Введение
Вся моя жизнь посвящена музыке. Занимаясь вокалом, каждый год сталкиваюсь с проблемой выбора сценического платья для выступления. 9 мая 2020 года наша страна отметит 75 годовщину Великой Победы. Мне предстоит выступить на концерте, посвященном этой знаменательной дате. По сути, мой проект является продолжением предыдущего, в котором я создала современное платье в русском народном стиле для выступления.
Цель проекта: Сшить сценическое платье в стиле сороковых годов.
Задачи проекта:
Изучение истории костюма сороковых
Закрепление навыков в конструировании и моделировании, технологии изготовления швейных изделий, расчета себестоимости швейных изделий, использования информационных технологий по оформлению пояснительной записки проекта
Актуальность проекта.
Платье сшито к концерту, посвященному 75-летию Дня Победы в мае 2020 года
Найти подобное по моему размеру достаточно сложно.
Основная часть
Из истории моды сороковых
Мода сороковых годов диктовалась не модными домами и дизайнерами, а суровыми условиями, в которые были поставлены почти все страны мира.
В 1939 году началась мировая война и с этого момента промышленность (в том числе и легкая) начинает работать на обеспечение фронта. Ткани становятся дефицитом, в частности, существовал запрет на использование хлопка, шелка, кожи не для военных нужд. В результате этого, в крое женской одежды 40-х годов господствует минимализм и отсутствуют какие бы то ни было декоративные элементы, драпировки и прочие детали, требующие дополнительного метража ткани.
Двумя основными стилями одежды того времени стали спортивный стиль и стиль милитари.
В 1940-м году советская мода сближается с европейской. Политики боролись за сферы влияния и делили между собой мир, отнимая территории у одних государств и, отдавая их другим, а мода, как ни странно, извлекала пользу из этого жестокого процесса, в очередной раз, доказывая, что она является частью глобального мирового процесса, и ей не нужны границы.
В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому – безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны. Также в моде разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носитьнебольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке.В вечерней моде главенствовало романтическое направление. Для модных вечерних и нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава фонарики. Чаще всего вечерние туалеты шились из креп-сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделывались кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки.
Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках – своеобразный символ эпохи 40-х.
Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой.
Хотелось бы вспомнить об актрисах, которые выступали перед бойцами на фронтах. Любовь Орлова, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко.
Рассказывали, что Клавдия Ивановна с удовольствием надевала военную форму и выходила петь перед солдатами. Шульженко заметила, что при каждом её появлении военная публика была несколько разочарована. В конце концов, ей всё-таки сообщили причину недовольства слушателей — оказывается, солдаты каждый раз надеялись, что популярная певица выйдет к ним не в брюках и кителе, а в каком-нибудь красивом, достойном её таланта платье.
Банк идей. Эскизы. Выбор оптимальных идей и их обоснование
Набор первоначальных идей по выбору проекта
На рис. 1 представлены варианты платья
А |
Б |
В |
Рис. 1 |
Дизайн-анализ аналогов проекта
Рис. 1Вариант А.
Описание модели: Платье из лёгкой ткани без рукавов; длиной до колена; отрезное по линии талии; нижняя часть платья с мягкими складками; пояс контрастного цвета.
Рис. 1 Вариант Б
Описание модели: Платье из лёгкой ткани с цельнокроеным коротким рукавом; длиной до колена; отрезное по линии талии; с плоско лежащим круглым воротником; с центральной потайной застёжкой до талии, с сильно расклешенной нижней частью; пояс контрастного цвета на пряжке.
Рис. 1 Вариант В
Описание модели: Платье из легкой ткани с короткими втачными рукавами; отрезное по линии талии; со слегка расширенной овальной линией горловины; с расклешённой нижней частью; длиной чуть ниже колена; пояс в виде ленты, завязывающейся сзади на бант
Я решила, что мое платье будет обязательно элегантным, но в тоже время простым. Хотелось бы сделать акцент на талии. Для этого был сделан выбор в пользу цельнокроеных рукавов, расширяющих плечи и пышной юбки-солнце (рис. 1 Б) Так как я небольшого роста, то решила попробовать отказаться в юбке от швов (ширина современных тканей позволяет это сделать). Шляпку, которые были в моде в сороковые, я вряд ли смогу выполнить. Этому можно посвятить следующий проект. Также, понравилась идея использовать ткань в горошек. Поэтому выбор буду делать только по фасону. Талию подчеркну поясом.
В магазине приглядела ткань мятного цвета в сиреневый горошек. Осталось подобрать фасон, построить выкройку и рассчитать расход ее на изготовление.
Чертежи
Таблица 1 |
|
Масштаб 1:4 |
|
Рис.2 |
Чертеж спинки и переда платья |
Рис. 3 |
Чертеж воротника |
Рис. 4 |
Чертеж пояса |
Рис. 5 |
Чертеж нижней части платья |
Рис. 2
Рис. 4
Рис. 3
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 5
1,0
1,5
Материалы
№п/п |
Наименование |
Количество |
|
1 |
Искусственный шёлк мятного цвета в горошек |
2,0 м |
|
2 |
Искусственный шёлк сиреневого цвета |
0,15 м |
|
3 |
Флизелин p80 |
0,2 м |
|
4 |
Флизелин Н200 |
0,1 м |
|
5 |
Швейные нитки мятного цвета |
4 шт. |
|
6 |
Швейные нитки сиреневого цвета |
1 шт. |
|
7 |
Пуговицы |
8 шт. |
|
8 |
Металлические люверсы |
6 шт. |
|
9 |
Металлические пряжка |
1 шт. |
Инструменты
№ п/п |
Инструмент |
1 |
Швейная машина |
2 |
Оверлок |
3 |
Швейные иглы |
4 |
Ножницы |
5 |
Мм бумага |
6 |
Карандаш |
7 |
Линейка |
8 |
Булавки |
9 |
См лента для измерения размеров тела |
10 |
Мел портновский |
11 |
Утюг |
12 |
Гладильная доска |
13 |
Спица №10 |
Технология изготовления швейного изделия
№п/п |
Основные этапы изготовления платья |
1 |
Раскрой платья |
2 |
Перевод контурных линий на парные детали |
Выполнение: |
|
3 |
Потайной застёжки, рис. 6 (1) |
4 |
Плечевых швов, рис. 6 (3) |
Основные этапы |
|
5 |
Изготовление плоско лежащего воротника, рис. 6 (2) |
6 |
Соединение воротника с передней и задней частями платья, рис. 6 (2) |
7 |
Выполнение боковых швов, рис. 6 (3) |
8 |
Соединение нижней и верхней частей платья, рис. 6 (3) |
9 |
Обработки нижней части рукавов и платья, рис. 6 (4) |
10 |
Влажно-тепловая обработка изделия |
Выполнение пояса рис. 6 (5) |
|
11 |
Дублирование |
12 |
Сшивание |
13 |
Соединение с пряжкой |
14 |
Выполнение люверсов |
Таблица 2 Наименование узлов |
|
1 |
Схема обработки потайной застёжки |
2 |
Схема обработки воротника и соединения его с верхней частью платья |
3 |
Схема обработки плечевых, боковых швов и шва соединения верхней и нижней части платья |
4 |
Схема обработки нижних швов рукава и платья |
5 |
Схемы обработки пояса |
Схемы обработки швейных узлов.
5
Рис. 6
Экономическое обоснование
№ п/п |
Материалы |
Стоимость |
||
За единицу (руб.) |
Кол-во |
Затраты (руб.) |
||
1 |
Искусственный шёлк мятного цвета в горошек |
700,00 |
2,0 м |
1400,00 |
2 |
Искусственный шёлк сиреневого цвета |
300,00 |
0,15 м |
45,00 |
3 |
Флизелин p80 |
80,00 |
0,2 м |
16,00 |
Флизелин H200 |
80,00 |
0,1м. |
8,00 |
|
4 |
Швейные нитки мятного цвета |
100,00 |
4 шт. |
400,00 |
5 |
Швейные нитки сиреневого цвета |
35,00 |
1 шт. |
35,00 |
6 |
Пуговицы |
4,00 |
8 шт. |
32,00 |
7 |
Металлические люверсы |
1,00 |
6 шт. |
6,00 |
8 |
Металлические пряжка |
100,00 |
1 шт. |
100,00 |
ИТОГО: |
2042,00 |
Стоимость подобного изделия на рынке предложений составляет от 4000 рублей. Только выкройку винтажного платья в Интернете можно приобрести
от 345 рублей.Амортизационные затраты не учитывались. т.к. оборудованию больше 5 лет. Затраты на производство тоже, так как работа не доставляла никаких отрицательных эмоций.
Затраты на электроэнергию: в Интернете нашла информацию, что на производство платья в среднем затрачивается 12 ч., из них на конструирование, моделирование и раскрой –3 ч., на пошив пояса я затратила 1 ч. Мощность э/лампочки освещения – 60W, мощность швейной машины – 40W, эл/лампочки швейной машины – 15 W. Стоимость электроэнергии в Ленинградской области 4,27 руб.
W= 0,04?10+0,015?10+0,06?13= 1,33 кW
С(эл)=4,27?1,33= 5,68 рубля Итого: 2 042,00 +5,68 =2 047,68 рублей
Стоимость расходов на моеплатье ниже стоимости подобных изделий на рынке предложений как минимум в 2 раза.
Экологическое обоснование проекта.
Все изделия проекта изготовлены из искусственных тканей, поэтому не оказывают никакого влияния на окружающую среду. Их применение не вызовет никаких отрицательных последствий для природы и человека. Такая ткань прочна, гигиенична, легка и имеет достаточно длительный срок службы, она удобна в носке, легко стирается и утюжится.
Заключение
Анализ проекта. Самоанализ.
Поставленная цель достигнута;
Изделие соответствует названию проекта: «Сценическое платье в стиле сороковых»;
Платье мне по размеру, значит я справилась с поставленной задачей;
Создавая данный проект, я использовала знания в математике, черчении, экономике, материаловедении, рисовании, технологии, экологии и эстетике;
Комплект соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, так как сшит из натуральных и искусственных материалов;
Некоторые технологические операции по пошиву платья я выполняла впервые: потайную застежку, плоско лежащий воротник и соединение его с платьем, сборку юбки с лифом, пояс на пряжке;
Закрепила свои умения и навыки, полученные ранее: выполнение сборки, соединение деталей стачным швом, обработка краевых срезов швом вподгибку с открытым срезом;
В процессе работы над проектом освоила выполнение петель полуавтоматической лапкой на бытовой швейной машине;
Также впервые столкнулась с обработкой бархата при выполнении палантина
Родители и педагоги дали хорошую оценку моей работе.
Я с удовольствием надену его на выступление
Рис. 7
Описание окончательного результата
Платье из искусственного шёлка мятного цвета в сиреневый горошек с цельнокроеным коротким рукавом; длиной до колена; отрезное и присборено по линии талии на нитку-резинку; с плоско лежащим круглым воротником сиреневого цвета.
Перед лифа с центральной потайной застёжкой на 2 обмётанные петли и пуговицы.
Спинка лифа без особенностей.
Юбка– солнце без швов.
Пояс из искусственного шёлка сиреневого цвета с пряжкой и 6 люверсами.
См. рис. 7
Вывод
Женщина хочет одеваться так, как другие, и страдает, если действительно одета так, как другие» - Лешек Кумор
«Каждое поколение смеется над старой модой, неизменно следуя ей» - Генри Дэвид Торо
«Мода всегда вдохновлена молодостью и ностальгией и часто черпает вдохновение в прошлом» - Лана Дель Рей
Прикосновение к истории дарит вдохновение.
Обращайтесь к прошлому, и вы найдете для себя то, что сделает вас неповторимой!
Используемая литература:
Жукова И.А., Т.Б. Нессирио. Технология изготовления изделий платьево-блузочного ассортимента. Часть 1. Учебное пособие. СПбГУТиД, Санкт-Петербург. 2012
Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, 7 кл.: учебник/О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – 3-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2014.– 258, [2] c.: ил.
Мельникова Л.В. и др. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9-10 кл. сред. Общеобразоват. Шк./Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с., 0,5 л.ил.: ил.
Соколова. В.А. Технология. Конструирование и моделирование женской одежды. 7 кл. учебно-метод. пособие/В.А. Соколова. – М.: Дрофа, 2007. – 138,[6] c.: ил.
https://goldwomans.forum2x2.ru/t36-topic
https://my-cccp.ru/moda-1940-h-v-sovetskom-soyuze/
https://mydocx.ru/9-93325.html
https://freakfrak-ru.livejournal.com/16299.html
5