собранных данных в определенной последовательности и определение места в этом ряду каждого из исследуемых.

Способностиэто свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Темперамент – сочетание характерных для человека особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, определяющих стиль его поведения.

Характерсовокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

Список литературы

1. Брагина Н., Доброхотова П. Функциональные асимметрии человека. 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Медицина, 1988. — 240 с. ил.

2. Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия

3. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. — М., МГПУ, 1998. – 32 с.

4. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Пер. с англ. – М.: Мир, 1983. – 256 с.

5. http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/cv/656-asymmetry

6. http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/mem197.ph

Приложение 1

Интерпретация результатов теста Яссмана-Даниленко

1. ПППП - Ориентация на общепринятые мнения (на стереотипы). Консервативный тип характера, что обеспечивает наиболее стабильное (правильное) поведение.

2. ПППЛ - Неуверенный, консервативный, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположенных остальных, соответствующая черта характера проявляется наиболее ярко: в данном случае - нерешительность.

3. ППЛП - Такому человеку присущи способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общения с ним необходимы юмор и решительность, т.к. этот сильный характер не воспринимает слабые типы (16.5% муж. 17.9% жен.).

4. ПЛПП - Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость (основная черта), чаще встречается у женщин. Общепринятый тип начало уважаемый. Медленное восприятие, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт, в лоб. У них преобладает, растет терпеливость "вязкость", эмоциональность в развитии отношений, некоторая холодность.

5. ППЛЛ - Редкий и самостоятельный тип характера. Близок к 3-ему типу, но мягче, нерешительнее и менее энергичен. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера. Высокая контактность, но медленное привыкание.

6. ПЛПЛ - Самый слабый тип характера. Очень резок. Беззащитность и слабость связаны как со способностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин (0.8%).

7. ПЛЛП - Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов. Некоторое непостоянство, способность кокетничать на "правом", аналитическом фоне при особой мягкости. Подобным характерам свойственна эмоциональная медлительность, точность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения (3.5% муж. 8.5% жен.).

8. ПЛЛЛ - Непостоянный и независимый характер, основная черта - аналитичность в сочетании с остальными "левыми" тестам (2.6% муж.1.6% жен.). Встречается редко.

9. ЛППП - Одним из наиболее часто встречающихся типов характера с очень хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта - эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая проявляется преимущественно в основным в стратегических вопросах (брак, образование). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности (15.7% муж. 12.2% жен.).

10. ЛППЛ - Еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность. Требует особо тщательного отношения к себе - тип "маленькой королевы".

11. ЛПЛП - Самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных целях. Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.

12. ЛПЛЛ - Сильный, но ненавязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта – внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.

13. ЛЛПП - Дружелюбие и простота. Некоторая разбросанность интересов.

14. ЛЛПЛ - Основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (0.3% жен.). У мужчин практически не встречается.

15. ЛЛЛП - Эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, бистро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в обращении с ними важны дополнительные "тормозные механизмы".

16. ЛЛЛЛ -Обладатели полного набора "левых" тестов - это люди, для которых характерны способность по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость. Способность ослепительно улыбаться, которая обязана с "левыми" тестами и, прежде всего, с левой ведущей рукой.

Приложение 2

Успеваемость учащихся и тип межполушарной асимметрии

 

Испытуемые

Учебная дисциплина

Тип

Уровень успеваемости

 

Русский

Литература

Алгебра

Геометрия

 

8 «а» класс

           

1

Баев Егор

4

5

5

5

Левополушарный

П

2

Боровикова Анна

5

5

5

5

Амбидекстр

П

3

Блинохватов Сергей

3

3

3

3

Амбидекстр

С

4

Васильева Алена

3

4

3

3

Амбидекстр

В

5

Голубев Александр

3

4

3

3

Амбидекстр

С

6

Климина Мария

3

4

3

3

Правополушарный

В

7

Комарова Екатерина

4

5

4

4

Амбидекстр

П

8

Малышев Илья

3

3

3

3

Правополушарный

Н

9

Маричев Артем

5

5

5

5

Амбидекстр

П

10

Поспелова Виктория

3

3

3

3

Правополушарный

С

11

Пьянников Максим

3

3

3

3

Левополушарный

Н

12

Речкина Екатерина

5

5

5

5

Амбидекстр

П

13

Сахарова Анна

4

5

4

4

Амбидекстр

П

14

Сюстин Николай

4

4

4

4

Амбидекстр

В

15

Торопова Екатерина

4

5

4

4

Левополушарный

П

16

Чугунов Андрей

4

4

4

4

Левополушарный

В

17

Шабанов Егор

4

4

4

5

Левополушарный

В

18

Широкова Ирина

3

3

3

3

Левополушарный

С

 

8 «б» класс

           

1

Ванцев Алексей

3

3

3

3

Правополушарный

С

2

Иванов Никита

3

4

3

3

Амбидекстр

С

3

Копанева Диана

3

3

3

3

Амбидекстр

С

4

Лузина Наталья

3

3

3

3

Левополушарный

С

5

Плотников Евгений

4

4

4

4

Левополушарный

В

6

Подоплелов Андрей

3

3

3

3

Правополушарный

Н

7

Смирнова Алена

3

3

3

3

Амбидекстр

С

8

Щербаков Даниил

4

4

4

4

Амбидекстр

В

 

9 «а» класс

           

1

Ашихмина Ольга

3

3

3

3

Левополушарный

Н

2

Бахтина Мария

3

3

3

3

Правополушарный

С

3

Вандышева Даша

4

4

4

4

Амбидекстр

В

4

Вилков Дмитрий

3

3

3

4

Амбидекстр

С

5

Горохов Дмитрий

3

3

3

3

Левополушарный

Н

6

Демина Анастасия

4

4

3

4

Левополушарный

В

7

Земляникин Максим

3

4

3

3

Правополушарный

В

8

Каменецкий Александр

3

3

3

3

Амбидекстр

Н

9

Колесникова Екатерина

4

4

3

4

Левополушарный

В

10

Корчагин Дмитрий

3

3

3

3

Левополушарный

Н

11

Красильников Максим

4

4

3

4

Левополушарный

В

12

Кропанева Елена

3

3

3

4

Левополушарный

С

13

Куимов Сергей

3

4

3

4

Правополушарный

В

14

Лошкарев Даниил

3

3

3

3

Амбидекстр

Н

15

Потехина Ольга

3

3

3

3

Амбидекстр

Н

16

Пуртова Оксана

3

4

3

4

Правополушарный

В

17

Пьяников Даниил

3

3

3

3

Правополушарный

С

18

Сахаров Андрей

3

3

3

4

Правополушарный

С

19

Хомякова Полина

5

5

4

4

Амбидекстр

П

 

9 «б» класс

           

1

Алексеева Анастасия

5

5

5

5

Левополушарный

П

2

Ашихмин Иван

3

4

3

3

Левополушарный

С

3

Баев Денис

4

4

3

4

Амбидекстр

С

4

Ворончихина Ольга

3

4

3

3

Правополушарный

С

5

Голубев Роман

3

3

3

3

Правополушарный

Н

6

Демышева Алена

5

5

5

5

Правополушарный

В

7

Демышева Алина

5

4

4

4

Амбидекстр

В

8

Зайцева Любовь

5

5

5

5

Левополушарный

В

9

Козлов Артем

3

3

3

3

Правополушарный

Н

10

Косарева Анна

4

4

4

4

Амбидекстр

В

11

Малышев Кирилл

3

3

3

3

Левополушарный

Н

12

Мамедов Руслан

4

4

3

4

Левополушарный

С

13

Репикова Анжелика

4

5

5

5

Амбидекстр

П

14

Роженцов Иван

3

3

3

3

Левополушарный

Н

15

Цветков Денис

3

3

3

3

Правополушарный

Н

16

Шестиперстова Вера

5

5

5

5

Левополушарный

П

17

Шилова Виктория

5

5

5

5

Амбидекстр

П

 

10 класс

           

1

Бахтин Михаил

4

5

3

3

Амбидекстр

С

2

Буторина Анастасия

5

5

5

5

Правополушарный

П

3

Буянова Евгения

4

3

3

3

Амбидекстр

Н

4

Ворожков Николай

4

4

3

3

Амбидекстр

С

5

Кузнецова Алина

4

5

4

4

Правополушарный

В

6

Кузнецова Марина

5

5

4

4

Левополушарный

В

7

Кукушкина Полина

5

5

5

5

Правополушарный

П

8

Маленко Павел

4

5

3

4

Амбидекстр

В

9

Малькова Юлия

4

5

4

4

Левополушарный

В

10

Погоровская Ангелина

5

4

3

4

Правополушарный

В

11

Смирнов Феликс

5

5

5

5

Амбидекстр

П

12

Смирнова Даша

5

5

4

4

Амбидекстр

В

13

Смирнова Елена

5

5

5

5

Правополушарный

П

14

Теплыгина Анастасия

3

3

3

3

Левополушарный

С

15

Толстобров Игорь

4

5

4

4

Правополушарный

В

16

Торопов Сергей

5

5

5

5

Амбидекстр

П

17

Торопова Анастасия

5

5

5

5

Амбидекстр

П

18

Фундышев Руслана

3

4

4

4

Левополушарный

С

19

Чапкина Александра

4

5

4

5

Левополушарный

П

20

Шепелева Юля

5

5

5

5

Амбидекстр

П

 

11 «а» класс

           

1

Ашихмина Наталья

3

4

3

3

Правополушарный

В

2

Буторина Оксана

4

5

5

5

Левополушарный

П

3

Воеводкин Вадим

5

5

5

5

Амбидекстр

П

4

Ершов Евгений

4

5

5

5

Правополушарный

П

5

Климова Юля

3

4

3

3

Амбидекстр

В

6

Комлев Дмитрий

3

3

4

4

Левополушарный

В

7

Красноперова Наталья

3

4

4

3

Правополушарный

В

8

Кузнецов Илья

4

4

4

4

Левополушарный

В

9

Кузнецова Дарья

3

5

3

3

Левополушарный

В

10

Морковкина Полина

4

4

4

4

Левополушарный

В

11

Мельникова Лиза

5

5

5

5

Правополушарный

П

12

Окунева Анастасия

3

4

3

3

Левополушарный

С

13

Сахарова Ксения

5

5

5

5

Правополушарный

П

14

Скородумова Екатерина

4

4

4

4

Левополушарный

В

15

Смирнов Алексей

5

5

4

4

Правополушарный

П

16

Ушакова Анастасия

3

4

4

3

Левополушарный

В

17

Ярополов Иван

5

5

5

5

Левополушарный

П

П – повышенный уровень успеваемости (отметка 5)

В – высокий уровень успеваемости (отметка 4 – 5)

С – средний уровень успеваемости (отметка 3 – 4)

Н – низкий уровень успеваемости (отметка 2 – 3)

Приложение 3

Результаты анкетирования по определению доминирующего полушария

   

Испытуемые

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вывод

   

8 «а» класс

           
 

1

Баев Егор

в

б

аиж

а

-

Л

 

2

Боровикова Анна

в

а

бйвжкг

а

чтение

А

 

3

Блинохватов Сергей

в

б

бйкз

а

-

А

 

4

Васильева Алена

б

а

жкгй

а

-

А

 

5

Голубев Александр

б

а

квгй

а

футбол

А

 

6

Климина Мария

в

в

бйвжкг

а

рисовать

П

 

7

Комарова Екатерина

в

а

бйвкг

б

пение

А

 

8

Малышев Илья

в

б

декгз

а

хоккей

П

 

9

Маричев Артем

в

в

абев

а

музыка,

футбол

А

 

10

Поспелова Виктория

в

а

дейвгк

а

йога

П

 

11

Пьянников Максим

б

б

ае

а

-

Л

 

12

Речкина Екатерина

а

в

абйвкг

а

рисовать

А

 

13

Сахарова Анна

в

в

диейжг

а

музыка

А

 

14

Сюстин Николай

в

б

аиж

а

футбол

А

 

15

Торопова Екатерина

б

а

б

а

-

Л

 

16

Чугунов Андрей

в

б

айкг

а

-

Л

 

17

Шабанов Егор

в

в

айкг

а

рисовать

Л

 

18

Широкова Ирина

в

б

йдвжкг

а

пение

Л

   

8 «б» класс

           
 

1

Ванцев Алексей

в

а

ийжкгз

а

-

П

2

Иванов Никита

б

а

ие

а

-

А

 

3

Копанева Диана

в

б

ийг

а

спорт

А

 

4

Лузина Наталья

в

б

дбйжкгз

а

спорт

Л

 

5

Плотников Евгений

б

а

йи

а

спорт

Л

 

6

Подоплелов Андрей

б

б

дкгй

а

футбол

П

 

7

Смирнова Алена

в

б

дзй

а

Музыка

А

 

8

Щербаков Даниил

а

в

аибе

б

-

А

 
 

9 «а» класс

             

1

Ашихмина Ольга

в

а

кгз

а

-

Л

 

2

Бахтина Мария

в

а

жг

б

музыка

П

 

3

Вандышева Даша

в

а

бейв

а

шить

А

 

4

Вилков Дмитрий

в

а

йжкг

а

-

А

 

5

Горохов Дмитрий

в

а

вжкгй

а

-

Л

 

6

Демина Анастасия

в

в

бвкги

а

спорт

Л

 

7

Земляникин Максим

в

а

дийвжкз

а

спорт

П

 

8

Каменецкий Александр

в

б

кгз

а

-

А

 

9

Колесникова Екатерина

в

в

ибжкгй

а

музыка

Л

 

10

Корчагин Дмитрий

в

а

кгй

а

-

Л

 

11

Красильников Максим

в

б

ез

а

-

Л

 

12

Кропанева Елена

в

а

джкгй

а

танцы

Л

 

13

Куимов Сергей

б

а

кгй

а

-

П

 

14

Лошкарев Даниил

б

а

кг

а

-

А

 

15

Потехина Ольга

в

а

кзгй

а

-

А

 

16

Пуртова Оксана

в

а

вжкгй

а

музыка

П

 

17

Пьяников Даниил

в

а

жгй

б

-

П

 

18

Сахаров Андрей

в

б

кз

а

-

П

 

19

Хомякова Полина

в

а

абйвж

а

чтение

А

 
 

9 «б» класс

             

1

Алексеева Анастасия

б

а

ибвжг

а

рисовать

Л

 

2

Ашихмин Иван

в

б

декгй

а

спорт

Л

 

3

Баев Денис

в

а

йжкгз

а

-

А

 

4

Ворончихина Ольга

в

а

двжкгй

а

-

П

 

5

Голубев Роман

а

а

ийвжг

а

футбол

П

 

6

Демышева Алена

б

б

а

а

-

П

 
 

7

Демышева Алина

в

а

дкжгй

а

чтение

А

 

8

Зайцева Люба

в

в

абевз

а

чтение

Л

 

9

Козлов Артем

в

б

авкз

а

спорт

П

 

10

Косарева Анна

в

в

двкг

б

-

А

 

11

Малышев Кирилл

в

в

адбйв

а

спорт

Л

 

12

Мамедов Руслан

б

б

ибкг

б

-

Л

 

13

Репикова Анжелика

в

б

ай

а

танцы

А

 

14

Роженцов Иван

б

а

авкг

а

спорт

Л

 

15

Цветков Денис

а

а

ивжгз

б

футбол

П

 

16

Шестиперстова Вера

в

б

айкж

а

вышивать

Л

 

17

Шилова Виктория

в

а

ийвг

а

рисовать

А

   

10 «а» класс

           
 

1

Бахтин Михаил

б

а

ийвж

а

-

А

 

2

Буторина Анастасия

а

а

ибйв

а

музыка

П

 

3

Буянова Евгения

в

б

Г й

а

рисовать

А

 

4

Ворожков Николай

в

в

бвжкгй

а

спорт

А

 

5

Кузнецова Алина

в

а

бг

а

-

П

 

6

Кузнецова Марина

в

в

бвгзй

а

чтение

Л

 

7

Кукушкина Полина

в

в

бйвкгз

а

музыка

П

 

8

Маленко Павел

а

а

бвкгй

а

-

А

 

9

Малькова Юлия

а

б

айкг

а

танцы

Л

 

10

Погоровская Ангелина

в

б

й г

а

рисовать

П

 

11

Смирнов Феликс

в

в

ибвгй

а

-

А

 

12

Смирнова Даша

в

а

бйв

а

рисовать

А

 

13

Смирнова Елена

в

б

аб

а

музыка

П

 

14

Теплыгина Анастасия

б

а

бвкг

а

рисовать

Л

 

15

Толстобров Игорь

в

б

адбйвжк

а

спорт

П

 

16

Торопов Сергей

в

в

абй

б

-

А

 

17

Торопова Анастасия

в

б

адбй

а

чтение

А

 

18

Фундышева Руслана

б

а

вжкг

а

стрельба

Л

 

19

Чапкина Александра

в

в

дбй

а

танцы

Л

 

20

Шепелева Юля

в

б

бйз

а

музыка

А

   

11 «а» класс

           
 

1

Ашихмина Наталья

в

а

йж

б

музыка

П

 

2

Буторина Оксана

в

б

аибвгзй

а

музыка

Л

 

3

Воеводкин Вадим

б

б

з

а

-

А

 

4

Ершов Евгений

в

б

аж

а

спорт

П

 

5

Климова Юля

б

в

кгй

а

рисовать

А

 

6

Комлев Дмитрий

в

б

аикгзй

б

программи

Л

 

7

Красноперова Наталья

б

в

ежгй

а

рисование

П

 

8

Кузнецов Илья

в

а

б ж

а

спорт

Л

 

9

Кузнецова Дарья

в

а

двкгй

а

чтение

Л

 

10

Морковкина Полина

в

в

йга

а

-

Л

 

11

Мельникова Лиза

в

б

айв

а

-

П

 

12

Окунева Анастасия

в

а

двй

а

-

Л

 

13

Сахарова Ксения

в

б

айг

а

рисовать

П

 

14

Скородумова Екатерина

в

б

аб

а

музыка

Л

 

15

Смирнов Алексей

в

в

бйк

а

шахматы

П

 

16

Ушакова Анастасия

в

а

бвжгй

а

музака

Л

 

17

Ярополов Иван

в

в

вгз

а

музыка

Л

Приложение 4

Результаты тестирования по определению доминирующего полушария

 

Испытуемые

Данные тестирования

Результаты

Уровень усп-ти

 

Ведущая рука

Ведущий глаз

Поза Наполеона

Аплодирование

 
 

8 «а» класс

           

1

Баев Егор

П Л

П

П Л

П Л

левополушарный

П

2

Боровикова Анна

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

П

3

Блинохватов Сергей

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

С

4

Васильева Алена

П Л

П

П Л

Л П

амбидекстр

В

5

Голубев Александр

Л П

Л

П Л

Л П

амбидекстр

С

6

Климина Мария

Л П

П

Л П

П Л

правополушарный

В

7

Комарова Екатерина

П Л

Л

Л П

Л П

амбидекстр

П

8

Малышев Илья

Л П

П

Л П

П Л

правополушарный

Н

9

Маричев Артем

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

П

10

Поспелова Виктория

Л П

Л

Л П

Л П

правополушарный

С

11

Пьянников Максим

П Л

Л

П Л

П Л

левополушарный

Н

12

Речкина Екатерина

Л П

Л

Л П

П Л

амбидекстр

П

13

Сахарова Анна

П Л

П

Л П

П Л

амбидекстр

П

14

Сюстин Николай

Л П

Л

Л П

П Л

амбидекстр

В

15

Торопова Екатерина

П Л

Л

П Л

П Л

левополушарный

П

16

Чугунов Андрей

П Л

Л

Л П

П Л

левополушарный

В

17

Шабанов Егор

П Л

П

П Л

П Л

левополушарный

В

18

Широкова Ирина

П Л

П

П Л

П Л

левополушарный

С

 

8 «б» класс

           

1

Ванцев Алексей

Л П

П

П Л

Л П

правополушарный

С

2

Иванов Никита

П Л

П

П Л

Л П

амбидекстр

С

3

Копанева Диана

П Л

П

Л П

П Л

амбидекстр

С

4

Лузина Наталья

П Л

Л

П Л

П Л

левополушарный

С

5

Плотников Евгений

П Л

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

6

Подоплелов Андрей

Л П

Л

Л П

Л П

правополушарный

Н

7

Смирнова Алена

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

С

8

Щербаков Даниил

П Л

Л

Л П

Л П

амбидекстр

В

 

9 «а» класс

           

1

Ашихмина Ольга

П Л

П

П Л

П Л

левополушарный

Н

2

Бахтина Мария

Л П

П

Л П

Л П

правополушарный

С

3

Вандышева Даша

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

В

4

Вилков Дмитрий

П Л

П

Л П

П Л

амбидекстр

С

5

Горохов Дмитрий

П Л

П

П Л

П Л

левополушарный

Н

6

Демина Анастасия

Л П

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

7

Земляникин Максим

Л П

П

Л П

П Л

правополушарный

В

8

Каменецкий Александр

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

Н

9

Колесникова Екатерина

П Л

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

10

Корчагин Дмитрий

П Л

Л

П Л

Л П

левополушарный

Н

11

Красильников Максим

П Л

Л

П Л

Л П

левополушарный

В

12

Кропанева Елена

П Л

П

П Л

П Л

левополушарный

С

13

Куимов Сергей

Л П

П

Л П

П Л

правополушарный

В

14

Лошкарев Даниил

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

 

15

Потехина Ольга

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

Н

16

Пуртова Оксана

Л П

Л

Л П

Л П

правополушарный

В

17

Пьяников Даниил

Л П

П

Л П

П Л

правополушарный

С

18

Сахаров Андрей

Л П

П

П Л

Л П

правополушарный

С

19

Хомякова Полина

П Л

П

П Л

Л П

амбидекстр

П

 

9 «б» класс

           

1

Алексеева Анастасия

П Л

Л

П Л

П Л

левополушарный

П

2

Ашихмин Иван

П Л

П

П Л

П Л

левополушарный

С

3

Баев Денис

П Л

Л

Л П

Л П

амбидекстр

С

4

Ворончихина Ольга

Л П

П

П Л

Л П

правополушарный

С

5

Голубев Роман

Л П

П

Л П

Л П

правополушарный

Н

6

Демышева Алена

Л П

П

Л П

Л П

правополушарный

В

7

Демышева Алина

П Л

П

П Л

Л П

амбидекстр

В

8

Зайцева Люба

Л П

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

9

Козлов Артем

П Л

П

Л П

Л П

правополушарный

Н

10

Косарева Анна

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

В

11

Малышев Кирилл

П Л

П

П Л

П Л

левополушарный

Н

12

Мамедов Руслан

П Л

П

П Л

П Л

левополушарный

С

13

Репикова Анжелика

П Л

П

Л П

П Л

амбидекстр

П

14

Роженцов Иван

П Л

Л

Л П

П Л

левополушарный

Н

15

Цветков Денис

Л П

П

Л П

Л П

правополушарный

Н

16

Шестиперстова Вера

П Л

Л

П Л

Л П

левополушарный

П

17

Шилова Виктория

Л П

Л

Л П

П Л

амбидекстр

П

 

10 «а» класс

           

1

Бахтин Михаил

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

С

2

Буторина Анастасия

Л П

П

Л П

П Л

правополушарный

п

3

Буянова Евгения

Л П

Л

Л П

П Л

амбидекстр

Н

4

Ворожков Николай

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

С

5

Кузнецова Алина

Л П

Л

Л П

Л П

правополушарный

В

6

Кузнецова Марина

П Л

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

7

Кукушкина Полина

Л П

П

П Л

Л П

правополушарный

П

8

Маленко Павел

Л П

Л

П Л

Л П

амбидекстр

В

9

Малькова Юлия

Л П

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

10

Погоровская Ангелина

Л П

П

Л П

П Л

правополушарный

В

11

Смирнов Феликс

Л П

Л

Л П

П Л

амбидекстр

П

12

Смирнова Даша

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

В

13

Смирнова Елена

Л П

П

Л П

П Л

правополушарный

П

14

Теплыгина Анастасия

Л П

Л

П Л

П Л

левополушарный

С

15

Толстобров Игорь

Л П

П

П Л

Л П

правополушарный

В

16

Торопов Сергей

П Л

Л

Л П

Л П

амбидекстр

П

17

Торопова Анастасия

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

П

18

Фундышева Руслана

П Л

Л

П Л

Л П

левополушарный

С

19

Чапкина Александра

П Л

П

П Л

П Л

левополушарный

П

20

Шепелева Юля

Л П

П

П Л

П Л

амбидекстр

П

 

11 «а» класс

           

1

Ашихмина Наталья

Л П

П

Л П

П Л

правополушарный

В

2

Буторина Оксана

Л П

Л

П Л

П Л

левополушарный

П

3

Воеводкин Вадим

Л П

Л

Л П

П Л

амбидекстр

П

4

Ершов Евгений

Л П

П

П Л

Л П

правополушарный

П

5

Климова Юля

П Л

П

П Л

Л П

амбидекстр

В

6

Комлев Дмитрий

П Л

Л

Л П

П Л

левополушарный

В

7

Красноперова Наталья

Л П

П

Л П

П Л

правополушарный

В

8

Кузнецов Илья

П Л

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

9

Кузнецова Дарья

П Л

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

10

Морковкина Полина

Л П

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

11

Мельникова Лиза

Л П

П

П Л

Л П

правополушарный

П

12

Окунева Анастасия

П Л

Л

П Л

П Л

левополушарный

С

13

Сахарова Ксения

Л П

Л

Л П

Л П

правополушарный

П

14

Скородумова Екатерина

Л П

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

15

Смирнов Алексей

Л П

П

П Л

Л П

правополушарный

П

16

Ушакова Анастасия

Л П

Л

П Л

П Л

левополушарный

В

17

Ярополов Иван

П Л

Л

Л П

П Л

левополушарный

П

Просмотров работы: 137