Введение
В любом возрасте дети любят рисовать и пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). На прогулке то же, сколько интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика. Всеми этими предметами можно выполнять интересные работы.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Можно ощутить незабываемые, положительные эмоции.
Очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет широко раскрыть свои творческие способности. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Нетрадиционное рисование привлекают меня своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов.
На мой взгляд, рисование является самым интересным видом деятельности.
Проблема: В современном мире многие школьники не знают, что существуют разные методы рисования. Рисовать можно не только кистями, поэтому я решила рассказать об этом.
Актуальность моей работы заключается в том, что нетрадиционные техники не только занимательны для детей, но и чрезвычайно полезны. Это рисование даёт безграничные возможности для рисования. Рисовать можно чем угодно, что найдется под рукой. Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию фантазии, логики, мышления, что очень важно при обучении в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытие в себе новых возможностей.
Цель проекта: повысить уровень информированности одноклассников о разных техниках рисования.
Для достижения цели определила следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме, познакомиться с различными техниками рисования;
Поделиться информацией с одноклассниками;
Провести опрос среди учащихся 4-х классов;
Создать буклет с разными видами нетрадиционных техник рисования и испробовать их с одноклассниками;
Подобрать самые интересные техники рисования и выпустить сборник «Взрыв цвета. Нетрадиционные техники рисования»
Объект исследования: обучающиеся 4 «В» класса.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, использование ресурсов сети интернет, анкетирование одноклассников, практическая работа, обобщение и систематизация полученных знаний.
Продукт исследования: сборник, рисунки, буклеты, презентация.
Гипотеза исследования: если собрать и изучить материал о нетрадиционных способах рисования, то можно используя полученные знания, выполнить замечательные творческие работы.
Сроки разработки и реализации проекта:
I этап: Подготовка к исследованию:
Выбор области исследования, выявление проблемы, формирование гипотезы. Предварительная формулировка темы, целей и задач работы (сентябрь 2019г.)
II этап: Деятельность:
Выбор темы и подбор литературы (сентябрь 2019г.)
Анализ литературы, ее систематизация (октябрь 2019г.)
Работа над теоретической частью (ноябрь 2019г.)
Анкетирование учащихся (декабрь 2019г.)
Работа над практической частью (январь 2019г.)
Оформление работы (февраль 2019г.).
III этап: Презентация работы:
Защита темы на школьной НПК (март 2019г.)
Ресурсы проекта – проект не требует больших материальных затрат. Использована бумага формата А 4 для выпуска буклетов и сборника – 50 листов (100 руб.), краска для принтера (100 руб.), материал для рисования (почти все предметы для рисования я взяла из дома).
Практическая значимость: работа может быть использована учителями как пособие для проведения различных занятий или дополнений к занятиям, и одноклассниками, которые желают научиться рисовать в разных нетрадиционных техниках.
Структура работы обуславливается целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, практической части, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Основная часть
1.1. История возникновения рисования
Первые рисунки – это всем известные странные, и поначалу непонятные наброски, иероглифы, начерченные на стенах пещер и скал. Именно в те времена, когда человек еще не был современным, а только начинал к этому путь. Эти первые рисунки были нарисованы, а если быть точнее – то нашкрябаны на чем-либо, имеющим твердую и устойчивую поверхность.
Также, были установлены специальные даты, говорящие о том, что человек стал рисовать наскальные рисунки за десять тысяч лет до нашей эры. Это были именно наскальные рисунки. Естественно, были произведены нужные раскопки и экспедиции. Время шло, всё изменялось. В 80-х годах советский и российский педагог, Т.С. Комарова [2], изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучению технике рисования уделяется мало внимания. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает передать в рисунке задуманное. В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества. В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. Так и появилась нетрадиционная техника рисования. И с каждым десятилетием появляется всё новые и новые.
1.2. Многообразие техник нетрадиционного рисования
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют быстро достичь желаемого результата. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и манная крупа. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
1.2.1. Техники работы с акварелью
Акварельные краски один из самых доступных художественных материалов, с ними можно фантазировать и получать удивительные и яркие работы.
Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Техника заключается в том, чтобы научить делать кляксы (черные и разноцветные). Затем можно смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Примеры техник собраны в /Приложение № 1/.
Рисование на мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужно научиться сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: опускается в гуашь пальчики и наносятся точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается
Метод монотипии
Способ получения симметричного изображения. Лист складываем пополам, на одной стороне рисуем, складываем и получаем полное изображение.
1.2.2. Техники совмещения материалов
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: выполняется рисунок свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
1.2.3. Техники с использованием необычных приспособлений
Набрызг
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика . Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Можно так же использовать зубную щётку и расческу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Ниткография
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают.
Коллаж
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Все, что есть под рукой, можно использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
1.2.4. Техники работы с графическими материалами
Рисование с секретом в три пары рук
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются одноклассники: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
Рисование мелками
Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А затем по сюжетам составлять рассказы. Большие камни (типа гальки) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
1.2.5. Эксперименты с художественными материалами
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: опускается в гуашь кисть и ударяется по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: прижимаем смятую бумагу к штемпельной подушке с краской, и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Рисование на мятой бумаге
Бумагу мнем, выравниваем и начинаем рисовать красками, получается интересные складки, там, где бумага была согнута, краска впитывается сильнее.
Рисунки кулечками
Для рисования «кулечками» понадобятся медовые акварельные краски, альбом, кисть, вода и разрезанный целлофановый кулек.
Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.
На центр рисунка накладываем разрезанный кулек, пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с помощью морщинок, формируем узоры. Кулек должен прилипнуть к бумаге с рисунком, а в морщинках должна собраться акварель с водой. В этих местах узор стает светлее.
Выдувание из трубки
Это не единственный способ, которым можно рисовать кляксы, существует кляксография с трубочкой.
Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно — капельку. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываются. Можно не только дуть на кляксу из трубочки, но и наклонять бумагу в разные стороны. В первом случае получатся красочные брызги, во втором - цветные потеки.
Штампы из пластилина
Очень просто и доступно сделать штамп из пластилина. Нанесите ровным слоем пластилин на деревянный или пластмассовый брусочек, кубик, деталь от детского конструктора. При помощи любого острого предмета изобразите на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Если у вас есть покупные штемпельные подушечки разных цветов, то используйте их. Если нет, сделайте штемпельную подушечку сами. Для этого на губку для мытья посуды равномерно нанесите небольшое количество краски. Приложите штамп к губке с краской, теперь сделайте им отпечаток на бумаге.
1.3. Какие качества развивает нетрадиционное рисование
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
Способствует снятию страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы люди получают эстетическое удовольствие. [3].
Вывод
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет, сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, мыполучаем возможность выбора. Хочется отметить, что освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействует самостоятельности и развитию инициативы. Результат работы не может быть плохим или хорошим, поэтому каждая моя работа оригинальна, своеобразна, а это зарождает новое желание, стремление к творчеству, что способствует гармоничному развитию и формированию творческой лично.
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование
Для того, чтобы убедиться в значимости моей работы, я провела анкетирование. Было опрошено 29 учащихся 4 «В» класса. Результаты представлены в таблице /Приложение № 3/.
Диаграмма «Нравится ли вам рисовать?» показывает, что всем ученикам нашего класса нравится рисовать.
На вопрос «Слышали ли Вы, что есть такой вид рисования как нетрадиционный?», мы получили такие ответы: 65% учеников ответили, что слышали про нетрадиционный вид рисования, а 35% нет.
Вопрос в анкете «Рисовали ли Вы когда-нибудь нетрадиционным способом?» 52% моих одноклассников ответили, что рисовали, а 48% ответили, что не рисовали.
Диаграмма «Хотели бы Вы попробовать порисовать нетрадиционным способом?» показывает, что все мои одноклассники 100% хотели бы порисовать нетрадиционным способом.
На вопрос «Известно ли Вам, какие виды нетрадиционных техник рисования существуют?» я получила такие ответы - 25 % моих одноклассников ответили, что им известно что нетрадиционное рисование, а 75 % - ничего не известно про эти техники.
Делая вывод, хочется отметить, что 100% опрошенных нравится рисовать и они бы хотели попробовать порисовать нетрадиционным способом.
2.2. Мастер-класс
«Рисование различными техниками рисования»
Для того чтобы привлечь внимание одноклассников к данной теме, я на классном часе провела мастер-класс по рисованию нетрадиционными техниками.
Свой мастер-класс я начала рассказом об истории рисования и первом упоминании нетрадиционной техники. Затем мои одноклассники разделились на 4 группы.
Первая группа рисовала в технике «Рисование солью».
Необходимые материалы: бумага, краски (акварель) или гуашь, клей ПВА, кисточка, мелкая соль.Я объяснила алгоритм действий. Сначала одноклассники выбрали раскраску или нарисовали рисунок сами (по выбору). Далее нанесли жидкий клей ПВА и посыпали мелкой солью. Потом я предложила раскрасить рисунок методом примакивания акварельными красками. В такой технике хорошо рисовать зимние пейзажи, контуры рисунка, чтоб сделать «пушистым».
Вторая группа рисовала в технике «Рисование восковыми карандашами и акварелью». Необходимые материалы: бумага, краски (акварель), восковые мелки.Сначала одноклассники нарисовали на листе бумаги рисунки восковыми мелками. Далее раскрасили акварельными красками весь лист. Там где был восковой карандаш краски не рисовали, они скатывались. В такой технике хорошо рисовать подводный мир, цветы, животных.
Третья группа рисовала в технике «Кляксография с трубочкой».
Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) на каждого рисующего. Сначала я сказала одноклассникам набрать пластиковой ложкой немного краски, вылить ее на лист, делая небольшое пятно – капельку. Затем на пятно дуть из трубочки так, чтобы ее кончик не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедуру повторить. Недостающие детали прорисовывать. Получились разнообразные красочные брызги, цветные подтеки. В такой технике хорошо рисовать деревья, ветки и кусты.
Четвертая группа рисовала в технике «Рисование на пене для бритья». Сначала я рассказала одноклассникам алгоритм действий. Мои одноклассники сначала нанесли пену на поднос. Потом нарисовали гуашью рисунок. Далее положили чистый лист на пену, прижали немного и рисунок отпечатался. В такой технике хорошо рисовать цветы, пейзажи. Одноклассникам очень понравились новые нетрадиционные техники рисования!
2.3. Выводы
В ходе моей работы я пришла к выводам:
1. Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать простор для самовыражения: можно выбрать, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать. Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет.
2. Нетрадиционные техники рисования актуальны и интересны, и в настоящее время, их можно использовать для проведения досуга и на уроках рисования.
3. Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Из этих выводов видно, нетрадиционные способы рисования интересны и разнообразны. Во время рисования развивается фантазия и воображение. Изучив разные нетрадиционные способы рисования можно выполнить замечательные творческие работы. А это подтверждает мою гипотезу.
Заключение
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, мы учимся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Для себя я сделала следующий вывод: рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает, удивляет, кроме этого, расширяет изобразительные возможности, что позволяет реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
В начале своей работы я ставила для себя цель: повышение уровня информированности одноклассников о разных техниках рисования. Я считаю, что я достигла своей цели, ведь мои одноклассники познакомились с различными нетрадиционными техниками рисования, некоторые техники опробовали в классе, некоторые в Доме Культуры. Многие одноклассники заинтересовались моим сборником методических материалов по изобразительному искусству «Взрыв цвета. Нетрадиционные техники рисования».
Надеюсь, что я увлекла своих одноклассников познаниями о такой интересной технике рисования как нетрадиционная, и они с огромным удовольствием будут рисовать во внеурочное время.
Список использованной литературы:
Информационные источники
Аверьянова А.П. "Изобразительная деятельность в детском саду" - М., 2004г.
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //
Дошкольное образование. – 2010. - №18
Александрова Т.Н. "Чудесная клякса", - М., 1998г.
Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
Давыдова Г.Н. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" М.2007г.
Кожохина С.К. "Сделаем жизнь наших малышей ярче" - Ярославль, 2007г.
Лыкова И.А. "Цветные ладошки", - М., 1996г.
ТРИЗ в изодеятельности.- г. Набережные Челны, 2007г.
Утробина К.К. "Рисованием тычком" - М., 2004г.
Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме //Дошкольное воспитание. – 1995. -№11
Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на
самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Эл. ресурс]:
Интернет – ресурсы
http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
http://chudopredki.ru/6445-netradicionnye-tehniki-risovaniya-cvetnymikarandashami-flomasterami.html осенняя поделка.
http://tinkerlab.com
http://sevenlittlemonkeys.wordpress.com
http://www.juiceboxdreams.com
http://artlessonsforkids.me
http://innerchildfun.com
http://shawna-imagineart.blogspot.com
Приложение 1
Примеры работ разных техник нетрадиционного рисования
Техники работы с акварелью
1. Кляксография
2. Рисование пальчиками
3. Рисование ладошкой
4. Метод «Монотипия»
Техники совмещения материалов
Восковые мелки и акварель
Восковые мелки и свеча
Техники с использованием необычных приспособлений
1.Набрызг
2.Отпечатки листьями
Ниткография
Коллаж (рисование с другими техниками, например аппликация)
Техники работы с графическими материала
1. Рисование с секретом в три пары рук
2. Точечный рисунок
3. Рисование мелками
Эксперименты с художественными материалами
Тычок жесткой полусухой кистью
2.Штампы
3.Оттиск смятой бумагой
4.Рисование на мятой бумаге
5.Рисование кулечками
6.Выдувание из трубочки
Приложение 2
Вопросы анкеты:
Вопросы анкеты |
Да |
Нет |
|
1. |
Нравится ли вам рисовать? |
100 % |
0 % |
2. |
Слышали ли Вы, что есть такой вид рисования как нетрадиционный? |
65 % |
35 % |
3. |
Рисовали ли Вы когда-нибудь нетрадиционным способом? |
52 % |
48 % |
4. |
Хотели бы Вы попробовать порисовать нетрадиционным способом? |
100 % |
0 % |
5. |
Известно ли Вам, какие виды нетрадиционных техник рисования существуют? |
25 % |
75 % |
Приложение 3
Результаты анкетирования
Приложение 4
Фотографии с мастер-класса в Доме Культуры с использованием нетрадиционных техник рисования
«Рисование солью» и «Рисование пеной для бритья»
в рамках «Неформальных каникул-2019» в городе Иркутске
Приложение 5
Фотографии с мастер-класса с использованием нетрадиционных техник рисования с одноклассниками
28