ВВЕДЕНИЕ
В мир сказок мы вступаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить.
Русская волшебная сказка создала таинственный, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: топор сам рубит лес; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей. А кто же такая Баба Яга?
Я люблю читать сказки. Мне нравится, когда добро побеждает зло. А для того, чтобы добро победило, на долю главного героя всегда выпадают испытания, которые он с честью должен преодолеть. И вот тут во многих сказках проявляется Баба Яга. Не зря придумали поговорку: «Не было счастья, да несчастье помогло». Неужели благодаря Бабе Яге герои обретает свою счастье? Я захотела выяснить, как в сказках появилась Баба Яга. Почему ею пугаются маленьких детей. А может быть в Бабе Яге есть что-то хорошее?
Слушая сказки, люди привыкли считать Бабу Ягу необходимым персонажем.
Что в этом мифологическом существе такого, что пугает, но одновременно и притягивает к сказкам слушателей и читателей?
Цель работы - на примере русских народных сказок проследить эволюцию образа Бабы Яги.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- найти истоки образа Бабы Яги;
- показать двойственную природу этого образа;
- установить генеалогию образа;
- проследить, как происходит приобщение сказочного героя к миру мертвых;
- реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Бабы Яги по отношению к сказочному герою.
Для решения поставленных задач в работе используются методы наблюдения, классификации, обобщения.
Материалом исследования послужили тексты русских народных сказок.
КТО ЖЕ ТАКАЯ БАБА ЯГА?
Истоки образа Бабы Яги
Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга – изначально заботливая берегиня.
Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо – воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.
Есть народная мудрость, что за любыми знаниями мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры – в потустороннем мире. Баба Яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои.
Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрёт. Он уходит в мир предков, где получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на земле.
Прототипом Бабы Яги могли послужить ведуньи, знахарки, которые жили в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношения к ним было не однозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.
В русские сказки Баба Яга, есть и такая версия, пришла из славянской мифологии. До того момента, как стать ей колдуньей, звали её Бурей Ягой, и был у неё муж Велес и три дочери. Выбрал бог Велес жену под стать. Буря Яга или Баба Яга охраняла границу между царством живых и царством мёртвых, не позволяя проникнуть в тайны жизни и смерти. Очень уж она любила своего мужа. «…и охотился Велес на Вепря. И поднял на клыки Велеса мощный Вепрь… погиб тогда Велес… Его кровушка потекла рекой. Не смогла пережить Яга такой потери, и тогда вдова Велеса от печали стала ведьмой Ягою, и отправилась в царство Тёмное, и на века там поселилась…».
«Портрет» Бабы Яги, её атрибуты и спутники
Обратимся к нашим сказкам. Поищем портрет Бабы Яги.
Баба Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, это лишь маска, а не истинная суть?
Если обратиться к аналогу Большого энциклопедического словаря- энциклопедии Britannica, то можно найти информацию, ненамного отличающуюся от нашей: «Баба Яга – это старая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов».
Оказывается, Баба Яга существует не только в русском фольклоре.
В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего – отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии – в Австрии, масленичным персонажем – в Черногории, и ночным духом – в Сербии, Хорватии и Болгарии. Помимо русских, встречается Баба Яга и в словацких, и чешских сказках.
В немецких сказках существует злая ведьма-старуха с красными глазами, костлявыми руками, с отличным нюхом, живущая на лесной опушке в красивом пряничном домике-приманке, она выступает в отрицательном образе пожирательницы. У нее костыль – средство передвижения, птичка – помощница-приманка для детей.
Однако существует старуха с положительной ролью, которая живет в избушке на лугу, приучает к труду, сострадает, одаривает подарками и наказывает, по справедливости, ленивых, грубых героев.
В итальянской народной сказке «Пастушок – Малый Росток» есть старая колдунья, у которой в помощниках сотня всадников и конники. Она хранительница, сторожит свою волшебную силу, препятствует герою возвратиться домой. Образ этой колдуньи также совпадает с образом русской Бабы Яги.
В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами. (Два спереди, два сзади). Зовут ее Кахард. Как и русская Баба Яга, живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у нее есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и пытается расправиться с героями.
Достойное место данный образ занимает в Мифологическом словаре: «Баба Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна- сказочный персонаж; род ведьмы или злой дух личиною безобразной старухи».
Баба – первая часть имени показывает, что персонаж преклонного возраста. Ведь наши слова «баба», «бабушка», предназначены для обозначения людей старшего поколения.
У нее необычная, чаще всего костяная нога, упоминающаяся почти всегда в единственном числе.
Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба Яга, костяная нога. («Иван Быкович»).
Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева»).
Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба Яга, костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»).
Иван-царевич вошел в нее (в избушку на курьих ножках) и видит: на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос. («Царевна-лягушка»).
В сказках Баба Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избе на курьих ножках, вокруг которой – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.
Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа. («Финист-ясный сокол»).
Ехал по долам, по горам, по зеленым лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках. («Иван Быкович»).
Побежала – стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. («Гуси - лебеди»).
Шел, шел – стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый. («Марья Моревна»).
Передвигается Баба Яга обычно подобно ведьме или нечистому духу.
Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот рвет». Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как ведьма оборачивается змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Слугами Бабы Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, кот Баюн, наделенный голосом, слышимым за семь верст, и способным мурлыканьем напускать колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
Такой образ Бабы Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Основные образы Бабы Яги в волшебных сказках.
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги.
Яга-воительница
Сражается с героями и побеждает многих из них. Прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее рать – «сила несметная».
…Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на березу, и на работницу, давай всех ругать и колотить. («Баба Яга»).
Яга-похитительница.
Это наиболее распространенный образ, характерный для сказок северных областей.
В сказках Яга часто похищает детей и стремиться изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.
Перепекание ребёнка – обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии – собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и трижды всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других болезнях, например при грыже; во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов. В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально- и южнорусских губерниях, а также в Сибири.
Возможно, даже, что сказки о Яге-похитительнице возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.
Обряд заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.
Однако могла руководить и женщина-ведунья, которая символически представляла собой повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонни миром мертвых.
Яга-дарительница.
Этот образ целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов.
Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает… идет Марьюшка, идет и назад не оглядывается.
Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала.
Вышла на поляну, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.
Говорит Марьюшка:
- Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом.
Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба Яга Марьюшку, зашумела:
- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела лытаешь?
- Ищу, бабушка, Финиста – ясна сокола.
- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется ниточка не простая, а золотая.
- Спасибо тебе, бабушка!
- Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка Бабу Ягу и пошла, а лес зашумел, загудел; поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли – да все на Марьюшку. («Финист – ясный сокол», русская народная сказка).
Такой нам с детства знакома Баба Яга.
Яга-советчица.
Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.
- Послушай же, ступай по тропинке и дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. («Василиса Премудрая»).
Яга-повелительница.
Яге подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластны утро и ночь, вихри и вьюги (в народных сказках типа «Заколдованная королева», «Василиса Прекрасная» повелевает волками, медведями, другими лесным зверьем).
…Баба Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько. («Баба Яга»).
…Стала Баба Яга спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь». («Василиса Прекрасная»).
Яга-охранительница (покровительница).
Следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка, ворона, кота и проч.) за похождениями героя.
Яга-прародительница.
Мать-бабка, тетка для нескольких своих дочерей-внучек-племянниц, хозяйка лесных зверей.
В сказках, где одновременно фигурирует Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.
Иногда функции Бабы Яги выполняют ее женские заместители-аналоги:
- Ягишна, ведьма;
- старуха, колдунья, бабка.
А иногда – мужские: Кощей; колдун; старик Сам с ноготок, борода с локоток; леший; Идолище Поганое; Морозко.
Кощей Бессмертный в волшебных сказках обычно предстает как похититель девицы, а иногда – как пленник суженой главного героя, случайно освобожденный любопытным героем, в этом качестве он может замещаться Змеем.
Таким образом, видно, что во многих сказках Баба Яга испытывает людей, наказывает их, губит, в других – дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Получается, что Баба Яга – это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов, обрядов и мифов прошлого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы Яги настолько близко, что почти «побывала в гостях в тридевятом царстве», «узнала в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Все это позволило лучше понять и принять неоднозначный объект изучения – Бабу Ягу.
Нет однозначности ни в образе Бабы Яги, ни в ее происхождении. Но одна мысль прослеживается – все-таки Баба Яга была когда-то богиней, которой поклонялись, и следы этого поклонения остались в сказках до сих пор.
Еще многие поколения детей вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
В заключение можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены. Как итоговый продукт данной работы, предлагается презентация, которую можно использовать как на уроках по изучению русского фольклора, так и в качестве дополнительного материала на кружковых занятиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки/А.Н. Афанасьев. – М.: Просвещение, 1999.
Русские народные сказки / Сост. и вступ. ст. В.П. Аникина; Ил. М.Д. Бирюкова. – М.: Пресса, 1992.
Пропп, В.Я. История изучения сказки / В.Я. Пропп. – М.: Просвещение, 1986.
Пропп, В.Я. Поэтика фольклора / В.Я. Пропп. – М.: Просвещение, 1996.
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.html
http://legendy.claw.ru/shared/6/information/024.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КРОССВОРД
«Атрибуты Бабы Яги»
Жилище Бабы Яги.
Орудие для заметания следов при полете.
Птица в жилище Бабы Яги.
Средство отправки добычи Бабы Яги в печь.
«Украшение» носа.
Емкость для варки добычи.
Универсальное средство передвижения.
Добавочное название Бабы Яги.
Палка Бабы Яги, обладающая волшебными свойствами.
|
|
|
|
|
8 |
|
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
- |
|
9 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||
6 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|