Мои ровесники в современных литературных произведениях

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мои ровесники в современных литературных произведениях

Болоткина Д.А. 1
1МБОУ "Октябрьская основная общеобразовательная школа"
Терещенко М.А. 1
1МБОУ "Октябрьская основная общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детство – важнейший период 

человеческой жизни, не 
подготовка к будущей жизни,
а настоящая, яркая, самобытная

неповторимая жизнь.
В. А. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

Почему я выбрала тему «Мои ровесники в современных литературных произведениях»? Во-первых, литература – это самый верный источник знаний, в художественных произведениях, как в зеркале, писатели отражают реальную действительность, создают правдивые образы героев, их характеры, хорошие и плохие поступки, так и в жизни бывает. Поэтому, если хочешь заглянуть в прошлое, поразмыслить о настоящем, возможно, предугадать будущее, нужно обратиться к литературе.

Во-вторых, очень часто приходится слышать подросткам от взрослых: «Мы в твои годы…». А что собственно в мои годы было у взрослых? Что такого особенного было у них в этом возрасте? Есть ли различия их взросления от моего и моих ровесников? А если есть, то какие? Выяснить этот вопрос я решила, проанализировав, какие современные произведения художественной литературы писатели создают о детях и для детей. Бытует мнение о том, что детская литература переживает сегодня далеко не самые лучшие свои времена. Заинтересовать нас, детей, не просто. Книга должна быть написана увлекательно, пробуждая интерес юного читателя буквально с первых строк. Тем не менее, сегодня есть немало детских книг, которые не оставят подростков равнодушными, потому что это книги про то, что им понятно и интересно. Про них самих. К сожалению, современную литературу мои сверстники знают очень плохо, а если и читают, то только фэнтези и приключенческую литературу. А ведь именно литература может помочь нам развивать свои нравственные качества, решать личностные проблемы. Каким же изображают современного подростка писатели? Думающим, страдающим, сопереживающим, способным понять многие проблемы взрослых. Поэтому я и решила популяризировать произведения современных авторов, героями которых являются школьники, и познакомить с ними своих одноклассников.

Актуальность работы.

Каждому историческому времени соответствует свой литературный герой. Мои сверстники должны знать не только классическую литературу, но и современную литературу.

Цель исследовательской работы:

Познакомиться с произведениями современных писателей о детях и разработать меры по популяризации данных произведений среди сверстников.

Задачи:

1. Проанализировать произведения, герои которых являются моими ровесниками.

2. Определить нравственные уроки, которые можно вынести из этих произведений.

3. Составить план работы по популяризации современной литературы для детей и подростков.

Гипотеза исследования:

В произведениях писателей-современников изображены характеры героев - наших ровесников, и нравственные ценности, которыми они руководствуются, помогут нам вырасти высоконравственными людьми.

Необходимость решения перечисленных выше задач обусловила выбор методов исследования. В данной работе используются описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод, изучение и анализ литературы, опрос школьников.

Глава 1. Особенности темы детства в отечественной литературе
В Средние века внутренний мир ребенка еще не был освоен литературой. В литературе классицизма детские образы тоже не занимали сколько-нибудь значительного места. Исследователи отмечают, что XVII в. ознаменован «зарождением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности».
В эпоху Просвещения можно отметить появление интереса к детям в литературе. «Детские и юношеские годы занимают все больше места в просветительских автобиографиях и «романах воспитания», изображаясь как период формирования, становления личности героя. Только романтизм почувствовал детство не как служебно-подготовительную фазу возрастного развития, но как драгоценный мир в себе, глубина и прелесть которого притягивает взрослых людей.

В повести-сказке «Черная курица, или Подземные жители» (1828) А. Погорельский показывает самоценность детского возраста, богатство душевного мира ребенка, его самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей. Образ Алеши- главного героя повести - открывает целую галерею образов детей — в автобиографических повестях С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», Л.Н. Толстого «Детство», Н.М. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Со времени опубликования «Черной курицы...» одной из ведущих идей русской литературы стала главная мысль А.Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки. Чудесные произведения о детях писали в 19 веке И.С. Тургенев –рассказ «Бежин луг», В.Г. Короленко - «Дети подземелья». И даже в такие сложные исторические эпохи как революция, гражданская война, Великая Отечественная война эта тема не прервалась. В 1929 году написана повесть А. Гайдара «Школа», чуть позже повесть Кассиля. «Кондуит и Швамбрания».

В 40-50 годы события Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. Многие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих, погибающих от голода и обстрелов. Эти детские образы «становились символами самой жизни, уничтожаемой войной. Все знают произведения В.П. Катаева «Сын полка», Л. Кассиля — «Твои защитники», В. Богомолова «Иван».

О детях – участниках, героях и жертвах репрессий писал А. Приставкин в своей повести «Ночевала тучка золотая».

ГЛАВА 2.  Меняются времена, но не меняются ценности 
Главным открытием детской литературы ХХ в. стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Познание сложного духовного мира подростков всегда интересовало писателей. И потому тема детства и юности получила широкое распространение в литературе. В современной литературе эта тема освещена более широко, нежели в классических произведениях. В своём исследовании я буду рассматривать литературные произведения 21 века, посвящённые жизни подростков и молодежи.

Каков же портрет моего ровесника в художественной литературе? Он очень разный, как две стороны одной медали. Он может быть наивным, но искренним,  честным, благородным,   с горячим, любящим сердцем и ранимой  душой. Все же, отвечая на вопрос, мы можем сказать, что во все времена ценилось самое главное качество – быть настоящим человеком. Это значит быть добрым и честным, вежливым и заботливым, учиться у других, уметь прийти на помощь, уметь сопереживать, обладать чувством взаимопонимания, одним словом, быть личностью.

Образы детей в произведении Андрея Нехлюдова «Звезда по имени Алголь»

Андрей Геннадьевич Неклюдов родился в 1959 году в Череповце. С 1999 он член Союза писателей России. В 2012 году вышло его произведение для детей «Звезда по имени Алголь», куда вошли рассказы разных лет, отмеченные в 2006 году вторым местом на Международном конкурсе детской и юношеской художественной литературы им. А. Н. Толстого.

Открывает книгу одноименный рассказ, героем которого является Димка Колганов по прозвищу Калган, ученик 6 класса, который в одночасье стал знаменитым. Оказывается он очень много знает про звезды и космос, про галактические туманности, «чёрные дыры» и взрывы «сверхновых». чем и смог удивить и покорить своих одноклассников, а особенно одну из них. Но, к сожалению, на каждого гения найдется свой злой гений. Для Димки это Мишка Лихов, главный хохмач и задира в классе. Оказывается Димка, живущий мечтами о космосе, очень боится высоты. И вот уже одноклассники  не питают к Галилею прежнего уважения. «А самому Димке впервые в жизни небо показалось однообразным и скучным. С того дня звёздные каталоги, книги с планетами и туманностями на обложках лежали на Димкином столе неоткрываемые. «Чего стоят все мои познания, – с горечью думал Димка, – если я не способен залезть на крышу, чтобы найти звезду Алголь?..» [2,4]

И Димка совершает свой маленький подвиг, преодолев свой страх. Он стал чуть-чуть ближе к своей мечте. Звезды показались ему огромными и яркими.  У него было такое чувство, будто крыша плывёт вместе с ним, словно космический корабль, направляющийся прямо к звёздам. А двигала им, как и многими его сверстниками, любовь. Ведь лез на крышу, хотя никто его и не видел, чтобы доказать себе, что он достоин внимания Оли.

Шамахов, герой рассказа «Проклятье», обычный мальчишка-сорванец. Любит досаждать учителю географии Георгию Ивановичу, по прозвищу Проклятье. Учитель очень часто заставлял детей после очередных проделок писать самим замечания в свой дневник «Я такой-то… плохо вёл себя… на уроке географии. Прошу заняться… моим воспитанием».

Шамахов обиделся на учителя за то, что тот наказал его несправедливо, и решил ему отомстить. Он сделал надпись в классном журнале «Я плохо вёл урок географии. Прошу меня наказать», подделав подпись учителя. И конечно, об этом узнали. И, как не странно, от неминуемой расправы спас семиклассника все тот же учитель. С этого времени отношение к географу изменилось, мальчик получил хороший нравственный урок.

В рассказе «Вьюн» мальчишки постигают великие тайны жизни и смерти, дружбы и предательства, учатся любить животных. Дворовые мальчишки стали друзьями с бездомными животными. Вместе играли, вместе ходили в поход и купались, зимой собаки катали их на санках. И хотя родители героя-рассказчика дома не разрешали заводить животных, отсутствие их компенсировали четвероногие друзья. Все собаки быстро постигали премудрости игр, кроме Вьюна, который вечно всем мешал, а прогнать его было невозможно. И вот после очередного «предательства» во время игры в шпионов, дети разрешили охотникам выстрелить в бегающего вдалеке Вьюна, еще не осознавая, что он и вправду может умереть. «Я смотрел на тусклый глаз-студень, и мне было особенно горько оттого, что это сделал я. Не охотники, не картечина, а именно я, моя злая воля. Нет, хуже: моё предательство…». Навсегда останется в памяти мальчиков нелюбимая собака.

Разные сюжеты в рассказах Андрея Неклюдова, но все их объединяет одно- ребенок, переживая какие-то жизненные моменты, взрослеет, нравственно совершенствуется.

Юлька Озарёнок - аутсайдер или звезда?

Иная тематика повести Тамары Михеевой «Не предавай меня». Детский писатель Тамара Михеева родилась в 1979 году в уральском городе Усть-Катаве. Закончила Литературный институт им. А. М. Горького. В 2006-м году Тамара Михеева стала финалистом премии имени В. П. Крапивина, в 2007-м — лауреатом Национальной премии «Заветная мечта» за повесть «Асино лето», в 2008-м — лауреатом литературной премии имени С. В. Михалкова за сборник «Юркины бумеранги». Кроме того, в 2010 г. получила поощрительную награду конкурса имени Сергея Михалкова за повесть «Лёгкие горы».

Повесть «Не предавай меня» начинается словами:  «У вас в классе две звезды, четыре полу­звезды, два аутсайдера; а если есть хоть один аутсайдер [1], то этот коллектив нельзя назвать сплочённым, понимаете, Татьяна Викторовна? Нельзя. Класс у вас непростой, столько лидеров, почти все холерики. Тем более вам надо работать над сплочённостью, целост­ностью класса» [3, 1]. Так героиня повести, восьмиклассница Юлька Озарёнок, нечаянно узнала, что в классе она стала аутсайдером. Юлька, скромная, талантливая, воспитанная, хорошо учится и при этом в классе одинока. А как же лучшая подруга Аня? Как же друзья и приятели? Как же мальчик, в которого Юлька влюблена уже несколько лет? Дальше автор рассказывает о нескольких неделях жизни класса, где есть все: сомнение и неверие, интриги, подлость, предательство и даже пожар, но конечно, есть и первая любовь, и счастливые моменты. Юлька отчаянно пытается разобраться в своих чувствах, в отношениях с матерью и отцом, со своими одноклассниками. Кто не предаст? Кому можно довериться? Долгое время она могла доверять свои переживания только дневнику, который в классе, вырвав из Юлькиных рук, стали перекидывать от одного к другому и читали вслух. Юлька не смогла поступить иначе, она сожгла свой дневник прямо в классе на глазах одноклассников. Не все взрослые поняли девочку, но были люди, подставившие Юльку плечо: это учительница литературы, ее отчим и старший брат. Этот проступок Юли вскрыл нарыв в классе и все расставил по своим местам. Она наконец-то признала и полюбила себя, научилась доверять людям, поняла, что самооценка важнее любых тестов.

Повесть Эдуарда Веркина «Друг апрель»

Иван Аксентьев по прозвищу Аксён живет другой жизнью: с вечной пьяной и сварливой матерью, со старшим братом, драчуном, пьяницей и вором Чугуном. Он постоянно должен выживать, а еще и заботиться о младшем брате Тюльке. На взгляд читателя–жителя большого города эта жизнь ужасна и непонятна, а Аксёну и, в особенности, его семье – нормально и привычно.

Герой с самого юного возраста вынужден отвоёвывать себе жизненное пространство. Ещё в детском саду он берёт под защиту девочку и "сопровождает" её до старшего школьного возраста. Причём, чтобы обеспечить её "неприкосновенность" и благополучие, он готов на любые действия.
Одна отрада у главного героя – любовь. Свою Ульяну он защищает, оберегает, ждет и страдает, когда Ульяны нет рядом. Считает дни, минуты до встречи. Только она, по-моему, и спасает главного героя от засасывания в этот порочный круг, в эту трясину. И поэтому Аксён часто дерётся – надо отстаивать кусочек своёго, личного, чистого, примиряющего. В самом деле, не беседы же вести с людьми вроде Чугуна. Не поймут, засмеют, да и наваляют в ответ вдобавок. В книге ясно показано, насколько не важны социальные различия детям и как, к сожалению, это мировоззрение меняется по мере взросления. Играли, общались, даже перевоспитывали друг друга, а потом Ульяна незаметно отдалилась. "Он стоял на пороге, все пялились на него, а Улька уставилась в пол. Красная. Девочка, которая раньше была рыженькой, хихикнула снова. Он что-то сказал. Не туда попал, вот что. Не туда.
Иван отправился домой. Свернул к мосту. Развел костер, грел руки, дышал дымом. Хотелось драться. С кровью, мясом, до костей на кулаках. Очень. Аксён поддел пальцем цепочку, рванул. Цепочка сорвала кожу, но удержалась, Аксён рванул сильнее, серебро лопнуло, он размахнулся и швырнул подарок в реку, туда, к центральной колонне. Ей было стыдно. Она его стеснялась." [1, 34]В этот день Аксен понял, что он потерял свою любовь навсегда.
Меня не оставляет мысль, каким же сильным характером надо обладать, чтобы не скатиться на дно, когда окружающая обстановка подталкивает к этому. Аксён не только сам сумел выстоять, он еще по мере сил вытаскивал младшего братишку с неверной тропки. (И вытащил в итоге). 

Глава 5. Работа по популяризации современной литературы о детях и подростках.

Анализируя читательские предпочтения обучающихся 5-9 классов, мы выяснили, что регулярно читают художественную литературу только 67 % , из них 44 % читают, потому что задают на уроке литературы, и только 23 % читают, потому что нравится.(приложение 1) Из всех читающих никто не смог назвать современных нам писателей и произведения, которые были созданы в 21 веке. Поэтому можно сделать вывод, что современную литературу мои сверстники не знают. Также я проанализировала каталог современной литературы в нашей школьной и поселковой библиотеках и выяснила, что в наших библиотеках есть только классическая литература для детей и подростков, а из современной литературы на полках библиотек только фэнтези и развлекательная литература. Поэтому я обратилась в совет старшеклассников с предложением провести среди подростков школы работу по знакомству их с произведениями современных авторов о жизни подростков. Мною составлен план мероприятий, которые мы можем провести в школе (приложение 2), и список произведений детской литературы современных авторов (приложение 3). Работа клуба «Книгочей» должна изменить ситуацию в школе и заинтересовать моих сверстников современной русской литературой. Вместе с членами клуба мы будем проводить праздники книги, флешбуки, выставки книг, ярмарки, конкурсы чтецов и сочинений. Невозможно быть образованным человеком и не знать современную литературу.

Заключение

Я считаю, что современная детская литература живет и она поможет подростку найти нравственные ориентиры. Перечитывая строки произведений, я задумалась о своей жизни: правильно ли я определяю ценности? Мои жизненные взгляды изменились, и хотелось бы, чтобы мои друзья тоже прочитали эти книги, поняли, что их жизнь не так плоха, как им думается, и пересмотрели свое отношение к ней. Для многих сейчас телефоны, компьютеры и прочие навороченные гаджеты важнее, но истинной ценностью во все времена у подростков и детей должна оставаться дружба, именно она спасет нас в трудной ситуации. Мне хотелось бы сказать всем сверстникам: «Важно научиться преодолевать жизненные трудности, подавлять в себе всякое проявление зла, ненависти, подлости и жестокости – и этому можно научиться у героев книг, они для нас дают уроки человечности и доброты. Читайте книги!»

Список источников и использованнойлитературы:

1. Веркин Э. Друг апрель /Э. Веркин // Москва: Игра слов, 2011.

2.Неклюдов А. Звезда по имени Алголь / А. Неклюдов // Москва: Аквилегия-М, 2012

3.Михеева Т. Не предавай меня [Электронный ресурс] –URL:https://www.litres.ru/tamara-miheeva/ne-predavay-menya/?

4. Книги для подростков [Электронный ресурс] -http://readly.ru/genre/202/

Приложение 1

Приложение 2

План мероприятий по знакомству обучающихся с современной литературой

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Создание при совете старшеклассников литературного клуба «Книгочей»

Февраль 2019

Председатель Совета старшеклассников

2.

Подготовка буклетов «Новые авторы - современные книги»

Март-апрель 2019

Литературный клуб «Книгочей»

3.

Подготовка и проведение праздника «День детской книги»

Апрель 2019

Литературный клуб «Книгочей»,

учитель русского языка и литературы, библиотекарь

4.

Интерактивная выставка «Книжные развалы»

Май 2019

Болоткина Дарья

5.

Подготовка ежемесячных сменных выставок современной литературы для детей и юношества

Февраль 2019- май 2020

Библиотекарь, Болоткина Дарья

6.

Бюро литературных новинок

Июнь 2019, сентябрь 2019

Библиотекарь, Болоткина Дарья

7.

Флешбук «Книга, которая меня удивила»

Октябрь 2019

Литературный клуб «Книгочей»

8

Литературное ассорти «Книги-юбиляры, писатели-юбиляры»

Декабрь 2019

Литературный клуб «Книгочей», учитель русского языка и литературы, библиотекарь

9

Литературная ярмарка

Апрель 2020

Литературный клуб «Книгочей»

10

Конкурс сочинений и презентаций «Книгой с вами поделюсь»

Май 2020

Литературный клуб «Книгочей», учитель русского языка и литературы

Приложение 3

Список современной русской литературы о детях и подростках

1. Э. Веркин «Друг-апрель»

2. А. Неклюдов «Звезда по имени Алголь»

3. Т. Михеева «Не предавай меня»

4. Т. Михеева «Легкие горы»

5. Т. Михеева «Асино лето»

6.Т. Михеева «Дети дельфинов»

7.Т. Михеева «Островитяне»

8.Т. Михеева «Когда мы остаемся одни»

9. Дина Сабитова «Цирк в шкатулке»

10. Дина Сабитова «Где нет зимы»

11. Дина Сабитова «Три твоих имени»

12. Ю. Кузнецова «Выдуманный жучок»

Просмотров работы: 11258