Исторические аспекты финансовой грамотности на примере книги Л.Ф. Магницкого

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исторические аспекты финансовой грамотности на примере книги Л.Ф. Магницкого

Беляев Р.К. 1
1МБОУ СОШ № 78
Сергеева Н.А. 1
1МБОУ СОШ № 78
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Книга, сей источник просвещения и истинного удовольствия, не должна быть для детей источником скуки и горести"

Л.Ф. Магницкий

Актуальность темы

В структуре экзаменационной работы по обществознанию ОГЭ 2020 произошли значительные изменения. В частности, добавлено задание-задача с контекстом финансовой грамотности. ( Приложение № 1)

В связи с преобразованием России из системы централизованного планирования в экономику рыночной ориентации экономические знания стали необходимыми как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни. Элементарные экономические знания позволят понять роль и права человека в обществе, готовят к адекватному восприятию общества и производства, помогают им определить для себя сферу деятельности, профессию в будущем. О финансовой грамотности, как необходимом условии ориентирования в обществе говорится очень много по телевидению, в сети Интернет, в школе ведутся факультативы и элективные курсы, разработаны программы дополнительного образования в области «Экономика», проводятся экономические интеллектуальные и практические игры. Мы задумались, а где искать фундаментальную основу формирования финансовой грамотности населения. Обратившись за помощью к учителю истории и обществознания, мы с удивлением узнали, что экономические задачи содержались еще в учебнике Л.Ф. Магницкого «Арифметика» 1703 года.

В 2019 году исполнилось 350 лет со дня рождения Л.Ф. Магницкого. К этой знаменательной дате мы решили провести исследование и вписать имя выдающегося педагога-математика первой половины XVIII  века, автора “Арифметики”, которую М. В. Ломоносов назвал «вратами учености» в формировании основ финансовой грамотности человека XXI века.

Цель и задачи исследования

Исходя из степени разработанности темы в исследовательской литературе, в настоящей работе сформулированы следующие цели и задачи исследования.

Цель – исследование процесса формирования основ финансовой грамотности на примере экономических задач из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого.

Задачи исследования:

Охарактеризовать термин «финансовая грамотность» в фокусе его содержания.

Исследовать текст задач «Арифметики» Л.Ф. Магницкого на предмет основ финансовой грамотности»

Разработать на основе экономических задач «Арифметики» Л.Ф. Магницкого и провести практические занятия для обучающихся 6«а» и 9 «в» класса МБОУ СОШ № 78.

Составить сборник заданий по финансовой грамотности для разных ступеней образования.

Объект исследования. Экономические задачи «Арифметики» Л.Ф. Магницкого как историческая основа финансовой грамотности.

Предмет. Исторические аспекты финансовой грамотности на примере книги Л.Ф. Магницкого.

Новизна работы заключается в том, что «Арифметика» Л.Ф. Магницкого рассматривается нами не в математическом контексте, а как основа финансовой грамотности в рамках подготовки к ОГЭ по обществознанию, в связи с изменениями КИМ в 2020 году.

Методология и методы исследования

Все исследовательские работы по данной теме, обнаруженные нами в основном рассматривают работу Магницкого в контексте математики. Поэтому ведущим источником нашего исследования были сами задачи. Для соотнесения их содержания с требованиями к финансовой грамотности современного общества и адаптации для понимания школьниками они были переформулированы под контекст эпохи.

Методы, которые были использованы: описательный (при ведении теоретического материала), обобщение и анализ.

Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.

Глава I. Исторические аспекты финансовой грамотности

Термин «финансовая грамотность» в фокусе его содержания

На сегодняшний день нет общепринятого определения понятия «финансовая грамотность», поэтому мы решили начать с обзора трактовок этого термина.

Обратимся к родовому понятию «грамотность». Длительный период термин «грамотность» употреблялся исключительно как лингвистическое понятие, т.е. элементарное умение читать, писать на родном языке. Усложнение общественной жизни, повышение требований общества к отдельной личности привело к корректировке понятия «грамотность», расширению его границ. С начала 80-х годов ХХ века словари и научные издания стали фиксировать различные виды грамотности, что свидетельствует о развитии представлений о грамотности, как в обыденной жизни, так и в науке. Анализ публикаций, размещенных в сети Интернет, позволил выделить более 50 видов определений грамотности, например, юридическая, информационная, экологическая, компьютерная. При этом зачастую отсутствуют определения конкретных видов грамотности, и видовая принадлежность определяется через какую-либо сферу деятельности. Согласно определению ЮНЕСКО, человек считается: а) грамотным, если «умеет читать и понимать прочитанное, записывать короткие простые утверждения, касающиеся его повседневной жизни»; б) функционально грамотным, если «может участвовать в любой деятельности, которая требует грамотности для успешной работы его группы или общины»1. Социально-экономическое развитие общества привело к изменению смыслового наполнения термина «грамотность» – от элементарных умений (чтение, письмо, счет) до владения общественно необходимыми знаниями (напр., финансовыми, правовыми, информационными и т. д.). Одним из востребованных видов грамотности в современных условиях стала финансовая грамотность. В научной зарубежной литературе существуют следующие трактовки «финансовой грамотности»: 1) определенная форма знаний; 2) способность или навык применить это знание; 3) усвоенное знание; 4) правильное финансовое поведение; 5) финансовый опыт. Обобщая полученный материал, можно сказать, что под финансовой грамотностью понимается некая способность человека достигать финансового благосостояния и принимать участие в экономической жизни, основанная на наличии одного или нескольких (в разных сочетаниях) элементов: финансовых знаний, финансовых навыков, финансовых установок. Термин «финансовая компетентность» в научный оборот российских исследований введен О. Е. Кузиной2 в рамках представления результатов международного сравнительного исследования. Непосредственная разработка проблематики финансовой грамотности населения в отечественной науке ведется с середины 2000-х годов. С выходом Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации3 было положено начало осуществлению практической работы по выработке и реализации единой государственной программы, направленной на повышение финансовой грамотности населения. При этом под финансово грамотным поведением в указанной выше Концепции понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

Финансово грамотный гражданин должен как минимум:

· следить за состоянием личных финансов,

· планировать свои доходы и расходы;

· формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;

· знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

· рационально выбирать финансовые услуги;

· «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

· знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

· способен распознавать признаки финансового мошенничества;

· знать о рисках на рынке финансовых услуг;

· вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

А термин «финансовая грамотность» определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений, отношения и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Таким образом, термин «финансовая грамотность» в фокусе ее содержания для российского общества рассматривается в соответствии с Национальной стратегией повышения финансовой грамотности на 2017-2023гг.

1.2. Арифметика, сиречь наука числительная" Л. Ф. Магницкого есть основа финансовой грамотности

Для того, чтобы доказать тезис, поставленный в названии параграфа мы сравним текст «Арифметики» Л.Ф, Магницкого и современные пособия по финансовой грамотности.

Из полного заголовка:
      В оригинале: 
      «Арифметика сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведенная, и во едино собрана, и на две книги разделена. Ныне же повелением благочестивейшаго и великаго государя нашего царя и великаго князя Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержца. При благороднейшем великом государе нашем царевиче, и великом князе Алексии Петровиче, в богоспасаемом царствующем великом граде Москве типографским тиснением ради обучения мудролюбивых Российских отроков, и всякаго чина и восраста людей на свет произведена, первое, в лето от сотворения миpa 7211, от рожества же во плоти Бога слова 1703, индикта 11, месяца януария.»4 
      
      На современном русском это звучит примерно так: 
      «Арифметика это наука о числах. Данная книга, разделённая на два тома, была написана на основе текстов, собранных по всему миру на разных языках. Издана по приказу нашего царя Петра Алексеевича и отпечатана в Московской типографии. Рекомендована для обучения детей среднего и старшего школьного возраста, а также для всех желающих расширить свои знания.
      Январь 7211 СМ года или 1703 РХ года» 

Если мы откроем любой современный инструмент учителя для преподавания основ финансовой грамотности, в данном случае сборник, который есть в наличии у нашего учителя обществознания, то увидим примерно такое описание: «сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов состоит из трех томов. Содержит задачи разного уровня сложности, которые охватывают все содержательные блоки финансовой грамотности. Математические задачи «Основы финансовой грамотности» являются эффективным средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики.

Решение задач способствует развитию математических навыков одно-

временно с развитием навыков финансово грамотного поведения»5. Очень похоже, не правда ли?

Перейдем непосредственно к содержанию.

 Задача: За какое время окупятся куры?
Один человек купил три курицы и заплатил за них 46 копеек. Первая курица несла по 3 яйца через 4 дня, вторая — по 2 яйца через 3 дня, а третья — по 1 яйцу через 2 дня. Продавал он яйца по 5 штук за полкопейки.
За какое время окупятся куры?

Ответ: Три курицы стоят 46 копеек. Для того чтобы возместить эту сумму необходимо продать (46:1/2)·5 =460 яиц. За 12 дней первая курица снесла 9 яиц, вторая – 8 яиц, а третья – 6 яиц. Вместе же они снесли 23 яйца. Так как 460=23·20, то за 12·20=240 дней курицы снесут 23·20=460 яиц. Значит, куры окупятся за 240 дней.

В Сборнике мы обнаружили подобную задачу в разделе «Личный финансовый план».

Старший брат Ивана живёт отдельно и имеет постоянную работу. Он поставил цель купить автомашину стоимостью 1 200 000 рублей за 3 года. Источники выполнения плана – его заработная плата за вычетом необходимых текущих расходов (считаем их постоянными), а также накопления за предыдущий период в размере 100 000 рублей. Все его доходы и расходы представлены ниже. Определите, какую сумму брат Ивана

ежемесячно может использовать на накопление и удастся ли ему выполнить личный финансовый план по покупке автомобиля, не прибегая к различным схемам размещения финансовых средств.

Цель Автомашина стоимостью 1 200 000 рублей

Срок 3 года

Основные доходы – начисленная заработная плата (в месяц) 80000 рублей

Имеются сбережения в предыдущий период в размере 100 000 рублей

Расходы на коммунальные нужды (в месяц) 8700 рублей

Расходы на питание (в месяц) 8000 рублей

Расходы на спорт и отдых (в месяц) 7500 рублей

Бытовые расходы (в месяц) 3700 рублей

Прочие расходы (в месяц) 7000 рублей

Средства на непредвиденные расходы (в месяц) 4000 рублей.

Сколько стоит кафтан?

Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей.

Сколько стоит кафтан?

Задача

Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Маша купила 1 кг 750 гр клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 200 рублей? (Ответ: 60 руб.)

И все же мы нашли принципиально важное отличие экономических задач из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого и задач из ОГЭ 2020 по обществознанию. Последние подразумевают решение ситуаций в контексте использования человеком экономических благ.

Таким образом, данное пособие можно рассматривать лишь как основу финансовой грамотности в области личного финансового плана.

Глава II. Практикум « Основы финансовой грамотности для разных категорий обучающихся»

2.1. Информминутка с элементами практики «Арифметические забавы Л.Ф. Магницкого» в 6 «А» классе

В качестве практической части к 350 – летнему юбилею Л.Ф. Магницкого в нашей школе учителем истории – Сергеевой Н.А. и Бариновой А.И. был проведен урок « По страницам «Арифметики» Л.Ф. Магницкого». В ходе урока была предусмотрена информминутка с элементами практики «Арифметические забавы Л.Ф. Магницкого». (Приложение № 2)

Мы рассказали ребятам, что кроме математики, Леонтий Филиппович знал множество языков(латынь, греческий, французский, немецкий, голландский и итальянский), а также астрономию, геодезию и навигацию. Все это он отразил и на страницах своего учебника. Также Магницкий ввёл в русскую математику такие термины, как множитель, делитель, произведение, и извлечение корня. Современную алгебру сложно представить без этих терминов. Ещё Леонтий Филиппович заменил устаревшие слова вроде "тьмы"(миллиона), "легиона"(триллиона) современными миллиардами, квадрильонами и т.д.

В современных учебниках по математике встречаются старинные задачи, которые мы решаем на уроках. Эти задачи взяты из учебника Магницкого Л.Ф.

И предложили ребятам решить задачу: хозяин нанял работника с таким условием: за каждый рабочий день будет ему платить по 20 копеек, а за каждый нерабочий день - вычитать 30 копеек, по прошествии 60 дней работник ничего не заработал. Сколько было рабочих дней?

Решение: Пусть работник работал без прогулов, то за 60 дней он заработал бы 20· 60 = 1200 копеек, за каждый нерабочий день у него вычитают 30 копеек и он не зарабатывает 20 копеек, то есть за каждый прогул он теряет 20 + 30 = 50 копеек. Поскольку за 60 дней он ничего не заработал, то потеря за все нерабочие дни составила 1200 копеек, то есть число нерабочих дней равно 1200:50 = 24 дня, количество рабочих дней поэтому равно 60 - 24 = 36 дням.

2. 2. Составление сборника заданий по финансовой грамотности

В ходе работы над проектом, у нас накопилось много информации по основам финансовой грамотности, поэтому мы решили составить сборник заданий. Концепция нашего сборника заключается в том, чтобы он был полезен для таких ступеней образования как дошкольное, начальное, основное и среднее.

В нем содержатся: раскраски и ребусы, задания на нахождение 1/3 правды и задачи из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого, а так же контекстные задачи для подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Заключение

Перед исследователями на сегодняшний день стоит задача понимания смысловой природы термина «финансовая грамотность», без ее решения невозможно получение адекватных результатов при измерении уровня финансовой грамотности населения.

Целью нашей работы было исследовать процесса формирования основ финансовой грамотности на примере экономических задач из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого. Для этого нами были проанализированы текст «Арифметики», Сборник задач по финансовой грамотности. В результате этого нами было обнаружено, что данная книга может быть основой для формирования основ финансовой грамотности в области составления личного финансового плана. Несмотря на то, что ранее учебник Л.Ф. Магницкого считался исключительно математическим источником. В ходе работы над проектом выяснили еще несколько направлений для следующих исследований в фокусе основ финансовой грамотности.

В качестве наглядного пособия нами был оформлен Сборник заданий по финансовой грамотности, который уже был опробован на учениках начальной, основной школы и на будущих первоклассниках.

Список используемых источников

Арифметика Магницкого. Точное воспроизведение подлинника с приложением статьи П. Баранова, Из-во П. Баранов, М., 1914г. – 87с.

Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 2 для 5–9 классов Составители: Н.В. Новожилова, Н.П. Моторо, И.В. Филатова, М.М.Шалашова – Москва, 2019. – 148 с.

Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России. Вопросы экономики. 2015;(8):129- 148. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-8-129-148 [ Электронный ресурс ]

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 2 для 5–9 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 89 с.

Приложение № 1

Приложение № 2

Информминутка с элементами практики

«Арифметические забавы Л.Ф. Магницкого»

Приложение № 3

Интеллектуальная экономическая игра со студентами НГАУ

1 Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры

личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М., 2006. С. 30-31

2 Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность. С. 129-148.

3 Концепция URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=118377(дата обращения: 12.11.2019).

4 Арифметика Магницкого. Точное воспроизведение подлинника с приложением статьи П. Баранова, Из-во П. Баранов, М., 1914г. – 87с.

5Сборник математических задач Основы финансовой грамотности 1-11 класс. В 3 т. / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019.

Просмотров работы: 68