Введение
На протяжении достаточно длительного времени дерматоглифика остается информативным источником и предметом исследования в антропологии. Согласно результатам исследований, зарубежных и отечественных ученых выявлено, что папиллярные узоры кистей и стоп имеют наследственную основу, зависят от расы, пола, функциональной асимметрии конечностей и некоторых врожденных заболеваний, обладают возрастной стабильностью и существенно не изменяются в течение всей жизни.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что многие ребята 8-10 классов стоят перед выбором: «Кем я хочу стать в будущем? Как угадать с будущей профессией и буду ли я соответствовать выбранной профессии?» Передо мной тоже стал выбор- я хочу стать военным хирургом, но не знаю будет ли соответствовать мой выбор моим навыкам, способностям , характеру. А чтобы ответить на этот вопрос нужно знать, что влияет на способности человека и их развитие; как угадать предрасположенность к точным наукам или искусству? Ведь каждому человеку важно чтобы ему нравилась его профессия, чтобы он не разочаровался в своем выборе.
Интересным для образовательного процесса и его субъектов может являться установление взаимосвязи между дерматоглифическими узорами и успеваемостью обучающихся. Если наличие подобной связи будет подтверждено, то изучение дерматоглифических признаков может стать одним из диагностических критериев в обследовании ребенка, на основе которых будет конструироваться стратегия деятельности с конкретным обучающимся в образовательном процессе.
Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи дерматоглифических отпечатков с успеваемостью старшеклассников.
Объект исследования: дерматоглифические отпечатки старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь дерматоглифических отпечатков и успеваемости старшеклассников.
Задачи исследования:
Проанализировать сущность феноменов «успеваемость» и «неуспеваемость»;
Изучить представления о дерматоглифических отпечатках;
Реализовать эмпирическое исследование взаимосвязи дерматоглифических отпечатков и успеваемости старшеклассников.
Гипотеза: определенные типы пальцевых узоров характерны для разных уровней успеваемости старшеклассников.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение данных, психологический эксперимент, анализ документации, качественный и количественный анализ данных.
Глава 1 . Теоретические основы исследования взаимосвязи дерматоглифических отпечатков и успеваемости старшеклассников
1.1 Понятия «успеваемость» и «неуспеваемость», факторы, влияющие на успеваемость.
Феномен «успеваемость» интерпретируется учеными как уровень эффективности овладения обучающимися знаний и учебной программы, которую реализует конкретная учебная организация, например, высшее учебное заведение. Успехи обучающихся – это форма диагностики и прогнозирования степени отдачи школьника, а также показатель деятельности образовательной организации в решении учебно-воспитательных задач.
Низкая успеваемость школьников в процессе обучения может быть обусловлена влиянием разнообразных факторов. Анализ процессов, которые оказывают влияние на успеваемость школьников, дает возможность выявить те явления в учебной деятельности, организации учебного процесса, а также личностные характеристики и состояния обучающихся, которые детерминируют успешность освоения программы учебного заведение. На основе полученных данных целесообразно затем выстраивать деятельность образовательной организации и каждого преподавателя.
Гранков М.В., Аль-Габри В.М., Горлова М.Ю. предложили метод, который дает возможность проанализировать и формально обосновать уровень воздействия основных факторов, учитываемых при формировании результатов экзаменов, на общую успеваемость обучающихся.
Городецкая И.В. и Захаревич В.Г осуществили исследование, на основании данных которого были установлены аспекты, оказывающие позитивное и негативное влияние на успеваемость. В качестве позитивных факторов Городецкая И.В. и Захаревич В.Г выделили: целеустремленность, время, которое отводится на подготовку к занятиям, режим сна и отдыха и т.д. К негативным факторам авторы исследования причислили: отрицательную психологическую атмосферу в коллективе, посещение вечерних и ночных заведений, время, затрачиваемое на работу и т.д. [5]
Неуспеваемость непосредственно соотносится с понятием «отставание». Отставание предполагает, что обучающийся не сумел продуктивно овладеть не всем содержанием программы, а только некоторых ее блоков, соответственно, такие результаты следует считать временными индикаторами установления уровня неуспеваемости [2].
1.2 Основные понятия дерматоглифики. Дерматоглифические отпечатки.
Дерматоглифика – это наука, изучающая рисунки кожи. Рисунки на коже есть только у человека и высших приматов. Наиболее характерные рисунки кожи человека находятся на подушечках пальцев, хотя можно найти рисунки кожи на всех фалангах пальцев, на ладонях и на ногах. Современная наука не имеет общепринятой теории о происхождении рисунков кожи человека. Есть версия, что шершавый (папиллярный) рисунок кожи образовался в процессе эволюции на руках у приматов, для того чтобы увеличить трение в процессе лазанья по деревьям.
Известно всего три основных типа рисунка отпечатков пальцев, это арка или дуга (arch-A), петля (loop-L) и завиток (whorl-W), при этом на всей земле нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Возможно наличие на одном пальце двух или даже трех названных типов рисунка, в этом случае говорят о наложении или композиции (composition-C) нескольких типов. Основополагающими для современной дактилоскопии и дерматоглифики считается работы Пуркинье, Гальтона, а также Генри, предложивших достаточно подробную классификацию отпечатков [10].
Рисунки папиллярных линий на пальцах образованы достаточно сложной структурой гребешковой кожи, расположенной над микрокапиллярами кровеносных сосудов и имеющей характерные особые точки. В упрощенной классификации различают всего два типа особых точек, так называемые окончания линий и раздвоения линий.
При определении типа особой точки следует обращать внимание на то, каким способом исследуется папиллярный рельеф.
Каждый тип рисунка имеет характерную центральную область (центр), а также может иметь дельту или трирадиус, т.е. точку, в которой линии расходятся по трем направлениям. Арочный тип рисунка не имеет дельты, петлевой тип рисунка имеет одну дельту, завитковый тип рисунка всегда имеет две дельты, композиционный рисунок имеет не менее двух дельт [12].
Таким образом, каждый отпечаток характеризуется следующими основными геометрическими параметрами:
1) Типом рисунка (количеством дельт).
2) Расположением особых точек (количеством окончаний и раздвоений линий).
3) Расположением линий (средним расстоянием между линиями, средней протяженностью линии).
Н.Н. Богданов констатирует, описывая взаимосвязи дерматоглифических признаков и характера, что обладатели большого числа завитков производят впечатление людей скрытных, разборчивых в социальных контактах, недостаточно ответственных за начатое дело, но продуктивно работающих при наличии заинтересованности. Однако, как показывает практика, гораздо чаще на руках у человека отмечается один-два завитковых узора, и, следовательно, он становится ближе к обладателям петлевых узоров со всеми их достоинствами и недостатками. Случается, что все завитки располагаются только на пальцах одной руки, это свидетельство неуравновешенности характера. При доминантности правого полушария, завиток чаще всего располагается на указательном пальце левой руки, тогда как на правой руке – петля [4].
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи дерматоглифических отпечатков и успеваемости старшеклассников
2.1 Организация исследования: методика и ход исследования
В исследовании участвовало 86 школьников 9 классов, юношей и девушек в возрасте 15-16 лет. Исследование реализовано на основе принципа добровольного участия: согласие каждого участника было зафиксировано экспериментатором.
Пальцевые узоры (дерматоглифика) исследовались визуально посредством применения карандаша и скотча. Узоры классифицировались по трем общепринятым типам: дуга (А), петля (L) и завиток (W). В роли информативных дерматоглифических характеристик были приняты дельтовый индекс, дерматоглифические фенотипы и расположение типов узоров по пальцам рук.
Дельтовый индекс устанавливался индивидуально для каждого участника исследования как общее количество дельт на 10 пальцах (для узора типа дуга количество дельт равно 0, для петли – 1, для завитка – 2). Для изучения уровня интеллекта участников исследования, как необходимого фактора высокой успеваемости, был применен тест умственного развития.
Успеваемость анализировалась на основании итоговых годовых оценок по всем дисциплинам (кроме физкультуры). Предметы были дифференцированы на две категории: гуманитарные дисциплины (русский и английский языки, литература, биология, история, география) и точные дисциплины (алгебра, геометрия, физика, химия).
Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).
ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.
Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.
Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.
Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.
Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.
2.2 Результаты исследования взаимосвязи дерматоглифических отпечатков и успеваемости старшеклассников
В первую очередь в исследовании был реализован сравнительный анализ распределения дельтового индекса (интегральный показатель сложности пальцевых узоров).
Преобладающее количество девушек обладало дельтовым индексом 10 (13,8%), 11 (12,1%) и 15 (10,3%), а среди юношей преобладающее количество обладало дельтовым индексом от 9 до 12 (12,1%) и 16 (12,5 %).
В дерматоглифическом фенотипе у юношей доминируют завитковые узоры, что можно считать признаком более значительных интеллектуальных возможностей. Хотя в целом по исследованной группе школьников дельтовый индекс составлял 12,5.
Следующей стадией исследования стало психологическое тестирование участников с помощью школьного теста умственного развития. По итогам проведенного тестирования были выделены четыре категории учащихся на основании выявленного у них уровня интеллекта: высокий, выше среднего, средний и низкий (табл. 1, приложение 1).
Низкий уровень умственного развития был обнаружен только у 3-х (3,5%) из 86 протестированных школьников. Преобладающее число участников исследования (39–45,3%) продемонстрировало уровень умственного развития выше среднего.
Анализ дерматоглифических фенотипов позволяет говорить о том, что обучающиеся с высоким и выше среднего уровнем интеллекта обладают значительно большим количеством завитков (32,4% и 35,9% соответственно) в соотношении с теми участниками эксперимента, у которых был выявлен средний и низкий уровень (27,6% и 33,3% соответственно).
Следует отметить, что у участников исследования, принадлежащих к первой категории, завитки доминируют на больших пальцах правой руки. У учащихся со средним и низким уровнем интеллекта доминируют петлевые узоры (64,5% и 63,3% соответственно), причем преобладающее количество петель расположено на 3-х и 5-х пальцах правой и левой рук. Несколько меньшее количество петлевых узоров зафиксировано у обучающихся с высоким и выше среднего уровнем интеллекта (58,2% и 58,9%), однако при этом у них обнаруживается и значительное число завитков на больших пальцах правой руки.
Также следует сделать акцент на ассиметрии в представленности узоров на первых пальцах рук. У обучающихся с высоким и выше среднего уровнем интеллекта на первых пальцах правых рук доминируют завитки, а на первых пальцах левых рук – в большем количестве определяются петлевые узоры.
На следующем этапе был выявлен общий средний балл успеваемости, средний балл успеваемости по гуманитарным предметам и по точным дисциплинам (таб.2, приложение 1).
Анализ полученных данных продемонстрировал, что у преобладающего количества участников исследования обладает средним баллом успеваемости за год в интервале от 3,5 до 3,0, довольно значительное количество участников исследования показало средний бал успеваемости в диапазоне от 4,5 до 4,1. Также целесообразно выделить небольшое число участников исследования, принадлежащих к категории высоко успевающих.
Распределение участников исследования на категории по годовой успеваемости по точным и гуманитарным предметам позволило установить ряд специфических характеристик. Преобладающее количество участников исследования принадлежит к категории со средним баллом успеваемости по точным предметам от 3,5 до 3,0. Также большое количество обучающихся принадлежит к категории с успеваемостью от 4,0 до 3,6.
Со средним баллом успеваемости по гуманитарным предметам преобладающее количество участников относится к категории с успеваемостью от 3,5 до 3,0 и к категории с успеваемостью от 4,5 до 4,1.
На следующем этапе исследования был реализован анализ сочетаний типов пальцевых узоров у участников исследования и их взаимосвязь со склонностью к гуманитарным и точным предметам, которая определяется по результатам анализа итоговой годовой успеваемости (табл.3, приложение1).
Полученные результаты позволяют говорить о доминировании в равной степени у всех трех категорий участников исследования дерматоглифического фенотипа LW. Однако у склонных к точным наукам в большинстве случаев фиксируется фенотип AL, а у гуманитариев доминируют фенотипы ALW и WL.
У учащихся, не демонстрирующих явной склонности к тем или иным дисциплинам, в большинстве случаев фиксируется фенотип WL. Представлял интерес анализ распределения папиллярных узоров на пальцах в корреляции со склонностью учащихся к гуманитарным или точным предметам. Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что у школьников с одинаковой склонностью к гуманитарным и точным предметам чаще встречаются узоры типа W по сравнению со школьниками, имеющими склонность к гуманитарным или точным предметам.
У участников исследования, продемонстрировавших склонность к точным предметам, так же как и к гуманитарным в большинстве случаев фиксируются узоры типа L по сравнению с учащимися с равным предпочтением всех предметов. Если у «технарей» на всех пальцах доминируют узоры типа L, то у гуманитариев на 1 и 4 пальцах правой руки в равной степени с узором типа L встречается и узор типа W.
У учащихся с равной склонностью ко всем предметам узор типа W отмечается в большинстве случаев на 1 и 4 пальцах правой руки и на 2(7) и 4 (9) пальцах левой руки. При небольшом объёме выборки школьников можно говорить только о выраженности тенденции в различии полученных данных.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Реализованное эмпирическое исследование базируется на представлении об общем генетическом источнике развития кожи и нервной системы. Соответственно, узоры на концевых фалангах пальцев могут выступать определенным информационным индикатором врожденных индивидуальных психологических особенностей личности человека, определяющих выбор его профессиональной деятельности. Одним из показателей интеллектуального потенциала школьников может служить дельтовый индекс.
Известно, что чем сложнее тип узора на большинстве пальцев, а, следовательно, и выше величина дельтового индекса, тем выше запросы (мотивации) индивидуума к качеству жизни. Проведенное нами исследование указывают на более высокий интеллектуальный потенциал у юношей по сравнению с девушками. Учитывая, что в вузы стремится молодежь при наличии мотивации к получению знаний, у студентов выше дельтовый индекс за счет преобладания в их фенотипе завитковых узоров.
Высокий дельтовый индекс свойственен лицам, способным к активной творческой работе, к вариабельности действий, а низкий дельтовый индекс чаще связан с прямолинейным мышлением. Учитывая индивидуальный дельтовый индекс надо обращать внимание на школьника для выявления интересов.
В плане прогноза выбора школьниками профессии обращает на себя внимание сравнение среднего балла успеваемости за год у учащихся с предпочтением точных или гуманитарных дисциплин. Следует отметить более высокую успеваемость школьников по гуманитарным предметам и выраженную низкую успеваемость школьников по точным предметам.
Особый интерес представляли результаты анализа комбинаций типов кожных пальцевых узоров у «технарей» и «гуманитариев». У «технарей» преобладал фенотип AL, а у «гуманитариев» фенотип ALW и WL (преобладание завитков). Преобладание завитков (фенотип WL) доминирует у школьников без предпочтения предметов. Подобное преобладание узоров типа W выявлено у школьников, имеющих одинаковую склонность к гуманитарным и точным предметам. Дельтовый индекс и дерматоглифический фенотип могут служить индикатором предпочтительного отношения школьников в выборе гуманитарных или технических специальностей. Проведенный анализ индивидуальных дерматоглифических фенотипов позволяет ориентировать школьника в выборе будущей специальности в оптимальной для него сфере деятельности (гуманитарная или техническая) и прогнозировать его направленность в выборе профессии после окончания школы.
Заключение
Таким образом, на основании анализа научной литературы и полученных данных можно сделать следующие выводы.
Дерматоглифические параметры представляют собой достаточно большой интерес для изучения. Помимо того, что дерматоглифические отпечатки используются для идентификации человека в ряде ситуаций за счет уникальности собственного узора, в настоящее время существует точка зрения о том, что данный параметр связан с рядом индивидуально-типологических особенностей человека. Это предположение основано на представлении о генетическом единстве развития дерматоглифических параметров человека и параметров его нервной системы. Соответственно, можно предположить также и тот факт, что существует определенная взаимосвязь между успеваемостью и дерматоглифическими отпечатками обучающихся в старших классах.
Успеваемость представляет собой определенный индикатор, который позволяет определить эффективность реализуемого образовательного процесса. Говоря иначе, анализ уровня успеваемости дает возможность определить успешность усвоения программного материала. На уровень успеваемости или неуспеваемости оказывает воздействие большое количество различных факторов, как внешних, так и внутренних. В качестве значимого внутреннего фактора выступает уровень интеллектуального развития обучающихся, который основывается, в том числе, на физиологических особенностях функционирования нервной системы, развитие которой генетически соотносится с формированием пальцевых узоров.
Для определения особенностей взаимосвязи между дерматоглифическими отпечатками и уровнем успеваемости нами было проведено исследование, в котором приняли участие 86 учащихся 9 классов.
В качестве исследуемых параметров был выбран уровень интеллектуального развития школьников, уровень их успеваемости, а также склонность к гуманитарным и техническим дисциплинам.
В результате данного исследования был установлен ряд закономерностей, а именно:
Для обучающихся с высоким уровнем интеллектуального развития характерно наличие большего количества завитков и более высокий дельтовый индекс;
У лиц со склонностью к техническим дисциплинам доминирует преобладал фенотип AL, а к гуманитарным - фенотип ALW и WL (преобладание завитков). Преобладание завитков (фенотип WL) доминирует у школьников без предпочтения предметов.
Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза исследования: определенные типы пальцевых узоров характерны для разных уровней успеваемости старшеклассников – была подтверждена.
Дальнейшее изучение взаимосвязи дерматоглифических отпечатков и их взаимосвязи с успеваемостью обучающихся позволит сделать этот параметр одним из диагностических критериев в рамках мониторинга и диагностического обследования школьников с целью определения их интеллектуального потенциала и профессионального самоопределения.
Список литературы
Бабанский Ю. К. Комплексный подход к воспитанию учащихся (в вопросах и ответах) / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. - Киев, 1985. — 256 с.
Большой толковый психологический словарь: Т.1-2 / [сост. Артурребер; пер. с англ.]. - М.: ООО Издат-во «АСТ»; Издат-во «Вече», 2001. - Т.1. - 592 с .; Т.2. - 560 с.
Гельмонт А.М. Мотивация учебной деятельности студентов и академическая успеваемость в вузе / А. М. Гельмонт / Вопросы методики преподавания в вузе. — 2003. — Вып. 5. — С. 8—20.
Гладкова, Т.Д. Дерматоглифика, кожные узоры кисти и стопы обезьян и человека. - М., 1966.
Гордеева А. Н. Подходы к изучению успеваемости студентов ВУЗа / А. Н. Гордеева // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://sibac.info//archive/humanities/4.pdf
Гранков М.В. Анализ и кластеризация основных факторов, влияющих на успеваемость учебных групп вуза [Электронный ресурс] / М. В. Гранков, В. М. Аль-Габри, М. Ю. Горлова // Инженерный вестник Дона. - 2016. - №4.–Режим доступа: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3775
Данилова М.В. Антропологические и психологические особенности лиц с различными фенотипами пальцевых узоров // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2010. - № 7. – С. 346-347.
Лысов П.К Взаимосвязь показателей дерматоглифики и психологических особенностей / П.К. Лысов, А.Я. Вихрук, Т.И. Вихрук, О.А. Чурганов // Biomedical and biosocial anthropopology. – 2004. - № 2. – С. 45-46.
Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
Манерова М.П. Исследование дерматоглифических фенотипов у школьников старших классов / М.П. Манерова, А.И. Точилина, Ю.А. Фадеев // Вестник новых медицинских технологий. – 2008. – Т.15, № 2. – С. 148-150.
Мартиросова К.Э. Технология прогнозирования личностно-психологических особенностей по данным пальцевой дерматоглифики / Инновационные технологии в подготовке спортсменов. Материалы 3-й научно-практической конференции. Государственное казенное учреждение «Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд» Москомспорта. – М.: Департамент физической культуры и спорта города Москвы, 2015. – С. 57-62.
Минкин, В. Основы современной дерматоглифики. – М.: Наука, 1983.
Негашева, М.А. Морфологическая конституция человека в юношеском периоде онтогенеза (интегральные аспекты): автореф…. д-ра биол. наук. - Антропология. – М., 2008.
Осекова О.В. Психологические особенности и пальцевые дерматоглифы как частные аспекты индивидуальности // Мир науки, культуры, образования. – 2009. - № 7-2 (19). – С. 239-241.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методика и тесты.– Самара: Бахрар, 1998.– 672 с.
Рогов Е.И.// Настольная книга практического психолога в образовании.– М.:Владос,1996.– 529 с. 8. Спиридонов И.Н. // Сознание и физическая реальность– 1999.–Т.4, №1.– С.47–57.
Приложение 1.
Таблица 1
Распределение типов узоров по десяти пальцам в соответствии с уровнем умственного развития обучающихся
Высокий уровень умственного развития |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правая рука |
Левая рука |
Σ% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6(1) |
7(2) |
8(3) |
9(4) |
10(5) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
W |
11 |
5 |
3 |
9 |
3 |
6 |
4 |
3 |
8 |
3 |
55-32,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||
L |
6 |
9 |
13 |
7 |
12 |
11 |
9 |
12 |
8 |
12 |
99-58,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
A |
0 |
3 |
1 |
1 |
2 |
0 |
4 |
2 |
1 |
2 |
16-9,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Σ |
17-100% |
170-100 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень умственного развития выше среднего |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правая рука |
Левая рука |
Σ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6(1) |
7(2) |
8(3) |
9(4) |
10(5) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
W |
22 |
14 |
10 |
19 |
4 |
16 |
17 |
13 |
11 |
7 |
133-35,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||
L |
15 |
17 |
24 |
17 |
33 |
21 |
14 |
23 |
24 |
30 |
218-58,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||
A |
0 |
6 |
3 |
1 |
0 |
0 |
6 |
1 |
2 |
0 |
19-5,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Σ |
37-100% |
370-100 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний уровень умственного развития |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правая рука |
Левая рука |
Σ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6(1) |
7(2) |
8(3) |
9(4) |
10(5) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
W |
13 |
10 |
7 |
11 |
2 |
11 |
10 |
4 |
11 |
1 |
80-27,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||
L |
15 |
12 |
19 |
18 |
26 |
17 |
14 |
21 |
17 |
28 |
187-64,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
A |
1 |
7 |
3 |
0 |
1 |
1 |
5 |
4 |
1 |
0 |
23-7,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Σ |
29 – 100% |
290-100 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Низкий уровень умственного развития |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правая рука |
Левая рука |
Σ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6(1) |
7(2) |
8(3) |
9(4) |
10(5) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
W |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10-33,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||
L |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
19-63,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||
A |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1-3,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Σ |
3 – 100% |
30-100 |
Таблица 2
Успеваемость участников исследования по среднему баллу за год
Средний балл |
5,0 – 4,6 |
4,5 – 4,1 |
4,0 –3,6 |
3,5 – 3,0 |
Σ |
|
Все предметы |
8 |
26 |
16 |
36 |
86 |
|
Точные предметы |
6 |
13 |
25 |
42 |
||
Гуманитарные предметы |
6 |
29 |
16 |
36 |
||
Таблица 3
Распределение школьников по дерматоглифическим фенотипам в зависимости от склонности к предметам
Склонность |
N |
AL |
ALW |
10L |
LW |
WL |
10W |
|
Гуманитарий |
63 |
8- |
15- |
6- |
20- |
13- |
1- |
|
12,7% |
23,8% |
9,5% |
31,7% |
20,6% |
1,6% |
|||
Технарь |
22 |
6- |
3- |
1- |
9- |
3- |
0 |
|
27,3% |
13,6% |
4,5% |
40,9% |
13,6% |
||||
Гуманитарий |
24 |
2- |
4- |
2- |
7- |
8- |
1- |
|
= технарь |
8,3% |
16,7% |
8,3% |
29,2% |
33,3% |
4,2% |
||