ДАНИЭЛЬ ГОТЛИБ МЕССЕРШМИДТ – ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ АРХЕОЛОГИИ СИБИРИ

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДАНИЭЛЬ ГОТЛИБ МЕССЕРШМИДТ – ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ АРХЕОЛОГИИ СИБИРИ

Куприн В.А. 1
1МАОУ СОШ № 9 г Тюмени с углубленным изучением краеведения
Werner Lehfeldt 1
1Universität Göttingen
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В сентябре 2020 года исполнится 335 лет со дня рождения замечательного немецкого ученого-энциклопедиста, путешественника, одного из первооткрывателей Сибири Даниеля Готлиба Мессершмидта. Мне очень хочется рассказать об этом великом Человеке ,сделавшем столько много для науки и истории Сибири.

Основная часть

Даниель Готлиб Мессершмидт родился в 1685 году в городе Данцинге. Получил образование со специализацией по медицине, зоологии и ботанике в университетах Йены и Галле. В 1713 году защитил диссертацию на степень доктора медицины. Получив степень доктора, Даниель вернулся в Данцинг, где работал врачом, продолжал научные занятия. В апреле 1718 года по приглашению русского царя Петра I Мессершмидт прибыл В Петербург. «для исследования естественных богатств России». В приглашении все говорилось обобщенно. Доктор не знал, куда именно его пошлют и на какой срок. В конце 1718 года Мессершмидт получил повеление царя собрать небольшую команду и отправляться в Сибирь «для физического его описания, для изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей: трав, цветов, корений, семян и прочих принадлежащих статей и лекарственные составы». Таким образом, задания были в основном фармакологические. Этот указ ставил ученого в непосредственное подчинение Медицинской канцелярии, руководил которой Лоренц Блюментрост.

Что же побудило Мессершмидт в отправиться в путешествие в неизведанную Сибирь? Конечно же не обещанное жалование и директорский пост. Перед ученым «открывалось обширное поле деятельности по изучению первым из всех европейских исследователей неведомой Сибири». Даниеля Готтлиба отличала «истинная преданность науке, жажда новых знаний Он понимал свою ответственность в исполнении данного ему задания».

Путешествие по диким местам Сибири продолжалось 8 лет. За это время Мессершмидт преодолел тысячи километров. На севернее добрался до Мангазеи, а на востоке дошел до Китайско-Монгольской границы. Экспедиция продвигалась на лодках и плотах по рекам, на лошадях по горам и долинам. Изматывающая непогода, комары, мошка, оводы летом, зимой жгучие сибирские морозы, постоянные задержки жалования, волокита и взяточничество местных чиновников, воровство и пьянство проводников – все это усугубляло и без того тяжелое положение ученого, «волею Петра Перв и судьбой заброшенного в Сибирь». Лодки не раз тонули вместе с собранными коллекциями ,часто не было даже продовольствия. Долгое отсутствие жалования довело человека до того, что в Абаканском остроге он «имел только хлеб и сухари. Но местный житель подарил мне 50 кренделей, а прачка принесла яйца, молоко и калачи, « - писал Мессершмидт в своем дневнике.

Несмотря на все эти трудности, Даниель Готлиб неутомимо проводил географические измерения, описывал неизвестные науке виды растений и животных, исправлял карты. На жаре и на морозе разыскивал минералы, добывал древние рукописи, узнавал и записывал слова местных языков описывал каменные статуи, покупал находки раритетов и древности, которые часто приобретал на свои средства.

В мае 1722 года Мессершмидту пришлось расстаться со своим помощником шведским пленным Таббертом (Страленбергом), который работал с ним несколько месяцев. Оставшись без помощника, Даниель еще 5 месяцев путешествовал по юго-восточной части Красноярского края, в бассейнах Абакана и Енисея, а затем вернулся в Красноярск в октябре 1722 года. Эти путешествия были особенно трудными. Часто опасными были плавания на плотах по Кемчугу до Ачинского острога, а также осеннее возвращение по Енисею. Вот лишь некоторые выписки из дневников Мессершмидта, которые не возможно читать без содрогания: «1 июня 1722 года. Около 6 часов утра я велел пристать к берегу…. Два багажных плота по вине плотников и денщиков были плохо скреплены. При этом обнаружилось, что оба ящика с минералами, насекомыми и семенами промокли. Ущерб был нанесен целому году моей работы, и я должен был это с терпением перенести». Были случаи, которые угрожали жизни ученого. Так, при переправе через реку Сыр «на переходе меня постигло несчастье. Я упал со скалы вместе с лошадью и повозкой в речку. Но возлюбленный Господь помог мне. Я спасся прыжком, прежде чем повозка оторвалась и могла меня накрыть.» Сильное впечатление производит описание обратного возвращения в Красноярск по Енисею. 21 сентября 1722 года Мессершмидт снарядил караван связанных лодок со всем своим имуществом и отправился вниз по Енисею. «Погода в этот день и без того была очень неспокойная. Начался такой сильный шторм, что, к несчастью, мою связанную лодку СС имуществом вынесло на середину реки, она зачерпнула воды и начала погружаться со всем багажом и людьми (6 человек). Я плыл на своем каяке, изо всех сил, как мог, противостоял ветру, чтобы придти на помощь. Бросил им веревку и стал грести против ветра к левой стороне Енисея… Господь смилостивился над нами, мы, наконец, спаслись…. Я не стал здесь ставить палатку, а лег в шубе на берегу, прямо на голую землю».

Вся история этого тяжелейшего плавания показывает Мессершмидта как очень мужественного человека с чувством ответственности и долга.

Между тем Блюментрост направил Тобольскому губернатору письмо с требованием немедленно выслать ученого в Петербург, «жалования не давать». В Тобольск исследователь прибыл 27 февраля 1726 года. Здесь ему даже не дали переодеться, повезли к губернатору. 22 марта униженный и оскорбленный с опечатанными ящиками двумя конвойными солдатами Мессершмидт выехал в Москву. По дороге в Москву Даниель написал в дневнике, что «за время этой экспедиции посидел, облысел и заболел, почти потерял зрение». 27 марта 1727 года Готлиб прибыл в Петербург. По приказу Блюментроста весь груз ученого был опечатан. 6 дней академики занимались учетом всего привезенного. Высоко оценив значение собранных коллекций, комиссия постановила передать их в Академию наук. Из вещей, приобретенных ля себя, были возвращены лишь те, которые «оказались лишними» для Академии.

Злой рок продолжал преследовать Мессершмидта. «Оплеванный и обиженный! доктор отбыл в 1729 году на корабле в Данцинг. Корабль, на котором он плыл, затонул. Людей спасли, но весь багаж погиб. Мессершмидт потерял все оставшиеся рукописи, книги. Та же часть коллекции, которая досталась Кунсткамере, сгорела в пожаре Академии наук в 1747 году. Остались только рисунки, рукописи, дневники, хранившиеся в архиве. Радушной встречи на родине не произошло. Старые связи оборвались, его рассказы о Сибири были никому не нужны. Прожив в Данцинге 2 года, Мессершмидт больной, нищий и разочарованный, в сентябре 1731 года вернулся в Петербург в надежде найти возможность работать над своими материалами в академии. Но Блюментросты, ведавшие Кунст камеро й и Академией, его не приглашали. Покинутый всеми, практически без средств, Даниель жил в крайней бедности, поддерживаемый лишь милостью доброжелательно настроенных к нему людей. Униженный и оскорбленный он жил в безвестности и умер в Петербурге 25 марта 1735 года и почти никто об этом не узнал».

Вот так отблагодарили государственные чиновники и академики России этого великого человека. Немецкий биограф Мессершмидта Винтер был убежден, что «возвращение ученого в Петербург в сентябре 1731 года было крайне невыгодно академикам, которые приступили к изучению материалов ученого. Сидели на этом мешке с золотом и пользовались этим богатством. …Многие поколения исследователей рылись, как в копях, в этих документах, однако, почти ничего из научных достижений Мессершмидта не было опубликовано под именем автора.»

Заслуги же ученого столь велики и многогранны, что только для их перечисления нужна отдельная работа и специальные знания. Я же перечислю лишь те немногие факты, которые мне понятны.

Большой интерес для науки представляют рукописи Мессершмидта. В числе их так и не вышедшая в печать книга «Описания Сибири» в трех томах. В своем итоговом труде (1728 год) доктор систематизировал и обобщил результаты своих исследований в разных областях науки. Большую ценность представляют дневники путешественника в пяти томах на немецком языке объемом более трёх тысяч страниц.

Картографические материалы доктора стали немедленно копироваться при подготовке Генеральной карты Сибири и карт для первого атласа России. В фонде Академии наук имеются неизданные научные труды по орнитологии, в их числе огромный труд о сибирских птицах – девять томов рукописи, а также материалы по ботанике, сибирской ихтиологии, минералогии, географии, данные барометрических измерений, археологии, записи и рисунки по лингвистике.

Из тридцати двух определений широт, сделанных в 1722 году по течению нижней Тунгусски к 1860 –му году было «исправлено» только одно. На нижней Тунгусске Мессершмидт открыл месторождение каменного угля, дал полное географическое описание маршрута по этой реке.

Собранные документальные материалы имели огромное значение для подготовки и проведения Второй камчатской экспедиции Беринга. «Результатами экспедиции Мессершмидта пользовались при подготовке всех других научных экспедиций 18 века», - писал Винтер.

Мессершмидт внес огромный вклад в развитие археологии Сибири. Он «поднял изучение археологических памятников на научную высоту, отвергнув типичную практику разграбления могил». Ученый был первым, кто собирал археологические памятники из камня, керамики, меди, бронзы, которые постоянно документировал.

В августе 1721 года на речке Уйбат была обнаружена «саблевидная стела с личиной и тринадцатью строками надписи неизвестными письменами», похожими на скандинавские руны. Ученый их так и назвал – руническими.

Во время южно-сибирского путешествия была открыта серия разновременных каменных изваяний.

Рисунки археологических памятников их личного фонда Мессершмидта имеют большую научную ценность. Они являют собой все этапы развития древних и средневековых культур Минусинской котловины, петроглифы, каменные изваяния, курганные плиты, отдельные западные и восточные импорты. Курганные плиты с нанесенными на них изображениями – одна из особенностей Приенисейских степей. Южно-Сибирским путешествием было положено начало отдельной отрасли петроглифоведения.

Экспедиция Мессершмидта «столкнулась с такими невиданными по меркам Западной Европы природными богатствами Сибири и с таким большим объемом ценнейшего исторического и этнографического материала, что пришлось срочно, походу самого путешествия, перестраиваться и постоянно уточнять цели и задачи. Обширная программа научно-исследовательских работ была составлена самим Мессершмидтом в Сибири и «по собственному почину». В результате задачи экспедиции охватили семь отраслей научного знания: это биология, этнография, филология, медицина, археология, география, минералогия. Каждая из отраслей требует целого коллектива исследователей, а Мессершмидт весь этот объем работ выполнял один. Это и есть жажда знаний истинного ученого, это и толкало его на тяжелейшую работу в адских условиях Сибири. Даже после унижений и оскорблений в Тобольске при обратной дороге в Москву, ученый продолжал свои наблюдения и исследования.

Заключение

Труд ученого не был напрасным. Пусть через 200-300 лет, но начались изучения его работ. Очень жаль, что нет о нем художественной литературы, детских рассказов, тогда бы имя Мессершмидта знал широкий круг читателей, а не одни ученые и академики. Почему-то имя ученого ни разу не упоминается и в школьных учебниках России. Может, министры образования не понимают значения работ Мессершмидта для России? Очень жаль, ведь жизнь этого человека так интересна, хотя и закончилась очень печально.

Память о Мессершмидте, как о первооткрывателе научного изучения северо-востока Евразии сохраняют в Сибири. В Иркутске еще с дореволюционных времен «фамилия Мессершмидтъ» украшает фасад здания Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества» - ныне Иркутский областной кораеведческий музей. В Ханты-Мансийске (Самаров Ям) в 2010 году на привокзальной площади установлена стела «Великим сибирским экспедициям». Это колонна высотой в 17 метров, которую венчает фигура ангела высотой в 3 с половиной метра с лавровым венком в вытянутой вверх руке. У основания колонны с четырех сторон света стоят четыре скульптуры – Д.Г. Мессершмидта, В. Беринга и его сподвижника гидрографа Д. Овцина и Д. Миллера. Стела установлена в честь ученых и путешественников, благодаря которым были получены первые научные сведения о Югорской земле.

Я думаю, что Даниель Готлиб Мессершмидт – немецкий ученый –энциклопедист, «положивший свою жизнь на «алтарь» российской науки в самом начале ее становления», не будет забыт, что его наследие будет и дальше изучаться.

Список источников и литературы

Мессершмидт Д. Г. Дневник путешествия из Тобольска через Тару, Томск и дальше в Сибирском государстве // Исторический архив. - 2003. - N 2. - С. 25-39

Рахно А. В. Исследователи древностей земли Омской / А.В. Рахно, Д.О. Плахута // История Омского Прииртышья в древности и средневековье : учеб. пособие для учащихся ст. кл. [общеобразоват. учреждений Ом. обл.] / А.В. Рахно, Д.О. Плахута. - Омск : Тип. БЛАНКОМ, 2007. - С. 13-20: портр.

Элерт А. Х. Немецкие ученые-путешественники и научное открытие Сибири // История и этнография немцев в Сибири / Ом. гос. ист.-краевед. музей и др. - Омск : Изд-во ОГИК музея, 2009. - С. 13-28.

Статья из книги. КК. 91.9:26.890(2Рос53-Ом) З-721 330 лет со дня рождения Д. Г. Мессершмидта (16.09.1685, г. Данцинг (Гданьск) - 25.03(5.04).1735, г. Санкт-Петербург), немецкого ученого-натуралиста, совершившего путешествие по Сибири, в том числе по территиории Омской области // Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья / Ом. гос. обл. науч. б-ка им. А.С. Пушкина. - Омск. - 2014. - 2015 / [авт. коллектив: Н. Н. Дмитренко и др.; отв. ред. И. Б. Гладкова]. - С. 160-161

Статья из книги. КК. 86.376(2Рос) Л96 Кассал Б. Ю. Немцы-лютеране в истории естествознания Среднего Прииртышья XVII-XIX вв. // Лютеране в России: к 300-летию распространения лютеранства в Сибири: сб. докл. Междунар. науч. конф., Омск, 9-10 окт. 2014 г. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2014. - С. 77-78

Просмотров работы: 458