Мир Волховской росписи как драгоценное наследие прошлого

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир Волховской росписи как драгоценное наследие прошлого

Русских К.Д. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 391 Красносельского района Санкт-Петербурга
Русских Е.В. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 391 Красносельского района Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моей исследовательской работы звучит следующим образом: «Мир Волховской росписи как драгоценное наследие прошлого».

Волховская роспись - явление, сформировавшееся в среде традиционного народного искусства. Раньше эту роспись называли "сельским Ренессансом". Её ещё называют и крестьянским барокко.

Эта красивая роспись, воссоздаёт на предметах изображения растений с игрой света и показывает как живет природа.

Самобытность Волховской росписи несёт в себе черты духовного и естественного отношения к окружающему миру, а также берет свое начало от прялок конца XIX века.

Целью моего исследования является знакомство нынешнего и будущего поколения с культурой мазковой росписи, возникшей в традиционном народном искусстве и продолжающей своё развитие в современном мире. Разработка и создание изделий в стиле Волховской росписи.

Задачами данного исследования является:

- Изучить художественный язык волховской росписи.

- Выявить характерные черты данного вида росписи.

- Изучить технологию данного вида росписи, получить практические навыки.

Объектом и предметом моего исследования конечно же является Волховская роспись, возрожденная в Ленинградской области.

Гипотезой данного исследования является:

Выявить для чего нужно сохранение традиций, то есть ощущение художественного пространства времен, которые отображаются в стилистики росписи и изучения, а также продолжения основ данного вида росписи.

Для осуществления исследовательской деятельности по данной теме я пользовалась следующими методами:

- сбором и анализом различных источников информации;

- изучением различной литературы по теме исследования.

Теоретическим обоснованием и новизной моего исследования является Волховская роспись, которая в настоящее время возрождена в Ленинградской области. А так, же бытовавший на территории Санкт-Петербургской губернии и народный художественный промысел, ставший российским и мировым брендом.

В Санкт-Петербурге можно даже найти такую галерею, в которой представлены изделия известных художников, ремесленников, а так, же изделия народных художественных промыслов России. Название этой галереи "Линия Мастеров". И тут мы можем не только изучить историю нашего родного края, но и много узнать про традиции и культуру Волховской росписи.

На входе в галерею нас встречает кошка по имени Муза. Пять лет эта кошка жила в Эрмитаже, а в галерею она переехала пять лет назад.

Фото № 1 - кошка Муза, фото из интернета

История возникновения и развития Волховской росписи

Большая территория бывшей Санкт-Петербургской губернии хранит свои уникальные художественные традиции.

Художественная роспись по дереву, которая бытовала на территории современного Волховского района Ленинградской области, в поселениях на берегах реки Волхов (бывшая территория Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии) и называлась Волховской росписью. Эта роспись является одной из возрожденных народных художественных промыслов Ленинградской области в наши дни.

Раньше от мастера к мастеру передавались традиции мастерства художественных промыслов Санкт-Петербургской губернии. Но, к сожалению, с приходом модернизации в 20е годы XX века были забыты. И изделия, которые раньше существовали в крестьянском быту, утратили своё предназначение и стали предметами музейных выставок.

Надо отметить, что для одного берега реки Волхов присуще одно его изображение, а для второго – другое.

Существует несколько легенд, с Волховским розаном одна из которых о прекрасном исцелении: неожиданно девушка сильно заболела и ей ничто не помогало. Когда ее возлюбленный совсем отчаялся, то он пришел на берег реки и взмолился о помощи, из пены Волхова ему явился цветок. Молодец подарил его девушке и та исцелилась.

Росписью в основном занимались в деревнях на правобережье реки Волхов в месте, которое называют Спасовщина. Эти места являлись центрами по производству прялок были деревни Сырецкое, Славково, Верховина. Известны были и имена наиболее известных мастеров-живописцев: Василий Дмитриевич Кораблев-Шустов (деревня Сырецкое, 1834-1939), Василий Иванович Хайдуков и Иван Федоров Гаврилов (деревня Славково).

Прялки являются наиболее изученными образцами данного вида промысла. У самых первых прялок были очень трудоемкие резьбы там, где сажа служила краской, она смешивалась с глиной, добытой с берега и смолой лиственницы. А вот уже в XIX веке начала применяться использоваться клеевая роспись по меловому грунту, покрытием был лак или олифа. Эти технологии, которые появились в начале XIX в., очень сильно позволили обогатить колористические возможности этой техники.

В начале зарождения на этапе возникновения промысла Волховская роспись не отличалась красочностью, так как выполнялась сажей, смешанной с береговой глиной. Но новые технологии, появившиеся в начале XIX века, обогатили цветовые возможности.

Пралки существовали нескольких видов: золочёнки и крашенки. В деревнях на правом берегу реки Волхов занимались росписью золочёнок. Отличием золочёнок является более богатый золотистый цвет.

В той же местности создавались и несколько иные прялки — крашенки, отличаются от золочёнок тем, что вместо золотого обрамления у них используют жёлтую краскуДекор крашенок также гораздо скромнее, чем у золочёнок.

Особо прялки ценились владелицами из-за надписей с именами. В деревнях Волховского района сохранилась частушка:

Моя прялка именна,

на беседушке одна.

Мой забавушка придет,

по именной прялке найдет.

Фото № 2 - Прялки с волховским розаном, фото из интернета

Прялки на фото №2, наверное, по времени были золоченые. Но традиционные приемы композиции характерны для обоих видов прядок.

Сегодня эти самобытные очаги народных росписей дополняют историю развития народного творчества нашего региона, а коллекция этих прялок Русского Государственного музея служит основой для восстановления Волховской росписи в качестве промышленного производства.

В городе Волхове существовало небольшое производство по изготовлению обычной кухонной посуды из дерева. В Ленинградском объединении народных художественных промыслов в 1968 году на базе цеха, был создан цех художественной обработки дерева.

В прошедшем (2019 г.) неваляшка из Волхова, которая связана с этой волховской росписью, стала призёром в конкурсе "Туристический сувенир", причем конкурс был Всероссийским. Если посмотреть на этих неволяшек, то одеты они одинаково, а вот их лица совершенно различны. Когда мастера пишут лица, зачастую отображают свои собственные черты лица. Точно так же, как отличаются друг от друга люди. Кроме того, с точки зрения этнографической точности: и длина рубахи, цвета платка и аккуратно в одежду объединены.

Фото № 3 - Неваляшки, шкатулки, разделочные доски с волховской росписью

Технология выполнения волховской росписи

В восьмидесятые годы ХХ века существовало 2 вида Розана, который чаще всего использовался в цветочных композициях: варианты розы, цветы, бутоны, эскизы красного или оранжевого цвета, любимый почти во всех видах народного творчества-цвет солнца, здоровья и красоты, утверждение самой жизни Розан формировался, открывался разными цветами, имея свою форму и свой характерную особенность, всегда оставаясь главной точкой композиции.

Вместо привычного ядра появились тычки. Рядом с Розой стали появляться бутоны и фантастические цветы. Основой их живописи всегда оставался двухцветный характерный для Волховской живописи мазок. Все цветы назначаются тщательно.

Как мне кажется, каждый человек в состоянии изучить несложные приёмы. Современная Волховская роспись выполняется темперными, акриловыми красками, можно и гуашью с добавлением клея ПВА, в свободной кистевой манере.

На листе бумаги легким движением руки с помощью кисти появляется лист, лепесток цветка, который играет разными цветами или стебель растения. При этом, такой росписью можно создавать всевозможные формы от пейзажей, до любых животных.

Только лишь несколькими крутящимися движениями любой может создать нужное ему изображение. Такой приём, ещё его называют живопистный приём: от темного к светлому, а также смешивание двух красок, может способствовать объёмности изображения. Белые или чёрные цвета связывают картину в одно целое.

Сейчас Волховская роспись используется при декорировании широкого ассортимента изделий: мебели, шкатулок, разделочных досок, подносов, пасхальных яиц.

Фото№ 4 - Пасхальные яйца расписанные в Волховской росписи,

Фото № 5 – Готовое изделие по теме: «Мир Волховской росписи как драгоценное наследие прошлого», фото автора

В моей работе (фото №5) Фольклорные элементы поразительно сплелись с современным эстетическим языком.

Свободная кистевая роспись проста и эффектна, но требует навыка и тренировки.

Для овладения волховской росписью необходимо иметь:

1) кисти круглые (белка) № 1 - № 5 и краски на палитре размешиваются палочкой или обратной стороной кисти до консистенции густой сметаны. Кисти нужно тщательно промывать после работы, и ставить в стаканчик ворсом вверх.

2) Краски темперные.

3) Клей ПВА, если на деревянной поверхности имеется отметина от сучка, то её надо обработать клеем и на месте сучка рисовать какой-нибудь существенный элемент цветка.

4) Лак.

5) Деревянные заготовки.

6) Другие необходимые мелочи: карандаш, линейка, поролоновая губка, баночка для воды, палитра, спички, вата или ватные палочки, если вы случайно смазали краску или поставили пятно, его можно всегда удалить с помощью ватной палочки, смоченной водой. А также крупная и мелкая наждачная бумага, тряпочки.

Подготовка основания под роспись и приёмы выполнения основных элементов росписи

Но перед тем, как начать осваивать технику на дереве, нужно нарисовать набросок своего будущего рисунка на бумаге, как это сделала я.

Фото № 6 – Набросок будущего проекта на бумаге, фото автора

этап подготовки и изготовления доски:

Перед росписью заготовки из дерева грунтуются разбавленным клеем ПВА (1 часть клея на 3 части воды). Можно использовать другие грунтовки том числе и разбавленный лак.

После просушки изделие тщательно шлифуется мелкой наждачной бумагой до гладкой поверхности. Если этим пренебречь, то после росписи и лакировки изделие не будет гладким.

В зависимости от замысла, фон заготовки может быть закрашен цветом, пропитан морилкой или иметь естественный цвет дерева.

Фото № 7 – Подготовленная доска будущего изделия, фото автора

этап изготовления доски:

Продумать композицию

Сюжет начинается с росписи розанов, цветков, бутонов. Затем, следует прописка листьев, травок, разживок, тычков и точек. Можно сначала на месте крупных цветов сделать замалевок или наметить положение цветов простым карандашом, нарисовать листья, а потом на листья написать розан, цветы крупные, после чего - мелкие листья, мелкие цветочки, травку, кустики, тычки и точки. подготовка и порядок работы розан расписывается круглой беличьей кистью № 4 или №5. С помощью кистей № 1 - № 2 пишутся листья, прописываются травки и разживки, оформляются орнаменты и рамки.

Затем перенести композицию карандашом на доску

Фото№8 – Подготовленная доска будущего изделия с нанесением рисунка карандашом, фото автора

Приступить к росписи

Особенностью Волховской росписи был невероятно красивый, с плавным переходом двойной мазок, суть которого состоит в нанесении пятна с краской не одним, а одновременно двумя цветами сразу, создавая эффект игры солнечного света на растительных элементах (листьях и лепестках).

Цветок, Розан, как его назвали, расписан широкими закругленными мазками и кажется сочным и объемным. По его сторонам расположены асимметрично крупные и мелкие листья. элементы Волховской росписи розан - главный цветок в композиции, выполненной с мягким двухцветным мазком (описание, техника мазка ниже).

Этот двойной мазок создаётся уникальным методом – на кисть набирается два – три цвета. При этом мазке один цвет переходит плавно в другой, что возрождает игру света при росписи цветов. фруктов, растениях.

Для волховской росписи присуще запоминающийся орнамент с центральным элементом — розаном, расположенного вокруг листьев. Розан быстро узнаваем благодаря переходному мазку и насыщенным цветам.

Именно с Розана, и его характерным мазком кисти, нужно начинать знакомство с Волховской живописью.

Итак, берем беличью кисточку №4 или № 5, темперную краску, разведенную водой до консистенции сметаны.

Окуните кисть целиком в основной цвет (например, розовый)

Возьмите в правую руку кисть: три пальца (большой, указательный и средний)

Подбираем с палитры движением снизу-вверх к кончику кисти немного другую краску (красочный цвет, например, красный.

Сделайте мазок тремя пальцами (большим, указательным и средним), используя железную часть кисти и мизинец, положите кисть вертикально.

Визуально спланируйте расположение вашего будущего цветка.

Фото № 9 – Рисунок будущего розана с поэтапным подходом техники, фото автора

Полностью, всем ворсом, прижмите кисть к поверхности кремового цвета-сверху. Для того чтобы нарисовать лепесток с оттенком нужно учитывать направление лепестка, после написать скобку, понемногу поднимая кисть и заканчивая мазок. Левые правые доли должны сходиться в одной точке с тонким концом. Это середина цвета.

Освоив написание левого и правого лепестка, можно попробовать нарисовать розу целиком, а затем и другие цветы на основе мазка кисти розы

Фото № 10 – Доска будущего проекта с поэтапным подходом техники, фото автора.

Остальные цветы написаны на основе мазка Розаны ОЖЕВКИ-белого (или другого цвета), добавленного мазком, для визуального создания объема. Листья-дополняют цветочную композицию. Они написаны одним цветом или выполнены двойным штрихом, который накладывается на уже написанные листы.Листья пишутся кистью № 1 и № 2.

Фото № 11 – Рисунок будущего листа с поэтапным подходом техники, фото автора.

Точки-ставят заостренной деревянной палочкой или тыльной стороной тонкой кисти, обычно белой краской - орнамент на раме. Кисть вертикально опускается на кончик, прижимается, продолжая двигаться, и плавно выводится на кончик солнца (солнечный знак) - круговые, крестообразные изображения желтого или оранжевого круга символизируют Солнце, огонь.

Фото № 12 – Рисунки цветов, фото автора

Фото № 13 – Доска будущего проекта с поэтапным подходом техники, фото автора.

Держа кисть вертикально, опустить кончик немного сжать и "потянуть". Удобнее рисовать движение "на себе" размер капельки зависит от силы давления.

Фото № 14 – Доска будущего проекта с поэтапным подходом техники, фото автора.

Трава - служит для украшения и дополнения композиции. Трава пишется как капельки, а кисть плавно поднимается, продолжая двигаться в нужном направлении штрихом-окантовкой разной толщины по краю изделия.

Фото № 15 – Доска будущего проекта с поэтапным подходом техники, фото автора.

Орнамент используется для украшения каркаса куста - той же травы, но травинки условно выходят из одной точки. Кисть вертикально опускается на прижатый кончик, продолжая движение, и плавно снова выводится на кончик. Это движение повторяется несколько раз.

Фото № 16 – Доска будущего проекта с поэтапным подходом техники, фото автора.

Тычки - на влажном ватном тампоне набираются два цвета: основной и красочный. Палочка прижимается вертикально к поверхности, оставляя небольшой красивый круг. Пять кругов образуют цветок. Розовка - мелкие черные (иногда белые) линии на листьях, цвета. Сделайте рисунок более объемным

Фото № 17 – фото доски проекта «Мир Волховской росписи как драгоценное наследие прошлого», фото автора

Когда сюжет закончен. Оформляется рамка с орнаментом и обводкой. Расписанное изделие просушивается и покрывается бесцветным лаком. Лак защищает роспись и делает цвета более выразительными. Рекомендуется нанести несколько слоев паркетного лака, подсушивая каждый слой. Рабочее место должно быть хорошо освещено сверху и слева. Посадка важна для работы! Изделие расписывается не на столе, а на коленях они получаются ровными.

Фото № 18 – последние штрихи готовой доски «Мир Волховской росписи как драгоценное наследие прошлого», фото автора

Заключение

Народное искусство - это живая культура, которая может развиваться в нашей современной действительности, сохраняя самобытность и традиции народного декоративно-прикладного искусства.

Например, моё творчество не ограничивается единичным изделием. Я так же занимаюсь росписью по стеклу.

Фото № 19 – работы по стеклу, фото автора

Фото № 20 – процесс изготовления работ по стеклу, фото автора

Фото № 21 – рамка «Летнее настроение», фото автора

Фото № 22 – рисунок «Лето», фото автора

Фото № 23 – рисунок «Пасха», фото автора

Фото № 24 – рисунок «Сентябрь», фото автора

Фото № 25 – работа над рисунком «Натюрморт», фото автора

Фото № 26 – рисунок «Натюрморт», фото автора

Фото № 27 – рисунок «Птицы», фото автора

Фото № 28 – рисунок «Зима в деревне», фото автора

Я хочу, чтобы у тех, кто проживает в Санкт-Петербурге и Ленобласти, и кому по-настоящему интересна эта тема понимали, что традиции русского народа интересны всем. Так как традиция это не только передача культурного наследия от поколения к поколению, но также и сохранение этих ценностей внутри данного народа по прошествии многих лет.

Поэтому считаю тему своей исследовательской работы актуальной и интересной в нашем современном мире. А для нашей культурной столицы, ещё одним листом недочитанной книги, которую следует дочитать и понять…

Список используемой литературы

Журнал «Наше наследие» - История, культура, искусство.

Интернет ресурс: https://volhovrosan.ru/.

Интернет ресурс: https://pantv.livejournal.com/2765309.html.

Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C.

Интернет ресурс: https://docplayer.ru/90700311-Tehnika-i-tehnologiya-hudozhestvennoy-rospisi-po-derevu-metodicheskie-rekomendacii.html.

Интернет ресурс: https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/49768013/_.pdf.

Интернет ресурс: http://www.813.ru/podderzhka/istorii-uspeha/antonina-dorogova-volkhovskaya-i-shugozerskaya-rospisi/.

Покровский Б. Н. Волховская роспись по дереву //Личность и культура. 2001. №3/4 – Хронологии – 2001

Чичерина Л. П. «Волховская роспись по дереву»//Издание профинансировано Администрацией Волховского района. 2003. – 62.

12

Просмотров работы: 706