Экологическая мода

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экологическая мода

Грищук Е.Д. 1
1МАОУ "Гимназия №2"
Дружинина С.К. 1
1МАОУ "Гимназия №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Гигантские свалки, похожие на города, убийства животных, заводы, загрязняющие воздух и воду, — фэшн-индустрия занимает почётное второе место по урону, который она наносит экологии. Мода на ответственное потребление, а параллельно с ней отказ от ношения натурального меха — не новость, но в 2018-м об этом говорили так много и так отчаянно, что стало понятно: дальше — только больше.

Одежда является обязательной частью нашей жизни. Мы носим её каждый день.

Большое количество материалов используется для создания только для одного образа. Как можно сократить материалы для создания одежды?

Я решила узнать, как относятся производители к экологической проблеме, связанной с одеждой и что делать потребителям.

Задачи:

Выяснить, как перерабатывается одежда

Узнать отношение брендов к переработанной одежде

Узнать, что такое апсайклинг

Гипотеза:

Переработка вещей является популярным феноменом в мире моды

Цель:

Узнать насколько важна переработка вещей

Зачем перерабатывать пластик?

Из докладов Комитета ООН по охране природы известно, что каждый год на земле миллион птиц, сотни тысяч морских млекопитающих и огромное количество рыб погибает из-за пластиковых отходов. Миллионы тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в воды мирового океана. В Тихом океане уже дрейфует настоящий мусорный остров (Eastern Garbage Patch), представляющий собой очень плотные залежи пластика и других отходов. Остров по размеру в два раза превышает территорию США. [6]

Как пластик превращается в джинсы и футболки?

Сколько пластиковых бутылок мы используем и выбрасываем в течение года? Трудно даже сосчитать. Все эти пластиковые бутылки из-под оливкового масла или минеральной воды сделаны из полиэтилентерефталата (в аббревиатурном виде его называют ПЭТ).

Область применения этого полиэфира в мире распределена примерно так: около 70% пластика идет на производство нитей и волокон (и мы получаем наш привычный полиэстер), около 30% — на пластиковые бутылки.

Кстати, удивительным образом в России по статистике все зеркально противоположно: у нас полиэтилентерефталат используют главным образом для выработки пластиковых контейнеров, в первую очередь, пластиковых бутылок, и в гораздо меньшей степени для переработки в волокна.

В некоторых случаях ПЭТ не идет по одному пути — бутылка или волокно полиэстера — а проходит оба, один за другим. Речь идет о переработанном пластике, который обычно называют recycled polyester (переработанный полиэстер). Все возможно благодаря способности этого популярного типа пластика легко поддаваться переработке и возвращаться к потребителю в абсолютно новом виде. Например, пластик из бутылки через recycle-процесс может вернуться к нам в виде брендовой одежды.

Помимо заботы о фауне мирового океана, есть еще много причин в пользу переработки пластика, например, энергосбережение и сокращение количества выбросов парникового газа: известно, что замена на производстве первичного материала переработанным вторичным позволяет значительно сократить выбросы парниковых газов. [6]

Примеры переработанной одежды

Prada решили полностью перейти на переработанный нейлон. Ежегодно для создания знаковых курток, плащей и рюкзаков Prada используют около 700 тысяч метров нейлона в своих коллекциях. Нейлон — материал из семейства полиамидов, который довольно легко подвергается регенерации (переработке). То есть из бывших в употреблении нейлоновых вещей — одежды, парашютов, канатов — можно заново сделать ткань без потери качества материала. Регенерированное волокно Econyl, которое уже используют Prada, Burberry и другие модные бренды, впоследствии также можно заново использовать. Плюс в том, что переработать материал дешевле, чем сделать новый с нуля, к тому же это очевидное доброе дело: основной источник вторсырья — старые рыболовные сети, уже ставшие частью океанического мусора (именно они приводят к плачевным последствиям для многих морских обитателей, которые могут запутаться и умереть в бесхозных сетях). [4]

(Прил.1)

Другой синтетический материал, которой поддается переработке снова в волокна, — полиэстер. Со вторичным полиэстером модные компании работают уже давно и широко. Аутдор-марка Patagonia стала в этом пионером: она использует переработанные пластиковые бутылки для создания флиса для своих жилеток и курток с 1993 года. Сырьем для него становятся и пластиковые бутылки (PET, из которого они сделаны, — это и есть полиэстер), и бывшая в употреблении синтетическая одежда, и океанический мусор. Переработкой последнего в полезные материалы занимается, в частности, организация Parley for the Oceans, которая сотрудничает с adidas, Stella McCartney и рядом других компаний. Масс-маркет также начинает использовать вторичные материалы: у H&M переработанный полиэстер регулярно встречается в коллекциях линии Conscious, а Zara собираются перейти на использование только вторичного полиэстера к 2025 году. [4]

(Прил.2)

Отношение к экологии в магазинах масс-маркета

Не секрет, что производство одежды, мягко говоря, не самая экологичная индустрия. По данным доклада компании McKinsey, ежегодно люди по всему миру покупают более 100 миллиардов вещей, а на свалках оказывается 92 миллиона тонн мусора. Кроме того, авторы исследования 2017 года обнаружили, что 35% пагубного для природы микропластика появляется в результате стирки вещей из синтетических тканей, большинство из которых выпускает масс-маркет.

Как только критика в сторону представителей этого сегмента начала сыпаться со всех сторон, ретейлеры поняли: нужно что-то делать. Недавно компания Inditex, владелец Zara и других брендов, объявила о запуске серии инициатив, направленных на экологичное производство. В частности, планируется, что к 2025 году весь используемый марками Inditex хлопок, лен и полиэстер будет на 100% экологичным. «Минимизировать вред для окружающей среды — наша постоянная цель, для достижения которой мы задействуем каждого нашего сотрудника, — заявил Пабло Исла, исполнительный директор Inditex. — Мы надеемся, что нам удастся в корне поменять индустрию». [1]

Но как индустрия масс-маркета может снизить негативное влияние на экологию и возможно ли это вообще? «Главная проблема заключается в том, что нет четкого единого понимания выражений «устойчивое развитие» и «экологичные материалы», — говорит Шарлотта Тернер, глава направления экомоды и текстиля в компании Eco-Age. Важно, чтобы любые действия со стороны брендов не были пустой спекуляцией и маркетинговой уловкой. «Все это должно иметь смысл и глубину, — продолжает Тернер. — Сложно перестроить в угоду экологии бизнес-модель, в основе которой лежит производство огромных объемов дешевой одежды».

Такие бренды как Zara, Bershka и Pull&Bear пообещали, что к 2025 их одежда станет экологически чистой.

Известная и любимая во всем мире компания H&M в этом году представила свою первую экологическую коллекцию весенне-летней одежды 2018-го года.

Благодаря чистым и безопасным материалам одежда бренда получилась нарядной, комфортной и легкой.

Так же компания H&M занимается сбором одежды в своих магазинах.

В далеком 1993-м году известная и популярная компания Nike запустила специальную программу по переработке обуви. Эта программа позволяла создавать специальные гранулы для покрытия полов в спортивных площадках из спортивной обуви.

Также студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ создали серию моделей, творчески переосмыслив дизайн повседневных вещей UNIQLO. Эта коллекция призвана обратить внимание на глобальную инициативу UNIQLO Recycle и вдохновить больше покупателей подарить старую одежду бренда нуждающимся людям по всей России. Три года назад в магазинах были установлены специальные коробки UNIQLO Recycing Box для сбора ненужной одежды бренда тем людям, которые в ней нуждаются, тем самым продлевая жизнь каждой вещи. [3]

Отношение к экологии в магазинах премиум класса

Практически все бренды премиум класса являются экологичными, так как одежда выпускается в нескольких экземпляров. Также одежда таких брендов отличается высоким качеством, следовательно прослужит дольше.

Несколько примеров поддержки экологии:

• Конгломерат Kering, владеющий Balenciaga и Saint Laurent, выступил с

инициативой гуманного производства товаров и поддержал программу «Fashion for Good».

• Gucci в этом году объявили, что отказываются от использования меха (и это при гигантских продажах меховых слипперов и шуб в духе Марго Тененбаум).

• Stella McCartney сняли рекламную кампанию на фоне свалки с буквальным

посылом: «Посмотрите, как много мы потребляем». [5]

Одежда из вторсырья

Многие высокотехнологичные вещи в сегменте одежды для спорта и отдыха (от outdoor до sportcasual) изготовлены из синтетических волокон, которые, в свою очередь, получены после повторной переработки пластика, в том числе бутылок. Из переработанного полиэстера (recycled polyester) частично сделан хорошо знакомый всем флис, широко используемый для изготовления курток, зимних брюк, шапок и другой теплой одежды. Одежду на основе переработанного пластика изготавливают не только спортивные бренды, но и хорошо известные Stella McCartney, Nike, H&M, Levi s, Adidas, Asics, American Apparel, Topshop, Marks&Spencer, Max Mara.

Синтетические волокна широко используются при производстве мембранной одежды. Из нетканых материалов из полиэфирных нитей лучше всего нам знакомы синтепон и холлофайбер, куртки из которых хорошо держат тепло и не теряют форму после стирки.

Большинство мировых текстильных производств используют полиэстер как минимум частично: в сочетании с полиамидом для изготовления искусственного шелка или с эластаном для чулочно-носочных изделий и обтягивающей одежды. Зачастую полистер добавляют к хлопку или вискозе, это делает трикотажные изделия более прочными и устойчивыми к потере цвета. Но главное, что полиэстер позволяет оставаться не только модным, но и заботиться об окружающей среде, не прилагая к этому никаких усилий, ведь одежду мы все равно покупаем регулярно. "Чтобы сделать одну футболку из полиэстера, понадобится 20 пластиковых бутылок. Гиганты - производители спортивной одежды уже много лет выпускают целые линейки продукции из переработанных материалов", - отмечают в WWF. [4]

Апсайклинг

Апсайклинг — использование старых вещей, фабричных остатков и залежавшихся на складах тканей для создания новой одежды — набирает все большую популярность. С дэдстоком (так называют вещи и материалы из старых коллекций, которые не были распроданы и хранятся на складах) работают уже не только студенты-дизайнеры и маленькие локальные марки: свои же винтажные джинсы перешивают Levi’s, а дизайнер Кристофер Рейберн для своего бренда Raeburn шьет вещи из списанных армейских парашютов. Собственная линия переделанных винтажных вещей есть даже на сайте модного гиганта Asos.

Апсайклинг из модного тренда перерос в большой бизнес, у которого есть как плюсы, так и минусы, один из которых — ограниченные тиражи.

Популярность апсайклинга подтверждает востребованность брендов, изначально выбравших экологичный путь развития. Bode продают в десятках разных стран, у марки уже сложилась своя лояльная аудитория. Чтобы увеличивать объемы производства, Эмили Боде ищет новые пути поставки материалов: хотя она по‑прежнему ходит по блошиным рынкам и антикварным фестивалям, основную часть тканей закупает у крупных поставщиков — это и старый дэдсток, и фабричные остатки новых материалов.

Бренд Reformation, который начинал с перешивания винтажных находок, теперь вырос в компанию со $100-миллионным оборотом. При таких объемах работать только со старыми материалами невозможно, но марка по‑прежнему стабильно отшивает 15% коллекций из складских остатков тканей, а 2% — из винтажных вещей. Raeburn использует и дэдсток, и новые экологичные материалы — например, переработанный полиэстер. [2]

Бренд Bode (Прил.3) Бренд Reformation (Прил.4)

Практическая часть

Я решила провести опрос среди своих друзей и одноклассников и узнать их отношение к переработанной одежде.

(Прил.5)

(Прил.6)

(Прил.7)

Заключение

Проведя опрос, я выяснила, что многие семьи не считают нужным «давать одежде вторую жизнь». В заключение я могу сказать, что я выполнила все поставленные мной задачи и подтвердила гипотезу. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сейчас все больше и больше людей стали обращать внимание на экологичность вещей, известные модные дома все чаще задумываются о модных вещах из вторсырья. Но все-таки самым важным двигателем экологии всегда будет обычное население. Я надеюсь, что люди начнут более разумно относиться к своей одежде.

Список литературы

http://recyclemag.ru/article/uniqlo-i-studentyi-vshe-predstavili-proekt-v-podderzhku-sbora-nenuzhnoy-odezhdyi

https://esquire.ru/style-and-grooming/109042-borba-za-ekologichnost-ili-biznes-model-pochemu-dizaynery-shyut-veshchi-iz-staryh-tkaney-a-my-eto-pokupaem/#part3

https://compareethics.com/9-recycled-and-upcycled-clothing-brands-you-shouldnt-pass-in-2018/

https://www.the-village.ru/village/service-shopping/the-question/351789-pererabotka-odezhdy-i-obuvi

https://www.vogue.ru/fashion/chto-na-samom-dele-proishodit-s-veshami-otdannymi-na-pererabotku

https://darshoes.ru/raznoe/odezhda-iz-plastika-odezhda-na-osnove-pererabotannogo-plastika.html

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Просмотров работы: 54