Ядерные двигатели в современных системах стратегических российских вооружений

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ядерные двигатели в современных системах стратегических российских вооружений

Димитриев М.М. 1
1МБОУ СОШ 31 со спортивным уклоном г Пятигорска
Бакакин М.Е. 1
1МБОУ СОШ 31 со спортивным уклоном г Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно- исследовательская работа

Предмет – Технология

ЯДЕРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ В СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМАХ

I.Введение.

 О новейшем вооружении РФ рассказал президент в своем послании, вдоль рубежей страны создан надежный щит

Безопасность и защита долгосрочного развития России — это то, ради чего, по словам президента, в последнее время была проведена огромная работа по модернизации армии и флота. На вооружение приняты сотни новых образцов боевой техники. Вдоль рубежей страны создан надежный щит из современных систем предупреждения о ракетном нападении.

И настоящая сенсация — Владимир Путин рассказал о разработке совершенно новых видов ракет. Их дальность не ограничена, против них бессильны системы ПРО. Ничего подобного ни у кого в мире сейчас нет. А еще новейшие беспилотные подводные аппараты и гиперзвуковое оружие, которое уже встало на боевое дежурство.

Основной задачей России, оказавшейся перед угрозой быть втянутой в очередную разорительную гонку вооружений, было не поддаваться на эти провокации, но обеспечить при этом собственную безопасность. Задача решена успешно — новейшие системы вооружения не просто обеспечивают адекватный ответ — они ставят конкурентов в положение догоняющих.

Принципиальная новинка-крылатая ракета с ядерным двигателем, которой не страшна противоракетная оборона. Если ПРО рассчитана на перехват баллистических ракет, значит, ей будет противопоставлена ракета крылатая. Имея возможность маневрировать в полете, она просто уходит от перехватчиков. Вместо двигателя — сверхмощный реактор, делающий дальность полета ракеты, по земным меркам, неограниченной.

«Создание малогабаритной сверхмощной ядерной энергетической установки, которая размещается в корпусе крылатой ракеты типа нашей новейшей ракеты Х-101 воздушного базирования или американского «Томагавка». Но при этом обеспечивает в десятки раз — в десятки раз! — большую дальность полета, которая является практически не ограниченной. Низколетящая, малозаметная крылатая ракета, несущая ядерную боевую часть с практически неограниченной дальностью, непредсказуемой траекторией полета и возможностью обхода рубежей перехвата является неуязвимой для всех существующих и перспективных систем как ПРО, так и ПВО. Как вы понимаете, ничего подобного ни у кого в мире пока нет. Когда-нибудь, наверное, появится. Но за это время наши ребята еще что-нибудь придумают», — заметил глава государства.

Еще один новый вид стратегического оружия — беспилотный подводный аппарат. Малозаметный и быстрый, он тоже оснащен ядерной силовой установкой: она в 100 раз меньше, чем установки современных атомных подлодок, при этом мощнее, и на боевой режим — то есть на максимальную мощность — выходит в 10 раз быстрее.

«В России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине, я бы, знаете, сказал — на очень большой глубине, и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей. Это просто фантастика! Они обладают низкой шумностью, высокой маневренностью и практически неуязвимы для противника. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует. Беспилотные подводные аппараты могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами. Это позволит им поражать широкий спектр целей, в том числе авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру. Кстати, условные наименования этих двух новых видов стратегического оружия России — крылатой ракеты глобальной дальности и беспилотного подводного аппарата — пока не выбраны. Ждем предложений на сайтах Министерства обороны», — рассказал Владимир Путин.

Путин также поблагодарил всех, кто работал над новыми проектами, воплощая в жизнь качественный рывок. Причем, что особо важно, не перенапрягая при этом экономику. В правительстве заявили, что новая госпрограмма вооружений учтена в бюджете, расходы на оборону, конечно, вырастут, но в посильных для бюджета объемах.

В послании президента меня заинтересовали образцы вооружений с ядерными энергетическими установками, с ядерными двигателями. Атомные реакторы на электростанциях (АЭС), на подводных лодках, на ледоколах давно известны, а это новое.

Я решил разобраться в этом вопросе.

Основная часть.

II. Буревестник – крылатая ракета с атомным двигателем

В послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года Президент России В.В. Путин сообщил о создании крылатой ракеты с атомным двигателем. Позже эта ракета получила название «Буревестник». По некоторым источникам, ракета имеет индекс ГРАУ-9М730, а в НАТО ей присвоили кодовое обозначение SSC-X-9 Skyfall – «Небопад». Во время послания были показаны видеокадры испытания ракетного комплекса.

1.Несколько фактов

Заместитель Министра обороны, Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса Ю.И. Борисов заявил, что испытания проведены, ракета имеет практически неограниченную дальность полёта и может находиться в воздухе несколько дней.

Другой крупный чиновник из ВПК сказал, что испытания проведены, реактор вышел на расчётную мощность и двигатель обеспечил необходимую тягу. Во время проведения испытаний было обеспечено соблюдение всех норм радиационной безопасности.

Министерство обороны представило два ролика, в которых показаны фрагменты испытаний и цех окончательной сборки изделий Буревестник. На этом вся доступная официальная информация исчерпывается.

2.Как это может быть устроено

Сообщение о создании ракеты с ядерным двигателем вызвало сенсацию в политических и военно-промышленных кругах всего мира. Огромный интерес был проявлен общественностью, интересующейся авиационно-ракетной техникой. Мнения разделились: одни (эксперты) утверждают, что это не возможно, другие – что ракета существует.

Главная загадка и интрига в создании Буревестника – это атомная силовая установка. В 50-60 годах прошлого века как в США, так и в СССР пытались создать атомные авиационные силовые установки. Но работы были свёрнуты из-за технических трудностей, большого веса и малой эффективности. Главное – не обеспечивалась в должной мере радиационная безопасность. Что изменилось за прошедшие 60 лет?

3.Виды атомных авиационных двигателей

Возможные схемы атомных авиационных двигателей

Самая простая из приведённых схем – ядерный прямоточный реактивный двигатель – схема «Г». Но он эффективно работает на больших сверхзвуковых скоростях (2 ≤ М ≤ 4). Ракета «Буревестник» – дозвуковая, поэтому схему «Г» отбрасываем;

Схемы «А» и «Б», по сути, являются разновидностями одной схемы. Схема «А» более громоздкая. Вряд ли её можно разместить в корпусе крылатой ракеты, поэтому её отбрасываем.

Для рассмотрения остаются две схемы – открытая «Б» и закрытая «В». Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

4.Достоинства и недостатки схем Б и В

Двигатель по схеме «Б» имеет более простую конструкцию, чем двигатель, выполненный по закрытой схеме «В». У него лучший тепловой КПД, чем у двигателя «В». Недостаток состоит в том, что внешний воздух непосредственно проходит через активную зону реактора и подвергается прямому радиационному облучению. В результате в воздухе возникает наведённая радиоактивность, как следствие, – заметный радиоактивный след.

В данном двигателе атомный реактор играет роль камеры сгорания, в которой к воздуху, поступившему из компрессора, подводится тепло. Как известно, эффективность ТРД напрямую зависит от температуры газов перед турбиной. Чем она выше, тем лучше. Но предел температуры определяется жаростойкостью материалов, из которых сделаны тепловыделяющие сборки активной зоны реактора. Предполагаю, что у нас разработаны новые керамические материалы с повышенной жаропрочностью. В эту керамику внедрены крупицы ядерного топлива.

Нечто подобное использовали американцы при создании крылатой ракеты SLAM в рамках проекта PLUTO. Топливные элементы для прямоточного двигателя SLAM изготавливались из тугоплавкой керамики на основе оксида бериллия, обогащённого диоксидом урана в качестве топлива и малым количеством диоксида циркония для структурной устойчивости. Топливные элементы были полыми шестигранными трубками диаметром между плоскими гранями – 7,63 мм, имели 102 мм в длину и отверстие с внутренним диаметром 5,8 мм. Ядро активной зоны состояло из 465000 трубок, уложенных в виде 27000 воздушных каналов. Топливные элементы были рассчитаны на температуру 1277 С.

Схема «В» — самая безопасная в радиационном отношении. В ней внешний воздух не проходит через активную зону реактора и не подвергается непосредственному облучению. Но она самая сложная, тяжёлая и ненадёжная в работе. Другой серьёзный недостаток — самый низкий тепловой КПД из-за низкой температуры теплоносителя. Но так ли это важно, если дальность полёта все равно практически неограниченная, а повторное применение изделия не планируется. Развивается же атомная энергетика, хотя из-за низких параметров пара тепловой КПД АЭС существенно ниже, чем при сжигании органического топлива. Зато схема «В» имеет чрезвычайно важное преимущество – радиационная безопасность — из-за отсутствия радиоактивного следа. Это нужно учитывать в свете прозвучавшего заявления о выполнении норм радиационной безопасности.

Другое преимущество состоит в том, что схема «В» имеет агрегатное построение, что позволяет независимо разрабатывать и испытывать источник энергии — активную зону с системой циркуляции теплоносителя и проточную часть ТРД. Можно работать на разных предприятиях, разделённых географически и ведомственно. В пользу этого предположения говорят и сообщения в СМИ, что «Буревестник» и подводный «Посейдон» имеют аналогичные реакторы. Не удивлюсь, если окажется, что ранее разрабатывающаяся и почти несекретная (на МАКС-2015 демонстрировался её макет) космическая энергоустановка мегаваттного класса с машинным генератором — того же типа.

О недостатках схемы «В» я уже упоминал. Это большая сложность, следовательно, меньшая надёжность. Большие проблемы возникают при выборе теплоносителя первого контура. В некоторых конструкциях применяется жидкий металл. А это большие трудности при эксплуатации. Но все перекрывается отсутствием радиоактивного выхлопа. Поэтому можно сделать вывод: схема «В», возможно, применяется в крылатой ракете «Буревестник».

5.Технические трудности при создании ЯТРД

При создании ЯТРД необходимо решить множество сложных технических вопросов, например, как защитить наземный персонал при обслуживании Буревестника? Заглянув в сопло (схема «Б»), можно увидеть активную зону, которую загораживают только тонкие лопатки турбины. Как хранить Буревестник на земле? Реактор при этом должен быть надёжно заглушен. При старте его необходимо быстро запустить и вывести на расчётную мощность. В полёте необходимо как-то управлять реактором и ЯТРД в целом. Скорее всего, Буревестник летает на малой высоте, и двигатель – однорежимный, без резких манёвров по высоте. Так что пределы управления ЯТРД небольшие, хотя они должны быть. При работе реактора исходит мощное радиоактивное излучение. От него необходимо защитить бортовую электронику. Если во время полёта будет принято решение не наносить удар по противнику, как тогда реактор заглушить? Или просто утопить ракету в глубоководном районе мирового океана?

Вопросов много. Однако, применив новые конструкционные материалы и последние достижения в области ракетостроения, нашим учёным, по-видимому, удалось создать компактный, мощный реактор, на основе которого построен ядерный турбореактивный двигатель (ЯТРД).

При применении схемы «Б», через активную зону реактора проходит воздух, который получает наведённую радиацию. Так образуется радиоактивный след. Это закон природы. От него никуда не денешься. В связи с этим заявление о выполнении норм по радиационной безопасности требуют дальнейшего прояснения. Ведь нормы радиационной безопасности разные: для гражданского населения — одни, для работников атомной промышленности – другие, а при испытаниях ядерного оборудования (или оружия) – третьи.

Я думаю, что в Буревестнике применён ядерный турбореактивный двигатель по схеме «Б», как более простой.

Панорама сборочного цеха, где собираются Буревестники. Екатеринбургское ОКБ «Новатор»

Видно, что ракета окрашена в красный цвет, ширина фюзеляжа больше, чем высота. Крыло имеет умеренную стреловидность. Ракета частично укрыта брезентом (или другим материалом) – соблюдение режима секретности. Хвостовая часть, по-видимому, отстыкована от ракеты

На фото видно, что крыло имеет умеренную стреловидность. Такое крыло не предназначено для сверхзвуковых скоростей. Поэтому на ракете вряд ли применён прямоточный двигатель. Крыло имеет довольно тонкий профиль, поэтому скорость ракеты можно оценить в 750-900 км/ч.

В другом ролике показаны фрагменты испытаний «Буревестника».

Испытания Буревестника. Пуск произведён с подвижной ПУ. Ракета окрашена в красный цвет, стартовые ускорители – в белый. На фото невозможно разобрать, крыло раскрыто или нет

6.Испытания Буревестника

Пуск произведён на ядерном полигоне на о. Новая Земля, у населённого пункта Паньково в конце 2017 года. В полёте был запущен ядерный ТРД. Полёт был признан успешным. По данным американской прессы (со ссылкой на разведку), ранее были проведены четыре пуска в Капустином Яру. Все неудачные. Видимо, американцы приняли бросковые испытания за неудачные полёты. Проведение бросковых испытаний – обычная практика нашего ВПК. В них проверяется процесс схода ракеты с ПУ, работа наземного оборудования, отрабатывается технология работ и т.д.

Буревестник в полёте. Можно различить стреловидное крыло большого удлинения, значительный по размерам стартовый ускоритель и факел от его работы. Довольно большой киль расположен снизу

В полёте ракету сопровождали несколько самолётов, с которых велась киносъёмка. Внимательно рассмотрим кадр с полётом Буревестника. Видно крыло с умеренной стреловидностью и большим удлинением. Большое удлинение обеспечивает большую дальность полёта. Ракета имеет два крупных стартовых ускорителя по бокам. Ускорители, скорее всего, твёрдотопливные. Высокий киль с умеренной стреловидностью простирается вниз. Для того чтобы стабилизатор не попадал в зону факела от работающего стартовика, он, наверное, выполнен в виде буквы «V».

7.Проблемы навигации, управления и наведения

Не менее сложные вопросы необходимо решить при создании системы управления полётом. По моему скромному мнению это возможно только с использованием элементов «искусственного интеллекта». При полёте над океаном отсутствуют наземные ориентиры. Поэтому там навигация выполняется с помощью ГЛОНАС. Систему GPS мы исключаем: в условиях войны она для нас будет недоступна. При потере сигналов ГЛОНАС, например, от воздействия противника, навигация должна выполняться на основе автономной астроинерциальной системы. Возможно, она разработана на основе астроинерциальной системы Л-14МС, установленной на бомбардировщике Ту-160.

При выходе на континент возможна корректировка навигационной системы по наземным ориентирам. Далее, полёт происходит с использованием системы отслеживания рельефа местности. Принцип действия системы состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательных ИСЗ, составляются трёхмерные карты полёта крылатых ракет к различным объектам. Информация о выбранном маршруте закладывается в память бортового компьютера. Вдоль маршрута выбирается несколько районов коррекции. Для этих районов составляется особенно подробная 3D-модель подстилающей местности. В районах коррекции крылатая ракета с помощью бортового радиовысотомера отслеживает рельеф местности и сравнивает эти данные с параметрами, заложенными в бортовой компьютер. Затем автоматически определяется место ракеты, величина отклонения от проложенного маршрута и способ исправления имеющихся ошибок. Далее ракета летит в режиме радиомолчания к следующему району коррекции, где процедура повторяется. И так до поражения цели. Система ГЛОНАС в данном случае выполняет вспомогательную роль — обеспечивает крылатой ракете полёт на малых высотах, применяясь к рельефу местности. Это повышает скрытность, затрудняет обнаружение ракеты противником и увеличивает точность попадания в цель. Понятно, что в память компьютера может быть заложено несколько маршрутов и несколько потенциальных целей. Выбор цели выполняется по команде с земли.

В условиях многосуточного полёта (допустим, что Буревестник может летать неделю) возникает ещё одна проблема – в полёте ракета может попасть в шторм. Понятно, что зону урагана лучше обойти. Есть ли на борту Буревестника аппаратура для обнаружения опасных явлений погоды? Время покажет. В мультипликации МО, показанной при выступлении В.В. Путина, было показано, как ракета обходит зоны ПВО противника. Вопрос: какими средствами Буревестник будет обнаруживать эти зоны? Или эти данные ракета будет получать с земли?

8.Концепция применения и политико-экономический аспект

Из всего вышесказанного я делаю вывод, что ракета «Буревестник» с ядерной силовой установкой существует. Выполнен, по крайней мере, один успешный полёт (начало 2019 г.). Но до появления полноценного боевого оружия ещё очень далеко. Необходимо провести много испытаний и связанных с ними доработок, усовершенствований и модернизаций. Работа предстоит огромная.

В связи с испытаниями возникает ещё один вопрос. Длительность полёта постепенно будет возрастать, тогда возникнет необходимость проверить Буревестник на полную дальность. То есть нужно слетать в южные районы Атлантического или Тихого океана и вернуться обратно. Здесь возникает проблема: одно дело нарезать круги вокруг архипелага Новая Земля (наша территория – что хотим, то и делаем), и совсем другое дело – лететь над нейтральными водами океанов, оставляя за собой радиоактивный след. Мировому сообществу это может не понравиться. Здесь необходимо тщательно взвесить все риски и возможные последствия таких действий.

Понятно, что крылатая ракета с ЯТРД намного (возможно, на порядок) дороже обычной крылатой ракеты межконтинентальной дальности. В том, что обычные крылатые ракеты наземного базирования межконтинентальной дальности будут созданы, я не сомневаюсь. Существующие ракеты можно увеличить в размерах, подвесить сбрасываемые баки и так далее. Тогда вопрос – в чём преимущество дорогого Буревестника перед обычной крылатой ракетой? Преимущество только одно – неограниченная дальность и продолжительность полёта (примерно неделя).

Противник может нас атаковать с любого направления. Мы, в свою очередь, можем ответить вероятному противнику в основном с северного направления. С запада и с востока мы можем ответить с помощью баллистических ракет с подводных лодок. Единственное, недоступное нам направление – Южное. Мы не можем разместить там подводные лодки: мешает Южная Америка. Можно предположить, что с юга у вероятного противника самая слабая ПВО. Именно с этого направления возможно нанесение ответного удара с помощью ракеты «Буревестник» с ядерной силовой установкой.

Схема применения КР Буревестник может быть следующей: это оружие «Судного дня», то есть – оружие III Мировой ракетно-ядерной войны. Для обычных конфликтов средней интенсивности оно непригодно.

Перед началом Глобальной войны будет короткий предвоенный период. В этот период международные отношения обострятся до крайнего предела, вооружённые силы будут приведены в полную боевую готовность, будет проводиться всеобщая мобилизация, эвакуация населения и так далее. Именно в этот период возможен запуск Буревестников в воздух. Но необходимо сделать это так, чтобы противник не расценил факт запуска, как начало первого удара.

Они (Буревестники) уйдут в пустынные южные районы Атлантики и Тихого океана, и там будут кружить в ожидании команды. В этом случае, если противник нанесёт первый, обезоруживающий удар, уничтожит все наши наземные ракеты, аэродромы, ликвидирует всё наше военное и политическое руководство, то всё равно Буревестники останутся целыми, повернут на север и атакуют противника. Первый ответный удар последует с наших подводных лодок, а потом подлетят крылатые ракеты. Несомненно, часть Буревестников прорвутся к целям и нанесут противнику неприемлемый ущерб. Сценарий жуткий, и до него лучше не доводить. Жизнь миллионов людей не стоит любых политических разногласий. Если в последний момент войну удастся предотвратить, Буревестники можно будет утопить в глубоких водах океана.

9.Финансовая составляющая

Вернёмся к финансовому аспекту. Оружие очень дорогое. После принятия Буревестника на вооружение потребуются затраты на обучение персонала, на проведение учебных пусков (не забываем о возможном радиоактивном выхлопе). Возможно проведение учений с реальными запусками. А всё это деньги, деньги, деньги… В общем, траты очень большие.

В конце концов США согласятся говорить с нами на равных. Всё равно придётся договариваться. И тут, пока у нас есть преимущество в этой области (ЯТРД), возможно, стоит разменять Буревестник на равноценные уступки со стороны США? Ответ на этот вопрос могут дать только политики и военные эксперты.

10.Выводы

Крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник» – существует. Возможно, удалось уменьшить радиоактивное заражение воздуха при её применении. До создания реального, действующего оружия ещё очень далеко, но работы в этом направлении ведутся. Надеюсь, что будут достигнуты позитивные результаты как в технической, так и в военно-политической областях.

III. Торпедная ракета Статус-6 «ПОСЕЙДОН».

«Статус-6» —  это беспилотный подводный аппарат, разработанный в России. Согласно НАТОвской кодировке — Kanyon, а в обиходе используется наименование «Посейдон». Оснащается система ядерной установкой.

Статус-6 — внешний вид

1.Что из себя представляет торпедная ракета «Статус-6»

Рассматриваемое устройство является продолжением развития Т-15, который тоже являлся подводным дроном, но не имел средств нападения на корабли. В данной модели появилось все необходимое для уничтожения авианесущих групп противника, а также доставки к побережьям потенциального врага ядерного заряда, который при детонации нанесет огромный ущерб прибрежной инфраструктуре.

Впервые данные о беспилотнике появились весной 2018, когда о нем официально заявил В.В. Путин. Оснащение армии России будет проводиться в рамках программы 2018-2027 годов, но наиболее вероятным сроком считается 2027 год. По предварительным данным, носителем уникального оружия станет подводная лодка «Белгород».

Торпедная ракета является роботизированной малозаметной подлодкой, относится к пятому поколению и новой концепции аппаратов этого класса – переход на беспилотные системы. Фактически это миниатюрная подводная лодка, способная развить высокую скорость под водой, которая в несколько раз превышает достигнутые на сегодняшний момент показатели АПЛ (атомных подводных лодок) и торпед.

Реклама 21

Статус-6, 3D модель

Преимущество торпеды — в неограниченном радиусе действия, но для ношения такого вооружения используются только специально переоборудованные корабли.Разработкой системы занят ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБ «Малахит». Сообщается, что конструкторы предприятий занимаются проектом под кодом «Цефалопод» или «Спрут».

Используется ядерная установка новейшего поколения, которая обеспечивает максимальную скорость работы и перехода между режимами. В частности, это обеспечит практически мгновенный переход от «подкрадывания» к «атаке» и обратно.

Средств борьбы с «Посейдоном» фактически нет. В конструкции применяется стелс-технология, а сам размер минимизирует риск обнаружения. Реакторы и двигатели издают минимум шума. Глубина погружения составит по предварительным данным 1000 метров и более, то есть новая торпеда будет двигаться на глубине, с которой ее невозможно выявить современными средствами.

2.Предназначение торпеды

Оценивая перспективы использования этого оружия, эксперты выделяют несколько основных направлений. На данный момент основным источником разрушений считается ядерный заряд, отсюда вытекают цели использования изделия:

Подход к стратегически важным точкам и объектам в прибрежной зоне, где детонация вызовет серьезные разрушения и прекращение функционирования структур;

Дополнительными негативными факторами станет не только сам взрыв, но и его последствия, в частности, загрязнение ядерными отходами зоны поражения, образованные цунами;

Предполагается, что торпеда сможет бороться с АПЛ Соединенных Штатов, причем уничтожать их непосредственно на базах и вместе с этими базами;

Возможно, торпеда сможет уничтожать целые авианесущие группы, так как ее оснащение подразумевает борьбу с подвижными плавсредствами.

Ядерная торпеда – это лишь один из вариантов оснащения «Посейдона». Есть данные, что она будет начинена дронами поменьше или такими средствами, как мины и торпеды.

Один из предполагаемых вариантов – установка на борту кобальтовой бомбы. Мощность потенциального заряда оценивается в 100 мегатонн.

Статус-6, конструкция

Проект расценивается как серьезный фактор сдерживания Соединенных Штатов. Некоторые эксперты заявляют, что создание такого средства, способного уничтожить целый город в прибрежной зоне, является еще большим риском для государства, чем отсутствие ПРО США в их современном положении.В то же время торпеда не считается средством нападения, так как на достижение берегов потенциального врага требуется несколько дней. Торпедная ракета – это лишь средство нанесения ответного удара.

3.Возможная боевая мощь

Изначальная презентация торпеды содержала данные по ядерному заряду в качестве боевой части, скорее всего, в одном из вариантов грязной бомбы, например, кобальтовой. По разным источникам мощность оценивается от 10 до 100 мегатонн. Оценка масштабов подрыва такой боеголовки, даже без учета кобальтовой бомбы, которая выступает усилителем загрязняющих факторов, говорит о значительных жертвах:

Если детонация произойдет у прибрежного города, такого как Нью-Йорк, то будет до 4 миллионов тяжелораненых, 8 миллионов – погибнет, еще 16 миллионов получат значительную дозу радиации;

Если ветер будет дуть в среднем со скоростью 26км/ч, то облако загрязняющих веществ покроет участок в 300 х 1700 км.

Статус-6, предполагаемые носители

Особенно опасной, в частности, для судов, считается базовая волна, которая образуется при подрыве ядерного заряда из капель воды и пара. В них содержится столь большое количество радиации, что любое живое существо получает смертельную дозу.

Еще одним разрушительным фактором считается образование мегацунами, но здесь есть два фактора:

Во-первых, необходимо точно рассчитать параметры, место подрыва, глубину, иначе мегацунами может не образоваться вообще, либо его мощность будет сильно уступать прогнозируемой;

Во-вторых, сама волна наносит ограниченный ущерб.

Важно учитывать, что созданная волна в 400-500 метров, чего вполне можно достичь при помощи «Статуса», без труда смоет все живое в сторону материка на сотни километров, при равнинной местности до 500 км.

4.ТТХ торпеды «Статус-6»

Так как торпеда «Статус-6» на данный момент еще разрабатывается, говорить о конечных характеристиках сложно. Эксперты мирового сообщества приводят различные данные, а официальные источники по объективным причинам дают информацию крайне дозированно.

Габариты (диаметр/длина), метров

1,8/20

Приблизительный вес, тонн

100

Дальность хода, км

Не ограничена

Глубина погружения, м

До 1000

Максимальная скорость хода, км/ч

200

Удельная мощность реактора, кг/кВт

4,5

Водоизмещение торпеды, тонн

46

Потенциал у разработки большой, возможно, торпеда станет платформой для навески различного рода оборудования и вооружения.

IV. Заключение.

Не смотря на то, что в 50-60 годах работы по ядерным двигателям и в СССР, и в США были в некоторой степени свернуты из-за технических трудностей, связанных в том числе с обеспечением радиационной безопасности, мы видим, что в последние годы интерес к этим разработкам заметно вырос и получил практическое воплощение в действующих разработках. Ядерные двигатели крылатой ракеты «БУРЕВЕСТНИК» и торпедной ракеты «ПОСЕЙДОН» позволяют им находиться в воздухе и в воде неограниченный период времени. Подобными образцами вооружений не обладает ни одна страна в мире кроме России.

V.Список литературы:

1.eenergy.media

2.MilitariArms.ru

3.tvzvezda.ru

4.ru.wikipedia.org

5.www.1tv.ru

6.youtube.come

 

Просмотров работы: 36