Система героев в повести Н.Г. Гарина-Михайловского "Гимназисты"

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Система героев в повести Н.Г. Гарина-Михайловского "Гимназисты"

Сараев М.К. 1
1МБОУ лицей Технический
Перепелкин М.А. 1Козлова Л.И. 2
1Самарский университет
2МБОУ лицей Технический
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Повесть Н. Г. Гарина-Михайловского «Гимназисты», вторая часть тетралогии, посвящённой главному герою Тёме Карташеву, написана в 1893 году.

На мой взгляд, главное, на чём сосредоточил свои художественные усилия автор этой повести, это характеры героев и отношения между ними. Эти отношения формируются между людьми разных полов и возрастов, разных мировоззрений и характеров, разных взглядов на общество, при разных обстоятельствах. Наверное поэтому повесть актуальна и сегодня, так как в нашей обычной жизни мы тоже сталкиваемся с разными людьми и в этих столкновениях учимся правильно строить отношения, принимать ответственные решения. Эта повесть дает возможность как детям, так и взрослым попытаться осмыслить события, быть может, самой важной поры человеческой жизни, - поры, когда человек встречает первую любовь, испытывает впервые чувства, впервые попадает в серьезные ссоры и конфликты и начинает осознавать всю ответственность за себя, свою семью. Именно в этом возрасте закладываются основы его мировоззрения, основы отношений в обществе.

Цель данной работы состоит в том, чтобы определить принцип организации системы героев в повести «Гимназисты». Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Уточнить объем понятий «герой», «персонаж», «тип», «характер».

Определить, с какими героями наиболее непосредственно связано развитие сюжета повести.

Проанализировать отношения между героями повести, играющими наиболее важную роль в развитии её сюжета.

Кратко сопоставить их.

Работа имеет следующую структуру:

в первой главе речь идет о том, что такое герой, персонаж, тип и характер, для чего, в частности, была рассмотрена статья исследователя В. П. Скобелева;

во второй главе исследуются отношения Темы Карташева и других героев повести;

в третьей главе рассматриваются отношения еще одного главного героя повести – Корнева, и осуществляется их сравнение с отношениями Темы Карташева;

завершают работу заключение и список литературы.

Глава 1. Герой и система героев в организации художественного целого

1.1.Герой, персонаж, тип, характер

В моей работе большое место уделено системе героев и характерам, поэтому, чтобы лучше разобраться в значении этих понятий, обратимся к словарю литературных терминов.

Герой (литературный герой) – образ человека в литературе. Наряду с понятием «литературный герой» нередко употребляются понятия «действующее лицо» и «персонаж». Иногда их разграничивают: литературным героем называют действующих лиц (персонажей), нарисованных более многогранно и более весомых для идеи произведения. Иногда понятие «литературный герой» относят лишь к действующим лицам, близким к авторскому идеалу человека (т.е. положительный герой) или воплощающим героическое начало.

Персонаж – в обычном значении то же, что и литературный герой. В литературном ведении термин «персонаж» употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. Тем не менее, термин этот редко определяют и обычно лишь контекст указывает его объем и содержание. Чаще всего под персонажем понимается любое действующее лицо. Но и здесь различают два толкования:

Лицо, представленное и характеризующиеся в действии, а не в описаниях.

Любое действующее лицо, о поведении которого лишь рассказывается.

Тип – образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определенного общества.

Характер – образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются, как обусловленный данной ситуацией тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Литературный характер являет собой художественную целостность, органическое единство общего повторяющегося и индивидуального. Представление о характере героя создается посредством внешних и внутренних «жестов» персонажа, его внешности, характеристиками, а также – местом и ролью персонажа в развитии сюжета.

1.2. В. П. Скобелев о герое художественного произведения

В этом параграфе мы остановимся на том, как известный литературовед В. П. Скобелев в книге «Слово далекое и близкое» поясняет понятия героя художественного произведения, характера, персонажа.

«В создании читательского ощущения сюжета существенную роль играет судьба действующего лица. Она предстает как целостность. Вспоминая того или иного автора, мы вспоминаем персонажей, им созданных. Таких примеров много. Важнее другое. При посредничестве действующих лиц автор общается с читателями». То есть литературный персонаж – это некая связь между автором и читателем, и именно через героя автор открывает нам художественную действительность и свое отношение к ней. Пока мы говорим о действующем лице суммарно.

Далее исследователь напоминает: «Всякий литературный герой – это персонаж, но не всякий литературный персонаж является героем произведения. Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску именуется героем. Герой – лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сочувствие, сострадание, радость и горе читателя».

Итак: герой – это наиболее глубоко постигаемый литературный персонаж, но вот вопрос: а как и за счет чего создается эта глубина постижения? И, отвечая на этот вопрос, В. П. Скобелев поясняет понятие «характер» и пишет: «Характер понимается как нечто, находящееся за пределами художественной литературы, как заготовка для художества, но не само художество. Всякий носитель литературного характера – действующее лицо, но не всякое действующее лицо художественного произведения может оказаться на уровне литературного характера. Путь к характеру всегда долгий. Помимо этого, персонаж, будучи опрокинут в окружающий мир, соотнесен с ним, а значит, и с другими персонажами, независимо от того, выведены они на уровень литературных характеров или нет. Здесь-то и обнаруживается позиция героя, а следовательно и автора, поэтому характер раскрывается и сам по себе и взаимодействуя с другими персонажами».

И в заключении ученый обобщает все выводы воедино: «Можно таким образом сказать, что литературный характер – это определяемый той или иной социальной ситуацией, как она изображена писателем, тип поведения отдельного человека (поступки, мысли, переживания), выражающий жизненную позицию и свою личную, и целых социальных коллективов, им представляемых, выступающий в индивидуально-неповторимом облике и в качестве предмета авторского внимания, и в качестве одной из форм авторского мироотношения».

Вывод: Итак, в данной главе, мы рассмотрели некоторые понятия, раскрытые в исследовании В. П. Скобелева. Увидев различия между героем и персонажем, мы можем в дальнейшем ходе работы различать отношения персонажа с героем, или героя с героями. Познакомившись с понятием характера, мы можем проследить, как и в каких обстоятельствах, он формируется на протяжении всего произведения.

Глава 2. Система « Тема и …» в повести «Гимназисты»

2.1. Тема – Гимназисты

Прежде всего, обратимся к анализу взаимоотношений главного героя повести, Темы Карташева, с его ровесниками, другими гимназистами.

В классе Тему окружает много учеников. Его отношение с ними складываются по-разному и зависят от сложившихся ситуаций. Крепче всех Тема дружит с Корневым, хотя их дружба поначалу складывается путем различных споров и дискуссий, которые могли окончиться как мирно, так и ссорой. Но автор показывает, что их отношения укрепляются на протяжении всей повести: они ходят друг к другу в гости, общаются и обсуждают разные вопросы.

Тема отличается по характеру от Корнева. Если Тема веселый и неугомонный, то Корнев – усидчивый и спокойный. Их отношения доходят до того, что Тема приглашает приятеля в свою деревню, где они сближаются еще больше.

Помимо Корнева, в Темином классе учатся другие мальчики, с которыми у него складываются разные отношения. Его старые друзья Долба, Вервицкий и Берендя тоже ходят в гости к Теме и довольно близко общаются с ним и его семьей. Они редко спорят, им всегда есть о чем поговорить.

А вот с одноклассником Семеновым Тема часто обсуждает личную жизнь и других учеников. Они часто ходят вместе, и в общении с ним Тема не скрывает ничего, спрашивает его мнение о других ребятах.

«- Терпеть не могу этого Рыльского, – перебил Семенов, упрямо наклонив голову.

- И моя душа не лежит к нему, – согласился Карташев» (стр.166).

Семенов тоже доверяет Теме свои чувства и мысли.

Еще один одноклассник Темы – Рыльский. «Рыльский держал себя как-то пренебрежительно по отношению к Карташеву» (стр.177), - пишет Гарин-Михайловский. Если вначале Тема относится к нему, как к равному товарищу, то после того как Рыльский увел у него любимую девушку, Карташев считает его злейшим врагом и прерывает отношения с ним.

Вывод: Итак, мы видим, что у Темы среди одноклассников есть как хорошие и преданные товарищи, так и хитрые и подозрительные. Автор создает их образы, используя внешние характеристики, описание поведения и некоторые другие способы изображения, чтобы читатель лучше смог представить себе главного героя, его характер, склонности, особенности личности.

2.2. Тема – Учителя

Далее обратимся к анализу взаимоотношений героя повести, Темы, с учителями в гимназии.

Все предметы в гимназии преподают разные учителя, и Тема относится к этим учителям тоже по-разному. Эти взаимоотношения основаны на поведении каждого.

«Учитель словесности, Митрофан Семенович Козарский, был маленький мрачный человек…», – так описывает Гарин-Михайловский учителя словесности. «Ученики хотя и боялись его и зубрили исправно разные древние славянские красоты, но и пытались заигрывать с ним». Как и другие ученики, Тема боялся учителя, но все равно часто вступал с ним в перепалки. Автор повести показывает, что этот учитель не любит беспокойства и не допускает плохого поведения на своем уроке. Он редко повышает голос, это не в его стиле, его стиль – точными фразами ставить учеников на место. Он не разбрасывается похвалами и оценками.

А вот с учителем истории у гимназистов совсем другие отношения. «Учитель истории Леонид Николаевич Шатров давно завоевал себе популярность среди учеников». На уроках ученики с упоением слушают его рассказы. Манера говорить у него была захватывающей. Он часто объяснял непонятные темы еще раз без раздражения, и ученики любили его, любил его и Тема.

Уроки Шатрова обычно проходили без конфликтов, но были и исключения. Одним из таких исключений стал изображенный писателем урок в классе Карташева. Спор завязался из-за шутки Рыльского и ответа на нее Темы. В защиту Темы вступился Корнев, и учитель пожелал, чтобы последний вышел из класса, чего никогда не было прежде на его уроках. Но в следующий момент учитель изменил свое решение и заставил Корнева и Карташева отвечать тему. Таким образом наказание было отменено.

На уроках истории мальчишки никогда не хулиганили и не вели себя плохо. Видя отношение учителя к ним, они уважали его. В свою очередь и Леонид Николаевич любил всех своих учеников, часто разговаривал с ними на другие темы.

«Совершенно особого рода отношения существовали между учениками и учителем латинского языка Дмитрием Петровичем Воздвиженским». Эти особые отношения – не что иное, как всяческого рода насмешки со стороны учеников. Воздвиженский часто приходил на урок пьяным, и ученики презирали его за это. Иногда доходило до того, что класс просто ревел на уроках и смеялся во весь голос. Тема тоже не оставался в стороне, а однажды довел до того, что учитель ушел из класса. Хотя, в сущности, этот учитель был добродушным и никогда не ставил плохих оценок, но ученики чувствовали его слабину и не прощали ему его слабостей.

И, конечно же, в этом ряду изображен директор гимназии. Его боялись все без исключения. Только завидев его, ученики останавливались как вкопанные и тихо кланялись. Директору нужен был только повод, дабы покарать кого-нибудь. И он никогда никого не миловал. Надзиратели помогали ему в этом. У Темы конфликтов с директором не возникало.

Вывод: Таким образом, описанию учителей Темы и отношений героя с ними Гарин-Михайловский также отводит достаточно много места. Их образы обогащают систему героев повести, углубляют ее, поскольку в основном ее структура строится на взаимоотношениях подростков.

2.3. Тема – Родственники

После смерти отца Тема в своей семье остался единственным мужчиной. Но, несмотря на ответственность, которую он должен был нести, он часто вел себя непочтительно в отношении близких. Надо заметить, что он вел себя по-разному с разными членами семьи. Свою мать Аглаиду Васильевну он сильно любил, однако иногда между ними проскальзывало недопонимание. Тема считал, что мама до конца не понимает его и может держать на это обиду. Но обида быстро проходит и наступает раскаяние. Тема горячо просит прощения у своей матери, и она его прощает. Они часто душевно беседовали вместе, но Тема не всегда рассказывает все матери. Осознавая, что он уже взрослый, Тема думает, что ему можно и не всегда слушаться мать. Аглаида Васильевна много времени отводит на раздумья о своем сыне, она думает о его будущем, жизни, друзьях, но никогда не показывает это.

Со своей старшей сестрой Зиной Тема ведет себя пренебрежительно. Он старается ей во всем перечить и противостоять. Зина, будучи семнадцатилетней барышней, не обращает внимания на его козни. А вот мать обращает и всегда просит не расстраивать ее и помириться, но Тема никогда не просит прощения у сестры. Он считает это унизительным. Бывали случаи, когда Тема доводил ее до слез. В один из таких случаев, когда Тема сказал ей: «Да подохните вы все!» (стр.394), мать выгнала его из дома. Кстати, Зина тоже не всегда миролюбива по отношению к брату.

К другой сестре, Наташе, Тема не испытывает злости или зависти, но – не испытывает и чрезмерной любви. Он держится с ней нейтрально, и она тоже. Они даже редко разговаривают. По отношению к самым младшим сестрам и брату Тема испытывает добрые, ласковые чувства, но редко проводит время с ними. Забота о них лежит на сестрах.

Взрослея, Тема все больше отдаляется от семьи. Он все больше времени проводит у друзей или в гимназии, однако семейные традиции соблюдает и чтит память предков. Он уважает семью, никогда не даст ее в обиду и не посмеет высмеять ее.

2.4. Тема – Девушки

Гарин-Михайловский талантливо изобразил в своем произведении первую юношескую любовь Темы и некоторых других героев. Пробуждающимся чувствам подростков посвящены многие страницы повести.

Когда Карташев пришел впервые в гости к своему другу Корневу, то познакомился с его сестрой Маней. Она сразу понравилась ему. «Карташев смотрел на ее каштановые, небрежной волной выбившиеся волосы, так мягко оттенявшие нежную кожу ее белой шеи» (стр.184). Это и была его первая любовь, каждый вечер он представлял ее себе, думал о ней, мечтал. В его семье не очень любили Маню Корневу, потому что она плохо училась, ничего не читала, и все считали ее девочкой-пустышкой. Такое отношение к своей возлюбленной Теме не нравилось, и он расстраивался из-за таких разговоров о ней.

Поначалу их отношения складывались хорошо. При первой и при последующих встречах она проявляла к нему много внимания и интереса, и Теме это нравилось. Но по своей неопытности он не знал, что делать дальше и ничего не предпринимал «на любовном фронте». Из-за этого ее отношение к нему охладевало, и для Темы это было так больно, как ножом по сердцу. В итоге Корнева полюбила Рыльского. Но при этом для Темы она все еще оставалась любимой.

Свою вторую любовь Тема знал давно. Но когда он приехал с Корневым в свою деревню и увидел ее снова, у него проснулись к ней самые настоящие чувства. Ее звали Одарка. Она была хохлушкой, и работала на кухне в усадьбе Карташовых. Тема учел по прежнему горькому опыту, что бездействие ничем не хорошо, и решил действовать сразу же. Однажды, будучи в саду с семьей, он увидел ее. Тема вскочил и сейчас же помчался к девушке. Обнял, предложил стать его женой. Одарка испугалась, стала отнекиваться. Тема стал клясться в своей любви, что еще более усугубило его положение. В результате девушка убежала, а Тема вновь остался ни с чем. По отношению к Теме Одарка никогда не проявляла внимания, но и не была равнодушной до последнего случая. После произошедшего она стала избегать встреч с ним. В дальнейшем Тема винил себя за свою резкость и раскаивался, но это ничем не могло помочь его положению.

Эти первые отношения послужили серьезным уроком для Темы, и, усвоив его, Тема найдет себе верную, преданную и любящую девушку.

Вывод: Гарин-Михайловский талантливо изображает первую юношескую любовь, пробуждающиеся чувства подростка. Писатель показывает, как Тема в состоянии влюбленности по-новому раскрывается, преображается, становится уже не просто добрым мальчиком, а глубоким и способным на сильные чувства юношей.

2.5. Тема – Другие

Под словом «другие», в своей работе я понимаю тех героев, которым в произведении уделено мало внимания. Они могут быть просто упомянуты или введены автором на короткое время. В произведении таких героев немало. Рассмотрим некоторых из них.

Так, будучи в своей деревне, Тема знакомится с тамошним батюшкой – отцом Данилом. «Корнев и Карташев стали часто заходить к отцу Данилу и, сидя за маленьким самоварчиком в густо поросшем саду, любили слушать интересные истории старика» (стр.127). Так Гарин-Михайловский описывает их встречи. Теме, как мы видим, нравятся истории иерея, и он с удовольствием ходит к нему. Гарин-Михайловский не много внимания уделяет этому герою и отношению к нему Темы, этим заставляя читателя додумывать развитие их взаимоотношений.

В классе Темы был еще один ученик – второгодник Ларио. С ним Тема общался на уровне «привет-пока», но не из-за злости или ненависти, а потому что его компания была неприятна Теме. Однако, бывали случаи, когда их вместе наказывали за проступки. Этому герою автор тоже уделяет мало внимания.

Еще один персонаж, Тихон, жил в деревне, он служил поваром в усадьбе Карташевых. Тема относился гуманно ко всей прислуге, он не считал себя выше их. Но своего повара он любил. Прямого описания их отношений в произведении нет. Но автор показал, что Тема любил в Тихоне все: и его тихую манеру, и его умение вкусно готовить, и его спокойный характер. После смерти Тихона Тема очень расстраивался и много дней скорбел по нему.

Вывод: Таким образом, мы видим, что автор, вводя тех или иных героев на некоторое время, помогает нам разобраться в характере главного героя, увидеть в нем такие черты, которых читатель ещё не имел возможности узнать. Взаимодействуя с ними, Тема раскрывается в разных аспектах, и представление читателя о нем становится более глубоким.

Глава 3. Система « Корнев и …» в повести «Гимназисты»

3.1. Корнев – Гимназисты

Помимо Темы Гарин-Михайловский в своем произведении подробно описывает еще одного героя – Корнева. Как я уже говорил в предыдущей главе, Корнев – это одноклассник Темы. Они дружат, проводят время вместе. Однако отношения Корнева с ребятами отличаются от Теминых.

Поначалу Корнев считал, что Тема совершенно не умеет общаться на ученые темы. В любом их споре Корнев всегда одерживает победу. Он всегда просчитывает все наперед и не любит терпеть фиаско. Однако он не смеется над Темой или кем-то еще.

В общении с ребятами Корнев постоянно спорит. Даже в незначительной фразе он находит разногласия. Он очень внимателен к ребятам. Как и Тема, он дружит с Вервицким, Берендей, Долбой. Они ходят друг к другу в гости, часто спорят и дискутируют. Корнев ведет себя с ними по-доброму, не высмеивает их недостатки или неудачи. Он не испытывает трудностей в общении с ними.

В отличие от Темы, Корнев близко дружит с Рыльским. В основном их отношения – не что иное, как обсуждения научных тем. В самом начале Корнев и Рыльский держатся вдвоем. Рыльский хоть и пижон, но здесь он на втором плане, всегда поддакивает Корневу, что-то говорит из-за его спины. Класс сначала даже разделился на две группы, во главе одной стоят Корнев и Рыльский. Однако время идет, и Корнев постепенно отдаляется от Рыльского, и в конце остается с Темой.

Вывод: В своем произведении Гарин-Михайловский не случайно описал двух главных героев. Он построил все произведение, основываясь на сопоставлении Темы и Корнева. Изображая их отношения, писатель заставляет читателей сравнивать их в разных аспектах. Тема и Корнев – это «две солнечные системы», и их миры соприкасаются друг с другом чаще, чем у других.

3.2. Корнев – Учителя

На уроках в гимназии или просто в общении с учителями Корнев любит спорить. Даже когда конфликт, казалось бы, исчерпан, он все равно что-то скажет, и жар разгорится вновь. Учителя это видят, и Корневу часто попадает за это. С некоторыми учителями он спорит меньше, с другими чаще. Рассмотрим это на конкретных примерах.

С учителем словесности Митрофаном Семеновичем Козарским Корнев держит себя надменно. Хотя автор в повести не показывает конфликт с этим учителем, но, по словам Корнева и его критике преподавания, все ясно: «Что же это за приемы? Неграмотные мальчишки… А если бы только его грамотой ограничивались, так были бы грамотные?» (стр.213). Корнев любит обсуждать его (как и других) после уроков. Он критикует в учителе его характер, манеры, способы преподавания. Но он не обличает учителя и не осуждает его, Корнев лишь указывает на его недостатки, а «грязь оставляет на других».

Даже с любимым учителем всех учеников, историком Леонидом Николаевичем Шатровым, Корнев может вступить в перепалку. После шутки Карташева, учитель попросил Тему замолчать, но Корнев не дал в обиду друга: «Карташев сконфузился и замолчал, но Корнев вступился за Карташева. Он проговорил язвительно и едко: «Хороший способ полемизировать!» (стр. 217). Учитель конечно не оставил это без внимания и попросил Корнева выйти вон. Корнев признал свою ошибку и уже было встал, как учитель изменил свое решение и заставил его отвечать тему.

В отличие от других гимназистов Корнев никогда не дразнил Дмитрия Петровича Воздвиженского, которого дети презирали за пьянство.

С директором Корнев никогда не конфликтовал и не спорил. Он был умным и понимал, что, идя наперекор директору, можно запросто вылететь из гимназии.

Вывод: Итак, показывая отношения между Корневым и учителями, Гарин-Михайловский, ставит перед читателями риторический вопрос: «Кто же Корнев? Зачинщик или защитник?». Однако я уверен, что Корнев – очень хитрый и дальнозоркий человек: споря с учителями, он не заставляет их злиться, а хочет узнать их как людей, хочет углубиться в их характеры.

3.3. Корнев – Родственники

В общении с семьей Корнев считает себя непонятым. Поначалу может показаться, что Корневу просто не хочется много времени уделять семье в силу разных причин, но, углубившись, читатель с ужасом осознает, что не Корнев – виновник такого положения вещей.

В своем произведении Гарин-Михайловский уделил мало внимания общению матери с сыном. Корнев будто не замечает ее в повседневной жизни, да и она ведет себя не лучше в отношении его. А когда собираются гости, Корнев вообще будто не существует для них. Однако мать никогда не обижает своего сына, всегда поддерживает его. Но Корнев как-то вскользь принимает эту поддержку. Я не могу судить, как и при каких обстоятельствах сложились такие отношения, могу только наблюдать их. Но сам Корнев никогда не ругается с матерью и не дает ее в обиду.

У Корнева, как и у Темы, есть сестра – Маня. Они всегда пререкаются, спорят и конфликтуют. Гарин-Михайловский в своем произведении вскользь описывает, как сложились эти отношения. Маня всегда видит в брате что-то плохое, ну и Корнев не остается в стороне.

Отец Корнева – Павел Васильевич был со своими детьми чужой. Все свое время он проводил у друзей. Корнев это видел и как-то отдалялся от отца все дальше. Он никогда не показывал, как ему от этого больно, но в душе он с горечью осознавал недостаток мужского воспитания. Свою пустоту он старался заполнить друзьями и гимназией. «Сын относился к отцу с какой-то смесью страха, непонимания и того характерного недружелюбия, которое всегда является результатом далеких отношений отца к детям» (стр. 178). Но как бы то ни было, Корнев не даст свою семью в обиду.

Вывод: Итак, почему я назвал Корнева непонятым? Подумав о семье Корнева, я понял одну единственную вещь: если у Корнева возникают неприятности или проблемы, он никогда не рассказывает их близким людям, а его семья не спрашивает его об этом. Гарин-Михайловский как будто ставит невидимый барьер между Корневым и его родственниками. Но Корнев сам уже научился «выживать в обществе» в силу своего возраста, научился скрывать эмоции в разговорах с друзьями. Любопытно то, что где бы и с кем бы ни был Корнев, он никогда ни слова не произнес о своей семье.

3.4. Корнев – девушки

В повести Гарин-Михайловский описал единственную любовь Корнева. Это любовь к сестре Темы, Наташе. Из-за неприязни к своей сестре Мане Корнев относится и к другим девушкам с осторожностью. Но Наташа стала для него единственным лучом в его жизни.

Корнев познакомился с Наташей, когда впервые пришел в гости к Теме. Но их отношения развивались крайне медленно. Она сразу понравилась ему. Сначала даже никто и догадаться не мог, что ему нравится сестра Темы. Но когда Корнев и Тема поехали вместе в деревню, Корнев старался уделять Наташе все больше внимания. Он стал советоваться с Темой и часто думать о ней. Корнев был дальновидным, и поэтому умел просчитывать все наперед. Он понимал, что бездействием ничего не добьешься. И действовал – хотя и не решительно, но последовательно: «Корнев нерешительно потянулся за ней, и сел возле нее на скамью. Он чувствовал ее близость, ее безмятежное спокойствие, и его охватывала беззаботная удовлетворенность» (стр. 292). Эти и многие другие фразы подтверждают, что Корнев пытается укрепить свои позиции. Лишь к концу произведения он добивается результата: Наташа влюбляется в Корнева, они все чаще проводят вместе время, и Корнев рад этому. Он делится своими чувствами с Темой. Тема слушает друга и набирается опыта.

Вывод: свои отношения с девушкой Корнев так и не довел до конца. Гарин-Михайловский почему-то оставил эту тему. Таким образом, автор заставил читателя лишь додумывать, что же будет дальше. Влюбившись, Корнев меняется, он оставляет некоторые свои качества и приобретает новые. В результате читатель остаётся в уверенности, что Корнев обязательно найдет в жизни свою настоящую любовь.

3.5. Корнев – Другие

Как я уже говорил, другие – это те герои, которые в произведении лишь упомянуты, или введены автором на короткое время. Отношения Корнева с этими героями очень интересны.

Во-первых, в общении с посторонними людьми Корнев крайне осторожен, к большинству из них он даже относится настороженно. Во-вторых, если он чувствует опасность или враждебность к себе, то сразу же обрывает такие отношения. Например, в усадьбе Карташевых, в деревне, есть слуга Степан, уже пожилой. Степан всюду готов был услужить, но Корневу такое отношение претило. А однажды он и вовсе разозлился: «Чучело какое-то, – подумал Корнев, сразу недружелюбно расположившись к Степану» (стр. 299). Казалось, забота – это очень теплое и доброе чувство, но в своем суждении о Степане Корнев исходит из других соображений. Из-за сухого отношения семьи к нему, Корневу совершенно не нравится забота и излишний почет. Он считает себя самостоятельным и взрослым.

Друг семьи, Неручев, заезжал к Карташевым нечасто. В один из таких дней, Корнев был у них в гостях, и когда разговорился с Неручевым, то стал подбираться ближе к его сущности: «Корнев старался подбирать нейтральные темы – расспрашивал об урожаях, о хозяйстве, о крестьянах» (стр. 287). Корнев хотел узнать этого человека поближе, и, хотя поначалу был осторожен, потом понял, что Неручев – культурный и образованный человек. Он стал с удовольствием с ним общаться.

Что касается отца Даниила, к которому так любят приходить мальчишки, то Корнев к нему относится с уважением, однако при первой встрече кроме «здравствуйте» и «до свидания» ничего не говорил.

Вывод: Гарин-Михайловский создал образ Корнева в противоположность Теме, и отношения Корнева с «другими» радикально отличаются от Теминых. Тема сразу открывается незнакомым людям, Корнев же старается сначала узнать как можно больше о них. Вводя «других», автор еще раз обращает внимание на то, что Корнев – хитрый и осторожный человек.

Заключение

Итак, проанализировав повесть Н. Г. Гарина-Михайловского «Гимназисты», я пришел к следующим выводам:

1) Если в первом произведении тетралогии, «Детство Темы», автор вплотную подошел к изучению внутреннего мира ребенка и формированию его характера, то уже во второй книге Гарин-Михайловский показывает, как раскрывается характер главного героя, его отношения с другими героями.

2) Автор параллельно рассказывает в своем произведении о жизни и отношениях сразу двух героев и при этом затрагивает все аспекты их жизни.

3) Сопоставляя отношения двух главных героев и других людей, автор старается донести мысль о том, что поведение этих героев схоже, но не везде, и из-за этого отношения между ними в корне меняются. Это говорит о том, что стоит с осторожностью вести диалоги и учиться различать хорошего и верного друга.

4) Проанализировав ошибки в общении главного героя, многие читатели могут что-то изменить и в своей жизни, и в своих отношениях.

5) Автор в своем произведении большое внимание уделяет любовной линии главного героя, и он настолько горячо это передает, что любой может поставить себя на его место и прочувствовать все его переживания.

Анализируя особенности сюжетного развёртывания повести, мы сосредоточили наше внимание на следующих ключевых эпизодах: Тема и его окружение, Корнев и его окружение.

 Результатом этой работы становится вывод о том, что главным предметом изображения в повести «Гимназисты», становится то, как, пробуя и ошибаясь, Тема входит во взрослую жизнь.

Список литературы

Гарин-Михайловский Н. Г. Гимназисты. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1984.

Скобелев В. П. Слово далекое и близкое. Народ. Герой. Жанр. Самара: Книжное издательство, 1991.

Сурков А. А. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.

Просмотров работы: 729