Образ Бабы Яги в русских сказках

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка-2020

Образ Бабы Яги в русских сказках

Воскресенская С.А. 1
1МБОУ Нерастанновская СОШ
Губина С.В. 1
1МБОУ Нерастанновская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

В мир сказок мы вступаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить.

Русская волшебная сказка создала таинственный, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: топор сам рубит лес; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей. А кто же такая Баба Яга?

Я люблю читать сказки. Мне нравится, когда добро побеждает зло. А для того, чтобы добро победило, на долю главного героя всегда выпадают испытания, которые он с честью должен преодолеть. И вот тут во многих сказках проявляется Баба Яга. Не зря придумали поговорку: «Не было счастья, да несчастье помогло». Неужели благодаря Бабе Яге герои обретает свою счастье? Я захотела выяснить, как в сказках появилась Баба Яга. Почему ею пугаются маленьких детей. А может быть в Бабе Яге есть что-то хорошее?

Слушая сказки, люди привыкли считать Бабу Ягу необходимым персонажем.

Что в этом мифологическом существе такого, что пугает, но одновременно и притягивает к сказкам слушателей и читателей?

Цель работы - на примере русских народных сказок проследить эволюцию образа Бабы Яги.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- найти истоки образа Бабы Яги;

- показать двойственную природу этого образа;

- установить генеалогию образа;

- проследить, как происходит приобщение сказочного героя к миру мертвых;

- реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Бабы Яги по отношению к сказочному герою.

Для решения поставленных задач в работе используются методы наблюдения, классификации, обобщения.

Материалом исследования послужили тексты русских народных сказок.

КТО ЖЕ ТАКАЯ БАБА ЯГА?

Истоки образа Бабы Яги

Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга – изначально заботливая берегиня.

Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо – воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.

Есть народная мудрость, что за любыми знаниями мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры – в потустороннем мире. Баба Яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои.

Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрёт. Он уходит в мир предков, где получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на земле.

Прототипом Бабы Яги могли послужить ведуньи, знахарки, которые жили в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношения к ним было не однозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.

В русские сказки Баба Яга, есть и такая версия, пришла из славянской мифологии. До того момента, как стать ей колдуньей, звали её Бурей Ягой, и был у неё муж Велес и три дочери. Выбрал бог Велес жену под стать. Буря Яга или Баба Яга охраняла границу между царством живых и царством мёртвых, не позволяя проникнуть в тайны жизни и смерти. Очень уж она любила своего мужа. «…и охотился Велес на Вепря. И поднял на клыки Велеса мощный Вепрь… погиб тогда Велес… Его кровушка потекла рекой. Не смогла пережить Яга такой потери, и тогда вдова Велеса от печали стала ведьмой Ягою, и отправилась в царство Тёмное, и на века там поселилась…».

«Портрет» Бабы Яги, её атрибуты и спутники

Обратимся к нашим сказкам. Поищем портрет Бабы Яги.

Баба Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, это лишь маска, а не истинная суть?

Если обратиться к аналогу Большого энциклопедического словаря- энциклопедии Britannica, то можно найти информацию, ненамного отличающуюся от нашей: «Баба Яга – это старая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов».

Оказывается, Баба Яга существует не только в русском фольклоре.

В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего – отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии – в Австрии, масленичным персонажем – в Черногории, и ночным духом – в Сербии, Хорватии и Болгарии. Помимо русских, встречается Баба Яга и в словацких, и чешских сказках.

  В немецких сказках существует злая ведьма-старуха с красными глазами, костлявыми руками, с отличным нюхом, живущая на лесной опушке в красивом пряничном домике-приманке, она выступает в отрицательном образе пожирательницы. У нее костыль – средство передвижения, птичка – помощница-приманка для детей.

Однако существует старуха с положительной ролью, которая живет в избушке на лугу, приучает к труду, сострадает, одаривает подарками и наказывает, по справедливости, ленивых, грубых героев.

В итальянской народной сказке «Пастушок – Малый Росток» есть старая колдунья, у которой в помощниках сотня всадников и конники. Она хранительница, сторожит свою волшебную силу, препятствует герою возвратиться домой. Образ этой колдуньи также совпадает с образом русской Бабы Яги.

   В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами. (Два спереди, два сзади). Зовут ее Кахард. Как и русская Баба Яга, живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у нее есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и пытается расправиться с героями.

Достойное место данный образ занимает в Мифологическом словаре: «Баба Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна- сказочный персонаж; род ведьмы или злой дух личиною безобразной старухи».

Баба – первая часть имени показывает, что персонаж преклонного возраста. Ведь наши слова «баба», «бабушка», предназначены для обозначения людей старшего поколения.

У нее необычная, чаще всего костяная нога, упоминающаяся почти всегда в единственном числе.

Добрые молодцы входят в избушку на печи лежит Баба Яга, костяная нога. («Иван Быкович»).

Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева»).

Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба Яга, костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»).

Иван-царевич вошел в нее (в избушку на курьих ножках) и видит: на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос. («Царевна-лягушка»).

В сказках Баба Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избе на курьих ножках, вокруг которой – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.

Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа. («Финист-ясный сокол»).

Ехал по долам, по горам, по зеленым лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках. («Иван Быкович»).

Побежала стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. («Гуси - лебеди»).

Шел, шел – стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый. («Марья Моревна»).

Передвигается Баба Яга обычно подобно ведьме или нечистому духу.

Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот рвет». Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как ведьма оборачивается змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Слугами Бабы Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, кот Баюн, наделенный голосом, слышимым за семь верст, и способным мурлыканьем напускать колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

Такой образ Бабы Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.

Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках.

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги.

Яга-воительница

Сражается с героями и побеждает многих из них. Прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее рать – «сила несметная».

Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на березу, и на работницу, давай всех ругать и колотить. («Баба Яга»).

Яга-похитительница.

Это наиболее распространенный образ, характерный для сказок северных областей.

В сказках Яга часто похищает детей и стремиться изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.

Перепекание ребёнка – обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии – собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и трижды всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других болезнях, например при грыже; во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов. В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально- и южнорусских губерниях, а также в Сибири.

Возможно, даже, что сказки о Яге-похитительнице возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.

Обряд заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.

Однако могла руководить и женщина-ведунья, которая символически представляла собой повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонни миром мертвых.

Яга-дарительница.

Этот образ целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов.

Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает… идет Марьюшка, идет и назад не оглядывается.

Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала.

Вышла на поляну, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.

Говорит Марьюшка:

- Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.

Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом.

Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там Баба Яга костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба Яга Марьюшку, зашумела:

- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела лытаешь?

- Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола.

- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется ниточка не простая, а золотая.

- Спасибо тебе, бабушка!

- Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать не продавай, а просись Финиста ясна сокола повидать.

Поблагодарила Марьюшка Бабу Ягу и пошла, а лес зашумел, загудел; поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли да все на Марьюшку. («Финист ясный сокол», русская народная сказка).

Такой нам с детства знакома Баба Яга.

Яга-советчица.

Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.

- Послушай же, ступай по тропинке и дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. («Василиса Премудрая»).

Яга-повелительница.

Яге подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластны утро и ночь, вихри и вьюги (в народных сказках типа «Заколдованная королева», «Василиса Прекрасная» повелевает волками, медведями, другими лесным зверьем).

Баба Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько. («Баба Яга»).

Стала Баба Яга спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь». («Василиса Прекрасная»).

Яга-охранительница (покровительница).

Следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка, ворона, кота и проч.) за похождениями героя.

Яга-прародительница.

Мать-бабка, тетка для нескольких своих дочерей-внучек-племянниц, хозяйка лесных зверей.

В сказках, где одновременно фигурирует Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.

Иногда функции Бабы Яги выполняют ее женские заместители-аналоги:

- Ягишна, ведьма;

- старуха, колдунья, бабка.

А иногда – мужские: Кощей; колдун; старик Сам с ноготок, борода с локоток; леший; Идолище Поганое; Морозко.

Кощей Бессмертный в волшебных сказках обычно предстает как похититель девицы, а иногда – как пленник суженой главного героя, случайно освобожденный любопытным героем, в этом качестве он может замещаться Змеем.

Таким образом, видно, что во многих сказках Баба Яга испытывает людей, наказывает их, губит, в других – дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.

Получается, что Баба Яга – это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов, обрядов и мифов прошлого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.

Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы Яги настолько близко, что почти «побывала в гостях в тридевятом царстве», «узнала в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Все это позволило лучше понять и принять неоднозначный объект изучения – Бабу Ягу.

Нет однозначности ни в образе Бабы Яги, ни в ее происхождении. Но одна мысль прослеживается – все-таки Баба Яга была когда-то богиней, которой поклонялись, и следы этого поклонения остались в сказках до сих пор.

Еще многие поколения детей вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

В заключение можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены. Как итоговый продукт данной работы, предлагается презентация, которую можно использовать как на уроках по изучению русского фольклора, так и в качестве дополнительного материала на кружковых занятиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки/А.Н. Афанасьев. – М.: Просвещение, 1999.

Русские народные сказки / Сост. и вступ. ст. В.П. Аникина; Ил. М.Д. Бирюкова. – М.: Пресса, 1992.

Пропп, В.Я. История изучения сказки / В.Я. Пропп. – М.: Просвещение, 1986.

Пропп, В.Я. Поэтика фольклора / В.Я. Пропп. – М.: Просвещение, 1996.

http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.html

http://legendy.claw.ru/shared/6/information/024.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КРОССВОРД

«Атрибуты Бабы Яги»

Жилище Бабы Яги.

Орудие для заметания следов при полете.

Птица в жилище Бабы Яги.

Средство отправки добычи Бабы Яги в печь.

«Украшение» носа.

Емкость для варки добычи.

Универсальное средство передвижения.

Добавочное название Бабы Яги.

Палка Бабы Яги, обладающая волшебными свойствами.

 

 

 

 

 

 

8

 

     

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

     
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
         

 

-

 

 

9

 
         

 

 

 

 

 

 

       

6

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров работы: 42