Искусство книжной графики

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Искусство книжной графики

Кривошеева Е.Е. 1
1МКОУ "Усть-Мосихинская СОШ"
Хохрякова С.А. 1
1МКОУ "Усть-Мосихинская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Обоснование: в рамках школьной программы я познакомилась с таким предметом, как «Искусство». В курсе изучения данного предмета, меня заинтересовала тема «Искусство полиграфии».

Полиграфия-это отрасль промышленности, которая занимается размножением печатной продукции.

Так как я люблю читать, моё внимание привлекла книжная графика. А познакомившись с исследовательской работой ученицы нашей школы Кобзевой Алёны «Художественный мир поэтов нашего села», у меня родилась идея сделать книгу своими руками.

Актуальность: книга является важной частью духовной культуры современного общества. В век стремительного развития новых технологий книга для меня является бесценным инструментарием в воспитании нравственных качеств человека, в формировании его внутреннего мира, т.к. именно книга способна пробудить в человеке новые чувства и эмоции, которые будут способствовать формированию его личности.

Цель: изучив технику создания книги, изготовить книгу своими руками.

Для достижения своей цели поставила следующие задачи:
1. Найти сведения об истории создания книги.

2. Изучить технику и этапы изготовления книги.

3. Собрать и подготовить необходимый материал и инструменты.
4. Изготовить изделие, оформить его.

Гипотеза: изучив технологию изготовления книги, я предположила , что смогу сделать книгу своими руками.

Предполагаемый продукт: книга, сделанная своими руками.

Новизна работы: моя книга станет источником сохранения и способом передачи духовной культуры моего села.

Основная часть 1. Из истории книги

Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли теперь. Сначала появились наскальные изображения. Затем к изображениям стали добавлять текст. Появились так называемые “каменные книги”. Первые книги «писались» на камнях. Трудная это была работа. Каждый значок нужно было высечь на камне острым инструментом. Много таким способом не напишешь. Позднее появились книги и более удобные из глиняных плиток. Каждая плитка – отдельная страница книги. Страницы эти не скреплялись между собой, но на них ставились номера. «Писали» на глиняных плитках заострёнными палочками – стилусами. “Писать" на глине было гораздо легче, чем на камне. Но и глиняные книги не были удобны. Ведь 100 страниц такой книги – это 100 плиток. «Под мышкой такую книгу не унесешь».

В древнем Риме существовал другой вид книги – полиптих. Это были скреплённые между собой ремешком деревянные дощечки-таблицы, покрытые воском, на которых процарапывали буквы. Такую книгу уже можно было листать, правда, страниц в ней было немного.

Позже появились книги на папирусе. Папирус выделывался из растения похожего на камыш. Волокнистые части стебля этого растения склеивались и из них получались тонкие листы. Писали на этих листах чернилами. В место пера писцы употребляли заостренные палочки. Многие папирусные книги состояли из нескольких свитков. Свиток – это длинная полоска папируса, свёрнутая в трубочку. Переносить их было легче, чем глиняные книги, но тоже не совсем удобно. Носили их чаще всего в больших круглых коробках. Длинна свитка порой доходила до нескольких метров. В Британском музее хранится папирус Гарриса длиной свыше 40 м.

Постепенно папирус начали заменять пергаментом. Книги из пергамента существовали почти за две тысячи лет до нас. Пергамент выделывался из телячьей, козьей и бараньей кожи. Кожа очищалась и белилась. Получались тонкие белые листы, по виду напоминающие бумагу.

Стоили книги из пергамента очень дорого. Ведь для изготовления одной большой книги требовалась кожа целого стада скота. Книгу мог купить только очень богатый человек. Грамотных людей становилось всё больше, понадобились более дешевые книги. На помощь пришла бумага. Она появилась в Китае.

Первыми создателями рукописных книг были монахи. Труд писца был очень почётен и приравнивался к великому подвигу. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художник заполнял страницы рисунками, причудливым шрифтом писал заглавие. Затем книгу одевали в переплёт, украшали серебром и драгоценными камнями. Крышки переплёта замыкались застёжками. Одна книга делалась очень долго и стоила очень дорого (за неё давали табун лошадей).

Начиная с XIV столетия, доступ к чтению был получен новыми слоями общества: буржуа и дворянами, чиновниками и торговцами, которыми были востребованы не только книги с техническим содержанием, но и книги, предназначенные для отдыха, содержащие увлекательный вымысел. Подобные запросы явились причиной появления нового и решительного сдвига в развитии книг – книгопечатания.

И хотя впервые тексты печатать начали в седьмом столетии в Корее, сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста, но настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг, создавший в пятнадцатом столетии отработанную технологию. Гутенберг впервые в Европе применил набор строк текста из отдельных букв и печатание при помощи пресса оттисков на бумаге, что позволило достичь невиданной ранее производительности. Первой книгой, отпечатанной Гутенбергом, была, конечно же, библия.

Первую книгу на Руси напечатал Иван Фёдоров. В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен Печатный двор, который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно, по крайней мере, семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров.

1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга "Апостол" ("Деяния святых Апостолов")- шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси. А в 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Приёмы и принципы художественного оформления книги сформировались тоже в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов. Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.). Появление новых черт в художественно-полиграфическом оформлении книги тесно связано с петровскими реформами начала XVIII века. Оформление книг этого времени соответствует рациональному духу петровских преобразований: уменьшаются форматы, исчезают роскошные переплеты, двухцветная печать, заставки, зато большое внимание уделяется рисунку шрифта, качеству печати, иллюстрации в собственном смысле слова почти не встречаются, их заменяют технические рисунки, чертежи, схемы, таблицы, выполненные в технике гравюры на металле. XIX век современники называли "веком иллюстрированной книги". На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом.

С тех пор книгопечатание прошло путь от примитивного ручного печатного станка до компьютерных технологий. Совершенствовался процесс печати, росло многообразие печатной продукции, а суть композиционного творчества оставалась неизменной 

2. Особенности книжной графики

Любая вещь, в том числе и книга – показатель интеллектуального, художественного и материально-технического развития общества. В ней заложено единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Под искусством книги, ее художественным оформлением понимается создание индивидуального облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими ему особенностями с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, вида бумаги, переплета, композиция книги в целом, ее иллюстрирование и декоративное убранство). По образному выражению В.А. Фаворского, выдающегося советского графика, "части книги, ее отдельные страницы составляют как бы оркестр разных инструментов". С этой точки зрения к книге предъявляются требования художественного единства всех элементов содержания и формы, эстетической выразительности. Оформление издания играет немаловажную роль для покупателей, способствуя формированию спроса на книжную продукцию.

Книга (от слав. Кънига, от китайского kuen – свиток) – первоначально несколько сложенных пополам листов папируса или пергамента, скреплённых вместе. В дальнейшем любое сброшюрованное полиграфическое издание. Книга является предметом графического искусства.

Книжная графика – вид изобразительного искусства, включающий в себя конструирование книги, выбор компонентов её оформления (обложки, суперобложки, фронтисписов, титульных листов, страниц книги иллюстрациями, заставками, инициалами, концовками), изготовления макета, иллюстраций.

Книга  —  синтетическое  произведение,  над  ней  работают люди  разных творческих  профессий:  писатели,  редакторы,  дизайнеры,  художники.

Специфика оформления книги зависит от типа издания: детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству, энциклопедия и т.д. В зависимости от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, и какие цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, характер оформления и иллюстрирования. Так,  детские и  подарочные  книги  обычно  имеют большой формат, печатаются на плотной  бумаге,  содержат  много  цветных иллюстраций,  тщательно  и  нарядно декорированы.  В  художественной  литературе  главное  —  содержание,  поэтому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации,  как  правило,  черно-белые,  но  их  образность  направлена  на выявление  характеров,  настроений  и намерений  персонажей.

Иллюстрации,  зримо  представляющие  образы  героев  и  происходящие события,  усиливают  воздействие  литературного  содержания  на  читателя. Зрительные  образы  помогают  читателю  в  осознании  замысла  автора.

Создание  иллюстраций  к  художественному  произведению - дело сложное и деликатное. Художнику иллюстратору  недостаточно  владеть  материалом,  техникой  и  художественными приемами, недостаточно  знать  эпоху  и ее  материальную  культуру,  необходима  особая  интуиция,  умение  почувствовать  подтекст  произведения в духовном  единении  с автором. Только  в  этом  случае  возникает  феномен слияния  изобразительного  и  литературного  образа. Неразрывная  его  целостность  и  остается  в  сознании  читателя.

Дизайнерский облик книг чрезвычайно разнообразен. У одних – твёрдый переплёт, у других – мягкая обложка. Одни можно положить в карман, другие велики и имеют дополнительную обложку (её называют суперобложкой), а третьи вообще имеют необычную форму. Очень интересны и разнообразны в плане дизайна детские книги. Они могут быть необычной формы, выполнены из самых разнообразных материалов и разных размеров. Ещё более чем по размеру и внешнему виду, эти книжки разнятся дизайном своих страниц.

Создание книги — процесс длительный и трудоемкий и включает в себя следующие этапы:

1. Прием (знакомство с рукописью) рукописи

Этот процесс содержит ряд важных процедурных моментов. Ознакомившись с рукописью, менеджеры исходя из жанра, наличия схем, рисунков, таблиц, иллюстраций оценят сложность верстки, проконсультируют по оптимальному объему и исполнению издания, помогут подобрать наиболее подходящие материалы для оформления книги и её полиграфического исполнения, сделают предварительную калькуляцию затрат на издание.

2. Редактирование литературное (по желанию автора)

Редактирование (от французского redaction, латинского redaktus — приведенный в порядок) — работа над рукописью произведения с целью улучшения его в литературном, языковом, профессиональном, научном, социальном отношениях. Виды редактирования, используемые в издательском процессе, литературное, научное или специальное, художественное, техническое. Однако основным из них является литературное. Редактор работает в непосредственной связи с автором, согласовывая все виды правок на всех этапах и контролирует все изменения в тексте, предпринимаемые автором и работниками издательства и типографии и естественно, с техническим редактором, согласуя с ним наиболее удобные и эффективные для восприятия способы подачи элементов структуры в тексте (выбор расположения, шрифтов, выделений каждого фрагмента).

3. Корректорская работа

Корректура (от латинского сorrektura — исправление, улучшение) — стадия производственного процесса издания книг, газет, журналов и других печатных материалов, на которой устраняются различные ошибки и недостатки, допущенные при редактировании и наборе. Корректура — весьма важный издательский процесс, призванный устранить ошибки, описки, опечатки и другие недостатки.

Работа по корректуре одного и того же произведения производится в несколько этапов: вначале над рукописью, затем, после набора текста, над корректурными оттисками и, наконец, перед печатью — с целью выявить и по возможности устранить ошибки перед выпуском книги в свет. Корректорскую работу ведет не только корректор, но и автор, и другие работники издательства.

4. Дизайн издания

После корректуры рукописи (а часто и раньше) начинается работа над художественным оформлением произведения. Это важнейший элемент подготовки издания. От того, насколько эффективно и профессионально выполнено художественное оформление, во многом зависит отношение читателя к книге.

Дизайнер создает проект оформления и организует его согласование с другими специалистами издательства и типографии. Он руководит работой художников, фотографов, графиков, ретушеров, выполняющих в соответствии со своей специализацией ту или иную часть оформления, контролирует каждый вид этих работ, также полиграфические процессы, связанные с печатью. Производит редактирование иллюстраций и выполняет некоторые виды оформительских работ самостоятельно.

5. Техническое редактирование

Одновременно или параллельно с художественным ведется техническое редактирование, содержанием которого является выбор формата издания, размера и гарнитур шрифтов, использование линеек и других элементов выделения текста, структура и размещение текста и иллюстраций на каждой полосе. Выбор формата зависит от вида издания, функционального назначения книги. Сборник стихов, учебник, научная монография, сувенирное издание, географический атлас или альбом репродукций из художественной галереи, безусловно, должны иметь разный формат.

Технический редактор занимается созданием и размещением текстов, располагаемых на обложке, форзаце, суперобложке, титульном листе, подрисуночных подписей, колонтитулов, оглавления. Одна из главных задач технического редактирования — подготовка комплекта проекта оформления, а при необходимости — макета издания. Технический редактор готовит для полиграфического предприятия технологическую спецификацию, которая вместе с комплектом других документов и материалов передается в типографию в качестве задания издательства на выполнение полиграфических работ.

6. Набор

Работа над рукописью в издательстве — редактирование всех видов, корректура, художественное и техническое редактирование в сумме приводят к созданию оригинал-макета, подготовленного для передачи в типографию. Сверстанный в издательстве профессиональными верстальщиками оригинал-макет передается в типографию как в печатном виде, так и в электронном — на дискетах или лазерных дисках.

Большая часть моей работы была посвящена дизайну книги, который в свою очередь включает три основных типа творческой деятельности.

1. Разработка книжной конструкции, организация ее элементов в систему, способную обеспечить читателю удобство пользования книгой.

2. Создание внешнего и внутреннего дизайна книги.

3. Типографское исполнение книги применительно к реальным полиграфическим материалам, оборудованию, технологии и т.д.

Все эти виды деятельности тесным образом связаны друг с другом и преследуют общую цель: создать книгу как единую композицию.

3. Проектирование своей книги

Изучив весь процесс создания книг, я начала работу над собственной.

На первом этапе я познакомилась с рукописями Емельяновой Светланы Владимировны и провела редактирование на синтаксическом и пунктуационном уровне. На лексическом не имею право без рекомендаций автора, т.к. могу нарушить авторский замысел.

На втором – приступила к проектированию дизайна своей книги. Здесь я дала волю своему воображению и творческим навыкам. Это был самый захватывающий и сложный этап работы.

Объём моего материала не велик, поэтому я решила, что формат моей книги будет: половина листа А4. Это будет сувенирное моноиздание.

Задумалась о внешнем виде книги. Оформление обложки зависит от издания книги (художественная или научная), её назначения, читательской аудитории, тиража и авторского замысла.

Рукописи принадлежат к одному из родов литературы –поэзии, жанр – лирические стихотворения. Значит моя книга будет предметом художественной литературы.

По-моему мнению поэзия – это своеобразный инструмент, при помощи которого поэт раскрывает свой внутренний мир и делится частичкой своей души с одной стороны, с другой как музыка проникает в сердца читателей и творит чудеса. А в мире цифровых технологий поэзия равносильна глотку свежего воздуха.

Стихи написаны женщиной и представляю собой исповедь женской души, наполненной драматизма. Следовательно, читательская аудитория – прекрасная половина человечества.

Проанализировав эти детали, я решила, что обложка моей книги будет мягкая , объёмная, покрыта тканью сиреневого цвета, т.к. он используется для подчеркивания уникальности, индивидуальности. Сиреневый цвет – это любимый цвет творческих людей. Он обозначает огромный и разносторонний мир человеческой души.

Традиционно символизирует:

таинственность;

воображение;

творчество;

глубину;

чувствительность;

лёгкость;

проникновенность.

Все эти качества характерны нашему автору.

Определившись с внешним видом обложки, приступила к проектировании страниц. Стихотворения представляют собой лирический роман-миниатюру. Это истории, рассказанные в одном жесте, взгляде, слове, поэтому приняла решение, что моя книга будет без иллюстраций. Для произведений такого содержания они излишни и создадут пестроту. Я украсила страницы тонкой, изящной рамкой с веточками цветов, напоминающих сакуру, которая является олицетворением всего самого прекрасного на земле, а нежные цветки ассоциируются с женской красотой, любовью, материнством, обновлением и возрождением. Рамка под цвет обложки. Так как стихи разные по объёму, решила, что каждое стихотворение будет на отдельной странице, расположение текста по центру, одним шрифтом.

Выбор материалов и инструментов

После тщательного продумывания приготовила необходимый материал и инструменты

-шёлковая ткань сиреневого цвета

-строительный утеплитель

-фотобумага

-клей трёх видов ( клей-пистолет, клей для ткани, клей ПВА)

-ножницы

-дырокол

-атласная лента сиреневого цвета

-фоамиран

-листы бумаги А4

-металлические кольца

-канцелярский нож

-канцелярские иглы

-плотный картон

-шило

-игла

-блестящая самоклеящаяся бумага для декора

Изготовление и сборка своей книги

И на завершающем этапе приступила к изготовлению своей книги и её сбору. Обложка книги была сделана из плотного картона, шёлковой ткани сиреневого цвета, строительного утеплителя и элементов дизайна.

Создание обложки проходила в несколько этапов:

-склейка картона и утеплителя

-обтягивание тканью

-дизайн

Так как содержание книги было не большим, я решила визуально увеличить её за счёт объёмных страниц. Выполнены страницы были из следующих материалов:

-листы А4 белого цвета

-фоамиран

-атласная лента сиреневого цвета

Изготовление страниц также проходила в несколько этапов:

-изготовление «конвертиков» из половины листа А4 и фоамирана

-оклеивание получившихся «конвертиков» лентой

Сбор книги- это очень трудоёмкий и кропотливый процесс, требующий очень много времени и терпения. Завершающий этап тоже проходила в несколько этапов:

-сначала были вставлены кольца в обложку

-затем на эти же кольца нанизывались страницы

-сжимание колец и их закрепление

- создание декора

6. Эстетическое обоснование

Изделие имеет законченный вид. Оно красиво. Удачно подобраны материалы. Выполнено качественно с соблюдением всех требований к работе.

7.Экологическое обоснование

Моё изделие выполнено из экологически чистого материала. Изготовление книги не повлечёт за собой изменений в окружающей среде, нарушений жизнедеятельности человека.

Заключение

Считаю, что я выполнила поставленные мной задачи и достигла своей цели. Я полностью удовлетворена процессом работы и её результатом. Во время работы над этим проектом я использовала полученные знания о книжной графики, дала волю своему воображению, творческим навыкам и вовлекла в творческую деятельность своего руководителя. Книга получилась индивидуальной, очень красивой и необычной.

Список используемой литературы

Белецкий П., Нарбут Г.И. Искусство.- Москва, 1985.

Борисова Н.И. Многообразие форм полиграфического дизайна. Дизайн книги // Интернет ресурс: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/653857/

Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. - Москва, 2013

Кошкина О.Ю. Книжная графика как коммуникация.- Санкт-Петербург, 2016

КритскаяЕ.Д., Сергеева Г.П., Кашекова И.Э. Искусство 8-9 классы. – Москва, 2013

Огурцова Н.А. Традиционная бумажная книга в современном социокультурном пространстве // Система ценностей современного общества. – Новосибирск, 2011

ПРИЛОЖЕНИЕ

Процесс изготовления книги

Готовое изделие

11

Просмотров работы: 3284