1. Введение
Моя работа посвящена овощам и фруктам. Эти удивительные ‘соседи’ в нашей повседневной жизни, которые являются источником витаминов и полезных углеводов, еще и могут быть источником энергии.
В окружающем нас мире очень важную роль играют химические источники тока. Они используются в мобильных телефонах и космических кораблях, в крылатых ракетах и ноутбуках, в автомобилях, фонариках и обыкновенных игрушках. Мы каждый день сталкиваемся с батарейками, аккумуляторами.
Слово «энергия» прочно вошло в обиходный словарь начала XXI в. человечество в последнее время сталкивается с дефицитом энергоресурсов. Грядущее истощение запасов нефти и газа побуждает ученых искать новые возобновляемые источники энергии
Возобновляемые источники сырья и способы получения из них энергии – магистральная тема многих университетских исследований.
Лаборатория в Нидерландах изучает возможность получения электричества из растений, точнее, из корневой системы растений и из бактерий, находящихся в почве.
Энергия солнца, энергия ветра, энергия приливов и отливов возобновляемым источникам энергии в последнее время всё чаще причисляют и растения. Ведь только зеленое растение является той единственной в мире лабораторией, которая усваивает солнечную энергию и сохраняет ее в виде потенциальной химической энергии органических соединений, образующихся в процессе фотосинтеза.
Один из альтернативных источников энергии – процесс фотосинтеза.
Процесс фотосинтеза, протекающий в клетке растения, является одним из главных процессов. В ходе него происходит не только разделение молекул воды на кислород и водород, но и сам водород в какой-то момент оказывается разделенным на составные части — отрицательно заряженные электроны и положительно заряженные ядра. Так что, если в этот момент ученым удастся «растащить» положительно и отрицательно заряженные частицы в разные стороны, то, по идее, можно получить замечательный живой генератор, топливом для которого служили бы вода и солнечный свет, а кроме энергии, он бы еще производил и чистый кислород.
Возможно, в будущем такой генератор и будет создан. Но для осуществления этой мечты нужно отобрать наиболее подходящие растения, а может быть, даже научиться изготавливать хлорофилловые зерна искусственно.
Целью моей работы является исследование электрических свойств фруктов и овощей.
Задачи:
- Расширить знания о батарейках.
- Ознакомиться с технологией работы батареек. Принцип действия.
- Изготовить прибор для проведения опытов на разных овощах и фруктах.
- Провести сравнительный анализ, показателей силы тока и напряжения у сырых и вареных овощей и фруктов.
- Сделать выводы по проделанной работе. Подтвердить или
опровергнуть гипотезу.
Предмет исследования: свойства овощных и фруктовых источников тока.
Гипотеза: так как фрукты и овощи состоят из различных минеральных веществ (электролитов), то они могут стать природными источниками тока.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, проведение эксперимента, анализ полученных данных.
2. Основная часть
2.1 История создания батарейки
Первый химический источник электрического тока был изобретен случайно, в конце 17 века итальянским ученым Луиджи Гальвани. На самом деле целью изысканий Гальвани был совсем не поиск новых источников энергии, а исследование реакции подопытных животных на разные внешние воздействия. В частности, явление возникновения и протекания тока было обнаружено при присоединении полосок из двух разных металлов к мышце лягушачьей лапки.
Опыты Гальвани стали основой исследований другого итальянского ученого - Алессандро Вольта. Он сформулировал главную идею изобретения. Причиной возникновения электрического тока является химическая реакция, в которой принимают участие пластинки металлов.
Для подтверждения своей теории Вольта создал нехитрое устройство. Оно состояло из цинковой и медной пластин погруженных в емкость с соляным раствором. В результате цинковая пластина (катод) начинала растворяться, а на медной стали (аноде) появлялись пузырьки газа. Вольта предположил и доказал, что по проволоке протекает электрический ток. Несколько позже ученый собрал целую батарею из последовательно соединенных элементов, благодаря чему удалось существенно увеличить выходное напряжение.
Именно это устройство стало первым в мире элементом питания и прародителем современных батарей. А батарейки в честь Луиджи Гальвани называют теперь гальваническими элементами1.
2.2 Создание фруктовой батарейки.
а) с использованием одного элемента.
Для создания фруктовой батареи мы попробовали взять лимоны, яблоки, огурцы свежие и соленые, помидоры, картофель сырой и вареный. Положительным полюсом определили несколько блестящих медных пластин. Для создания отрицательного полюса решили использовать оцинкованные пластины.
Конечно же, понадобились провода, с зажимами на концах. Ножом сделали в фруктах небольшие надрезы, куда вставили пластины (электроды). После соединения всех частей воедино у нас получилась фруктовая или овощная батарейка. (приложение 1)
Название |
Напряжение, В |
Сила тока, А |
Лимон |
0,81 |
0,18 |
Яблоко |
0,84 |
0,12 |
Огурец (свежий) |
0,8 |
0,11 |
Огурец (соленый) |
0,9 |
0,2 |
Картофель (сырой) |
0,5 |
0,25 |
Картофель (вареный) |
0,75 |
0,5 |
Вывод: Исследования показал, что наибольшее значение силы тока наблюдается у соленого огурца, сырого картофеля и лимона. Значения напряжения и силы тока в варёном картофеле в два раза больше, чем в сыром.
Название |
Ноябрь I, мкА / m, г |
Январь I, мкА / m, г |
картофель |
50-45 /150 |
40-36/150 |
свекла |
33-25 /208 |
23-20 /208 |
Все плоды растений представляют собой открытые системы биологического происхождения сложного физико-химического состава с характерными особенностями функционирования в течение всего их развития и хранения, а преобладающим компонентом является вода.
Следовательно в процессе хранения овощи и фрукты «усыхают», т.е количество жидкости в них уменьшается, а содержание газов увеличивается, в результате чего электpопpоводность их тоже должна уменьшаться, в чем я убедилась проверяя в январе этого года.
Считаю, что используя такие данные, легко отличить плоды нового урожая текущего года от плодов и овощей прошлого.
Вывод: Экспериментально было выявлено, что постепенно сила тока и напряжение уменьшаются. Оказалось, что величины силы тока и напряжения связаны с кислотностью продукта.
2.4 Возможность практического применения электрических свойств овощей.
а) источник тока для часов
В ходе измерений попытались оценить возможность практического применения электрических свойств овощей.
От вареной картофелины стали работать часы.
б) освещение
Зажглась лампочка. (приложение 6)
в) зарядка телефона
Разряженный телефон я подключила к пяти, последовательно соединенным вареным картофелинам, телефон заработал. (приложение 7).
г) подключение калькулятора
Вытаскивая медную и цинковую пластины из овощей и фруктов, мы обратили внимание на то, что они сильно окислились. Это значит, что кислота вступала в реакцию с цинком и медью. За счет этой химической реакции и протекал очень слабый электрический ток.
И конечно, такие источники не долговечны. Я наблюдала за показаниями с помощью сенсорного датчика напряжения в течение 10 мин. (приложение 8). Напряжение, с течением времени, падает.
3. Создание прибора для определения свежести фруктов и овощей
а) самодельный гальванометр
Кусочек картона, обмотала 30 витками медного провода и расположила его таким образом, чтобы стрелка компаса находилась под витками, была им параллельна - это нулевое положение прибора. К концам проволоки я припаяла медную и цинковую пластину, их я буду погружать в исследуемый фрукт или овощ. Если к ним подсоединить источник тока, то вокруг витков проволоки, по которым пойдет ток, возникнет магнитное поле, взаимодействующее с полем магнитной стрелки, в результате чего она будет отклонятся от своего положения. Поворот стрелки пропорционален силе тока. Затем, шкалу этого прибора я проградуировала и в единицах напряжения, так как сила тока прямо пропорциональна напряжению, приложенному к выводам этого прибора. Поэтому для градуировки нашего прибора подсоединила новую батарейку с ЭДС=1.5 В, стрелка отклонилась на 80 град, на 8 делений нашего компаса, одному делению компаса соответствует напряжение 0,188 В. (приложение 8)
б) использование самодельного прибора
С помощью прибора я дважды проверяла картофель, свеклу и лук в погребе.
Показания моего прибора уменьшились.
Разные сорта картофеля показали различные изменения. Прибор можно использовать для определения качества овощей и фруктов. Возможно на рынке (приложение 9).
4. Об использовании фруктов и овощей для получения электричества.
Недавно израильские ученые изобрели новый источник экологически чистого электричества. В качестве источника энергии необычной батарейки исследователи предложили использовать вареный картофель, так как мощность устройства в этом случае по сравнению с сырым картофелем увеличится в 10 раз. Такие необычные батареи способны работать несколько дней и даже недель, а вырабатываемое ими электричество в 5-50 раз дешевле получаемого от традиционных батареек и, по меньшей мере, вшестеро экономичнее керосиновой лампы при использовании для освещения.
Индийские ученые решили использовать фрукты, овощи и отходы от них для питания несложной бытовой техники. Батарейки содержат внутри пасту из переработанных бананов, апельсиновых корок и других овощей или фруктов, в которой размещены электроды из цинка и меди. Новинка рассчитана, прежде всего, на жителей сельских районов, которые могут сами заготавливать фруктово-овощные ингредиенты для подзарядки необычных батареек. В Индии создали батарейку на пасте из фруктов и овощей. В Австралии в 2003 году запущена электросиловая установка на ореховой скорлупе.2
Советы любознательным:
Как добыть электричество из картошки?
У вас на даче нет электричества, но есть мешок картофеля. Из клубней картошки можно получить электричество бесплатно, все что нам понадобится, это соль, зубная паста, провода и картофелина.
Разрежьте её пополам ножом, через одну половинку проведите провода, в то время как в другой сделайте по центру углубление в форме ложки, после чего наполните её зубной пастой, смешанной с солью.
Соедините половинки картошки ( к примеру зубочистками ), причем провода должны контачить с зубной пастой, а их самих лучше зачистить. Все! Теперь вы можете при помощи вашего генератора электричества устраивать пытки, зажигать костры от электрической искры и зажигать импровизированные лампочки с обугленными волокнами бамбука вместо нитей накаливания.
Как добыть электричество из фруктов?
Апельсины, лимоны и т.д, все это идеальный электролит для выработки электричества на халяву бесплатно, особенно если экстремальная ситуация застала вас недалеко от экватора. Помимо уже известных алюминия и меди, можно использовать более эффективные золото и серебро, доведя напряжение вашего электричества аж до целых 2 Вольт.
Если вы занимаетесь получением электроэнергии с целью освещения, то в качестве лампочки может служить стеклянная колба с кусочком обугленного бамбукового волокна в качестве нити накаливания. Эту кустарную нить накаливания использовал для первой лампочки в мире сам Эдиссон.
5. Выводы
Подводя итоги нашей работы можно с уверенностью сказать, что проведя эксперименты, мы, с одной стороны, убедились в том, что даже привычные нам предметы питания могут выступать в необычной роли. С другой стороны, мы убедились в выполнении законов физики.
1. Фрукты и овощи могут служить источниками тока, если ввести в них медный и цинковый электроды.
2.Экспериментально установлено, что величина тока в фрукте или овоще не зависит от его размера, а определяется наличием в нем растворов минеральных солей, видом электродов.
3.Величины силы тока и напряжения связаны с кислотностью продукта и с разными комбинациями последовательно соединённых продуктов.
4. В процессе хранения овощи и фрукты «усыхают», т. е. количество жидкости в них уменьшается, а содержание газов увеличивается, в результате чего электpопpоводность их тоже уменьшается.
5.Фруктовые и овощные батарейки могут заменять карманные батарейки для освещения холодильника, погреба (банка с огурцами и электроды), а также в экстремальных ситуациях (отключение электричества)
6. Литература
Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984, с.225
Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6–7 кл. – М.: Просвещение, 1978, с. 198
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 1999, с.336
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика: Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1996, с.613
http://bio.fizteh.ru/student/biotech/2006/cell_energy_29122007.html
ru.wikipedia.org›Гальванический элемент
http://yandex.ru/video/#!/video/
О. Ф. Кабардин. Справочные материалы по физике. - М.: Просвещение 1985
Энциклопедический словарь юного физика. - М.: Педагогика, 1991г
http://energetiku.jimdo.com/интересные-факты/интересные-факты-4/интересные-факты-как-добыть-электричество/
Приложение
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис. 4
Рис 5
Рис 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис 9
Рис 10
Рис 11
1
2