«Боголюбивая обитель на реке Любуше» (из истории Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря)

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Боголюбивая обитель на реке Любуше» (из истории Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря)

Подовинова Д.С. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Крапивенская основная школа имени Героя Советского Союза М.В.Прасолова»; МБОУ «Крапивенская основная школа»
Недопёкина Е.А. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Крапивенская основная школа имени Героя Советского Союза М.В.Прасолова»; МБОУ «Крапивенская основная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

«Благодаря монахам на земле

Никогда не прекращается молитва;

И в этом – польза всего мира,

Ибо мир стоит молитвою;

А когда ослабевает молитва,

Тогда мир погибнет»

Прп.Силуан Афонский.

Если рославльчане хорошо знакомы с историей ныне действующей рославльской обители, то название Белокопытовского монастыря многим встретилось впервые. На самом деле, неизвестный нам Белокопытовский монастырь находился где-то недалеко от нашего города.
Часть нынешней Калужской области входила в состав Рославльского района. Деревня Ново-Дяглево. Сейчас это Куйбышевский район Калужской области. От Рославля всего-то километров 85. Красивые, живописные места! Здесь и находился Белокопытовский Боголюбивый Казанский женский монастырь.

История святых обителей всегда начинается с особого предопределения Божия. Так, прп. Антоний Киево-Печерский, начальник всех русских монахов, в 1060 году неправедно изгнанный из Киева князем Изяславом, сначала жил в пещере, а монастырь, ныне известный всему миру как Киево-Печерская Лавра, основал на месте найденной в лесу иконы Матери Божией, стоявшей на ветвях ели. Икона та так сияла светлыми лучами, что казалась вся окружённая пламенем. На этом месте, отмеченном знамением чуда, и поставил преподобный монашескую обитель.

Каково же было предопределение Божие в отношении Казанского Боголюбивого монастыря? Им, безусловно, можно считать пророческие слова схимонаха Аврамия, сказанные в доме Александры Белокопытовой, что будет на этом месте монашеская обитель, а первую церковь осветят в барском доме, при этом старец указал, где будет устроен алтарь церкви. Предсказание сбылось через 13 лет после кончины старца.

Духовное руководство старцем-подвижником будущей основательницы Боголюбивого монастыря можно рассматривать как промыслительное действие Духа Святаго. Схимонах Аврамий был одним из последних хранителей прежних традиций рославльского подвижничества, основанных на аскетических заповедях прп. Паисия Величковского, носителем духа смирения, самоотвержения и послушания. Всё это благотворно действовало на жаждущую служения господу и вечного спасения Александру Евгеньевну. Эти годы были временем её личного совершенствования и прочного становления на путь ревностного исполнения заповедей Божиих в стремлении стяжать истинную любовь к Богу.

Темой исследования является история становления и развития Казанского Боголюбивого монастыря.

Выбранная тема  актуальна, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история обители – это часть истории нашей Родины, и все мы должны знать, какой была обитель, как её разрушили, и не забывать тех людей, которые помогают восстановить её.

Объектом исследования являются события, связанные с возникновением и развитием Казанского Боголюбивого монастыря.

Предметом исследования является Казанский Боголюбивый монастырь.

Целью исследования является изучение истории Казанского Боголюбивого монастыря от возникновения до наших дней.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: найти и изучить сведения о строительстве православного монастыря; изучить историю монастыря в разные периоды истории нашего государства; раскрыть значение монастыря в духовной и культурной жизни жителей.

Гипотеза: монастырь всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром, и судьба монастыря неразрывно связана с судьбой страны.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Источники исследования

В своей работе мы использовали печатные источники («Калужские епархиальные ведомости»), книжные издания («Боголюбивая обитель на реке Любуше»). Неоценимую помощь оказала матушка Иосифа, которая детально, шаг за шагом собирала информацию о монастыре. Для работы были использованы материалы архива Калужской области, РГИА, ГАСО.

Методы исследования:

- систематизация и анализ собранной информации;

- личная беседа;

- работа с публикациями;

- работа с архивными документами.

Исследовательская работа «Боголюбивая обитель на реке Любуше»

(из истории Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря) прошла апробацию на муниципальном конкурсе литературно-художественного творчества «Душа по капле собирает свет» в номинации «Как наше слово отзовётся» (г.Рославль), где удостоилась Диплома I степени.

Глава 1.Основательница Боголюбивой обители –

Александра Евгеньевна Белокопытова

«Монашество, стремящееся воплотить в полноте идеал нравственной христианской жизни, есть подлинно соль земли, которая, быть может, одна спасает последнюю от полного разложения. Оно не уничтожает ничего истинно человеческого в людях, но только возвышает, очищает и облагораживает человеческую душу. Оно всегда напоминает миру, что Бог один должен быть краем, т.е. целью наших желаний и нашим утверждением. Сколько осталось истинного монашеского настроения на земле, столько осталось здесь истинной духовности и истинной человечности».

Митрополит Анастасий (Грибановский),

«Беседы с собственным сердцем».

Духовный облик монастыря, несомненно, определяют личности его основателей и устроителей, избранных Господом на многотрудное послушание. Нам, потомкам, чрезвычайно важно знать – какими они были, какое их было окружение и чьи взгляды формировали нравственные стороны их характера, какие события и какие примеры влияли на выбор их жизненного пути.

  Казанский Боголюбивый Монастырь зародился на самой окраине знаменитых Рославльских лесов, в глуши которых на протяжении столетия находили себе приют многие ревнители христианского благочестия, спасающиеся от соблазнов мира. Это была дружная семья пустынножителей, составлявшая духовную общину, хранившую аскетические заветы прославленного старца Паисия (Величковского). Высокие иноческие подвиги и христианская мудрость Рославльских старцев привлекали в Рославльские леса их современников, которые часто называли эти места Русской Палестиной и Фиваидой.  Белокопытовский Казанский общежительный Боголюбивый женский монастырь был основан в середине XIX века в Мосальском уезде Калужской губернии. В «Калужских епархиальных ведомостях» №23 за 1868 год (от 15 декабря) было помещено объявление об открытии Казанской Боголюбивой женской общины. (Приложение1). В официальных синодальных документах он не значился как Белокопытовский, но в памяти многих поколений русских людей он всегда и до сих пор остаётся известным под таким именованием. Именно в этом названии исторически сохраняется память о замечательном и благочестивом роде Белокопытовых.

Белокопытовский монастырь - Святую обитель на реке Любуше - основала Александра Евгеньевна Белокопытова. (Приложение 2). Более пятнадцати лет она духовно окормлялась у одного из последних Рославльских старцев - схимонаха Авраамия Жиздринского.(Приложение 3.1, 3.2). Александра Евгеньевна Белокопытова – так звали эту удивительную женщину - родилась в 1820 году в Вяземском уезде Смоленской губернии в семье небогатых дворян Якушкиных. Рано осталась сиротой и с семи лет воспитывалась в доме своего дяди Богдана Михайловича Лыкошкина. В 1836 году шестнадцатилетняя Александра вышла замуж за отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова, помещика Мосальского уезда Калужской губернии. Ему было 60 лет, он был вдовец, проживал в своём имении Петропавловское. Замужество оказалось недолгим. В 1841 году Александра Евгеньевна овдовела. Всё своё движимое и недвижимое имущество покойный завещал своей супруге. Молодая женщина не захотела вновь выходить замуж. Была она человеком глубокой веры и духовно окормлялась у старца Авраамия – пустынника, жившего близ села Троицкое. Он и посоветовал Александре Евгеньевне устроить в своём имении женскую монашескую общину. В 1868 году община была открыта. Сестёр насчитывалось около тридцати. Тогда же в общину для духовного окормления приехал из Оптиной Пустыни иеромонах Гавриил. В большой зале барского дома была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот образ очень почитался в семье Якушкиных.
Шли годы, храм ветшал и уже не вмещал всех молящихся. В 1880-е годы началось строительство большого каменного трёхпрестольного пятиглавого Казанского храма с приделами в честь Животворящего Креста Господня и в честь Архангела Гавриила. Одновременно строились келейные корпуса, приюты, больница, женское училище и различные хозяйственные постройки. К 1890 году на территории монастыря, по периметру которого была возведена ограда, было построено 54 каменных строения.
Но сама Александра Евгеньевна не увидела всю эту красоту. Она скончалась 7 февраля 1883 года в возрасте 63 лет от тяжёлой болезни. Следует отметить, что основательница монастыря не была его настоятельницей. По своему смирению она отказалась от настоятельства. Первой настоятельницей общины стала монахиня Феодосия (Синельникова).
В 1892 году община была преобразована в монастырь. К концу 19 века количество насельниц достигло трёхсот. Это был большой, очень известный и посещаемый паломниками монастырь.(Приложение 4).

Судьба монастыря в 20 веке печальна, как и судьбы многих других обителей. В 20-е годы прошлого века монастырь был закрыт. Монастырские земли и постройки использовались местным совхозом. Насельницы монастыря расселились по окрестным сёлам. Многие из них были арестованы и репрессированы. В 1943 году немецкой артиллерией был нанесён сокрушительный удар по монастырским строениям. В послевоенные годы в уцелевших монастырских постройках располагались совхозные магазин, столовая и склад. А с середины 50-х годов местные жители стали разбирать здания, используя кирпичи для строительства фундаментов и печей. Совсем недавно на месте когда-то известного монастыря был пустырь. Но кто-то заботливо установил деревянный поклонный крест на месте старых захоронений…

С осени 2015 года началось возрождение Белокопытовского Боголюбивого Казанского женского монастыря. Сейчас можно увидеть строящиеся храм и колокольню. Очень тепло встречает гостей настоятельница монастыря монахиня Иосифа. (Приложение 5). Она одна занимается восстановлением обители. В октябре прошлого года появились здесь два вагончика. В одном из них устроена часовня, а в другом живёт матушка. Перезимовав, с первых весенних дней она начала строительство. (Приложение 6).Удивительно, что за столь короткое время на пустом месте воздвигли деревянный храм в честь Собора преподобных Оптинских старцев и колокольню рядом с храмом. С какой любовью матушка украшает территорию! Ещё идёт строительство, а уже вдоль дорожек цветут цветы, разбит маленький огородик. Уже стоят щиты, на которых написана история монастыря и духовные наставления. Всё готово к приёму трудников и паломников! (Приложение 7.1), (Приложение 7.2).

Глава 2.Репрессии 1929-1937 годов и судьба монахинь Белокопытовского Казанского Боголюбивого монастыря

С начала 20-х годов повсеместно начали закрывать монашеские общины и монастыри. Та же участь постигла и Казанский Боголюбивый монастырь. Монастырь был закрыт в 1923 году, а в 1926 году на территории бывшей обители был организован колхоз «Жерелево». Монахини оставались ещё жить в своих кельях до 1928 года. 15 мая 1928 года на заседании бюро Калужского губкома ВКП (б) было решено провести обследование всех бывших монастырей. Сразу после обследования Белокопытовского Казанского Боголюбивого монастыря власти стали выселять живущих там монахинь. Монахинь, и молодых, и старых, выселяли под зиму, «в никуда», им, оставшимся без средств к существованию, надо было найти крышу над головой. Они расселялись по окрестным деревням и сёлам или устремлялись «под крыло» своих духовных отцов, но и там многим из них не довелось пожить сколько-нибудь продолжительное время. Гонения на Церковь всё более усиливались.

Монахини и послушницы Боголюбивого монастыря, расселившись по окрестным хуторам, деревням и сёлам, были лишены избирательного права, не имели ни пенсий, ни работы, чаще всего жили на подаяния, постоянно находились под пристальным вниманием властей. Им ещё не было ведомо, что постоянные доносы сделают своё дело, и многие из них станут обвиняемыми уголовного дела, фабрикуемого в то время органами ОГПУ в Смоленске, и их будут считать членами массовой контрреволюционной организации.

Вначале было заведено следственное дело №8640. В его обвинительном заключении говорилось: «В ОГПУ поступили сведения о существовании в Смоленском, Рославльском, Вяземском и других округах Западной области контрреволюционной церковно-монархической организации в форме широкой сети нелегальных монастырских ячеек. Основным контингентом организации являлись монахи и монашки закрытых монастырей. Проживали совместно в отдельных домах. Средства для постройки домов поступали в виде пожертвований от кулацко-белогвардейских элементов, торговцев и т.п. Следствием установлено нелегальное существование ячеек в следующих пунктах: а) в Смоленске; б) В Вязьме; в) в районе сёл и деревень Смоленского округа – Иловке, Вондярове, Болдине, Дресне, Кардымове, Катыни, Сред. Починке, Казанском; г) в районе сёл и деревень Вяземского округа – Девяткино, Товарково, Полотняный завод; д) г.Рославле; е) в районе сёл и деревень Рославльского округа – Троицкое, Жерелеве, Петроселье; ж) в Ордынке – Великолукском округе. Число членов каждой отдельной группы колебалось от 5 до 10 человек».1

По свидетельским показаниям некоего Ухарского (видимо, информатор ОГПУ): «В районе Петросельских хуторов и Жерелевского сельсовета проживало до 130 человек монахов и монашек, которые расселились у бывших помещиков и кулаков прилегающих к Белокопытенскому монастырю деревень. Часть этих монашек построили собственные дома и проживали группами в Дяглеве, Жерелеве, Петроселье».

В ноябре 1929 года в Рославльском округе начались аресты по делу №241993, обвиняемыми по которому стали монашествующие двух монастырей: Рославльского Спасо-Преображенского мужского монастыря и Белокопытовского Казанского женского монастыря, а также миряне, сочувствующие им. Обвинение в контрреволюционной деятельности монахинь Белокопытовской обители подкреплялись, к примеру, следующими показаниями свидетелей: «Благодаря агитации монашек среди крестьян деревень, прилегающих к Жерелевскому совхозу, 1 мая 1929 года организованной толпой верующих женщин были сорваны плакаты и портреты вождей, вывешенные на ворота Жерелевского совхоза, обещая, что, если не будет совхоза, будет церковь и вам земля» (показания Ухарского); «20 ноября 1929 года во время демонстрации школьников в с. Троицком Рославльского округа сагитированная монашками крестьянка Погуляева Ефросинья гналась за строем демонстрантов, где находился её племянник, и кричала на него: «куда тебя несёт в жидовскую веру!» После окончания демонстрации матери били своих детей за участие в демонстрации и не пускали детей в школу» (показания Немешаева); «В июле 1929 года в с. Троицком бывшая игуменья Долгова-Сабурова говорила крестьянам: «Существовал великий царь, но Богу было угодно позволить переворот, люди создали другую власть. Наступили голод и разные болезни. Всё это потому, что мы нагрешили. Скоро настанет время, когда по Божьей милости вернется опять старое». По инструкции Сабуровой монашки Шулина, Свойкина, Смирнова, Синякова, Кравцова и другие распускали слухи, что «советская власть и коммунисты хотят отучить народ веровать в Бога, коммунисты послушались антихриста».

Приведём лишь несколько имён монахинь Белокопытовского монастыря, проходивших по вышеуказанному делу:

1.Смирнова Анна Кузьминична, 1877года рождения, монашка бывшего Белокопытского монастыря. Арестована 05.11.1930г. Рославльским ОГПУ. Осуждена 28.05.1930 г. по ст.58-10, ч.1,2, ст.58-11 на 3 года высылки в Северный край. Реабилитирована 14.06.1986 г.

2.Чудина Анастасия Васильевна, 1888 года рождения, монашка бывшего Белокопытского монастыря. Арестована 01.12.1929г. Осуждена 28.05.1930г. по ст.58-10, ч.1,2, ст.58-11 на 3 года ИТЛ (в Северный край). Реабилитирована в 1989 г.

3.Юхачева Александра Акимовна, 1881 года рождения. Монахиня Белокопытовского монастыря. Арестована по делу 23805 31.03.1930. Содержалась в Рославльском ДЗ. Осуждена решением 21.04.1930г. «тройкой» Западной области по ст.58-10, 11 на 3 года высылки. Реабилитирована 21.06.1989г.

Безусловно, это не все имена насельниц Боголюбивой обители, пострадавших в годы репрессий, и ещё предстоит много потрудиться, чтобы восстановить полную картину исповеднического подвига сестёр обители.

Заключение

После войны территория Белокопытовского монастыря только частично использовалась для нужд совхоза «Жерелево». Долгое время она служила пастбищем для домашней скотины местных жителей. Затем здесь возвели несколько одноэтажных жилых домов для работников совхоза. Получилось две улицы. Но все эти дома к началу XXI века были разрушены до основания. И с этого времени территория обители, на которой в былые времена стояли 54 здания и огромный пятиглавый собор, была полностью заброшена, заросла бурьяном выше человеческого роста, и единственными, кто остался верен этому святому месту, была семья аистов, год за годом возвращающаяся в родное гнездо на высокой водонапорной башен.

Но высшая справедливость восторжествовала. Обитель возрождается. Матушка Иосифа руководит восстановительными работами, принимает паломников, трудится на огороде, благоустраивает территорию обители. Нам пока что не удалось лично познакомиться с матушкой Иосифой, наше общение состоялось лишь по телефону. Конечно же, у нас в перспективе посещение Белокопытовского монастыря, столь удивительного и красивого места. Также мы будем продолжать поиски материла о монахинях Белокопытовского монастыря, так как в данной работе не отражены судьбы многих монахинь монастыря.

Мы убедились на многочисленных примерах, что 70 лет гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей православия в нашем Отечестве. Из представленных данных можно сделать следующие выводы: Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь прошёл все исторические этапы, которые были в отношениях государственной власти и Русской Православной Церкви в истории России: строительство храмов, закрытие и разрушение храма при Советской власти и его восстановление; положение и развитие храма, в первую очередь, зависит от отношения государственной власти к Церкви. Знакомясь с историческими фактами жизни основателей Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря, священников и тех, кто большим трудом восстанавливал порушенный монастырь, учишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям.

История убедительно свидетельствует - храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, социальные функции. Храм являлся и является центром христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России. (Приложение 9. Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь, XIX век).

Список используемой литературы

Щедрова А.И. «Помнить, чтобы не повторить».

Н.Худяков «Весть», №182-183 от 12 июля 2016 года, статьи «Русский мир стоит молитвою».

В.Мартынова, «Бетлицкий вестник» №92 от 11 ноября 2015года, статья «На возрождение монастыря».

«Калужские епархиальные ведомости» №23 за 1868 год (от 15 декабря)

«Боголюбивая обитель на реке Любуше» (автор и составитель монахиня Иосифа (Егасова).

Приложение

Краткая летопись Казанского

Боголюбивого монастыря

1865 год

Подано прошение на открытие женской общины.
1868 год

Открытие Казанской Боголюбивой общины. Освящение вновь построенного деревянного Казанского храма. Назначение священником и устроителем общины оптинского иеросхимонаха Гавриила (Спасского).
1869 год

Назначение священником общины о. Андрея ( Щеглова), в схиме Авраамия.
1871 год

Умер устроитель общины иеросхимонах Гавриил(Спассский). Духовником общины назначен архимандрит Моисей (Красильников).
1880-1888гг.

Строительство каменного собора.

1883 год

7 февраля - умерла устроительница Казанской женской общины.
1888 год

Освящение каменного 3-престольного Крестовоздвиженского собора.
1892 год 29 мая

Открытие Казанского Боголюбивого общежительного женского монастыря.
1895 год

Умер духовник монастыря - архимандрит Моисей (Красильников).
1902 год

10 мая - умер старец Авраамий Белокопытовский.

1923 год. Закрытие монастыря.

1941 год.

2 октября многие здания монастыря разрушены массированным обстрелом наступающих немецких войск.

Хроника возрождения

Белокопытовского монастыря

Август 2015 года

Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан благословил начать возрождение Белокопытовского монастыря. Состоялось первое посещение места, где прежде располагалась обитель, вместе с благочинным иереем Александрорм Рябцевым и монахиней Иосифой (Егасовой).

13 октября 2015 года

По благословению архиепископа Максимилиана на территории монастыря поселилась первая монахия - мон. Иосифа (Егасова), и первые молитвословия возносились Покрову Пресвятой Богородицы.

15 октября 2015 года. Четверг. Память свмч. Киприана и мч. Иустины (304), блж. Андрея, Христа ради юродивого(936), прав. Воина Феодора Санаксарского(1817), блгв. кн. Анны Кашинской(1368).

На месте, где ранее стоял главный монастырский храм обители, был установлен 3-метровый дубовый крест. Его изготовил во славу Божию бетлицкий житель Николай Иванович Демин. За свой счет он доставил его из районного центра и установил с бригадой своих рабочих. С этого дня ежедневно у этого креста читается акафист Матери Божией Казанской.
17 октября 2015 года. Суббота.

В монастырь приехали представители Куйбышевской районной администрации вместе с главой администрации С. Н. Макридовым, чтобы своими руками помочь в подготовке к первому молебну и расчистить от бурьяна территорию обители.

21 октября 2015 года. Среда. Память прп. Пелагии(457).

Место бывшего Белокопытовского Боголюбивого Казанского женского монастыря в деревне Новодяглево Куйбышевского района посетил благочинный 1-го округа Песоченской епархии иерей Александр Рябов, где ознакомился с ходом восстановительных работ. Вместе с благочинным присутствовал иерей Валерий Агеев - настоятель Свято-Покровского храма пос. Бетлицы. Иерей Валерий духовно окормляет жителей поселения, ему благославлено совершать богослужения на месте бывшего монастыря. В настоящее время на территории бывшей обители устроена часовня в честь Собора преподобных Оптинских старцев.

24 октября 2015 года. Собор преподобных Оптинских старцев.
Впервые за последние девяносто лет на месте Боголюбивого монастыря зазвучала соборная молитва! Помолиться собралось немало жителей окрестных деревень. В этот день был освящен Поклонный крест, установленный на месте, где в прежние времена возвышался главный монастырский храм. Освящение Креста и часовни, а также молебен с водосвятием совершил настоятель Покровского храма п. Бетлица иерей Валерий Агеев. В проповеди он сказал: «Более 90 лет здесь не было молитвы. Но там, где когда-то находились монастыри, там, где стояли храмы, всегда останется их Ангел - хранитель. И, несмотря на то, что сами здания были стерты с лица земли, здесь всегда возносились молитвы. И это были ангельские молитвы. С сегодняшнего дня мы с вами возобновляем молитвы ко Господу Богу нашему. Крест - это победа над смертью. Именно через Крест Господь дал нам спасение, и только через Крест мы можем соединиться со Христом…

Братья и сестры! А печи ваши из чего построены? Из какого кирпича? Из церковного. Мы полагали, что храм окончательно уничтожен, стерт с лица земли, а он продолжает согревать людей. Видите, дорогие мои, как Господь нас любит. Только нам надо ему помолиться. И теперь, когда Казанский Боголюбивый монастырь начал оживать, надо приходить сюда и молиться о своем спасении и своих близких. Господь любит всех, и с Божьей помощью мы устроим здесь новый храм, в котором можно будет причащаться.
Спаси вас всех Господи за то, что вы приняли участие в соборной молитве, которая, как известно, быстрее доходит до Небес…»2
Освятив Поклонный крест, отец Валерий совершил заупокойную литию по усопшим на месте захоронения белокопытовских подвижников благочестия.

1 ноября 2015 года. Воскресенье. 22-я седмица по Пятидесятнице. Память прор. Иоиля (800г. до Р.Х.), перенесение мощей прп. Ионна Рыльского(1238).
Первая лития на месте, называемом «Монахов колодец», где подвизался рославльский подвижник и затворник – схимонах Авраамий Жиздринский.

27-29 ноября 2015 года. Пятница – воскресенье.

В монастырь приехали члены добровольного объединения молодежи при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи московского Свято-Данилова монастыря «Реставрос», чтобы в преддверии зимы срочно помочь возвести дровяной сарай.

10 декабря 2015 года. Четверг.

Празднование иконе Божией Матери «Знамение». В монастырь привезли напрестольное Евангелие - дар Боголюбивой обители от храма во имя Всех Святителей Московских.

Конец декабря 2015 года.

После 20 декабря на территории монастыря начался сенокос и рубка высоких, раскидистых, но уже гнилых деревьев. На помощь пришли жители д. Дяглево и с. Жерелево.

31 декабря 2015 года. Четверг. Память мчч. Севастиана и дружины его (ок.287).
В монастырь приехали первые паломники из г. Людиново Калужской обл.
7 января 2016 года. Четверг. Рождество Христово.

К празднику Рождества Христова жители п. Фаянсовый Кировского района Владимиром Сафроновым и его сыном Александром был изготовлен вертеп, который стал в эти праздничные дни местом притяжения и для детей, и для взрослых. Дети читали стихи и пели рождественские песни. От обителей все получали праздничные гостинцы.

18 января 2016 года. Понедельник. Навечерие Богоявления. Освящение Святого колодца на территории монастыря.

После размещения обращения к боголюбивым братьям и сестрам на сайте «Реставроса» средства на устройство колодца были собраны всего за три дня (с 29 по 31 декабря 2015г.). В сборе средств приняли участие боголюбивые братья и сестры из многих городов России: Игорь (Москва), Наталья (Самара), Марина и Наталья (Людиново), семья Фроловых (Куйбышевский р-н), Анастасия (Москва), Ирина (СПб), Николай (Москва) и еще те, кто пожелал остаться неизвестными. 11 января на месте будущего колодца иерей Александр Рябов совершил молебен на начало доброго дела. Колодец копали мастера из г. Кирова. Ворот и сень над колодцем изготовили Владимир и Вячеслав Сафроновы из п. Фаянсовый. Молебен и освещение колодца совершил иерей Валерий Агеев.

24 января 2016 года. Воскресенье. Память прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529).

Первое архиерейское служение в обители. В обитель прибыл архиепископ Песоченский и Юхновский Максимиллиан. Его встречали монахиня Иосифа (Егасова) и многочисленные жители, собравшиеся со всей округи, в том числе и из районного центра. Владыка в сослужении иереев Александра Рябцева и Валерия Агеева, а также диакона Евгения Васильева отслужил молебен, затем в сопровождении монахини Иосифы, имеющей попечение о восстановлении обителей, осмотрел территорию монастыря, ознакомившись с планом возрождения святого места. Владыка благословил начать сбор средств на строительство небольшого деревянного храма. По окончании богослужения всем богомольцам был предложен горячий чай и угощение.
31 марта 2015 года. Четверг. Память свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386)

Закладка храма во имя Собора преподобных Оптинских старцев.
Два с половиной месяца прошло с тех пор, как по милости Божией начали откликаться боголюбивые люди на призыв построить всем миром храм в Боголюбивой обители. Первым из них стал раб Божий Теймураз из Нижнего Новгорода. Именно его вклад позволил приступить к изготовлению деревянного сруба будущей церкви. Всего же более 200 человек со всей страны внесли посильную лепту в строительство и благоукрашение первой монастырской церкви. Пожертвования приходили из Москвы, Санкт-Петербурга, Кисловодска, Нижнего Новгорода, Ростова - на –Дону, Вологды, Рязани, Барнаула, Владимирской области, Десногорска (Смоленской обл.), Подольска, Балашихи и Коломны(Московской обл.), Обнинска, Людинова, Кирова, Бетлицы (Калужской обл.), от большинства жителей окрестных сел и деревень (Куйбышевского р-на Калужской обл.) и даже от нашей соотечественницы, проживающей в Германии. Имена этих боголюбивых жертвователей и их близких отныне внесены в вечный помянник монастыря.
Стоит отменить, что мастера, причастные к изготовлению сруба (р. Божии Виктор из Бетлицы и Александр из д. Новодяглево), к сооружению основания под Святой престол храма (р.Божий Сергей из д.Дяглево) и к др. работам, были исключительно местными жителями, и это был их первый опыт храмового строительства! Закладку нового храма во имя Собора преподобных Оптинских старцев при большом стечении богомольцев совершил архиепископ Максимилиан Песоченский и Юхновский в сослужении иереев Александра (Рябова), Валерия (Агеева), Олега (Булычева) при диаконе Евгении Васильеве.
28 мая 2016 года. Суббота. Память прп. Пахомия Великого (ок. 348 г.) Завершено строительство монастырской звонницы. Ее возводил один мастер- житель д. Дяглево (Куйбушевского р-на Калужской обл.) р. Божий Сергей Гончаров. Шесть колоколов для звонницы были отлиты в колокольной мастерской Владимира Шувалова с сыновьями (г. Тутаев Ярославской обл.). Средства на три колокола из шести были пожертвованы р. Божией Валентиной из Нижнего Новгорода, еще три колокола - это дар Николая Ивановича Шувалова в память о своем дедушке, р. Божием Иване Краснове, погибшем в 1943 году у Зайцевой горы (Калужской обл.) и с просьбой молиться о нем в Святой Боголюбивой обители.
19 июля 2016 года. Воскресенье. Неделя 3-я по Пятидесятнице.
Обретение мощей прп. Амвросия Оптинскогго (1998). В Оптиной в этот день празднуется обретение мощей прпп. старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Варсонофия и Анатоли II (1998).
Освящение монастырского храма во имя Собора преподобных Оптинских старцев.
Освящение нового храма и Божественную литургию совершил архиепископ Максимилиан Песоченский и Юхновский в сослужении иереев Александра Рябова и Валерия Агеева при диаконе Евгении Васильеве.
В этот день в монастыре собралось более 100 богомольцев из Москвы, Калуги, Кировского и Куйбышевского районной Калужской области, из городов Рославль и Десногорск Смоленской области. Среди почетных гостей были заместитель Законодательного Собрания Калужской области Виктор Бабурин, глава Администрации Куйбышевского района Сергей Николаевич Макридов, бывший глава Куйбышевского района Николай Николаевич Ивчин, активист возрождения православной жизни района Леонид Федорович Быков, почетный гражданин Куйбышевского района Николай Викторович Сафонов. По завершении Божественной литургии на импровизированной сцене солисты народного ансамбля «Околица» вместе с детской группой поддержки исполнили духовные стихи и песни.3

27ноября 2019 года. Торжественное открытие монастырского древнехранилища. (Приложение 8.1, 8.2).

Приложение1.«Калужские епархиальные ведомости» №23 за 1868 год (от 15 декабря)

Приложение 2. Белокопытова А.Е. – основательница монастыря.

Приложение 3.1. Рославльский пустынник схимонах Авраамий Жиздринский.

Приложение 3.2. Рославльский пустынник схимонах Авраамий Жиздринский.

Приложение 4. «Прибавления к Епархиальным ведомостям» №4 1893 год (от 28 февраля)

Приложение 5. Матушка Иосифа (Егасова) – игуменья монастыря.

Приложение 6. Современный вид восстанавливаемого монастыря.

Приложение 7.1.Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь.

Приложение 7.2. Работы по восстановлению обители.

Приложение 8.1.Торжественное открытие монастырского древнехранилища (27 ноября 2019 г.)

Приложение 8.2. Торжественное открытие монастырского древнехранилища (27 ноября 2019 г.)

Приложение 9. Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь, XIX век.

1 Щедрова А.И. «Помнить, чтобы не повторить» (По материалам архивных дел НКВД в отношении духовенства Смоленской епархии 1930-1937гг.) Смоленск: «Свиток», 1915. С.39.

2 В.Мартынова, «Бетлицкий вестник» №92 от 11 ноября 2015года, статья «На возрождение монастыря».

3 Н.Худяков «Весть», №182-183 от 12 июля 2016 года, статьи «Русский мир стоит молитвою».

15

Просмотров работы: 247