Глава I. Введение. Актуальность
В рамках празднования 100-летия Татарстана нам пришла идея создания открыток в национальном колорите своими руками с использованием техники печати на офортном станке.
Предмет исследования: эстамп.
Объект исследования: татарские орнаменты в эстампе.
1.1 Гипотеза
Гипотеза исследовательской работы заключается в том, что техника эстампа может найти неожиданное применение при создании открыток и быть актуальна в качестве элемента оформления.
1.2. Цель
Создать авторские открытки в технике эстампа к 100-летию Татарстана в национальном колорите.
1.3.Задачи
Исследовать разные техники печати эстампа.
Изучить процесс печати на офортном станке.
Разработать дизайн открыток.
Глава II. Теоретическая часть. Техники печати на офортном станке.
2.1. Что такое эстамп? На официальном сайте свободной энциклопедии Википедия, мы нашли определение этого термина.
Эста?мп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный, либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп как произведение тиражной графики обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический приём размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы. Однако эстамп — трудоёмкая работа, требующая высочайшего мастерства от исполнителя.
Моноти?пия (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне.
Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.
Монотипия – это удивительный вид творчества, который занимает среднюю позицию между графикой и живописью, психологией и искусством. Монотопия является одним из способов самовыражения и проявления своей индивидуальности. Простая, но в то же время удивительная техника рисования позволит создавать уникальные работы всего за один прием.
Монотипия – это творчество, подразумевающее оттиск краски с одной поверхности на другую. Когда картина будет нарисована на стекле, сверху на нее накладывают белый лист, аккуратно руками придавливают и разглаживают.
На сегодняшний день монотипия – это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.
Еще более доступная техника так называемая диатипия (от греческого dia — сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные отличия. Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.
Диатипия - это такая монотипия по-домашнему, её делают даже дети. На ровную пластину из пластика или оргстекла накатываем валиком тонкий слой масляной или типографской краски. Сверху кладем два листа бумаги. На верхний надавливаем любым способом — карандашом, ручкой, пальцами, жёсткой кистью, расчёской и т.д. Рисуем аккуратно, главное не касаться листа бумаги и не надавливать ладонью. На листе прикосновения пропечатываются следами краски в зеркальном отражении. Можно рисовать и пальчиками в перчатках или через тряпочку.
2.2. Виды эстампа.
В зависимости от способа создания печатной формы и метода печати, эстампные техники можно разделить на четыре больших объёма.
Высокую печать: гравюра на дереве (обрезная и торцовая); линогравюра, гравюра на картоне.
Глубокую печать: офортные техники: игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра.
Плоскую печать: литография, монотипия.
Трафаретную печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.
2.3. Печать на офортном станке. Что такое офорт?
Офо?рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения, на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.
В Картинной галерее представлены два вида офортного станка. Один большой и малый переносной. На малом офортном станке можно напечатать открытки или постеры формата а4, а на большом станке изделия побольше. В печати используются типографские краски, которые сохнут в течении нескольких часов и тканевые изделия можно стирать при 30 градусах.
Открытая печать — одна из самых простых и свободных печатных техник, позволяющих за короткое время реализовать свои визуальные идеи.
В этой технике не используется травление кислотами. Печатная форма создается методом коллажа, наклеиванием на основу - например, картон или оргалит различных фактур: бумаги, картона, мятых газет, веревок и др.
Глава III. Практическая часть. Создание открыток к 100-летию ТАССР в разных техниках печати.
Практическая часть проходила в Картинной галерее под руководством Марата Искандеровича Мингаеева.
Необходимые материалы:
Краска. Для печати линогравюр краска должна быть умеренно густой и н е слишком быстро сохнущей.
Краски, которые можно использовать:
Типографская краска
Гуашь
Акрил
Текстильная краска (дает возможность печатать линогравюру на ткани).
Валик. Валик нужен для раскатки и нанесения краски. Используют:
Вальцмассовый (желатино-глицериновый) валик. Классический полиграфический валик, но редко встречающийся на рынке.
Резиновый валик для обоев. Заменяет вальцмассовый валик и легко доступен для покупки.
Бумага или тканевые изделия. Для печати подойдет любая бумага плотностью не меньше 160 г/кв.м, в том числе и картон. 4. Пресс. Для получения отпечатка в домашних условиях пользуются ложкой, скалкой или валиком. Для профессиональных отпечатков используют офортный станок или пресс.
Этапы работы
Мы выполнили орнаментальные композиции в различных техниках печатной графики: монотипия, диатипия, гравюра на пластике, открытая печать.
Практическая часть шла в несколько этапов:
3.1. Открытая печать с использованием шаблонов.
1. В первую очередь мы приготовили шаблоны с узнаваемыми татарскими орнаментами, это тюльпаны, завитки и цветы. Мы нарисовали и вырезали шаблоны из плотной бумаги.
2. Составили композиции в традиционных цветах татарского орнамента.
3. На круглую железную пластину мы накатали типографскую краску валиком. Слой краски должен быть равномерным, не толстым. Первый слой светлый жёлтый.
4. Сверху раскладываем вырезанные элементы узоров из бумаги и прокатываем на малом офортном станке.
5. Далее делаем красный фон на железной пластине, раскладываем элементы в другом расположении и накладываем уже лист, с пропечатанным узором на жёлтом фоне. Получился оттиск красный с жёлтым. А при слиянии немного оранжевый оттенок узоров.
6. Следующий цвет синий. По аналогии накатываем краску на пластину и раскладываем узоры. В итоге получился необычный татарский орнамент.
3.2. Рильефография с использованием ниток.
Следующий эксперимент был очень необычным! Используя те же шаблоны и краски, мы дополнительно клали нитки, тем самым создавая рельефы на печати.
3.3. Печать на пластике.
1. На небольшом куске мягкого пластика мы перевели те же самые шаблоны, создавая разные узоры. После этого следует очень чётко пройтись по узорам ещё раз сильно нажимая на карандаш, тем самым создавая углубление в пластике.
2. Наносим краску валиком, используя те же традиционные цвета татарского орнамента жёлтый, красный и зелёный. Пропечатываем на чистый лист бумаги.
Таким образом, у нас получились оригинальные шаблоны для открыток. Все виды мы просушили в течении суток, отсканировали и сделали множество коллажей с помощью приложения Collage Maker Pic Grid.
Выводы
Цель исследовательской работы достигнута. Мы создали авторские открытки к 100 - летию Татарстана в национальном колорите. Шаблоны можно использовать и в дальнейшем. Гипотеза исследовательской работы доказана. Разнообразные техники эстампа позволяют найти неожиданное применение при создании открыток и быть актуальна в качестве элемента оформления.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что возможно и мелкое тиражирование открыток на школьной ярмарке, городских выставках. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более подробном изучении эстампа.
Список литературы
1. Монотипия (искусство) // Википедия. [2019—2019]. Дата обновления: 17.05.2019. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=99834515 (дата обращения: 17.05.2019).
2. Офорт [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 96208708, сохранённая в 14:59 UTC 10 ноября 2018 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2018. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?oldid=96208708
3. Эстамп [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 96188831, сохранённая в 12:35 UTC 9 ноября 2018 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2018. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?oldid=96188831
4. https://www.syl.ru/article/296717/monotipiya-eto-chto-takoe-osobennosti-netraditsionnoy-tehniki-risovaniya
5. https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-tehnike-gravyury-na-plastike-uchaschihsya-srednego-shkolnogo-vozrasta
6. http://shedevrs.ru/materiali/291-ectamp.html
7. http://fb.ru/article/142660/interesuemsya-estamp-chto-eto-takoe