Хождение за словом или можно ли обойтись без словарей при получении современного образования

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Хождение за словом или можно ли обойтись без словарей при получении современного образования

Федоренко В.А. 1
1 МОАУ СОШ № 1 г. Свободного
Долгополова Л.А. 1
1МОАУ СОШ № 1 г. Свободного
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я очень люблю читать. Читаю «запоем», как говорит моя мама. В книгах открывается удивительный и прекрасный мир, полный тайн, чудес и приключений. Когда я пошла в первый класс, то поняла, что кроме книг со сказками и стихами, есть еще учебники – книги с научной информацией – математика, русский язык, литература, окружающий мир, иностранный язык с огромным количеством непонятных слов и выражений.

И я задумалась: а как же происходит это необыкновенное чудо – непонятные слова превращаются в понятные и доступные?! И оказалось, что есть замечательные помощники – словари. Только ли словари могут помочь преодолеть неизвестное или можно и нужно обращаться к интернету? «О’кей, Гугл»?

Так было решено изучить эту тему «Можно ли обойтись без словарей при получении современного образования».

Объектом исследования являются словари.

Предмет – использование различных словарей на уроках в начальной школе.

Целью работы является ответ на следующий вопрос: можно ли обойтись без словарей при получении современного образования.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить литературу по теме;

- ознакомиться с видами и типами словарей;

- найти задания по предметам «русский язык», «чтение», «окружающий мир» и другим, доказывающие, что без использования словарей выполнить их проблематично;

- провести опрос среди учащихся 4-х классов нашей школы.

Гипотеза: мы предполагаем, что получить образование без использования словарей, проблематично.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.

Основная часть

Глава 1. Знакомство со словарями на уроках в начальной школе

Многие знают: листать словари – огромное удовольствие.

Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов,

на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом,

со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли,

с проблемами, именами, с тайнами и загадками.

В. М. Песков

В своей школьной жизни на различных уроках мы сталкиваемся с рядом трудностей:

-Как написать слово, например, эвкалипт или выражение Рюриково городище (окружающий мир)?

-Как изменить слово кочерга, поставив его в Р.П. множественного числа? Не хватало чего кочер…(русский язык)?

-Что означает слово алтын, аршин, пядь (математика)?

Где мы можем посмотреть ответы на свои вопросы? Безусловно, в словарях.

Что же такое «словарь»?

Увы, так и хочется сказать: «Обратимся к словарю»!

Итак, словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке) какого-нибудь языка с объяснением их значений или с переводом на другой язык. Словари также помогают понять смысл неизвестных слов из какой-либо области знаний, разъясняют происхождение этих слов, помогают их правильно писать и произносить.1

Первое знакомство мое со словарем произошло в 1 классе (Фото 1, стр.14)на уроке русского языка при изучении слов «Россия», «русский».

Наша учительница Долгополова Лариса Александровна объяснила, что правильно запомнить и писать эти слова помогут словари – орфографический и орфоэпический.

Орфографический словарь(Фото 2, стр.14) используется, когда нужно уточнить правописание того или иного слова, а к орфоэпическому словарю(Фото 3, стр.14)школьник отсылается, чтобы удостовериться в правильности произношения конкретных слов. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения и правильного произношения отдельных звуков.

Глава 2. Какие словари бывают

По улице не ходит,

в окно не глядит,

никого не спрашивает, но все знает.

Кто его открывает, то все понимает.

Это, конечно, словарь. В этой загадке есть замечательная строка, раскрывающая всю значимость любого словаря – он все знает. Это было первое для меня открытие. Кроме того, меня заинтересовало: а сколько всего словарей и для чего их можно использовать.

Оказывается, словари делятся на: энциклопедические и лингвистические. Слово «энциклопедические» я знала, т.к. у меня много различных энциклопедий, где информация о различных предметах, явлениях, великих людях и событиях расположена в алфавитном порядке. Теперь я знаю, что энциклопедия – это тоже словарь.

Сначала непонятно для меня было слово «лингвистические», но я вспомнила из уроков на сайте «Учи.ру», что «лингва» - это язык. Значит, «лингвистические словари» должны быть связаны с языком и со словами, их значением и различными формами.

Теперь сравним мои предположения с научным объяснением2:

Лингвистические 1 (языковые) словари — это словари, в которых описываются (слова, словоформы, т.е. формы отдельного слова, морфемы – части слова).

Энциклопедические 1 (др.-греч.— «обучение в полном круге») словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Все определения и предположения совпали.

Вторым открытием для меня оказалось, что в мире существует огромное количество словарей, как лингвистических, так и энциклопедических.

Только вмоей домашней библиотеке оказалось 8 лингвистических, в т. ч. англо-русский (русско-английский словарь)(Фото2-4, стр.14) и 3 энциклопедических словаря(Фото 5, стр.14).

Моя учительница сказала, что словари используют не только школьники, но и взрослые люди определенных профессий, например, врачи, инженеры.

Получается, что словари нужны не только в детстве, но и в течение всей жизни, и для получения образования являются незаменимыми помощниками.

А как же интернет? Эта мысль не давала мне покоя. Ведь настолько просто «забить» в поисковик «Гугла» вопрос, и через минуту ты получаешь нужную тебе информацию. И не нужно копаться в книгах, чтобы найти ответ: как писать то или другое слова, или где нужно поставить ударение.

Я, как все современные дети, активно пользуюсь интернетом. Никогда не было проблем с получением информации, пока не стала готовиться к городскому туру интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности». Оказалось, что на различных сайтах, связанных с образованием, выкладываются статьи по различным предметам с большим количеством ошибок. Моя учительница объяснила мне, что, к сожалению, проверить наличие образования у всех авторов разработчики сайтов не могут.

Кроме того, использование интернета при получении образования может осложниться еще одним обстоятельством: любой сбой связи или отсутствие электричества просто перекроет доступ ко всем источникам, и станет невозможным выполнение домашнего задания и подготовка к любой олимпиаде.

Я уже знаю, что словари составляли очень умные и образованные люди, например, Владимир Иванович Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Замечательный ученый посвятил всю жизнь его составлению, работал не для славы и «лайков», а для того, чтобы русский народ был образованным. На уроках русского языка мы обращались к этому словарю – все слова поясняются грамотно и понятно, и использовать его можно вне зависимости от того, оплачен у тебя счет за интернет или нет.

На основании всего сказанного я пришла к выводу, что словари в виде книг остаются самым надежным источником получения информации.

Глава 3. Использование словарей на уроках

Получение хорошего образования - длительный и очень трудный процесс, занимающий десятки лет. Для этого нужно упорство, сила воли, а еще – умение грамотно пользоваться различными источниками информации, как учебниками, так и дополнительной литературой.

§1. Русский язык и литература

Эти два предмета, я думаю, являются основными. Современные дети обязаны хорошо говорить и писать. Моя учительница по русскому языку как-то задала мне вопрос, а что это значит? Я думаю, что хорошо писать и говорить – значит грамотно, без ошибок, правильно расставляя ударения. Для этой цели надо постоянно обращаться к орфографическому и орфоэпическому словарям.

Например, при изучении темы «Имя существительное» мы выполняли задание: «Поставьте имена существительные в форму множественного числа и запишите их, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю»3. При выполнении таких заданий я стала использовать «Орфографический словарь русского языка»:106000 слов/Академия наук СССР, Институт русского языка; под редакцией С.Г.Бархударова//М., Русский язык, 1984.

Многочисленные окошечки «Твой словарик» отправляют нас не только к орфографическому, но и к орфоэпическому словарю, т.к. слова, записанные в них нужно не только запомнить, как надо писать, но и как произносить грамотно, т.е. где поставить ударение. Для этой цели в конце учебника есть маленький орфоэпический словарик «Говори правильно».

Мы становимся старше, и задания в учебниках усложняются, поэтому и словарный запас у нас должен расширяться. Для этого нужно обязательно использовать словарь синонимов(фото 6 стр.14), антонимов, омонимов, а также, фразеологизмов. Кстати, впервые со словарями синонимов, антонимов и омонимов мы познакомились в 3 классе (фото 7, стр.14)

На уроках литературного чтения после изучения произведения есть обязательное творческое задание, например,«Составьте небольшие тексты о каждой сказке, не пересказывая сюжеты»;«Придумайте, подражая Андерсену, свою историю о каком-нибудь предмете. Расскажите ее в форме сказки» и др.

В общем, нужно написать сочинение, которое интересно было бы слушать одноклассникам. А для этого, слова в тексте не должны повторяться, поэтому можно и нужно использовать словари синонимов, антонимов, фразеологизмов, ведь наличие их в активном словаре придаёт речи особую яркость, образность, расширяет кругозор.

Кроме того, с творческими заданиями мы встретились и при подготовке ко Всероссийской проверочной работе по окружающему миру, например, «Почему охране окружающей среды в настоящее время уделяется пристальное внимание во всех развитых странах мира? (Напиши ответ объемом пять-шесть предложений)». При выполнении подобных заданий нельзя отвечать односложно, поэтому обращение к словарям обязательно.

Помимо творческих заданий, на уроках русского языка и чтения нам дают задания, при выполнении которых просто необходим еще один словарь – толковый, с которым мы познакомились в 1 классе (фото 8, стр.15).

Например, в 3 классе, задания по русскому языку, при выполнении которых нужен толковый словарь встретились 7 раз4: учебник - стр.4, 68, 69, 81, 110, 111, 118; в 4 классе5 - 5 раз: стр.20, 29, 80, 125; по чтению в 3 классе – 8 раз, например, «Как вы понимаете, что такое счастье? Найдите это слово в словаре» и т.д.

Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значение неизвестных ему слов.

Кроме этого, словарь используется и с другими целями. Например, для того, чтобы познакомить с многозначными словами, с омонимами, с синонимами.

§2. Окружающий мир

Ошибаются те, кто думает, что все другие науки, кроме русского языка, литературы и иностранных языков, можно изучить без применения словарей.

Я убедилась, что это не так. Впервые на уроке окружающего мира мы использовали толковый словарь в 1 классе при выполнении задания: «Как ты думаешь, что такое «культура»? (фото 9, стр.15); во 2 классе: «Что такое религия» (найти значение в толковом словаре)?(учебник, стр.6) и т.д.; в 4 классе: тема «Москва – преемница Владимира; его потомок Александр Невский»:«…добывать от ордынских ханов ярлык (найти значение в толковом словаре) на великое княжение во Владимире…»; «Начало Российской империи - деятельность Петра I»:«…хотел видеть Россию мощной империей (найти значение в толковом словаре). В 1721 году…принял титул императора(найти значение в толковом словаре)» и т.д.

А в 3 классе мы познакомились еще и с этимологическим словарем при знакомстве на уроке окружающего мира с темой «Мир природы в народном творчестве»: что такое «экология» (найти в словаре, как образовалось это слово)6? (учебник, стр.46).

§3. Математика

На уроках математики словари используются, конечно, значительно реже. Однако, мы встретились с такими заданиями, где словарь обязателен для получения более точного ответа:

1 класс«Перед тобой план города и маршрут, по которому Муха-цокотуха идет на базар…Помоги Мухе-цокотухе добраться до базара…Попробуй составить более короткий маршрут…»7(учебник, стр.21)

4 класс: «Выполни вычисления и запиши в таблицу под значениями выражений соответствующие буквы, ответ: алтын»(рабочая тетрадь, упр.5, стр.17) и т.д.

Глава 5.Опыт создания собственного словаря

Работая над этой темой, мы с Ларисой Александровной подумали: «А что, если попробовать составить свой словарь»? Многие из моих одноклассников посещают кружки и секции, и им было предложено составить словарик «Мое увлечение, хобби». Всем сначала показалось, что это очень простое задание. Но оказалось, что это не так.

Прежде чем приступить к созданию словаря, необходимо было изучить литературу по теме, чтобы ничего не упустить и пройти все обязательные этапы- найти слово, определить его значение, однозначное оно или нет; какие признаки имеет и т.д. Именно так делал В. И. Даль.Очень хотелось почувствовать себя настоящимисобирателями слов.

Конечно, результат оказался не такой, как у знаменитого ученого (фото 10, стр.15), т.к. были пройдены только первые два этапа составления словарей: нахождение непонятного и его объяснение. Нам элементарно не хватило знаний и опыта.

Лично я пришла к точному убеждению: словари – книги, созданные замечательными учеными, являются незаменимым источником при получении современного образования, не смотря на обилие интернет-источников.

Глава 6. Результаты опроса школьников по теме исследования

Для того чтобы выяснить, интересна ли эта тема другим ребятам, был проведен опрос среди четвероклассников нашей школы. (Документ 1 стр.16-17) На обращение откликнулись четыре класса (96 человек), результаты опроса представлены в таблице (Таблица1 стр.18-24).

Большинство (80%) анкетируемых в четырех классах ответили, что со словарем их впервые познакомил учитель. Также, большинству участников анкетирования словарь помогает при выполнении домашних заданий; но достаточно высок процент опрошенных, которые ответили, что словарь им не помогает – 4 «А» - 17,2%, 4 «В» - 8,3%, 4 «Д» - 13,6%, и никогда не пользовались словарем при выполнении – 4 «А» - 17,2%, 4 «В» - 8,3%, 4 «Г» - 9,5%, 4 «Д» - 22,7%

Кроме того, высок процент опрошенных четвероклассников, которые хотели бы научиться пользоваться:

-словообразовательным словарем: 4 «А» - 37,9%, 4 «В» - 54,2%, 4 «Г» - 23,8%, 4 «Д» - 45,4%

-орфоэпическим: 4 «В» - 25%, 4 «Г» - 23,8%, 4 «Д» - 27,3%

Большинство участников опроса подтвердили, что словарный запас, благодаря использованию словарей, у них увеличился.

79,2% - 4 «В», 72,4% - 4 «А», 52,4% - 4 «Г», 81,8% - 4 «Д» - считают, что при получении современного образования обойтись без словарей нельзя; но было и другое мнение: 47,6 % - 4 «Г», 27,6% - 4 «А», 20,8% - 4 «В», 18,2% - 4 «Д» - думают, что можно получить образование без использования словарей.

Заключение

В ходе исследования выяснилось много интересных фактов:

-непонятные слова превращаются в понятные и доступные при помощи замечательных помощников – словарей;

- существует очень много словарей, но все они делятся на: энциклопедические и лингвистические;

-на различных сайтах, связанных с образованием, выкладываются статьи по различным предметам с большим количеством ошибок, т.к. проверить наличие образования у всех авторов разработчики сайтов не могут;

- любой сбой связи или отсутствие света просто перекроет доступ ко всем источникам, и станет невозможным выполнение домашнего задания и подготовка к любой олимпиаде.

- при современном образовании, начиная с начальной школы, словари можно и нужно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на окружающем мире и, самое интересное – на математике.

Была сделана попытка создать собственный «Словарь увлечения, хобби», подробно изучена технология составления словарной статьи, сделан вывод, что для подобной работы необходимы серьезные знаний и большой жизненный опыт.

Таким образом, цель работы достигнута. Мы доказали, что получить образование без использования словарей, проблематично.

Работа была представлена ребятам из 4 А класса нашей школы; кроме того, результаты опроса учащихся могут использовать учителя начальной школы в работе для дальнейшего планирования по обучению детей работе с различными словарями.

В будущемя планирую продолжить исследование и вместе с одноклассниками создатьсловарь, который бы соответствовал всем требованиям. Ведь тот,кто попробовал это делать, уже не может остановиться.

Библиографический список

1.Википедия: свобод. энцикл. – М., 2015

2. Математика. 1 класс. В 2 ч. Ч.1/ Г.В. Дорофеев, Т. Н. Мирокова; М.: Просвещение, 2010. – 128 с

3. Окружающий мир, 3 класс, в ч., ч.1/А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, М: «Просвещение», 2013, - 143 с.

4.Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

5.Русский язык, 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; М.: изд-во «Просвещение», 2014. – 143 с.

Приложения

Приложение 1

Фото 1

Фото 2

Фото 4

Фото 3

Фото 5 Фото 6 Фото 7

Фото 8

Фото 9

Фото 10

Приложение 2

Таблица1. Результаты опроса школьников по теме исследования

Всего: 96 человек, в том числе - 4 А (29 ч.), 4 В (24 ч.), 4 Г (21 ч.), 4 А (22 ч.)

Вывод: Большинство (80%) анкетируемых в четырех классах ответили, что со словарем их впервые познакомил учитель.

Вывод: Самым популярным оказался орфографический словарь. С ним знакомы 93,1% - 4 «А», 83,3% - 4 «В», 85,7% - 4 «Г», 100% - 4 «Д»

Наименее известны и используемы:

словообразовательный словарь: 6,9% - 4 «А», 16,7% - 4 «В», 33,3% - 4 «Г»;4,5% - 4 «Д»;

толковый: 17,2% - 4 «А», 0% - 4 «В», 9,5% - 4 «Г»

Вывод: Большинство опрошенных умеют пользоваться словарями: 4 «В», 4 «Г», 4 «Д» - 100%, 4 «А» - 95,5%.

Вывод: Большинству участников анкетирования словарь помогает при выполнении домашних заданий;

но достаточно высок процент опрошенных, которые ответили, что словарь им не помогает – 4 «А» - 17,2%, 4 «В» - 8,3%, 4 «Д» - 13,6%.

и никогда не пользовались словарем при выполнении – 4 «А» - 17,2%, 4 «В» - 8,3%, 4 «Г» - 9,5%, 4 «Д» - 22,7%

Вывод: в 4 «Д», 4 «В» и 4 «Г» классах большинство опрошенных пользуются словарями при чтении дополнительной литературы (68,2%, 58,3% и 57,1% соответственно), а в 4 «А» классе только 31 % ответили утвердительно.

Отрицательно ответили на данный вопрос больше половины опрошенных в 4 «А» классе (51,7%);

в 4 «В» - 41,7%, в 4 «Г» - 38,1%, 4 «Д» - 27,3% - дали ответ «нет».

Вывод: Большинство опрошенных четвероклассников хотели бы научиться пользоваться:

-словообразовательным словарем: 4 «А» - 37,9%, 4 «В» - 54,2%, 4 «Г» - 23,8%, 4 «Д» - 45,4%

-орфоэпическим: 4 «В» - 25%, 4 «Г» - 23,8%, 4 «Д» - 27,3%

Вывод: Большинство участников опроса подтвердили, что словарный запас, благодаря использованию словарей, у них увеличился.

Вывод: Последний вопрос анкеты выявил следующее:

79,2% - 4 «В», 72,4% - 4 «А», 52,4% - 4 «Г», 81,8% - 4 «Д» - считают, что при получении современного образования обойтись без словарей нельзя;

Но было и другое мнение: 47,6 % - 4 «Г», 27,6% - 4 «А», 20,8% - 4 «В», 18,2% - 4 «Д» - думают, что можно получить образование без использования словарей

1Окружающий мир, 3 класс, в ч., ч.1/А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, М: «Просвещение», 2013, - 143 с.

2 материал из Википедии

3 Русский язык, 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; М.: изд-во «Просвещение», 2014. – 143 с.

4 Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

5 Русский язык, 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; М.: изд-во «Просвещение», 2014. – 143 с.

6 Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; М.: Просвещение, 2013. – 143 с.

7 Математика. 1 класс. В 2 ч. Ч.1/ Г.В. Дорофеев, Т. Н. Мирокова; М.: Просвещение, 2010. – 128 с

Просмотров работы: 240