Своеобразие воплощения образа учителя в повести М.С. Аромштам «Когда отдыхают ангелы»

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Своеобразие воплощения образа учителя в повести М.С. Аромштам «Когда отдыхают ангелы»

Новицкая М.С. 1
1МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова города Кузнецка Пензенской области
Злодеева Н.В. 1
1МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова города Кузнецка Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

«Школьная тема» всегда привлекала внимание читателей и исследователей. В таких произведениях писатели раскрывают проблемы, близкие подросткам, в частности: взаимоотношение подростков, детей и родителей, взаимоотношение учителей и учеников.

В современной отечественной литературе образ учителя мы встречаем, например, в книгах Н. Соломко «Белая лошадь – горе не моё», А. Жвалевского и Е. Пастернак «Хочу в школу» и др., М. Гончаровой «…щинят и каникулов», В. Благова «Сезон несбывшихся желаний» и др. Высоких литературных наград была удостоена повесть М. С. Аромштам «Когда отдыхают ангелы». В России произведение было отмечено премией «Заветная мечта». А в Европе повесть стала одной из «Белых ворон-2011» [6].

В сети Интернет мы познакомились с интерактивным плакатом данной книги, содержащим все отзывы учителей о ней [4]. Вот один из отзывов: «Люди не ангелы, люди несовершенны и быть иными просто не могут. Но всякий добрый поступок человека радует его ангела. Любить всех, наверное, для людей невозможно. Но если бы мы могли быть просто добрыми, то позволили бы нашим ангелам хоть немного отдохнуть.

Школа очень сложная тема. В школе встречаются самые разные люди, дети и взрослые. Все они приходят не из пустоты. У всех есть своя жизнь со всеми её сложностями, накладывающая отпечаток на человека. И как же это трудно, почти невозможно, понимать всех и принимать такими, какие они есть, и любить!

Школа это система. Она устанавливает рамки и стандарты, предъявляет требования. Нужно уметь учиться и работать в коллективе и жить в обществе. Нравится нам это или нет, но быть от общества с его правилами, от системы невозможно. Однако в любом сообществе важно оставаться человеком, высоко нести именно человечность.

Книга очень насыщена, это сгусток переживаний. Повод для трудных размышлений. В начальной школе дети идут именно к первой учительнице. Заложенное ею остаётся на всю жизнь. В книге изображён идеал. А может ли человек, пусть очень добрый, забыть на работе разом обо всём и жить только своим классом, своими маленькими питомцами? Я считаю, это невозможно. Потому что учитель всего лишь человек, и предъявлять к учителю неразумно завышенные требования это тупиковый вариант. Понять человека может только человек.

Рекомендую книгу старшеклассникам и взрослым людям. Школа не оторвана от общества, она отражает проблемы общества…»

Заинтересовавшись отзывами и рецензиями читателей, мы решили исследовать данное произведение, а именно рассмотреть особенности создания образов учителей.

Ограниченное количество литературно-критических материалов, посвящённых характеристикам образов учителей в данном произведении, обращение к потребностям современного читателя делает данное исследование актуальным.

Объект исследования – повесть М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы».

Предмет исследования– образы учителей в повести М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы».

Гипотеза исследования: каждый учитель – индивидуальность со своими неповторимыми чертами характера и отношением к детям.

Основная цель работы – рассмотреть особенности воплощения образа учителя в повести М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы».

Цель обусловила ряд задач:

– проследить творческую эволюцию образа учителя в литературе;

– охарактеризовать героинь повести;

– выявить традиционное и новаторское в создании образов учителей в повести современной писательницы.

Методы исследования:

– изучение и анализ литературно-критических материалов по данной проблеме;

– наблюдение над литературными явлениями (обзор произведений на «школьную тему»);

– сравнительно-сопоставительный (сравнительно-сопоставительная характеристика героинь повести М. Аромштам);

– обобщение (формулировка выводов).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Образу учителя в отечественной литературе во все времена уделялось большое внимание, так как во все времена за учителем была роль будущего страны.

Комично изображены образы домашних учителей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

По необходимости мать нанимает Митрофану учителей – согласно новому указу государыни дворяне должны иметь образование, иначе они не смогут служить. И вот, скрепя сердце, юный герой занимается «науками». Важно, что у него даже не возникает мысли о пользе собственного просвещения. Одну лишь выгоду ищет он в образовании, которое дается этому герою с превеликим трудом. Учителя у недоросля под стать ему. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман – все они не имеют к настоящим знаниям никакого отношения. Эти псевдопреподаватели дают Митрофану убогие обрывочные знания, но и те он запомнить не в состоянии. Фонвизин рисует комичные картины обучения молодого Простакова, но за этим смехом стоит горькое негодование драматурга - такие недоросли, которых учат такие учителя, будут определять будущее России!

Благодаря образам иностранцев-учителей, внесценических персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», можно сделать выводы об отношении фамусовского общества к просвещению и воспитанию, о качестве этого воспитания, о подражании всему иноземному. «Старушка-золото» мадам Розье, несмотря на «редкие правила», «за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила». А танцмейстер, «подбитый ветерком», и ментор Чацкого и Софьи со «всеми признаками ученья» (халат, колпак и указательный перст) производят комичное впечатление. Какое образование могли дать такие люди? Чему они могли научить? Они лишь внушали страсть к французским бульварным романам, далеким от жизни, танцам и всевозможным порядкам. А в итоге – картина «пустого, рабского, слепого подражанья» внешним атрибутам культуры Запада, о котором говорит Чацкий и которое видит в Москве «французик из Бордо».

Так же, как у фонвизинского Митрофана, невежествен учитель Петруши Гринёва, героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». У Митрофана учитель – бывший кучер, у Петруши – бывший парикмахер.Иронично описание «урока» месье Бопре, во время которого Петруша был «занят делом» – изготавливал бумажный змей из географической карты. Пушкин не скрывает темных сторон старого Гринева: его самовластных привычек, его сурового, несколько деспотического обращения с семьей и с крестьянами, его наивного и невежественного взгляда на просвещение и науку, благодаря которому он мог принять за образованного педагога даже Бопре.

В литературе XX века образ учителя меняется. Это уже не комическая фигура. Литература прошлого века наделила учителя высокими моральными качествами, Новое время требовало грамотных, образованных людей, способных поднять страну после войн, переворотов, эпохальных событий. Таких людей должны сформировать учителя. Образ педагога в литературе данного этапа в большинстве случаев оценивается как положительный.

В рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутина создан образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Учительница отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она все, же перевернула, отогрела душу мальчика.

С любовью и теплотой рассказывает об учителе В.П. Астафьев в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Евгений Николаевич самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню и Овсянскую школу. На собственные деньги учитель приобрел мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», благодаря чему у школьников появились тетради и карандаши. Этот вежливый, доброжелательный человек завоевал уважение и любовь как своих учеников, так и односельчан. Герой-рассказчик вспоминает случай в лесу, когда учитель бросился защищать своих учеников от змеи, хотя первый раз ее видел, и представления не имел, как от нее обороняться. «А я таким вот и помню деревенского учителя, – пишет Астафьев, – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

С благодарностью вспоминает своего учителя Ф. Искандер в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»: «…мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». Учитель вооружал учеников мощным жизненным орудием: смех помогал и помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.  

Итак, образ учителя в процессе развития историко-литературного процесса претерпевал творческую эволюцию.

ГЛАВА 2. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПОВЕСТИ М. АРОМШТАМ «КОГДА ОТДЫХАЮТ АНГЕЛЫ»

2.1 Образ Татьяны Владимировны

«Все могло бы сложиться иначе, если бы у меня был папа. Мама тогда могла бы с ним посоветоваться. Посоветовалась бы – и не отдала меня учиться к Татьяне Владимировне», – так начинается повесть М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы», повествование в которой ведётся от лица девочки Алины и её школьной учительницы Марсём.* Дневниковые записи, которые ведёт Алина, позволяют заглянуть в душу юной героини и увидеть в ней совсем не детские страсти.

Татьяна Владимировна – первая учительница девочки, которую, по правилам, надо любить. Но девочка с Татьяной Владимировной сразу же «не сошлись характерами».

Дневниковые записи Алины раскрывают впечатление первоклассницы от первого школьного дня.

Писательница не даёт развёрнутого портрета Татьяны Владимировны: ученица отмечает лишь «говорящие» детали внешности своей первой учительницы: «Татьяна Владимировна… была красивой, в модной кожаной юбке и с ногтями, выкрашенными маленькими оранжевыми квадратиками». Учительница не замечает в детях их индивидуальности, главное для неё – «стараться быть аккуратной, тогда всё будет получаться красиво».

Например, эпизод, когда девочка не захотела рисовать цветы в воображаемой вазе, когда её цветы стоят в ведре. «Я посмотрела на доску и поняла, что не хочу так рисовать. Почему я должна рисовать вазу, если мой букет сидит в ведре?.. Я решила нарисовать огромное ведро – такое большое, чтоб цветы не чувствовали тесноты. И у них должно было быть много-много лепестков – не три, не четыре, а бесконечное множество – будто это вспышки далёких звёзд». Для Алины астры, выращенные мамой, были не просто знаком внимания, а имели скрытый смысл «звезды» как символа радости и творчества, ожидания чуда. А оно не случилось! Поэтому девочка и сделала вывод, что с учительницей «она не сойдётся характером».

Эта страница дневника даёт нам возможность понять, что учительница не заметила незаурядности натуры своей ученицы, её особого творческого зрения, детского мироощущения, эмоциональной яркости переживаний. Уже в первом классе ученица проявляет своё личностное начало, свою творческую индивидуальность.

Ещё одна сюжетная ситуация – урок рисования, на котором дети рисовали неваляшку. Девочка быстро справилась с заданием, но взглянув на свой рисунок, поняла, что нарисованной неваляшке одиноко, «ей даже поговорить не с кем». И тогда она нарисовала рядом с ней ещё двух – «одну поменьше и одну побольше. Получилась целая семья… Самой большой неваляшке… нарисовала бороду, чтобы было видно: это неваляшка-дедушка, а рядом стоит неваляшка-мама и неваляшка-девочка… Главное, что неваляшкам, когда их три, не скучно!». Девочка мыслит особыми категориями: ей свойственно сострадание, желание оградить от одиночества другого человека, авторитет семьи. В этом рисунке с тремя неваляшками Алина создает «модель» своей семьи – она, мама и дедушка. Реакция учительницы была незамедлительной – выставить на суд всего класса рисунок девочки, подчеркивая, что «ни разу не встречали в природе неваляшек с бородой… за эту бороду нужно было бы поставить двойку». «И все сразу почувствовали, что я совершила что-то плохое…».

«Сюжетная линия» Татьяна Владимировна – ученики в повести лаконична, но она состоит из ярких, «вершинных» эпизодов, раскрывающих равнодушие педагога к личности подростка, подавление в нём чувства собственного достоинства, права выражения своих мыслей и реализации своих идей. Учительница способна приказать, оскорбить, но не понять и принять ученика таким, какой он есть. Довольно быстро Татьяна Владимировна поделила учеников класса на неравные группы. Первая группа была самой маленькой: в неё входили умные дети, к которым она обращалась чаще других, говорила «молодец» и давала «картонные солнышки». Все остальные дети учительнице были неинтересны и вызывали скуку. Во вторую группу входили «середнячки». Представители третьей группы никогда не получали «солнышек»: «Время от времени Татьяна Владимировна о них вспоминала и говорила: "Так. Все молчат и работают самостоятельно. Я занимаюсь с дураками!" Дураки вставали рядом с партами, и Татьяна Владимировна с раздражением начинала требовать, чтобы они что-то повторили – ещё и ещё раз. В эти моменты она нехорошо возбуждалась, и в её красивом лице чувствовалась недобрая, но живая жизнь».

«По стойке смирно. Руки за голову!» приказывает Татьяна Владимировна стоять первоклассникам в эпизоде пропажи из её сумки зеркала: «Будете так стоять, пока зеркало не найдётся.

Мы встали и неуверенно заложили руки за голову. Как в кино про бандитов. Или про террористов… И так мы стояли перед Татьяной Владимировной, весь первый класс. Она сидела за столом, листала журнал и на нас не смотрела».

Авторская позиция относительно этой учительницы звучит в словах дедушки Алины, считающего, что внучку «нужно забрать из школы. Из этой школы. От этой учительницы», потому что «бородатые неваляшки… это своего рода шедевр. Такие способности нужно беречь, а не загублять… А тот, кто загубляет, совершает настоящую диверсию против человечества! Хочет лишить мир писателей и художников. А художники – это… главный нерв человечества». Такие рассуждения дедушки Алины, с одной стороны, характеризуют его как романтика, но с другой – звучит мысль о том, что учитель не только должен сеять в детские души «разумное, доброе, вечное», но и осознавать свою причастность к будущему всего человечества.

2.2 Образ Маргариты Семёновны (Марсём)

Антитезой Татьяне Владимировне в повести является другая учительница – Мария Семёновна, или Марсём, как называют её дети. Марсём, так же, как и Алина, выступает в роли рассказчицы – перед читателями предстают её дневниковые записи. Такая форма повествования – новаторство М. Аромштам в создании образа учителя. Традиционно в отечественной литературе для рассказа об учителе авторы избирают ретроспективную композицию – ставший взрослым герой вспоминает своего педагога – или повествование ведётся от лица повествователя. Автор повести «Когда отдыхают ангелы» создаёт ситуацию, когда учитель «сам говорит о себе». Дневниковые записи являются не только источником информации о повседневной жизни человека, они призваны передать самые глубины человеческой души, придать повествованию объективность и убедительность.

Такая субъектная организация позволяет автору показать кропотливый труд учителя, не всегда завершающийся триумфом.

Маргарита Семёновна – человек рефлексирующий, думающий. В дурных поступках учеников Марсём видит свою вину: «…кретины не они, а их учительница». В свете праздника первого снега её совершенно выбивает из колеи тот факт, что одноклассники называют «хачиком», «жидом» детей другой национальности. Одна из девочек, армянка Аня после такого «весь вечер плакала, не хотела идти в школу. В мой демократический класс!»: «Я озверела. Я влетела в класс с перекошенным лицом и сказала очень тихо и страшно: "Посмотрите все на меня! На меня! Вы тут вчера законы сочиняли – кого за что наказывать. Но я – главнее всех. Я главнее вас и ваших законов. И в этом классе всё будет так, как я решу. Если кто-нибудь из вас когда-нибудь обзовёт кого-нибудь хачиком или жидом… он вылетит из этого класса в два счёта! Я понятно говорю?" Им было понятно».

Учительница тяжело переживает свои «недоработки». Вот одна из страниц дневника этой учительницы: «… я ничего не знаю об их внутренней жизни. О том, что у них внутри. А это важно. Это, может быть, самое главное – думать про их внутреннюю жизнь. Про то, как там всё происходит.

И я тогда дала себе слово: когда у меня будут «новые» дети, я начну по-другому. Я вообще стану другим человеком… Я буду учиться вглядываться – чтобы угадывать нечто про внутреннюю жизнь. Возможно, им чего-то не хватает для этой жизни. Взрослого внимания. Моего проникающего внимания».

Марсём считает, что только напряжённая внутренняя жизнь превращает детей в писателей и художников, делает и «нервами человечества». И она даёт пищу душам учеников, доверяя им своё тайное знание.

Из дневника Марсём мы узнаем ее потаенные мысли и рассуждения о педагогике, о любви к детям, о том, как сделать детей лучше и добрее. Порой эти откровения могут кому-то показаться очень не педагогическими: «Убила бы! Убила и развесила бы по фонарям… Вот как меня разозлили……Еще чуть-чуть, и я кого-нибудь тресну. Какого-нибудь ребеночка. Может быть, даже не одного, а сразу нескольких. Тогда меня, наконец, выгонят с работы…» – пишет однажды Марсём после очередной выходки своих подопечных. Эта деталь доказывает, что Марсём – живая, искренняя, настоящая, трепетно относящаяся к своей профессиональной деятельности, работа для неё – это не механическое выполнение ряда инструкций, а весь учебный процесс для нее и есть «выращивание внутреннего стержня». Этот небольшой «дневниковый» монолог учительницы выражает мысль автора о том, насколько неоднозначен труд педагога и что любовь к детям – это «не безусловная ценность, которой должен руководствоваться учитель»: «Дети – не фарфоровые пупсики. Они люди. И, как люди, вызывают у нас самые разные чувства. Нам может быть с ними хорошо, а может быть – противно. Мы хотим, чтобы было интересно. В этом наша учительская корысть. Наш разумный эгоизм. Но вопросы профессионализма не связаны с любовью. Они ставятся по-другому: насколько наши теории губительны для нас самих?»

Марсём пишет в дневнике о «бесах в крови детей». Она хочет, чтобы дети научились управлять «бесами», а не чтобы «бесы» управляли ими. Ее не зря считают педагогом с особым подходом. Она пытается «видеть вглубь ребенка» и использует нестандартные методы. Например, придумывает поход учеников на страшного Дрэгона, которого должны победить «принцы», ведь мальчишке, раз ставшему героем и совершившему подвиг, гораздо тяжелее будет сделать потом какую-то подлость, дабы не опорочить свое доброе имя. «Героическое внутри – оно как гарантия человеческого качества», – убеждена героиня.

Для понимания характера Марсём, её мировоззрения и осознания своей учительской миссии важен образ «внесюжетного» героя – великого педагога Януша Корчака. Корчак оказался в решающую минуту на перроне, откуда он вместе со своим классом из «Дома сирот» отправился в Треблинку. Эсесовский офицер предложил Корчаку спасти свою жизнь, но Корчак отказался и вместе со всеми отправился в газовую камеру.

В кабинете у Марсём висит портрет Януша Корчака, Она повесила его, «когда была молодая и глупая, и собиралась внедрять свои ценности в классе». Тогда ей казалось, что, чтобы быть похожим на него, «нужно по меньшей мере совершить подвиг, погибнуть в газовой камере». Но по мере взросления и накопления жизненного и профессионального опыта, Маргарита Семёновна понимает, что «если жизнь нормальная, в ней не должно быть подвигов. Я где-то читала: в реальности человек не совершает подвигов. Он совершает поступки. Подвиг это или не подвиг, решают другие люди. Потомки. Те, кто может взглянуть на чужую смерть со стороны. Они думают: ах, как красиво этот человек умер! Настоящий герой! А тот, кто действительно умирает, в газовой камере вместе с детьми, не совершает никакого подвига. Ему тоскливо, страшно, больно. Невыносимо ему. И он не думает: как же красиво я тут помираю! Я просто ненавижу подвиги».

Марсём читает детям книгу Януша Корчака «Король Матиуш Первый» о мальчике, которому после смерти отца-короля пришлось заняться таким непростым делом для ребенка – управлением королевством. Это тоже «нестандартный» метод сформировать в ребёнке личность сильную, мужественную, способную стойко преодолеть все трудности судьбы.

Название повести «Когда отдыхают ангелы» имеет непосредственное отношение к образу Маргариты Семёновны. После участия в конкурсе на лучшего учителя и получения специального приза одного из членов жюри, учительница была послана в шведскую школу «для обмена опытом», где судьба свела её с садовником Йоном, который поначалу удивил героиню. «Культурный шок» (как говорит она сама) у Марсём вызвала внешность этого человека и его занятие: «такой огромный, в соломенной шляпе, с заступом на плече и в деревянных башмаках… фрагмент картины Ван Гога», после работы чистил лопату. Но Йон «не просто счищал землю и даже не просто протирал лопату тряпочкой. Он надраивал её так, будто хотел превратить в зеркало». В другой раз садовник таким же образом начищал тяпку, потому что «все инструменты должны блестеть». Йон рассказал Марсём историю своей жизни, которая объяснила ей суть его сегодняшних дел.

Он говорил, что рос без отца и был нехорошим ребенком: «Потом я подрос… и меня увидел один человек – как я делаю плохое. Он сказал: у каждого из нас есть ангел. И у тебя тоже. Ангелы должны делать добрые дела. Но твой ангел – не делает. Не может. Ты привязал его к себе своими дурными делами. Спутал его крылья. И знаешь, что хуже всего? Ты не умеешь держать слово. Этот человек стал мне как отец. Я потом многому у него научился – ухаживать за деревьями и за землей… И я дал слово – каждый день чистить инструмент. До блеска. Как бы я ни уставал, как бы ни хотелось мне все поскорее закончить, я должен начистить инструмент, чтобы он блестел, как зеркало… У каждого из нас есть ангел… Тот, что отвечает за наши поступки. Но ангелы не могут заниматься только нами. Если мы что-то делаем правильно – хоть что-то делаем правильно, они улетают по другим важным делам. И тогда одной бедой в мире становится меньше. Если же мы пакостим, ангелы должны оставаться рядом – исправлять наши пакости. Мой ангел знает: вечером я всегда чищу лопату. В это время он может быть за меня спокоен, может от меня отдохнуть от тревог обо мне. И он летит спасать кого-нибудь – от бури, камнепада, землетрясения. Летит туда, где нужны усилия многих ангелов. И если хоть один из них не явится в нужный момент, последствия могут оказаться самыми печальными».

Эту историю садовника Марсём рассказывает детям.

И ещё одну историю рассказывает учительница своим ученикам – о дискотеке и светофоре. Для того чтобы достать цветные стёкла для цветомузыки, ребята побежали на станцию и открутили их у светофора. А вечером устроили дискотеку с цветными кругами. Но утром следующего дня в районе этой станции пассажирский поезд столкнулся с товарняком, и погибло много людей.

Марсём не случайно рассказывает две истории детям, чтобы показать их в сравнении, чтобы дети сами сделали выводы, как можно поступать, а как нельзя. История про ангелов на первый взгляд кажется сказкой, но детям свойственно верить в сказки, да и сама Марсём уверена, что это и есть суть педагогики и ее смысл, иначе и не получится ничего. И дети понимают.

Марсём оказывает влияние не только на формирование характера Алины, но и на весь класс в целом. У каждого из детей много сложностей и трудностей: тут и первая влюбленность, как правило, безответная, и семейные сложности – многие семьи находятся на грани развода или за его гранью, здесь и поведение нового ученика Кравчика и игра, придуманная им, и ситуация с Валентинкой. Но все эти трудности преодолеваются благодаря любви, заботе и творческому задору Марсём [9]. «Это Марсем рассказала нам об ангелах – о том, что они должны отдыхать – вспоминает Алина. – С тех пор прошло много лет.

Но если со мной что-то случается – плохое или хорошее, – я об этом вспоминаю...»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Образ учителя – один из центральных образов историко-литературного процесса.

2. В повести М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы» антитеза является основным композиционным приёмом создания образов учителей.

3. Основными художественными приёмами, позволяющими раскрыть образ учителя в повести М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы», являются портретные и речевые характеристики, психологизм, художественная деталь.

4. В создании образа учителя писательница следует таким традициям отечественной литературы, как осознание высокой миссии учителя (реализации/нереализации этой миссии), его особой роли в формировании молодого поколения.

5. Новаторство писательницы в создании образа учителя проявляется в форме повествования (дневниковые записи учителя и ученицы являются не только источником информации о повседневной жизни человека, они призваны раскрыть самые глубины человеческой души, придать повествованию объективность и убедительность); психологическом подходе к созданию образа учителя.

Таким образом, роль учителя в обществе очень велика. Поэт Р. Рождественский сказал: «Учитель – профессия дальнего действия. Главная на земле» [7].

Проанализировав повесть М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы», мы убедились, что учитель – это не только человек, который обучает ребят наукам, но и пример для подражания. Образ педагога должен вдохновлять ученика. Однако в нашей жизни встречаются разные учителя с разным характером и подготовкой. Гипотеза подтвердилась: каждый учитель – индивидуальность. Я согласна с высказыванием известного немецкого поэта И.В. Гёте: «Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» [13].

Список литературы

1. Арутюнова Ю.П. Современные образы в школе /Ю.П. Арутюнова. – М.: Эксмо, 2015.

2. Гордеева М.Т. Педагогика: Учебное пособие / М.Т. Гордеева. - М.: ЮНИТИ, 2013. – 447С. Кандобарова, Э.Б. Общая педагогика: Учебное пособие / Э.Б. Кандобарова. – М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА – М, 2012.

3. Детская литература сегодня: сб. науч.ст. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010.

4. Интерактивный плакат. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://beloyarlib.ru/publ/marina_aromshtam_kogda_otdykhajut_angely/1-1-0-648 (дата обращения: 25.07.2020).

5. Казимирова Л.К. Мысли о прочитанном. М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы». [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/07/20/mysli-o-prochitannom-maromshtam-kogda-otdykhayut-angely (дата обращения: 23.07.2020).

6. «Наедине с книгой»: за чертой уходящего детства. [Электронный ресурс]. – URL: http://pskovlib.ru/news/23578 (дата обращения: 20.07.2020).

7. Роберт Рождественский – Учителям: Стих. [Электронный ресурс]. URL: https://rustih.ru/robert-rozhdestvenskij-uchitelyam (дата обращения: 25.07.2020).

8. Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь – М.: Флинта, Наука, 1997.

9. Соломонова М. Учительский роман – разновидность любовного романа. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rara-rara.ru/menu-texts/uchitelskij_roman_raznovidnost_lyubovnogo (дата обращения: 21.07. 2020).

10. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984.

11. Шумская О.А., Придворева И.Г. Каким должен быть современный учитель? [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. Науч. Конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.) – Краснодар: Новация, 2018. – С.43-45 – URL https:moluch.ru/conf/ped/archive/309/14619 (дата обращения: 25.07.2020).

12. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

13. 20 поразительно точных цитат Иоганна Гёте о человеке. [Электронный ресурс]. URL: https://resfeber.ru/20-porazitelno-tochnyh-tsitat-ioganna-gyote-o-cheloveke (дата обращения: 28.07.2020).

** Об этой героине речь пойдёт в § 2.2.

 

Просмотров работы: 1453