Ромашка аптечная

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ромашка аптечная

Шамитов Р.Р. 1
1Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.» «Варваринская СОШ»
Шамитова А.А. 1
1Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.» «Варваринская СОШ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ромашка - чудный ты цветок, Сияет каждый лепесток, Как солнышко с лучами, Сверкаешь ты глазами.

Введение

Я живу в сельской местности д.Варвара. Вокруг нашего села очень красивые места. У нас много грибов и ягод. Наша деревня стоит на берегу реки Варваринская и за рекой видны луга, на них пасется скот, там косят траву на сено. Там я обратил внимание, что на заливных лугах около больших рек, растут одни только травы: клевер, мышиный горошек, тимофеевка, хвощ, осока, ромашка. Бабушка нарвала некоторые травы. Они приятно пахли. Она пояснила, что эти травы целебные, помогают от разных болезней. Их следовало правильно засушить и сохранить. Так я впервые от бабушки услышал, что это лекарственные растения. В школе нам часто рассказывают о лекарственных растениях.

Сколько же здесь, вокруг нас, разных растений! Многие из них очень полезны. Их называют лекарственными: например, подорожник, одуванчик, ромашка. Я занимаюсь в школьном лесничестве и руководитель школьного лесничества предложила просмотреть «Школьный Атлас-определитель высших растений», так как по специализации ботаник-дендролог. В нем даны красочные рисунки, по которым можно определять вид растения и их описание. Мне захотелось узнать о них как можно больше. Моя бабушка любительница природы, знает многие растения, которые относятся лекарственным. Многие из них она применяет при лечение разных болезней. Я и сам не раз пил разные настои из трав, приготовленные ею, когда болел простудными заболеваниями. Вот так я и решил исследовать проблему, связанную с лекарственными растениями нашего края, в своей работе.

«Ромашка аптечная»

(лекарственное растение)

Шамитов Риян Раянович,9 класс, Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.» «Варваринская СОШ»

Цель исследования: познакомиться с ромашкой аптечной как с лекарственным растением родного края.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу о ромашке аптечной.

2. Выяснить особенности и полезные свойства ромашки аптечной.

3. Сделать вывод по проделанной работе.

Сроки сбора и заготовки: Для лечебных целей используются цветочки ромашки. Их собирают в период цветения (июнь-август). В это время в них содержится больше всего витаминов. Собирают ромашку вручную и быстро высушивают в хорошо проветриваемых помещениях. Целебные свойства ромашки во многом зависят также от того, каким образом ее собирают, в какое время суток, в каком месте.

Объект исследования: Ярковский район, д.Варвара

Предмет исследования: ромашка аптечная (лекарственное растение).

Гипотеза: если знать о применении лекарственной ромашки, то можно лучше и дешевле вылечить некоторые болезни.

Методы исследования: наблюдение, анализ, изучение литературы.

Актуальность темы: Я живу в Ярковском районе. В нашем районе растут разные растения, многие из которых имеют лекарственные свойства. Это калина, рябина, смородина, шиповник, подорожник, зверобой, пижма и ромашка. Я выбрал эту тему так, как одной из актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека. Для лечения некоторых болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому что, таблетки имеют побочные эффекты. Кроме этого, лекарства стоят дорого. Поэтому, людям полезно знать о применении лекарственных трав. Я хочу узнать о таком растении, как ромашка, узнать, чем она полезна и как ее нужно применять.

Новизна: Я хочу узнать о таком растении, как ромашка, узнать, чем она полезна, и как ее нужно использовать. Что проводимая работа будет востребована жизнью и будет иметь положительные результаты на формирование экологической культуры и знания народной медицины. Применение материала на уроках биологии, при изучении лекарственных трав района и при проведении экологических мероприятий.

Изученность материала. 1.Просмотрел, изучил литературу по теме «Ромашка аптечная». 2. Выбрал участки, где можно провести исследования и наблюдения. 3. Сделал вывод из полученных данных наблюдения и анализа литературы.

Трудно встретить человека, который бы не видели и не знал лекарственные растения, например ромашку, но мало знают, от каких болезней она помогает. Результатом моей исследовательской работы станет собранная лекарственное растение – ромашка аптечная моего края.

Свою работу я начал с теоретической части, прочтения литературы о лекарственных растениях. Сначала познакомился с историей применения их в давние времена.

«Ромашка аптечная»

(лекарственное растение)

Шамитов Риян Раянович,9 класс, Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.» «Варваринская СОШ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ. Теоретическая часть. История применения лекарственных растений.

«Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы»

«Гиппократ»

Лекарственные растения использовались в лечебных целях с глубокой древности. Не одно тысячелетие травы служат человеку. На собственном опыте первобытные люди постигали их целебные знания из поколения в поколение. Врачевание с древних времен было таинством, поэтому лекари очень придирчиво выбирали себе учеников. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них белена, бузина, мята, ромашка и другие.

Гиппократ считал, что в соках лекарственных растений оптимально сочетаются биологически активные, органические и минеральные вещества, чудодейственно влияющие на организм человека. Поэтому он рекомендовал употреблять растения в том виде, в каком создала их природа. В России лечение травами известно и популярно. Издавна возделыванием и применением лекарственных растений интересовались даже цари и князья. В начале ХVII при Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, снабжавший двор и армию травами.

Петр I приказал создать аптекарские школы и огороды - первые плантации лекарственных растений в России.

Многое изменилось с тех пор, но интерес к целебным травам не угас - наоборот, сейчас он особенно велик. В наше время люди все чаще прибегают и к помощи фитотерапии. Соки, отвары, настои принятые внутрь, наружные примочки и ополаскивания помогают больному организму справиться со многими недугами, избавиться от страданий. Лекарства лесной аптеки ускорят заживания ран, останавливают кровотечения, исцеляют больное сердце, восстанавливают утраченный аппетит, улучшают пищеварение, излечивают язву желудка, повышают тонус жизни. Порой они помогают в тех случаях, когда даже медицина оказывается бессильной.

Сбор лекарственных растений.

После знакомства с историей применения лекарственных растений, я решил познакомиться с правильным сбором растений, так как они являются важным сырьем для многих медицинских препаратов. Для того чтобы препарат оказывал наилучшее воздействие на организм, очень важно собирать растения в определенные сроки, правильно высушить их и хранить.

Собирать траву, листья, цветы нужно только в сухую погоду, лучше с утра, как только спадет роса. Если собрать сырые растения, пораженные грибами, объеденные насекомыми, то они испортятся. У высоких растений обрывают только цветущие верхушки, не длиннее 20-40 см, или обламывают цветущие веточки. Собирают только распустившиеся цветки, увядшие брать не следует

Так, корни выкапывают осенью после опадания листьев или ранней весной, очищают холодной водой.

Надземную часть растений, содержащих летучие ароматические вещества, собирают в начале лета, когда полностью распустились листья и завязались бутоны.

Зеленые листья и траву можно собирать все лето, но лучше весной.

Цветки рвут полностью распустившиеся и только в ясную погоду.

Плоды и семена - только зрелые.

Собранные растения сушат в хорошо проветриваемом помещении, а особенно сочные - в слегка протопленной печи или специальной сушилке при температуре 40 - 50 градусов. Хранить высушенные растения лучше в стеклянной посуде.

Лекарственные растения нашего края.

Следующим шагом моего исследования стало знакомство с растениями нашего края. Богат и разнообразен растительный мир нашего края! Выйдешь за околицу поселка, окунешься в зеленую чащу леса, вдохнешь аромат лугов и полей, и еще сильнее становится чувство любви к своему краю.

Практическая часть.

После того, как я прочитал нужную литературу, перешел к практической части. Собирали мы их в окрестностях поселка: на полянах, в лесу, на берегу реки Варваринская. Я сходил с бабушкой в аптеку купил пачку ромашки лекарственной, изучил состав.

Состав пачки ромашки лекарственной.
Сухие цветочные корзинки содержат эфирное масло, аспирин, аспигенин, фитостерины, дубильные и слизистые вещества, горечи, витамины и др..

Прочитал для чего используется и как:

Фармакологические свойства ромашки
*Спазмолитический, противовоспалительный и ветрогонный свойства аптечной ромашки являются основными в лечении.

*Ромашка аптечная - лучшее средство, чтобы избавиться от хронических и острых воспалений желудка. Она хорошо снимает симптомы, а также "исцеляет".

*Ромашка лекарственная как противовоспалительное средство используется при многих заболеваниях, например, при колите или запоре с коликами. 
*Также ее рекомендуют, если наблюдается повышенная возбудимость, когда человек испытывает неврологическую или зубную боль, заболевание желудочно-кишечного тракта и др.

Сделав опрос: у бабушки, у своих ребят. Я сделал вывод: что многие люди для лечения простудных заболеваний, боли в горле, в косметических целях применяют ромашку.

Применение ромашки в народной медицине:

В народной медицине ромашку применяют от самых различных заболеваний, используют внутрь и как наружное средство; при простуде, болезнях желудочно-кишечного тракта, ревматизме, подагре, женских болезнях, невралгических болях, поносах. Пары ромашки вдыхают при гриппе. Настой применяют внутрь, наружно, в виде микроклизм и спринцеваний. Он уменьшает бродильные процессы, снимает спазмы кишечника и отек слизистой оболочки желудка, усиливает выделение желчи, способствует быстрому заживлению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

В качестве наружного средства ромашка используется при лечении плохо заживающих ран, при ожогах, обморожениях, от выпадения волос и для ножных ванн при потливости ног. На воспаления и раздражения в области заднего прохода и влагалища положительно действуют подмывания ромашковым чаем и ромашковые паровые ванны.

Настойку ромашки используют для промывания язв, экзем и воспаленных век. При фурункулах, потливости и геморрое ее используют в виде примочки. Препараты ромашки применяются также для борьбы с хроническим насморком, острыми и хроническими воспалениями слизистой оболочки носа и носоглотки, при воспалении придаточных полостей носа также очень хороши ромашковые паровые ванны.

Кроме указанного, ромашку используют как пряное, вкусовое вещество для повышения аппетита и улучшения усвоения питательных веществ.

В косметике ромашка находит применение в виде настоя для придания волосам золотистого оттенка и для поддержания свежести кожи в качестве умываний.

В ходе работы над данной темой мною был проведён опрос учащихся и взрослых по применению ими лекарственных растений. Результаты опроса следующие:

Вопрос 1. Вы применяете лекарственные растения для своего лечения?

Нет – 30%

Иногда – 20%

Да – 50%

Вопрос 2. Применяете ли вы в лечебных целях ромашку?

Да – 70%

Нет – 30%

Вопрос 3. Применение, каких лекарственных растений вы считаете наиболее эффективным?

Лекарственные растения:

Чабрец (трава богородская) – 3 чел.

Ромашка – 8 чел.

Алоэ – 7 чел.

Полынь – 3 чел.

Подорожник – 5 чел.

Мёд – Все принимают.

Лимон – 4 чел.

Шиповник – 3 чел.

Репчатый лук – 6 чел.

Вопрос 4. Ваш проверенный рецепт применения ромашки лекарственной. Ромашковый чай, если его правильно приготовить и употреблять в меру, предотвратит простуду и вернёт спокойствие после напряжённого дня. Лучше его пить на ночь.
Приготовить такой чай можно по одному из следующих рецептов: Ромашковый чай «Классический».  Взять: соцветия ромашки — 1 ст. л.; кипяток — 200 мл; мёд по желанию. Готовим: высушенные и измельчённые цветки залить кипятком, накрыть и оставить на полчаса; когда необходимое время пройдёт, настой процедить, отжав сырье; если надо, подсластить мёдом. Пить тёплым. С мятой. Взять: соцветия ромашки – 1 ч. л. (с горкой). Листья перечной мяты – 0,5 ч. л. кипяток – 200 мл; мёд — по вкусу. Приготовление: травы (высушенные и измельчённые) залить горячей водой и, накрыв, оставить на 10-15 минут; очистить настой от сырья, процедив; по желанию можно добавить мёд. (Приложение I).

Лесная кладовая здоровья открыта для всех. Однако обращаться с ее многообразными дарами надо осторожно. Их нужно хорошо знать, чтобы избежать отравления. Ромашка противопоказания. При передозировке возможно угнетение центральной нервной системы, головная боль и слабость. Нельзя принимать препараты из ромашки при гастрите, склонности к диарее, индивидуальной непереносимости.

Первая помощь при отравлении лекарственными растениями. Тот, кто точно следует рекомендациям о применении лекарственных растений и самостоятельно не использует растения, отравиться не может. И все же я приведу здесь основные правила поведения на случай отравления.

При первых признаках отравления - тошноте, рвоте, спазмах желудка, поносе - следует тотчас освободить желудок. Для этого нужно выпить большое количество тепловатой воды (детям можно дать сок), после чего, засунув палец вызвать рвоту.

Полезно сразу же после этого проглотить 10-20 таблеток активированного угля. (Можно принять 20-30г размешанного в воде угольного порошка.) Уголь адсорбирует ядовитые вещества, препятствуя проникновению их в кровь. Через некоторое время снова освободите желудок!

Нужно очистить и кишечник: две чайные ложки глауберовой соли растворите в 1 литре воды и выпить.

Ни в коем случае ничего не вливайте в рот человеку, потерявшему сознание!

После этого немедленно вызовите врача!

Врачу важно получить четкое представление о том, что произошло. Вы должны суметь ответить на следующие вопросы: какое растение было принято в слишком большой дозе, когда это произошло, какие нарушения наблюдались, какие меры первой помощи были оказаны.

Вывод: Изучив литературу о ромашке аптечной, я узнал много интересного о ромашке. Выявил особенности и полезные свойства ромашки аптечной, как:

1.Лекарственная ромашка эффективна при лечении многих болезней.

2.Из лекарственной ромашки делают лекарства.

3.Лекарственные травы нельзя применять бесконтрольно.

4.Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.

Таким образом, поставленная мной гипотеза подтвердилась, что если знать о применении лекарственной ромашки, то можно вылечить многие болезни. Что проводимая работа будет востребована жизнью и будет иметь положительные результаты на формирование экологической культуры и знания народной медицины. Применение материала на уроках биологии, при изучении лекарственных трав района и при проведении экологических мероприятий.


Заключение. Я познакомился с ромашкой аптечной как с лекарственным растением родного края. Зелёная волшебница помогают нам восстанавливать силы, укреплять здоровье. Издавна люди познали целебную силу растений и бережно передают эти знания детям и внукам.

Но человек, все глубже вторгаясь в природные процессы, вызывает подчас необратимые изменения. В результате деятельности человека уничтожаются места обитания лекарственных растений и они сами. Поэтому охрана природы в настоящее время должна стать задачей всенародной.

Я заметил, что бабушка всегда собирает ромашку. В кладовке всегда есть высушенные растения. Я знал, что эти растения - лекарственные травы, но, как и что лечит ромашка? Я теперь знаю о применении ромашки, которую мы собирали для красоты в букеты, которая растет в нашей местности, из книг, из рассказов взрослых.

Современные лекарственные средства на основе растительного сырья созданы в результате обобщения исторического опыта разных народов мира, а так же поисковых работ отечественных и зарубежных ученых. Лекарственные растения привлекают внимание очень многих.
Многих интересует, каковы те травы или препараты, которыми их лечат врачи, в чем их целебная сила и как можно распознать их в природе. Часть лекарственных растений можно выращивать на своих садовых участках или в домашних условиях, и многие успешно это делают. К ним нужно относиться с вниманием и уважением. Поэтому при заболевании необходимо, прежде всего, обратиться к врачу, установить диагноз и пользоваться рецептами, приведенными здесь по указанию врача.

Самым главным результатом всей проделанной работы является ромашка аптечная. Во время исследования я научился наблюдать; задавать вопросы по теме работы; выявлять проблему. От своей работы я получил большое удовольствие. Ценно то, что знания и умения добывались в результате собственного труда. Своим опытом организации исследовательской работы я поделилась с товарищами. Что проводимая работа будет востребована жизнью и будет иметь положительные результаты на формирование экологической культуры и знания народной медицины. Применение материала на уроках биологии, при изучении лекарственных трав района и при проведении экологических мероприятий.

Список литературы:

Интернет источник: yaruuna.ru/

Википедия, свободная энциклопедия: ru.wikipedia.org</</u>

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

Полная энциклопедия «Растения», Москва «Эксмо», 2007 г.

Блинков И.Л. Лекарственные растения в клинике.- М.: Знание, 1983.

5.Гуленков М.А., Замятина Н.Г., Сергеев М.Н.

Учебное пособие для школьников средних классов.- М.: изд-во «Экмонт Россия»,, 2002.

Приложения I

Приложения II

Приложения III

Приложения IV

Приложения V

14

Просмотров работы: 359