Грамотная речь и ударение.

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Грамотная речь и ударение.

Имамутдинова Р.В. 1
1МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №8 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Кожевникова М.Е. 1
1МАОУ СОШ №8,г.Туймазы

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

О, прелесть русской речи чистой!
О, бедный мой язык родной,
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил…

(Е. Весник)

«Заговори, чтобы я увидел тебя». Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку. Умение говорить – это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть.

Наши сверстники и даже взрослые часто допускают ошибки в ударении. На уроках во время чтения незнакомых, а порой и знакомых текстов ученики тоже ошибаются. Почему это происходит?

Русский язык - один из наиболее богатых и развитых языков мира. Иван Сергеевич Тургенев называл его «великим, могучим, правдивым и свободным». Произношение - показатель уровня культуры речи и общей культуры говорящего. Я часто прислушиваюсь к тому, как говорят окружающие меня люди. В магазине, кинотеатре, на детской площадке. И нередко слышу ошибки в ударениях. И я задумалась, почему мы делаем ошибки в произношении, и особенно в ударениях? Поэтому выбранная тема актуальна.

Поводом для написания работы послужило и то, что в заданиях Всероссийских проверочных работ (ВПР), и даже в заданиях ЕГЭ обязательно включаются задания на постановку ударения в словах, кроме этого при проверке техники чтения многие ребята допускают ошибки именно в постановке ударения в словах.

Цель работы -  выявление причин неправильного произношения и слов, в которых наиболее часто встречается неправильная постановка ударения.

Задачи:

1. Изучить особенности постановки ударения в отдельных словах русского языка.

2. Провести эксперимент среди обучающихся школы и выявить случаи нарушения норм ударения в устной речи и проанализировать их причины.

3. Подготовить обучающие материалы для запоминания особенно проблемных слов.

Гипотеза: на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио и телевидения, изменения в нормах языка .

Методы исследования: обзор литературных произведений и Интернет источников, эксперимент, опрос.

Теоретическая значимость: изучены художественные произведения, сделан сравнительный анализ с научными источниками.

Практическая значимость: фактический материал, выводы и результаты исследовательской работы могут быть использованы как дополнительный материал при изучении тем связанных с ударением,; способствовать развитию читательской вдумчивости , наблюдательности и культуры речи.

Заключение:Работая над темой, нами проанализировано множество литературы, различные программы телевидения, в которых выявлены ошибки в постановке ударения. Проведен анализ собранной информации. Используя теоретический материал, мы выявили основные причины неправильности постановки ударения, провели эксперимент, в ходе которого узнали слова, где наиболее часто допускаются ошибки детьми.

Далее подготовили практический материал: стихи - запоминалки, тренажер по русскому языку и ролик «Изучаем русский язык».

Работая над исследованием, мы убедились в том, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио и телевидения, изменения в нормах языка .

Данная исследовательская работа позволила нам совершенно по – новому взглянуть не только на роль ударения в речи человека, но и его роль в целом в русском языке.

Введение

О, прелесть русской речи чистой!
О, бедный мой язык родной,
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил…

(Е. Весник)

Русский язык является одним из богатейших языков, созданных человечеством за его многовековую историю. Его словарный фонд составляет свыше 200.000 слов. Словарный же состав таких великих людей, как Пушкина, Лермонтова, Толстого, по заявлению исследователей их творчества, составляет порядка 20.000 слов. А словарный запас обычного человека с высшим образованием в среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком, чтобы подсчитать, что мы используем лишь малую часть русского языка.

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. Еще Ожегов писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного языка. Типы норм: лексические, орфоэпические, акцентологические, морфологические… везде мы можем наблюдать нарушения и отклонения, однако в данном выступлении хотелось бы остановиться на акцентологической норме, ибо устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.

«Заговори, чтобы я увидел тебя». Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку .Умение говорить – это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть.

Наши сверстники и даже взрослые часто допускают ошибки в ударении. На уроках во время чтения незнакомых, а порой и знакомых текстов ученики тоже ошибаются. Почему это происходит?

Русский язык -одним из наиболее богатых и развитых языков мира.

Иван Сергеевич Тургенев называл его «великим, могучим, правдивым и свободным».

Произношение - показатель уровня культуры речи и общей культуры говорящего.

Я часто прислушиваюсь к тому, как говорят окружающие меня люди. В магазине, кинотеатре, на детской площадке. И нередко слышу ошибки в ударениях. И я задумалась, почему мы делаем ошибки в произношении, и особенно в ударениях?

Поводом для написания работы послужило и то, что в начале учебного года в нашем классе была проведена проверка правильности чтения, проверочные работы по русскому языку. И многие ребята делали ошибки на постановку ударения.

Цель работы -  выявление причин неправильного произношения и слов, в которых наиболее часто встречается неправильная постановка ударения.

Задачи:

1. Изучить особенности постановки ударения в отдельных словах русского языка.

2. Провести опрос среди обучающихся класса и выявить случаи нарушения норм ударения в устной речи и проанализировать их причины.

3. Подготовить обучающие материалы для запоминания особенно проблемных слов.

Гипотеза: на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио и телевидения, изменения в нормах языка .

Методы исследования: обзор литературных произведений и Интернет источников, эксперимент, опрос.

Теоретическая значимость: изучены художественные произведения, сделан сравнительный анализ с научными источниками.

Практическая значимость: фактический материал, выводы и результаты исследовательской работы могут быть использованы как дополнительный материал при изучении тем связанных с ударением,; способствовать развитию читательской вдумчивости , наблюдательности и культуры речи.

Заключение:Работая над темой нами проанализировано множество литературы, различные программы телевидения, в которых выявлены ошибки в постановке ударения. Проведен анализ собранной информации. Используя теоретический материал мы выявили основные причины неправильности постановки ударения, провели эксперимент, в ходе которого узнали слова .где наиболее часто допускаются ошибки детьми.

Далее подготовили практический материал: стихи - запоминалки, тренажер по русскому языку и ролик «Изучаем русский язык».

Работая над исследованием, мы убедились в том, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио и телевидения, изменения в нормах языка .

Данная исследовательская работа позволила нам совершенно по – новому взглянуть не только на роль ударения в речи человека, но и его роль в целом в русском язык.

Глава I. Грамотная речь и ударение

1.1. Нарушения в произношении слов, связанные с постановкой ударения

Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией (от лат.accentus– ударение и греч. logos – слово, учение).

Нормы ударения в современном русском языке нелегки для усвоения, что объясняется 3-мя его специфическими чертами: разноместностью, вариативностью и подвижностью.

Разноместность: Ударение бывает неподвижным и свободным. Так, в чешском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. В русском же языке ударение может  падать на любой слог.

Подвижность: объясняется тем, что русское ударение свободно перемещается с одной морфемы на другую. Например: травА – трАвы.

Вариативность: твОрог- творОг, пЕтля-петлЯ

Если ударение сложно объяснить и усвоить, то может быть следует от него отказаться и говорить так, как мы хотим? Что нам дает правильная постановка ударения? Но, нет…

В русском языке значение ударения особенно велико, так как оно служит средством различения слов (вы́ходить – выходи́ть, консерва́торский - корсервато́рский, гво́здик – гвозди́к) и грамматических форм (стекла́ - стёкла, воды́ - во́ды). А стоит изменить место ударения, как понимание будет затруднено.

Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи.

В русском языке есть омографы – слова, совпадающие в написании, но отличающиеся ударением: клу́бы – клубы́, за́мок – замо́к, бе́лки – белки́. Такие слова при восприятии текстов и произнесении часто вызывают затруднения.

Следует запомнить слова с неподвижным ударением: то̀рты, ша̀рфы, ба̀нты, звонѝт, кварта̀л, краси́вее, повторѝт, облегчѝт.

Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов чем ударение в других языках.

Место ударения зависит от происхождения слова. Большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансѐр, жалюзѝ, кюрѐ. В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог, например: пови́дло, по́нчик, поед́инок. В русском языке мало единых правил постановки ударения. В случае затруднения в проставлении ударения надо обращаться к орфоэпическому словарю.

3

1.2.Причины нарушения произношений

1.В русском языке нет единых правил постановки ударения, а в устной речи существует большое количество колебаний. В живом языке постоянно рождаются новые варианты и умирают старые; бывает так: то, что вчера было недопустимо, сегодня становится возможным, а завтра - единственно верным.

Вспомним произведение «Няне» А.С. Пушкина: «…глядишь в забытые ворОты…»В современном языке – ворОта. Или же :при Петре ! призрАк- прИзрак

2. В устной речи у людей подобные ошибки возникают под влиянием таких факторов языковой среды, как отсутствие ударения в письменной речи.

Еще одной из причин, вызывающих колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов). Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением, свойственным подобным словам в русском языке. В результате чего они говорят жа̀люзи вместо жалюзѝ. Влияние письменной речи на появление ошибок в ударении проявляется в том, что ученик встречается с незнакомыми словами и воспроизводит их так, как ему удобно.

3. Под влиянием просторечия, диалекта ,заимствования слов

В просторечии постановка ударения происходит согласно своим законам: люди говорят так, как им удобно (звОнишь, красивЕе). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но, когда просторечные нормы переходят в постоянное употребление - это становится отрицательным явлением.

Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова - профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: искра́ – и́скра (у шоферов), до́быча – добы́ча (у горняков).

Оказывают влияние на литературный язык и диалекты (местные территориальные говоры).

Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как до̀говор, южнорусские говоры дают типа средства̀ и поня̀л, подня̀л.

4

4. Неправильного произношения слов в СМИ

Влияние телевидения и радио на появление ошибок в ударении очень велико. Воспринимая устную речь, порой неправильную, ребенок начинает просто копировать и запоминать услышанное.

Если в детских мультипликационных фильмах неправильную постановку ударения мы еще можем понять как юмористический ход сценариста(мультфильм «Простоквашино»), то , звучание неправильной речи из уст серьезных журналистов , ведет к массовому неправильному восприятию слова.(телепередача «Поле чудес»)

5. Русский язык – живой язык, он постоянно развивается, вводятся новые правила и законы, навеянные временем. В связи с этим в настоящее время допустимо употребление слова -договОр и дОговор…..

5

Глава II. Организация и результаты эксперимента.

Обучающий материал

2.1. Проведение эксперимента

Уже начиная с первого класса, оценка знаний русского языка проходит в формате Всероссийских проверочных работ. Среди множества заданий, одним из первых является правильная постановка ударений.

С целью определения актуальности изучаемой тематики были проведены следующие методы исследования.

Анкетирование включало в себя письменный опрос школьников. В анкетировании приняли участие 30 учащихся 5 класса, в возрасте 11-12 лет.

Мотивация участия в исследование у школьников была высокая, поскольку данные вопросы заинтересовали школьников.

База исследования: МАОУ СОШ №8 г. Туймазы,5Гкласс.

Период исследования: сентябрь- октябрь 2019г

Анкетирование проводилось на уроке русского языка.

Мы решили проверить насколько хорошо учащиеся нашего класса владеют навыками правильно произношения. Для этого мы подготовили карточки со словами наиболее часто встречающимися в русской речи.

Детям были предложены карточки со словами, в которых необходимо было расставить ударения:  свекла, щавель, торты, банты, сливовый, украинский, туфля, звонит, включит, баловать, красивее, столяр. (Приложение 1)

 Результаты ответов учащихся сведены в таблицу и график (Приложение 2).

Это задание вызвало большие затруднения в ходе выполнения. Все ребята допускали ошибки в ударении при работе со своей карточкой. Мы подсчитали общее количество ошибок и выявили:

Слова

Количество человек

звонит и свекла 

14

сливовый 

12

включит 

11

щавель, украинский, туфля.

9

банты и красивее

6

баловать, торты, столяр

4

6

Мы провели опрос учеников и выявили, что ребята говорят так, как привыкли дома, как говорят вокруг, а потом уже ,как слышат в СМИ.

Значит, первой причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.

Слово «свекла» в текстах дано с буквой е, а не ё, значит, вторая причина – влияние письменной речи, так как ученики привыкли, что слова с буквой ё всегда под ударением.

Таким образом, можно сделать вывод, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, речь некоторых дикторов радио и телевидения. Накладывает отпечаток и профессиональная деятельность родителей.

2.2 Создание обучающего материала.

Определив слова, в которых ребята совершали основные ошибки, нам необходимо в непринужденной и доступной форме помочь им усвоить правильную произносительную норму. Нами был создан тренажер и обучающий ролик для одноклассников, которые помогут быстро запомнить, как правильно ставить ударения в отдельных словах (Приложение)

На уроках русского языка в самом начале 5 минут уделялось работа с тренажером, содержащих слова, трудные для произношения. А в результате просмотра нашего ролика дети узнали простые правила постановки ударения в словах; стихи – запоминалки позволяли ребятам с помощью рифмы запоминать ударения в словах. В итоге ребята практически перестали делать ошибки и стали даже поправлять друг друга.

После того, как мои одноклассники ознакомились с нашей исследовательской работой они сделали вывод: роль ударения в речи велика, необходимо его изучать, и чаще работать со словарями.

Таким образом, наша гипотеза о том, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио, телевидения и изменения в нормах языка подтвердилась.

7

Заключение

Таким образом, пользуясь дополнительной литературой и справочниками, энциклопедиями и Интернет-ресурсами были выявлены ошибки, допускаемые при постановке ударения. Нами проанализировано множество литературы. Различные программы телевидения, в которых выявлены ошибки в постановке ударения. Проведен анализ собранной информации. Используя теоретический материал мы выявили основные причины неправильности постановки ударения, провели эксперимент, в ходе которого узнали слова , где наиболее часто допускаются ошибки детьми.

Далее подготовили практический материал: стихи- запоминалки, тренажер по русскому языку и ролик «Изучаем русский язык».

Работая над исследованием, мы убедились в том, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, происхождение слов, речь некоторых дикторов радио и телевидения, изменения в нормах языка .

Данная исследовательская работа позволила нам совершенно по – новому взглянуть не только на роль ударения в речи человека, но и его роль в целом в русском языке.

По окончании исследования, мы с ребятами провели работу над ошибками, выучили правильные ударения в словах при помощи собранных материалов. Пришли к выводу, что необходимо больше читать, чтобы пополнять свой словарный запас. Надо убеждать людей относиться бережно к своему языку. Нарушение грамотности – разрушение языка.

Благодаря этой работе, я смогла поделиться с друзьями и одноклассниками своим исследованием. Мы считаем, что собранный материал можно будет использовать на уроках русского языка и на дополнительных занятиях, при подготовке внеклассных мероприятий.

8

Список использованных источников и литературы

1.Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983.

2.Баранов М.Т и др. Русский язык . Справочные материалы. М.,1988

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1981.

4. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.

5. Лекант П.А., Леденева В.В.Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М: Издательство Просвещение,2010.

6.Резниченко И. Л. Мой первый словарь русского языка. Произношение и ударение. – М: Издательство АСТ - Пресс, 2013г.

7.ЕГЭ Орфоэпические запоминалки (подготовка к заданию 4)

 http://qps.ru/6H8Rp 

8..Справочно-информационный портал.

 http://qps.ru/jo8Zl

9.https://urok.1sept.ru/

10.https://studopedia.ru/2.

9

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Карточки для постановки знаков ударения в словах

Свёкла

Щавель

Торты

звонит

Туфля

Банты

включит

украинский

сливовый

баловать

красивее

столяр

Приложение 2

Результаты эксперимента

10

Приложение 3

Стихи - запоминалки

Приложение4

Тренажер

11

Приложение 5

Обучающее видео по курсу «Изучаем русский язык».

Урок 1 «Ударение»

 

«Изучаем русский язык. Ударение»

Ссылка : https://youtu.be/G6efV7vN1uo

12

Просмотров работы: 748