Введение.
Наша семья многодетная. В прошлом году у меня родилась сестренка. Мама попросила сшить для нее крестильное платье. «Вот и идея для нового проекта» - подумала я и стала собирать материалы. Тем более, что ткань у меня уже была: прекрасный расшитый батист белоснежного цвета.
Цель моего проекта:
Сшить сестренке платье для обряда крещения.
Задачи проекта:
Провести исследование с целью понимания, что такое крестильная рубашка с точки зрения ее истории и традиций;
Закрепить навыки в конструировании и моделировании швейных изделий
Закрепить знания о технологии изготовления швейных изделий
Закрепить навыки расчета себестоимости швейных изделий
Закрепить навыки использования информационных технологий по оформлению пояснительной записки проекта.
Основная часть
Крестильная рубашка. История и традиции
П ервые годы и века христианства очень трагичны. В те древние времена наши церкви устраивались в пещерах и глубоко под землей – в катакомбах.
Преследования властей оборачивались для христиан немыслимо жестокими пытками и страшной гибелью, отсюда и тайные места проведения религиозных служб и обрядов, первым из которых является крещение. В первые годы христианства крестили только взрослых людей, предварительно убедившись, что на все возможные испытания и муки человек идет осознанно. Обряд крещения младенцев возникает лишь к концу 1-го - началу 2 веков нашей эры.
К этому моменту он проходил уже по твердым правилам, сложившимся в предыдущие десятилетия. Тогда же берет свое начало и история крестильной рубашки – как обязательного атрибута обряда.
Для взрослых она была необходима по двум причинам: скрыть даже от взора священнослужителя наготу крещаемого и как защита от холода катакомб. В обряд крещения младенцев крестильная рубашка пришла уже как традиция. В те далекие времена в связи с возможными тяжелыми испытаниями, которые могли в любой момент выпасть на долю христианина, крестили по преимуществу мужчин, поэтому именно крестильная рубашка для мальчиков и считается, если можно так сказать, «классическим» атрибутом крещения, по-гречески она звучит как «анаволий» и означает верхнюю одежду.
По традиции это прямая белая рубашка, обязательно ниже колен, но не «в пол», непременно новая и, конечно, из натуральной ткани. Ее белизна - символ духовной чистоты новоокрещеного.
Обряд крещения у православных проходит максимально близко к древнему.
Наша традиция строго разделяет крестильные рубашки для мальчиков и крестильные платья для девочек. Хотя и у тех, и у других рукавчики и сама рубашечка не должны быть слишком длинными, чтобы дать возможность батюшке совершить миропомазание. Кроме того, если у мальчиков головка во время крещения должна быть открыта, для девочек обязательное дополнение к крестильному платьицу – чепчик или косыночка.
Крестильные рубашки для девочек украшались более обильно и непременно отделывались кружевами, ленточками и стразами: если семья была небогатой – простыми камнями, если состоятельной – жемчугом и из других драгоценных и полудрагоценных камней. Обязательным символом – так же, как и у мальчиков – был православный крест, в вышивке - роза. В таком виде традиция крестильных рубашек для младенцев сохранилась и до наших дней.
Будучи символом чистоты и безгрешности малютки, крестильная рубашечка одевается на него после купели, как только крестная или крестный воспримут из нее новорожденного в крыжму (крестильное полотенце).
В православных семьях, следуя древней традиции, крестильные рубашки обязательно хранят. Причем отдельно от остального белья, в специальном мешочке или сумочке, которые входят в полный крестильный набор. Положить его можно в шкатулку или декоративный ящичек. Считается, что если малютка заболел, его для скорейшего и полного выздоровления нужно одеть в крестильную рубашечку и, помимо пеленки, прикрыть крыжмой.
Есть много подтверждений того, что крестильная рубашка обладает целительной силой: даже взрослые верующие христиане часто прикладывают ее к больному месту, чтобы облегчить тяжелые ощущения. Так делали наши далекие предки – так делается это и в наши дни.
Банк идей. Эскизы. Выбор оптимальных идей и их обоснование
Я решила, что крестильное платьице для моей сестренки не будет иметь отделку из кружев, ленточек и страз, так как ткань, которая есть у меня украшена вышивкой и дополнительная отделка ей не нужна. Кроме того, мне нужен головной убор. И еще, я хочу выполнить повязку на голову с украшением, для того, чтобы Алиса смогла одевать это платьице помимо обряда крещения.
Рис. 1
В
Б
А
Набор первоначальных идей по выбору проекта
В
Б
А
Рис. 2
Дизайн-анализ аналогов проекта
Платье:
Вариант А.
Описание модели: Длинное белое платье без воротника с круглым вырезом горловины, короткими рукавом, цельнокроеной кокеткой, расширенное к низу и присборено на уровне груди. Застежка в шве спинки кокетки на одну пуговицу.
Вариант Б
Описание модели: Длинное белое платье без воротника с круглым вырезом горловины, коротким рукавом «фонарик», отрезное по талии, с пышной юбкой. Застежка в среднем шве спинки на пуговицу.
Вариант В
Описание модели: Длинное белое платье без воротника с круглым вырезом горловины, длинным рукавом реглан, расширенное к низу. С оборкой по всем крайним срезам: низа изделия и рукава и горловине
Головной убор:
Вариант А.
Описание модели: Мягкая шляпка с оборочкой по окату
Вариант Б
Описание модели: Детский классический чепчик с оборкой между средней и затылочной частью и завязками под подбородком
Вариант В
Описание модели: Капор с оборкой по окату лица и завязками под подбородком.
Я остановила свой выбор на вариантах А. Именно свободная крестильная рубашечка подойдет моей озорной сестренке. Кроме того, хочу украсить ее крестиком из бисера, схему которого нашла в Интернете. Пользуясь мерками построила выкройку основы цельнокроеной рубашки, смоделировала выкройку платья, повязки и головного убора.
После этого смогла определиться с выбором материалов и инструментов для работы, а ткань у меня уже была.
Инструкционная карта построения чертежа основы цельнокроеного платья
Таблица 1
Мерки: Ог = 43 см Ди = 75 см Оп = 16 см Ош = 28 см
№ п/п |
Обозначение на чертеже |
Наименование линий |
Расчетная формула |
Расчет на фигуру, см |
Чертеж основы платья, рис. 3 |
1 |
В |
Построить прямой угол в точке В |
|||
2 |
ВВ1 |
Ширина сетки |
Сг : 2 + 4 |
21,5 : 2 + 4 = 4,75 |
|
3 |
ВН |
Длина сетки |
Ди |
75 |
|
4 |
ВГ |
Глубина проймы |
ОП : 2 + Поп |
16 : 2 + 7 = 15 |
|
5 |
ВВ2 |
Ширина ростка и горловины |
Сш : 3 + 1 |
14 : 3 + 1 = 5,6 |
|
6 |
ВВ3 |
Глубина ростка |
ВВ2 : 3 |
5,6 : 3 = 1,9 |
|
7 |
ВВ4 |
Глубина горловины |
ВВ2 + 1 |
5,6 + 1 = 6,6 |
|
8 |
В1В5 = Г1Г2 |
Длина рукава |
- |
3 |
|
9 |
Г1Г3 = Г1Г2 |
Вспомогательное построение |
- |
3 |
|
10 |
Н1Н2 |
Расширение линии низа |
- |
8 |
|
Моделирование
Рис. 4
Чертежи
Чертеж спинки и переда платья
Чертеж кокетки спинки и переда платья
Чертеж головной повязки
Чертеж чепчика
Рис. 6
Головной убор
2 детали
Рис.5
1,0
Таблица 2
Рис. 8
кулиска,
Масштаб 1:4 |
|
Рис 5 |
Чертеж спинки и переда платья |
Рис. 6 |
Чертеж кокетки спинки и переда платья |
Рис. 7 |
Чертеж головной повязки |
Рис. 8 |
Чертеж головного убора |
Материалы
Таблица 3
№п/п |
Наименование |
Количество |
1 |
Батист с прошвой |
0,6 м |
2 |
Флизелин p80 |
0,2 м |
3 |
Швейные нитки белого цвета |
1 шт. |
4 |
Пуговица |
2 шт. |
5 |
Бисер белый и голубой |
161 шт. |
6 |
Мононить |
5 м. |
Инструменты
Таблица 4
№ п/п |
Инструмент |
1 |
Швейные иглы |
2 |
Швейная машина |
3 |
Оверлок |
4 |
Ножницы |
5 |
Мм бумага |
6 |
Карандаш |
7 |
Линейка |
8 |
Булавки |
9 |
См лента для измерения размеров тела |
10 |
Мел портновский |
11 |
Утюг |
12 |
Гладильная доска |
13 |
Булавка английская |
Технология изготовления
Таблица 5
№ |
Основные этапы изготовления платья |
1 |
Раскрой платья |
2 |
Перевод контурных линий на парные детали |
Выполнение платья: |
|
3 |
Обработка застежки на кокетке спинки, рис. 10 (1) |
4 |
Присборивание нижней части переда и спинки платья |
5 |
Соединение кокетки переда и спинки с нижней частью платья, рис. 10 (2) |
6 |
Выполнение плечевых и боковых швов, рис. 10 (3) |
7 |
Обработка нижней части рукавов и платья, рис. 10 (5) |
8 |
Обработка горловины обтачкой, рис. 10 (4) |
Выполнение шляпки |
|
9 |
Соединение деталей головного убора с изнанки, рис. 10 (9) |
10 |
Выворачивание |
11 |
Выполнение кулиски по кругу и вдевание в нее резинки, рис. 10 (9) |
Выполнение головной повязки |
|
12 |
Стачать деталей по длинной стороне, рис. 10 (8) |
13 |
Вывернуть и вдеть резинку, рис. 10 (7) |
14 |
Выполнить декор в виде цветка и пришить декоративную пуговицу |
Выполнение крестика |
|
15 |
Сплести крестик из бисера по схеме, рис. 9 |
16 |
Пришить крестик к платью |
Выполнение влажно-тепловой обработку всех изделий |
Схемы обработки швейных узлов.
Рис. 10
Рис. 9
Экономическое обоснование
Таблица 6
№ п/п |
Материалы |
Стоимость |
||
За единицу (руб.) |
Кол-во |
Затраты (руб.) |
||
1 |
Батист с прошвой |
1000,00 |
0,6 м |
600,00 |
2 |
Флизелин p80 |
160,00 |
0,2 м |
32,00 |
3 |
Швейные нитки белого цвета |
45,00 |
1 шт. |
45,00 |
4 |
Пуговица |
- |
2 шт. |
- |
5 |
Бисер белый и голубой |
- |
161 шт |
- |
6 |
Мононить |
- |
5 м |
- |
ИТОГО: |
677,00 |
Стоимость подобного изделия на рынке предложений составляет
от 2400 рублей. Амортизационные затраты не учитывались. т.к. оборудованию больше 5 лет. Затраты на производство тоже, так как работа не доставляла никаких отрицательных эмоций.
Затраты на электроэнергию: в Интернете нашла информацию, что на производство ночной сорочки в среднем затрачивается 8 ч., из них на конструирование, моделирование и раскрой – 2 ч., на пошив чепчика и повязки я затратила 1,5 ч. Мощность э/лампочки освещения – 60W, мощность швейной машины – 40W, эл/лампочки швейной машины – 15 W. Стоимость электроэнергии в Ленинградской области 4,27 руб.
W= 0,04?(6+1)+0,015?(6+1)+0,06?(8+1,5)= 0,955 кW
С(эл)=4,27?0,955= 4,08 рубля
Итого: 677,00 +4,08 =681,08 рублей
Стоимость расходов на мое платье ниже стоимости подобных изделий на
рынке предложений как минимум в 3,5 раза. Кроме того, платье выполнено из
натуральной ткани, что актуально для детской одежды.
Экологическое обоснование проекта.
На экологию не влияет. Все сделано из материалов, не приносящих вреда здоровью. Моё изделие выполнено из батиста, это натуральная ткань растительного происхождения, что является экологически чистым материалом. Такая ткань прочна, гигиенична, легка и имеет достаточно длительный срок службы, она удобны в носке, легко стирается и утюжится.
Утилизация отходов и обрезков швейного производства из натуральных тканей не наносит вред окружающей среде.
Заключение
Анализ проекта. Самоанализ.
Поставленная цель достигнута;
Изделие соответствует названию проекта: «Крестильное платье для сестрёнки»;
Платье ей по размеру, значит я справилась с поставленной задачей;
Создавая данный проект, я использовала знания в математике, черчении, экономике, материаловедении, рисовании, технологии, экологии и эстетике.
Комплект соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, так как при изготовлении использовались натуральные материалы;
Выполнение технологических операций по пошиву платья и аксессуаров практически не вызвало никаких трудностей, так как этим проектом я закрепила свои умения и навыки, полученные ранее: выполнение сборки, соединение деталей стачным швом, обработка краевых срезов швом вподгибку с закрытым срезом, обработка краевого среза обтачкой, вдевание резинки, выполнение потайного шва
Своей работой я осталась довольна.
Мама высоко оценила мою работу, а главное, она понравилась Алисе!
Описание окончательного результата
Длинное платье из белой батистовой прошвы без воротника с круглым вырезом, короткими рукавом, цельнокроеной кокеткой, расширенное к низу и присборено на уровне груди. Застежка в виде разреза в шве спинки кокетки на одну стеклянную пуговицу. Впереди украшение – крестик из бисера
(рис. 12, 13)
Шляпка из белой батистовой прошвы с оборкой по кругу, образованной резинкой в кулиске (рис. 13)
Эластичная повязка из белой батистовой прошвы, с декором в виде цветка, украшенного пуговицей. (рис. 11)
Рис. 11 |
Рис. 12 |
Вывод
Смотрите, какое платьице Вложено в платьице это душа Как же сестренка ты хороша! Пусть ангелы звонкою стайкою И станет чудесною сказкою
|
|
Творите, дерзайте, исследуйте, |
Рис. 13
Рис. 14
Используемая литература:
Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, 7кл.: учебник/О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – 3-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2014.– 258, [2] c.: ил.
Мельникова Л.В. и др. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9-10 кл. сред. Общеобразоват. Шк./Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с., 0,5 л.ил.: ил.
Соколова В.А. Технология. Конструирование и моделирование женской одежды. 7 кл. учебно-метод. пособие/В.А. Соколова. – М.: Дрофа, 2007. – 138,[6] c.: ил.
http://hobbymo.ru/articles/shikarnyy-krest-iz-bisera-i-busin_1375/
https://kreshchenie.ru/articles/obryad-krescheniya-rebenka/
https://www.pinterest.ru/pin/387028161721480875/
https://russian.rt.com/science/article/540418-kreshenie-rusi-rol-istoriya
https://studfile.net/preview/5332995/page:103/
https://www.youtube.com/watch?v=E71ja5RjGPc&list=FLGCZpyTWvqms2vIGbXNLUXA&index=41
6