Сравнительный анализ цен на основные товары в СССР (1980-е гг.) и сейчас

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительный анализ цен на основные товары в СССР (1980-е гг.) и сейчас

Гладкова А.А. 1
1МОУГ
Шихов В.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Очень часто размеренная жизнь людей под воздействием внешних факторов меняет свой ритм и привносит в жизнь человека изменения, которые бы иначе не произошли. Под такими внешними факторами принято подразумевать войны, революции, пандемии, различные социальные потрясения. Обычно в современной науке такие явления, которые невозможно спрогнозировать и предугадать, называют «черные лебеди».

Что-то подобное с человечеством произошло в 2020 году и повлияло в какой-то мере на жизненную позицию автора. Имеется ввиду пандемия COVID-19. Как же данное явление оказало влияние на автора? Все очень просто. В результате распространения COVID-19 в нашей стране российская школа перешла на дистанционное обучение, что, в свою очередь, привело к изменению структуры занятий и заданий, к увеличению свободного времени и возможности для автора заняться новыми интересными ему темами в плане саморазвития. В итоге, в результате домашнего задания в период дистанта, автора заинтересовала проблематика цен на различные товары повседневного спроса в СССР и в современной России. Тем более, в интернете и при личном общении автора с разными людьми, жившими в советскую эпоху, приходилось сталкиваться с различными, часто противоположными оценками того времени.

Поэтому цель работы – попробовать определить, когда были выше цены относительно заработной платы: сейчас или в Советском Союзе. Чтобы достичь данной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить особенности пандемии COVID-19 и ее влияние на человечество;

Проанализировать характерные черты, плюсы и минусы дистанционного обучения;

Проанализировать советский фильм «Гостья из будущего» как источник информации о том времени;

Провести сравнительный анализ цен в СССР и современной России с использованием различных методик;

На основании анализа попробовать сделать самостоятельные выводы.

Основной метод, который использовал автор – это сравнительный анализ. Основными источниками для написания работы были различные сайты в интернете.

Глава 1. Пандемия коронавируса и дистанционное обучение.

Пандемия COVID-19 начала проявляться в Китае в городе Ухань в декабре 2019 года. Ли Вэньлян, 33-летний врач Центральной больницы Уханя, 30 декабря 2019 г. сообщил коллегам, что возможна вспышка эпидемии. Он осмотрел семерых пациентов с симптомами пневмонии. Эта болезнь охватила провинцию Гуандун в 2002 г. и оттуда расползлась по Азии. С тех пор китайцы боятся ее возвращения.

На следующий день Ли и еще семерых врачей, тоже забивших тревогу, вызвали в полицию и предупредили об ответственности за ложные заявления и распространение панических настроений, хотя в тот же день Китай оповестил Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) о новом типе вируса, зарегистрированном в Ухане. Однако власти КНР уверяли, что вирус не передается от человека к человеку, а самый вероятный его источник – мясо диких животных, которое продают на местном продуктовом рынке. Рынок, конечно, немедленно закрыли.

7 января китайские ученые установили возбудителя болезни – коронавирус 2019‑nCoV (это предварительное название, сейчас он официально называется SARS‑CoV‑2, а заболевание, которое он вызывает, – COVID-19, аббревиатура от англ. Cоrona Virus Disease), а 12 января поделились с ВОЗ информацией о последовательностях генома 2019‑nCoV. В хронике событий очень важен следующий день: 13 января, по данным Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний, появился доступный тест на 2019‑nCoV.

Доктор Ли тем временем продолжал принимать пациентов. 10 января у него поднялась температура и появился кашель, его срочно госпитализировали. Но власти заявляли, что ни один медработник не был инфицирован коронавирусом. Только 20 января официально было признано, что заразиться новым вирусом можно и от человека. И 26 января руководитель Национальной комиссии здравоохранения КНР Ма Сяовэй сообщил, что коронавирус может передаваться от человека к человеку еще до появления первых симптомов болезни, во время инкубационного периода: «Заболевание распространяется довольно быстро, что создает проблемы нашей работе по контролю и профилактике».

За три дня до этого власти приостановили авиа- и железнодорожное сообщение с Уханем, а накануне отменили групповые поездки по стране. Но, как сообщил Ма Сяовэй, около 5 млн человек успели покинуть Ухань до того, как город был заблокирован. К 29 января во всех провинциях материкового Китая отменили массовые мероприятия, приостановили междугородное автобусное сообщение и закрыли территории, посещаемые туристами. Но с 24 января по 2 февраля в Китае нерабочие дни по случаю Нового года, и вся страна начинает разъезжать по гостям – родственникам и друзьям. 1 февраля Ма Сяовэй сам выехал в Ухань и побывал во многих местах, в том числе в больницах для зараженных коронавирусом. Через неделю после его визита умер Ли Вэньлян. [1] После этого жизнь Китая претерпела кардинальные изменения…

Но вирусная инфекция распространялась быстро и не останавливалась. Заболевшие чаще всего чувствовали сухой кашель, быструю утомляемость и повышенную температуру тела. Заражённых отвозили в ближайшие больницы города. После «захвата» города Ухань пандемия не остановилась, а наоборот, набирала обороты заболевших. В скором времени весь Китай закрыли на карантин. Считается, что карантином бороться бесполезно. Но китайцы люди упертые. Они ввели карантин, но такой, настоящий. Это невиданный карантин на 150 млн. человек в истории. Они применили меры социального дистанцирования, они, кроме того, что объявили каникулы, остановили работу офисов, фабрик, университетов. Потребовали от населения, чтобы они никуда не передвигались.

Китайцы запустили общенациональную профилактическую кампанию, призывающую людей носить маски, мыть руки, изолировать себя и воздерживаться от собраний. Многие люди, отдыхавшие до пандемии там, срочно стали уезжать домой.

Однако туристы, возвращаясь домой из Китая, переносили вирус во все концы мира. После нескольких месяцев список «коронавирусных» стран стал расширяться практически с каждым днём. Распространившись за пределами Китая, эпидемия охватила уже свыше 150 государств. Каждая страна хотела защитить своих жителей и начала осуществлять меры по борьбе с вирусом. В срочном порядке возвращаются домой люди, находившиеся за пределами своей страны, закрываются кафе, магазины, театры, музеи. Под большим вопросом проведение массовых спортивных мероприятий, в том числе олимпиады в Токио.

В России 2 марта Роспотребнадзор подтвердил заражение коронавирусом гражданина РФ, вернувшегося из Италии. Итак, вирус добрался до нас. Что будет дальше?

В России, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, заболеваемость растёт. В связи с этим во всех регионах введён режим повышенной опасности, многие переходят на удалённый режим работы, у школьников сдвигаются сроки каникул и сдачи экзаменов, отменяются массовые мероприятия и поездки.

Роспотребнадзор тем временем в ежедневном режиме публикует новые данные о заболевших и выздоровевших. Медики в своих прогнозах относительно сроков окончания эпидемии пока не пришли к единому мнению, но утешает хотя бы то, что российские учёные расшифровали полный геном нового вируса и уже готовят вакцину. [2]

На 29 июля во всем мире выявлено 16 920 977 случаев заражения коронавирусом. Выздоровело 10 474 019 человек. В России 17 803 955 человек прошли тесты на коронавирус. К счастью, большинство проб не подтвердились. Заболели 828 990, а 620 333 пациентов уже выздоровели (по данным на 29 июля).

Прогнозы по распространению вируса в России давать сложно. Все будет зависеть от статистики, которую мы будем получать дальше, от мер безопасности, которые будут дальше вводиться властями. И самое главное — как все эти меры будут соблюдаться гражданами. Единственное, что можно сказать уже сейчас: эпидемия коронавирусной инфекции не завершится во всех городах России синхронно. Это будет длительный и растянутый во времени процесс. Ведь вирусологи утверждают, что с ослаблением мер карантина в мире может образоваться вторая волна эпидемии. [3] Однако мы можем с уверенностью утверждать – жизнь человечества в результате последствий пандемии изменилась кардинально, причем во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в образовании. В чем же это выразилось?

Министерство просвещения РФ рекомендовало регионам перевести школьников на дистанционное обучение для профилактики коронавируса. Таким образом, с 6 апреля школы и учреждения дополнительного образования Свердловской области начали работать в дистанционном режиме.

Могу сказать, что он не очень нравится автору, поскольку на данный момент в нем многое не налажено и не отработано. С таким «углубленным» дистанционным режимом мы столкнулись впервые. Если в предыдущие годы обучения автора подобная форма выполнения заданий вводилась в период карантина, то в среднем её продолжительность была около 2 недель. Можно сказать, что проблем с изучением тем практически не было. Ученики могли наверстать упущенные знания в школе напрямую с преподавателем. Но сейчас ситуация обстоит иначе, поскольку этот учебный год заканчивается дома, то есть на дистанционном режиме обучения.

В нижеприведенной таблице автор объяснил свою позицию по отношению такой форме образования, определил плюсы и минусы:

Плюсы дистанционного обучения

Минусы дистанционного обучения

Учусь планировать свой день

Много времени занимает выполнение классной и домашней работы

Не трачу время на дорогу в школу и обратно

Нет общения с друзьями

Нет постороннего давления со стороны некоторых одноклассников

Задания задают в большом объёме

Выполняю задания в тишине, посторонние не мешают

Сложность получения заданий из дневника ру (в первое время)

 

Длительное времяпрепровождение перед компьютером (влияние на зрение)

 

Если непонятна какая- то тема, то приходится ждать родителей, чтобы они помогли.

Коронавирус отправил по домам российских студентов и школьников, а преподавателей заставил искать новые формы общения с аудиторией. Сложности, с которыми во время пандемии коронавируса столкнулась образовательная система России, преподаватели связывают, в первую очередь, с психологической неготовностью учителей и учащихся к такому формату обучения. Проблемы с техникой, по их мнению, далеко не на первом месте.

Во многих ВУЗах и школах для удаленного обучения были использованы такие программы, как Skype, Zoom, а также различные мессенджеры, например, WhatsApps, Вконтакте.

Занятия проводились по расписанию, все задания выполнялись вместе с преподавателем. Контрольные работы также присутствовали в жизни школьников. Они давались на дом и были самостоятельными. Решенные задания было необходимо отправить учителю на почту, после чего они проверялись.

Карантин затронул также и проведение государственных экзаменов – ОГЭ и ЕГЭ. Ребятам, закончившим 9-е классы, можно сказать, повезло, поскольку ОГЭ был отменен. Но ЕГЭ в этом году только для поступающих в вузы. Даты проведения были сдвинуты, досрочная волна не была проведена. К экзамену усиленно готовились и в самих школах: строгие санитарные меры, тестирование преподавателей и охраны. Уже известно: существенных сбоев и нарушений не было.

Пандемия коронавируса затронула все сферы общественной жизни, начиная социальной, заканчивая экономической. Изменение привычного ритма жизни оказало влияние на все население планеты. Вопрос в том, каким образом – положительным или отрицательным? С одной стороны, начало карантина и принудительная самоизоляция в период очага коронавируса – способ обезопасить себя и своих близких от болезни, исход которой может быть смертельным. Но с другой стороны, это стало фактором ухудшения, например, системы образования и итогов учебного года у многих школьников и студентов, а также кризиса собственного бизнеса или каких-то предприятий. Ведь, как сказал министр экономики страны Максим Решетников: «Из-за ограничений по коронавирусу российская экономика теряет около 100 млрд рублей в день».

Таким образом, мы видим, что пандемия принесла значительные изменения во все сферы общественной жизни – в экономику, в социальные отношения, в политическую сферу, и в том числе и в образование. Субъектам образовательного процесса (учителя, обучающиеся и родители) пришлось столкнуться с такой формой обучение как дистанционное. Как и большинство явлений человеческой жизни, дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Но если говорить об авторе, то ему данная форма обучения не нравится, и минусы перевешивают плюсы. В то же время дистант опосредованно повлиял на мировоззрение автора, о чем говорится во второй главе.

Глава 2. Сравнительный анализ советских и современных цен

В апреле, во время дистанционного обучения, на уроке обществознания нам задали посмотреть фильм «Гостья из будущего», да и автор давно хотел с ним познакомиться. В целом фильм очень понравился. Из рассказов родителей про их детство автор увидел именно те моменты, которые присутствовали в фильме и ей самой очень захотелось побывать в СССР.

Из фильма больше всего понравилась:

Алиса – добрая смелая девочка, даже попав не в своё время, она не растерялась и относилась ко всем с добротой. Она владела различными умениями. Например, она знала много иностранных языков, умела далеко и высоко прыгать, но не гордилась этим, а говорила, что в этом нет ничего особенного, что, если захочешь, то сможешь это сделать. Ребятам с ней было интересно.

Но больше всего в фильме мне не понравился:

Весельчак У – он злобный и жадный. Прилетев на машине времени за Колей, он всеми путями пытался овладеть Миелафоном, а потом и всем миром.

В фильме было много необычного и загадочного от Миелофона до говорящего козла Наполеона. Автору очень понравились моменты из фильма, где Алиса прыгает через забор и разговаривает с крокодилом.

Из просмотренного фильма автор увидела, как все дети дружили, играли, помогали и понимали друг друга. Алиса, подружившись в больнице с Юлей Грибковой, оставалась с ней всегда. Они были неразлей вода. Сейчас мало людей хранят такую крепкую и долгую дружбу.

Но мне не очень было понятно то, для чего Коля носил с собой пустые бутылки, если он пошел за кефиром. Автор поподробнее расспросила родителей: «Для чего он их носил?» – но позже мне объяснили, что почти все молочные продукты, как, например, кефир, молоко, ряженка, продавали в бутылках, которые потом можно было сдать. Автор очень удивилась, но потом узнала ещё кое - что, что можно было помыть стеклянные бутылки после покупаемого в них продукта и сдать обратно, да ещё и получить другой продукт в стеклянной бутылке за меньшую плату!

Если посмотреть, то можно увидеть, что все люди в фильме одеты просто. Машин на дорогах мало, потому что не многие могли позволить себе купить ее.

Быт людей в СССР был очень спокойным. Чтобы позволить себе велосипед и прокатиться с ветерком с горки вы должны были заплатить 85рублей! А средняя зарплата на тот момент составляла 185 рублей. Конечно, если человек откладывает деньги, он сможет купить велосипед. Вот ты катаешься на велосипеде и видишь машину, и хочешь себе её купить, но узнав её цену, ты очень удивляешься. Ведь машина в те времена стоила 5.000 рублей! И человеку чтобы купить её нужно работать 27 месяцев без еды и воды!

Сравним с современным состоянием проблемы покупки автомобиля. Самым продаваемым автомобилем в России по итогам 2019 года стала отечественная «Лада Гранта», стоимостью от 470 900 рублей. Возьмем для примера автомобиль с ценой 500 000 рублей.

Средняя зарплата в России в 2019-2020 годах равна сумме в 36 тыс. рублей.

Вычтем расходы:

Оплата коммунальных услуг - 3тыс. рублей;

Расходы на питание: 6,5 тыс. рублей;

Расходы на одежду: 4,5 тыс. рублей;

То у нас останется: 22 000 рублей;

Оставшуюся сумму можно откладывать на покупку автомобиля. Таким образом, накопить на машину можно за 22,5 месяца. Но никто не гарантирует, что цена на автомобиль не изменится. Она может как возрасти, так и упасть. Также человек может лишиться заработка или выйти на более высокий. Поэтому часто жители нашей страны берут автомобиль в кредит, тем самым гарантируя хоть какую-то стабильность цены желаемой покупки.

Также автору стало интересно узнать, какова была цена различных продуктов и товаров в то время, а также как жили люди и точку зрения людей на жизнь в СССР и на жизнь в наше время. Об этом подробнее можно узнать в Приложении 1.

В СССР люди одевались скромно, не так, как сейчас. В наше время мы отдаем предпочтение более удобной и практичной одежде. Влияние оказывает и огромный выбор моделей и марок одежды.

Вообще по молодёжному «сленгу» сочетание одежды, которая подходит друг к другу называют лук. И это не лук, который едят, а аналог английского «look», что можно перевести как «внешность». Вообще, под луком чаще всего подразумевается целостный образ, который создается посредством правильно подобранной одежды, аксессуаров, прически и даже маникюра и макияжа.

Покупка джинсов в СССР была очень не простой. Если ты бы хотел приобрести джинсы от какого-нибудь известного производителя, это сопровождалось немалыми трудностями. Во-первых, нужно было накопить денег, т.к. "фирма" могла стоить 100-300 руб. (это при средней советской зарплате в 185 руб.), затем следовало найти проверенного человека, который тебе "достанет" эти джинсы, ну и, конечно же, нужно было соблюдать множество предосторожностей, чтобы эта незаконная сделка осталась тайной.

В наше время хорошие джинсы от известного производителя стоят от 5000 рублей.

Знаменитый кухонный стол-тумба - самый популярный предмет мебели советского времени, который оказался настолько удачным, что до сих пор многие не решились от него избавиться, и стол-тумба все еще часто встречается в российских квартирах. Он принадлежит к одному из первых поколений трансформеров: в разложенном виде выполняет функции стола, а в сложенном выглядит как тумба. «Книжкой» его часто называли за то, что он раскладывается и складывается как книга. [4] В то время он стоил 100-200 рублей. Подобный стол в наше время можно приобрести за 3000 рублей.

Также мне сталось интересно, сколько стоил сахар в СССР, поскольку сахар - один из наиболее популярных товаров на полках магазинов. В СССР этот продукт стоил 87 копеек за кг. Сейчас цена за 1 кг сахара не превышает 40 рублей.

А сколько стоило пообедать в столовой в СССР? Советский обед в столовой стоил примерно 50-70 копеек, а на рубль можно было пообедать в очень хорошем ресторане. Первое подавали в двух вариантах — целая порция и половина. Полпорции супа — 15 копеек, молочный суп из диетического стола — 10 копеек. На второе блюдо в советском обеде подавали мясо или рыбу. Это могла быть котлета с пюре за 15-18 копеек в зависимости от фарша, из которого она сделана. Встречался и бефстроганов с гречкой, но он был дороже котлеты на пару копеек. Компот из сухофруктов или морс тоже обязательно входили в комплекс. Каждое из блюд продавалось отдельно, а можно было и полноценно пообедать. Для тех, кто хотел сэкономить, в советской столовой предлагали бутерброды и пирожки. Полноценный обед такой перекус не заменял, но вполне можно было дожить до вечера. Пирожок с повидлом — 4 копейки, бутерброд с селедкой — 10 копеек. А еще были автоматы с газировкой за 3 копейки с сиропом и 1 копейку без него, фруктовое мороженое за 7 копеек и много всего, что осталось в далеком прошлом. [5] Сейчас же пообедать в столовой можно в среднем на 250 рублей.

Сравнение цен на продукты в СССР и в наше время мне показалось интересным. Поэтому автор решила составить таблицу и сравнить продукты по их стоимости сейчас и тогда. И вот что у него получилось:

товар

1980 год

2020год

Во сколько раз

Молоко

26 коп

45 руб

173 раз

Кефир

30 коп

32 руб

107 раз

Сметана

1,7 руб

50 руб

29 раз

Творог

26 коп

60 руб

231 раз

Яблоки

50 коп

90 руб

180 раз

Мандарины

1,2 руб

80 руб

67 раз

Хлеб

20 коп

28 руб

140 раз

Батон

13 коп

30 руб

230 раз

Конфеты

40 руб

450 руб

11 раз

Чай

90 коп

90 руб

100 раз

Кофе

6 руб

250 руб

42 раза

Яйца 10шт

1р 05 коп

45 руб

42 раза

Сахар

1 руб

30 руб

30 раз

Проезд в автобусе (по городу)

5 коп

20 руб

400 раз

Мороженое 1 стаканчик пломбира

20 коп

30 руб

150 раз

Бензин 1 литр

40 коп

40 руб

100 раз

Курица 1кг

1р 90 коп

120 руб

63 раза

Велосипед «салют»

85 руб

10 тыс. руб

117 раз

Повышенная стипендия

45 руб

2 100 руб

46 раз

Анализируя таблицу, можно проследить, что цены выросли неравномерно. На некоторые продукты в 11 раз, а на некоторые более чем в 100. На продукты питания первой необходимости они так же выросли неравномерно. Например, молоко, хлеб, чай, яблоки повысились в цене более чем в 100 раз, однако, яйца, сахар и курица не более чем в 63 раза. С чем это может быть связано – неизвестно.

Самое большое повышение в цене затронуло проезд в общественном транспорте по городу. Во времена СССР поездка стоила 5 копеек, в наше же время 20 рублей – больше в 400 раз! Можно предположить, что цена выросла из-за подъема стоимости бензина, которая увеличилась в 100 раз.

Самое маленькое увеличение у цены на конфеты. Она выросла всего в 11 раз. Хорошие конфеты в наше время стоят недешево, так же как и в СССР. Поэтому, возможно, цена увеличилась в небольшое количество раз.

Можно сделать вывод – меняются времена, меняются и цены.

И все - таки, как же узнать, соответствует ли средняя зарплата того времени нынешней средней зарплате?

Сравнение по курсу доллара:

Поскольку сравнение производится на определенный момент времени, оно будет несколько условным. За расчетный период возьмем начало 1980-х: это время еще живо в памяти у большинства ныне живущих россиян. Рабочий в 1980 г. получал в среднем 185 руб. Официальный курс доллара был равен тогда 60 копейкам.

Пересчитав советскую зарплату на курс доллара по состоянию на апрель 2020 г., получаем, что она должна составлять около 23 тыс. руб. Это не так много, но приблизительно совпадает с реальной зарплатой в российских регионах.

В этой схеме есть интересный нюанс, учитывающий покупательную способность валюты. С 1980 г. покупательная способность доллара сократилась в два с половиной раза. То есть, чтобы получить реальные суммы, нужно скорректировать все цифры на это значение. Зарплата рабочего после умножения на 2,5 превратится в 50 тыс. руб., а пенсия возрастет до 37 500 руб. Получаем весьма солидные показатели, превышающие нынешние средние выплаты. Ситуация с курсом доллара очень нестабильная, поэтому данная методика не совсем практична и удобна. По данным на 29 июля, доллар стоит 72,5 рубля, а, например, по данным на 29 марта, доллар стоил 78,77 российского рубля. К сожалению, нельзя предугадать насколько цена за один доллар возрастет или упадет в ближайшее время.

Сравнение по товарам и услугам:

Еще одна часто используемая методика оперирует сравнением стоимости распространенных продуктов. Возьмем, к примеру, белый хлеб, который стоил в 1980-м 20 коп. Получится, что на зарплату в 185 руб. можно было купить 925 батонов. Если нынешняя цена белого хлеба 30 руб., то современным аналогом советской средней зарплаты станет сумма в 27 750 руб., и на нее можно купить 918 булок. Это значение также близко отражает реальное положение дел. Уместно провести аналогию с ценой обеда в советской столовой. В СССР полный обед из трех блюд и напитка стоил около 1 рубля, а сегодня пообедать в обычном кафе можно за 250-300 руб. То есть сегодняшний аналог зарплаты рабочего образца 1980 г. оценивается в 55 500 руб.

Немаловажно и то, сколько люди тратили тогда и сейчас на разные нужды. Например, квартплата в 1980 г. составляла 2-3 руб. (примерно 1 % зарплаты), а лечение и образование было бесплатным. В наши дни только на коммунальные платежи уходит минимум 20% средней оплаты труда. [6] По расчётам автора больше всего подорожали услуги. Например, проезд в общественном транспорте по городу, цена на который увеличилась в 400 раз.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что заработная плата 80-х годов примерно сходна со средней заработной платой нашего времени.

В данной главе автор сравнила цены на различную продукцию в наши дни и во времена СССР, предположила, с чем могут быть связаны эти изменения. Также автор проследила на какие категории товаров цена возросла больше, чем на другие. Было проведено сравнение средних заработных плат нашего времени и времен СССР по различным критериям – по курсу доллара и по ценам на товары и услуги.

Заключение.

Поколение, живущее сейчас, имеет много возможностей, в отличие от поколения, которое жило во времена СССР. Люди жили скромно. Для того, чтобы купить какую-то дорогую вещь или технику, или, например, куда-то съездить, откладывали средства, копили. В наше же время человек может взять кредит в банке на любые нужды.

Автор считает, что качественнее жизнь была в СССР. Например, на любую продукцию существовал ГОСТ, будь это продукты питания или мебель. Все товары тщательно проверялись на соответствие требованиям. В наше время продукции появилось больше, но её качество может достаточно сильно отличаться. Попадаются товары качественные, попадаются некачественные. Но, конечно, все зависит от бюджета людей. Есть деньги – можешь купить товар получше и подороже, если средств не много, то приходится исходить из их количества и подбирать товар по своему бюджету. Здесь все зависит только лишь от человека и количества его средств.

Таким образом, можно констатировать, что задачи, поставленные в начале работы, решены, цель достигнута.

Список использованных источников и литературы.

https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/03/16/825361-kitai-skrival-koronaviruse

https://regnum.ru/news/society/2891968.html

https://trends.rbc.ru/trends/industry/5eb4514d9a7947358cd8a5a0

https://realty.rbc.ru/news/5d36d91f9a7947fbae25b85a

https://www.obed.ru/vse_o_dostavke_edy/o_dostavke_obedov/sovetski_obed.html

https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/sovetskaia-zarplata-skolko-poluchali-grajdane-sssr-v-pereschete-na-sovremennye-dengi

 

Просмотров работы: 110