Рис.1. Сибирский город Мангазея
До похода Ермака в низовьях реки Таз появилось первое русское поселение-фактория — Тазовской городок, наиболее ранние постройки которого датируются 1572. Успехи русских мореходов стимулировали попытки английских мореплавателей достичь Северным Ледовитым океаном Китая. В 1582 англичане просили русское правительство предоставить им монопольное право на торговлю в устьях Северной Двины, Мезени, Печоры, Оби, Енисея, но им было отказано. Русские промышленники установили деловые отношения с остяками и самодийцами в Нижнем Приобье и в восточных районах Северо-Западной Сибири, обменивая русские товары на пушнину. По-прежнему большую роль в обеспечении торговых контактов между русскими купцами и северными народами играли печорские пути в Сибирь, по которым свои товары за Урал везли жители Поморья — русские и зыряне.
После смерти Ивана Грозного в эти места стали наведываться иностранцы. Чтобы не потерять свое влияние на Крайнем Севере Сибири царь Борис Годунов с одной стороны выдает грамоту русским поморам на торговлю мягкой рухлятью - пушниной (см. приложение I».
А с другой стороны, весной 1600 года из Тобольска в Тазовский район отправляет первых мангазейских воевод Мирона Шаховского и Данила Хрипунова, для контроля за торговлей пушниной. Перед вами карта-чертеж с описанием их похода. Их плавание проходило в последнее теплое лето 1600 года.
Рис. 2.Карта моря Мангазейского с урочищи.
Основанием для датировки Мангазейского чертежа являются, сделанные на нем
записи событий 1600 г. о походе в устье р. Таз первых мангазейских воевод
Мирона Шаховского и Данилы Хрипунова 2.
Изменение климата в 17 веке
Наш школьный научно-исследовательский Центр наукоемкого инновационного обучения на протяжении многих лет занимается геоморфологическими (учение о рельефе) исследованиями в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Под наше наблюдение попал участок в 3 км от поселка с весьма заметным холмом (бугром пучения) и прилегающими к нему термокарстовым (водоемы на поверхности мерзлоты) озерами.
Научный интерес к нашему объекту исследования многократно возрос еще 2012 году, когда термокарстовые озера стали резко деградировать. Из-за потепления климата мерзлота стала таять, вода стекать по грунтовым каналам, а высохшем дне озера стали обнаруживаться остатки реликтовых деревьев. С 2013 года мы ведем активные исследования по изучению всего происходящего на нашем научном полигоне.
На бывшем дне озер, в основном в воде были обнаружены несколько десятков реликтовых деревьев лиственницы. Толщина некоторых стволов доходила до 60 см.
Фото 1. Остатки реликтовых деревьев в обмелевшем термокарстовом озере.
Так что же случилось с озером за последние годы? Что за лес, похожий на тайгу, рос в нашей заполярной местности? В какое время произрастали эти деревья? Как и почему они погибли? Почему оказались на дне термокарстового озера? Ответить на эти вопросы позволили исследовательские работы: «Исследование реликтовых деревьев, обнаруженных в обмелевшем термокарстовом озере.» 1 и «Динамика схода и наполнения верхних термокарстовых озер.» 2.
В ходе выполнения вышеупомянутых работ выяснилось следующее:
1.Все деревья погибли в первую зиму 1600-1601 года, так же как в это же время погибли горные леса в Альпах, на Карпатах и Балканах, на Кавказе и в Турции.[7].
2.Из достоверных источников стало известно [3, 7], что в семнадцатом веке было два периода резкого похолодания на планете. Первое похолодание прошло в 1600-1605 годах и второе в 1640-1645 годах.
Фото 2. Кочи. Судно на котором передвигались русские путешественники по Сибирским и Северным рекам в XV-XVII веках
На фоне этих климатических изменений, в 1630 году перейдя Урал через Верхотурье, в Тобольск прибывает Семен Иванович Дежнев (1605-1673), выдающийся русский землепроходец, сибирский казак 2.
Этим же путем приходили на государеву казачью службу все первооткрыватели Сибири и Дальнего востока.
Цель и задачи исследовательской работы
Основная цель работы - провести анализ географических перемещений сибирских казаков по территории Сибири, с учетом климатических изменений, которые произошли 1640-1645 годах.
Задачи исследовательской работы
1.Проследить по спутниковой карте перемещения первопроходцев .
2.Сделать сравнительный анализ перемещений первопроходцев на Яну, Индигирку, Колыму и Чукотку в указанный период.
3.Определить исторические и географические факты, объясняющие влияние, наступившей тогда второй волны похолодания (1640-1645 гг.) на ход исторических событий.
Из Тобольска в Якутск.
Фото 3. Передвижения Семена Дежнева в ачале службы.
Казак Семен Дежнев служит с 1630 по 1638 гг. в Тобольске (То), а затем в Енисейске . Ерофей Хабаров из Мангазеи в начале 30-х годов 17 века безуспешно пытается обогнуть полуостров Таймыр и выйти на Северный Морской Путь, но льды не дают прохода.
Холод не дает возможности ходить по Ледовитому Морю. Освоение Сибири с 1630 по 1650 год идет по внутриконтинентальным рекам Нижней Тунгуске и Вилюю. В 1640-х годах вблизи озера Байкал осваивается Ленский (Илимский) волок. И водная трасса Тобольск – Мангазея – Якутск уходит в историю. Последний коч из Холмогор пройдет через Мангазею на Енисей и далее в Якутск в 1656 году .
Фото 4. Основная сибирская «трасса» передвижения по рекам Нижняя Тунгуска и Вилюю.
Сухопутный поход С. Дежнева в отряде Зыряна на Яну.
Сентябрь1640 года.
Из книги Льва Демина «Семен Дежнев»5.
«Вышли в путь зимой. Зима в Якутии ранняя. В сентябре уже сильные заморозки и первые снегопады. К началу зимы снег плотным слоем застилал землю, а реки и озера сковывало прочным ледяным панцирем. Шли по снежной целине, придерживаясь речного русла, подымаясь по Тумарху, притоку Алдана, вверх до перевала, за которым уже уходила на Север долина Дулгалаха, одного из янских истоков. Корм лошадям добывали в якутских селениях. У какого же якута не заготовлен с лета добрый зарод сена. Когда кончились селения, тратили запасец своего сена, который везли на нартах. А кончилось оно, положились на выносливость якутских лошаденок, способных от нужды и тальниковые ветки глодать и мох из-под снега, подобно оленям, копать.»
Фото 5. Путь из Якутска в Верхоянск. Осень 1640 года.
В сентябре 1640 года проходит первый сухопутный поход Семена Дежнева в отряде казака Дмитрия Зыряна на Яну в Верхоянск. Необходимо сразу обратить внимание на два немаловажных факта. Почему дальнейшее освоение Сибири проходит сухопутным путем, а не водным путем на кочах? И почему за налогом (ясаком) ходят только до Верхоянска, а не севернее?
Сухопутный путь оказался короче и безопаснее. Хождение через Ледовитое море по устьям рек опасно из-за очень короткого лета. За 1640-1645 годы устье Лены пересекут всего несколько кочей. Некоторые рискованные походы закончились гибелью людей.
Ходить дальше на север за Верхоянск нет смысла. Там настолько короткое и холодное лето, что туда не прилетают птицы, а значит, и нет пушного зверя.
Поход на Оймякон и Индигирку.
Из книги Льва Демина «Семен Дежнев».
«В августе 1641 года Семен Иванович Дежнев получил новое назначение на реку Оймякон, левый приток Индигирки.
В новый поход Дежнев выступил в составе отряда из шестнадцати человек во главе с Михаилом Стадухиным, ставшим таким образом его непосредственным начальником. На Индигирку можно было попасть через Яну, дорога на которую уже была освоена первопроходцами. Далее шли на восток, вдоль правого янского притока Толстока (Туостаха) и, перевалив через хребет Тас-Каяптах, попадали в бассейн Индигирки, или Собачьей реки. Весь путь от Якутска до конечной цели занимал восемь-девять недель. Существовал и второй путь на Индигирку, минуя Яну. В этом случае подымались по Алдану, затем по его правому притоку Восточной Хандыге, преодолевали хребет Сунтар и выходили на Оймякон. Второй путь был короче, но им пользовались реже. Каким из них шел отряд Стадухина, сказать затруднительно» 5.
Фото 6. Путь на Оймякон
Обратим внимание, в августе 1641 года по морозу можно двигаться на лошадях. Отряд Михаила Стадухина, где участвует Дежнев, не собирает нужного количества налога - ясака. Михаил Стадухин к весне 1642 года отправляет небольшой отряд во главе с казаком Андреем Горелым на юго-восток на «Ламунские вершины» с цель пополнить казну государства. Исторически точно не установлено, но вполне вероятно, что в этом походе мог участвовать и Семен Иванович Дежнев.
Поход отряда Андрея Горелого из Оймякона к Ламскому (Охотскому) морю
Фото 7. Путь отряда Андрея Горелого на реку Охота
Из книги Льва Демина «Семен Дежнев».
«И вот начальник отряда принимает решение снарядить несколько казаков во главе с Андреем Горелым на «Ламунские вершины». Это название, очевидно, произошло от названия народа «ламутов», или эвенов, родственных эвенкам, обитавших там. Возможно, что в составе этого маленького отряда находился и Дежнев. Перед Горелым ставились разведывательные цели, сбор сведений о новых неизведанных землях и захват аманатов из необъясаченных племен.
Горное плато, простиравшееся к югу от Оймякона пересекал в широтном направлении Верхоянский хребет. С северных отрогов хребта стекали Индигирка и ее левые верхние притоки. А в южных отрогах начинались реки, впадавшие в Охотское, или Ламское как его тогда называли, море. Здесь Верхоянский хребет смыкался с хребтом Джугджур, протянувшимся вдоль Охотского побережья. «Ламунские вершины» — это очевидно обобщенное название всей горной местности между Ламским морем и верховьями Индигирки, которую и должны были обследовать Андрей Горелый и его товарищи.»
Отряд Горелого выходит на реку, которую тут же называют, Охота. Большое количество пушного зверя в южных областях Сибири объясняется глобальным похолоданием. Горелый собирает хороший ясак, к апрелю 1642 года возвращается в Оймякон с ценными сведениями, о реке Охоте, которая «пала в море». В 1646 году в месте впадения реки Охота будет возведен Охотский острог (сейчас это современный порт Охотск), а Ламское море назовут Охотским.
Переход по морю на Колыму летом 1643 года
Фото 8. Морской переход из Индигинки на Колыму.
К лету 1643 года отряд Стадухина строит прочный коч из лиственницы, с парусами из оленьих шкур и выдвигается в рискованный поход по Ледовитому океану на реку Мому, которую русские назовут Ковымой, а затем, Колымой. Примечательно то, что основав Нижнеколымский острог, отряд вынужден был уйти на юг и основать Среднеколымский острог. В среднем течении реки пушного зверя было больше по тем же причинам всеобщего похолодания.
П оход Федота Алексеева и Семена Дежнева на Чукотку.
Фото 9. Морской поход Федота Алексеева и Семена Дежнева на Чукотку.
В 1646 году на Колыму прибывает Федот Алексеев (Попов), представитель богатого московского купца Алексея Усова. Он организует экспедицию на восток за Колыму и просит Якутского воеводу включить в ее состав казака Семена Дежнева. Семен Иванович Дежнев, уроженец Великого Устюга, слыл обстоятельным сибирским казаком, умеющим вести переговоры с коренным населением, отличался незаурядным природным умом и стойкостью к любым невзгодам. Летом 1647 года 4 кочах состоялся первый неудачный поход на Чукотку. Сплошные льды перекрыли путь на восток. Глобальное похолодание все еще давало о себе знать. Летом 1648 года экспедиция уже на 7 кочах с большими потерями достигнет Каменного Носа, который позже назовут Мысом Дежнева. В этом походе гибнет руководитель похода Федот Алексеев и вся ответственность за дальнейшую судьбу экспедиции ложиться на Семена Дежнева. Так на карте появился пролив между Сибирью и Аляской. Вскоре усилиями Семена Дежнева организуется Анадырьское воеводство.
Индигирский (Оймяконский), Колымский и Чукотский походы Семена Дежнева становятся основными вехами освоения Сибири в тяжелый период глобального похолодания
Рис. 3. Карта основных походов Семена Дежнева.
Походы с участием Семена Ивановича Дежнева проходили в условиях второй волны глобального похолодания на планете 17 века. Смягчающийся климат позволил в полной мере освоить Дальневосточную Сибирь. Летом 1647 года из Лены прошли к Индигирке и Колыме не менее 15 кочей с торговыми людьми. В июле 1647 года якутская таможня выдала проездные грамоты «вниз по Лене и морем на Колыму и Индигирку для торгу и промыслу» 404 человекам. Так закончился период глобального похолодания, который наложил свой отпечаток на историю освоения Сибири.
Итоги исследовательской работы
Вторая волна глобального похолодания в 17 веке (1640-1645гг.) позволила:
- ускорить выход первооткрывателей на Охотское море;
- несколько усложнить и замедлить освоение Дальневосточной Сибири и Чукотки;
Во всех исследуемых походах нам удалось увидеть присутствие холодного периода нашей истории.
Источники и литература
Адиева Анжелика «Динамика схода и наполнения верхних термокарстовых озер.» XI Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей (школьников и студентов) «ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ПРОФЕССИЯ» Сочи 2013 г. www.mir-edu.ru
Аугамбаева Айя «Исследование реликтовых деревьев, обнаруженных в обмелевшем термокарстовом озере». XI Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей (школьников и студентов) «ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ПРОФЕССИЯ» Сочи 2013 г. www.mir-edu.ru
«Баркулабовская летопись» Сборник переводов со старословянского языка. Л. 1963
Белов М. И., Овсяников О. В., Стариков В. Ф./«Мангазея. Мангазейский морской ход».// Ленинград гидрометеоиздат 1980. Стр. 108-127
Дёмин Л. М. Семён Дежнёв. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 336, [32] с. — (Жизнь замечательных людей. Малая серия). — 100 000 экз. (в пер.)
Никитин Н. И. Землепроходец Семён Дежнёв и его время / Отв. ред. д-р истор. наук А. А. Преображенский. Институт российской истории РАН. — М.: РОССПЭН, 1999. — 192 с. — 1500 экз. — ISBN 5-8243-0018-6.
Э. Ле Руа Ладюри./«История климата с 1000 года».//Гидрометеоиздат. Л.1971. – С. 270.
hrono.ru/biograf/bio_d/dezhnev Семен Иванович Дежнев.
Приложение I.
Царская грамота
«1600. Январь. Царская жалованная грамота Пенежским и Мезенским промышленным людям о дозволении им промышлять и торговать с самоедами мягкою рухлядью и не заповедными товарами, со взносом в казну десятой пошлины.
...И мы Великий Государь Царь и Великий Князь Борис Федорович, всеа Руссии Самодержец и наш сын Царевич Князь Федор Борисович всеа Руссии, Пенежан и Мезенцов Угримка Иванова да Федулка Наумова и всех промышленных людей Пенежан и Мезенцов пожаловали: в Мунгазею, морем и Обью рекою, на Таз и на Пур и на Енисей, им ходити и с Самоеды, которые живут на тех реках, на Тазу и на Пуре и на Енисее, им торговати велели повольно; а нашу десятую пошлину, от девяти десятое, из соболей лутчей соболь, а из куниц лутчая куница, а из лисиц лутчая лисица, а из бобров лутчей бобр, а из песцов лутчей песец, и изо всякие мягкие рухляди и изо всякого товару десятое... и лешим промыслом велели есмя им промышляти... и ни в чем обид и насильства никакого им не чинити...»