Панацея от пневмонии

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Панацея от пневмонии

Чебан Е.М. 1
1МБОУ Новобытовская СОШ с УИОП
Чепухалина В.Н. 1Чепухалин А.Ю. 1
1МБОУ Новобытовская СОШ с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пневмония является в последнее время одним из самых актуальных заболеваний в медицинской практике. Пневмония является распространенным заболеванием дыхательной системы. С каждым годом число больных значительно растет. Так же пневмония является частой болезнью со смертельным исходом. Ошибки в диагностике пневмонии достигают до 20%, а диагноз в первые 3 дня заболевания ставится правильно лишь у 35% больных. В России средняя длительность заболевания в среднем около 25 дней. Пневмония может выступать и в виде "самостоятельного заболевания" и как осложнение при инфекциях нижних дыхательных путей. При этом подходе, оказывается, что в индустриально развитых странах пневмония занимает 6-е место среди всех причин смертности и 1-е среди инфекционных заболеваний.

Несмотря на то, что заболеваемость пневмонией является одной из важных проблем современной медицины не вызывает сомнения, но тем не менее я решила провести социологическое исследование по данному вопросу.

Данное исследование было организовано с помощью онлайн сервиса Google Form на базе МБОУ Новобытовской школы, в котором приняло участие около 140 респондентов различных возрастных групп. В опросе приняли участие, как учащиеся нашей школы, так и учителя, что можно увидеть на диаграмме на слайде. По итогам исследования с уверенностью можно сказать, что данный вопрос актуален среди респондентов, ведь около 40 % опрошенных не знают симптомов и факторов риска пневмонии. Около 65 % респондентов признались в том, что периодически занимаются самолечением простудных заболеваний.

Целью работы является: создание информационных материалов по профилактике пневмонии.

Задачи:

Изучить историю открытия пневмонии.

Выявить источники заражения, формы пневмонии, способы лечения и меры профилактики.

Провести анализ заболеваемости пневмонией за последние годы.

Оценить уровень информированности обучающихся и сотрудников школы о заболевании пневмонией и ее профилактики.

Разработать методические материалы для детей среднего и старшего школьного возраста для информирования о заболевании пневмонии.

Объект исследования: заболевание пневмония.

Предмет исследования: информация и статистические данные о заболевании пневмония.

Методами исследования: анализ, анкетирование, обобщение, опрос, сравнение имеющихся в наличии материалов.

Работа имеет теоретическую и практическую значимость.

Глава 1. Историческая справка по болезни пневмония

1.1. История открытия

Пневмония – это инфекционное заболевание легочной ткани. Когда у человека возникает это заболевание, его альвеолы в легких наполняются микроорганизмами, жидкостью, из-за чего нарушается нормальная дыхательная функция.

Диагноз пневмонии основывается на симптомах острой инфекции дыхательных путей и наличии затемнения при рентгенологическом исследовании органов грудной полости, которое не связанное с какой-либо другой причиной (например, кардиогенный отек легких).

Это заболевание было описано еще Гиппократом в IV веке до н. э. Он высказал обстоятельные суждения о воспалительных болезнях органов дыхания, в частности об эмпиеме плевры, как исходе воспаления легких. Так же воспринимал воспаление легких как динамичный процесс, заболевание целого организма. Маймониди в XII веке описал симптомы пневмонии. Это описание было очень похоже на те, которые сейчас дают в современных учебниках.

До начала XIX столетия с названием "пневмония" не связывали определенного анатомического и клинического понятия. "Лихорадочные грудные болезни" по преобладанию того или другого симптома обозначали, как плеврит.

В 1886 г. Френкель, а затем Вексельбаум пришли к заключению, что главным возбудителем крупозной пневмонии следует считать сумчатый диплококк, а не бактерию, описанную Александром Фридлендером.

В 1884 году Кристиан Грамм разработал и опубликовал свой метод окраски бактерий, используя который, удалось показать, что причиной пневмонии может быть более чем один микроорганизм.

1.2. Пути заражения

Воспаление легких может стать причиной попадания вируса или грибка, часто это стрептококки, микоплазмы, грибы, вирус гриппа, стафилококки. Пневмония может стать регулярным заболеванием, которое поражает верхние дыхательные пути. В редких случаях проблема касается исключительно изменения легочной ткани.

Передача возбудителя происходит следующим образом:

1.Воздушно-капельный путь – наиболее часто встречающийся способ передачи возбудителя, так как он локализуется в легких.

2.Довольно редко встречаются случаи, когда возбудитель распространяется с кровью или лимфой. Как правило, подобным методом происходит передача вируса, так как он может развиваться в крови.

3. Гематогенный и лимфогенный путь – то есть при наличии в организме очага инфекции микроорганизмы могут распространиться на все органы и ткани, в том числе и в легкие, и вызвать воспаление легких.

4. Застойная пневмония – вследствие длительного нахождения пациента в горизонтальном положении ухудшается кровообращение и вентиляция легких, нарушается дренажная функция, в просвете бронхов скапливается секрет, в котором отлично размножаются микробы.

1.3. Формы пневмонии и способы лечения

Острая пневмония - сопровождаются выраженными симптомами, которые разрешаются выздоровлением в течение не более чем четырёх недель. Хроническая пневмония - воспалительный процесс длительностью более четырёх недель без позитивной динамики это уже затяжная пневмония. Так же, в зависимости от вовлеченности легких выделяют одностороннюю (когда воспалено одно лёгкое) и двухстороннюю (когда оба лёгких вовлечены в процесс).

Всю терапию можно разделить на несколько групп:

Медикаментозное лечение.

Физиопроцедуры.

Лечебная гимнастика.

Ингаляции.

Народные способы.

Правильное питание.

Терапия с помощью лекарств

Любой врач, посещение которого желательно не откладывать, в качестве основного лечения назначит вам принимать антибиотики.

Возбудителем этого заболевания чаще всего являются бактерии, поэтому избежать приема антибактериальных препаратов не удастся, если вы не хотите заработать более серьезные проблемы со здоровьем.

Лечебная гимнастика при пневмонии

Как только основные симптомы заболевания начинают стихать, состояние больного улучшается, можно приступить к выполнению лечебной физкультуры. В процессе занятий улучшается кровообращение, нормализуется легочная вентиляция, что очень важно для скорейшего выздоровления.

На первых порах можно начинать с дыхательных упражнений, которые можно выполнять в положении лежа. В течение дня рекомендуется несколько раз полежать на здоровом боку, чтобы улучшить аэрацию.

Особое внимание надо обратить на рацион питания.

Таким образом, можно сделать вывод, что лечить пневмонию вполне можно и в домашних условиях.

Только обязательно перед этим надо посетить врача, особенно это касается детей, чтобы не пропустить осложнений и правильно поставить диагноз.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анализ статистических данных за 2015 – 2018 годы по заболеваемости пневмонией в России

Для сбора данных по заболеваемости пневмонией были проанализированы официальные данные с сайта Федеральной службы государственной статистики.

В ходе анализа данных удалось установить, что за период с 2015 по 2018 год количество заболевших пневмонией значительно выросло, хотя в период с 2016 по 2017 наблюдалось незначительное снижение. (официальной статистики за 2019 год еще нет).

Также я решила проанализировать данные о количестве заболевших детей в возрасте до 17 лет включительно. Из графика видно, что количество заболевших пневмонией в возрасте до 17 лет (включительно) постоянно росло.

В результате проведенного анализа данных с сайта Федеральной службы государственной статистики, я пришла к выводу, что любая дополнительная информация о мерах профилактики и лечении пневмонии будет актуальна.

2.2. Рекомендации по профилактике и лечению

Подробнее о методах профилактики пневмонии взрослых людей:

Витаминная терапия. Необходимо принимать комплексные витаминные средства, которые включают в себя и микроэлементы. Особенно это касается зимнего времени, когда недостаточно естественных источников. Употребляйте больше полезных фруктов и овощей.

Вакцинация. Универсальной вакцины, которая может предотвратить появление пневмонии, нет. Это связано с тем, что возбудители совершенно разные, но всё-таки от самых распространённых и опасных лучше застраховаться с помощью вакцинации.

Горчичники, банки и другие народные средства. Применение этих простых методов неплохо укрепляет организм.

Массаж. Не только помогает расслабиться, он улучшит кровообращение, что значительно усилит иммунную систему.

Медикаментозная профилактика.

Закаливание, отдых в санаториях и на лечебных курортах. Свежий воздух и лечебно-профилактические процедуры помогут поднять тонус организма.

Медикаментозная профилактика.

Методы профилактики пневмонии у детей:

Прогулки на свежем воздухе. Нужно гулять с маленькими детьми минимум дважды в день, это повысит шансы ребёнка не заболеть.

Проветривание помещения. Не забывайте открывать окна для проветривания. При этом важно не допустить сквозняков.

Массаж. Во-первых, он поможет формированию правильной осанки. Во-вторых, разгоняет кровь и укрепляет иммунитет.

Приём витаминов. Поэтому давайте ребёнку овощи и фрукты. Эффективны детские витаминные комплексы.

Физическая активность. Умеренные нагрузки укрепляют и поддерживают тело в тонусе.

Ингаляции. Для ребёнка полезно делать ингаляции на натуральных травах.

Рекомендации по профилактике:

Необходимо вести здоровый образ жизни.

В период подъема заболеваемости стоит избегать места с массовым скоплением людей.

Как можно чаще мыть руки и промывать носовые ходы.

До наступления подъема заболеваемости стоит сделать прививку.

ТОЛЬКО по назначению врача принимать иммуномодулирующие препараты.

Следите за своим здоровьем!

2.3. Разработка интерактивной игры «Я знаю о пневмонии все!»

С целью закрепления знаний по профилактике и лечению пневмонии была разработана игра «Я знаю о пневмонии все!». Игра была создана в виде интеллектуальной викторины. Для получения некого количества баллов(100-500), надо правильно отвечать на вопросы связанные с болезнью пневмония. Вопросы разделены на пять тем.

Первой темой была «Меры профилактики», для ответа на вопросы надо знать какие методы помогают для профилактики пневмонии. Следующей темой был «Организм человека», надо назвать какие органы заражаются, и какие способы актуальны для определения нужного нам заболевания. «Лечение пневмонии» одна из важнейших тем, ответы на эти вопросы будут важны в дальнейшей жизни человека. Предпоследняя тема «Пути заражения», стоит знать, при каких обстоятельствах можно заболеть пневмонией. Пятой темой была «Истории возникновения», спрашивалось об ученых, влияющих на изучение пневмонии.

Заключение

ВОЗ и другие медицинские организации, международные и национальные, регулярно публикуют эпидемиологические сведения и статистику летальности в связи с пневмонией. Уже один этот факт должен настораживать: большинством серьезных источников пневмония определяется как одна из глобальных проблем человечества, и основания для такой оценки, безусловно, есть – воспаление легких ежегодно становится причиной до 7% всех смертей в мире.

В ходе своего моего исследования было установлено, что:

количество людей заболевших пневмонией за последние годы постоянно растет;

в ходе анкетирования было устанвлено, что около 40 % опрошенных не знают меры профилактики и способы лечения пневмонией;

около 60 % занимаются самолечением

Для профилактики заболеваемости пневмонией, я подготовила информационную презентацию об истории этого заболевания, способах лечения и мерах профилактики, которую можно использовать для бесед по предупреждению пневмонии, буклет (памятку), а также для закрепления этой информации интерактивную игру «Я знаю о пневмонии все!».

Я надеюсь на то, что моя работа может почь людям в профилактике пневмонии

Список литературы

http://www.gks.ru/

Авдеев, С. Н. Тяжелая внебольничная пневмония [Текст]: учеб. / Авдеев С. Н., Чучалин А. Г. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2001. – 178 с.

Бартош, Н. О. Атлас анатомии человека [Текст]: учеб. / Бартош Н. О., Киясова А. П. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2003. – 600 с.

Жук, H. A. Общие проблемы фтизиатрии [Текст]: учеб.-метод. пособие /

Приложение 1.

Приложение 2

Просмотров работы: 44