Тайны колыбельных песен

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны колыбельных песен

Каторгина А.Е. 1
1МБОУ СОШ №2 г. Ливны
Дюжикова Л.Н. 1
1МБОУ СОШ №2 г. Ливны
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Песня матери – главная песня в мире,

Начало всех человеческих песен»5

Расул Гамзатов

Постановка проблемы:

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют их своим детям. Грустно, но в современном мире малыши всё чаще засыпают под звуки включенного телевизора. Оглянемся… Сколько младенцев засыпало под слова незатейливой песенки! Её пели прабабушки, бабушки, тётушки, сестры. В крестьянских семьях младенцев баюкала старшая сестра или мама. В богатые дома нанимали кормилиц, нянек, которые знали бесчисленное множество старых колыбельных песен. Это было давно. А что же сейчас? Насколько исполнение колыбельных песен необходимо сейчас? У современных мам всё расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас мамы, если и поют своему ребенку колыбельную песню, то только для того, чтобы уложить его спать. А чаще – вместо колыбельной просто ставят тихую музыку, или, как уже было сказано, ребенок засыпает под звук бормочущего телевизора. В современном мире, где магазины завалены всевозможными развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность и значимость колыбельной, как средства развития ребенка и общения с ним.

Актуальность проекта:

Недавно в нашей семье произошло радостное событие – родилась моя сестрёнка. Я обратила внимание на то, как ей нравится засыпать, слушая мамины колыбельные песни: она быстро успокаивалась и вскоре начинала смешно посапывать в своей кроватке… Мне стало любопытно: почему эти песни так называются? Какие колыбельные бывают? Чем они отличаются от других песен? И что же за магия таится в колыбельных песнях?

Я считаю, что проблема отсутствия колыбельных песен в современном мире актуальна и, хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И хочу доказать, что несмотря на то, что каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, значение колыбельных песен очень велико, ведь сколько существует мир, столько существуют мамы… столько существуют и колыбельные песни.

Цель проекта:

- выяснение значимости колыбельных песен и их роли в жизни ребёнка.

Задачи проекта:

- узнать больше о колыбельных песнях, изучить литературу по данной теме;

- выделить характерные черты колыбельных песен, раскрыть их значение;

- провести сравнительную характеристику сюжетов старинных и современных колыбельных песен;

- выяснить мнение детей и взрослых о значении колыбельных песен в жизни ребёнка методом анкетирования и опроса;

- собрать картотеку колыбельных песен.

Моя гипотеза:

«Я предполагаю, что ребёнок, слушавший колыбельные, раньше начинает говорить, чем ребёнок, который не слышал в младенчестве колыбельные песни, и если петь малышу волшебные напевы колыбельных, это будет положительно влиять на процесс засыпания и дальнейшее развитие ребёнка в целом»

Создание, изучение и анализ информационной базы.

Благодаря посещению библиотеки и поиску информации в сети Интернет я узнала, что название песен, которыми убаюкивают ребёнка – «колыбельные» идёт от основы «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же – зыбка, колыбель, коляска9. Собиранием колыбельных песен занимались известные фольклористы: А. Ветухов, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, Г.А. Барташевич12.

В народном обиходе встречалось и название «байка» (от «байкать» - качать, усыплять). Истоки колыбельной песни восходят к глубокой древности, по своей природе и функции они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье7.

Многие особенности колыбельных связаны с их основным предназначением – убаюкать ребёнка. Младенец, не понимая слов, воспринимает, в первую очередь, мелодию и близкий к биению сердца ритм, плавность и размеренность которых успокаивают его и постепенно погружают в сон. На это же нацелен и звуковой рисунок песен: частое повторение одних и тех же слов, большое число мягких звуков в словах колыбельных7. Через колыбельную песню происходило самое первое приобщение к родному языку. В народе дорожили песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко, мотив был однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий. Колыбельные песни каждая мама пела по-своему, что-то изменяя и добавляя. И колыбельная песня как бы рождалась заново. Сколько матерей, столько и песен12.

«Уже в 1-ый месяц жизни, - писал Г. Добряков, - ребёнок проявляет музыкальные восприятия ритма и мелодии; однако ему доступна лишь несложная ритмическая смена звуков»8.

А. Ветухов писал: «Мать своим врождённым чутьём поняла, что для ребёнка нужны именно песни… умиротворяющие, светлые и монотонные. Так создалась форма для колыбельных. Те же материнские чувства подсказали, какое должно быть содержание колыбельных песен; здесь же отражается всё, что есть в душе матери лучшего, возвышенного»2.

Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом нацелена успокоить ребёнка, убаюкать, способствует накоплению чувственных впечатлений, ведёт к восприятию человеческого голоса кК сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка. Через колыбельную песню ребёнок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможно познание мира, развитие мышления. Поэтому введение в них слов-понятий строго ограничено3.

Колыбельные песни пени матери, бабушки, няньки, укачивая младенца в колыбели или на руках. Знали они, что спокойный длительный сон – необходимое условие для здоровья и роста ребёнка. Но знали они также, что для развития необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней. Колыбельные приобщают ребёнка к человеческой речи, знакомят с окружающими его людьми, предметами, животными. Они содержат элементарные нравоучения, учат добру. Учёные считают, что колыбельные песни – основное средство воспитания в младенческом возрасте1.

Каждый стих в песне – новая динамическая картинка, что не случайно: ребёнок ещё не в состоянии долго удерживать в памяти образ или слово, поэтому мир колыбельной песни рисуется в виде стремительных движущихся существ или предметов.

Будучи формой воздействия на ребёнка, инструментом народной педагогики, колыбельная является ещё и песней матери, в которой она выражает свои чувства и переживания.

Колыбельная песня сродни заговорам, оберегам, в которых мать зовёт добрых СНА и ДРЁМУ, строгого УГОМОНА, страшного БУКУ7. Очень часто в колыбельных песнях мы встречаемся с мягким, пушистым котом, зовут его ночевать, ребёнка качать. В колыбельных не редко встречаются рассказы о животных. Весёлые зайцы, злой зубастый волчок. Героями колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего это голуби, или как из называют на детском языке – «гуленьки». В песнях рассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребёнка и думают о том, чем бы его накормить, напоить, утешить и порадовать3.

Исключительную по своему значению роль в колыбельных песнях играют различного рода повторы - синонимы, тавтологии, местоимения с предлогами и без11; повторы начальных слов и смежных стихов, звукоподражаний3.

С помощью ассонансов (повтор гласных) и аллитераций (повтор согласных) с основой на К, Т, СТ, Ч и т. п. колыбельные песни достигают редкого благозвучия3.

Ни один род поэзии, ни один жанр не имеет такого обилия уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ласка распространяется на всё, что окружает ребёнка, с чем он может соприкоснуться в жизни8. Ласкательные суффиксы получают даже слова, которые не могут вызвать добрых, радостных эмоций у ребёнка: «А то серенький волчок из-за кустика ползёт…». Вопреки законам русского языка, ласкательную форму приобретают даже глаголы: «Маленькому Васеньке спатеньки велят…»4.

Проанализировав тексты колыбельных песен, я пришла к выводу, что в них часто встречаются имена собственные. Использование собственных имён детей имеет большое психологическое значение.

Казалось бы все колыбельные одинаковы, они служат для того, чтобы усыпить ребёнка. Но оказывается, все колыбельные песни можно разделить на 3 группы10:

Фольклорные колыбельные – народные, те, которые передавались из поколения в поколение;

Современные, литературные – имеющие авторов (например, А.Н. Майкова «Колыбельная песня»);

Классические – написанные композиторами (например, Н.А. Римский-Корсаков «Тихо вечер догорает» из оперы «Садко»).

Народные колыбельные песни приобщают к родным мелодиям, в них описывается богатая и счастливая жизнь, прогнозы на будущее, есть призывы к небесным покровителям, описание опасностей, выражаются чувства и эмоции.

Но есть не только народные колыбельные, многие поэты также сочиняли колыбельные песни. Прослушивая и читая авторские колыбельные песни я пришла к выводу, что у литературной – более сложные слова, выражения, в них другой, замысловатый, ритм и мелодии. Думаю, такие колыбельные песни несут воспитательную функцию. В литературной колыбельной песне дети познают окружающий мир, в них есть атмосфера тепла и уюта6.

Классические колыбельные рассчитаны на подсознательное восприятие, на ощущения, фантазию.

Реализация проекта.

В ходе реализации проекта было проведено анкетирование среди ребят. Участвовали 72 ученика МБОУ СОШ №2 г. Ливны 9-10 лет. В результате мы видим, что пели колыбельные 69 (шестидесяти девяти) детям, не пели – 3 (троим). В большинстве случаев пели колыбельные ребятам мамы (48), папы – 3, бабушки – 18. А на вопрос «Для чего поётся колыбельная песня?» обучающиеся моей школы ответили следующим образом: усыпить малыша – 33, для хороших снов – 31, для развития – 5, «просто так» - 3.

Из вышесказанного я делаю промежуточный вывод: детям пели колыбельные в детстве, как правило это делали мамы, но бабушки тоже внесли немалую лепту. По результатам анкетирования мой вывод следующий – главное предназначение колыбельной песни в том, чтобы успокоить, убаюкать и создать атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша.

Этих данных я посчитала недостаточно исчерпывающими и провела соц.опрос среди родителей. Другими словами, я решила получить информацию по поставленной мною проблеме в разрезе поколений.

Участие приняли 26 родителей. Рассмотрим каждый вопрос по отдельности.

Колыбельные песни пели почти всем нашим будущим родителям. Пели их в основном их мамы (наши бабушки). В свою очередь наши родители своим детям пели колыбельные: часто – 19 человек, иногда – 6 человек и почти не пели – 1 человек.

По мнению родителей, колыбельные песни нужно петь до 2-3 лет – так ответили 12 человек, 4-5 лет – 11 человек, старше 5 лет – 3 человека. На вопрос «Для чего поётся колыбельная?» родители считают: чтобы усыпить малыша – 9 человек, для хороших снов – 12 человек, для развития – 4 человека, «просто так» - 1 человек.

Из этого я сделала вывод, что почти всем родителям пели колыбельные песни в детстве и пели в основном их мамы. Спустя годы они сами часто пели колыбельные своим детям. По мнению родителей нужно петь колыбельные песни до 5 лет. Как правило, родители пели колыбельные песни для хорошего сна малыша и чтобы он поскорее уснул.

Следующим этапом в реализации моего проекта стало посещение МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №5» нашего города. В старшей группе девочки показали мне, как они укладывают своих «малышей» на тихий час, и какие песни поют, убаюкивая их.

А воспитатель Миля Салаватовна показала библиотеку группы, где я увидела немало книг, в том числе и сборники колыбельных песен. Побеседовав с воспитателем, я пришла к выводу, что мы правы в рассуждениях и наш проект актуален, что «…колыбельные песни положительно влияют на малышей» - цитата.

Я рассказала ребятам, как важно петь колыбельные песни, об их влиянии на малыша и его сон. Некоторые моменты моего рассказа дети уже знали, что было особенно приятно.

Потом я зашла в младшую группу, где рассказала малышам, как надо баюкать куколку и спела колыбельную. Рассказала, почему надо петь колыбельные, про хороший сон. Девочкам понравилось.

Воспитатель младшей группы Наталья Анатольевна рассказала, как укладывает малышей на тихий час, и акцентировала внимание на том, что колыбельные песни являются неотъемлемой частью воспитания ребёнка.

После моего «выступления» девочки показывали своих любимых кукол и зверушек, которым будут теперь петь, а некоторые малышки даже пошли сразу пробовать уложить игрушку «новым», мною рассказанным, методом.

А моя мама сочиняет стихи и рассказы, и мы решили её колыбельную песню, сочиненную для нас, ее дочерей, также приобщить к моему проекту.

Пусть сладкий сон, как одеяло, накроет вас во тьме ночной…

И сонный голос я услышу: «Спой, мама… Спой…».

Спою я вам про лес и дали, про то как ветер там гуляет,

Про крик совы и ветра пенье – сказ мой…

Спою про барсука в норе, про голос манящий дельфина,

Про звон ручья, про хруст сучка, про жизнь вокруг, что столь красива.

О том как зверь ночной во тьме всё рыщет в поисках добычи,

И как ночная мышь зерно в траве густой пища всё ищет.

Я расскажу вам про фонтан, что пустит синий кит на воле…

О том, как соловей в лесу «на бис» исполнит трелью соло…

Спою о ярком свете дня, как солнце за гору садится,

Как будто в душу заглянув, вдали закатом загорится…

Во сне растут, давно известно… И мимо пусть летят года…

Прошу вас, вы не забывайте, малышки, маму никогда…

Каторгина Н.И.

«Матери — самые первоначальные поэты. Они зароняют зернышки в души своих сыновей и дочерей, а потом уж из этих зернышек вырастают и расцветают цветы»5.

Расул Гамзатов

Выводы.

Колыбельные песни играют в развитии мышления ребёнка значительную роль. В настоящее время это утверждение является доказанным научным фактом: существует прямая взаимосвязь интеллектуального потенциала человека с прослушиванием им в детстве колыбельных песен. По мнению доктора биологических наук психолога Виталия Леутина, песни через развитие речи ребёнка развивают его мозг, формируя связи между нейронами. Если мозг не развивается, возникает риск психопатологий.

Пение колыбельных песен перед сном влияет еще и на характер, душевное и физическое здоровье, психологическую устойчивость в настоящем, а в последствии, и в будущем.

Колыбельные песни – это первые уроки родного языка. Они развивают память, слух, помогают овладеть речью, понимать её содержание.

Образы персонажей колыбельных песен тесно связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми особенностями мира. А эта информация в свою очередь пробуждает генетическую память ребёнка, по мнению доктора филологических наук Ирины Карабулатовой, изучавшей долгое время колыбельный фольклор народов Сибири7.

В результате, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.

И в заключение, малыши, которые в детстве по какой-то причине не имели возможности слушать волшебные напевы матери, вырастают более замкнутыми и эгоистичными. На востоке по этому поводу даже есть поговорка. Там о недобрых людях говорят, что «мама им в детстве не пела колыбельных песен».

Продуктами проекта стали сборники русских народных колыбельных песен и авторских колыбельных песен, которые мы передадим в нашу школьную библиотеку.

Список используемых ресурсов:

1) Белоусов А. Ф., Головин В. В., Кулешов Е. В., Лурье М. Л. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Т. 1. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. — С. 215–243.

2) Ветухов А.В. Народные колыбельные песни//Этнографическое обозрение. - Москва : т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1892. — 131-154, 127-142, 96-115 с.

3) Детская литература: учебник для вузов / под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 532 с. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный.

4) Виноградов Г.С. Детский народный календарь. - Иркутск: Вост. Сиб. отд. Русск. геогр. о-ва, 1924. - 34 с.

5) Гамзатов Р. Мой Дагестан : [Повесть]. Кн. 1-я и 2-я / Расул Гамзатов; Перевод с авар. В. Солоухина. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1985. - 439 с.

6) Капица О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О. И. Капица. - Ленинград: Прибой, 1928. - 15 с.

7) Карабулатова И.С. Территория детства как этнолингвокультурный феномен: заговоры, обряды и колыбельные народов Тюменской области / Карабулатова И. С., Ермакова Е. Е., Зиннатуллина Г. И.; Федер. агентство по образованию, М-во образования и науки Рос. Федерации, Тюм. гос. ун-т, Ин-т гуманит. исслед. - Тюмень: Экспресс, 2005 - 258 с.

8) Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2101 «Рус. яз. и лит.» / М. Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. – 239с.

9) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. – 944с.

10) Радынова О.П. Народные колыбельные песнислушаем и поем: Учеб. пособие к программе "Музыкальные шедевры" - М.: Гном и Д, 2001. - 64 с.

11) https://ru.wikipedia.org/wiki/Детский_фольклор

12) https://studopedia.info/1-76137.html

Просмотров работы: 221