Введение
В современном мире каждый старается быть уникальным и хочет выделиться от фабричных стандартов, используя разные техники декорирования текстиля. В рамках представленного проекта предпринята попытка на основе исследований создать творческую работу по технологии свободной росписи батика – вида творчества, который в настоящее время получает всё более широкое применение. Прежде обыкновенное ремесло, теперь это – совершенно отдельная область искусства.
Сегодня возрастает интерес к различным видам рукоделия. Чтобы дом был уютным и красивым, не обязательно покупать дорогие дизайнерские вещи, создать тепло и уют в доме можно с помощью изделий, выполненных своими руками.
Актуальность
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что освоив технику «свободной росписи» батика, можно создавать оригинальные подарки для своих друзей и родных, украшать текстильные изделия. Данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно-прикладное искусство и понять его ценность и важность.
Актуальность использования выбранной техники в первую очередь, конечно, связана с возможностью использования её как средство развития мелкой моторики рук, представления, воображения, мышления. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, творческие способности. Развивает умение оперировать палитрой цветов, сочетать их между собой. Практические работы, связанные с росписью ткани, развивают чувство прекрасного. Качество работ во многом зависит от точности и аккуратности при их выполнении.
Практическая значимость исследования
Изучив особенности техники свободной росписи батика, я могу применять это в своей практике. Надеюсь, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно-прикладное искусство и понять его ценность и важность.
Материалы исследовательской работы, думаю, будут интересны и использованы на уроках технологии, в практике моих подруг, на внеклассных занятиях и кружке по рукоделию.
Проблема: можно ли создавать картины или другие предметы интерьера, одежду и аксессуары в технике свободной росписи батика, чтобы развивать свои творческие способности?
Объект исследования: авторские текстильные изделия.
Предмет исследования: техника свободной росписи батика.
Гипотеза
Гипотезу составляют два предположения. Первое, действительно ли свободная техника одна из самых сложных техник в батике и требует немало мастерства и умения опытного художника? Второе, свободная техника предполагает свободу в выборе и действии и соответственно она проста в исполнении, доступна начинающему художнику.
Методы исследования
В исследовательской работе будут использованы следующие методы:
– Комбинированный (наблюдение, самостоятельное изучение и анализ литературы по теме исследования);
– Практический (изучение техники свободной росписи батика);
– Коммуникативный (конкурсная программа, мастер-класс, защита проекта).
Цель
Изучить технику свободной росписи батика как об одном из видов декоративно-прикладного творчества, а также выполнить авторские текстильные изделия на основе изученного материала.
Задачи
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– Познакомиться с историей развития техники свободной росписи батика.
– Изучить процесс выполнения батика в свободной технике.
– Привлечь внимание учащихся к декоративно-прикладному творчеству.
– Создать творческие работы в технике свободной росписи батика.
– Разработать рекомендации о технике свободной росписи батика.
Глава 1. Особенности видов росписи по ткани батик.
1. 1. История возникновения техники батик.
В настоящее время особую ценность приобретают изделия ручной работы, и одним из самых популярных видов искусства, которое подразумевает выполнение изделий руками, является батик. Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип нанесения резерва. Данный принцип заключается в том, что отдельные участки ткани покрываются специальным составом, который не пропускает краску. И затем при нанесении краски на ткань именно эти неокрашенные участки формируют узор. В качестве резерва обычно используется парафин, пчелиный воск или различные смолы. Также в некоторых странах, например, в Индонезии сохранились древние рецепты резервирующего состава, приготовленного на основе рисовой пасты, которая наносилась бамбуковой палочкой. Но традиционным и наиболее распространенным видом резерва остается резерв на основе воска. Благодаря применению воска батик и получил свое название, которое в переводе с яванского языка означает «рисование горячим воском».
Учёные не пришли к единодушному мнению о времени возникновения искусства батика. Большинство считает, что этот способ оформления ткани появился в XIII—XIV веке. Самые древние фрагменты тканей с росписью в технике батика, возможно индийского или персидского происхождения, были обнаружены в египетских гробницах. А наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относят к I веку н. э. Плиний Старший в одной из своих книг подробно описал используемый в Египте способ окраски тканей: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, опустив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Описание очень похоже на современное определение батика. Только сейчас такие растворы называют «резерв», так как они защищают полотно от краски, резервируя его первоначальный цвет. Несомненно, что корни данного вида искусства уходят в глубокую древность.
Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани.
Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.
Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.
В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток.
В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
1.2. Что такое батик?
Искусство декорирования ткани заинтересовало меня со 2 класса, когда мой педагог с ДХШИ №1 Бегунова Любовь Евгеньевна пригласила меня на свой мастер класс по батику. Я подробно изучила и провела ряд практических работ по таким видам батика как, холодный батик, узелковый батик, техника шибори и тай дай, а так же нашла другие варианты декорирования ткани как эстамп. Итоги прошлых лет вдохновили меня на дальнейшее исследование батика. Совершенствуя свои навыки по батику в предыдущие годы, я выяснила, что интерес к декорированию ткани в современном мире только нарастает (Приложение №1 а-в).
Batik- индонезийское слово. Tik означает “точка" или “капля", Ба - ткань. Ambatik- рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют ткань, расписанную вручную.
Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.
В электронной энциклопедии википедия я узнала, что батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов [1]. На ткань — шелк, хлопок, шерсть, синтетику— наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Батиком украшают сарафаны, шейные платки, шарфики. Надевая платок, украшенный вручную, человек подчеркивает свою индивидуальность. Ведь батик - это не промышленное изделие, это работа художника, его творчество. Рисунок можно выбрать самому, а художник воплотит его в жизнь именно так, как Вам хочется. Батик – это всегда уникально, это всегда хороший подарок, как для себя, так и для близких. Ведь именно с помощью таких вещей люди создают свой неповторимый образ и свой стиль. Применение батика разнообразно и широко.
1.3. Батик по технике выполнения делится на несколько видов:
Горячий батик
Его принципиальным отличием является то, что в качестве резервирующего вещества здесь используется горячий воск. Воском покрываются как контуры рисунка, так и весь элемент, который необходимо выделить. В технике «горячего» батика работа требует наличие определенных навыков, большого терпения и мастерства. Рисунок при «горячем» батике словно живой, так все элементы вырисовываются естественным образом, а не обведением по краю.
Холодный батик
При данной технике контуры рисунка обводятся при помощи специального резерва, который представляет собой пластиковую баночку с тонким носиком или тюбик со стеклянной трубочкой. Резерв может быть цветным и бесцветным. Рисунок раскрашивается уже после высыхания резерва. После того как все высохло необходимо ткань прогладить, запарить паром и постирать с добавлением мягкого моющего средства.
Узелковый батик
Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии. В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке. Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике. С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине. А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, даже детям, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.
Главный секрет узелкового батика- это узел! Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками. Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности. Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.
Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора. Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.
Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно. Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.
Акварельная техника
Рисунок в этой технике наносится на мокрую поверхность. Главное, чтобы воды было не слишком много. Краска, ложась на такую ткань, образует размытые линии, новые цвета и мягкие, плавные переходы из одного цвета в другой. Рисунок при этой технике получается умиротворенным, с нерезкими очертаниями, мягкий, естественный и легкий.
Техника шибори
Ткань складывается в несколько раз и опускается в разные цвета красок, затем перевязывается. Таким образом, получается особый декоративный эффект. Техника тай дай в переводе с английского языка означает завязать и покрасить. Очень простые методы будет весьма несложно освоить даже человеку, который не умеет ни рисовать, ни шить.
В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. У росписи по ткани нет ограничений ни в стиле, ни в сюжете – можно нарисовать картину, орнамент, ограничиться цветовыми пятнами. Кстати, цвета также можно выбирать любые, под конкретный интерьер. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов.
Свободная техника
Рисунок благодаря такой технике получается легким и естественным. Основное его отличие заключается в покрытие ткани крахмалом, солью, желатином непосредственно перед нанесением краски. Краска тогда не будет растекаться и можно рисовать по ткани как по бумаге.
По мнению разных специалистов, свободная роспись считается сложной техникой, но некоторые утверждают, что свободная техника одна из самых простых в освоении. Требуется ли умение видеть, понимать, чувствовать состояние ткани и решать, какой вид проработки уместен? Важно ли вовремя заметить и сохранить красивые цветовые переходы, суметь проконтролировать себя в нужный момент? Или рисовать по своему желанию, вопреки растеканию краски? В этом я и буду разбираться в практической части своей работы.
1.4 Свободная техника
Изучив материалы в интернете разных художников, я поняла, что существуют два противоположных мнения о данной технике. Предлагаемый способ росписи ткани является наиболее сложным, требует от художника свободного обращения с красителями и тканью, знания законов цветоведения и композиции, умения свободно рисовать кистью без предварительного рисунка. В свободной росписи полностью проявляется творческий почерк художника, так как он не стеснен в своих творениях границами резерва [3].
Свободная роспись – это своеобразная техника батика, объединяющая отличные друг от друга принципы росписи. К ней относят работу жидкими красками по чистой или загрунтованной ткани и роспись загущенной краской. При свободной росписи ярко проявляется почерк художника, а изделия, выполненные по одному эскизу с помощью одинаковых материалов и инструментов, будут сильно отличаться у двух разных мастеров. В свободной росписи не используются ограничители, что делает принцип ее техники схожим с акварельной техникой. Залог хорошей работы – сильный, уверенный рисунок и отточенные навыки [6]. Свободная роспись выполняется без применения резерва и чем-то напоминает рисование акварельными красками, поэтому очень подходит для начинающих художников [4]. Так ли это?
Свободная роспись включает в себя три техники:
«Акварельная техника» — ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а также росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому». «Трафаретная техника» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллончиков для распыления красителя.
«Графика по свободной росписи» — создается с применением солевой техники и наводки графики резервом. Техники, представленные в главе, наиболее полно отражают безграничные возможности росписи на шелке. Они доступны и эффектны, а также позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые ваши творческие задачи — будь то декорирование платья, изготовление платка, шарфа, шали или станкового панно.
Таким образом, я познакомилась с историей развития техники свободной росписи батика и изучила процесс выполнения батика в свободной технике.
Глава 2. Создание уникальных текстильных изделий
В практической части моей работы мне помогли мастер классы по батику с педагогами и информация в интернете, посещение выставок в картинной галерее г. Набережные Челны, г. Казань в театре кукол «Экият», в Третьяковской галерее г. Москва (Приложение 1). Я изучила и освоила холодный батик, узелковый батик и технику шибори. Тема моей исследовательской работы во 2 классе «Искусство росписи по ткани батик» 2015-2016 учебный год (Приложение 1а). Тема исследовательской работы в 3 классе «Искусство декорирования ткани» 2016-2017 учебный год, в которой я рассматривала не только батик, а и технику печати эстампа (Приложение 1б). Тема работы в 4 классе «Узелковый батик. Шибори. Тай-дай» 2017-2018 учебный год (Приложение 1в). Продолжая свою исследовательскую работу в этом году, я решила выбрать технику свободной росписи.
Необходимые материалы:
Ткани белого цвета, краски для батика, соль крупная, мелкая и морская, желатин, подрамник, кнопки, кисточки, простой карандаш, стаканчик для воды, горячая вода, ножницы, перчатки, фартук, защитная пленка для стола, одноразовая посуда, утюг, гладильная доска.
2.1. Проба
Проба выполняется на небольшом пробном кусочке ткани. Это знакомство с возможностью свободного растекания красителя на ткани, которое чем-то напоминает колористическую палитру. На небольшие пяльцы я натянула сухую ткань и выполнила по ней свободную прописку, фрагмент будущей работы. Задача состоит в том, чтобы узнать, насколько сильно растекается краска и как цветовой тон слабеет при высыхании. На этом этапе я выполнила несколько проб на пяльцах (Приложение).
2.2. Свободная роспись по солевому раствору
Как мы уже знаем, соль закрепляет краску, делает её цветовой тон ярче и не даёт растекаться по ткани. При этом мы не добавляем соль в краситель, а замачиваем в солевом растворе ткань.
Приготовление солевого раствора в процентном содержании (в зависимости от выбранной ткани) :
Для крепдешина -20
Для креп-жоржета -10-15
Для шифона -20
Для капрона- 20-30
Для хлопка -25-30
Данный метод росписи по ткани предполагает полное отсутствие контуров. В этой технике особенно ярко проявляются способности мастера. Каждая работа получается уникальной, неповторимой [3].
Работа начинается с идеи, выраженной в эскизе. Желательно ее тщательно проработать и графически, и в цвете. Подробный эскиз значительно облегчит Вашу задачу. В нём определяем основные контрасты, выделяем центр композиции. Также на этом этапе определяем колорит нашей будущей работы.
Ткань для работы выбираем из натуральных волокон. Полотно по размеру должно быть больше подрамника. Перед тем, как натянуть на подрамник нашу изобразительную поверхность, ее следует подготовить к работе: постирать, высушить и выгладить.
Следующий шаг — закрепление ткани на подрамнике силовыми кнопками. Но у нас не было таких кнопок и мы воспользовались обычными. Следите за тем, чтобы полотно было равномерно натянуто и не провисало. Сначала кнопками закрепляем ткань по углам, далее натягиваем полотно, добавляя кнопки на каждую сторону ткани, тем самым добиваясь равномерного натяжения. Ткань должна быть натянута, как барабан. Далее, если это требуется, намечаем эскиз на ткани легкими, тонкими линиями. Рисунок требуется, если Вы планируете создать работу с четкими графическими линиями. Если Ваша работа задумана более воздушной и акварельной, этот шаг можно пропустить и работать без вспомогательных контуров. Потом натянутую ткань грунтуем составом с простым рецептом. Берем 2 столовые ложки соли и растворяем в стакане горячей воды. Раствор тщательно перемешиваем, чтобы растворить все кристаллики соли. Широкой кистью наносим солевой грунт на натянутую ткань с обеих сторон. Ткань должна хорошо пропитаться раствором, но следует избегать появления луж на данном этапе. Они появляются, если ткань недостаточно качественно натянута и провисает. В таком случае нужно открепить несколько кнопок и натянуть полотно заново.
Работать можно в три этапа. Первый — это нанесение красок на очень влажную ткань, что напоминает работу акварелью по - сырому. Широкой кистью наносим основные цветовые пятна. Краска легко смешивается, создавая мягкие переходы.
Следующий слой наносим на полусухую ткань. Краска уже не так сильно растекается, и можно проработать объекты с более четкими контурами, элементы второго плана, создать интересные фактуры.
На третьем этапе солевой грунт практически высыхает. Ткань становится плотной, шершавой. Это отличный момент, чтобы закончить передний план. Кисть на высохшем грунте оставляет четкие линии и пятна — идеальное время для тщательной прорисовки деталей.
Я провела эксперимент на трёх видах соли в такой же последовательности. Летний комплект для моей сестрёнки получился на основе свободной техники с применением крупной, мелкой и морской соли (Приложение 1г). Чем крупнее кристаллы соли, тем больше круги на ткани. Морская соль дала эффект более мелких узоров, как иней. В перспективе я всегда видела совмещение этих техник на одной ткани и наконец, я воплотила своё желание в одно моё изделие. Начала я изготавливать эту жар птицу в технике холодного батика для конкурса ещё в 3 классе, но так и не успела закончить. На осенних каникулах я завершила работу контурами по ткани и решила совместить холодный батик и свободную технику в одном изделии. Спинка- жар-птица в холодном батике, перед блузки -свободная техника на фоне и в подоле, перо- холодный батик (Приложение 1г стр. 25).
2.3. Применение желатина в батике
Чаще всего для создания эффектов в батике встречаются рекомендации использовать кристаллы соли для росписи. Иногда мастера пользуются мочевиной, спиртом – краска на ткани получается с необычными подтёками и разводами. С недавних пор начали использовать желатин. Это кулинарное средство, которое следует растворить в воде до густоты. Всего одна капля желатина помогает краске не растекаться по ткани. Если загрунтовать полностью ткань желатином, то будет эффект работы акварелью на бумаге. Способ применения: развести желатин в воде в пропорции 2-4 грамма на 1 литр воды. Раствор должен быть горячим. Можно распылять пульверизатором или нанести широкой кистью или губкой. После того, как ткань с желатином высохнет, она станет сухой и жесткой, похожей на бумагу. Даже можно использовать холодный батик без применения резерва!
Поначалу кажется, это сложно. Как всегда, останавливает страх ошибок и разочарований. Но если не пробовать, есть риск пройти мимо еще одного метода самовыражения. Все приходит с опытом и практикой.
Освоив основные шаги, можно перейти к полной импровизации, выбрав конкретный, подходящий именно для Вашего самовыражения этап, минуя остальные. Можно ведь писать только по очень влажной ткани воздушные пейзажи. Или дождаться полного высыхания и использовать четкие линии. Свободная роспись мне нравится тем, что позволяет лучше понять поведение краски на ткани на разных этапах. Данные навыки пригодятся и при работе в техниках холодного и горячего батика. Чем больше знания и понимания, тем шире спектр возможностей для творчества. Это одна из интереснейших техник, которая позволяет создавать воздушные акварельные батики с тончайшими изменениями оттенков.
Таким образом, я создала творческие работы в технике свободной росписи батика. Практическим путём рассмотрела эффекты разных видов соли на ткани и решила, что крупная соль и желатин наиболее эффективны в свободной росписи. В заключение работы мною разработана технологическая карта (Приложение №2) и экономический расчёт платья/ костюма (Приложение №3), а так же рекомендации по свободной росписи по ткани (Приложение №4).
Заключение
Свободная техника исполнения батика действительно предполагает свободу в действиях, в творчестве, в материалах и способах выполнения. Но и без определенного мастерства и навыков не получится освоить эту технику. Таким образом, моё первое предположение, что свободная техника одна из самых сложных техник в батике и требует немало мастерства и умения опытного художника верна. А второе, что свободная техника предполагает свободу в выборе и действии и соответственно она проста в исполнении, доступна начинающему художнику, верна частично. Начинающим художникам я рекомендую узелковый батик. Перспектива дальнейшего исследования заключается в изучении и освоении акварельной техники и горячего вида батика, а так же совмещения разных техник на одной ткани.
Список использованных источников
Батик [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 81214789, сохранённая в 06:03 UTC 8 октября 2016 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2016. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=81214789
Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: «Радуга», 2002, 2-е изд. — 2008.-160стр.
Статья «Батик. О технике свободной росписи» https://www.liveinternet.ru/users/sveta-net/post283244452
Статья «Холодный батик- свободная роспись по ткани»
https://1igolka.com/rospis-i-risovanie/holodnyiy-batik-svobodnaya-rospis-po-tkani
Статья «Батик- техника свободной росписи»
https://interesnoerukodelie.ru/batik/batik-tehnika-svobodnaya-rospis.html
Статья «База знаний. Рукоделие. Техника свободной росписи»
https://fashionelement.ru/baza_znaniy/rukodelie/tekhnika-svobodnoy-rospisi
Приложение № 1. Результаты практической работы.
Приложение № 2. Технологическая карта.
Приложение № 3. Экономический расчёт.
Приложение № 4. Рекомендации по свободной росписи по ткани.
Приложение №1
Декорирование ткани. Холодный и узелковый батик.
Майка по технике узелкового батика.
Платье по технике узелкового батика.
Платок по технике холодный батик.
Платье по технике холодный батик.
в) Результаты практической работы
Футболка «Спираль» Футболка «Звёздное небо»
Результаты практической работы моих одноклассниц
Майка Самиры Шорты Камиллы
Футболка Адели
г) Результаты практической работы
Платье в технике свободной росписи по ткани
Костюм в технике свободной росписи по ткани
Пробы на пяльцах
Проба на желатине, крупной, мелкой и морской соли
Проба на желатине
Проба на крупной соли
Проба на мелкой соли
Проба на морской соли
Холодный батик и свободный батик в одном изделии
Приложение №2
Технологическая карта
№ п/п |
Последовательность работы |
Необходимые материалы |
1 |
Идея, эскиз изделия |
Бумага, простой карандаш, ластик |
2 |
Подготовка ткани: постирать, высушить, прогладить |
Ткань белого цвета, жидкие моющие средства, утюг |
3 |
Натянуть ткань на подрамник |
Подрамник, ткань, кнопки |
4 |
Грунтовка ткани солевым раствором |
Ткань, соль (крупная, мелкая, морская), кисти, вода |
5 |
Создаем фон |
Краски для батика, широкая кисть, солевой раствор |
6 |
Ткань должна просохнуть 15-20 минут |
|
7 |
Рисуем крупные детали эскиза |
Средняя кисть, краски для батика, солевой раствор |
8 |
Ткань должна просохнуть 30-40 минут |
|
9 |
Прорисовываем мелкие детали эскиза |
Мелкие кисти, краски для батика, солевой раствор |
10 |
Ткань должна высохнуть полностью |
|
11 |
Снимаем ткань с подрамника |
Подрамник, ткань, кнопки |
12 |
Стряхиваем в ванной излишки соли |
Ткань, ванна |
13 |
Погладить ткань с изнаночной стороны без пара |
Ткань, утюг, гладильная доска |
14 |
Постирать мягкими моющими средствами |
Ткань, жидкие моющие средства |
15 |
Высушить ткань и снова прогладить без пара |
Ткань, утюг, гладильная доска |
Приложение №3
Экономический расчёт на платье/костюм
№ п/п |
Необходимые материалы |
Стоимость |
Итого |
1 |
Белая ткань поплин 1 м |
366р |
366р |
2 |
Белые нитки 1 катушка |
24р |
24р |
3 |
Краски для батика (использую 4 года) |
500р |
125 |
4 |
Затрата электроэнергии |
в месяц 474,88р. за 1 час=1,3р. |
2,6р. |
642.6 р |
Приложение № 4
Рекомендации по свободной росписи по ткани.
Не бояться экспериментировать.
Научиться рисовать аккуратно.
Начинать с простых элементов на не новой ткани.
Идти по направлению от простого к сложному.