Родные языки учащихся МОУ СОШ №2 п. Спирово Тверской области

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Родные языки учащихся МОУ СОШ №2 п. Спирово Тверской области

Лихачев И.Д. 1
1МОУ СОШ №2 п. Спирово
Галимович С.В. 1
1МОУ СОШ №2 п.Спирово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На территории поселка Спирово и Спировского района проживают люди различных национальностей: русские, карелы, чеченцы, аварцы, украинцы, цыгане, белорусы и др. Между собой они разговаривают на русском языке, и нетрудно предположить, что постепенно они перестают чувствовать потребность в родном языке. Также и русские люди перестают заботиться о сохранении богатства и чистоты своего родного языка. Но родной язык – это связь человека с его предками, народом, историей, это особое отношение к миру. Нельзя не согласиться с Петром Андреевичем Вяземским, который сказал:

Язык есть исповедь народа:

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

Значит, чтобы лучше понять самих себя, свою душу, мы должны быть внимательнее к своему родному языку. А чтобы лучше понять человека, владеющего незнакомым языком, нужно и к этому языку быть внимательнее.

Объект моегоисследованияродной язык. Предмет исследования – родные языки учащихся МОУ СОШ №2 поселка Спирово. Цель работы – вызвать интерес учащихся нашей школ к своему родному языку и родным языкам одноклассников.

Задачи:

Провести среди учащихся анкетирование «Мой родной язык».

Собрать сведения о языках, выявленных при анкетировании.

Обобщить собранные сведения в таблицах и диаграммах.

Составить словарик приветствий на выявленных языках.

Результаты исследования могут быть полезны всем интересующимся языкознанием, а также неравнодушным к проблеме сохранения языков.

Глава 1. Родные языки россиян

Родной язык – это язык, усвоенный человеком, обычно от родителей, с детства («язык колыбели»). Впоследствии человек может усвоить другой язык, который и станет для него основным средством общения. Но первый язык всегда остается родным и потому особенно любимым.

Родной язык один из основных признаков национальной принадлежности человека. Даже те, кто не владеет своим национальным языком, продолжают считать его родным. (3)

В настоящее время в России насчитывается 151 язык. Около 100 языков принадлежат народам, которые жи­вут на тер­ри­то­рии Рос­сии и не име­ют государственных об­ра­зо­ва­ний вне Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Вследствие миграционных и других процессов в России проживают также носители языков, являющихся офи­ци­аль­ны­ми в других го­су­дар­ст­вах.

Язы­ки на­ро­дов Рос­сии раз­ли­ча­ют­ся по нескольким признакам.

Генетическая принадлежность язы­ка – это его принадлежность к определенной языковой семье. Языки на­ро­дов Рос­сии при­над­ле­жат к семи язы­ко­вым семь­ям: ин­до­ев­ро­пей­ской, ал­тай­ской, ураль­ской, чу­кот­ско-кам­чат­ской, эс­ки­мос­ско-але­ут­ской, ени­сей­ской и се­ве­ро­кав­каз­ской.

Типология язы­ка – это отнесение его к определенному типув зависимости от его структуры.

Морфологически языки делятся на синтетические и аналитические. В синтетических языках лексическое и грамматическое значения объединены в одном слове, грамматические значения выражаются формами самих слов, в аналитических - при помощи служебных слов.

Синтетические языки в свою очередь делятся на агг­лю­ти­на­тив­ные и флек­тив­ные.

 В агглютинативных языках при словоизменении служебные морфемы словно приклеиваются к самостоятельной основе (лат. «agglutino» - «приклеиваю»). При этом каждая морфема несет только одно значение (например, значение множественного числа). Средством создания единства многоморфемного слова часто служит гармония гласных - уподобление гласных присоединяемых частей гласным корня.

Во флективных языках словоизменение происходит с помощью флексий, несущих не одно, а сразу несколько значений (например, род, число, падеж в одном окончании). Флективные языки также называют фузионными (лат. «fusio» - «плавлю металл»). (4)

По на­ли­чию или от­сут­ст­вию пись­мен­но­сти и пись­мен­ных тра­ди­ций язы­ки на­ро­дов Рос­сии под­раз­де­ля­ют­ся на пись­мен­ные (ста­ро­пись­мен­ные, мла­до­пись­мен­ные) и бес­пись­мен­ные.

В соответствии с правовым статусом языки России бывают государственными, официальными, титульными, языками коренных малочисленных народов.

В Рос­сии 37 языков имеют статус государственных, на 18 языках ведется преподавание в школах. (1)

Языки имеют разную степень сохранности и жизнеспособности. В издании ЮНЕСКО «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» указывается, что в России 121 язык в той или иной степени уязвим. По экспертной оценке Института языкознания РАН за 2018 год, в России 18 языков находятся на грани исчезновения. Институт отмечает, что за последние полтора века на территории РФ исчезли 14 языков. (2)

Важность сохранения языков осознается сейчас во всем мире. 2019 год был объявлен ООН Международным годом языков коренных народов, а десятилетие с 2022 по 2032 год – Международным десятилетием языков коренных народов. С 2000 года ежегодно 21 февраля проводится учрежденный ЮНЕСКО Международный день родного языка.

Глава 2. Исследование родных языков учащихся МОУ СОШ № 2 п.Спирово

2.1. Результаты анкетирования по теме «Мой родной язык»

В декабре 2019 года мною было проведено анкетирование среди учащихся 2 «А», 6 «А», 7 «Б» и 8 «А» классов нашей школы. В нем приняли участие 87 человек. В анкете были следующие вопросы:

Как называется язык твоего народа?

Говорят ли в твоей семье на родном языке?

Говоришь ли ты на родном языке?

Знаешь ли ты песни, пословицы, игры на родном языке?

Читаешь ли ты книги на родном языке?

Знаком ли ты с традициями своей национальной культуры (знаешь обычаи, праздники)?

70 человек назвали родным русский язык и на вопросы №№ 2- 6 ответили утвердительно. 7 человек назвали родным чеченский, 6 – карельский, 3 – аварский языки. Языки армянский, лезгинский, немецкий, пакистанский (урду), украинский, чувашский признали родным по одному человеку. 5 человек указали два родных языка: русский и национальный. Ответы на вопросы №№ 2- 6 относительно нерусских языков были различными. Таким образом, всего было выявлено 10 различных родных языков. Результаты анкетирования представлены в Приложении 1.

Выявленные при анкетировании языки принадлежат к четырем из семи языковых семей, характерных для территории России. Русский, украинский, немецкий, армянский языки и урду принадлежат к индоевропейской языковой семье; чеченский, аварский и лезгинский - к северокавказской; карельский язык – к уральской; чувашский – к алтайской.

2.2. Языки индоевропейской семьи

2.2.1. Русский и украинский языки

Русский и украинский языки, вместе с белорусским, составляют подгруппу восточных языков, входящую в состав славянской группы индоевропейской языковой семьи.

Типологически эти языки относятся к синтетическим флективным языкам.

Общим предком русского и украинского языков является древнерусский язык – язык восточных славян в период примерно с VII—VIII по XIV—XV века. В основе письменности обоих языков лежит кириллица. Годом рождения славянской письменности считают 863 г., когда солунские братья Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку и перевели несколько богослужебных книг с греческого на славянский язык.

Русским языком владеют 300 млн. человек по всему миру, это один из мировых (глобальных) языков. По численности говорящих он занимает пятое место в мире после китайского, английского, хинди и испанского. Общее число говорящих в мире на украинском языке, по разным оценкам, составляет от 36 до 45 млн человек.

Как по числу носителей языка, так и в географическом отношении русский язык - самый распространенный язык Европы. Украинский язык распространён главным образом на территории Украины.

Русский язык является родным для 130 миллионов граждан Российской Федерации, 26,4 миллиона жителей республик СНГ и Балтии и почти для 7,4 миллиона жителей стран дальнего зарубежья.

На Украине родным украинский является для 31 971 тыс. украинцев и 328 тыс. русских. В России украинский язык занимает 7 место по числу носителей (1,1 млн. человек).

Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Он имеет статус официального языка также в некоторых странах СНГ. Украинский язык - единственный государственный язык Украины.

По оценке ЮНЕСКО, русский и украинский языки находятся в безопасности, то есть передача этих языков между поколениями не нарушена.

2.2.2. Немецкий язык

Немецкий язык относится к западной подгруппе германских языков индоевропейской семьи.

По своей морфологической структуре немецкий язык относят к флективно-аналитическим.Например,в имени существительном в самом слове выражается его лексическое значение, а грамматическое значение (род, число, падеж) выражается в артикле. Но глаголы и прилагательные изменяются синтетически, то есть грамматическое значение выражается при помощи окончаний.

Письменность немецкого языка основана на латинском алфавите.Древнейшие памятники письменности относятся к VIII веку.

Около 130 миллиона человек говорят на немецком языке, для 100 млн. из них это родной язык. Немецкий язык является самым распространенным языком в Европейском Союзе и официальным языком в семи странах (Германия, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, Бельгия, Италия, Люксембург). В 42 странах проживают 7,5 млн. человек, которые относятся к германоязычному меньшинству. В России этнические немцы проживают в Европейской части, Сибири, в Поволжье.

В России сформировался особый диалект немецкого языка на основе говоров первых поселенцев, прибывших в Россию при Екатерине II из 44 местностей Германии.  Он сложился под влиянием всего многообразия диалектов немецкого языка, литературного немецкого языка из книг религиозного содержания, а также окружающей русской языковой среды.

2.2.3. Армянский язык

Армянский язык в индоевропейской языковой семье выделяется в особую армянскую ветвь. В течение своей истории армянский язык соприкасался с разными языками и испытал на себе их влияние.

В армянском языке преимущественно агглютинативная морфология с элементами аналитизма.

Это один из древнеписьменных индоевропейских языков. Современный армянский алфавит создан армянским ученым и просветителем Месропом Маштоцем в 405 году н. э. Его перевод Библии на «классический» национальный язык стал одним из первых памятников армянской письменности. Армянский – государственный язык Армении.

2.2.4. Урду

Урду́ - язык индоевропейской семьи индоарийской группы, возник в возник в XIII веке.

В лингвистике урду обычно считается единым с языком хинди, и оба эти языка обозначают общим названием «хиндустани».

В мировом масштабе от 40 до 60 миллионов человек считают язык урду родным, количество владеющих языком, в том числе и как вторым, около 100 млн. Большинство носителей проживают в Индии и Пакистане.

В Пакистане, несмотря на небольшую долю лиц, для которых урду является родным (всего около 7 % от населения страны), этот язык имеет официальный статус. В Индии на урду говорит главным образом мусульманское население, здесь это один из 22 официальных языков страны.

Письменность урду основана на арабско-персидской графике, но молодое поколение носителей урду на западе предпочитает латиницу, которая стала широко применяться со времен британского правления.

Урду - государственный язык Исламской Республики Пакистан (наряду с английским), один из основных литературных языков Индии.

2.3. Северокавказские языки

2.3.1. Чеченский язык

Чеченский язык входит в группу нахских языков  нахско-дагестанской ветви северо-кавказских языков.

Чеченский язык распространён в Чеченской республике, Республикe Ингушетии, пяти районах Дагестана и в одном районе Грузии. По переписи 2010 года, число говорящих на нём в России составляло 1 354 705 человек.

Это государственный (наряду с русским) язык Чечни и один из государственных и литературных языков Дагестана.

Известно, что в VIII—XII веках письменность чеченского языка была грузинской. В XIX веке с распространением ислама утвердилась арабская письменность, которой записаны тексты чеченских летописей «Тептаров». С 1862 года существовала чеченская письменность на кириллице, не получившая большого распространения. В 1925 году была введена письменность на латинской основе. В 1938 году её сменила кириллица, действующая по настоящее время. В 1990-е годы была предпринята попытка восстановить латинизированный алфавит.

Чеченский язык отличается от европейских языков количеством звуков.В нем 44 гласных звука и, в зависимости от диалекта, от 40 до 60 согласных.

Морфологическая система агглютинативно-флективная.

2.3.2. Аварский язык

Аварский язык — язык аваро-андийской группы нахско-дагестанских языков.

Аварский язык распространён среди аварцев, живущих в Дагестане, на севере Азербайджана, северо-востоке Грузии и в Турции. Число говорящих на аварском языке в России — 715 297 чел. (2010).

Это язык агглютинативный с элементами флективности, синтетический с элементами аналитизма (использование послелогов и вспомогательных глаголов).

Аварские диалекты подразделяются на северную и южную группы и расходятся так сильно, что часто между их носителями отсутствует взаимопонимание.

Не позднее XV века в Аварию проникает арабское письмо, но лишь во 2-й половине XIX — начале XX вв. оно получает широкое распространение. Первый вариант аварской письменности на кириллической основе был создан П. К. Усларом в 1861 году в Тифлисе. В 1928 году было принято решение о переводе аварского языка на латиницу, а в 1938 был введён новый алфавит на русской графической основе. В «Атласе языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» имеет статус «уязвимый».

2.3.3. Лезгинский язык

Лезгинский язык относится к  нахско-дагестанской ветви   северокавказских языков. Язык лезгин, живущих в южной части Дагестана и на севере Азербайджана. Один из государственных языков Республики Дагестан. В Российской Федерации лезгинским языком в 2010 году, по данным переписи, владело 402 173 человек.

До 1928 ис­поль­зо­ва­лась пись­мен­ность на арабской гра­фической ос­но­ве, за­тем на ла­тин­ской, а с 1938 – на рус­ской.

В издании ЮНЕСКО «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» лезгинскому языку был присвоен статус «Уязвимый».

2.4. Карельский язык

https://www.krugosvet.ru/enc/narody-i-yazyki/karelskiy-yazyk

Карельский язык относится к прибалтийско-финской группе уральской языковой семьи. Морфологически этот язык принадлежит к агглютинативному типу. Широко представлены аналитические способы выражения грамматических значений.

Носители карельского языка проживают в Финляндии, в России (в Республике Карелия, в Тверской, Ленинградской, Новгородской и Мурманской областях).Всего в мире насчитывается 35,6 тысяч говорящих на карельском языке, 25,6 тысяч из них - россияне.

На тверских землях финноязычные народы, в том числе и карелы, появились в ходе переселения, которое стало массовым после поражения России в русско-шведской войне (1610—1617) и заключения в 1617 году Столбовского мирного договора. Власти Швеции пытались насильно переводить новых подданных из православной веры в протестантизм, и православные карелы искали защиты на русских землях царя Алексея Михайловича, пустовавших вследствие голода и разорений периода Смутного времени.

В настоящее время в Тверской области карелы проживают в Лихославльском районе, Твери, Спировском, Рамешковском, Максатихинском и Калининском районах. По данным переписи 2010 года, в Спировском районе карелами себя назвали 978 человек. С 1997 года действует Национально-культурная автономия тверских карел, поддерживающая сохранение языка и культуры тверских карел.

В целом письменность начала развиваться только в XIX веке. Первая печатная карельская книга – «Евангелие от Матфея» - была издана в 1820г. Автором перевода Евангелия на карельский язык с русского был священник села Козлово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии Григорий Ефимович Введенский. В книге использовался кириллический алфавит. Впоследствии в книгопечатании на карельском языке были периоды использования и кириллического, и латинского алфавита.

С 1989 года в России для карельского языка утвержден латинский алфавит.

Карельский язык используется как средство бытового общения в сельской местности; большинство карел двуязычны. Карельский язык имеет статус регионального в Республике Карелия и статус языка национального меньшинства в Финляндии.

В «Атласе языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО карельский язык классифицируется как находящийся под угрозой.

2.5. Чувашский язык

Чувашский язык относится к тюркской ветви алтайской языковой семьи и является единственным живым языком булгарской группы. Это национальный язык чувашей, государственный язык Чувашской Республики. Распространён в Чувашии, Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской областях, а также в некоторых других областях, краях и республиках Урала, Поволжья и Сибири. В Чувашской Республике является государственным языком (наряду с русским).

Число говорящих на чувашском языке в России — около 1,04 млн человек (перепись 2010 года).

Чувашский язык относится к языкам агглютинативного типа.

С XVIII для записи чувашской речи использовался русский алфавит без добавления специальных букв, с 1871 года алфавит был адаптирован для записи чувашской речи. Чувашский алфавит на основе латиницы также существует, но алфавит чувашского языка как государственного языка Чувашской Республики строится на графической основе кириллицы.

В издании ЮНЕСКО «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» чувашскому языку присвоен статус «под угрозой».

Заключение

Итак, в результате исследования было выяснено, что родные языки учащихся МОУ СОШ № 2 поселка Спирово принадлежат четырем различным языковым семьям. Пять языков из выявленных при опросе относятся к индоевропейской языковой семье (русский, украинский, немецкий, армянский и урду), три к северокавказской (чеченский, аварский и лезгинский), карельский язык – к уральской и чувашский – к алтайской языковой семье.

Количество говорящих на выявленных языках индоевропейской семьи исчисляется миллионами человек в мире, эти языки находятся в безопасности. Языки других семей представлены в основном на территории России и количество говорящих на них исчисляется тысячами. Северокавказские языки, по классификации ЮНЕСКО, имеют статус уязвимых, у чувашского и карельского языков более серьезный уровень опасности – под угрозой.

Выявленные языки относятся лингвистами к разным морфологическим типам. Русский и украинский языки – синтетические флективные, армянский и чувашский – синтетические агглютинативные, урду – аналитический язык. Остальные языки относятся к смешанному морфологическому типу.

Среди наших языков есть старописьменные и младописьменные. Самая древняя письменность – армянская, она известна с V в. Чеченская, аварская, лезгинская и карельская письменность относятся к ХIX в. Урду пользуется арабско –персидским письмом, немецкий и карельский – латиницей, славянские языки, кавказские и чувашский – кириллицей. У многих народов зарождение письменности связано с необходимостью перевода на родной язык религиозных текстов.

Наши родные языки имеют статус государственных: русский в Российской Федерации, украинский – на Украине, армянский – в Армении, немецкий – в Германии, урду – в Пакистане. Аварский, лезгинский, чеченский – государственные языки Республики Дагестан. Чеченский также – государственный язык Чеченской Республики, а Чувашский – государственный язык Чувашской Республики. Карельский язык – региональный и титульный, но не государственный язык Республики Карелия.

Проводя свое исследование, я узнал много нового о родных языках учащихся нашей школы. Очень интересно было составлять словарик благодарности на наших родных языках. Для работы мне понадобились знания по лингвистике, социолингвистике, истории, географии. Оказалось, что в области изучения языков много спорных вопросов. Например, не все ученые признают существование единой северокавказской языковой семьи.

В работе я привел только самые основные сведения о языках, их распространении, об истории их письменности. Исследование молжно продолжать и углублять в различных направлениях. Очень важно, чтобы наши родные языки продолжали жить.

Источники

1. Алексеев М.Е. Языки народов России https://bigenc.ru/text/3040752

2.Писанко Н. Атлас языков под угрозой https://www.kommersant.ru/doc/3917586

3. Словарь социолингвистических терминов https://sociolinguistics.academic.ru

4. Юнциклопедия. Раздел «Филолог» https://yunc.org

5. Языки мира: Кавказские языки. - М., 1999. http://www.philology.ru/linguistics4

Приложение 1. Результаты анкетирования

Родные языки учащихся МОУ СОШ № 2 п. Спирово.

Два родных языка – 5

Нерусские родные языки учащихся МОУ СОШ № 2 п. Спирово.

Степень владения родным языком учащимися МОУ СОШ № 2 п. Спирово.

Языки

Всего

В моей семье говорят на родном языке

Я говорю на родном языке

Я знаю песни, пословицы, игры на родном языке

Я читаю книги на родном языке

Я знаком с традициями своей национальной культуры

русский

70

70

70

70

70

70

чеченский

7

7

7

7

4

7

карельский

6

6

2

3

1

6

аварский

3

2

2

1

1

3

армянский

1

1

       

лезгинский

1

1

     

1

немецкий

1

         

украинский

1

1

1

1

1

1

урду

1

1

1

1

1

1

чувашский

1

         
Просмотров работы: 30