Растения – спасители с территории посёлка Луковецкий Холмогорского района

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Растения – спасители с территории посёлка Луковецкий Холмогорского района

Абакумова О.А. 1
1МБОУ "Луковецкая СШ"
Давлеева Л.А. 1
1МБОУ "Луковецкая СШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Страшный голод. С этих слов начинают воспоминания о войне и послевоенного времени мои информанты. Война уже давно в прошлом, но люди, пережившие все невзгоды, вспоминают её с ужасом. Трудно было выжить в те голодные времена, но наш северный народ стойко перенёс все тяготы войны. Слушая рассказы взрослых, переживших войну, у меня возникла идея выяснить, а чем же питались дети во время Великой Отечественной войны. Тема моей работы: «Растения – спасители с территории посёлка Луковецкий Холмогорского района».

Цель: Выяснить какие полезные вещества имеются в растениях, которые помогли выжить голодающему населению в период Великой Отечественной войны. Использовать данные для профилактики ОРВИ у школьников в нашей школе.

Задачи:

1. Изучить литературные и интернет источники по теме исследования,

изучить видовой состав растений, произрастающих вблизи д. Чухчерьма и п. Луковецкий, используемых в годы войны в пищу.

2. Провести опрос жителей д. Чухчерьма и п. Луковецкий Холмогорского района, тружеников тыла и детей войны, об особенностях питания травами в годы войны, систематизировать и обобщить воспоминания.

3. Практически доказать наличие витаминов в клевере, крапиве и сосне.

Методика исследования: проведён опрос населения (год рождения 1931- 1943); данные проанализированы, сделаны выводы; практически доказано присутствие витаминов в растениях. Для выполнения своей работы мы пользовались следующими методами: теоретическим, экспериментальным, эмпирическим.

Объект исследования: дикорастущие растения деревни Чухчерьма и посёлка Луковецкий Холмогорского района, Архангельской области.

Предмет исследования: наличие витаминов в клевере, крапиве и сосне.

Для своей работы мы собирали материал, беседуя с населением деревни Чухчерьма и посёлка Луковецкий. С 1943 по 1944 были самые тяжёлые, голодные годы, по данным социального опроса. (Приложение № 1рис 5) Все мои информанты высказывали одну и ту же мысль, что выжили они за счёт даров леса и трав. Проанализировав все ответы, я пришла к такому выводу, что выжить в нечеловеческих условиях помогли растения. На севере использовали в пищу: сосну обыкновенную, клевер, хвощ полевой, лебеду, кислицу, щавель, кипрей, таволгу, ягоды и грибы - это всё дары природы.

Гипотеза: Я предполагаю, что растения, которые использовались в пищу во время ВОВ, содержат витамины, которые повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным условиям среды.

Актуальность работы: Многие люди пережили голод в войну, благодаря употреблению в пищу трав. Выводы исследования помогут организовать профилактическую работу по сохранению здоровья школьников в Луковецкой средней школе.

Глава I Растения - спасители

С наиболее интересными материалами о растениях мы познакомились из литературных и интернет источников. Мы нашли материал о растениях, которые использовались в пищу во время войны жителями деревни.

В годы войны они стали настоящими лекарствами от болезней, спасителями от голодной смерти. Вот некоторые из них:

Крапива (Urtíca) ценное пищевое и лекарственное растение. Ее листья – своеобразный природный поливитаминный концентрат, они содержат аскорбиновую кислоту, каротин. Значительное количество витамина В2, В3. В них много белка, крахмала, сахара, органических кислот, солей железа и калия. И в настоящее время жители деревни молодые листья крапивы добавляют в супы, из них варят зеленые щи, диетическая ценность которых особенно высока весной, когда в организме человека истощаются запасы витамина. [3]

Щавель кислый (Rúmex) является ценным пищевым растением. Оно содержит до 7% белковых веществ, витамины А и С. Листья широко используют как приправу для зеленых щей, для морсов и начинок для пирогов. Во время войны добавляли листья во все блюда. [6]

Лебеда (Átriplex)-это растение спасло много людей в тяжёлые голодные годы. Лебеда шла на приготовление лепешек, восполняющих дефицит белка и аминокислот, витаминов и минеральных веществ. Использовали молодые побеги и листья лебеды. [7]

Клевер полево́й (лат. Trifólium campéstre). В головке много небольших цветочков-трубочек, на вкус они сладкие.  Трава клевера содержит большое количество белка, много сахаров, крахмала, витаминов. Во время войны красный клевер перетирали в муку и пекли из него лепёшки. [8]

Хвощ полевой (Equisétum arvénse) – многолетник с длинным разветвленным корневищем, жесткий на ощупь, содержит большое количество кремния. Весной образуются сочные стебли высотой 6-15 см с одним колоском на верхушке, отмирающие после созревания спор. Лекарственным сырьем служат летние зеленые побеги. Выступает как отличное витаминное средство [1] В пищу употребляют молодые, богатые сахаром, спороносные колоски и молодые сочные стебли. [8] Хвощ полевой содержит много кремния, а этот химический элемент поддерживает должный уровень иммунитета. Даже незначительное снижение уровня минерала в крови влечет за собой развитие заболеваний инфекционного характера. [12] Летом я попробовала на вкус клевер, действительно, его маленькие трубочки были сладкие на вкус. Молодые побеги хвоща мне показались сначала безвкусными. А пожевав, действительно, есть привкус хлеба.

Шиповник (Rōsa)- кустапрник.В пищу использовалимолодые сочные побеги шиповника, а также ягоды. Чай из плодов шиповника обладает тонизирующим, общеукрепляющим свойствами. Богат витамином С. [13]

Сосна обыкновенная (Pínus sylvéstris)- вечно зелёное дерево. С лечебной целью используют хвою, нераскрытые весенние почки, шишки, смолу, ветки, корни.Содержит витамин «С».

Кипрей узколистный (Иван чай)Chamerion angustifolium содержит витамины В и С. В старину из кипрея мололи муку и пекли хлеб, и ели сердцевину стебля, и я попробовала, вкусно со сладковатым привкусом. Таким образом, мы выяснили высокую значимость этих трав для повышения иммунитета. Мы изучили видовой состав растений, произрастающих вблизи д. Чухчерьма и п. Луковецкий, используемых в годы Великой Отечественной войны в пищу жителями. Три вида растений мы рассматриваем в своей работе: клевер, крапиву, сосну. Аналитический обзор литературы по теме привёл к выводу, что необходимо практически доказать наличие витаминов в этих растениях.

Глава II Работа с информантами

Веет ужасом от слова «война»! В каждой семье в посёлке Луковецкий и деревне Чухчерьма кто-то воевал из родных. Не понаслышке знают, какие голодные были военные годы. Мои информанты - это дети войны, им досталась нелёгкая доля. Цитаты из воспоминаний оформлены в буклет «Дети Победы». А вот цитата из буклета: из воспоминаний А.А. «Всю весну и всё лето мы заготовляли траву на зиму, очень много заготавливали клевера, мама перетирала его в муку и пекла лепёшки, и всё время нас заставляли жевать смолу».

«Последние научные эксперименты показали, что кристаллизованная живица способна регенерировать поврежденные ткани на клеточном уровне. Это открытие только подтверждает интуицию наших предков, использовавших смолу хвойных деревьев как природное средство от многих болезней. Опыты, проведенные Симбирцевым в период ВОВ доказали, что корни хвойных растений, смола и хвоя очень богаты биогенными веществами, которые были описаны еще академиком Филатовым. Биогенные стимуляторы губительно действуют на возбудителей многих заболеваний, раковые клетки и повышают иммунитет» [10]

Цитаты из воспоминаний А.Я. «Всю войну мы не болели и сейчас понимаем почему. Мы питались натуральными чистыми травами, всё лето ели «хлебницу» - это Иван-чай, вместо хлеба - хвощ. Лепёшки из клевера и Иван-чая и зимой нас спасали от голода. А весной ели «тошнотики» - это лепёшки из гнилой картошки. В каждой семье в деревне была натянутая железная струна. Этой струной или ножом весной соскабливали верхний подкорковый слой сосны и лиственницы. Это было очень вкусно и полезно ».

На основе собранного материала мы делаем вывод, что многие сорные растения оказались питательными и вкусными. Употребление их в пищу поддержало силы людей в тяжёлые моменты жизни. С весны в пищу использовали съедобные растения: пушицу влагалищную, лебеду, крапи­ву, щавель, кипрей, клевер – эти растения на зиму сушили и использовали в пищу зимой и летом.

Вот так мы выяснили, что растения имели важное значение для выживания населения в годы войны.

Мы экспериментально доказали, что растения используемые людьми во время войны содержат активно биологические вещества (витамины), которые повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным условиям среды.

Глава III Практическая часть исследовательской работы

п 3.1 Определение в клевере, крапиве, сосне различных витаминов группы В и С.

Для проведения опытов приготовили исследуемые растворы клевера, крапивы, сосны. Сделали настой из травы и тёплой воды, настояли в течение 3-х часов. Для доказательства были проведены следующие качественные реакции:

Опыт №1. Определение витамина «С» (аскорбиновой кислоты) в испытуемых растворах клевера, крапивы, сосны.

Реактивы: 10 %-ный раствор К3[Fe(CN)6], 10 %-ный раствор хлорида железа (III), гидроксид калия 5 %, соляная кислота 10 %

Методика определения. Исследовали три испытуемых раствора №1 – клевер, №2 – сосна №3 – крапива.

К 2мл испытуемых растворов прибавляли несколько капель 5 %-ного раствора гидроксида калия и 10 %-ного раствора К3[Fe(CN)6], перемешивали, затем добавляли 2–3 капли 10 %-ного раствора соляной кислоты и 2 капли 10 %-ного раствора хлорида железа (III). Наблюдали сине-зеленое окрашивание, образовался синий осадок берлинской лазури – Fe4 [Fe(CN)6]3

В контрольной пробирке с дистиллированной водой изменений не наблюдалось.

2.4FeCl3 + 4Fе(СN)6  4Fе(СN)63↓ + 12КСl
ферроцианид берлинская калия лазурь (Приложение № 2)

п 3.2 Опыт №2 Определение витамина В1 (тиамина) в испытуемых растворах клевера, крапивы, живицы.

Методика определения: Исследовали три испытуемых раствора №1 – клевер, №2 – сосна №3 – крапива. Реактивы: 5 %-ный раствор К3[Fe(CN)6], 10 %-ный раствор хлорида железа (III), гидроксид калия 30 %, изобутиловый спирт

К испытуемым растворам прилили 1 мл 5% раствора железосинеродистого калия. 1 мл 30%раствора щелочи и полученные растворы перемешали. Затем прилили 3 мл изобутилового спирта, полученный раствор хорошо взболтали. Верхний спиртовой слой при помощи капилляра перенесли в сухую пробирку. Смесь в пробирке при перемешивании нагрели на водяной бане. Наблюдали появление желтой окраски. Желтая окраска обусловлена образованием тиохрома: тиохром

        C12H14ON4S, продукт окисления в щелочной среде тиамина.

ферроцианид калия (Приложение № 3 рис 1, рис 2)

В контрольной пробирке с дистиллированной водой изменений не наблюдалось.

п 3.3 Опыт № 3. Определение витамина В2 (рибофлавина) в испытуемых растворах клевера, крапивы, живицы.

Реактивы: соляная кислота (концентрированная) и цинк металлический. Методика определения:

Для этого к испытуемым растворам прилили по 5 капель концентрированной соляной кислоты и опустили гранулу металлического цинка. Наблюдали выделение пузырьков водорода, жидкость постепенно розовеет, затем обесцвечивается. Тоже проделали и с клевером, крапивой, сосной. При наблюдении необходимо заметить, что в розовый цвет сразу окрасился раствор клевера, а затем через некоторое время в крапиве, а затем в сосне появилась розовая окраска. Это указывает на наличие в сосне, клевере и крапиве рибофлавина, т.к витамин В2 легко восстанавливается; при этом раствор витамина В2 приобретает сначала розовый цвет, а затем обесцвечивается, т.к. восстановленная форма витамина В2 бесцветна.

В контрольной пробирке с дистиллированной водой изменений не наблюдалось.
Вывод: Наши предположения: в клевере и крапиве больше витамина В2, чем в сосне. (Приложение № 3 рис 3, 4)

п 3.4 Опыт № 4 Определение витамина В6 в испытуемых растворах клевера, крапивы, сосны.

Реактивы: 10% р-р хлорное железо.

Витамин В6(пиридоксин) при взаимодействии с раствором хлорного железа образует комплексную соль - фенолят железа (III) красного цвета.

Доказываем наличие витамина В6 в испытуемых растворах, в пробирку наливаем по 1 мл испытуемых растворов и в каждую пробирку наливаем 10% раствора хлорного железа и перемешиваем. Наблюдали красное окрашивание во всех трёх испытуемых растворах. Это говорит о наличии витамина В6 (Приложение № 4 рис 1,2)

Вывод: Экспериментально доказали, что в растениях крапивы, клевера, сосны обыкновенной содержатся витамины В1, В2, В6 и С. Эти растения являются универсальной кладовой витаминов и биогенных стимуляторов. (Приложение № 4 рис 3)

Эти вещества и поддержали силы людей в трудные, голодные годы войны.

Витамины – название этого слова происходит от латинского слова «жизнь». Это соединения различной химической природы, выполняющие важные функции в живых организмах. Витамины требуются организму в очень небольших количествах, т.к. обладают высокой биологической активностью. Основным источником витаминов являются растения. Ученые исследовали множество пищевых продуктов, отыскивая в них витамины. Есть витамины, которые содержатся как в растительной, так и в животной пище. А есть витамины, содержащиеся преимущественно в растениях. Основные витамины растительного происхождения – В1,С, Р, Е

Полученные данные в ходе исследования могут быть использованы людьми для профилактики заболевания, для повышения иммунитета.

Дикорастущие съедобные растения укрепляют здоровье человека и повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям среды. Посмотрев заболеваемость детей в нашей школе за год, мы сделали следующий вывод: дети чаще болеют простудными заболеваниями в период осени и весны. В весенний период заболеваемость выше, причина тому - ослабленный организм, нехватка солнца и витаминов. Данные информантов мы претворили в жизнь. Подтвердили практически.

С 2017 года в нескольких младших классах нашей школы работает фито – кафе, где каждый день (в течение двух недель, затем перерыв неделя) ребята пьют настой трав из шиповника, Иван – чая, клевера, отвара сосны для повышения иммунитета. Витамин «С», содержащийся в этих травах, используется для профилактики острых респираторных заболеваний. Сосновое масло готовят самостоятельно и ставят в чашках Петри на подоконники в кабинете. Аромат соснового масла препятствует распространению респираторных инфекций. Эксперимент продолжается уже третий учебный год, сейчас дети в 5 классе. Для эксперимента мы выбрали самый «болеющий» класс в школе. Проанализировав динамику заболеваемости ОРВИ учащихся младших школьников и 5 класса с 2017 года совместно с фельдшером школы Дроздовой Е.И., мы пришли к выводу, что
в 2017 г болеющих детей в три раза больше по сравнению с 2019 годом. Уровень заболеваемости ниже в классах,(Приложение 1 рис 5) которые используют для профилактики настои трав и сосновое масло. Наш вывод, для профилактики вирусных инфекций, простудных заболеваний нужно использовать шиповник, Иван – чай, клевер, сосну. С этими данными мы вышли на родительское собрание и убедительно представили исследования, проведённые нами. Получили консультацию от детского врача Фатиевой С.С. о применении лекарственных трав. Сделали вывод, что необходимо применять для профилактики вирусных инфекций, простудных заболеваний шиповник, клевер, Иван- чай, сосну, но курсами, а не постоянно. Соблюдать правила личной гигиены, гулять на свежем воздухе.

Заключение

Данная исследовательская работа начата в 2017 году и закончена в 2019 году. В ходе выполнения работы мы собрали материал о трудном, голодном времени у людей, переживших войну. Выяснили, что растения для них имели огромное значение для выживания.

Экспериментально доказали, что растения, используемые людьми во время войны, содержат активно биологические вещества (витамины), которые повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным условиям среды. Цель достигнута, гипотеза подтверждена. В растениях клевера, крапивы, сосны, содержатся витамины группы В и витамин С – это экспериментально доказано. Дикорастущие съедобные растения укрепляют здоровье человека и повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям среды. Роль растений в жизни человека неоценимо велика. Особенно их ценят люди, пережившие голод во время войны. Такие дары природы и мало кем используются.

Сейчас в наше время дети очень часто болеют, судя по нашей школе. Иммунитет ослаблен. В настоящее время вопросы сохранения здоровья детей приобретают все большую значимость. Выводы исследования помогут организовать профилактическую работу по сохранению здоровья школьников. Наши травы – это достояние Севера, они доступны, экологически чистые.

Я рекомендую всем использовать в пищу травы, особенно клевер, сосну, кипрей, шиповник для повышения иммунитета, но использовать после консультации врача. Мы разработали рекомендации по укреплению иммунитета для старших школьников. (Памятка)

Выпущен буклет о растениях, содержащих витамины для учителей и учащихся нашей школы.

Выпущен буклет «Дети Победы» - воспоминания о голодном военном детстве.

Библиографический список

1. Берсона Г.З. Дикорастущие съедобные растения Л.: Гидрометеоиздат, 1991.— 72с.

2. Гречанный И. А. Полный справочник лекарственных трав и целительных сборов Л.: Клуб семейного досуга, 2013.- 544с

3.Константинов Ю. О крапиве, М.: Центрполиграф, 2016 г. -159 с.

4.Липин П.В. , Нагаев В.В. Лекарственные растения Севера: использование в народной медицине и быту. Изд.: Сыктывкарский университет, 1993г. – 107с.
5. Приставкин А. Ночевала тучка золотая, М.:  АСТ, 2017г. – 270 с. 
6. Роднов В.А. Травник. Целебные свойства растений, М. : ООО НПФ "Вереск", 2009. - 112 с. 

Интернет источники:

7.Набоков В.Лебеда Электронная Библиотека
http://www.6lib.ru/books/lebeda-206199.html

8.grasses/klever.php

9. https://aif.ru/health/life/11301

10.http://www.justlady.ru/articles-125240-hvoynaya-smola-lechimsya-prirodnymi-sredstvami#ixzz3XOX6TU00

11.https://ecology.md/page/zamenitel-hleba-hvoshh-polevoj

12. https://shlakov.net/organizm/polza-kremniya-dlya-organizma-cheloveka.html

13. https://hvorast.ru/sosna/sosna-obiknovennaya

14. https://www.ayzdorov.ru/tvtravnik_shipovnik.php

Информанты:

Заболуева Л.В. 1932 г.р 2.Грибова Г.В 1937 г.р

3.Грибов М.С. 1938 г.р 4.Брындиков А.Я. 1937 г.р.

5.Виноградова Р.А. 1937 г.р 6.Половникова В.С. 1938 г.р

7.Садовникова Л.Д. 1937 г.р 8.Гордеева М.Е. 1926 г.р.

Приложение №1 Данные соц. опроса информантов ( Информанты)

 

Рис 1 Заболуева Л.В. 1932 г.р Фото автора 2019г

Рис 2 Грибова Г.В. 1937 г.р Фото автора 2019г

Рис 3 Грибов М.С. 1938 г.р Фото автора 2019г

Р

ис 5 Пропущенные дни по болезни в классах, применяемых фиточай для профилактики ОРВИ

 

Рис 4 график. Голодные годы со слов информантов

 

 

Информантов 32 человека, самые голодные годы пришлись на 1943 и 1944 годы

П

Рис.1 Приготовленные растворы клевера, крапивы, живицы. Фото автора 2019г.

Рис.2 раствор гексацианоферрата калия. Фото автора 2019г

Рис. 3 берлинская лазурь – Fe4 [Fe(CN)6]3 в растворе клевера. Фото автора 2019г

Рис. 4 берлинская лазурь – Fe4 [Fe(CN)6]3 в растворе крапивы. Фото автора2019г

Рис. 5берлинская лазурь – Fe4 [Fe(CN)6]3 (сине-зелёное окрашивание) в растворе живицы. Фото автора 2019г

риложение № 2 Определение в клевере, крапиве, живице витаминов «С»

Приложение №3 Определение витамина В1 (тиамина), В2 - рибофлавин в испытуемых растворах клевера, крапивы, живицы.

 

Рис.1Верхний спиртовой слой при помощи капилляра перенесли в сухую пробирку. Фото автора 2019г

Рис. 2 Желтая окраска обусловлена образованием тиохрома. Фото автора 2019г

Рис 4,3 Этот цвет указывает на наличие в живице, клевере и крапиве рибофлавина, т.к витамин В2 легко восстанавливается; при этом раствор витамина В2 приобретает розовый цвет

Фото автора 2019г

Рис. 3

Рис. 4

Приложение № 4 Определение витамина В6 в испытуемых растворах клевера, крапивы, живицы.

 

Рис 1 и Рис 2. Витамин В6(пиридоксин) при взаимодействии с раствором хлорного железа образует комплексную соль - фенолят железа (III) красного цвета. Фото автора 2019г

Рис 1.

Рис. 2

Рис. 3 Результат практического эксперимента: Определение витаминов В1, В2, В6 и витамина С.

Фото автора 2019г

20

Просмотров работы: 73