Речевой портрет восьмиклассника (на материале наблюдений за речью учащихся МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска и повести В. Ледерман «Теория невероятностей»)

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Речевой портрет восьмиклассника (на материале наблюдений за речью учащихся МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска и повести В. Ледерман «Теория невероятностей»)

Тябокина Д.А. 1Белякова А.В. 1
1МБОУ "Гимназия №5"
Легоцкая В.С. 1
1МБОУ "Гимназия №5"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нам, подросткам, часто приходится слышать о том, что наша речь скудная, малопонятная и неграмотная. Нам захотелось узнать, насколько это соответствует действительности. Именно из желания проанализировать речевой портрет нашего сверстника-восьмиклассника родилась идея исследования. Нам захотелось понаблюдать не только за речью реальных подростков, но и за речью книжных героев, наших сверстников. С этой целью мы обратились к произведениям современной художественной литературы о подростках и по совету учителя проанализировали речь героев повести В. Ледерман «Теория невероятностей».

Гипотеза: мы предполагаем, что речь восьмиклассников достаточно правильна, грамотна, выразительна.

Цель настоящего исследования: изучить и описать речевой портрет восьмиклассника.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

1) изучить научную литературу по проблеме исследования;

1) дать общее представление о понятии речевой портрет в современной лингвистике, рассмотрев основные характеристики и параметры языковой личности;

2) описать речевой портрет восьмиклассника на материале наблюдений за речью учащихся МБОУ «Гимназии 5» г. Брянска;

4) описать речевой портрет сверстников, героев повести «Теория невероятностей», сравнить с обобщенным портретом восьмиклассников МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение, лингвистический эксперимент, соцопрос, анкетирование, метод контент-анализа.

Исследовательская работа носит теоретическую и практическую направленность. В теоретическом плане, нами изучено понятие речевой портрет. В практическом плане описан речевой портрет современного восьмиклассника.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя четыре главы. Заключение подводит итоги проведенной работы. Завершает работу список литературы.

Материалом исследования послужили диктофонные и ручные записи неподготовленной устной речи восьмиклассников, полученные в результате использования метода «устное интервью», записи спонтанной устной речи, записанной во внеурочное время, а также данные метода толкования слов. С повестью «Теория вероятностей» В. Ледерман, которая также послужила материалом для исследования, мы знакомились на сайте литературного конкурса для подростков и о подростках «Книгуру».

1. Обзор источников информации

Для изучения понятия речевой портрет мы обратились прежде всего к «Словарю лингвистических терминов» Розенталя Д. Э., Теленковой М. А, из которого узнали, что речевой портрет –это тоже самое, что и речевая характеристика, т.е. это «подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей». [10, 123].

Далее мы обратились к понятию языковая личность, потому что именно оно чаще всего употреблялось в работах лингвистов 20 века. Этот термин был впервые описан известным русским ученым прошлого века B.В. Виноградовым в 1930-х гг. в книге «О языке художественной прозы». Он изучал личность автора и личность персонажа в их взаимосвязи. Под «языковой личностью» лингвист понимал человека как носителя языка, который может во-первых, понимать художественные произведения, во-вторых, их создавать. Об этом мы прочитали в работе  Богина Г.И. «Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов». [2, 3].

В современной лингвистике понятие языковой личности наиболее полно описал Ю.Н. Караулов. Под языковой личностью ученый понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются  степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, целевой направленностью» [5, 38].

Наиболее подробно и понятно для нас изучаемая проблема представлена в работе Мамевой С.В. «Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7 классов». Эта работа помогла нам понять, что сам термин «языковая личность» имеет в современной лингвистике различные трактовки, многие ученые рассматривают еще и личность коммуникативную, словарную, филологическую. С.В.Мамаева в своей работе дает следующее определение в качестве рабочего: «Языковая личность - это личность, обладающая знанием языковой семантики, системы концептов ее картины мира и законов речевого поведения, при этом возможно выделение индивидуальной и коллективной языковой личности» [8, 7].

Много для понимания речевой портрет дала нам статья Кыштымовой Т.В. «Понятие «языковая личность» в современной лингвистике». Автор показывает, что понятия языковая личность и речевой портрет соотносимы, личность находит свое выражение в речевом портрете [7, 11]. Аналогичную трактовку понятия находим в работах С.В. Леорды, которая дала этому понятию следующее определение: «Речевой портрет - это воплощенная в речи языковая личность», а лингвисты М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова назвали в своих работах речевой портрет «функциональной моделью языковой личности». Есть еще множество различных определений понятия речевой портрет, но все они так или иначе близки к вышеуказанным. Этими определениями будем руководствоваться и мы в своей работе.

Таким образом, изучив научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что данный вопрос представляет значительный научный интерес, до конца остается неизученным, на сегодняшний момент нет однозначных трактовок понятий речевой портрет, речевая личность, языковая личность, многие лингвисты рассматривают эти термины как соотносимые.

2.Что такое речевой портрет и как его описать

История изучения речевого портрета начинается еще в середине 60-х годов ХХ века. Тогда у многих лингвистов и людей, интересующихся языками, возник вопрос: что такое речевой портрет и как его описать? Нас также увлекли эти вопросы, и мы обратились к научной литературе. Выяснили, что впервые самые важные приемы описания речевого портрета разработал известный лингвист М.В. Панов. При описании речевого портрета говорящего ученый рассматривал языковые и речевые особенности. Продолжили развитие этой темы М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова, чей план описания речевого портрета мы и возьмем за основу. [ 11 ].Лингвисты выделяют следующие параметры, по которым составляется речевой портрет. Прежде всего это словарный запас языковой личности – «уровень, который отражает владение лексико-грамматическим фондом языка». Следующей характеристикой предполагает использование разговорных формул, оборотов речи, специфической лексики, которые делают личность узнаваемой. Третий уровень – цели и задачи общения, а также та роль, которую данная личность выполняет в коммуникации. Общий план, по которому мы будем составлять портрет семиклассника, носит компилятивный характер (мы обращались к литературе, советовались с нашим руководителем, с родителями, сверстниками и т.д.)

Как составить портрет семиклассника. План

1. Уровень владения языком, на котором рассматривается письменный или устный фрагмент речи:

1) наличие/отсутствие

2. Уровень лексики

1) наличие/отсутствие в речи тропов, стилистических фигур

2) наличие/отсутствие в речи фразеологизмов, аллюзий, крылатых слов и выражений.

3) специфические речевые обороты (в т.ч. сленг: компьютерный, игровой, спортивный, музыкальный).

4) неологизмы

5) англицизмы

3. Уровень морфологии

1) Наличие/отсутствие грамматических (морфология) ошибок

2) употребление междометий

3) употребление причастий и деепричастий

4. Уровень синтаксиса

1) Наличие/отсутствие грамматических (синтаксис) ошибок

2) употребление предложений разных типов (сложные, простые, в т.ч. неполные)

5. Увлечения

Из составленного плана, мы можем сделать вывод, что анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности. Это речевые предпочтения личности, совокупность особенностей, которые делают ее узнаваемой. Узнаваемой по следующим ключевым моментам: во-первых, это уровень владения языком (имеются ввиду нормы речи); во-вторых, это лексический уровень, при анализе которого рассматриваются особенности выбора и употребления тех или иных слов; в-третьих, это морфологический уровень, при анализе которого учитывается выбор говорящего тех или иных частей речи, и, в-четвертых, это уровень синтаксиса, при рассмотрении которого анализируются синтаксические конструкции, выбираемые говорящим. Также на всех уровнях следует учитывать увлечения говорящего, которые накладывают отпечаток на выбор языковых средств.

3. Речевой портрет восьмиклассника

Чтобы описать речевой портрет семиклассника, мы анализировали фрагменты устной и письменной речи 80 восьмиклассников МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска. Нас интересовала речь с точки зрения уровня владения языком, лексики, морфологии и синтаксиса. Всего нами было зафиксировано и проанализировано 96 письменных и устных источников. Анализу подвергались устные контенты, зафиксированные в ходе диктофонной записи спонтанной устной речи во внеучебное время в ходе наблюдения, в т.ч. скрытого. Источником письменных контентов являлась переписка восьмиклассников в социальной сети ВК. (Приложение 1). Изученные фрагменты диалогов позволяют сделать обобщенный речевой портрет восьмиклассника.

С точки зрения фонетики, у большинства восьмиклассников артикуляция недостаточно четкая, многие подростки не следят за артикуляцией вообще, интонации девочек более разнообразные, чем интонации мальчиков, темп речи средний и быстрый (100-110 слов в минуту). Громкость речи различная, зависит от ситуации общения. Однако самый важный критерий в анализе фонетического уровня речи - это орфоэпические нормы. Для определения орфоэпической грамотности учащимся - информантам был предложен в печатном виде список из 20 слов, где они должны были поставить ударения. Всего было опрошено 58 семиклассников. Данные, полученные в ходе этого эксперимента, представлены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Слово

Количество верных ответов

1

звонит

56

2

жалюзи

48

3

водопровод

53

4

банты

44

5

лифты

41

6

возрасты

52

7

понял

58

8

взяла

54

9

поняла

57

10

понявший

47

11

латте

52

12

включенный

39

13

искра

22

14

шарфы

29

15

торты

34

16

облегчит

31

17

петля

25

18

досуг

43

19

дремота

44

20

каталог

37

Большинство ошибок было допущено в словах: шарфы, петля, искра.

Исходя из наших наблюдений, эти слова подростки используют меньше всех остальных. Но у всех опрошенных нами семиклассников правильное произношение часто употребляемых ими слов. В основном это глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (взяла, понял, поняла), а также глаголы настоящего времени (звонит, включит). В остальных словах ошибки допускались, но редко. Исходя из наших исследований, мы смогли установить, что большинство подростков следят за своей речью и соблюдают орфоэпические нормы.

С точки зрения грамматики следует отметить большое количество нарушений морфологических и синтаксических норм в устной и письменной речи восьмиклассников. Для определения грамматической грамотности мы наблюдали за устной речью и за письменной речью: предложили восьмиклассникам исправить грамматические ошибки. Для проведения этого эксперимента мы по совету нашего руководителя обратились за материалом к сайтам «Решу ВПР» и «Решу ЕГЭ». (Данные представлены в таблицах 2, 3).

Таблица 2

п/п

Вид ошибки

Примеры

Количество ошибок

1.

Ошибочное образование форм частей речи.

1) Ихнего глобуса;

2) аккуратный подчерк;

3) надсмехаться над товарищем;

4) теплых ладонь.

67

2

Нарушение норм согласования

1) Подарил три красных розы.

2) Наши друзья, смотревших фильм, попросили подать попкорн.

3)ЧГК сообщила о надвигающихся турнирах

4)Все, кто знают список летнего чтения, читает его.

68

3

Нарушение норм управления

1) Потребность средств;

2) уделить внимание на ошибку;

3) по прилету;

4) удивляюсь умом.

155

4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого  

1) Те, кто побывали там, нарушили закон.

2) Все, кто приедет раньше, купит лучшие билеты.

3) Он веселый и активен.

4) Кафе-закусочная открылась недавно

87

5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

1) Мы увидели и познакомились с гостями отеля.

2) Заяц не мертв, а только раненый;
3) Радио передаёт как музыку, а также новости.

4) К блинам подавались мед, конфеты и сладости.

79

6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Уходя домой, детьми убирается кабинет.

2) Отправившись на тренировку, мне вспомнилась просьба матери.

3) Почувствовав головокружение, сумка выпала из моих рук.

4) Глядя в телефон, моя собака сорвалась с поводка.

104

7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

1) Учитель проверяет сочинения, получивший премию.

2) Улетевший президент на совещание должен составить отчет.

3) Сидели на полу, покрытым ковром.

4) Мы запомнили встречи, изменивших наши отношения.

84

8

Ошибки в построении сложного предложения

1)Папа меня ругал, что я разбросила игрушки.

2) Балл, который нам не хватило, мы так и не смогли поучить.
3) Я хочу, чтобы Вы сказали бы учителю о моем отсутствии.

4) Она сказала то, что уедет на неделю.

64

Всего в опросе участвовали 58 человек. Каждому была предложена задача найти и исправить ошибки среди 32 примеров. После составления таблицы №2 можно сделать следующие выводы:

А) Наиболее ошибкоопасными для восьмиклассников оказались выражения, в которых нарушены нормы управления между глаголом и зависимым от него словом, например, потребность средств - 39; удивляюсь умом - 36. Также ребята нашли трудными предложения, ошибки, в построении которых связаны с употреблением деепричастного оборота (почувствовав головокружение, сумка выпала из моих рук - 31; глядя в телефон, моя собака сорвалась с поводка - 33).

Б) Большинство опрошенных подростков не допустили ошибок, связанных с построением сложного предложения (она сказала то, что уедет на неделю - 8; балл, который нам не хватило - 13). А также наименьшее количество ошибок допустили в образовании форм частей речи (Ихнего глобуса, около его стоит дом - 3; теплых ладонь - 5).

Таблица 3

№ п/п

Пример

Количество верных ответов

1

лю­би­мые профессоры

37

2

быст­ро выздоровит

31

3

в полуторах часах

41

4

пятеро ба­ры­шень

43

5

в обоих руках

48

6

уме­лые повары

35

7

быстро промокнул

52

8

езжайте в ма­га­зин

23

9

выше него

11

10

не­сколь­ко шортов

33

11

наиболее решительно по­сту­пил

35

12

ста­рые конструктора

22

13

тяжелые якори

13

14

спортивных ботинков

34

15

вкусные окороки

14

16

новые паспорты

12

17

сочных мандарин

30

18

летних макасинов

18

19

самая тончайшая веревка

26

20

насчет его

13

Исходя из результатов таблицы №3, мы можем сделать следующие выводы:

А) Наиболее распространенными являются ошибки, связанные с образованием множественного числа именительного и родительного падежей, в (вкусные окороки/окорока; летних макасинов/макасин), употребление косвенных падежных форм местоимений (насчет его/него; выше него/его), а также формообразование повелительного наклонения глаголов, например, едьте/езжайте/поезжайте в магазин.

Б) Наименьшее количество ошибок восьмиклассники допустили в образовании глаголов прошедшего времени, числительных оба/обе.

С точки зрения лексики для речи современных подростков свойственны такие единицы, как просторечные слова и сленг. Семиклассники активно используют во-первых, сленг и просторечия, связанные со школьной тематикой (инглиш, зубрилка, литра, шпора), во-вторых, слова, связанные со сферой досуга (комп, гули, туса, махаться, зависнуть), в-третьих, слова, обслуживающие бытовую сферу жизни подростков (хавчик, рубать, телек, ноут), оценочные слова (клево, офигенно, фиолетово, отстойно). Слово иноязычной лексики в устной неподготовленной речи семиклассники используют редко. Для более полного представления о влиянии сленга на речь восьмиклассников мы провели лингвистический эксперимент. Суть его состояла в следующем. Каждому восьмикласснику было предложено подобрать синоним из литературного языка к сленгу разных частей речи и выразить свое отношение к сленгу. Данные, полученные в ходе этого эксперимента, представлены в таблице 4.

Как видно из приведенной таблицы, 100% семиклассников употребляют в своей речи сленг, причем более половины считают это необходимым и даже отмечают особую стилистическую роль сленга в своей речи.

Таблица 4.

№ п/п

Слово

Синоним из литературного языка

Этот сленг я

Не употребляю

Употребляю редко

Употребляю часто

1.

Норм, офигенно, классно

Отлично

 

2

56

2.

Врубился

Понял

3

9

46

3.

Зашибись

Замечательно/отлично

4

11

43

4.

гоу

Идем

 

1

57

5.

Рофлить

Шутить

2

8

48

6.

Чилить

Отдыхать

8

8

42

7.

Чекнуть

Проверить

4

15

39

8.

Фидбек

Связь

29

19

10

9.

Бомбит

Злиться

3

11

44

10.

Прикинь

Представь

1

4

53

11.

Окей

Хорошо

   

58

12.

Ща

Сейчас

 

1

57

13.

Риал

Правда

1

3

54

14.

Зырить

Смотреть

3

7

48

15.

Таргетить

Рекламировать

26

29

3

16.

Агриться

Злиться

11

18

29

17.

Зашквар

Позор

7

27

24

18

Баг

Ошибка, сбой

2

9

47

19

Лагать

Тормозить

5

15

38

20

Ник

Псевдоним

8

17

33

21

Скрин

Снимок экрана

1

5

52

22

Гореть

проигрывать

4

18

36

23

Свеча

Высокий мяч

29

17

12

24

Запил

Сильная подрезка

35

16

7

25

Треня

Тренировка

6

18

34

26

Пушим

Атакуем

17

13

28

27

Лут

Любые предметы, ресурсы в игре

27

10

21

28

Килл

Убийство

20

15

23

29

Соло

Выполнение какого-либо действия в одиночку

20

14

24

30

Сори

Прости

 

1

57

31

СПС

Спасибо

 

4

54

32

Минус

Минусовка

30

9

19

33

Репа

Репитиция

33

11

14

34

Сквад

Группа людей, объединенных

28

8

22

35

Вынос

Убийство

33

6

19

Среди лексических средств выразительности отметим использование фразеологизмов, синонимов, нередко тропов, чаще эпитетов и сравнений. Данные представлены в таблице № 5 и являются результатом наблюдений за устной спонтанной речью восьмиклассников.

Таблица 5.

№ п/п

Лексическое средство выразительности

Примеры

1.

Фразеологизмы

1. Подраскинь мозгами, дружище!

2.Прибежала к финишу чуть живая и ну рыдать крокодильими слезами.

3.Он ткнул пальцем в небо и написал ответ.
4.Ты пишешь как курица лапой.

5.В кабинете русского языка я как рыба в воде.

2.

Синонимы

1. Я торопилась на урок, спешила, но все равно опоздала.

2. Подруга весь день учила стих, зубрила и сдала на пять.

3.Красивый мальчик, парниша из 8 класса, выиграл олимпиаду по русскому языку.

4.Она была веселой и радостной, потому что закончила дежурить раньше.

5.Я удивил учительницу, изумил тем, что выучил урок.

3.

Антонимы

1.Нам сказали на географии, что на Востоке - восход, а на Западе - закат.

2.Когда меня вызвали к доске я побледнел, а потом покраснел от стыда.

3.Я взяла у Феди ручку, а отдала после уроков.

4.Есть скучные уроки, но больше интересных.

5.На физкультуре мы играли в волейбол. Нас распределили по командам - мальчики против девочек.

4.

Неологизмы

1.Найди похожее стихотворение на этом сайте интернета.

2.Мне не нравится этот бренд школьной одежды.

3. Он нарисовал это граффити на стене школы

4. Около нашего дома недавно открылось интернет-кафе

5. Это сообщение весит очень много мегабайт.

5.

Англицизмы

1. Я чатился со своим другом весь день и совсем забыл про школьное мероприятие.

2. На витрине того магазина она увидела яркое худи оверсайз.

3.Мы бежали кросс 300 метров на уроке физкультуры.

4. Он рандомно выбрал ответ и не ошибся.

5.Я опоздал на троллейбус, поэтому не пришел на первый урок.

6.

Эпитеты

1.Ты видел этот жадный взгляд местного хулигана?

2. Она пролила горькие слезы, когда получила двойку.

3. Мне подарили рюкзак с веселой расцветкой.

4. У нашего учителя литературы очень яркая речь.

5. Наш учитель по технологии смог соорудить 3 парты для нашего класса всего за день! У него золотые руки!

7.

Сравнения

1. Он так и не смог добраться до финиша. Ползет, как черепаха!

2. Решить это домашнее задание, как орешки щелкать.

3. Портфель будто не с учебниками, а с кирпичами.

4. Я следующий к доске пойду! Попытка не пытка.

5. Он словно молния влетел в класс, чтобы не опоздать.

8.

Метафоры

1. Ледяной взгляд нашего учителя дал понять, что мы что-то сделали не так

2. Кто пойдет к доске? Целый лес рук!

3. У моего соседа по парте, вероятно, стальные нервы. Мне было скучно на прошлом уроке, но он даже не обратил внимания на мои капризы.

4. Наш класс занял первое место на городских соревнованиях! У меня просто взрыв эмоций!

5. Каменное спокойствие моего одноклассника перед грядущей самостоятельной работой заставляет напрячься.

9.

Олицетворения

1. У нас в школе прорвало трубу! Вода так и бежит!

2. На уроках часы идут слишком медленно, а перемена пролетает незаметно.

3. Эта повесть рассказывает нам о временах Великой Отечественной войны.

4. Микроскоп показывает нам удивительные вещи, которые невозможно увидеть своими глазами.

5. Только в руках нашего учителя музыки рояль мог петь так красиво!

10.

Метонимии

1. Вся гимназия обсуждает приход нового учителя.

2. Гимназия устроила соревнования в связи с праздником.

3. Наша аудитория внимательно слушает учителя биологии.

4. Подожди, я выпью стакан, а потом вернемся на урок физкультуры.

5. Его забрали в медпункт с температурой.

11.

Гипербола

1. Ох, я так устал бегать, целый кулер готов выпить!

2. Я тысячу раз читал этот параграф, но все равно не запомнил.

3.Сегодня учитель математики снова приступил к занятиям! Сто лет на его уроках не была.

4. Когда мы пойдем в столовую? Целую вечность уже жду.

5. К нам на урок литературы залетела большая ворона! Весь класс упал со смеху!

12.

Литоты

1. Мой дом в двух шагах от школы.

2. Да я одной левой смогу побороть его в этих соревнованиях.

3. Мы очистили всю территорию школы в один миг!

4. Эта контрольная работа - секундное дело.

5. Я могу поставить все стулья на парты. Это раз плюнуть.

13.

Ирония

1. Он проспал, поэтому опоздал на годовой зачет! Ну молодец, ничего не скажешь.

2. Я опоздал на последний автобус! Отлично!

3.Неужели ты снова плохо написал этот тест? Ну и умник.

4. Я испачкал новые белые кроссовки, всю жизнь об этом мечтал!

5. Я жду не дождусь, чтобы начать писать этот конспект на 20 страниц ночью!

С точки зрения морфологии обращает на себя внимание значительное количество ошибок в образовании форм слов (данные таблицы 3). Также обращает на себя внимание употребление восьмиклассниками причастий и деепричастий. (Приложение 1)

Исходя из наших наблюдений, мы можем сделать вывод о том, что восьмиклассники нечасто используют в своей речи как причастия, особенно в краткой форме, так и деепричастия. Это и понятно, известно, что деепричастия и деепричастные обороты, а также причастия и причастные обороты - признак официально-делового и научного стилей. В устной речи они встречаются редко. Подростки чаще всего заменяют причастные и деепричастные обороты на простые предложения. Например, Смотря на доску, ученик выполнял задания. - Когда ученик смотрел на доску, он выполнял задания; Летящий мяч ударил меня в затылок. - Мяч, который летел, ударил меня в затылок.

В речи подростков преобладают междометия, которые являются ярким примером низкого уровня владения речью. Более распространенными по употреблению междометиями являются: ах, ох, эмм, ну, алло, эй, тсс, ура, ужас, ой, фу.

Анализируя количественные характеристики и частотность употребления частей речи, следует отметить, что чаще всего подростки употребляют в устной речи существительные (20%), на втором месте глаголы (17%), на третьем месте располагаются служебные части речи (15%). (Приложение 3.2). Подсчеты велись методом сплошной выборки на материале текстов из 550 слов, полученных в результате наблюдения за спонтанной речью одноклассников на перемене. Аналогичные результаты мы получили, анализируя письменные источники ВК. (Приложение 4.2)

С точки зрения синтаксиса обращает на себя внимание тот факт, что все восьмиклассники используют в своей речи преимущественно простые предложения, в устной спонтанной отмечаем большое количество неполных предложений. (Приложение 3.3). Такие предложения используются, как правило, при ответе на вопрос либо в ситуации диалога, когда участники диалога хорошо понимают предмет разговора. Примеры:

-Привет, сколько из летнего чтения прочитал?

-Привет, пока немного, еще читаю.

-Немного, это сколько?

-В районе семи.

Характерным для устной речи восьмиклассников является также употребление односоставных предложений, преимущественно безличных, например:

- О, привет! Неужели ты удостоил нас своим присутствием?

- Привет. Между прочим, я в больнице лежал все это время. Мне нездоровилось. В нашем классе слабо освещено. Что случилось?

- Оу, вот как. Насчет света, я и сам не в курсе. Кому-то опять скучно было. В школе директора нет. Попросить вызвать электрика некому.

- Совсем темно! Где староста?

Однако следует отметить, что это касается прежде всего спонтанной речи, зафиксированной нами в процессе наблюдений. В подготовленной или частично подготовленной речи, а также менее непринужденной (имеем в виду ответы на уроках и общение со взрослыми людьми) отмечаем и употребление сложных предложений. Сложных предложений встречается меньше, чем простых, среди анализируемых нами контентов из 50 предложений - 6 сложных, т.е. 12% (использовался метод сплошной выборки). Наблюдая за речью одноклассников на уроке, мы отметили, что примерно 60% отвечают на вопросы учителей, используя сложноподчиненные предложения, нередко осложненные вводными словами, рядами однородных членов, обособленными членами. Используют восьмиклассники в своей речи и предложения с несколькими придаточными, преимущественно связанные между собой союзным словом который: Не буду слушать Петьку, который все время врет, который ничего не делает для других, который подставит в любую минуту. Сложносочиненные и бессоюзные предложения используется гораздо реже и только во время уроков и в подготовленной речи. В устной спонтанной речи такие предложения нами не были зафиксированы.

Среди риторических приемов интонации отмечаем прежде всего риторические восклицания, их употребляют в речи 100% восьмиклассников. Например:

- Ты просто не представляешь, на что готов Саня ради пятерки по физике!

- Он опять где-то накосячил? Поверить не могу!

- Да нет же, оказывается, наш Александр упросил классную пересадить его к отличнице! Причем к Ленке! И как у него только получилось?

- Ах-ах, он не перестает удивлять!

Наблюдения за спонтанной речью показали, что восьмиклассники, как правило, пользуются, обращаясь к сверстникам, личным именами в сокращенных формах: Вадь, айда во двор; Тань, дай списать; Лен, глянь сюда; Макс, ты завял?; Тима, завтра встретимся? и т.д. По отношению к взрослым – именем и отчеством: Татьяна Михална, скажите, чтоб отстал!; Наталья Петровна, можно выйти? Роль обращений могут выполнять местоимения, междометия, различные нарицательные существительные, что также отмечено нами в результате наблюдений.

Теперь обратимся к анализу письменных источников- приведем примеры контентов, зарегистрированных в переписке ВК. (Орфография и пунктуация сохранены). Приложение 2.

Контент-анализ № 1 (переписка Софии и Димы от 18.06.2020) показывает невысокий уровень владения нормированной речью говорящих: обилие сленга, сокращения слов, отсутствие знаков препинания, в том числе в конце предложения, простые и неполные предложения, отсутствие согласования в числе между подлежащим и сказуемым, отсутствие согласования в роде между определением и определяемым словом, ошибки в падежных формах имен существительных.

Контент-анализ № 2 (переписка Леры и Дианы от 01.06.2020) демонстрирует средний уровень владения нормированной речью говорящих: сленг и сокращения слов встречаются реже, присутствуют слова и устойчивые выражения книжной лексики, ирония, знаки препинания отсутствуют, используются простые распространенные и сложные предложения, согласования в числе между подлежащим и сказуемым не нарушено, отсутствие согласования в роде между определением и определяемым словом не отмечено, падежные формы имен существительных грамматически правильны.

Контент-анализ №3 (переписка Алисы и Наташи от 31.08.20.) показывает низкий уровень владения речью говорящих: большое количество сленга, сокращения слов, отсутствие знаков препинания, простые и неполные предложения, согласования в числе между подлежащим и сказуемым отсутствует, согласования в роде между определением и определяемым словом нарушены, ошибки в падежных формах имен существительных.

Контент-анализ №4 Переписка Юли и Арины ( 21.03.20.)

Данная переписка демонстрирует средний уровень владения нормированной речью девочек: сленг и сокращения слов встречаются часто. Присутствуют слова и устойчивые выражения книжной лексики, ирония, знаки препинания присутствуют, используются простые распространенные, а также сложные предложения, отсутствие согласования в роде между определением и определяемым словом не отмечено, падежные формы имен существительных грамматически правильны.

Контент-анализ № 5. Переписка Егора и Ани (21.12.20.)

Данная переписка демонстрирует средний уровень владения речью говорящих: сленг встречается реже, сокращения слов присутствуют, знаки препинания часто отсутствуют, употребляются простые, распространенные и неполные предложения, согласования в роде между определением и определяемым словом не отмечены, ошибки в падежных формах имен существительных отсутствуют.

Таким образом, анализ устной и письменной речи показал, что особенностью речевого портрета восьмиклассников является отражение в их речи индивидуального «речевого почерка», а также использование типичных синтаксических конструкций.

4. Речевой портрет героя повести «Теория невероятностей»

Представляет лингвистический интерес речь сверстников из художественных произведений. Наблюдения за речью героев произведений для подростков дают понять, насколько реалистично изображены персонажи, а также то, насколько наша речь близка к нормированной.

Всего в повести 3 четырнадцатилетних подростка, чей обобщенный речевой портрет мы попытались проанализировать в своей работе.

Прежде всего отмечаем, что лексика говорящих преимущественно общеупотребительная (коридор, двор, беседка, бездомный, пройдет, поверить, общаться, хотеть, беззвучно, тяжело). Встречаются примеры сленга (точняк; труба; бабло; вякнуть; Верняк!; училка; бандюки ), нарушения норм речи и грамматики не обнаружено.

После прочтения произведения Виктории Ледерман «Теория невероятностей» мы попытаемся составить речевой портрет героев-подростков этой повести.

1) В речи героев произведения активно используются сленг, неологизмы (интернет, компьютер, клавиатура).

2) Речь персонажей наполнена частыми сокращениями слов, а также неверными образованиями разных частей речи (комп; теперь состыковалось?; Ты чего здесь вынюхиваешь?; ...ты мой потомок. Потомка. Потомица...; Бандюки; с переломанными ногами; Что ты плетешь?; в параненормальных условиях…; …началась неразбериха.;).

3) В языке подростков имеет место оскорбительные и некорректные обращения к персонажам (шмакодявка, Тим Тимыч; угораздило этого недотёпу...; Слышь, Ватрушкин...; Еще шкет идет!; Ну гляди, малек; пискля; Теть Саш; Этой дурынде?).

4) Мы встретили в тексте повести аллюзии и фразеологизмы (Я никому ничего не должна; Типун тебе на язык!; Мозги закипают; Ключ вошёл как по маслу; Художник из Ватрушкина был не ахти какой; Убивать время).

5) В речи героев повести отмечаем большое количество англицизмов, например, эсэмэска; юзер; ...тогда гуд бай;

6) Отмечаем и заимствования из других языков, например, Не ахти какой компаньон, энциклопедия, санитар (франц.); гигантский бутерброд (нем.); гамбургер, матч (англ.); домофон, метеор (греч.); халат (араб.); информация (пол.).

7) Деепричастные и причастные обороты в речи персонажей-подростков присутствуют, но редко (Мамаева, запинаясь, забубнила...).

Сравнение обобщенного речевого портрета восьмиклассника МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска и его сверстника, литературного героя, позволяет сделать вывод о том, что речь реальных подростков и их книжных сверстников тождественна.

Заключение

Изучив научную литературу по проблеме исследования, изучив и описав обобщенный речевой портрет восьмиклассника и его сверстника, героя литературного произведения, мы пришли к следующим выводам:

1) данный вопрос представляет значительный научный интерес, остается до конца не изученным, на сегодняшний момент нет однозначных трактовок понятий речевой портрет, речевая личность, языковая личность, многие лингвисты рассматривают эти термины как соотносимые;

2) анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности: уровень владения языком (нормы речи), лексический уровень (особенности выбора и употребления тех или иных слов), морфологический уровень, уровень синтаксиса, при рассмотрении которого анализируются синтаксические конструкции, выбираемые говорящим;

3) анализ устной и письменной речи восьмиклассников показал, что особенностью обобщенного речевого портрета восьмиклассников является отражение в их речи индивидуального «речевого почерка», а также использование типичных синтаксических конструкций;

4) сравнение обобщенного речевого портрета восьмиклассника МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска и его сверстника, литературного героя, позволяет сделать вывод о том, что речь реальных подростков и их книжных сверстников тождественна.

Использованная литература

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 571 с.

2. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. … докт. филол. наук. – Л., 1984.

3.Булохов В.Я. Словарь ошибочных написаний школьников. – Красноярск: РИО КГПУ, 2000. 378 с.

4. Емельянова О.Н. Внелитературная лексика // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 33–37.

5.Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность: Учебное пособие. - М.: Наука, 2004. - 264 с.

6. Караулов, Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения. М.: Наука, 1989. - С. З - 8. 

7. Кыштымова Т.В. «Понятие «языковая личность» в современной лингвистике». // Вестник ЧГПУ. – 2014. - № 6. – 0,4 п.л.

8. Мамаева, С.В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7 классов: дис. … канд.филол. наук: 10.02.01 / Мамаева Светлана Викторовна - Лесосибирск, 2007 - 202 с.

9. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003.

10.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

Интернет-источники

11. Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания. // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. №6 -М., 2008 [Электронный ресурс]. URL:

https://studbooks.net/1179058/menedzhment/rechevoy_portret_sposoby_opisaniya (дата обращения 23.05.20)

12. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-yazykovaya-lichnost-v-sovremennoy-lingvistike

Образцова Д.Д.

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ПЕРСОНАЖА КАК СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРОЯ РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» Е. БАЗАРОВА) автореферат выпускной квалификационной работы Саратов 2019

Приложение 1

Устный контент-анализ № 1.Разговор Дианы и Вари

-Привет!

-Привет

-Ты где вчера была? Специально свалила, вчера контрольная по истории была!

-Да? И как написали?

-Никак. Было ровно то, что я не читала.

-Ясно. Ты стих выучила?

-Какой?

-По родной литре.

-Да.

-Ну лан, давай. Звонок!

-Оки!

Устный контент-анализ № 2.Разговор Светы и Дианы

-Кто пришел! Чего опаздываешь?

-И тебе привет. Пробки!

-Ясно. Черт, ты понимаешь хоть что-нибудь в алгебре?

-Думаешь, я похожа на человека, который понимает алгебру? Спасибо за такое обо мне мнение!

-Все с тобой ясно. Будешь гулять после школы?

-Скорее всего нет, у меня танцы.

-Жаль.

-Угу.

-Ладно, удачи на уроке!

-И тебе!

Устный контент-анализ № 3.Разговор Егора и Димы

-Чего ты стих так плохо рассказал?

-Ты думаешь, я знаю? Сам в шоке!

-Ты не меняешься!

-Только что заметил?

-А я на пятерку сдал!

-Ага, геометрию вспомни. Будешь еще выпендриваться?

-Все настроение испортил.

-Это я могу.

-И не сомневаюсь.

-Ладно, пока, у нас сейчас инглиш.

-Удачи

-И тебе на ИКТ тоже.

Устный контент-анализ № 4.Разговор Кирилла и Миши

-Дарова, с днюхой!

-Спасибо!

-Го, отметим после школы?

-Можно, только недолго, мы с родителями на Партизанскую поляну едем!

-Ууу, как у вас все культурно!

-Что есть, то есть. Лан, давай, после школы увидимся.

Устный контент-анализ № 5.Разговор Артема и Саши

-Здорова!

-Хай

-Слушай, Артем, ты умеешь делать бэксайт на скейте?

-Да, а ты?

-Я только учусь, но чет плохо выходит!

-Го, я тебе помогу? Может, встретимся?

-Круто, го, во дворе в четыре? Ок?

-Ок

Устный контент-анализ № 6.Разговор Юли и Даши

-А что ты в последнем задании написала?

-У меня, кажется, четыре, а у тебя?

-А я теперь думаю, что там вообще первый правильный.

-Я надеюсь на пять!

-В понедельник узнаем!

-Пойдем в библиотеку?

-Ну го, «Сына полка» возьмем?

-Пойдем. Нужно прочитать, тем более сказали, что будем писать сочинение.

Приложение 2

Контент-анализ № 1. Переписка Софии и Димы (18.03.2020)

С: Хаюшки

Д: Прив

С: Как дела?

Д: Нормасик. А у тебя?

С: Отлично.у меня скоро др, крч я тебя приглашаю.

С: Пойдешь?

Д: Кншн, а у меня тип есть выбор). Скажи только куда и когда!

С: Ну тогда давай в аэро в пятницу в 7.

Д: Окей, давай может вместе пойдем все равно близко

С: Давай во дворе встретимся, но во сколько

Д: Я звякну

С: Ну лан ток заранее

Д: Не переживай

Д:Как раз о тебе я и беспокоюсь, что ты не успеешь, хаххахаха

С: Забей братан

Д: Я пойду в ютубчике позалипаю

С: Неееее, погоди Мне скучно

Д: а мне тип не скучно………

С: лан давай риал неохото писать

Д: ну ок поки

С: поки

Контент-анализ № 2. Переписка Леры и Дианы (01.08.2020)

Д. Валерон привет. Как делишки?

Л. Оуу какие люди

Д. Дааа, но я с охраной

Л. че пишешь ? еще ж рано, я наслаждаюсь последними тремя часами до шк. А ты?

Д.Понятно, а я скучаю, вот и пишу

Л. Я тоже

Д. Ты хоть что-нибудь читала?

Л.ну так где-то половинку. А ты систр

Д. Ну ты мощь я так потом как нибудь в ночь с первого на второе сент почитаю

Л. Хаахамаыадвх

Д. что за смех?

Л. Забей кст хотела у тебя спросить про шк форму

Д. что именно

Л. В чем ты пойдешь?

Д. Я в чтанах и блузке

Д. А тиы

Л.Тоже наверно

Д. Ах ты плагиаааат

Л. Чтооо это тти плагиат

Д.таак мы поругаемся

Л.потом помиримся через минуту

Д. хаха в этом все мы

Л.ну лан давай до скорого я пошла наводить причесон?

Д.Увидимя, смотри не переборщи с причесоном Хах

Л.ага

Контент-анализ №3. Переписка Алисы и Наташи (31.07.20.)

А: Привет

Н: Прив

А: О чем поговорим?

Н: Сама не знаю

А: Го гулять?

Н: ну го, где?

А: Хз

Н: Может в Аэро?

А: В последний день отдохнем по полной

Н: Ну да, тож верно

А: Давай Варю с собой возьмем?

А: Я напишу ей

Н: Эмм, окей

А: Она согласна

А: Во скок?

Н: Давай щас?

А: Окей, я уже бегыу

Н: Встр во дворе?

А: Ага

Контент-анализ №4 Переписка Юли и Арины ( 21.03.20.)

Ю: Даров

А: Приветик

Ю: Как дела

А: Да у меня все норм. Ты там как?

Ю: У меня тоже. Чем занимаешься?

А: Я тут в ВК мемчики листаю. Ты что?

Ю: Ахах. Все ясно с тобой. Я телек смотрю.

Ю: Кстати, кинь пруф на инфу, ну ты поняла.

А: Потом

Ю: Почему?

А: Я сейчас гуляю, лд позвал.

Ю: А меня с собой взять???

А: Не обижайся. Ты же с ним незнакома.

Ю: Тогда сорян, но все равно обидно.

Ю: Что за игнор??? Сколько тебя ждать можно…

А: Сори, на странице зависла.

Ю: Ахах. Это на тебя похоже.

Ю: Ты уже с прогулки вернулась?

А: Он одежду поехал покупать. С ним скучно по магазам ходить.

Ю: Жиза. У меня также

А: Ты про Даню?

Ю: Мне интересно, кто также как он пойдет покупать шмот на рынок.

А: ахахахп

Ю: Лан, пока. Я спать

А: Ты уже спать идешь???

Ю: Как бы пол 12

А: А ты случаем не фейк? Юля до двух онлайн

Ю: Не, все хорошо, пока

А: Бай

Контент-анализ № 5. Переписка Егора и Ани (21.12.19.)

А. Привет

А. Ты идешь сегодня на треню

Е. Да, а ты?

А. Я тоже

Е. окей

А. Интересно сегодня придет кто-нибудь?

Е. не известно.

Е. лан давай напишу перед выходом

А. Ок.

Е. Ань я крч не смогу прийти

А. ну ок, потом расскажу че было ок

Е. Ок

А. крч Яковлевич сказал что скоро соревнования там на три дня!

Е. Окей, а там ниче не надо нести тип из документов.

А. завтра спросим на трени

Е. Ага, капец три дня плавать

А. ты хоть завтра придешь?

А. А то мне одной идти спрашивать как то не очень он заведет разговор на три часа. Как он любит!

Е. ага

А. окей тогда покеда.

Е. давай!

Приложение 3.1

Речевой портрет семиклассника (статистические данные)

С точки зрения лексики (всего слов 550)

Общеупотребительная

550

Сленг

121

Книжная лексика

45

Фразеологизмы

0

Тропы

0

Приложение 3.2

С точки зрения морфологии

существительные

107

прилагательные

41

глаголы

92

глагольные формы

9

наречия

66

местоимения

54

числительные

29

Служебные части речи

81

междометия

78

Приложение 3.3

С точки зрения синтаксиса

Сложное предложение

3

Простое предложение

26

Односоставные предложения

35

Вводные слова

0

Обращения

1

Однородные члены

2

Неполные предложения

78

Речевые и грамматические ошибки

Употребление слова в несвойственном ему значении.

23

Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).

28

Лексическая сочетаемость.

8

Употребление синонимов.

3

Лексическая неполнота высказывания.

34

Новые слова.

65

Разговорные и просторечные слова.

137

Ошибка в употреблении рода и числа существительных. 

5

В употреблении форм глаголов. 

 

Отсутствие предлога. 

4

Приложение 4.1

Контент-анализ № 1 (диалог Вики-Даша от 10.07.2020 ВК)

С точки зрения лексики

общеупотребительная

109

сленг

12

книжная лексика

0

Фразеологизмы

0

тропы

0

Контент-анализ № 2 (диалог Юли-Арины от 21.02.2020 ВК)

С точки зрения лексики

общеупотребительная

125

сленг

19

книжная лексика

0

Фразеологизмы

0

тропы

0

Контент-анализ № 3 (диалог Дениса и Максима от 27.04.2020 ВК)

С точки зрения лексики

общеупотребительная

135

сленг

17

книжная лексика

0

Фразеологизмы

0

тропы

0

Приложение 4.2

Контент-анализ № 1 (диалог Вики-Даша от 10.07.2020 ВК)

С точки зрения морфологии

существительные

16

прилагательные

5

глаголы

14

глагольные формы

0

наречия

19

местоимения

17

числительные

0

Служебные части речи

27

междометия

5

Контент-анализ № 2 (диалог Юли-Арины от 21.02.2020 ВК)

С точки зрения морфологии

существительные

19

прилагательные

1

глаголы

22

глагольные формы

0

наречия

23

местоимения

32

числительные

3

Служебные части речи

32

междометия

7

Контент-анализ № 3 (диалог Дениса и Максима от 27.04.2020 ВК)

С точки зрения морфологии

существительные

22

прилагательные

5

глаголы

23

глагольные формы

0

наречия

21

местоимения

22

числительные

1

Служебные части речи

23

междометия

4

Приложение 4.3

Контент-анализ № 1 (диалог Вики-Даша от 10.07.2020 ВК)

С точки зрения синтаксиса

Сложное предложение

1

Простое предложение

1

Односоставные предложения

6

Вводные слова

0

Обращения

0

Однородные члены

0

Неполные предложения

18

Контент-анализ № 2 (диалог Юли-Арины от 21.02.2020 ВК)

С точки зрения синтаксиса

Сложное предложение

1

Простое предложение

11

Односоставные предложения

14

Вводные слова

0

Обращения

0

Однородные члены

1

Неполные предложения

17

Контент-анализ № 3 (диалог Дениса и Максима от 27.04.2020 ВК)

С точки зрения синтаксиса

Сложное предложение

1

Простое предложение

13

Односоставные предложения

8

Вводные слова

0

Обращения

0

Однородные члены

0

Неполные предложения

14

Просмотров работы: 408