Граффити. Искусство ли это?

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Граффити. Искусство ли это?

Окунева А.А. 1
1ААТТ г. Армавир
Бережная Н.А. 1
1ААТТ г. Армавир
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

  С каждым годом количество разрисованных стен в городах стремительно увеличивается. Это значит, что искусство граффити привлекает все больше и больше людей. Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать - какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения. Эта задача носит название - граффити (от итальянского "царапать"), а автор этого искусства величается райтером. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом. 

Актуальность исследования в поиске ответа на вопрос: является ли граффити искусством?

Тема: Граффити. Искусство ли это?

Мы поставили перед собой цель выяснить, является ли граффити искусством или формой подросткового вандализма.

В связи с поставленной целью, мы выделили следующие задачи:

Изучение исторических аспектов появления и развития искусства граффити.

Выявление причин побуждающих к созданию граффити.

Взять интервью у студентов ААТТ с целью выяснения их отношения к граффити.

Провести опрос по теме – граффити: искусство или вандализм.

Методы исследования:

изучение литературы,

сбор информации через Интернет,

соцопрос,

анализ полученных данных.

Объект исследования: граффити как предмет искусства.

Предмет исследования: мнение общественности о граффити как предмете искусства.

Гипотеза – граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае - это вандализм.

Окунева Алёна Александровна,

Краснодарский край, г. Армавир

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

Армавирский аграрно-технологический техникум

студентка 2-го курса

ГРАФФИТИ. ИСКУССТВО ЛИ ЭТО?

Научный руководитель: Бережная Нина

Александровна, преподаватель русского

языка и литературы

История возникновения «граффити»

Если обычный художник использует для своей работы бумагу или холст, то художники, рисующие граффити, избирают для своих рисунков стены. Граффити можно встретить во дворах, у железной дороги, на стенах домов. Оно бывает красивым, способным украсить окружающий пейзаж и естественно вписаться в него или же неумелым и режущим глаз. Относятся к граффити люди по-разному. Кому-то оно нравится, кто-то, наоборот, считает это вандализмом и порчей стен. Однако нельзя не признать, что это - заметное явление. Как бы странно не было, но история граффити началась много тысячелетий назад. Первобытные люди размалевывали пещеры, египтяне украшали стены пирамид, фрески остались в храмах и посейчас. Древние наскальные рисунки и пиктограммы в большом количестве находили археологи на стенах пещер. В основном – это были сцены охоты, животные и окружающая природа [5, с. 123]. Древние римляне тоже наносили буквенные рисунки на статуи и стены. В основном это были политические изречения и признания о любви. Кстати, созданные много веков назад граффити позволяет современным ученым узнать многое о жизни людей в те времена. Ведь то, как изображены и оформлены были рисунки, граффити говорят об имеющемся языковых различиях и особенностях, а также о том, какой образ жизни вели древние люди. На протяжении всей истории человечества граффити продолжало существовать. Даже в эпоху Возрождения подобное искусство было не забыто. Многие известные художники довольно часто вырисовывали или вырезали свои имена на различных поверхностях.

  «Граффити» происходит от итальянского «graffito», то есть «нацарапанный». Самим художникам такое происхождение не нравится. Ведь одно дело — нацарапать гвоздём на заборе «Здесь был Вася», и совсем другое — приложить максимум усилий и творческого мышления для создания масштабной красивой картины. Ну и что, если не на холсте, а на стене? Разве от этого произведение стало хуже? И потом оно украшает стену, любоваться может любой прохожий. Такой точки зрения придерживается большинство граффитистов. (приложение 1).
Еще в каменные века наши далекие предки стремились к творческой самореализации. Благодаря «живописцам палеолита», оставившим свои «шедевры» на стенах пещер, археологи смогли многое узнать о жизни предков.

Наверное, нельзя считать преувеличением утверждение о том, что искусство граффити зародилось более 2,5 млн. лет назад. Пионеры этого «направления в живописи» не пользовались аэрозольными красками, не раскрашивали все близлежащие стены (хотя и стен-то тогда было немного!) в яркие и позитивные цвета. Не соблюдая пропорций и используя несколько неуверенные штрихи, они пытались изобразить животных, перед которыми испытывали страх и которым поклонялись (среди изображаемых зверей наиболее часто встречаются «портреты» бизонов, мамонтов, носорогов).

История возникновения этого вида искусства уходит корнями в 1970-е годы. Некоторые полагают, что первым граффитистом был некий Деметривс, который в 16 лет расписал свой район собственной кличкой - Taki 183. Номер означал название улицы. Использовался обычный, но добротный маркер. В самих надписях не было ничего примечательного, но подросток не остановился. В скором времени буквально половина города пестрила этой надписью. После того как о нём написали газеты, часть молодёжи подхватила идею и принялась соревноваться: клички большие, на видных местах, яркие. Вот тут и произошло новое течение современного искусства - граффити.

До славянских государств все новинки приходят с опозданием. Так было и в случае с граффити. На территории СССР оно проявилось только в 1985 году. Как раз тогда были проведены первые фестивали брейк-данса. А декорации к ним разрисовывали местные молодые художники, которые осваивали новое течение. Публика была поражена красотой этих декораций, после чего быстро разузнала у художников, каким образом были сделаны эти шедевры и как, собственно, называется такие произведения.

Окунева Алёна Александровна,

Краснодарский край, г. Армавир

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

Армавирский аграрно-технологический техникум

студентка 2-го курса

ГРАФФИТИ. ИСКУССТВО ЛИ ЭТО?

Научный руководитель: Бережная Нина

Александровна, преподаватель русского

языка и литературы

С тили и направления

Прошёл год - другой и граждане уже видели по-настоящему красивые произведения. Причём, это уже были необязательно слова, но и пейзажи. Отсюда граффитисты разделились на две категории: художники и шрифтовики.

Чтобы отличаться друг от друга, райтеры стали разрабатывать свои собственные стили. В надписях стали использовать разные компоненты: определенное сочетание цветов, эмблемы, торчащие из букв предметы, вводили в рисунки свои персонажи. Причем пишутся граффити различными шрифтами, размер которых тоже разный; происходит игра с цветом. Уникальный стиль каждого райтера развивается от одной работы к другой, но его всегда можно узнать. «Самое важное - это стиль, он определяет тебя!» - такой лозунг у граффитчиков.

Некоторые из самых распространенных стилей граффити имеют свое собственное название. Тег («tag») — самое базовое понятие, написание имени художника, его личная подпись. Теггинг — безусловно, самая распространенная форма райтинга. Иногда теги могут содержать тонкие намеки или таинственные сообщения, а также инициалы команды райтеров или другие буквы. Еще одна форма теггинг, называемая «писсингом» («pissing»), заключается в том, чтобы перезаправляемый огнетушитель наполнить краской вместо его обычного содержимого. Использование такого метода позволяет создавать теги высотой в 6 метров. Однако из-за сложности исполнения рисунок нередко получается кривым и небрежным.

«Троу-ап», или «бомбинг» — еще одна форма граффити. «Троу-апы» рисуют очень быстро, в 2-3 цвета, жертвуя качеством ради скорости. Иногда троу-апы наносят контурно одним цветом.

Стиль «wildstyle» — это более сложный вид граффити. Его чертами являются сплетения букв, острые углы. Название стилю дал характер рисунка — дикий, взрывной, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено такое множество посторонних элементов, что читаемость практически пропадает.

Стиль Бабл (Bubble)-в переводе с английского слово означает «пузырь». Все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри.

СтильДайма (Daim style) или 3D-стильтот стиль придуман относительно не давно, уже в 90-е годы. Этот стиль отличается полным, абсолютным объёмом букв, он был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризируются своеобразной цветовой гаммой[8, с. 148].

Стиль кэрэкс- постепенно граффитчики к словам (шрифтам) начинали добавлять ещё и какие-то изображения, картинки. Это были различные люди, вымышленные персонажи, животные и т.д. Им придавались эмоции, движения, из их губ доносились какие-то фразы.

Окунева Алёна Александровна,

Краснодарский край, г. Армавир

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

Армавирский аграрно-технологический техникум

студентка 2-го курса

ГРАФФИТИ. ИСКУССТВО ЛИ ЭТО?

Научный руководитель: Бережная Нина

Александровна, преподаватель русского

языка и литературы

Искусство или хулиганство

В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой Российской энциклопедии «вандализм – это бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей»[4, с. 186]. Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение.

Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил. Во-вторых, граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито. В зависимости от своего предназначения граффити могут быть публичными и личными, а могут быть содержательными надписями, сделанными в стиле «хип-хоп».

И все-таки, почему люди берут в руки баллон с краской и идут рисовать? Причин тут много: это может быть и негативная реакция, а может быть всплеск положительных эмоций, может быть протест, а может быть и творческие мотивы.

Дать четкое определение, что же такое граффити, очень трудно, но большинство исследователей сошлись на том, что это средство коммуникации, основной характеристикой которого является публичный и неофициальный характер. Это своеобразная альтернатива традиционным способам выражать свое мнение. Конечно, на центральной улице города вряд ли увидишь разрисованные стены, а вот других районах, как правило, в маргинальных, граффити встречается на каждом шагу. Если вы хотите оценить рисунки на стенах, пройдите по подземному переходу или сходите на вокзал – это наиболее распространенные места для граффити.

Граффити – самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй, о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. И такое творчество чаще всего мы видим на улице (стены зданий, гаражей, подземных переходов, таксофонные кабинки, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт тоже используют для рисования, и, конечно, нельзя забывать про подъезды и лестницы. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи. Например, В Питере есть несколько таких мест. Это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б. Гребенщиков, стены двора дома № 10 по Пушкинской улице. Еще один яркий пример – бетонная ограда и подножия виадука у станции метро «Ладожская». Благодаря граффити вся молодежь теперь знает это место, которое предназначено именно для подобных рисунков.

От места, на котором расположен рисунок, зависит и выбор способа, каким он будет нарисован. В большинстве своем граффити рисуют маркером или краской. Но тут все зависит от возможностей того, кто рисует. Например, в Москве и Питере спреем рисуют намного меньше, чем в Берлине, Париже или Нью-Йорке. Эти города признаны так называемыми столицами граффити, и разрисованные стены там вполне органично вписываются в городской пейзаж и не вызывают негативной реакции общественности. Есть еще один предполагаемый критерий, по которому люди выбирают место для рисунка. Люди рисуют не на «своем» пространстве. Все постройки, все стены и заборы, подземные переходы, общественный транспорт воспринимаются, как собственность города и «своими» объектами для авторов рисунков не являются. И возможно, у граффитистов есть желание (осознанное оно или нет) каким либо образом сделать это пространство своим. А граффити – очень удобный способ сделать это. В какой-то степени это похоже на животный инстинкт. Вспомните, как многие животные метят территорию различными способами. И здесь граффити, возможно, является своеобразной меткой. А как же тогда объяснить тот факт, что подростки буквально изрисовывают свои собственные дома и подъезды? Здесь действует тот же самый принцип. Если это не частный дом, построенный моими родителями, а городская постройка – это не мое, а городское, это собственность другого, «взрослого мира», чужое пространство. Такое же отношение, например, у школьников к своим учебникам, выданным в библиотеке. Это не мое – значит рисовать в этой книжке можно. А вот что касается своей комнаты или своей квартиры, то встретить там граффити – большая редкость. Популярность граффити среди молодежи неуклонно растет. Да и общество относится к настенным рисункам более лояльно. Люди перестали так активно обсуждать уличные рисунки, да и осуждать граффитистов тоже перестали. Это явление больше не считается зазорным или асоциальным. Люди попросту привыкли к разноцветным городским стенам и подъездам.

Граффити несет в себе и определенную преемственность. Те, кто в этом деле новички, стремятся научиться чему-нибудь у более опытных художников, профессионалов в своем деле. Им хочется получить высокую оценку своим работам от этих людей. Логично, не правда ли? Можно даже сказать, что без таких отношений (учитель – ученик) искусство граффити могло бы кануть в лету. Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Ну, как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Достичь заветной цели можно разными способами. Самый простой – это, конечно, СМИ. Фотографии работ, интервью, присутствие работ в клипах и т.д. несомненно принесут автору граффити широкую известность. Taki 183 был первым, кто получил популярность таким образом. А те, которые взяли эту высоту, теперь называются Королями. Но слава не вечна, и через какое-то время эти Короли сменяются. Возможно, для молодежи культура граффити этим и привлекательна. Хотя действительно привлекательным становится сам процесс создания шедевра на стене. А стиль, цвет, форма рисунка – те средства, с помощью которых граффитчик выражает свое собственное я.

Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры, создающие на улицах города настоящие шедевры.

В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону. Иногда граффити используют для распространения сообщений политического и социального характера. Для некоторых людей граффити — настоящее искусство, достойное размещения в галереях и на выставках, для других — это вандализм.

Во всех цивилизованных странах граффити – это культура. У настоящих райтеров есть свой кодекс, который гласит: «Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах - не навязывай людям свое мировоззрение, не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах, на надгробиях: роспись мемориальных стен и машин - это смерть! Те, кто пишет на чужих работах, заслуживают презрения. Единственное, чего они в итоге добиваются, - это как минимум огромного негодования и желания наказания хозяевами работ, со всеми вытекающими последствиями… Результат - ПРЕЗРЕНИЕ НАВСЕГДА.» [6].

Но не все граффитчики выполняют эти правила. Многие лишь считают себя художниками граффити, а сами являются хулиганами. Ведь надписи вроде: МАША+САША или ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ нельзя считать объектом арт-культуры.

Окунева Алёна Александровна,

Краснодарский край, г. Армавир

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

Армавирский аграрно-технологический техникум

студентка 2-го курса

ГРАФФИТИ. ИСКУССТВО ЛИ ЭТО?

Научный руководитель: Бережная Нина

Александровна, преподаватель русского

языка и литературы

Немного о законности.

К слову, о законности данного вида искусства: очень часто его сравнивают с вандализмом и хулиганством. Если мы обратимся к Уголовному Кодексу РФ, то хулиганством признается грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия. Граффити этим критериям не соответствует (исключением станет призыв в таком изображении к расовой, национальной или религиозной ненависти, свержения власти и иным противозаконным действиям, также являющееся хулиганством).

Статья 7.17 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях устанавливает максимальный штраф в размере 500 рублей за порчу чужого имущества, не повлекшую его повреждения или уничтожения (именно так можно определить изображение на стене). К сожалению, суд не всегда учитывает эти особенности, иногда классифицируя совершенное в у году устоявшимся в обществе стереотипам. Это нужно иметь в виду, если вы решили попробовать себя на этом поприще.

Однако постепенно приходит признание граффити как вида творчества: организуются специальные конкурсы и турниры, где уличным художниками предоставляются площадки для творчества: причем происходит это не только на западе, но и в нашей стране.

Признание приходит и на другом уровне: реже собственники имущества, ставшего холстом для граффити, избавляются от подобных изображений, а иногда даже нанимают уличных художников для придания индивидуальности своим домам или постройкам.

Таким образом, мы можем выразить надежду, что граффити через некоторое время прочно войдет в культурную жизнь современного общества не как хулиганство, а как увлечение,  полноценный и самостоятельный вид искусства.

Окунева Алёна Александровна,

Краснодарский край, г. Армавир

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

Армавирский аграрно-технологический техникум

студентка 2-го курса

ГРАФФИТИ. ИСКУССТВО ЛИ ЭТО?

Научный руководитель: Бережная Нина

Александровна, преподаватель русского

языка и литературы

Результаты исследования

Среди студентов ААТТ и жителей микрорайона путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов. Участникам предложили ответить на 6 вопросов. В анкетировании приняли 40 жителей микрорайона и студентов (приложение 2).

Также в ходе исследования мы взяли интервью у инспектора по делам несовершеннолетних Головой Н.Н., и выяснили, что в нашей станице не отслеживается степень вандализма причиненного граффити. Специальных рейдов по поимке граффитчиков не организуется. Если, все-таки, таковые были задержаны, то они выплачивают материальный ущерб, причиненный своими действиями.

Из беседы с психологом Бабаевой Ириной Владимировной мы узнали, что граффити – это очень удобный способ проявить себя. Популярность граффити среди молодежи неуклонно растет. Да и общество относится к настенным рисункам более лояльно. Люди перестали так активно обсуждать уличные рисунки, да и осуждать граффитистовтоже перестали. Это явление больше не считается зазорным или асоциальным. Люди попросту привыкли к разноцветным городским стенам и подъездам. Причины, побуждающие к созданию граффити, могут быть различными. Среди них - утверждение личностной и групповой идентичности; протест против социальных и культурных норм; злобные реакции; мотивы творчества; развлекательные мотивы.

Настоятель Православного прихода Святителя Николая отец Пётр в ответе на вопрос: «Как относится к граффити русская православная церковь, что это искусство или вандализм?» сказал, что в Церкви, как и в обществе, есть разномыслие, есть свои «левые», «правые», «центристы». Но разномыслие касается вопросов не сущностных. Большое число граффити имеется в соборах, они содержат как рисунки, так и текст. Граффити бывают разные. Иногда это просто буквы и символы, а иногда – целая композиция, которую можно оценить с духовной точки зрения.

Окунева Алёна Александровна,

Краснодарский край, г. Армавир

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

Армавирский аграрно-технологический техникум

студентка 2-го курса

ГРАФФИТИ. ИСКУССТВО ЛИ ЭТО?

Научный руководитель: Бережная Нина

Александровна, преподаватель русского

языка и литературы

Заключение.

Итак, понятие граффити воспринимается по разному: для одних - это искусство и модный стрит-арт объект, для других - вандализм. Студенты техникума высказали различные точки зрения на эту проблему. Хочется отметить, что стиль и техника граффити как особого вида городского искусства постоянно развиваются и совершенствуются. На улицах г. Новокубанска, Армавира, да и в нашей станице встречаются работы, которые можно назвать искусством, и такие, которые портят стены зданий. Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог автора с другими членами общества.

В ходе работы мы выяснили, что для многих респондентов граффити является средством самовыражения. Граффити – это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное я. Способов самовыражения, в наши дни немало, но если так хочется нарисовать и выразить свое собственное я, то может, следует использовать достижение научно-технического прогресса и компьютерных технологий, возможности социальных сетей предлагаемых Интернетом. Они позволяют по-иному взглянуть на сферу применения ставших уже всем привычных надписей на стенах. Только стены эти не привычные бетонные, деревянные или металлические — они виртуальные. Внешне эти рисунки граффити «В контакте» ничем не отличаются от настоящих граффити-картинок (приложение 3). Существует специальная программа Graffiti Studio, позволяющая имитировать реальные материалы, используемые для письма, и алфавиты для написания граффити на разных языках, её можно скачать в Интернете бесплатно. Существует ещё одна (подобная) программа Graffiti Creator, кроме этого, надписи граффити можно создавать в «Фотошопе» (Photoshop). Возможности социальной сети «В контакте» также позволяют скачать красивые граффити-картинки. Поэтому доставить радость людям можно не только рисунками на стенах, но и рисунками, созданными при помощи различных компьютерных программ.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом обществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействия на людей. Поставленная нами гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась: граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае - это вандализм.

Окунева Алёна Александровна,

Краснодарский край, г. Армавир

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

Армавирский аграрно-технологический техникум

студентка 2-го курса

ГРАФФИТИ. ИСКУССТВО ЛИ ЭТО?

Научный руководитель: Бережная Нина

Александровна, преподаватель русского

языка и литературы

Библиография.

Вандализм [статья 214] // Уголовный кодекс Российской федерации (УК РФ) от 13.06.1996г. №63- ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996г., действующая редакция)

Высотский С. Киевские граффити XI—XVII вв. — Киев, 1985.

Граффити [интернет ресурс] //Википедия ,Режим доступа - http://ru.wikipedia.org/ wiki/graffiti

Есаков Г.А. Вандализм. // БРЭ Т.4 с.576, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

Кёте Р. Первобытный человек. – ТД «Издательство Мир книги», 2006.

Кодекс граффитчика [интернет ресурс] // Всё о граффити, Режим доступа - http://graffiti.sitecity.ru

Крючкова В.А. Граффити. //БРЭ Т.7 с.646, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.

Раппапорт А. Граффити и High Art //Государственный центр современного искусства, 2008.

Приложение № 1

Приложение 2

Анкетирование.

Для анкетирования мною было предложено 6 вопросов:

Знаете ли вы, что такое граффити?

Как вы относитесь к граффити?

Нравится ли вам граффити?

Знаете ли вы стили граффити?

Нужны ли граффитчики?

Граффити и вандализм – одно и то же?

Результаты опроса студентов ААТТ и жителей микрорайона.

Знаете ли вы, что такое граффити?

Нравится ли вам граффити?

Знаете ли вы стили граффити?

Нужны ли граффитчики?

Как вы относитесь к граффити?

Граффити и вандализм – одно и то же?

 

Приложение 3

Граффити в социальных сетях Интернета.

Просмотров работы: 55