Чтение-лучшее лекарство для ума

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чтение-лучшее лекарство для ума

Быковская У.Д. 1
1МБОУ СОШ №72
Mорозова Анна Артемовна 1
1МБОУ СОШ №72
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Кто сказал, что читать книги не интересно? Не интересно курить и бездельничать. Мода на чтение книг, я думаю, никогда не пройдет. Чтение – всегда считалось лучшим учением, а книга – лучшим подарком. В современном мире, к сожалению, многие люди забывают о книгах, их в наше время заменяют гаджеты, телевидение и интернет.  Становится очень много людей, которые получают информацию из интернета, так как это намного быстрее. Я тоже пользуюсь интернетом в поисках нужной информации. Но всё же, книга занимает важное место в моей жизни. Я хорошо знаю, что книга всегда была источником знаний. Я очень люблю читать, но я заметила, что мои одноклассники уделяют намного меньше внимания книге, чем компьютеру и телевизору. Данная тема очень актуальна сегодня. И я задумалась, как можно возродить любовь к чтению, научить своих одноклассников много читать? Я решила узнать больше о пользе чтения и рассказать об этом моим одноклассникам. Гипотеза: младшему школьнику обязательно нужно читать художественную и научно-популярную литературу.

Цель: привлечь одноклассников к чтению художественной и научно-популярной литературы.

Объект исследования: обучаемые 3-А класса.

Задачи:

1.Узнать, как чтение влияет на мозг человека.

2. Познакомить одноклассников с популярными и современными детскими писателями.

3.Предложить способы как полюбить книгу.

4.Своим примером увлечь одноклассников чтением.

Методы исследования:

-изучение литературы;

-наблюдение;

-анкетирование;

-сравнение результатов.

I. Изучение литературы о пользе чтения

«Полезнее всего те книги, которые

больше других заставляют вас думать»

Т. Паркер

Мир делится на людей, которые любят читать и тех, кто не понимает, зачем тратить время на чтение. Книга для многих людей перестала быть источником информации. Проблема недостатка желания читать у детей и взрослых наблюдается исследователями в России на протяжении 20 лет. За это время уже выросло два поколения не читающих граждан, у не читающих родителей подрастают не читающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом. Я узнала, что информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Она пассивна, не приучает к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. При чтении книг работают оба полушария мозга, мозг, привыкает учится получать информацию самостоятельно, извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается. При чтении необходимо одновременно понимать прочитанное, мыслить, проявлять волевые качества, включать процессы памяти, внимания, восприятия. Читая, человек узнаёт мир, учится анализировать свои поступки, учится понимать других людей, узнаёт новое о мире. Читать нужно быстро. Быстро читают обычно те дети, которые читают много, а, значит, усваивают много информации. Чтение развивает мозг человека и сохраняет ясность ума на протяжении всей жизни, значит нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут. Французский психолог Пьер Жане сказал:

«Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.»

Чтение является своеобразной зарядкой для мозга. Понимание сюжета читаемого, погружает в мир воображения. Читатель переживает те же моменты, что и герои книг, получает заряд позитива и одновременно развивает мускулатуру мозга. По данным последних исследований, чтение действительно защищает от заболевания мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, что благотворно сказывается на его состоянии. Чтение делает взгляд острее. Чтение положительно влияет на окружающую среду. Чтения развивает воображение.

Простейший способ вырасти грамотным человеком – это научиться ежедневно читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. В современном мире избавление от стресса - основная забота многих людей. Богатство и ритмика языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса. Особенно помогает в этом чтение какой-нибудь фантастики перед сном.

Всего пять минут чтения в тишине, заменят вам один час стрессотерапии на приеме у психолога, или получасовой прогулки. А для детей, у которых расстройство психики, ученые предлагают «витаминки чтения» -сказкотерапию.

Когда мы читаем книги различных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используете в повседневной речи. Если какое-то слово нам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре определение. Иногда о значении термина можно понять по смыслу, заключенному в предложении. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает грамотность.

Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

При чтении необходимо концентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности.

Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

ВЫВОД:

ЧТЕНИЕ :

- развивает мышление;

-улучшает мозговую активность;

-снижает стресс;

-увеличивает словарный запас;

-придает уверенности;

-делает нас более творческими;

-улучшает концентрацию внимания;

-улучшает сон;

-защищает от болезни Альцгеймера.

 

II. НАУЧНЫЕ ФАКТЫ О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ

Чтение для ума — то же, что физические

упражнения для тела.

Джозеф Аддисон

Научно доказано, что умение мыслить развивается двумя путями: математикой и чтением классической литературы.

Из печатных источников я узнала, что существует ряд научных исследований, позволяющих утверждать, что чтение художественной и познавательной литературы развивают интеллект, расширяет кругозор, тренирует память и даже изменяет образ жизни. И эти исследования подтверждаются научными фактами.

Начнем с поэзии. Ученые из Ливерпульского университета измеряли активность мозга испытуемых во время чтения ими стихов Шекспира, Элиота и других известных поэтов. Выявлено, что чтение поэзии приводит мозг в состояние повышенного возбуждения, сохраняющегося и после прекращения чтения.

-Исследователи из Университета Эмори в Атланте проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) 12 студентов, которые каждый день прочитывали по 30 страниц исторического триллера Роберта Харриса «Помпеи». Сканирование показало, что чтение вызывало повышенную активность в левой височной доли коры мозга, связанной с речевой деятельностью.

Профессор оксфордского университета Джон Стейн утверждает: мы настолько «вживаемся» в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном. Иными словами, утверждение: «Читатель проживает тысячи жизней», — очень недалеко от истины.

А в 2008 году исследователи из Университета Дьюка выяснили, что чтение может быть использовано при лечении от ожирения. Они обследовали 30 девочек в возрасте от 9 до 13 лет, страдавших ожирением. Одним из них предложили прочитать роман «Спасительное озеро» — о девочке с избытком веса и низкой самооценкой, которая пытается похудеть. Вторая группа читала книгу, где такого персонажа не было, а третья вообще ничего не читала. В результате снижение индекса массы тела в первой группе почти в два раза превысило результаты второй и третьей групп. Ученые связали это с влиянием чтения на мотивацию девочек.  При восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Нейрофизиолог Дэвид Льюис с коллегами провели исследование, как разные виды активности способствуют снятию стресса. Группу добровольцев вводили в состояние стресса, а затем предлагали этот стресс снять при помощи того или иного метода. Оказалось, что самым эффективным антидепрессантом является именно чтение. Шести минут чтения было достаточно для того, чтобы расслабить мышцы и нормализовать частоту сердечных сокращений. Чтение обошло такие методы как прослушивание музыки, распитие чая и прогулка.

Теперь перейдем к несколько неожиданным исследованиям. Вопреки распространенному мнению, сотрудники университета Тулузы доказали, что читать во время еды не только не вредно, а наоборот — полезно! У тех людей, которые не расстаются с книгой за столом, пища усваивается гораздо лучше, чем у тех, кто смотрит телевизор. Во время чтения человек пережевывает пищу медленнее, в результате чего еда поступает в желудок в более измельченном виде и хорошо пропитывается пищеварительными соками.

Ученые Нюрбергской академии нравственного и физического здоровья пришли к ещё боле экзотическому выводу. Оказывается, полезно читать в туалете. Особенно тем, кто страдает запорами. Текст отвлекает читателя от собственных переживаний, а захватывающий сюжет благоприятно влияет на сокращение стенок кишечника, поэтому исследователи рекомендуют оставлять в туалете детективы и шпионские романы.

При чтении художественной и научно-популярной литературы мозг работает в 6 раз лучше, чем при чтении «легких романов».

Надеюсь, что теперь будет что ответить на вопрос: «Чем вообще полезно твоё чтение?»

Вывод: Польза чтения – научно доказанный факт.

.

III. Анкетирование. Изучение читательского интереса.

Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на

новейшие открытия, новые виды сохранения

информации, не будем спешить расставаться с книгой. 
Дмитрий Лихачев

В моем классе многие ребята любят слушать, когда нам читает учительница: выразительно, смешно, грустно, интригующе. Мы все стараемся читать, как она, но, к сожалению, у многих не получается, так как техника чтения не у всех хорошая. Знакомясь с литературой о пользе чтения, я поняла с чего нужно начинать. Первое, что необходимо сделать- улучшить технику чтения, т.е. больше нужно читать.Для того, чтобы узнать читают ли мои одноклассники много, провела анкетирование.

АНКЕТА. Изучение читательского интереса

1.Любишь ли ты читать?

а) Да б) нет

2.Что любишь читать?

а) стихи б) сказки в)рассказы г)фантастику д) комиксы ж) приключения о сверстниках

3.Назови любимую книгу.

4. Чем занимаешься ты в свободное время:

а) читаю б)смотрю телевизор в)занимаюсь спортом г)играю на компьютере д)другое

5. Имеешь и ты дома библиотеку.

А) Да б) нет

6.Количество книг в твоей библиотеке.

1-5 10 -20 20-30 много

7. Есть ли в твоей библиотеке энциклопедии и научно-популярные журналы

а) да б) нет

Результаты анкетирования представлены диаграммой

1.Любят читать-15 одноклассников

Не любят читать -3 человека

2.На вопрос: «Чем занимаешься в свободное время?»-, ответили:

-читаю-8чел.

-занимаюсь спортом-2человека

-смотрю телевизор или играю в копьютер-8 человек

3. На вопрос: «Имеешь ли ты библиотеку дома?»

17 человек ответили-да, 1 человек – нет. В домашних библиотеках у 15человек есть энциклопедии, у всех есть сказки, стихи, рассказы русских писателей, есть басни.

4 . Вопрос: «Что любишь читать?» показал, что предпочтение мои одноклассники отдают сказкам, фантастике, приключениям и стихам о детях.

Проанализировав ответы, я увидела, что не все мои одноклассники отвечали честно, как мне показалось. Если в классе 15 человек любят читать, то у них должна быть любимая книга, но не все смогли ее назвать. Если я люблю читать, то свободное время я посвящаю чтению, а ответы это не подтвердили. Может я и ошибаюсь, но очень хочется верить своим одноклассникам. Не все мои одноклассники берут книги в руки, чтобы их читать. Но я увидела, что после анкетирования ребята стали приносить интересные книги из дома и на переменах их рассматривают, и рассказывают о чем они, стали меняться экземплярами.

ВЫВОД: Книги нужно не только иметь в библиотеке, но и читать. Отношение к чтению в наше классе у большинства учащихся положительное, но чтение себя большинство не обременяют. Необходимо помочь тем, кто еще не полюбил чтение.

IV. Анкетирование. Роль семьи в привитии любви к чтению.

Читайте детям не нотации, а книги.

Григорий Остер.

От своих родителей я часто слышу, что на родительском собрании наша учительница говорит им: «Дети учатся тому, что видят у себя в дому.» А почему не привлечь родителей? Они ведь должны помогать своим детям!Я еще маленькая, но хорошо понимаю, что знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия и учителя, и родителей. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны нам, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать со своим ребенком, быть искренним в выражении своих чувств. Детство - время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению.Заложенная любовь к книге останется с нами навсегда.  Книга — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Я провела еще одно анкетирование в классе.

Цель анкетирования: выяснить как родители прививают детям любовь к чтению. Одноклассникам я предложила анкеты.

Вопросы анкеты:

1. Читали вам на ночь книги ваши родители?

А) ДА б) НЕТ

2.Какие книги вам читали?

а) Сказки б) Стихи в)Рассказы г)Комиксы

3.Какие подарки вам дарили?

А) Игрушки б) конструкторы в) спорт.инвентарь г) книги д)другое

4.Читают ли ваши родители дома?

А) Да, редко б) да, часто в) не читают

А) Книги б) журналы в) статьи в интернете

5.Ходили ли вы с родителями в библиотеку?

А) Да б) нет

6.В какой библиотеке ты записан?

Результаты анкеты представлены на слайде.

1. На вопрос: «Читают ли вам родители?»

-Да, ответили -10 человек

Нет -8 человек

Читают больше сказки и стихи.

2.На вопрос: «Какие подарки вам дарят?» Ответили:

Дарят игрушки-10;

Книги -8.

3. «Читают ли дома Ваши родители?»

Читают часто-7

Читают редко-9

Не читают-2.

Из ответов детей видно, что читают книги только в 2-х семьях; журналы, газеты или статьи в интернете читают в 12 семьях.

4. «Водили тебя в библиотеку родители?» Положительно ответили только 2 человека.

Из результатов анкеты видно, что срочно нужно подключать к работе родителей.

Вместе с учительницей, Анной Артемовной, нашли рекомендации для родителей «Как помочь полюбить чтение» и раздали их родителям.

   Вывод: Родители своим примером должны доказать детям, что не нужно заставлять читать. Дети должны видеть своих родителей дома с книгой в руках.

V. Практическая деятельность. Своим примером увлечь одноклассников чтением.

 Я получил образование в библиотеке.

Совершенно бесплатно. 

Рэй Брэдбери

Мне очень понравилось это высказывание американского писателя, метра научной фантастики. Часто у родителей просто не хватает средств на покупку книг. Давайте воспользуемся советом писателя. Нужно идти в библиотеку!

Я узнала, что в нашей станице 4 библиотеки: библиотека в МБОУ СОШ№73, МБОУ СОШ№ 72, Детская библиотека и библиотека станицы Кривянской .

Я встретилась с библиотекарем нашей школы Фолимоновой Верой Степановной и библиотекарем детской библиотеки ст. Кривянской Страданченковой Еленой Вячеславовной и выяснила, что в школьной библиотеке записаны все мои одноклассники и регулярно ее посещают. Узнала, что из моих одноклассников только двое посещают детскую библиотеку в нашей станице.

Я посетила городскую детскую библиотеку в г. Новочеркасске, познакомилась с библиотекарем и узнала, что можно любому человеку быть читателем в любой библиотеке и рассказала о этом своим одноклассникам.

Вместе со школьным библиотекарем Верой Степановной и нашей учительницей, Анной Артемовной, организовали экскурсию в детскую библиотеку. Сначала ребята просто смотрели книги, обложки, познакомились с детскими журналами. Наши библиотекари провели викторину, познакомили с новыми книгами. Все были довольны и записались в детскую библиотеку. У каждого моего одноклассника в руках была книга. Очень хочется, чтобы это была его книга.

Я понимаю, что в наш стремительный век не всем нравится читать классиков. Я решила узнать есть ли новые интересные книги современных авторов, которые были бы интересны моим одноклассникам, чтобы помочь им выбрать «свою книгу». Я посетила книжные магазины г. Новочеркасске и в ст. Кривянской, общалась с менеджерами, узнала о новинках Детской литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Начало формы

Конец формы

4 фото

672 ₽ Заключение

Гипотеза подтвердилась.

Младшим школьникам нужно читать художественную и научно-популярную литературу, так как при чтении такой литературы мозг развивается быстрее.

Моя работа и первые шаги на данном пути дали свои результаты. Мои мечты сбываются. Поездка в библиотеку помогла моим одноклассникам понять, какую роль имеют книги в нашей жизни. Даже те, кто не любит читать, захотели взять книгу в руки, полистали, надеюсь, захотят ее почитать. Работа над проектом научила меня находить нужную информацию, общаться со взрослым и отвечать на интересующие меня вопросы. За время работы над исследовательской работой:

1.Изготовила буклет «10 лучших современных детских писателей»

Подарила своим одноклассникам, предложила почитать книги, представленных в нем авторов.

2. Сделала брошюру «АВТОРЫ, КОТОРЫХ НУЖНО ЧИТАТЬ И ЗНАТЬ» и подарила ее классу.

Современные дети должны читать классику, эта брошюра поможет моим одноклассникам разобраться в «книжном океане» и легко подготовиться к уроку литературного чтения.

3. ПОДГОТОВИЛА «СОВЕТЫ ОДНОКЛАССНИКАМ» и раздала их.

Я предлагаю всем:

Отложите гаджеты, отойдите от компьютеров, возьмите в руки любимую книгу

Вашему вниманию представляю видео отчет, клип «Берите книги в руки, дети».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература

1. И.Тихомирова. Детское чтение как ценность культуры нации.

2. Как работает мозг во время чтения. cameralabs.org 
3. М. Парченко. Роль книги и чтения в жизни детей.

4.Шеховцова Л. Д., Прокофьева И. В., Молчанова Е., Маркова Р. И. Роль книги в развитии ребенка // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3071/ (дата обращения: 18.12.2019).

5.А.Штейман. Страсть к чтению.

ПРИЛОЖЕНИЕ№1 «Авторы, которых нужно читать и знать».

 

Быковская Ульяна

АВТОРЫ, КОТОРЫХ НУЖНО ЧИТАТЬ И ЗНАТЬ

Кривянская,2020г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

БУКЛЕТ

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Пословицы и поговорки о пользе книг

Испокон века книга растит человека.
Ум без книги — что птица без крыльев.
Книга для ума – что теплый дождь для всходов.
Книга мала, а ума придала.
Одна книга тысячу людей учит.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
С книгами знаться — ума набраться.
Кто много читает, тот много и знает.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно.
Дом без книги – день без солнца.
Книги читать — скуки не знать.
Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.

Хорошая книга — лучший друг.
Книга твой друг, без нее, как без рук.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Выбирай писателей так, как выбираешь друга.

С книгой жить — век не тужить.
Книга подобна воде: пробьет дорогу везде.
Книги читать, зря не плутать.

Выбирай книги с умом:

Книга книге рознь: одна учит, другая мучит.
Книга не шапка, а выбирай по голове.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
Книга, а в ней кукиш да фига (т. е. бессодержательная).
Не все читай, но и откладывай.
Книга — книгой, а своим умом двигай.
Не красна книжка письмом, а красна умом.
Читать и не понимать – наполовину бездельничать.
Много читает, а дела не знает.
Не дочитав сказки, не бросай указки.
Читает — летает, да ничего не понимает.

ПРИЛОЖЕНИЕ№4

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «КАК развить интерес к чтению»

1.Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.

2.Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы.

3.Посещайте книжные магазины. Соберите дома интересную детскую библиотеку.

4.Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого периода были они прочитаны.

5.Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр.

6.Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.

7.Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.

8.Придумывайте досуг, связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные представления по произведениям.

9.Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать.

10.Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки.

11.Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность.

12.Обсуждайте с ребёнком прочитанное.

Приложение№5

«Советы одноклассникам

 

-Не читайте то, что вам неинтересно. - Начни читать с легких книг.

-Не выбирай книгу по названию. -При чтении создай себе атмосферу

«»Удовольствия.

- Ищи единомышленников.

«Ясоветую вам»

Просмотров работы: 313