Медведь в геральдическом искусстве

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Медведь в геральдическом искусстве

Шагманова Р.Р. 1
1МОБУ СОШ №8, г. Мелеуз
Хисматуллина Г.Р. 1
1МОБУ СОШ №8, г. Мелеуз
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность выбранной темы связана с таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления истории, культуры и традиций.

Предмет исследования работы отечественных и зарубежных исследований по происхождению геральдики с изображением медведя.

Цель исследования - комплексный анализ исследований по проблеме возникновения и становления символики, а именно с изображением медведя, почему многие страны и края за основу взяли изображение медведя?

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

рассмотреть работы, посвященные геральдике, проанализировать, сравнить.

Хронологические рамки данного исследования конец ХV - рубеж ХХ вв.

Методологическая основа: в ходе исследования применялись принципы объективности, всесторонности, историзма и конкретности, предполагающие непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем, критическое отношение к источникам, вынесение суждений на основе всестороннего осмысления всей совокупности фактов.

Также применялись методы историко-правового анализа, сравнительного и системного анализа.

Медведь в героических мифах

В героических мифах медведь - солярный символ. В мифах о потопах он превращается в лунного, ассоциируясь с богинями Луны Дианой и Артемидой. Является эмблемой Королевства Персии и России. Алхимический смысл в традиции американских индейцев означает сверхъестественную силу, выносливость, крепость, смерч. У кельтов принадлежит к лунным силам; атрибут богини Берн. У китайцев олицетворяет силу и храбрость. В христианстве означает зло, дьявола, жестокость, жадность, плотский аппетит. Полагали, что медвежата символизируют воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь, их считали символом трансформирующей, регенерирующей власти христианства над язычниками. Является эмблемой святых Бландины, Галла, Флорентина, Максима. Битва Давида с медведем символизирует конфликт между Христом и дьяволом. У греков медведь посвящен лунным богиням Артемиде и Диане, а также служит атрибутом Атланты и Евфимии. Девушки, которые принимали участие в обрядах Артемиды, назывались медведями и носили желтые одежды, имитирующие медвежью шкуру. Диана превратила Каллисто в медведя. У японцев медведь символизировал доброжелательность, мужество и силу. У айнов медведь является культурным героем и божественным посланником. У тевтонцев он посвящен Тору. Медведица Атла олицетворяет женский принцип, а медведь Атли - мужской. Для шамана медведь - посланник лесных духов.

Медвежьи культы на территории Европы

 

Старые Медвежьи культы на территории Европы возникли не только потому, что Медведь являлся самым крупным лесным зверем и самой желанной добычей древнего охотника, но и из-за той великой силы, сокрушительной мощи и некого фундаментального постоянства, которое отражалось в этом Царе Северных Лесов. Охотник стремился не только овладеть запасом мяса, но и постичь Дух Зверя, впитать его, связать со своим собственным Духом. И физически убитый, но не униженный тупоголовым истреблением Дух Зверя отплачивал ему тем же. Воин брал имя Зверя себе, как бы компенсируя жизнь зверя в своей собственной жизни. Он приобретал великую славу в глазах своего рода, благородство воина, мужество и духовные качества поверженного в честной борьбе могучего противника. И Зверь становился не только духовным опекуном его самого, но и опекуном всего рода, в рядах которого родился славный Герой. 

Именно здесь, а нигде больше надо искать колыбель становления последующей элиты, мужество, храбрость, мудрость и благородство которой подняла её в глазах Древних народов во всех уголках нашего Мира. Храбрость, войны, испытания и суровый мир Древности закаляли эту элиту и Дух Покровителей помогал им. Идеограммы и простейшие рисунки вылились в геральдические символы, героические первоимена вылились в фамилии... Древний сокровенный первосмысл затерян, но он остался где-то глубоко в недрах нашей родовой памяти. 

Антропологи думают, что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала, но в Центральной и Восточной Европе этот культ начинает постепенно исчезать где-то в VIII- X, а в России - Х- XI веках. Этот процесс в большей степени был активизирован приходом христианства, но до того следов медвежьего культа находят в жизненных ареалах почти всех европейских, а также финно- угорских народов. Это символ смелого Охотника, Родоначальника, Родового Старца, Прародителя, это своеобразный Дух Покровителя, которым мог гордится любой древний род. Если считать, что образ Льва в дремучие и холодные леса Старой Европы пришёл из Средиземноморских цивилизаций, то со всей вероятностью можно сказать, что древнейшим царём леса и зверей в Европе был именно Медведь.

В германской традиции медведь связан с Одином (Вотаном). Его "яростная армия" - Асгардрейд являлась вполне реальной, ее составляли живые мертвецы, которые посвятили свои жизни Одину. Но только смерть может сделать их полноценными членами истинного Асгардрейд, когда Отец заберёт их в Валхаллу. Эйнхерии одевались, как известно, в волчьи и медвежьи шкуры. Культ Асгардрейд был мужским. Берсерками называли тех, кто показал свою храбрость тем, что убили медведя своими руками. Те, кто убил волка, звались вульфхеднами. Они должны были сделать это, вооруженные копьем и без одежды, и без помощи со стороны. Они съедали сердце животного и одевались в животные шкуры – это давало им возможность принимать обличье животного и сражаться в качестве медведя или волка. 
Роль медведя очевидна в культовой практике и мифологии не только германцев, но и славян, хотя последние чаще всего упоминаются в оборотничестве, в качестве волка. Иванов В. В. и Топоров В. И., объясняя происхождение славянских терминов, употребляющихся для обозначения «людей-волков» (старосл. влъкодлак, рус. волкодлак, чеш. vilkodlak .), считают обычную их этимологию из праславянских volkъ (волк) и dolka (шерсть) народной. Они выводят второй компонент из славянского dlak-, родственного Лалтийскому tlak, что означает "медведь". Все это позволяет предположить, что у некоторых древнеславянских племен или общин иницианты ритуально перерождались не в волков, а в медведей. 

Стоит также упомянуть о связи медведя и Бога Велеса. Из труда "Язычество древних славян" академика Рыбакова Б. А. можно понять, что культ древнего Бога в самых архаичных и хтонических формах уходит корнями в языческие тысячелетия, в неолит. Именно тогда охотничьи племена расселялись по девственному, первобытному, единому европейскому лесу, где из глубоких берлог в земле выходил на людскую охоту Хозяин Леса, его Дух и Бог. Также и Дед, из-за присущей ему древней дочеловеческой мудрости.

Народная память сохранила не только остатки древнейшего культа в форме оборотничества, но из тотемических времен пронесла знание о связи человека и медведя, его полудухе-полуживотном первопредке. Отсюда полyмедведь-полyчеловек славянских сказок - "Медвежье Ушко", "Медведко", "Ведмiдь", "Медведович", "Медведюк". Возможно, более древний, чем былинные богатыри. Славянский берсерк, ездящий на медведе, сам оборачивающийся в него, получающий силу от Леса и его Бога, силу Мертвых и Павших, вод и огней подземных. Неслучайно сей образ в сказках наводит ужас на служителей христианского культа. 
Волос – волосатый, волохатый. С Волосом и соответственно с медведем связано созвездие Плеяд, имеющее русское название "Волосожаpы", "Волосыни", сияние которых предвещает удачную охоту на медведя. 
В балтских сказах медведь часто выступает защитником человека; он говорит голосом человека, выполняет человеческую работу, а склонность медведя к спокойствию и зимней спячке наряду с его силой делала его надёжным Хранителем рода.

В Древней Греции медведь считался культовым животным богини Артемиды. Священные танцы в честь Артемиды Бравронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах. Артемиде был посвящен месяц артемизион - март, время, когда медведи выходили из зимней спячки. У греков известны медвежьи праздники, называвшиеся "komoedia", послужившие основой будущей комедии. Вероятнее всего, что они проводились в месяце Артемиды, в марте, так как совершенно аналогичные медвежьи праздники у восточных славян (и носившие точно такое же наименование - "комоедицы") были приурочены к весеннему пробуждению медведя и проводились 24 марта. Миф о Каллисто косвенно связывает Артемиду с созданием созвездия Большой Медведицы. И если для индоевропейцев медведь почитался с присущей им религиозностью, т.е. не считался злом, то в иудейской, библейской традиции он нес смерть и разрушение. В Ветхом и Новом завете рисуется образ Медведя — страшного фантастического или даже апокалиптического зверя, впрочем, как и все, что приходит с Севера. 

Интересное определение символизма Медведя даёт нам Рене Генон. Генон показал, что у кельтов вепрь и медведь символизировали представителей духовной власти и власти светской, т.е. двух каст друидов и всадников, эквивалентных, по крайней мере, изначально и в их существенных функциях кастам брахманов и всадников. В этом двуединстве духовная власть имела преимущественное значение, а светская власть была только её эманацией. В традиционных цивилизациях и в их древних мифологиях отношения между представителями духовной и светской власти были разнообразными. Они могли находиться в состоянии борьбы, когда светская власть пыталась освободиться от опеки духовной власти.

Характерно, что именно у кельтов два символа вепря и медведя не всегда представлены в состоянии противостояния или борьбы. Они могут также изображать духовную власть и власть светскую, или две касты друидов и всадников, в нормальных и гармонических отношениях. Таков случай Мерлина и Артура. Мерлин, друид и вепрь Броселиандского леса, является воспитателем, другом и мудрым советчиком короля Артура, чьё имя происходит от имени медведя.

Имя "Медведь" встречалось и у языческих народов Европы, пока христианское влияние их не подменило греческо-еврейскими именами своих "святых". В мифологии из таковых самое известное кельтское имя короля Артура, произошедшее от валийского слова "arth" (медведь). Под именем Медвядя царствовал и первый исторически достоверный польский князь Мешко I (935 — 25 мая 992), сын полулегендарного Земомысла. Мешко, имя которого происходит от польского "miedzwiedz" (медведь), воевал и со славянами лютичями и с германцами, а Польша во времена его правления включила в себя все нынешние польские земли. У древних скандинавов с медведем напрямую связаны имена Торбьёрн и Бьёрн. В Латвии известен романтический эпос XVII века под названием "Лачплесис". Лачплесис- неимоверно сильный герой и войн, который в ярости мог разорвать медведя. Именно от латышских слов, означающих "медведь" и "разрывать", пошло это имя. В Европейской традиции такая магия имён имела свой смысл. Именем сильного, могучего лесного зверя нарекался младенец с верой что духовные и физические качества этого зверя перейдут новорождённому. Или же славное имя Силы приходит к человеку после свершения какого-либо подвига. Некоторые лингвисты полагают что тотемные имена зверей давались человеку уже в ветхой древности, потому имена со словами или корнями, означающими медведя, волка, или какого другого лесного зверя не так редки на Европейских широтах. Из германо-кельтских "медвежьих" имён можем вспомнить того же Бьёрна, Артура, Бернарда (в переводе "сильный медведь"), у русских весьма популярна фамилия Медведев, у литовцев фамилии с корнем, означающим медведя, встречаются тоже.

Символ медведя в геральдическом искусстве

Медведь - могучий символ древнеевропейского рода.

Медведь – традиционный знак в геральдике. Медведь с незапамятных времен является символом, олицетворяющим Россию, – он страж и хранитель. Обычно интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества. Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Старорусское название медведя – Бер (отсюда «берлога», т.е. логово Бера). Неслучайно производными от него являются слова: беречь, берег, оберег. Тему родства с ним отражают и прозвища: отец, дедушка, дядя, Михаил Потапыч, хозяин.

Медведи имеются на нескольких сотнях гербах и флагах. Медведь является эмблемой Берлина, дал название городам Берну и Бернштадту. Мишка стал частью гербов Новгорода, Сыктывкара, Перми. С XVII века белый медведь – эмблема Гренландии. Мишка гризли используется на печати Калифорнии. Из личных гербов можно вспомнить символ медведя на гербе Папы Римского Бенедикта XV.

Рассмотрим символ Медведя в геральдическом искусстве. Образ геральдического медведя в Европе встречается повсеместно: чаще в Центральной и Восточной Европе, реже - в Западной её части. В средние века черный медведь был широко распространен на Западе Европы, однако в нынешние времена он практически, а может и совсем не встречается. Западноевропейский Геральдический Медведь не имеет строго определённого значения - здесь он уступает по популярности льву или орлу, здесь он менее "классичен" и "благороден", но символизм Медведя не менее сильный. Это неведанная мощь, величие, смелость, мужество. В Средние Века он встречался на гербах дворян, а в нынешние времена Медведь нередко встречаем на геральдических гербах городов и отдельных регионов. 
В геральдике Великобритании образ медведя часто встречается на гербах тех родов, фамилии которых по корню схожи со словом Медведь. Это фамилии Barnard, Baring, Barnes, Bearsley. Но изображение Медведя на английских и шотландских родовых гербах весьма отличается. На английских родовых гербах медвежья голова изображается с отрубленной (couped) шеей, а на шотландских - чаще всего вообще без шеи. Медведь никогда не изображается в анфас и в то же время без шеи. 

В некоторых европейских регионах геральдическому Медведю свойственны и другие атрибуты: ошейник с цепью, сучковатый посох или, например, топор. 

3.1Символ Мадрида

 Мадрид имеет весьма интересную символику на своем гербе. Этот символ – «медведь, тянущийся за плодами земляничного дерева» - восходит к традициям средневековья, когда медведь впервые стал использоваться на знаменах мадридских войск. Согласно историческим данным, в лесах под Мадридом в средневековье действительно водились медведи.

Точно неизвестно при этом, с какого момента стали считать, что дерево на гербе «земляничное» (мадроньо, madroño). Дело в том, что изначально в Мадриде не росло земляничное дерево, его стали высаживать впоследствии по решению Правительства Мадрида именно потому, что оно является символом города. Ученые считают, что эта традиция могла пойти от того, что дерево, изображаемое с красными плодами, могло быть боярышником, виды которого растут в этом регионе.

Как бы то ни было, сейчас это знаменитый символ Мадрида. На площади Пуэрта дель Соль на углу улицы Калье дель Кармен установлена статуя медведю, тянущемуся за ягодой земляничного дерева.

3.2 Берн - столица Швейцарии

- город медведей. Они присутствуют зримо и незримо в названиях ресторанов и гостиниц, в изваяниях и фресках, в скульптурных композициях фонтанов и соборов, на флаге и гербе Берна. Медведи всегда играли важную роль в жизни Берна. Издавна при городе содержался, по крайней мере, один медведь. Этот зверь - своеобразный ангел-хранитель местных жителей.

   

  История гласит: в 1191 году, когда Герцог Берттольд V из Цэрингена основывал новый город на покрытом густым лесом полуострове Эр, он сказал, что назовёт город в честь первого пойманного там зверя. Герцог Берттольд убил в этих местах медведя и дал заложенному им тогда городу-крепости название "Бер", что по-немецки означает медведь. Изображение медведя попало на герб города и кантона Берн, а с 1480 года и по сегодняшний день медведи живут в качестве своеобразных "почетных горожан" Берна в вольере-яме на берегу Ааре. А каждый год на Пасху происходит особое для Берна событие - перед посетителями впервые предстает новое поколение этих "горожан" - недавно родившиеся медвежата.

3.3 Герб Берлина

У полабских славян, земли которых колонизовали немецкие рыцари в середине ХII в., на месте этого города, вероятно, существовало святилище в честь племенного тотема — медведя. От корня, означающего «медвежий», по-славянски «берлин» (вспомним слова «берлога» и «берладник» — охотник на медведя), по-немецки «Bцrlein» — «медвежонок», скорее всего, пошло название города, основанного в 1235 г.

Есть и другие версии, по одной из которых оно связано со славянскими словами, означающими «преграда», «болото», «кривой» (извилистый берег реки Шпрее). 

Впрочем, этот символ связывают и с прозвищем основателя маркграфства Бранденбург Альбрехта I — Медведь.

В 1280 г. у Берлина появилась печать с изображением красного орла — герба Бранденбурга и двух медведей — черного и бурого. Но уже в XIV в. на печати появляется изображение только одного — черного, медведя. 
На гербе 1618 г. мишка уже встал на задние лапы и высунул язык. 
Герцогство Бранденбург с начала XVIII в. стало королевством Пруссией, могущество которого росло. В верхней части герба королевской столицы появились уже не только красный бранденбургский орел, но и черный прусский. Такой же трехпольный вид сохранил герб Берлина и в годы существования Германской империи. 

В годы Веймарской республики на столичном гербе остался вновь один медведь с когтями и высунутым языком, на задних лапах. 

3.4 Колпашевское городское поселение

 

 

   

В основной части щита в серебряном поле изображён чёрный медведь на четырёх лапах, ступающий по полосе золотистого цвета оконечности в правую сторону (влево от зрителя) и несущий на спине Солнце.
Щит обрамлён двусторонней зелёно-бело-синей лентой.  

Символы и цвета обозначают: 

Медведь - символ единства и гармонии с окружающим миром; 

Волна - символ движения; 

Солнце - олицетворение источника жизненной силы и любви; 

Серебряное (белое) поле - символ снежных просторов, чистоты, мудрости и мира; 

Золотой (жёлтый) цвет - богатство, возрождение; 

Чёрный цвет - постоянство, скромность; 

Чёрно-жёлтый цвет окаймления - память о героических и трагических страницах истории края; 

Красный - сила, мужество; 

Зелёный - олицетворение свободы и надежды; таёжного края; 

Синий - верность и искренность; водные просторы. 

3.5 Саха (Якутия). Герб МО "Нижнеколымский район"

   

Обоснование символики герба: основная фигура герба – белый медведь изображен на фоне солнечного диска. Красный цвет – символ солнца, тепла, который необходим для жителей Крайнего Севера. Белый медведь отражает природно-климатические особенности Арктического улуса; олицетворение уверенности, твердости, доброй силы, спокойствия, миролюбивого характера многонационального населения улуса.

3.6 Герб Хабаровского края 

   

Герб выполнен по классической геральдической формуле и имеет все пять степеней применения. В центре щита французской геральдической формы, серебра (белого) цвета, на почетном месте изображена мощная естественная фигура устойчиво сидящего на задних лапах черного цвета белогрудого медведя, который передними лапами удерживает исторический герб Хабаровска. Герб является своеобразным памятником преемственности истории и культуры, отражает природно-климатическую особенность и основную направленность традиций населения Дальневосточного региона. 

  Медведь с незапамятных времен является символом, олицетворяющим Россию, — он страж и хранитель древнейшей истории предков, из которых и вышли первые русские землепроходцы, освоившие Амуро-Уссурийский край.

3.7 Герб и флаг Новгородской области

   

Гербом Новгородской области является исторический герб Новгородской губернии в виде щита, увенчанного императорской короной и окруженного дубовыми листьями, соединенными Александровской лентой. На щите изображены два медведя, поддерживающие кресло на постаменте, украшенное скипетром, крестом и трехсвечником и поставленное над двумя рыбами.

 

     

Можно рассмотреть и некоторые истории происхождения Медвежьих гербов. Ярославский герб на котором изображен Медведь с Секирой рассказывает нам историю о том, как на месте современного города, оставший от своей дружины князь Ярослав Мудрый ударом топора убил напавшую на него медведицу. Герб английских графов Варвиков, представляющий собою Медведя с сучковатым посохом гласит легенду о смелом предшетвенике рода Варвиков, который с древесным стволом в руках бросился на великана и одержал славную победу. На одной из частей герба нынешнего Римского Папы Бенедикта XVI изображен так называемый "Медведь святого Корбиниана". Предание рассказывает о проишествии, когда епископ Корбиниан проповедовал христианскую веру в герцогстве Бавария в VIII веке. "Корбиниан отправился в Рим но на него напал медведь и убил его лошадь. В качестве наказания святой заставил медведя сопровождать его весь остаток пути вместо своего животного. Придя в Рим, Корбиниан освободил медведя от этого задания, и тот вернулся в Баварию. Эта история истолковывается в том смысле, что «христианство усмирило и приручило дикость язычества".

Естественно, легенда остаётся легендой, но она прекрасно показывает роль Медведя, как тотемного могучего животного, в языческом мировоззрении древних племён Старой Европы. 

3.8 Герб. Мишкинский район

 

В червленом поле золотой восстающий медведь, держащий на поднятых в разные стороны передних лапах серебряный кушак в виде арки.

Обоснование символики

В композиции герба Мишкинского района переданы название района, его исторические, географические и социально-экономические особенности. 
Легенда гласит, что три века назад на месте нынешнего районного центра Мишкино были девственные леса, наполненные зверями и дичью, протекала глубоководная река Иняк, богатая рыбой. Именно к этому месту в 1709 году подъехали 3 семьи переселенцев. Навстречу новоселам на поляну у реки вышел хозяин леса и земли – Медведь. Старожилы утверждают, что такая встреча и послужила основанием для названия села Мишкино, впоследствии давшего название району. Именно поэтому центральной фигурой герба является золотой медведь. 
3.9 Бурзянский район

О писание:
В зеленом поле золотой правильный шестиугольник, верхняя и нижняя стороны которого сообразны верхней грани щита, обремененный червленым идущим медведем. К углам шестиугольника, обращенным к боковым сторонам щита, примыкают золотые тамги в виде малых отвлеченных стропил: правого и левого , а к серединам верхней и нижней сторон – две другие золотые тамги в виде бьющих в шестиугольник наконечников стрел. В верхних углах и внизу золотыми отвлеченными малыми деревьями.

Обоснование символики: 

В основу композиции герба легли особенности природных условий и исторического развития Бурзянского района. 
Район знаменит своими природными сокровищами – уникальными памятниками природы и древней культуры. Это Башкирский государственный природный заповедник и Башкирский заповедник «Шульган-таш».  
Сохраняя в гербе многовековую историю края, центральной фигурой герба использованы тамги башкирских родов Бурзян, Кипчак и Тангаур – символ дани памяти предков, потомки которых с древних времен живут в этом благодатном крае. Стилизованные и соединенные в единую композицию тамги образуют пчелиную соту, которая символически показывает, что всемирно известный вид пчелы – бурзянская бортевая пчела, как вид, сохранилась только здесь. 

Золотой цвет – цвет солнца и меда, является символом трудолюбия, богатства и процветания.

Заключение

Итак, Медведь – символ охотника, родоначальника, Родового старца, Прародителя, дух покровителя.

Народная память сохранила не только остатки древнейшего культа в форме оборотничества, но и из тотемических времен пронесла знания о связи человека и медведя.

Герб является своеобразным памятником преемственности истории и культуры, даже отражают природно–климатическую особенность.

Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально- государственной символики – герба, флага, гимна.

Гербы, являясь символами государства, отражают в своем содержании исторические, политические, военные. Культурные традиции государства и на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.

Таким образом, символы (герб) играют роль социально- политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа характере политической власти.

Список источников и литературы:

Афанасьева З. «В серебряном щите – медведь» 1983 г.;

Березкова Ю.А «А была ли медведица?» Москва - 2000г.;

Пчелов Е. «Три медведя в старейших русских земельных гербах» Москва- 2005 г.;

Харузин И. «Медвежья присяга и тотемические основы культа медведя».

Просмотров работы: 422