Тема вредных привычек в творчестве писателей

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тема вредных привычек в творчестве писателей

Кутлугильдина А.С. 1
1МОБУ СОШ с.Ишемгул
Кутлугильдина Р.В. 1
1МОБУ СОШ с.Ишемгул
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

В современном мире очень актуальна тема здорового образа жизни. Что значит здоровый образ жизни? Это занятия спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек, самыми страшными из которых являются алкоголизм, табакокурение, наркомания. Многие мои сверстники, в том числе и я, против вредных привычек. Мы прекрасно понимаем, какой вред наносят организму алкоголь и никотин, к каким необратимым последствиям приводит употребление наркотических веществ. Об этом нам рассказывают и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. Но, тем не менее, вредные привычки прочно проникают в подростковую среду и оказывают негативное влияние на здоровье и развитие подрастающего поколения. В настоящее время эта проблема глобальна.С ними необходимо вести борьбу. Не только общество, но и каждый человек обязан осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Одним из средств борьбы с пагубными явлениями и сохранения здоровья детей школьного возраста может стать художественная литература. Примеры жизни писателей и героев произведений способны воспитывать негативное отношение к алкоголю, табаку, формировать положительное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни. Литература может научить быть самим собой, понять положительные и отрицательные стороны жизни, нравственности, порядочности. Не случайно авторы художественных произведений включают в повествование описание героев, курящих и употребляющих алкоголь: тем самым они заостряют внимание читателя на том, что человек, с вредными привычками не может быть привлекательным, и уж тем более являться примером для подражания. Я думаю, что тщательный анализ эпизодов литературных произведений, описывающих внешность, поступки, манеру поведения героев,

1

злоупотребляющих табаком, алкоголем, обсуждение проблем пьянства и курения, знакомство с высказываниями писателей, изучение фактов из биографии Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина помогут учащимся под другим углом взглянуть на пагубные привычки и подумать, прежде, чем взять в руки сигарету или стакан с алкоголем.

Цель исследования: выявить и проанализировать особенности раскрытия темы вредных привычек в произведениях писателей;

проанализировать факты из биографии писателей, высказывания известных людей по поводу употребления алкоголя и курения.

Эта цель предполагает решение следующих конкретных исследовательских задач:

- проанализировать творчество писателей на предмет выявления отношений к вредным привычкам;

-определить круг текстов, поднимающих проблему вредных привычек;

- интерпретировать отобранные для анализа эпизоды произведений;

- найти подсказки писателей в решении обозначенной проблемы.

Для реализации этих задач и достижения поставленной цели используются

разнообразные методы и приемы исследования: аналитическое чтение, сбор данных, теоретический анализ, интерпретация.

Актуальность темы связана с тем, что в современном мире очень много

людей, особенно молодежь, подвержены влиянию вредных привычек, а именно курению, употреблению алкогольных напитков, наркомании, токсикомании. Необходимы разнообразные методы и приемы для борьбы с пагубными привычками. Использование литературных примеров является

2

одним из эффективных способов этой борьбы и привития здоровых привычек.

Гипотеза данного исследования: произведения русских и зарубежных писателей, примеры из жизни писателей помогают задуматься о коварстве табака и алкоголя, дают подсказки, как бороться с вредными привычками.

Объектом данного исследования являются произведения

Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, Н.В.Гоголя, М Твена, Антуана де Сент- Экзюпери, Н.И. Дубова, С.Я.Маршака, В.Вересаева, М.Горького, С. Головачева, биография А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого

Предметом исследования являются цитаты писателей, эпизоды произведений, в которых есть упоминания о вредных привычках и возможных способах борьбы с ними.

Научная новизна состоит в том, что предпринята попытка поиска и выявления подсказок писателей в решении проблемы борьбы с вредными привычками.

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты работы могут быть использованы на уроках литературы, во внеклассных мероприятиях, при подготовке родительских собраний.

Глава I

Привычка - вторая натура

1.1.Привычки и их виды.

В словаре В.И.Даля дано следующее определение слова: «Привычка - это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить». Иными словами привычки – это форма нашего поведения. И в жизни любого человека существует ряд таких автоматических, постоянно

3

повторяющихся действий - привычек. Они могут быть полезными, нейтральными и вредными. Но их сходство в том, что от них тяжело избавиться. Особенно от вредных привычек, которые оказывают негативное воздействие на здоровье и социальную жизнь человека.

Немецкий философ Георг Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому начиная с юного возраста нужно и важно вырабатывать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными.

Полезные привычки это регулярные занятия спортом, повышение уровня знаний, чтение, развитие творческих способностей, прослушивание музыки и т.д. Т.е. все, что обогащает жизнь человека, делает интереснее, способствует самосовершенствованию.

Однако человек на протяжении жизни приобретает немало ненужных привычек.Наиболее вредными из них, на мой взгляд, являются курение, злоупотребление спиртными напитками, наркомания. Эти привычки способны незаметно перерасти в порок и разрушить жизнь человека, и жизнь его близких.

1.2 Кто курит табак, тот себе враг

(Пословица)

Одной из проблем общечеловеческого значения в наше время стало курение. Это самое массовое, к сожалению, увлечение нынешнего поколения молодёжи.

По данным Всемирной организации здравоохранения, во многих странах курит до половины мужского населения. Более того, армия курильщиков не только уменьшается, а, наоборот, стремительно увеличивается. Ещё недавно считалось, что курение - чисто мужской порок. Курящие женщины встречались редко и подвергались осуждению общества. Но в последнее время часто можно увидеть представительниц слабого пола с сигаретой.

4

Следует отметить, что ряды курильщиков заметно помолодели, среди них можно встретить и подростков, и даже ребят младшего школьного возраста. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет.

1.3. Много пить – добру не быть (Пословица)

Ещё большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в любом его виде (водка, вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного воздействия на биологическую природу человека, алкоголь оказывает сильное влияние на его социальную сущность. При постоянном употреблении алкогольных напитков происходит деградация личности, утрачивается служебное положение, разрушается семья.

Пьянство - это большое социальное бедствие.

Даже взрослые самостоятельно не могут справиться с алкоголизмом и очень быстро попадают в зависимость к зеленому змию. А может ли противостоять ему неокрепший организм подростка? Конечно же, нет! Водка ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. На протяжении последних лет ВОЗ наблюдает значительное снижение употребления спиртных напитков в России. Это конечно радует, но забывать об этой проблеме не следует.

Вывод: В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема борьбы с вредными привычками. К тому же возникает еще одна проблема: по

5

статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Это повод задуматься

1.4. Отношение современных подростков к курению и алкоголю

С целью изучения осведомленности обучающихся о вредных привычках, выявления несовершеннолетних, склонных к употреблению и употребляющих табачные изделия и алкогольные напитки школьным психологом было проведено анонимное анкетирование в 8-11 классах (Приложение 1)

Результаты опроса показали, что 20% из опрошенных ребят пробовали спиртные напитки в компании сверстников. Впервые это происходило в возрасте 14 -15 лет. 15% респондентов не видят ничего страшного в употреблении алкоголя. 85% относятся отрицательно к пьяным людям, два человека жалеют пьющих людей, один из опрашиваемых признался в том, что испытывает страх перед пьяным человеком.

40% респондентов пробовали курить из любопытства достаточно в раннем

возрасте, 10% начали курить, потому что курит либо один из родителей, либо курят оба родителя, и подростки не видят в этом ничего плохого, 90% осознают, какие негативные последствия оказывают на организм подростка курение и алкоголь.

Радует, что большинство подростков нашей школы отрицательно относятся к вредным привычкам, но, к сожалению, есть ребята, которые регулярно курят, употребляют пиво.

Результаты анкетирования еще раз убедили меня в актуальности выбранной темы.

6

Глава II

Писатели против вредных привычек

2.1 Писатели против табака

«Табак приносит вред телу, разрушает разум,

оглупляет целые нации» О. Бальзак.

В литературе много произведений, высмеивающих курильщиков, описывающих неприятные ощущения при курении табака, вредные последствия курения. Например, в «Легенде о происхождении табака» говорится о том, что, курение табака сначала приятно, но затем курильщики становятся зависимыми от никотина и «жаждут смрада оного и скверны смердящей вкусить и с погаными (иностранцами, ввозившими табак в Россию) муку вечную себе исходатайствуют»

С неприятными воспоминаниями о своей первой пробе курения делится писатель Лев Николаевич Толстой в книге «Детство, отрочество, юность»: «Запах табака был приятен, но во рту было горько и дыхание захватывало,

однако, скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната вся наполнилась голубоватым облаком дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подпрыгивал, а во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреть с трубкой в зеркало, как, к удивлению моему, зашатался на ногах; комната пошла кругом, и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошёл, я увидел, что лицо моё было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что вообразил себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю. Я серьёзно испугался… и со страшной головной болью, расслабленный долго лежал на диване».

 Став взрослым, писатель всё-таки какое-то время курил. Но осознав и

7

испытав на себе вред от курения табака, он расстался с этой привычкой и стал другим человеком. «Просиживая по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, туман в голове», - писал Лев Николаевич.

Очень содержательно и выразительно описал ощущения от курения табака и его неприятные последствия Марк Твен в своём произведении «Приключения Тома Сойера»: «После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы,Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но всё же Том заявил: - Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уже давно научился бы. - И я тоже, - подхватил Джо. – Плёвое дело!... Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплёвывали всё чаще и чаще… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже… Наконец Джо выговорил расслабленным голосом: - Я потерял ножик…Пойду поищу… Том дрожащими губами произнёс, запинаясь: - я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда… к ручью… Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдём. Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошёл разыскивать товарищей. Он нашёл их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказывало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пережить несколько неприятных минут, то теперь уже всё позади. За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив

трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «не надо, так как они чувствуют себя неважно». 

8

В этих двух эпизодах мы видим, какое воздействие оказывает табак на детский организм, и каким последствиям он может привести.

Автору «Приключений Тома Сойера» принадлежит весьма емкое и точное высказывание: «Самый лучший способ бросить курить — не начинать курить с детства». Не согласиться с ним невозможно.

Очень поучительной не только для маленьких, но и для читателей постарше, является сказка С. Михалкова «Как медведь трубку нашел», в которой рассказывается о незадачливом медведе, который нашел трубку, табак, зажигалку, и с этого момента начались все беды у Топтыгина

«Все лето и всю осень, до самой зимы, бросал Медведь трубку курить, да так и не бросил. Наступила зима. Поехал как-то лесник в лес за дровами

видит: лежит большая ель, бурей поваленная, из земли с корневищами
вывороченная, а у самого корневища снежный бугор - медвежья берлога. А из берлоги синий дымок вьется... Удивляется лесник: из медвежьей берлоги дым валит! Поднял лесник Медведя в берлоге, а Медведь от куренья так ослаб, что его и вязать не надо, голыми руками бери! Стоит бедняга против лесника, на своих четырех лапах качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочьями, а в зубах трубка!»

Вывод: Табак может ослабить и свалить даже медведя

Известный писатель Викентий Вересаев по роду своей деятельности был врачом.В своих замечаниях он писал: «Нет на свете никого, кто бы не знал, как вредно даже здоровому человеку находиться в накуренном воздухе. И нечего уже говорить о больных туберкулёзом лёгких, расстройством сердечной деятельности и т.п. И всё-таки люди беззастенчиво курят в общежитиях, и на работе, и в гостях»

Вывод: Курильщики вредят не только себе, но и окружающим. «Пассивное» курение тоже вредно.

9

О многом заставляет задуматься и произведение современного автора Сергея Головачева «Дым небес».

Старшеклассница Эмма не может ни дня прожить без сигарет. Алексей, ученик выпускного класса, ведет здоровый образ жизни. Алексей безрезультатно пытается отучить Эмму от вредной привычки. 

«Алексей лезет к ней в карман и вытаскивает пачку сигарет.

– Ты же обещала!

– Это последний раз, – заверяет она, ни мало не смущаясь, даже не смотря на то, что так легко спалилась.

– Это уже сто последний раз, Эм! Ну, сколько можно!

– Ну, извини, Лёш.

– Ты неисправимая, – Злой со всей силы топчет ногой пачку.

– Ну что ты делаешь, монстр! – возмущается она.

– Ты – самоубийца! – заводится он. – Ты просто самоубийца! – Он поднимает с земли раздавленную пачку и, не глядя, тычет её ей в лицо. – Что здесь написано? Что здесь чёрным по белому написано, в этой траурной рамке?

– «Курение убивает». Ну и что?

– То есть ты знаешь, что курение тебя убивает, и всё равно куришь?

– Да.

Злой в недоумении качает головой: подобной логики ему не постичь»

Вывод: От пристрастия к курению очень сложно избавиться

Таким образом, писатели на примерах литературных героев, показывают, какой вред наносит курение организму, и к каким удручающим последствиям может привести эта привычка.

2.2. Писатели против алкоголя и пьянства

"Водка белая, но краснит нос и чернит репутацию" - это слова А.П. Чехова. Подтверждение точности этих слов можно найти и в произведениях

10

писателей. В художественной литературе существует множество примеров о пагубном воздействии алкоголя на личность и здоровье человека.

С грустью читаешь главу из «Маленького принца» Антуана де Сент- Экзюпери, в которой говорится о посещении Маленьким принцем планеты, где жил пьяница.«На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.
Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.
—Что это ты делаешь?— спросил Маленький принц.
—Пью,—мрачно ответил пьяница.
—Зачем?
—Чтобы забыть.

-О чем забыть?— спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
—Хочу забыть, что мне совестно,— признался пьяница и повесил голову.
—Отчего же тебе совестно? спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
—Совестно пить!— объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова. 
И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий. 
«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», — думал он, продолжая путь.»

Вывод: Пьянство — это замкнутый круг. Избавиться от этого пристрастия очень трудно.

11

Следующий пример типичного пьяницы - герой рассказа И.С.Тургенева «Муму» - Капитон. Пьющий человек, принёсший несчастье бедной безропотной Татьяне. По профессии он башмачник, когда-то был мастером своего дела, но постепенно спился, и Тургенев о нём пишет: «легкомысленный башмачник». Вот как автор описывает его внешность: «У Капитона оловянные глазки, белесоватые волосы, которые ерошились во все стороны. На нём истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги».  

Манера поведения этого человека, внешний вид, речь крайне не приятны окружающим. Но самое страшное заключается в том, что Капитон привык быть таким, он не задумывается над своими поступками, не пытается что-либо изменить в своей жизни, его устраивает такое положение вещей: проще найти виноватого в своих несчастьях, бедах, неудачах,

обвинить кого-нибудь или что-нибудь в своём пристрастии к алкоголю, чем признаться самому себе в своём бессилии.

Вывод: Пьющий человек деградирует как личность, вызывает отвращение.

Н.С. Лесков в своем произведении с особой болью рассказывает нам о пагубном влиянии алкоголя на судьбу незаурядного русского человека. В «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» он поведал о трагической судьбе талантливого мастера - самородка Левши. Левша на корабле по дороге домой из Англии: со скуки затевается спор с подшкипером о том, кто кого перепьет. В результате у обоих спорщиков развивается белая горячка. Однако судьба у собутыльников оказалась разной: шкиперу оказывают необходимую медицинскую помощь и поднимают на ноги, а Левша умирает в больнице. Очень печальный конец.

Вывод: Алкоголь забирает жизнь

12

В повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» пьянство оказалось причиной того, что «половина Переяславского куреня, расположившегося перед боковыми городскими воротами, была перебита, а другая перевязана еще прежде, чем все могли узнать, в чем дело».

«Папка любит выпить, а когда выпьет, начинает ко всем придираться, ругается стыдными словами и чуть что дерется, а потом валится спать, стонет, кричит и хрипит во сне, булькает и захлебывается, будто тонет или его режут, и так страшно, что лучше бы уж не спал, а ругался»

Таким видит своего отца двенадцатилетний Юрка, герой повести Н.Дубова «Беглец». Пьянство, разгульный образ жизни приводят отца к печальным последствиям. Он слепнет. 

Вывод: Чрезмерное употребление алкоголя приводит к трагическим последствиям.

Проблема пьянства и алкоголизма отражена и в произведениях зарубежных писателей.

В произведениях Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна", «Принц и нищий» герои страдают от пьянства родителей. Отец Гека - алкоголик, допившийся уже до белой горячки, постоянно избивает сына.«Не знаю, сколько времени я проспал, как вдруг раздался страшный крик, и я вскочил на ноги. Отец как сумасшедший метался во все стороны и кричал: «Змеи!» Он жаловался, что змеи ползают у него по ногам, а потом вдруг подскочил да как взвизгнет, – говорит, будто одна укусила его в щеку, – но я никаких змей не видел. Он начал бегать по комнате, все кругом, кругом, а сам кричит: «Сними ее! Сними ее! Она кусает меня в шею! « Я не видывал, чтобы у человека были такие дикие глаза. Скоро он выбился из сил, упал на пол, а сам задыхается; потом стал кататься по полу быстро-быстро, расшвыривая вещи во все стороны и молотя по воздуху кулаками, кричал и вопил, что его схватили черти...

13

Потом он стал на четвереньки и пополз и все просит мертвецов, чтоб они его не трогали; завернулся в одеяло и полез под стол, а сам все просит, потом как заплачет! Даже сквозь одеяло было слышно.

Скоро он сбросил одеяло, вскочил на ноги как полоумный, увидел меня и давай за мной гоняться. Он гонялся за мной по всей комнате со складным ножом, звал меня Ангелом Смерти, кричал, что он меня убьет, и тогда я уже больше не приду за ним. Я его просил успокоиться, говорил, что это я, Гек; а он только смеялся, да так страшно! И все ругался, орал и бегал за мной. Один раз, когда я извернулся и нырнул ему под руку, он схватил меня сзади за куртку и… я уже думал было, что тут мне и крышка, однако выскочил из куртки с быстротой молнии и этим спасся. Скоро старик совсем выдохся: сел на пол, привалившись спиной к двери, и сказал, что отдохнет минутку, а потом уж убьет меня. Нож он подсунул под себя и сказал, что поспит сначала, наберется сил, а там посмотрит, кто тут есть...» Мальчик убегает от него и пускается в странствие по реке Миссисипи.
Семья Тома Кенти («Принц и нищий») живет в трущобах Лондона. Маленький, ветхий, шаткий, доверху набитый беднотой дом, стоял в вонючем тупике, за Обжорным рядом. Тупик назывался Двор Отбросов. «Отец с бабкой были сущие дьяволы; они напивались, где только могли, и тогда воевали друг с другом или с кем попало, кто только под руку подвернется. Они ругались и сквернословили на каждом шагу и в пьяном, и в трезвом виде. Джон Кенти был вор, а его мать — нищенка. Они научили детей просить милостыню...»

Мальчик вынужден побираться и отдавать деньги отцу, иначе получает побои.

«Он знал, что если вечером вернется домой с пустыми руками, отец изругает его и прибьет, да и бабка не даст ему спуску, а поздней ночью

14

подкрадется вечно голодная мать и потихоньку сунет черствую корку или какие-нибудь объедки, которые она могла бы съесть сама, но сберегла для него, хотя уже не раз попадалась во время этих предательских действий и получала в награду тяжелые побои от мужа...»

Вывод: От алкоголизма родителей страдают дети

Герой произведения М. Горького Гришка Челкаш, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», хорошо знакомый портовому люду, тоже не всегда был таким. У него была красавица-жена. Было время, когда вся деревня встречала из армии его — красивого и рослого гвардейца, как гордился им седой, сгорбленный от работы отец. Но, увы, мы его видим одиноким, навсегда выброшенным из того порядка жизни, в котором вырос.

Вывод: Пьянство - это, без сомнения, зло для самого человека, для его семьи, для государства.

Таким образом, перед читателем предстает неприглядный портрет пьющего, а значит больного человека. И любой здравомыслящий человек должен задуматься и понять, к чему может привести алкогольная зависимость.

Глава III

Литературные «рецепты» против вредных привычек

Исследуя тексты произведений, я пришла к выводу, что во многих из них можно найти "литературный рецепт", помощь в решении такой сложной проблемы, как борьба с пьянством, курением. В своих произведениях писатели дают множество подсказок. Необходимо лишь быть внимательными читателями. Замечательным примером может служить рассказ А.П. Чехова "Дома". В нем дается подсказка родителям, как отучить детей от чего угодно при помощи простейшей сказки и фантазии.

15

Лука из пьесы М.Горького «На дне», пытаясь убедить Актера в том, что нельзя забывать любимое, необходимо лечиться от алкоголизма и начать жизнь сначала, высказывают следующую мысль: «Человек – все может… лишь бы захотел…»

Действительно, многое зависит от самого человека. Каждый решает сам пить ему или не пить, курить или не курить.

Авторы, создавая в своих произведениях непривлекательные образы пьющих и курящих людей, призывают читателя не поддаваться пагубным пристрастиям, а вести здоровый образ жизни.
Положительными примерами являются и сами писатели. Так А. С. Пушкин был прекрасным гимнастом, конькобежцем, боксёром, стрелком, шахматистом, считался лучшим фехтовальщиком, он стал лучшим пловцом Петербурга. По примеру полководца Суворова он принимал холодные ванны, зимой натирался снегом. Прекрасным примером человека со здоровыми привычками стал Л.Н.Толстой. Он даже в 82 года каждый день делал гимнастику, ездил верхом на лошади ежедневно до 20 километров, зимой катался на коньках, в 70 лет обгонял на льду молодёжь. В 65 лет научился ездить на велосипеде. Его отказ от вредных привычек носил принципиальный характер. Герои Толстого в повестях «Детство», «Отрочество», «Юность» имеют представление о здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственном воспитании.

IV. Заключение.

В данной работе произведён анализ целого ряда произведений, и это позволяет сделать вывод, что цель, поставленная мною, достигнута. Особенности раскрытия темы вредных привычек в произведениях русских и зарубежных писателей были выявлены. Стало очевидным, что авторы крайне негативно относятся к пьянству и курению.

16

В произведениях многих писателей мы можем найти советы и «литературные рецепты» против вредных привычек.

Перспективы дальнейшей работы

1.Изучить произведения русских и зарубежных писателей о наркомании

2. Выявить отношение писателей к этой страшной зависимости

17

Литература

1.Гоголь Н.В «Тарас Бульба»

2. Головачев С. «Дым небес».

3. М.Горький «Челкаш», «На дне»

4. Даль В. «Словарь живого великорусского языка»

5. Дубов Н.И. «Беглец»

6. Лесков Н.С.«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»

7.Толстой Л.Н. «Детство. Отрочество. Юность.»

8.Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна", «Принц и нищий»

9. Чехов А.П. "Дома"

10. Экзюпери «Маленький принц»

Интернет ресурсы

1. http://znanija.com

2.obrazovaka.ru

3. pushkin.ellink.ru

Приложение 1

Анкета 1 (анонимная)

Инструкция: ответьте на следующие вопросы.

1. Какой спиртной напиток вы уже пробовали? 

2. В каком возрасте это произошло впервые?

3. При каких обстоятельствах вы впервые попробовали алкоголь?

- на своем дне рождении;

- во время домашнего праздника;

-у друзей;

- на дискотеке;

- другое.

4. Кто предложил вам спиртное?

- друзья;

- старшие мальчики;

- родители;

- случайные знакомые;

- другое.

5. Ваши ощущения после принятия спиртного?

- головная боль;

- тошнота, рвота;

- все поплыло перед глазами;

- все нормально, было весело;

- другое.

6. По какой причине вам бы хотелось повторить употребление спиртного?

7. По какой причине вам не хотелось бы повторять употребление спиртного?

8. В вашей семье употребляют спиртные напитки?

9. У тебя есть полезные и интересные увлечения?

- да;

- думаю об этом;

- нет;

- мне и без них неплохо.

10. Какие чувства ты испытываешь к пьяным людям?
- я их жалею;

- я их боюсь;

- они мне неприятны;

- безразличие;

-  завидую;

-  другое.

Анкета 2 (анонимная)

Инструкция: ответьте на вопросы. Продолжи предложения, где это необходимо.

1. Вы курите?

- да (если «да», то когда выкурили первую сигарету?);

- нет.

2. Почему вы начали курить?

- потому что курили ваши друзья;

- потому что курили ваши родители;

- потому что курил старший брат или сестра;

- из любопытства;

- чтобы выглядеть старше;

- другие причины.

3.Сколько сигарет в день вы курите?

4. Большинство друзей курит?

- да;

- нет.

5. Как вы оцениваете свою успеваемость?

- выше средней;

- средняя;

- ниже  средней.

6. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить, если «да», то сколько раз?

7. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?

 - да;

- нет;

- не задумывался над этим.

8. Если бы вы знали о вреде курения, начали бы вы курить?

- да;

- нет;

- не задумывался над этим.

9. В настоящее время я продолжаю курить и для меня это

10 Я бросил курить и для меня это

11. Чаще всего я курю тогда, когда

12. Я делаю попытки бросить курить, но мне мешают такие обстоятельства    

13. Мои родители не догадываются о моей вредной привычке, но их начало волновать      

14. Я считаю, что последствиями курения являются

15. Зависимость от курения можно победить, если

16. Как вы относитесь к курению:

а) малознакомых людей

б)  родителей

в) друзей, подростков?

Результаты анкетирования

Просмотров работы: 4405