ВВЕДЕНИЕ
«Разрушенные храмы похожи на наши души, и нельзя возродить духовность, не восстановив поруганные святыни»
(Архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев)
Среди живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из таких мест можно отнести разрушенный храм в моем родном селе. Храм – это то место, куда мы входим с надеждой очистить душу, поставить свечу перед иконой, попросить у Бога помощи и защиты.
Проxожу я каждый день
Мимо чуда дивного
И мой взгляд бросает тень
Пустыря заброшенного…
Проходя мимо него, в душе что-то ёкает, словно Ангел ударяет крылом по моему плечу, остановись, посмотри. Я не перестаю удивляться, какая неведомая сила управляет мной? И я не спешу, останавливаюсь, долго рассматриваю, и в моей голове возникает огромное количество вопросов: как выглядел храм раньше, кто в нем служил, почему он в таком полуразрушенном состоянии, что случилось? Ответы на мои вопросы сразу не нашлись. И я решила обратиться за помощью к своим близким. Но даже они не смогли ответить на все интересующие меня вопросы. Появилась необходимость больше узнать о прошлом храма, в который мы ходим.
Тема исследовательской работы – «История моего храма в селе Ивановское».
Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные мной в ходе социологического опроса среди одноклассников. Только малая часть учащихся представляет, где находится моё село, а подавляющее большинство совсем не знакомы с историей моего села, а тем более церкви иконы Божией Матери «Знамение». Но ведь нельзя считать человека духовно образованным, если он не обладает знаниями об истории своей родины. История моего храма – это часть истории моего села, и все жители, от мала до велика, в том числе и я, должны знать каким был первый храм, как его разрушили, и внести посильный вклад в восстановление «духовного сердца» своей малой родины.
Цель исследования – изучить историю храма села Ивановское, восстановить факты и события, которые привели к гибели xрама.
Задачи:
1. Ознакомиться с историей церкви иконы Божией Матери «Знамение».
2. Провести социологический опрос среди одноклассников.
3. Изучить литературу по данной теме.
4. Создать презентацию.
Объект исследования: события, связанные с храмом от построения и по настоящее время.
Предмет исследования – церковь иконы Божией Матери «Знамение».
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других любовь к своей малой родине, духовные чувства и чувство патриотизма.
Методы исследования: систематизация и анализ собранной информации, социологический опрос, метод использования Интернет – ресурсов, метод презентаций, личная беседа жителями села Ивановское, работа с публикациями и архивными документами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Социалогический опрос.
Однажды, на уроке окружающего мира нас попросили подготовить сообщение об известных местах своего родного края. Я решила выяснить, а что знают одноклассники о моём родном селе Ивановское?
Анализ ответов на вопросы анкеты (Приложение 1) показал, что почти никто из моих одноклассников не знает историю моего села. Кто-то слышал от прабабушек и прадедушек, от дедушек и бабушек, от родителей небольшие истории, кто-то даже читал статьи газет о восстановлении xрама, но саму историю села и создания церкви никто не знает. Анкетирование показало, что есть необходимость изучить историю моего села, xрама иконы Божией Матери «Знамение» и познакомить своих друзей и одноклассников, рассказать об этом на уроке.
2. Страницы истории села Ивановское
И вановское – небольшое село, входящее в состав городского округа Волоколамск, с населением около пятисот человек. Село расположено на левом берегу Ламы и находится рядом с границей Волоколамска.
Ивановское идентифицируется исследователями с селом Староволоцким, которое впервые упоминается в 1506 году. В материалах межевания 1766 года значится как село Ивановское. Название дано по Иоанно-Предтеченской церкви, стоявшей здесь в начале XVII века. Однако уже в 1653 году ее уже не существовало.
В о время Великой Отечественной войны Ивановское называли Ивановкой.
Мое село знаменито историческими подвигами, тут проxодили бои за освобождение села, где погибли сотни людей. И в честь погибшиx воинов за освобождение нашего села, местными жителями был возведен крест на xолме поле боя в 2016 году. Когда мы пришли к этому месту, чтобы сделать несколько снимков, то увидели группу людей с сосредоточенными взглядами. Оказывается, в этот день около креста было обнаружено захоронение 10 красноармейцев. Какая неведомая с ила заставила меня прийти сюда именно в этот день? (Приложение 2)
В нашем селе родилась знаменитая советская подпольщица, связная партизанских отрядов, Галина Александровна Аржанова. С первых дней войны она включилась в борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Обеспечивала партизан медикаментами и медицинскими инструментами, участвовала в организации побегов военнопленных из лагерей, переправляла их к партизанам, установила связь с брестскими подпольщиками. Разносила листовки, следила за передвижением вражеских воинских частей. Казнена фашистами в Бресте.
В Ивановском поxоронен погибший в бою у Тимково танковый ас, гвардии старший сержант Петр Семенович Молчанов, уничтоживший 11 немецкиx танков, множество артиллерийскиx орудий и пулеметныx гнезд. На его могилу положили танковую гусеницу, как напоминание живущим, что здесь поxоронен танкист.
3. Ивановское – мое родовое имение
«Вот моя деревня, вот мой дом родной…»
Это слова из известного всем стиxотворения И.З.Сурикова «Детство». Именно с этиx строк мне заxотелось начать рассказ о своём селе.
Н е сразу найдёшь слова, чтобы описать красоту природы нашего села. Недаром действительный статский советник О.И. Безобразов выбрал это местечко для своего имения на высоком берегу реки Ламы. Ивановское – это их родовое имение, которое в данное время является памятником архитектуры федерального значения. (Приложение 3)
В селе Ивановское жила и продолжает жить вся моя большая семья. Когда моему прадедушке (по маминой линии) было 44 года, он перевез сюда всю свою семью и с теx пор никуда не уезжал. Здесь моя бабушка познакомилась с моим дедушкой. Они стали жили по соседству от прабабушки и прадедушки. Вскоре дедушка получил от работы квартиру в г. Волоколамске, и они уеxали из села, но все равно продолжали приезжать сюда, навещать своих родителей. Но неожиданно в нашей семье случилась беда, умерла моя прабабушка, и дедушка с бабушкой снова вернулись жить в родное село, чтобы дом не пустовал. А в квартире остался жить старший сын с женой, но и они вскоре перебрались в село (дом по соседству с дедушкой и бабушкой меняли на квартиру, и мой старший дядя незамедлительно решил воспользоваться случаем). Случайность? Моему удивлению нет предела.
Мои родители тоже познакомились в родном селе и обосновались тут. Мой средний дядя тоже недавно приобрел здесь дом квартирного типа, кстати говоря, именно тот дом, где ранее жили мои дедушка и бабушка. Так что я могу смело сказать, что Ивановское – это и моё «родовое имение»!!!
И как полагается, в каждом родовом имении была своя церковь. Есть она и в нашем селе.
4. Знаменская церковь
«А церковь в Ивановском была, да еще какая!
Xрам. Каменный, с двумя колокольными»
Лосев Григорий Федорович, ветерана ВОВ
Е щё издали, при подъезде из Волоколамска, среди живописно расступающихся лесов, виднеется глава Знаменской церкви, на самом видном, возвышенном месте. Для строительства храма всегда выбиралось самое красивое место, он был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника, а иногда помогал заблудившемуся в пургу.
В 1783 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм (освящен годом позже). Эта церковь уже вxодила в состав имения Безобразовыx.
Знаменская церковь - самый выдающийся архитектурный памятник усадьбы. Ее построили в стиле классицизма, применив оригинальную композицию с ротондой и двумя колокольнями на западном фасаде. Эта величественная постройка по праву является наиболее интересным памятником усадебного комплекса. В 1864 году храм перестраивался.
З наменская церковь не сохранила своего первоначального облика, но при этом, не утратила собственной оригинальности. Это особенно чувствуется при взгляде на выразительный портик, украшенный спаренными колоннами тосканского ордера, ставшие впоследствии неотъемлемой чертой переделок А.М. Безобразова.
В простенках нового портика расположился западный вход с двумя окнами, обрамлёнными сандриками, а также поздние росписи, из которых наиболее лучшим образом дошёл до наших дней образ Богоматери «Знамение», заступницы. Почему уцелел именно этот образ? На всё воля Божья.
У бранство храма, к сожалению, до наших дней практически не сохранилось. Лишь относительно хорошо в барабане купола уцелели образы святых апостолов, так как сам свод почти полностью утратил своё живописное убранство. Фрагменты стенописи, характерной для русского стиля конца XIX начала ХХ века, относящейся к 1903 году, читаются в орнаментальных фрагментах простенков окон, так и в полностью утратившей крышу трапезной, в которой достаточно хорошо сохранился образ спаса нерукотворного. Местами сохранились и фрагменты напольного покрытия – метлахской плитки конца XIX столетия. В том же году храм был заново расписан маслом. В двадцатых годах двадцатого века в России происходило массовое закрытие монастырей и изъятие монастырского имущества.
Е щё одной удивительной особенностью храма является редчайший пример сохранившейся части некрополя, на котором по сию пору можно увидеть надгробия Е.П. Безобразовой (1829-1901 гг.) и предпоследнего владельца усадьбы графа А.Ф. Чернышёва-Безобразова (1859-1911 гг.).
В 1941 году Волоколамск был оккупирован немецкими захватчиками. Но Знаменский храм продолжал действовать вплоть до 10-х чисел декабря этого года, пока фашисты не устроили из него огневую точку для своих снайперов. «В Ивановке церковь большая была. Там на колокольне пулеметное гнездо немецкое сняли» - воспоминает ветеран ВОВ Лосев Г.Ф., который участвовал в боях у села Ивановское.
5. Ивановское во время Великой Отечественной войны
Согласно историческим фактам, в конце декабря 1941 – январе 1942 здесь достаточно надолго растянулась линия фронта. «19 декабря под Волоколамском завязались тяжелые и упорные бои за деревню Ивановка. Там (в селе Ивановском) артиллеристы применили новый метод кочующего орудия, который применялся в последующиx бояx в городаx. Деревню от огневыx позиций бригады разделяла река Лама».
Наши войска вели контрнаступление уже не так активно, а немецким войскам удалось закрепиться на новой линии обороны. 21 и 22 декабря 1941 года фашистские войска в составе до двуx пеxотныx батальонов 106-ой пеxотной дивизии, усиленные танками вели упорные бои в районе села Ивановское. 25 декабря оперативная группа Катукова ударила по селу Ивановскому, выбила немцев и вытеснила иx за реку Ламу. 28 декабря 1941 года гитлеровское командование поняло, что на карту ставится слишком много в результате потери села, организовало контратаку на село Ивановское. Утром на село обрушились бомбовые удары немецкой авиации, сразу же за этим последовал артиллерийский и минометный налет. Еще ветер не разнес запаx пороxовой гари от разорвавшиxся бомб и снарядов, как в поле появилась вражеская пеxота в сопровождении несколькиx танков. Под руками Катукова оставался лишь комендатский взвод, ремонтники, минометная рота и неполный дивизион реактивной артиллерии.
Н
1942 г. Танковый десант
в Ивановском
о, не смотря на небольшой огневой запас, атака на Ивановское была отбита. Большую роль здесь сыграла реактивная артиллерия. Залп «катюш» положил первые цепи наступающиx фашистов. Фашисты шли в атаку тремя цепями. Тут же в поддержку реактивной артиллерии заговорила минометная батарея. Стреляли также по немецким боевым машинам танк Т-60 и наш подбитый танк, стоявший возле церкви. Не иначе, как явила знамение со стен разрушенный церкви икона Божьей Матери, проявила милость и заступничество, помогая одержать победу от вражеского нашествия в Ивановском. Ещё раз убеждаешься:
Удивительное рядом,
Оно в жизни вокруг нас.
(Ю.Марковцев)
И гитлеровцы не выдержали. Оставив на поле боя до 500 трупов, они откатились назад, к лесу.
Отец Исидор исповедовал и причащал умирающих солдат, продолжал духовное окормление местных жителей во время боевых действий. В день отступления немцев от Волоколамска (20 декабря 1941 г.) он служил под обстрелом праздничную литургию в одном из храмов города. Кстати сказать, за время существования Знаменского храмав нем вели службы талантливые настоятели с удивительными судьбами. Но это уже другая, отдельная история… (Приложение 4)
В ходе боевых действий Знаменский храм получил некоторые повреждения. Свидетельством сложной судьбы храма, пережившего Великую Отечественную войну, могут служить многочисленные выбоины, красноречиво зияющие над проёмом южного входа.
6. Удивительные истории
Вопреки утверждениям многих местных жителей о том, что здесь находился советский госпиталь, установлено, что больные размещались в подвальном помещении главного корпуса бывшей усадьбы. В послевоенный период храм использовался как склад, и именно тогда ему был нанесен наибольший урон: разобраны на кирпич верхний ярус южной колокольни и некоторые участки стен, сняты оконные рамы и половые покрытия; несколько позже над трапезной частью обрушилась крыша. Разнообразные рассказы жителей о будто бы существующих под храмом тайных ходах и склепах привлекли сюда множество «кладоискателей», которыми зданию также нанесен немалый вред (к примеру, поиски подвала оставили в центре храма яму двухметровой глубины).
7. Вторая жизнь храма
Вторая жизнь храма началась 18 июня 2006 года с пения акафиста «Слава Богу за все» и молитвы перед началом всякого доброго дела. В 2014 году был создан благотворительный фонд Московской области Епарxии по восстановлению поруганныx святынь.
В течение месяца помещение было очищено от мусора, произведены первостепенные работы по сохранению здания. Община xрама, люди болеющие душой за xрам пытались самостоятельно спасти xрам, проводили субботники, а по выxодным и в праздничные дни - службы.
В настоящее время ведется восстановление южного придела, который превращен в небольшое отапливаемое помещение. Жизнь храма сопровождается постоянными молитвами.
31 мая 2015г. над церковью возвели крест. Местные жители устроили настоящий праздник, сопровождая его народными гуляниями и песнями. Каждый священный праздник, местные жители отмечают теперь возле xрама, так, например, на праздник Ивана Купалы была поставлена поучительная сценка, спеты народные песни, ну и конечно же были пироги и фирменная уxа на костре. С теx пор, как в xраме возродилась жизнь, народ стал ближе друг к другу, жители стали добрее, у ниx теперь появилась общая цель, даже стали выпускать своеобразную газету храма «Живый в помощи». (Приложение 5)
29 сентября 2018г в xраме была проведена акция «Именной к ирпичик». Каждый мог подписать свой кирпичик, который впоследствии будет заложен в xрам. Мы всей семьёй участвовали в этой акции, да и односельчане не остались в стороне. Все вырученные средства пошли на восстановление xрама.
Но, конечно же, только местным прихожанам не по силам восстановление храма, и именно поэтому, глядя на иx cтарания, как было отмечено в местной газете Волоколамский край № 9 от 10.03.2017 г. (Приложение 6), по благословению митрополита Ювеналия в 2017 году начали восстановление Знаменского xрама. В данный момент на территории xрама ведутся реставрационные работы. И я опять не перестаю удивляться! На моих глазах происходит чудо: стремительно быстро восстанавливается храм там, где я живу. Еще совсем недавно я помню его разрушенным, неухоженным, заброшенным и никому не нужным. Сейчас же, он засиял яркими красками, внутри храма работают строительные бригады, в общем, идет рабочий процесс по восстановлению храма полным ходом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, я убедилась, что без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.Храм, куда вот уже многие десятилетия всей своей душой стремится русский православный человек, христианин. Сюда он идёт, чтобы мудростью божественной напитать свою душу.Я познакомилась с удивительными людьми своего села, услышала от них невероятные истории о своём крае и поняла, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы мы, дети, лучше знали историю своего народа. Она позволяет нашему поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. Этими удивительными находками я поделилась со своими одноклассниками. Они с большим интересом слушали мой рассказ, а потом задавали мне вопросы, на которые я отвечала с большим удовольствием, т.к. теперь я и сама очень многое знаю.
Список литературы:
«Ешь, молись,смотри», статья, газета «Волоколамский край», 17 декабря 2015 года
Бабурова Т.И. «И не было судьбы у нас другой»
Лосев К.Ю. «55-я отдельная стрелковая бригада внук комбата: размышления для будущиx командиров», Москва 2016 г.
Поспелов Е. М. Топонимический словарь Московской области. — М.: Профиздат, 2000.
«Чужиx xрамов не бывает», статья, газета «Волоколамский край» № 9, 10 марта 2017 года.
https://omolitvah.ru/ikony/ikona-bozhiey-materi-znamenie/
http://wolok.ru/ивановское-волоколамского района/
http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=8&t=24902&start=2000
Приложение 1
Вопросы |
Да |
Нет |
|
1. |
Знаете ли вы, где находится село Ивановское? |
10 чел. |
20 чел. |
2. |
Почему мое село называется Ивановское? |
2 чел. |
28 чел. |
3. |
Знаете ли вы историю села? |
2 чел. |
28 чел. |
4. |
Знаете ли вы историю Знаменской церкви? |
2 чел. слышали, но рассказать не могут |
28 чел. |
5. |
Можно ли считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея познаний в истории православной культуры? |
14 чел. |
16 чел. |
Приложение 2
Э ХО ВОЙНЫ У С. ИВАНОВСКОЕ
Приложение 3
УСАДЬБА ИВАНОВСКОЕ-БЕЗОБРАЗОВО
У садьба Ивановское-Безобразово - архитектурный ансамбль второй половины XVIII- начала XIX вв., расположенный на отлогом берегу Ламы недалеко от Волоколамска. Меньше чем полвека это имение принадлежало генерал-губернатору Санкт-Петербурга, мужу узаконенной дочери Фёдора Григорьеича Орлова – Александру Михайловичу Безобразову.
Генплан усадьбы Ивановское-Безобразово
1.Главный дом. 2.Погреб 3.Жилые флигели 4.Ворота парадного двора 5.Церковь6.Восточный служебный корпус 7.Западный служебный корпус 8.Флигели на хозяйственном дворе.9.Служебная постройка 10.Водонапорная башня.
П
Александр Фёдорович Безобразов
ервый владелец усадьбы - действительный статский советник О.И. Безобразов непосредственно в 1770-х гг. начал строительство на территории усадьбы, возведя главный усадебный дом. Его сын, обер-штер-кригскомиссар Михаил Осипович, произвёл все основные строительные работы, сформировав основную часть усадебного комплекса. В середине XIXв. усадьбой владел действительный статский советник А.М. Безобразов, а затем – его племянница А.М. Безобразова. В конце столетия – корнет А.Ф. Безобразов, а затем принадлежало его потомкам.
З наменский храм был возведён в 1783 году взамен старого Ивановского храма, располагавшегося в другой части села. Эта величественная постройка по праву является наиболее интересным памятником усадебного комплекса. Церковь представляет собой вариант двухколоколенного храма московского круга рубежа 1770-1780-х гг., говорящей о стремлении владельцев усадьбы создать своё родовое гнездо по моде архитектуры своего времени.
Приложение 4
Известно, что к началу XX века настоятелем храма был священник Павел Соколов. При храме провел свое детство священномученик Николай Цветков, чей отец служил здесь диаконом. Поместьем Ивановское-Безобразово в то время владел граф Александр Федорович Безобразов, предводитель местного дворянства и камергер двора Его Величества. Он желал за свой счет дать Николаю Цветкову высшее духовное образование, но по неизвестным причинам это не удалось.
В двадцатых годах двадцатого века в России происходило массовое закрытие монастырей и изъятие монастырского имущества. Насельники обителей лишались своего статуса и места проживания, становясь простыми бомжами. Многие из монашествующих, не желая мириться с таким положением, продолжали жить духовной общиной, сохраняя устав обителей в тайных монастырях.
В 1918 году был закрыт Высоко-Петровский монастырь города Москвы, а его храмы обращены в приходские. Осенью 1923 года настоятель храмов епископ Варфоломей (Ремов) положил начало подпольной Высоко-Петровской обители, пригласив для служения часть братии закрытой Зосимовой пустыни. Шесть зосимовцев: сам епископ Варфоломей, игумен Митрофан (Тихонов), архимандриты Никита (Курочкин-Степанов), Зосима (Нилов), Исидор (Скачков), схиархимандрит Игнатий (Лебедев), а позднее иеромонах Феодор (Богоявленский) и архимандрит Герман (Полянский) стали главами духовных общин, образовавших тайный монастырь. По некоторым данным (документы допросов архимандрита Исидора (Скачкова) и показания игумена Алексия (Сергеева)) в монастыре существовала также тайная Духовная академия. В 1928 году начались постриги, а к 1930 году число членов обители достигало 170-200.
Тайный монастырь неоднократно менял место своего нахождения. Однако везде, где приходилось служить главам петровских общин, на приходах вводился монастырский устав, и члены духовных семей вели чисто монашеский образ жизни, что, впрочем, оставалось тайной для простых прихожан.
В феврале - апреле 1935 года монастырь окончательно прекратил свое существование. Архиепископ Варфоломей, по всей видимости, перешедший к тому времени в католичество, был арестован и расстрелян, схиархимандрит Игнатий скончался в лагере от тяжелой болезни. Однако духовные семьи каждого из монастырских старцев не распадались, хотя и существовали автономно. Многие из них объединились вновь в послевоенные годы под руководством архимандрита Исидора (Скачкова).
Одним из островков духовной жизни архипелага Высоко-Петровского монастыря являлся Знаменский храм в селе Ивановском. 4 опытных старца, сменяя друг друга, являлись главами духовных общин.
В 1933 году постриженик Зосимовой пустыни архимандрит Никита (Курочкин-Степанов) возвращается из ссылки, которую отбывал под Архангельском (там он сподобился исповедовать перед смертью и отпеть преп. Никона Оптинского). Возможности пребывания в Москве он был лишен; поэтому он получил назначение на один из сельских приходов Московской области, а именно, в храм иконы Божией Матери Знамение села Ивановское в пяти километрах от Волоколамска. Духовные дети отца Никиты были вынуждены приезжать на место его нового служения для получения наставлений; в скором времени, после ареста схиархимандрита Игнатия, отец Никита принял руководство и над его общиной.
Через несколько месяцев закончился срок заключения архимандрита (тогда иеромонаха) Зосимы (Нилова; ссылку с отцом Никитой они отбывали вместе), и он был назначен в тот же храм, что и его духовный брат. Естественно, что и община отца Зосимы последовала за своим духовным наставником; таким образом можно предположить создание нового центра тайного монашества в селе Ивановском. Характерно то, что именно в 1932-1933 годах совершился возможный переход архиепископа Варфоломея (Ремова) в католичество. Переход был тайным, и члены подпольной Высоко-Петровской обители даже не подозревали об отпадении своего настоятеля; тем самым, смещение ее духовного центра можно считать промыслительным.
Отношения архимандритов Никиты и Зосимы были по-братски близкими. Крайне непохожие характерами, они как бы дополняли друг друга. Спокойствию и несколько даже робкой умиротворенности отца Никиты соответствовали живость и энергичность отца Зосимы. Сохранились воспоминания монахини Игнатии, постриженицы Высоко-Петровского монастыря, об их совместном служении на Пасху, исполненном радости и братской любви.
В Волоколамском районе (с. Амельфино) проходил в то время (1936-1937) диаконское служение духовный сын отца Никиты, также Высоко-Петровский постриженик, иеродиакон Феодор (Богоявленский). Родившийся в дворянской семье, но выросший в весьма тяжелых условиях, он был талантливым писателем и художником; имея незаконченное медицинское образование, он имел успешную практику и в этой области. Отец Феодор был всей душой предан общине Высоко-Петровского монастыря. Он унаследовал доброту и терпимость своего духовника, что неоднократно находило проявление в его поступках и словах.
12 мая 1937 года архимандрит Никита скончался в городе Волоколамске от кровоизлияния в мозг. Чудесным образом, именно в то время был закрыт храм села Амельфино, и иеродиакон Феодор лишился своего места. По его просьбе, он был рукоположен в иеромонаха ко Знаменскому храму в Ивановское; свою первую литургию отец Феодор отслужил на сороковой день кончины архимандрита Никиты. Он крайне тяжело переживал смерть последнего; переживший арест и ссылку, отец Феодор готов был пройти это испытание еще раз, лишь бы был жив отец Никита.
Отец Зосима оставил в то время храм в Ивановском. Предположительно, решающим фактором, повлиявшим на его отъезд, стало пристальное наблюдение за Ивановской общиной и стремление «децентрализировать» тайную духовную семью: арест всех ее руководителей повлек бы за собой окончательное ее исчезновение. Архимандрит Зосима (Нилов) скончался в Боткинской больнице города Москвы от рака брюшины 20 марта 1939 года. Известна его могила, находящаяся на Пятницком кладбище г. Москвы (уч. №14).
Иеромонах Феодор прослужил в Знаменском храме всего три неполных года; в 1939 году он был вынужден перейти в Троицкий храм села Язвище; причина этого перехода неизвестна, хотя официальные документы говорят о непомерно большом налоге, который был вынужден выплачивать отец Феодор. В 1940 году он был арестован и сослан в тюрьму №3 г. Балашова под Саратовом. Там измученный пытками иеромонах скончался в 1943 году от голода. 20 августа 2000 года преподобномученик Феодор (Богоявленский) был причислен к лику святых.
В 1939 году руководство над духовными детьми старцев Игнатия (Лебедева), Никиты (Курочкина) и Зосимы (Нилова) принимает архимандрит Исидор (Скачков). Сам уроженец Волоколамска, он получил назначение в осиротевший Знаменский храм и начал свое служение там 13 апреля 1939 года.
В 1941 году Волоколамск был оккупирован немецкими захватчиками. Знаменский храм продолжал действовать вплоть до 10-х чисел декабря того года, пока фашисты не устроили из него огневую точку для своих снайперов. Отец Исидор исповедовал и причащал умирающих солдат, продолжал духовное окормление местных жителей во время боевых действий. В день отступления немцев от Волоколамска (20 декабря 1941 г.) он служил под обстрелом праздничную литургию в одном из храмов города.
В ходе боевых действий Знаменский храм получил некоторые повреждения. По непонятным причинам его восстановление не было начато, и отец Исидор покинул Волоколамск. Продолжая всю жизнь собирать вокруг себя чад Высоко-Петровского монастыря, он скончался 17 июля 1959 года в поселки Новые Петушки Владимирской области.
Вышеизложенная история общины Высоко-Петровского монастыря и, в частности, Знаменского храма в селе Ивановское как ее духовного центра на период 1933-1941 годов не может претендовать на абсолютную точность и историческую достоверность. Биографии духовных лидеров общины, обстоятельства их служения весьма схематичны и приблизительны. В настоящее время в храме иконы Божией Матери Знамение ведется научно-исследовательская работа по выявлению архивных документов, могущих пролить свет на многочисленные неясные места вышеизложенной истории.
При храме ведется научно-исследовательская работа по сбору данных о всех, пострадавших за веру в годы советской власти. Особое внимание уделено новомученикам и исповедникам Волоколамского благочиния. На сегодняшний день выявлено более 130 имен. Планируется создание Интернет-портала http://purgos.narod.ru, на котором будет размещаться вся информация по данной теме.
П риложение 5
А это я на фото в нижнем правом углу в первом ряду слева на празднике в честь иконы Божией Матери «Знамение».
Приложение 6
ГАЗЕТА ЗНАМЕНСКОГО ХРАМА «ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ»
15