Современные способы решения старых транспортных проблем города Самары.

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современные способы решения старых транспортных проблем города Самары.

Холмова О.О. 1
1МБОУ гимназии 11 г.о. Самара
Драгунова Н.Л. 1
1МБОУ гимназия 11 г.о. Самара
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Самара - это город с богатой событиями историей и бурной современной жизнью. Самара - это культурный, политический, экономический центр региона, город – крупный транспортный узел страны.

На улицах областного центра оживленно – шумят трамваи, много автомобилей легковых и грузовых, часто можно увидеть велосипедистов, есть и более современные виды городского транспорта – метро. Но, не смотря на это, транспортные проблемы в городе более чем с миллионным населением стоят остро.

Мой проект актуален тем, что разработанный мною вариант маршрута канатной дороги позволит:

1. Сделать город более экологически чистым, так как использование электрической тяги, не оказывающей негативного влияния на окружающую среду.

2. Предложить жителям Самары новый и относительно недорогой вид городского транспорта.

3. Легко интегрировать дизайн станций канатной дороги в

архитектурный облик городских улиц и районов, не утяжеляя его.

Цель проекта. Обосновать возможность решения «старых» транспортных проблем Самары посредством строительства канатной дороги в наиболее загруженных районах города.

Задачи проекта:

1. Собрать библиографический материал по теме проекта,

проанализировать его.

2. Систематизировать информацию о проблемах городского транспорта и загруженности транспортных путей Самары в настоящее время.

3. Обосновать вариант решения пробок на транспортных магистралях города Самара посредством строительства канатной дороги в наиболее загруженных районах города

Методы исследования:

1. Нарративный (повествовательный).

2. Дискрептивный (описательный).

3. Метод анализа и синтеза.

4. Проектный метод

Гипотеза. Транспорт – важная составляющая жизни города, а современные виды транспорта, в том числе и городская канатная дорога, – надежда на решение актуальных для города миллионера транспортных проблем.

Предмет исследования. Транспорт на улицах города Самары.

Объект исследования. Город Самара.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I.1. О КАНАТНОЙ ДОРОГЕ

В большом энциклопедическом словаре под термином канатная дорога понимают «сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток, вагонов или кресел служит канат, натянутый между опорами». 1

Длина канатной дороги может составлять от нескольких метров до нескольких десятков километров. В качестве подвижного состава для пассажиров используются кресла, кабины и вагоны, а для грузов – вагонетки и конвейерные ленты.

Для жителей многих альпийских стран и горных районов мира канатные дороги – обычный транспорт, а зачастую и единственный способ связи с внешним миром. А в России такие дороги известны, главным образом, отдыхающим в горах и жителям немногих городов.

Классификация канатных дорог

1. По назначению канатные дороги делятся на пассажирские и на грузовые.

При помощи грузовых канатных дорог ведется перемещение грузов, и они делятся на следующие классы:

а) подвесные конвейеры;

б) маятниковые дороги с грузовыми подвесами;

в) одноканатные системы с отцепляемыми грузовыми подвесами;

г) двух- и трехканатные системы с отцепляемым подвижным составом;

д) фунитель – дороги с многоместными кабинами и большой пропускной способностью;

е) наземный конвейер;

ж) транспортные системы типа фуникулер. 2 (Приложение 1)

2. По типам:

а) подвесные канатные дороги, которые позволяют передвигаться над любыми преградами;

б) буксировочные канатные дороги, когда пассажиры или груз движутся по специально подготовленной заснеженной дорожке;

в) фуникулеры, когда вагон с пассажирами тянется по рельсовому пути.

3. По характеру движения канатные дороги бывают:

а) кольцевыми;

б) маятниковыми.

4. По конструкции:

а) одноканатные;

б) двухканатные.

Кроме того, канатные дороги различаются способом крепления на канате и пр.

Многообразие типов канатных дорог востребовано на горнолыжных курортах, в том числе и на объектах в Сочи, где в 2014 году проходила Зимняя Олимпиада. Здесь для нужд спортсменов, гостей и просто отдыхающих были построены канатные дороги с 8-местными кабинами, 4-местными фиксированными креслами, скоростные канатные дороги с 4,6 и 8-местнымиотцепляемыми креслами, буксировочные подъемники и ленточные конвейерные подъемники. 3

Основные типы пассажирских канатных дорог
(Приложение 2)

Канатная дорога или «канатка», как ее называют в народе, на горнолыжном курорте – дело обычное и необходимое, а в черте современного города – явление редкое, но очень полезное.

Такая дорога может разгрузить наземную городскую транспортную сеть и позволит решить проблемы пробок в часы пик на улицах крупных городов. Главное правильно выбрать место ее строительства в черте города и, конечно, ее тип.

Для города подходят не все виды канатных дорог. Некоторые не решают их прямого назначения в городской черте – разгрузка транспортной напряженности, другие просто небезопасны. К таким «канаткам» можно отнести бугельные подъемники:

1) Безопорные канатные дороги «беби-лифт» или детская «канатка» - это когда используется безопорный подъемник и пассажиры для передвижения захватывают буксировочный канат с резинопластиковыми скобами руками. Используются такие «канатки» на горнолыжных курортах для транспортировки катающихся на небольших склонах. Канатные дороги этого типа просты в монтаже и эксплуатации.

2) Подъемник с буксировочной штангой, на конце которой закреплен пластиковый диск для размещения между ног. Штанга в виде перевернутой буквы «Т» предназначена для буксировки сразу двух человек.

Трудно себе представить в черте города канатную дорогу, пассажиры которой болтаются с сумками и детьми над оживленными трассами или рядом с ними. Это не эстетично и опасно.

Значит, для города не подойдут так же «канатки» следующих типов:

3) Канатная дорога ленточного типа представляет собой движущуюся гибкую ленту, с помощью которой люди движутся как на конвейере. Такие «канатки» безопорные, имеют большую скорость и производительность, однако в городе их строительство потребует дополнительных площадей, что усложнит его транспортную сеть.

4. Кресельная канатная дорога на 2, 4-х или 6 пассажировиспользуетсядесятилетиями. Она имеет надежную конструкцию, сравнительно низкую стоимость. Такие подъемники позволяют доставить людей к месту в креслах. Они бывают с фиксированным зажимом, с отцепляемым подвижным составом или с комбинированным (совмещенным) подвижным составом (многоместные кресла и кабины).

Такой вариант канатной дороги в черте города будет приемлем лишь в случае использования только кабин для пассажиров. В этом случае она становится всепогодной. Какому пассажиру хочется, двигаясь по «канатке» в открытом кресле, быть намоченным дождем или засыпанным снегом?

Среди канатных дорог есть те, которые вполне пригодны по всем своим параметрам для размещения в городской черте – это кабинные «канатки»:

1. Гондольная (кабинная) канатная дорога является наиболее удобным подъемником с кольцевым непрерывным движением. К преимуществам маятниковых гондольных дорог можно отнести простоту конструкции станций, недостатком является резкое снижение производительности с увеличением длины дороги.

Кабинные канатные дороги являются универсальным транспортным средством, обслуживающим горнолыжников и любителей летних горных аттракционов, посетителей высокогорных курортов и туристов; используются в качестве транспортных магистралей для преодоления водных преград и горных ущелий.

Благодаря особенностям оборудования и наличию кабин надежность такого подъемника сочетается с высокой производительностью и комфортом для пассажиров.

В качестве подвижного состава гондольных канатных дорог применяются группы из нескольких кабин – гондол вместимостью от 6 до 24 человек или отдельные вагоны вместимостью от 28 до 150 человек в зависимости от требуемой производительности. 4

2. Другие кабинные канатные дороги. Застекленные кабины, защищают от ветра и снега. Какие-то рассчитаны на транспортировку туристов стоя, многие имеют посадочные места.

По вместимости в среднем рассчитаны на 6-8 человек. По типу движения кабинные канатные дороги разделяют на два класса: с маятниковым (возвратно-поступательным) и кольцевым режимом движения. Кабины маятниковых подъемников двигаются навстречу друг другу по несущим канатам, а движение их обеспечивает тяговый канат.

Фуникулеры – те же кабинные подъемники, только отличаются от кабинных большей мощностью и вместимостью.

3. Комбинированные канатные дороги – это когдагондолы и кресла используются одновременно, причем зоны посадки и высадки разделены и отвечают требованиям данного средства подвижного состава.

Такой тип «канатки» может удовлетворить требования всех пассажиров: молодежи, желающей острых ощущений и стремящейся проехать в креслах вдвоем или дружной компанией; людей зрелого возраста или семейных пар с детьми, для которых важен комфорт и надежность. В зависимости от времени года, метеоусловий соотношение кабин и кресел такая дорога позволяет изменять. Кабины различных размеров рассчитаны на комфортную перевозку пассажиров стоя и сидя, на инвалидных и в детских колясках, а также велосипедов. 5

I.2. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Каждый город имеет свои исторически и географически сложившиеся особенности, но всех их сегодня объединяет одна забота – проблема городского транспорта. От единичной транспортировки до общественного пассажирского транспорта – роль канатных дорог в данных вопросах трудно переоценить, так как в сочетании с уже существующими системами они дополняют собой сеть городского транспорта. Канатные дороги без особого труда преодолевают практически любые естественные препятствия, такие как реки и холмы, соединяют между собой густонаселённые кварталы, помогают разгрузить трассы, переполненные автомобильным транспортом, и даже могут продлить уже существующие.

Города растут, «борьба» за свободные участки земли становится всё жёстче. Слаборазвитая транспортная инфраструктура, плотно застроенный центр, периферийные районы с плохим транспортным сообщением – всё это реалии современного города. Строительство новых надземных дорог не представляется возможным, подземных – дорого. Эти проблемы знакомы практически каждому большому городу. Выход из того положения один – строительство нового уровня транспортного сообщения.

На дорогах появляется всё больше и больше машин, соответственно увеличивается время ожидания. Заторы и смог стали привычным явлением для большого города. Попытки же перехода с индивидуального вида транспорта на общественный одна за одной терпят неудачу. Практика показала, что городские канатные дороги давно перестали быть просто практичной заменой автомобилю, автобусу или метро. Канатные дороги имеют колоссальный потенциал для социального развития густонаселённых периферийных кварталов, как экономичное и в то же время, легко интегрируемое в уже существующую инфраструктуру города транспортное средство.

Городские канатные дороги – это транспорт с многосторонними возможностями применения: для доставки пассажиров к определённому пункту назначения, для целенаправленного развития какой-либо структуры или просто для туризма.

При принятии решения в пользу канатной дороги в качестве муниципального транспорта архитекторы, городские планировщики, а также городские чиновники апеллируют достаточно убедительными экономическими аргументами. Беспрепятственно, быстро и надёжно – этими и многими другими качествами характеризуются канатные дороги в городской черте, что на сегодняшний день делает их практически незаменимыми.

I.3. ОДИН ВИД ТРАНСПОРТА – МНОЖЕСТВО ПРЕИМУЩЕСТВ

1.3.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМУЩЕСТВА

Канатная дорога имеет ряд преимуществ перед автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным городским транспортом:

1. Использование нового уровня.

Городские канатные дороги делают возможным транспортировку по трассе, никак не зависящей от остального вида движения. Стоимость строительства трассы с инфраструктурой в 2-5 раз дешевле современных железных и автомобильных дорог.

2. Минимум площадей для станций и опор.

Даже в плотно застроенных городах возможно строительство канатных дорог – они не требуют больших площадей.

3. Непродолжительное время строительства без ограничений для действующего транспорта.

Сжатые сроки сооружения благодаря продуманной модульной конструкции. Проекты канатных дорог реализуются быстро и с минимальными затратами.

4. Отсутствие время ожидания на станциях.

Канатные дороги работают в непрерывном режиме. Они не требуют наличия расписания движения.

5. Просторные кабины.

До 35 пассажиров может перевозить одна кабина. Для велосипедов, детских колясок и ручной клади тоже найдётся место.

6. Самый безопасный вид транспорта в мире.

Канатные дороги испытаны поколениями. Согласно статистике, это – самый безопасный из существующих видов транспорта. Также транспортная система обеспечивает безопасность движения за счет резервирования на уровне авиапассажирских перевозок.

7. Лёгкая интеграция в существующую транспортную сеть.

Кольцевые канатные подъёмники находятся в постоянном движении. Именно из-за отсутствия необходимости синхронизации графика движения они легко вписываются в уже действующую муниципальную транспортную систему

8. Высокая производительность при оптимальном потреблении энергии.

Современные высокопроизводительные канатные дороги перевозят до 5.000 пассажиров в час в каждом направлении. Относительные энергозатраты на перемещение (до 40 км/час) в 5-10 раз ниже, чем у современного автомобиля.

9. Прямое сообщение.

В плотно застроенных районах, а также при наличии различного рода преград на канатной дороге можно быстро добраться из пункта А в пункт Б.

10. Беспрепятственная мобильность для каждого.

Одноуровневая посадка пассажиров в инвалидных колясках и гостей с ограниченными возможностями осуществляется на минимальной скорости или при полной остановке дороги.

11. Благоприятно к окружающей среде и с минимальными затратами.

Канатные дороги не вредят окружающей среде и имеют оптимальный коэффициент соотношения пользы и затрат. 6

1.3.2. БОЛЬШЕ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ГОРОДЕ.

СВОБОДА В АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЯХ

Канатная дорога может заменить собой многие виды наземного муниципального транспорта, и тем самым значительно разгрузить город. Современные городские транспортные сети характеризуются мультимодальностью, то есть использованием различных транспортных средств, оптимально скомбинированных между собой. Именно канатные системы перевозки пассажиров особенно полноценно удовлетворяют требованиям к городскому транспорту, значительно превосходя при этом традиционные виды общественного.

Маршрут канатной дороги может проходить как через оживлённые улицы города, так и над обширными водными пространствами, поэтому «канатка» может заменить собой, например, автобус и речной трамвай одновременно.

Преимущества транспорта с непрерывным движением наиболее остро ощущаются на трассах длиной около 10 км при производительности в 5.000 человек в час в каждом направлении. Изменения направления на сегодняшний день, благодаря возвратным станциям, тоже не является проблемой. Так же, как и возведение целой транспортной сети, внутри которой можно при необходимости свободно пересаживаться с одного подъёмника на другой.

Для перевозки 10.000 пассажиров в час (5.000 в каждом направлении) необходимо:

- 2000 автомобилей

- 100 автобусов

- 1 кабина канатной дороги

Небольшой вес установок без особых усилий делает возможной их интеграцию в уже существующую сеть муниципального транспорта. Они не требуют больших площадей: опоры и станции для посадки – высадки пассажиров – это всё, что нужно на земле для возведения канатной дороги, так как её путь проходит по воздуху.

Маршрут движения также несложно приспособить к существующим условиям, да и проектирование не требует больших усилий и затрат. Всё это делает канатный вид транспорта абсолютно мобильным и легко возводимым. Особенно в городах, где любая стройка создаёт препятствия для движения транспорта на дорогах, непродолжительное время для строительства канатной дороги особенно важно.

Этот принцип гибкости и мобильности позволяет также индивидуально, в зависимости от архитектурного стиля местности, планировать станции и опоры. Тем самым они дополняют и подчёркивают существующий стиль. (Приложение 3)

1.3.3. МОБИЛЬНОСТЬ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ

Подвесные канатные дороги существуют уже более 2000 лет и сегодня начинают снова отвоевывать себе места в городе. Города во всех странах мира борются за мобильность и обеспечение связи между своими районами, и многие муниципалитеты приходят к выводу, что стандартные формы массовых перевозок неприменимы в современных городах с современным движением. Так в чём же заключается мобильность канатной дороги?

1. Незначительные энергетические затраты.

Сравнение затрат по эксплуатации канатных дорог и других видов городского транспорта, таких как автобус, трамвай и т.д., показало, что затрата энергии на одного пассажира в первом случае гораздо ниже. Причина – оптимальное соотношение веса перевозимого груза (в данном случае пассажиров) с собственным весом канатки.

2. Высокая производительность.

Для того, чтобы представить себе, насколько экономичным транспортным средством является канатная дорога, достаточно сравнить два факта. Современный подъёмник, например, в Кобленце, с производительностью 3.600 чел./час в каждом направлении для транспортировки одного пассажира потребляет 0,1 кВт/ч. Столько же энергии потребляет и обычный бытовой фен для сушки волос всего за 5 минут работы.

3. Отсутствие электромагнитных полей.

Канатные системы транспортировки не нуждаются ни в высоковольтных линиях, ни в автономных приводах подвижных составов. Управление производится с помощью одного центрального привода. По этой причине проблема смога просто не существует. Ещё один значительный аргумент в пользу канатных дорог.

4. Безопасность.

Канатные дороги могут быть оборудованы системами как аудио, так и видеонаблюдения. А новая сертифицированная концепция эвакуации, основанная на многоступенчатой дублирующей системе, при возникновении любой технической неполадки гарантирует полный возврат кабин на станцию, даже при выходе из строя отдельных компонентов.

5. Грузоподъёмность.

Для канатных дорог не бывает плохой погоды. Современные мощные установки работают даже при сильных порывах ветра. В зависимости от типа подъёмника, эксплуатация возможна даже при скорости ветра в 100 км/час.

6. Комфорт.

В зимнее время в гондолах возможно отопление, в летнее, а также в регионах с тропическим климатом – наличие работающего кондиционера. А для ещё более комфортной поездки пассажиры могут подключиться к Wi-Fi, а также посмотреть новости, рекламу и получить необходимую информацию.

I.4. КАКИЕ ФУНКЦИИ ПРИНИМАЕТ НА СЕБЯ КАНАТНАЯ ДОРОГА?

Помимо довольно высокой мобильности канатная дорога принимает на себя некоторые функции, которые не всегда могут быть выполнены другим видам транспорта.

1. Заполнить пробелы.

Особенно практичны канатные дороги для транспортного соединения структур, требующих постоянного сообщения, такие как больницы, промышленные районы, а также другие объекты инфраструктуры, расположенные на периферии. Подъёмники дополняют собой существующую транспортную сеть и поднимают популярность общественного транспорта.

2. Соединить.

Канатные дороги соединяют отдалённые объекты одной структуры, напр. корпуса учебного или выставочного центра, служат для доставки пассажиров из парковочных гаражей к месту назначения. Использование традиционных видов перевозки, такие как автобус, зачастую менее комфортны при более дорогой стоимости проезда.

3. Преодолеть.

Канатные дороги способны преодолевать барьеры, которые обычному транспорту не под силу (или это связано с большими материальными издержками). Наряду с топографическими преградами (горы, реки), они проходят над железнодорожными колеями, автобанами и другими препятствиями.

4. Создать новую транспортную сеть.

Несколько канатных дорог, соединённых между собой, и без наличия особой инфраструктуры образуют новую сеть муниципального транспорта.

5. Продлить.

Канатные дороги предоставляют уникальную возможность продлить уже существующие трассы общественного пользования (поездов, метро, трамвая и автобуса).

6. Разгрузить.

С помощью канатных дорог возможна разгрузка трасс в районах, особо подверженных возникновению заторов. То есть там, где обычный транспорт бессилен. 7

I.5. ГЕОГАФИЯ КАНАТНЫХ ДОРОГ

В европейских странах, где горнолыжный отдых имеет массовый характер, эксплуатируемого канатного транспорта на несколько порядков больше, чем в России. Например, в Австрии канатных дорог более 3500, во Франции - более 4000, в Италии - более 2000, в Швейцарии - более 2000.

Но канатные дороги помимо курортов используются и в городской черте. Например, в городе Ла-Пас в Боливии из-за большой застроенности и узких улиц «канатка» является спасением для транспортной системы города. (Приложение 4)

За последние 15 лет в России введено в эксплуатацию более 150 канатных пассажирских дорог в Красной Поляне, Домбае, Архызе, Приэльбрусье, Нижнем Новгороде, Подмосковье, на Урале, Алтае и в Сибири. 8 (Приложение 5)

Наиболее интересная «канатка» в России - Нижегородская канатная дорога, самая длинная в Европе.

Нижегородская канатная дорога — это переправа через Волгу между Нижним Новгородом и Бором. Основное назначение - обеспечить альтернативный вид пассажирских перевозок в дополнение к речному такси, электропоездам и автобусам. На практике канатная дорога стала также представлять туристический интерес для гостей города, благодаря открывающимся во время поездки панорамным видам.

Строительно-монтажные работы этой дороги начались 20 января 2010 года. А ее запуск в рабочем режиме состоялся 9 февраля 2012 года.

Пропускная способность дороги - около 500 пассажиров в час. Длина дороги составляет 3661 метр при перепаде высот в 62 метра, число опор - 10. Под вокзалы и опоры было выделено 31,8 га в Нижегородском районе и 29,6 га на Бору. 9

Используется 28 восьмиместных кабин. Проект предусматривает увеличение числа кабин до 56 с повышением пропускной способности до 1000 пассажиров в час. Расчётное время в пути - 12,5 минут, что соответствует средней скорости в 14-22 км/ч. 10 (Приложение 6/7)

При открытии дороги стоимость проезда в одну сторону составляла 50 рублей, что дороже, чем на автобусе, но дешевле, чем на речном такси.

Продолжительность работы - 12-13 часов в сутки. 11

Нижегородская канатная дорога имеет самый большой в Европе безопорный пролёт над водной поверхностью - 861 метр.

В качестве городского пассажирского транспорта, которому не страшны никакие «пробки» и водные преграды, канатные дороги в ближайшие годы могут получить самое широкое развитие в крупных мегаполисах страны. В Оренбурге, например, с 2006 года в качестве переправы через реку Урал, действует канатная дорога «Европа – Азия», которую так названа потому, что проходит через условную географическую границу Европы и Азии. 12 (Приложение 6)

Правильный выбор типа и характеристик канатной дороги для городской черты, обеспечивает сокращение и стоимость ее строительства, гарантирует высокую производительность и безопасность.

I.6. ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА КАНАТНЫХ ДОРОГ В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ

Транспортные проблемы – спутники крупных и растущих городов, каким является и Самара. В городе развита инфраструктура пассажирского: транспорта – наземного (трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутные такси) и подземного (метро).

Однако проблем не уменьшается и их причины городская администрация видит в расширении границ города и, как следствие, увеличение транспортной нагрузки и бесконечные пробки.

Южный мост через реку Самара соединяет город с новыми жилыми комплексами «Волгарь», «Озерный» и «Южный город» и в часы пик превращается в одну бесконечную пробку.

После строительства жилых комплексов «Новая Самара» и «Крутые ключи», где был открыт торговый комплекс Ikea, увеличилась транспортная нагрузка на главную автомобильную магистраль города – Московское шоссе. В городе остро стоит вопрос строительства альтернативной транспортной сети – воздушного метро или пассажирской канатной дороги. Построить надземный метрополитен в Самаре готова немецкая компания H-Bahn Gesellschaft Dortmund mbH, которая занимается этим с 1980 года. 13

В регионе разрабатываются несколько проектов строительства канатных дорог.

1. Канатная дорога «Волжская Ладья». В рамках реализации регионального проекта создания туристско- рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина» и для осуществления организованного доступа граждан к достопримечательностям национального парка «Самарская Лука» с 2015 года разрабатывается проект строительства круглосуточной скоростной пассажирской канатной дороги, которая будет обеспечивать связь Самары с правобережьем реки Волги и заволжскими сёлами. 14

2. Воздушное метро «Южный город» - трасса длиной около 9 км, которая в будущем свяжет строящийся жилой комплекс Южный город с Самарой. На территории Южного города планируется организовать крупный ТПУ (транспортно-пересадочный узел), куда будут сходиться конечные станции маятниковых электричек и воздушного метро. В целом реализация проекта рассчитана до 2032 года. Сегодня проект находится в стадии проработки. 15 (Приложение 8)

Все вышеназванные проекты направлены на обеспечение бесперебойной (без транспортных пробок) связи города с удаленными или слабо транспортно-доступными территориями. Сохраняется острота «пробок в часы пик» и необходимость в воздушном метро и в черте самого города Самара.

II. ПРОЕКТРАЯ ЧАСТЬ.
КАНАТНАЯ ДОРОГА В ЧЕРТЕ ГОРОДА САМАРА

Перенасыщенность транспортом улиц г. Самары и частые «пробки» в часы пик на ведущих транспортных магистралях города, обострение экологических проблем в городской черте, в том числе и по вине городского пассажирского транспорта, обострили потребность в создании нового уровня транспортной сети, который помог бы решить данные проблемы. Большие надежды городские власти возлагают и на проекты по строительству надземного городского транспорта или воздушной канатной дороги. Однако не рассматривается её создание в черте города. Этому и посвящен мой проект.

1. Выбор трассы и его обоснование.

Ежедневно жители города сталкиваются с пробкой по улице Ново-Садовой, практически от РЦ Звезды до улицы Ново-Вокзальной, - на отрезке длиной 5300 м. В этом направлении горожане из спальных районов едут на работу, едут на учёбу студенты и многие ребята из нашей гимназии. Пробки – причина их опозданий на первый урок, хотя из дома они выезжают с запасом времени. Именно поэтому я решила использовать именно этот участок трассы для моего исследования.

В будни на улице Ново-Садовой часы пик возникают: утром с 7:30 до 9:30 и вечером с 17:00 до 19:00, причём вечером загруженность обычно немного выше. Трассу мы тестировали с дедушкой на автомобиле среднего класса Skoda Octavia. Без пробок мы преодолели указанный отрезок пути со скоростью 26 км/ч примерно за 12,5 минут. Затраты топлива составили 0,5 литра из расчета 10,3 л. на 100 км пути. При стоимости 1 л. бензина 42 руб. мы потратили на участке 22 руб. на топливо.

В часы пик путь у нас займёт от 27 минут и более, следовательно, возрастут и затраты. А если эти затраты умножить на десятки машин в потоке, то остро встаёт вопрос об альтернативе наземному городскому транспорту на данном отрезке улицы Ново-Садовая. Не спасает ситуацию и построенная к Чемпионату мира по футболу 2018 года дорога – дублер.

2. Технические характеристики «канатки».

Гондольная (кабинная) канатная дорога отлично подойдёт для городских условий и для не очень длинного участка дороги (5300 м).

Скорость движения подвижного состава должна составлять 6-7 м/с. Пропускная способность - 1100 чел./ч. Время работы канатки – с 6.00 до 22.00, то есть время активного пассажирооборота на трассе. Время в поездке – 8 мин. Тип подвижного состава – кабина. Вместимость – 8 чел. Число кабин – 60. Эти технические характеристики хорошо подойдут, чтобы справится с пассажирооборотом на этом участку дороги.

Для сотрудничества по выполнению заказа на канатную дорогу мною была выбрана Франция, а именно компания «Pomagalski S.A», специализирующаяся на производстве оборудования для канатных дорог.

3. Примерные затраты на строительство «канатки» и их окупаемость.

При рассмотрении примерных затрат я сравнила технические характеристики канатной дороги в Нижнем Новгороде, для которой оборудование также поставляла компания «Pomagalski S.A», моим вариантом канатки в Самаре, оказалось, что они в основном схожи. (Приложение 7)

Исходя из этого и данным о том, что затраты на строительство Нижегородской канатной дороги составили до 1 млрд. рублей, можно предположить, что затраты на строительство Самарской городской канатки будут порядка 1,5 млрд. рублей, а с учетом инфляции может возрасти до 2 млрд. рублей. (Приложение 9)

К примеру, общий объем инвестиций в проект строительства канатной дороги из Самары через Волгу в село Рождествено должен был составить в 2015 году примерно 2,2 млд. рублей. 16

Затраты на сооружение канатного метро от РЦ Звезды до улицы Ново-Вокзальной окупятся быстро – не более чем за 10 лет, если использовать его не только в качестве городского транспорта (при стоимости проезда 35-40 рублей, то есть не дороже наземного маршрутного такси), а также для размещения на станциях коммерческих площадок. (Приложение 10)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Транспортные проблемы сейчас стоят на повестке дня особенно в быстроразвивающихся городах, таких как Самара; проделанная мной работа помогает решить транспортные проблемы на одной из самых оживлённых улиц города, в этом и состоит актуальность проекта.

Подводя итоги можно сказать, что в процессе работы наиболее сложным, но в тоже время интересным мне показалось составление маршрута, подбор и расчёт необходимых характеристик. Интересным опытом для меня было нахождение и обработка большого количества информации.

Так как проблема была решена, считаю, что цель моего проекта «Обосновать возможность решения «старых» транспортных проблем Самары посредством строительства канатной дороги в наиболее загруженных районах города» мною достигнута, поставленные в ходе работы задачи – реализованы.

В ходе работы над проектом я узнала много нового про уровень развития транспортной сети города Самары, ее проблемах и возможностях канатных дорог в их решении.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ.

Большой энциклопедический словарь (БЭС; 1992; 2-е изд., 1997)

http://www.skado.ru/o-kompanii/pressa/24-10-2011

http://mashmex.ru/podemniki/131-podvesnie-kanatnie-dorogi.html?showall=1

http://frontend.citydom.ru/?city=samara&page=noactivate

http://www.skado.ru/kanatnye-dorogi/passazhirskie-podvesnye

http://www.aif-nn.ru/society/news/107254

http://www.aif-nn.ru/society/news/107254

http://journalpro.ru/articles/razvitie-kanatnogo-transporta-v-rossii/

http://www.aif-nn.ru/society/news/107254

http://www.vremyan.ru/news/kanatnuju_dorogu_s_bora_planirujut_zapustit_v_ekspluatatsiju_k_sentjabrju.html

http://www.ntann.ru/news/item/?ID=197792

ttps://greenexp.ru/places/Оренбургская_канатная_дорога

ttps://63.ru/text/gorod/259367.html/

https://samara-ru.livejournal.com/6458127.html

http://progorodsamara.ru/news/view/170196

http://m.progorodsamara.ru/news/view/163400

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Типы грузовых канатных дорог

Канатная дорога типа фунитель

   

Канатная дорога типа подвесные конвейеры

   

Маятниковые канатные дороги с грузовыми подвесами

   

Прочие

   

Приложение 2

Типы пассажирских канатных дорог

Бугельная канатная дорога

   

Безопорные канатные дороги «беби-лифт»

   

Кресельные канатные дороги

   

Канатная дорога ленточного типа

   

Гондольная канатная дорога

   

Приложение 3

Виды транспорта/
Параметр

Канатная дорога

Ж/Д

Автомобильный

Водный

Воздушный

Кол-во перевезённых грузов

877 млн. т/год

1 млрд. т/год

5 млрд. т/год

35,2 млн т/год

1,3 млн т/год

Кол-во перевезённых пассажиров

500 чел./ч

1 млрд. чел/год

7519 млн. чел./год

1412,3 тыс. чел/год

51,4 млн. чел/год

Грузооборот(т*км)

0,18

2 трлн.

235 млрд.

65 млрд

6,6 млрд

Пассажирооборот (чел*км)

6 млн

139млр. в год

75 млрд.

70 млн

122,6 млрд

Скорость перевозок

19км/ч

50 км/ч

50 км/ч

30 км/ч

400 км/ч

Грузоподъёмность

500 кг

~50 тонн (вагон)

3 тонн

28 тонн

до 150 тонн

Влияние природных условий на его работу

Минимальная температура, при которой

Возможна работа дороги – -30С

-

Туман, гололед, снежные заносы, паводки могут затруднить движение.

Отсутствие возможности хождения судов по льду.

При недостаточно хорошем состоянии взлётно-посадочной полосы,

плохой видимости и сильном ветре не может осуществлять работу.

Приложение 4

Канатная дорога в городе Ла-Пас

   

Приложение 5

Примеры действующих в России канатных дорог

Канатная дорога «Мисхор — Ай-Петри, Крым. Открыта в 1988 г.

Канатная дорога «Ялта — Горка».

Открыта в 1967 г.

Нижегородская канатная дорога

Открыта в 2006 г.

Уфимская канатная дорога.

Существует с 2005 г.

Московская канатная дорога.

Открыта в 2018 г.

Пятигорская канатная дорога.

Открыта в 1971 г.

Примеры закрытых в России канатных дорог

Владикавка́зская кана́тная доро́га.

Открыта в 1980 г. Закрыта в 1992 г.

Эксплуатация канатной дороги полностью прекращена по экономическим причинам, а также в связи с геополитической ситуацией в регионе.

Казанская канатная дорога

Не эксплуатируется с 1984 года, в силу небезопасности и ряда конструктивных дефектов, допущенных при проектировании и строительстве дороги.

Приложение 6

Нижегородская канатная дорога

 

Канатная дорога «Европа – Азия» г. Оренбург

 

Приложение 7

Характеристики

Нижегородская канатная дорога

Самарская

канатная дорога

Длина, м

3658

3559

Максимальная скорость движения кабин

6 м/с

7 м/с

Время в пути при такой скорости

12 мин

8 мин

Пропускная способность

1000 чел/ч

1100 чел/ч

Вместимость

8 чел

8 чел

Число кабин

56

60

Приложение 8

Воздушное метро «Южный город»

 

Канатная дорога «Волжская Ладья»: Самара - Рождествено

 

Приложение 9

Приложение 10

Примерные расчеты окупаемости затрат на сооружение канатного метро от РЦ Звезды до улицы Ново-Вокзальной:

Пропускная способность

1100 чел/час

Время работы канатки

с 6.00 до 22.00 (16 часов)

1100 х 16=17 600 чел/сут.

Стоимости проезда

35-40 рублей, то есть не дороже наземного маршрутного такси

17 600 х 35=616 000 руб/сут.

Затраты на строительство Самарской городской канатки

2 000 000 000

2 000 000 000:616 000=3085 суток

3085:365=8,5 года

Дополнительный доход даст размещения на станциях коммерческих площадок. Время окупаемости воздушного метро может сократиться.

1 Большой энциклопедический словарь (БЭС; 1992; 2-е изд., 1997)

2 http://www.skado.ru/o-kompanii/pressa/24-10-2011

3 http://mashmex.ru/podemniki/131-podvesnie-kanatnie-dorogi.html?showall=1

4 http://frontend.citydom.ru/?city=samara&page=noactivate

5http://www.skado.ru/kanatnye-dorogi/passazhirskie-podvesnye

6 http://www.aif-nn.ru/society/news/107254

7 http://www.aif-nn.ru/society/news/107254

8 http://journalpro.ru/articles/razvitie-kanatnogo-transporta-v-rossii/

9 http://www.aif-nn.ru/society/news/107254

10http://www.vremyan.ru/news/kanatnuju_dorogu_s_bora_planirujut_zapustit_v_ekspluatatsiju_k_sentjabrju.html

11 http://www.ntann.ru/news/item/?ID=197792

12ttps://greenexp.ru/places/Оренбургская_канатная_дорога

13https://63.ru/text/gorod/259367.html/

14h https://samara-ru.livejournal.com/6458127.html

15http://progorodsamara.ru/news/view/170196

16http://m.progorodsamara.ru/news/view/163400

Просмотров работы: 48