Мир образов танцевальной культуры народа Ханты

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир образов танцевальной культуры народа Ханты

Орлова А. 1
1Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» г. Усинска
Копыл О.А. 1
1Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» г. Усинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Культура XXI века – это культура, которая не знает ни территориальных, ни национальных границ, она стремится к однообразию и всеобщности. Танцевальная культура приобрела невиданный ранее размах. Танцы превратились в массовый вид досуга, развился культ дансингов и дискотек. Массовая танцевальная культура — явление достаточно многообразное, но оно не обеспечивает преемственности ценностных ориентиров и приводит к утрате связей с традиционной национальной культурой. А ведь танец во все времена был эффективным средством приобщения человека к культуре, универсальным языком общения, важным рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека.

Массовость современной культуры и ее потребительский характер приводит к утрате на бытовом уровне национальной музыки и танцев. Образ уличного танцора кажется более значимым и привлекательным, дает возможность ощутить себя принадлежащим к «супер» группе. Молодежь воспринимает установленные шаблоны современной культуры, забывая о ее истоках и предназначении. Именно поэтому впервые, увидев хантыйский танец, я восприняла его как несовременный, непонятный мне вид танцевального искусства.

Я родилась и выросла в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Танцами я занимаюсь с 4 лет, но изначально училась по программе «Современный бальный танец», а уже переехав с родителями в г. Усинск продолжила обучение по программе «Народный танец».

Культура народа Ханты знакома мне через участие в ежегодных традиционных праздниках северного народа. Каждый праздник ханты самобытен по своему: танцы, обряды, традиции, но меня всегда интересовал вопрос – почему ханты танцуют именно так? Что означают эти движения в танцевальных композициях? Вместе со своим педагогом – Ольгой Анатольевной Копыл я попыталась разобраться в хореографической культуре народа Ханты.

Несомненное воздействие на формирование народного танцевального искусства народа ханты оказали природно-климатические условия и производственная деятельность. Суровой климат, долгая зима не только формируют особый тип человека, его внутренний и внешний облик, своеобразие одежды, обуви, но и во многом обуславливает особенности композиции, манеру и характер исполнения танцев.

Как правило, культуры, подобные культуре народов Севера, современное нам общество оценивает, как примитивное, забывая или не замечая их истинного предназначения. А ведь эти народы до сих пор являются хранителями истоков культуры и ее духовных ценностей.

В связи с этим, данное исследование осуществляется в рамках гипотезы: бытовой народный танец сохраняет историческую память о первоисточнике национальной культуры.

Цель исследования: изучить особенности танцевальной культуры народа ханты и определить ее ценностную основу.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературу и интернет источники по обозначенной теме.

2. Обратится к изучению истоков танцевального искусства, и рассмотреть процесс зарождения танца.

3. Проанализировать особенности танцевальных образов в обрядах ханты, раскрыть особенности народного танцевального творчества.

Объект исследования: традиционная культура коренных малочисленных народов Севера.

Предмет исследования: танцевальное искусство народов ханты.

В работе над проектом использовались теоретические методы: анализ, сравнительно-историческое описание, интерпретация танцевальных образов, практические методы: беседа-консультация и мастер-класс у педагога-хореографа Копыл О.А. (освоение движений хантыйского танца), практические методы обработки информации для подготовки проекта к публичной презентации

Данное исследование может быть интересно всем, кто интересуется традиционной культурой народов Севера. Материал, собранный в работе может быть полезен для организации школьных мероприятий и тематических классных часов.

Основная часть

Танец – живое искусство народа.

Помни о Севере.

Если кто-нибудь тебе скажет,

что Север мрачен и беден,

то знай, что он Севера не знает.

Ту радость, бодрость, силу,

которую дарит СЕРДЦЕ СЕВЕРА,

вряд ли можно найти в сердце другого края.

Николай Рерих.

Велика Россия: много народов живет на ее бескрайних просторах. Особый колорит придают стране коренные малочисленные народы Крайнего севера, Сибири и Дальнего Востока Российского государства. На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ханты-Мансийский автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: ханты, манси, ненцы.

Исторический опыт культурного развития коренных народов Севера позволил накопить им традиционные знания в области народной медицины, фольклора, народных промыслов и ремесел, в рациональном природопользовании, обычаях, верованиях и во многом другом, во что был вложен коллективный разум поколений. В них содержится богатейший народный опыт бережного использования природных ресурсов, уважительного отношения к окружающему миру, нашедшего отражение в обычаях и религиозных мировоззрениях коренных народов.

Традиционные знания народов Севера передавались из уст в уста, от одного поколения к другому и дошли до наших дней в виде легенд, обычаев и религиозных обрядов, совершаемых ими в специально отведенных для этого священных местах. Религиозные мировоззрения коренных народов неразрывно связаны с традиционными формами хозяйствования - оленеводством, охотничьим промыслом, собирательством и рыболовством, которые являются неотъемлемой частью их традиционного образа жизни.

Танцы всегда были связаны с народными празднествами и гуляниями. Только в наше время они стали исполняться на сцене. Чтобы понять особенности народного танца, его сущность необходимо обратится к его истокам. Первобытный танец в истории занимает особое место - это источник всех существующих ныне видов и форм танца. Народное танцевальное искусство берет свое начало в глубине веков. В его основе лежало стремление человека отразить доступными ему средствами окружающую природу, мир животных, род своих занятий, трудовые взаимоотношения и быт.

Для первобытного человека граница между жизнью, каждодневным бытом и танцем была очень тонка: для современного человека необходимо время и место чтобы потанцевать, для первобытной культуры танец – это сама жизнь.

Исследуя проблемы взаимосвязи подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой, нельзя не обратить внимания на их тесную связь с тотемическим культом. Прежде всего, бросается в глаза связь между почитанием зверя или птицы и отношением к нему как предку людей, их культ. Если обратиться к обрядово-ритуальным танцам, то в их составе значительное место принадлежит имитационно - подражательным танцам и танцам-инсценировкам.

Игровые (развлекательные) танцы, бытовавшие у народов Западной Сибири наряду с обрядовыми, также отражали хозяйственный и бытовой уклады, раскрывали отношение людей к природе. В основе их лежат наблюдения над окружающей природой и точное воспроизведение всего того, что отводится птицам – чайке, вороне, куропатке и другим. Исполнители – мужчины и женщины - очень искусно подражали им. Многие игровые танцы, сюжеты которых связаны с промысловой деятельностью народа, в прошлом носили магический обрядовый характер и отражали древние верования.

Народные танцы народов Севера делятся на мужские и женские. Так, например, женщины в танцах показывают свои повседневные занятия: сбор съедобных растений, приготовление пищи, обработка шкур, шитье и другие домашние работы. Мужчины же в танцах изображают свои главные занятия: охоту. Занятие оленеводством нашло отражение в мужских танцах, воспроизводящих бег оленя, высматривание стада оленей.

В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря и другими формами народной жизни. Со временем народные танцы утрачивали свои магические, обрядово-ритуальные функции и превращались в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлечений. Бытовой народный танец живет только в обрядах и ритуалах народной традиционной культуры и передается из поколения в поколение: от матери к дочери, от отца к сыну.

Распространение на территории крайнего Севера у разных народов одних и тех же видов традиционных танцев наглядно отражает этническую близость этих народов или их культурные взаимовлияния. Однако, современное нам информационное общество уже давно утратило черты национальной культуры, современные танцы многообразны но однотипны и не имеют ценностной основы.

Сегодня народный танец как одна из сфер традиционной культуры сохранен благодаря деятельности профессиональных народных коллективов. Это одна из форм сохранения народной танцевальной культуры и передача ее ценностей следующим поколениям. Так как танец нельзя записать и хранить на книжной полке, как произведения литературы, его нельзя поместить в музей и хранить там для следующих поколений как другие виды искусства. Танец должен исполняться - он должен жить в обрядах и традициях народной культуры.

Танцевальные образы в обрядовой культуре Ханты.

По поверьям ханты:

«не умеешь танцевать, значит,

встреча с хозяином леса неизбежна»

Танцевальная культура народов севера уже в конце XIX века привлекала зарубежных исследователей своей самобытностью и необычностью. Ученые цивилизационного мира отправлялись в экспедиции далеко на север, чтобы познакомить мир с диковинками русского Севера. Описывая культуру хантов, Ватшелор Р.Я. в 1901 году так оценил их танец: «Зрелище, не вызывающее никаких чувств и лишенное грации и элегантности».

Сегодня изучая танцевальную традицию народов ханты и манси, мы с уверенностью можем утверждать, что это всего лишь внешнее описание танцевальных движений, что автор данного высказывания не смог разглядеть внутреннее содержание и его ценностную основу.

Изучая танцевальную традиции народов ханты и манси, мы в первую очередь обратились к танцевальным образам обрядовой культуры. Изучая обряды медвежьего праздника и вороньего дня, мы определили, что танцы неразрывно связаны с бытовым укладом народа, с подражательной темой животным и птицам, с верой в богов и идолов, в магическую силу природы. Танцы народов ханты и манси подразделяются на священные, «обрядовые» (танцы в обряде), которые имеют ярко выраженный сюжет, а также игровые импровизированные танцы-пантомимы, наполненные своеобразной пластикой, подражательным характером.

Медвежьи игрища занимают центральное место у ханты. Он представляет грандиозную многодневную музыкально-пластическую композицию, состоящую из обязательной части — «медвежьих песен» — и дополнительной (необязательной), которая включала все известные художественные формы: лирику, эпос, пляски, инструментальные наигрыши и даже шаманство. Исследователи медвежьего праздника пишут: «Сейчас уже не знают смысла этих танцев, но можно предполагать, что в прошлом они имели магический характер. Общение с духами так или иначе присутствует в подобного рода обрядах, ибо цель их, во-первых, примирение с душой убитого зверя, а во-вторых, воскрешение его». Именно поэтому танцы являются древнейшей составляющей обряда, хотя сейчас они и утратили свою доминирующую функцию и играют во многом вспомогательную роль».

Праздник длится 5 дней – в случае добычи медведя, 4 дня – медведицы, 3 дня – медвежонка. Песни и драматические представления чередуются с танцами. В частности, это танцы предков отдельных родов. Каждый предок одет в определенный костюм и исполняет свойственный лишь ему танец. Некоторые из них имеют зооморфный характер. Так, например, один из предков имеет облик лося, выходит, опираясь руками на две палки, которые изображают передние ноги лося. Каждый танец предваряется песней, в которой предок призывает посетить праздник «для удачной охоты и благополучия людей». Количество танцев и выбор предков варьируется по племенам. Также можно было наблюдать танцы лисицы и филина.

В начале и окончании каждой пляски, песни и представления всегда отдают низкий поклон медведю, как при входе в жилье, где лежала его шкура. Между отдельными сценами пляшут не только мужчины, но женщины с детьми, причем они всегда скрывают лицо платком, а руки втягивают в рукава, чтобы не показывать голое тело медведю.

Еще одним любимым праздником ханты является Вороний День, он широко отмечается во всех национальных посёлках Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Этот праздник считается праздником детей и женщин, он связан с зарождением новой жизни. У народов ханты и манси в детские берестяные люльки насыпается крошка прелой бересты, которая впитывает в себя влагу. Использованную крошку высыпают в определенном месте под деревом. Прилетающие вороны, сидя на этих кучках, греют свои лапки.

Обрядовая основа вороньего дня - это встреча весны. Ворона — это предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты есть такая поговорка: ―К нам ворона весну приносит. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображали весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На краю деревни сооружали стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизирующие солнце калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будет весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал «отанцованную» легенду о вороне.

Таким образом, исследование танцев в обрядах и ритуалах ханты, позволило нам выделить разновидности танцев и плясок, а также обозначить их смысл и значение в обряде. Священные танцы, которые носили функцию оберега и защиты от злых духов, а также священные танцы божеств верхнего мира, которые исполняли только мужчины.

Особое место в обрядовых церемониях занимают подражательные танцы-пантомимы предков, представляющие танцы своего рода – Лося, Медведя, Лисицы, Филина, а также Ворона. И еще одна разновидность танцев – это обрядовые танцы которые отражали быт и повседневную жизнь ханты и манси (охота, рыбалка, собирательство, оленеводство, плетение, рукоделие).

Однако, в процессе нашего исследования я так и не выяснила, что же означают конкретные движения и пластика хантыйского танца. Мы обратились к электронным реестрам нематериального наследия народов ХМАО-Югры (http://ugra-nasledie.ru/). В разделе «танцевальное искусство», нам предлагают познакомиться с танцевальной традицией ханты:

с традиционным хантыйским танцем "Емаң як" - ("Святой танец"),

с традиционным хантыйским женским танцем «Куринька».

В описании танца нам представлены фотографии и описания танца, где большое внимание уделяется его значению в обрядовой культуре. В описании танца авторы ссылаются на исследователей хантыйской традиционной культуры.

По числу исполнения танцы можно классифицировать на коллективные и сольные. По характеру движения и пластическому рисунку движения исполняются в основном руками и корпусом, движения ног играют второстепенную роль.

Женский танец более статичен, замкнут сам на себе, в нем отсутствует какое либо движение по горизонтали. Вместо этого вертикальные перемещения вверх-вниз. У женщин доминируют повороты корпуса вправо и влево, вокруг себя. Ограниченная площадка для использования танцев определила композицию и манеру исполнения танца: женщины, как правило, исполняют свои танцы медленно, плавно, без точек и пауз во время исполнения фигур, нет точек и в конце движений. Мужчины – динамично резко, четко, энергично, иногда подпрыгивая. Общим для этих двух танцев является повторяемость одних и тех же движений и симметричность (движения повторяются поочередно то в левую, то в правую сторону). Широко используются в танцах различные предметы реквизита – колокольчики, маски, платки, стрелы и т.п. В качестве музыкального сопровождения используется струнный инструмент нарс-юх, бубен и тумран (варган).

Но и эта информация не удовлетворила моё любопытство. Только появилось еще больше вопросов: почему у хантыйского танца почти нет танцевальных движений в ногах? Почему такое большое внимание в танце уделяется рукам и корпусу? И, в конце концов, что означают пластические танцевальные образы, которые мы наблюдаем в танце?

Язык хантыйского танца.

С этими вопросами я обратилась к педагогу-хореографу Ольге Анатольевне Копыл. Она помогла ответить на многие вопросы.

Пластика и поступь танца во многом зависит от природного ландшафта, где проживает народ. Так среда обитания народов ханты и манси, также во многом повлияла на особенности их танца: тайга, тундра, реки, озера, болота и определили характер шага в танце. Шаг в хантыйском танце осторожный, как будто пробирается танцующий через сугробы или болота, а может через непроходимую тайгу.

Особое место в кругу выразительных средств танца занимают руки. В форме и движениях рук, как ни в одном другом движении ярко проявляется сущность народного характера. Конечно же, не будет в танце жизни без работы головы, корпуса и плеч, которые являются основой для свободного владения жестом. Во время танца движения рук, ног и корпуса различны. В танцах танцор старается отразить окружающий мир, передать повадки зверей и птиц. Своеобразные движения корпуса, головы, рук придают танцу и его исполнителям определенную манеру. Манера же, в свою очередь, помогает наиболее полно раскрыть внутренний мир народного танца, придает неповторимость его выразительным средствам и характерным национальным чертам. Таким образом, наиболее выразительное средство в танце - это движений рук. Именно поэтому в хантыйском танце такое внимание уделяется рукам и корпусу. Танец мог исполняться и сидя (ведь в чуме мало место для пляски!), но в движениях рук, корпуса и головы улавливаются имитации трудовым процессам или подражание природе. Движения рук очень условны (символичны) в подражательных танцах мы можем только улавливать знакомые образы: течение реки, взмах крыльев птиц, ожившее дерево или растение после долгой зимы.

Хантыйские женские танцы отличаются от мужских размерен­ностью и плавностью в движениях. Многое зависело от женщины, она всегда считалась хранительницей домашнего очага. Все дела проделывала продуманно, не спеша. Любая работа, любое рукоделие требовало чёткого выполнения и эта своеобразность присуща и женским танцам. Танцующая женщина в прошлом обязательно прикрывала лицо платком (запрет избегания). Движения корпуса тела и ног во время танца повторяются, при этом положение рук меняется. Руки во время поворотов могут быть закрыты или раскрыты у пояса, на уровне плеч или бёдер; могут быть подняты и согнуты в локте возле головы; могут быть согнутые в локте перед лицом, при этом перево­рачивая то ладонью, то тыльной стороной ладони; есть и такие движения, когда кисти рук подводят то к правому плечу, то к левому и слегка отбрасывают их к верху; присутствуют полуприседания. В женских традиционных хантыйских танцах никогда не увидишь прыжки, глубокие приседания, возможны приседания только на колени, никогда не увидишь взмахи ногами.

Но все движения исполняются на одном месте. Для хантыйской женщины не нужно большое пространство, чтобы исполнить танец, ей вполне хватит место, примерно один метр.

Если женские танцы медленные, плавные, размеренные и исполняются на чуть согнутых ногах. То в мужских танцах нельзя танцевать прямо, колени в танце должны быть всегда согнутыми, и приседать нужно как можно ниже. Мужские танцы также отличаются быстрыми темпами исполнения, в них присутствуют прыжки и приседания, резкие развороты, развороты корпусом в сочетании с приседаниями или с различными положениями рук, прыжки в сочетании с разворотами рук.

Так как быстрота реакций требовались для удачи в охоте и рыбалке. От того, как быстро они смогут отреагировать, как быстро бегать зависело благосостояние их семей. Так как они являлись основными добытчиками и кормильцами. А семьи в прошлом были большими. А прокормить большое семейство требовало колоссальных усилий. Мужчины также имитируют в своих танцах охоту, рыбалку, традиционный быт. Мужчины, как правило, всегда исполняли ритуальные танцы и соответственно и песни. Женщинам не разрешалось присутствовать на них. Только очень пожилым женщинам.

В танцах, которые рассказывают о повседневной жизни народа ханты мы можем разглядеть как женщины собирают ягоды, а мужчины охотятся или ловят рыбу. Смысл священных танцев от нас скрыт и мы можем только догадываться об их предназначении, ведь в таинство священных танцев был посвящен узкий круг избранных.

Таким образом, танцевальные образы у народов ханты, имеют четкую смысловую нагрузку: в танце отражена жизнь, их мысли, настроения, чувства, умения и познания. Это определяет танцевальную культура народов ханты и манси не просто как набор движений соединенный между собой, а как сложную систему миропонимания с ценностными ориентирами.

Заключение

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Недаром, говоря о танце, Л.Н. Толстой замечает, что «в танце душа народа». Невозможно говорить о танце и описывать только внешние особенности движений и поз, это сразу лишает танец смысла, превращая его в комплекс «упражнений для разминки». Народный танец всегда имеет тему и идею – он всегда наполнен внутренним содержанием. Ведь в танце раскрывается духовная жизнь народа его быт, эстетические вкусы и идеалы.

Изучая танцевальную традиции народов ханты, мы в первую очередь обратились к танцевальным образам обрядовой культуры. Обратившись к обрядам медвежьего праздника и вороньего дня, мы определили, что танцы неразрывно связаны с бытовым укладом народа, с подражательной темой животным и птицам, с верой в богов и идолов, в магическую силу природы. Собранный хореографический фольклор, исполняемый в театрализованных представлениях, позволяет сделать некоторые предварительные выводы. Традиционная хореография ханты имеет единый пластический рисунок. Женщины, как правило, исполняют свои пляски медленно и плавно, движения выполняются в основном руками и корпусом, движения ног играют второстепенную роль, доминируют повороты корпуса влево и вправо, вокруг себя.

Мужчины исполняют свои пляски резко, энергично, немного подпрыгивая. Коллективные мужские пляски исполняются по большому кругу, а сольные пляски, обращенные к голове медведя, имеют линейное построение. При исполнении подражательных плясок и плясок инсценировок используются различные культовые и бытовые предметы: маски, колокольчики, стрелы, сабли, платки, палки и другие предметы.

Но это всего лишь внешнее описание танца. Пытаясь объяснить танец народов ханты, необходимо помнить, что их танцевальные образы неразрывно связан с миром природы, а также с их повседневной жизнью.

В процессе исследования мы обратились к истокам танцевального искусства: сопоставляя образы древнейших танцев и особенности танцев народов Севера, мы пришли к выводу, что танцы ханты принадлежат к самой древней танцевальной культуре. Народу ханты удалось сохранить особенности национального танца на бытовом уровне, их танец продолжает жить в обрядовой культуре. Именно их танец мы можем назвать живым искусством народа, так как он живет в культуре, передается из поколения в поколение. Танец должен исполняться - он должен жить в обрядах и традициях народной культуры. Душу народа нельзя изучить по книгам, ее можно прочувствовать только через танец, через живое исполнение.

Научно-технический прогресс существенным образом изменил взаимоотношения человека и природы. Человек в современном нам мире утрачивает духовные ориентиры, забывает свои корни. Народная культура ханты является ориентиром для современного общества, напоминая нам об истинных ценностях жизни.

Список литературы:

Жорницкая М. Я. Фиксация пластики движения традиционных танцев ханты и манси//ПИИЭ. М.:Наука, 1980, с. 79—89

Источники по этнографии Западной Сибири. Томск, Изд-во Том ун-та, 1987. — 284 с

Межкультурная коммуникация: учеб.пособие / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. - М.: Флинта : Наука, 2007. - 377с.

Панченко Л.Н. ТРАДИЦИОННЫЕ ТАНЦЫ НАРОДА МАНСИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.

Иштимирова Ф.П. Доклад «Танец - живое искусство народа» / http://ugra-nasledie.ru/info/doklad-tanec-zhivoe-iskusstvo-naroda-ishtimirova-fp

Сайнахов В.М. К вопросу о ритуальных танцах на медвежьих игрищах // Фольклор коренных народов Югры и Ямала: общее и особенное: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 89-91с.

Финно-угорский культурный центр Российской Федерации [электронный ресурс] — режим доступа. — URL: http://www.finnougoria.ru/

Электронный реестр нематериального культурного наследия народов ХМАО-Югры [электронный ресурс] — режим доступа. — URL: http://ugra-nasledie.ru/

Студия народного танца [электронный ресурс] — режим доступа. — URL: http://lylyngsoyum2009narod.ru/studija_narodnogo_tance.htm

Просмотров работы: 268