Дневник – роман о себе «ежедневном»: особенности жанра

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка-2020

Дневник – роман о себе «ежедневном»: особенности жанра

Кускова Р.О. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Кашаева В.В. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Объект исследования: дневниковые записи, доступные детям школьного возраста.

Предмет исследования: определение роли дневниковых записей (как жанра литературы) в развитии личности современного школьника.

Гипотеза: дневник – летопись становления или разрушения личности, литературный жанр, художественная ценность которого служит для формирования личности.

Цель: на основе анализа дневниковых записей как жанра литературы определить их роль в формировании личности, в познании себя и практическом решении проблемы воспитания детей школьного возраста.

Задачи:

- определить особенности ведения дневника;

-выявить их роль в социализации детей школьного возраста;

- рассмотреть возможные практические решения проблемы воспитания детей школьного возраста с помощью дневника.

Методы:

-компаративный анализ;

-системный подход;

-метод фокус - групп.

База исследования: 27 обучающиеся 7 класса МБОУ СОШ № 2. Фокус-группа – 10 обучающихся 11 класса.

Достоверность исследования подтверждается опорой на результаты анкетирования, фокус - группы (по методикеамериканских социологов Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл), на материал книги «Фокусированное интервью» Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл,надневниковые записи Анны Франк, Юры Рябинкина, художественные произведения Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула», Л. Кассиля «Ранний восход», фрагменты из книги «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки», которые представляют собой подлинный дневник погибшей от наркотиков пятнадцатилетней американской школьницы.

Теоретическая и практическая значимость: Теоретические положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем изучении роли дневника в социализации школьников. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов при подготовке плана воспитательной работы школы, работы с родителями и обучающимися, социальными институтами города или округа.

Я решился излагать на бумаге мысли,

чтобы хоть немного больше систематически мыслить.

В. Вернадский

Глава 1. Дневник – летопись становления или разрушения личности

Жанр дневника характеризуется так: «Дневник – жанр мемуарной литературы, для которого характерна форма повествования от первого лица, ведущегося в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения системы отражения действительности, записей.  Дневник отличает предельная искренность, доверительность. Ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению.

Существует три разновидности дневника как жанра литературы. Первая – чисто литературный, целиком вымышленный дневник, представляющий либо само произведение («Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева), либо его значительную часть («Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова, Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула», Коли Дмитриева в «Раннем восходе» Л. Кассиля). Вторая – настоящие дневники писателей, предназначенные для публикации («Дневник писателя» Ф.М. Достоевского) либо ведущиеся для себя (дневник Л.Н. Толстого). Третья – дневники обыкновенных людей (Анны Франк, двенадцатилетнего ленинградца Юры Рябинкина из «Блокадной книги» А.М. Адамовича, Д.А. Гранина, пятнадцатилетней американской школьницы или «Дневник Алисы»). Объектом данного исследования будут дневниковые записи первой и третьей разновидности.

Общеизвестно, что дневниковая форма записи характеризуется рядом особенностей, опираясь на которые мы провели анализ текста дневниковых записей художественных произведений С. Таунсенд «Дневники Адриана Моула», «Ранний восход» Л. Кассиля, дневники Анны Франк, двенадцатилетнего ленинградца Юры Рябинкина, пятнадцатилетней американской школьницы «Дневник Алисы»:

- приуроченность каждой записи к определенной дате, соблюдение хронологии (указание дня, года, иногда - времени суток), регулярность ведения записей; связь записей с текущими;

- спонтанный характер записей (преобладание собственно фактов, нежели их осмысления);

- литературная необработанность записей;

- монологичность, а также внутренняя диалогичность (беседа с воображаемым собеседником);

- категоричность и не аргументированность общих оценок;

- специфические возможности для изображения внутреннего мира, его личностных качеств и индивидуальности, описание собственной жизни и событий, в ней произошедших[2];

- повествование с элементами рассуждения приводит к появлению развернутого самоанализа;

- интимный и поэтому искренний, частный и честный характер записей [6].

Говоря об основных отличительных чертах, которые выделяют дневниковые записи из всей группы автобиографических жанров, следует отметить, что дневник - 1) это наиболее индивидуалистская форма автобиографического повествования; 2) более других жанров призван показать особенности человеческого сознания; 3) тесно связан с древней христианской традицией и библейской тематикой, то есть свидетельствованиям от первого лица[5].

Мы искали ответ на вопросы: Для чего вели дневник? Что отражал дневник? В чем хотели разобраться с помощью дневника? Какие особенности дневниковой формы есть в данных записях?

Глава 2. Дневник – летопись становления личности

Например, Адриан Моул, герой произведения Сью Таунсенд, самостоятельно проводит большую работу над собой, формулирует в своем дневнике несколько сторон своего «я»: «Я интеллектуал»; «Я неудачник»; «Я защитник слабых»; «Я трус»; «Я одинокий»; «Я друг Пандоры». Все стороны, на наш взгляд, противопоставлены: «Я интеллектуал» - «Я неудачник»; «Я одинокий» - «Я друг Пандоры», «Я защитник слабых» - «Я трус»[2]. Лексический повтор личного местоимения «я» усиливает эмоциональный фон, а антитезы подчеркивают драматизм отношений, из-за которых ему, как и всем подросткам, трудно разобраться в себе и в окружающем мире, но он искренен.

Адриан искал способ самовыражения: пытался писать стихи, создал журнал «Голос юности», интересовался Британским музеем, много читал. Список книг, о которых он упоминал в дневниковых записях, говорит о большом разнообразии волнующих его проблем: «Уход за кожей»; «Происхождение видов»; Джейн Остин. «Гордость и предубеждение»; Чарлз Диккенс «Тяжелые времена»; Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»; Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»; А.Д. Сахаров «Прогресс, сосуществование и интеллектуальная свобода»[2].

Можно отметить, что «отрицательные примеры поведения» родителей, напротив, сформировали в нем такие черты характера, как отзывчивость, внимательность: « Я твердо решил в Новом году: переводить слепых через дорогу; ласково обращаться с собакой; быть добрым к бедным и невежественным». Адриан вступил в группу «Милосердных самаритян», чтобы помогать нуждающимся и больным людям. Он дружил со старым Бертом Бакстером, мечтал стать ветеринаром. «Я хочу вложить в свою профессию всю душу...».

Героя беспокоило и собственное физическое здоровье: «не начинать курить», «не прикасаться к алкоголю». Несмотря на подростковый возраст, Адриан на примере собственных родителей хорошо уяснил, сколько зла приносят эти «вредные привычки».

Итак, к пятнадцати годам личность героя была сформирована следующими агентами: книгами, окружающими, родителями (на примере их жизненных ошибок). Привычка вести дневник помогла Адриану в трудные периоды жизни увидеть себя со стороны, устыдиться осуждения или неразумного увлечения, дисциплинировать себя и развивать навыки самоанализа. Дневниковые записи велись регулярно, были связаны с текущими, передавали эмоциональный фон героя, они стали программой по формированию его личности, которой могут воспользоваться многие современные школьники. Честность и открытость автора дневника повествуют о ежедневных переменах в подростке. Преимущество ненаправленной формы социализации показывает, как можно формировать такие качества, как милосердие и доброту, целеустремленность и стойкость[3].

Дневниковые записи Анны Франк относятся к третьему виду: дневник обыкновенного человека – просто датированные записи. созданные в годы фашисткой оккупации.

Автору этих записей приходилось труднее, чем взрослым. «Нам, молодым, вдвойне трудно сохранить свои взгляды во времена, когда всякий идеализм разрушен и сокрушен, когда люди показывают себя с самой отвратительной стороны, когда возникает сомнение в истине, и в справедливости, и в самом Господе Боге…», - писала Анна Франк[2].

В дневниковых записях Анны просматривается два «я»: внешнее и внутреннее. Внешнее – девочка с характером, внутреннее – подросток, страдающий от одиночества и непонимания со стороны родителей и сестры[9].

Тринадцатилетняя девочка, склонная к самоанализу, ведет дневник, который заменяет ей подругу: «Но для того, чтобы у меня перед глазами была настоящая подруга, о которой я так давно мечтаю, я не буду записывать в дневник разные факты, как делают все; я хочу, чтобы эта тетрадь сама стала мне подругой – и эту подругу я буду звать Китти!»[2]

Анна по – своему оценивала взаимоотношения с родителями, порой драматизируя, не задумываясь над душевным состоянием окружающих: «…ни папа, ни мама никогда не бранят Марго, а все валят на мою голову…», «..я хочу только, чтобы отец любил меня по-настоящему…», «… Говорить правду жестоко, но ведь это она оттолкнула меня от себя, она сама сделала меня бесчувственной ко всяким проявлениям ее любви ко мне…».

В дневниковой записи от 13 июня 1944 года Анна писала: «У меня трудный характер…». [2]Эта фраза уже многое объясняет во взаимоотношениях с родителями, особенно утверждение: «Меня никто не понимает». Но у нее достаточно сил, есть «ярко выраженная черта характера….- стремление к самопознанию. Я всегда могу посмотреть на свои поступки как бы со стороны». И это очень скоро позволит ей увидеть свои ошибки, оценить родительскую заботу и любовь. Все подростки могут так оценить себя? Конечно же, нет. Может, этот эпизод из дневника, заставит нашего современника посмотреть на себя со стороны и увидеть того, себя другого и начать что-то менять.

Слова отца: «Каждый ребенок должен сам себя воспитывать»,- стали для Анны главными в жизни. И в дневниковых записях мы неоднократно находим подтверждение им: «Я излечила сама себя тем, что постоянно напоминала себе об ошибках в собственном поведении», «…я лучше, чем кто-либо, вижу свои недостатки, бесчисленные ошибки, но только я знаю еще и то, что хочу исправиться, исправлюсь и во многом уже исправилась!». Анна писала: «Много желаний, много мыслей….бродят у меня в голове». Она сидела за учебой: «Я знаю, что должна учиться, чтобы чего - то добиться, чтобы стать журналисткой - вот чего я хочу... я очень хочу писать!»[2].

Что может извлечь для себя современное поколение из этих открытий Анны? Возможно, испытывая одиночество, найдет в дневнике «друга», доверительность и откровенность помогут создавать правдивый рассказ о «себе ежедневном», для того чтобы найти ответы на вопросы: почему я всегда один? почему меня не понимают? как строить отношения с окружающими?...

Глава 3. Дневник – летопись разрушения личности

Автор «Дневника пятнадцатилетней наркоманки» не сумела справиться со своими внутренними проблемами.

В их семье царили любовь и взаимопонимание: «Жизнь – это чудо, прелесть...Рождество! Чудесное, счастливое Рождество!.. Все друг друга любят...». Но переезд в другой город вырвал ее из привычной среды, разлучил с друзьями, девочка тяжело переживала, возросла ее неуверенность в себе, она боялась прослыть «идиоткой» или показаться не такой, как все: «...как я страдаю!...Я несчастнее всех на свете!.. Мне плохо, очень плохо...»[2].

Девушка убедила себя, что мама переменилась к ней: «...мы как бы говорим на разных языках и перестали понимать друг друга». Она искала выход из создавшегося положения, хотела найти приятелей в новой школе, Джил и ее друзья оказались рядом, они ей показались «такими милыми, такими спокойными, свободными, что я сразу же почувствовала себя, как дома». Предложенная игра «кольцо, кольцо, ко мне!» нисколько не насторожила ее: «Любая дура догадалась бы…». К сожалению, первое знакомство с наркотиками ее не испугало, напротив, она подробным образом описала новые чувства: «А теперь я счастлива.., очень рада.., Я могу чувствовать себя свободной и ни в чем не виноватой»[2].

Потеряв интерес к окружающим, даже любовь к Роджеру, она увлеклась новыми ощущениями, и это захватило ее полностью. По дневниковым записям с июля по декабрь можно проследить ее нравственное падение, деградацию, разрушение личности: «…курила травку…», «Ричи дал сигареты с марихуаной…», «…дали попробовать героина…»[2]. В минуты просветления она испытывала муки совести, боролась с собой: с желанием испытать новые ощущения еще раз и бросить все, вернуться домой. После первого возвращения она написала: «Никого в мире не принимали так нежно, как меня». Семья делала все, чтобы она была счастлива и не вернулась к наркотикам.., но уже 24 января появилась запись: «…Я снова начала…». Теперь она была твердо убеждена, что «…если уж начал, больше жизни без наркотиков нет, но это не жизнь, а омерзительное рабское существование…»[2]. Девочка постоянно себе противоречит, видимо, потому что была не уверенна в правильности своих поступков. А очень скоро ей стало безразлично все, главное – доза. «Мне нечего надеть…, и я такая грязная….Прошлую ночь я спала под кустом в парке…Нет, не знаю какое число…не знаю, тот ли это день, неделя или год….Ах, если бы только я нашла себе дозу!»[2]

В полном отчаянии она пошла к старому священнику и уже вечером позвонила домой. «…Они любят! Они без ума от радости, что я нашлась! Я бы очень хотела полюбить себя сама». Прощение семьи придало ей силы, она мечтала изменить себя и вернуться к жизни без наркотиков: «…я навсегда покончила с этим дерьмом…Я хочу посвятить всю оставшуюся жизнь подобным мне. Я наконец нашла смысл жизни....Я вижу только две возможности: кончить жизнь самоубийством или попытаться начать ее сначала, помогая другим»[2]. Она умерла от передозировки через три недели, после того как приняла решение больше не вести дневник.

Как видим, суровая правда о себе не помогла подростку справиться с пагубной привычкой. Ее записи демонстрируют откровенность и смену настроения, непостоянство, безволие. Она мечется, но внутренних сил и веры в себя ей не хватает для того, чтобы выжить. Она проиграла в борьбе с собой. На процесс формирования ее личности повлиял опы­т асоци­альной среды людей, употребляющих наркотики.

В результате исследования мы выяснили, что привычка вести дневник помогла подросткам в трудные периоды жизни увидеть себя со стороны, устыдиться осуждения или неразумного увлечения, категоричность суждений дисциплинировала их и развивала навыки самоанализа. Дневниковые записи велись как регулярно, так и спонтанно, они связаны с текущими, передают эмоциональный фон героя, Дневник стал программой по формированию личности, отразил путь исканий своего «я» (для Адриана Моула, Коли Дмитриева), был другом или собеседником (для Анны Франк и пятнадцатилетней школьницы), даже исповедью (для Юры Рябинкина). Форма ведения записи как монологическая, так и диалогическая. Повествование с элементами рассуждения, приводит к появлению развернутого самоанализа и повествует о ежедневных переменах в подростке. Литературная необработанность записей демонстрирует искренность и честность. Дневник как средство социализации показывает, как самостоятельно работать над формированием своей личности.

Глава 4. Современный школьник и дневник как способ социализации

Мы провели исследование с целью определения роли дневника в становлении и разрушении личности. Предложили 27 обучающимся 7-го класса (из них 9 мальчиков и 18 девочек, 6 из которых ведут дневник) несколько вопросов:

1.Что такое дневник?
Семиклассники отметили, что дневник – это друг, записная книжка,тетрадка для девичьих секретов(11%), записи о проблемах, помогающие успокоиться (18,5%), ежедневные записи мыслей(44%).

2. Чем отличается дневник от ежедневника? От блога?

По мнению опрошенных, ежедневник содержит план дел, расписание на день (33%), блог - описание событий (50%), дневник - записи о том, что мучает(14,8%), место, где выражаем мысли и чувства, которые нельзя никому рассказать (29,6%).

3.Ведёте ли вы дневник?

нет-18(66,6%) да - 6 (22,2%) иногда-1 (3,7%)

Дневник ведут девочки (33%) из числа всех опрошенных девочек.

4. Зачем нужно вести дневник?

- некому высказаться (2уч.); для успокоения (3уч.); понять себя и поделиться сокровенным (4уч.); осмыслить поступок(5уч.); записать пережитые события(6 уч.).

5. В вашей жизни возникают проблемы?

нет- 4 (14,8%) не часто-15 (55,5%) да -7 (25,9%)

6. Помогут ли подростку разобраться в проблемной ситуации дневниковые записи?

Семиклассники уверены, что помогут: можно высказать, что мучает, принять решение (37%); привести в порядок мысли(14,8%); найти выход из ситуации(18,5%). Пять участников опроса утверждают, что помогут иногда, в определенной ситуации (не указывают какой), 11% ответили – нет, 2 обучающихся воздержались.

Участники фокус - группы обозначили особенности ведения дневниковых записей:

положительное

отрицательное

- можно записать информацию, рассказать о которой мы не можем даже самым близким людям для того, чтобы перечитать и подумать;

-психологическая разгрузка;

-никто не осудит твоих действий, а человек может заниматься самоанализом и коррекцией поведения.

- записи могут быть обнародованы, как следствие

- неприятности;

- записи и эмоции могут быть неправильно истолкованы, и это станет причиной конфликтных отношений;

- ведение дневника отнимает много времени, в век информационных технологий можно обойтись записной книжкой или ежедневником.

По мнению фокус - группы, дневниковые записи могут помочь в формировании личности, если читатель - подросток склонен к анализу (60%), способен выделить причинно-следственные связи (75%) и сделать вывод, может также повлиять эмоциональный фон и искренность авторов (30%).

7. Каждый может вести дневник?

да-24 нет-1 не ответили-2

8. В каком возрасте надо вести дневник?

в любом-13 в подростковом-12 не ответили-2

Школьники (44%) уверены, что ведение дневника будет полезно именно в подростковом возрасте, т.к. поможет справиться со многими «сложными и неудобными вопросами».

9. Какие качества развивает ведение дневника?

По мнению опрошенных, ведение дневника успокаивает (11%), формирует ответственность и благоразумие(14,8%), искренность и честность (14,8%), развивает способность грамотно выражать свои мысли (33%), самопознание (7,4%). Затруднились ответить (18,5%)

10.Читали ли вы дневниковые записи или художественные произведения их содержащие? да- 18 (66,6%) нет- 3 (11%) не ответили- 6 (22%)

11.Оказали на вас влияние дневниковые записи прочитанных произведений? Какое?

Дневниковые записи не оказали влияния (25,9%); помогли понять, для чего нужен дневник (3,7%), как быть настойчивым и целеустремленным (7,4%), как вести себя в проблемной ситуации (14,8%), как можно делиться сокровенным (7,4%).

12.Что или кто, по вашему мнению, формирует личность?

Школьники отметили, что на формирование личности влияют родные и близкие(92,5%), пережитые события(22,2%), книги, учителя(14,8%), хобби (12,5%).

13.Что разрушает личность?

По мнению семиклассников, личность разрушают вредные привычки (22%), неуверенность(18,5%), проблемы(14,8 %), разочарование и конфликты (7,4%), унижение со стороны сверстников(3,7%). Под вредными привычками семиклассники отмечали алкоголь и наркотики, плохие компании.

По мнению фокус - группы, в подростковом возрасте на большинство оказывается различное влияние (100%). Отрицательному воздействию подвергаются школьники, у которых к этому времени возникли конфликтные отношения с родителями (90%), нет цели или занятия по интересам(80%), бытует мнение, что быть не таким, как все - круто (60%),уверенность в том, что одинок и никто его не понимает (80%). Современный подросток чаще не готов сопротивляться, анализировать, делать вывод и «работу над ошибками» без помощи старших (90%), дневниковые записи могли бы стать примером «работы над собой», индивидуальной программой самовоспитания (70%).

Заключение

На основе анализа особенностей дневника как литературного жанра, играющего роль в становлении и разрушении личности, мы рассмотрели практическое применение дневника в воспитании школьника.

-дневниковые записи как жанр литературы представляют программу развития, подругу, исповедь, летопись становления и разрушения личности, т.к. повествование ведется от 1 лица о пережитом искренне и откровенно; повествование с элементами рассуждения показывают, что пишущий дневник следит за самим собой, за изменениями и обстоятельствами своей жизни, своего внутреннего мира, поэтапно через записи показывает, что его волнует, как и с помощью чего формируются или разрушаются личностные качества, устраняются недостатки, разрешаются или создаются проблемы и даже конфликты;

-современные подростки знакомы с понятием «дневник», отличают его от ежедневника и блога; отмечают положительное воздействие данного жанра на человека и лично на них;

-дневник ведут только девочки (25,9%), что свидетельствует о том, что они уделяют больше внимания своему внутреннему состоянию, проявляют терпение, им свойственно в этом возрасте большую часть информации облачать в тайну;

- ведение дневника успокаивает, формирует ответственность и благоразумие, искренность и честность, развивает способность грамотно выражать свои мысли, самопознание;

- большинство считает, что дневник поможет в трудной ситуации: успокоит, поможет переосмыслить, найти правильное решение;

- школьников волнуют те же проблемы, что и авторов дневниковых записей: неумение справляться с проблемными ситуациями, неуверенность, пагубное влияние вредных привычек;

- современные подростки менее склонны к самоанализу, могут справиться с проблемной ситуацией (14,8%), они чаще обращаются за помощью к старшим;

- дневниковые записи могли бы стать примером «работы над собой» для многих, т.к. представляют собой индивидуальный воспитательный маршрут или программу самовоспитания, которую подросток создает собственноручно.

Цель, задачи выполнены, гипотеза, что дневниковые записи могут играть роль в социализации школьников подтвердилась.

Библиография:

А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга». – М.: «Советский писатель»,1982,-432 с.

Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника. www.gramota.net/materials/2/2008/1-1/9.html

Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Литература. «Путь к станции «Я». Учебник-хрестоматия для 7-го класса в 2-х книгах. Изд. 2-е испр. И доп. - М.: Баласс, 2005.- 288 с.,ил.

Жанровые особенности литературного дневника и дневник как нелитературный текст. Научный журнал Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика» № 11 (54)/10 https://cyberleninka.ru/

Мемуарный жанр. Личный дневник. http://rusteacher.ru/kruzhok-yunyj-zhurnalist/7-memuarnyj-zhanr-lichnyj-dnevnik

Т.В. Патрушева. Дневниковые записи: многообразие стилей, типов и жанров речи. http://urok.1sept.ru/

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский.- 2-е изд.доп. и перераб.-М.: Педагогика-Пресс, 1998.-424 с.

Просмотров работы: 41