Музыкальный фольклор казаков Уральского края

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Музыкальный фольклор казаков Уральского края

Антонов Д.Ю. 1
1МБОУ "СОШ № 6"
Савинова С.А. 1
1МБОУ "СОШ №6"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире, в нашем городе Горнозаводское Юртовое казачье общество второго военного отдела Оренбургского казачьего войско. Благодаря ему в 20.. году появился военно – патриотический клуб «Есаулец», с казачьим уклоном, созданный на базе Детского Дома Творчества, руководителями которого являются Другова Татьяна Александровна и Петров Александр Геннадьевич занимаются с детьми в возрасте с 7 -17 лет. Клуб ведет работу в разных отделениях.

Дети проходят начальную военную подготовку, огневую подготовку, рукопашный бой, обучение владением традиционным казачьим оружием, медицинская подготовка, занимаются вокалом. Так же воспитание казачат в клубе не обходится без православного воспитания. Я тоже посещаю этот клуб, а 11 декабря меня торжественно приняли в казачата. Поэтому хочу узнать о прошлом своих предков, так как в начале двадцатого века с приходом Советской власти казачество подвергалось репрессиям. Уральская отдельная казачья армия не была разбита большевиками, а почти целиком погибла от страшной эпидемии тифа, специально занесенного в область Уральского казачества большевиками, не способными бороться с казаками просто военной силой.

В конце двадцатого века началось возрождение казачества, в том числе и в городе Верхний Уфалей.

Гипотеза: с возрождением казачества возрождается и музыкальный фольклор казаков Уральского края

Цель: знакомство с музыкальным фольклором казаков Уральского края.

Задачи: 1. Провести социологический опрос

2.Изучить историю казачества;

3.Познакомиться с музыкальным фольклором Уральского казачества;.

4. Узнать о жанрах и разновидностях музыкального фольклора;

5. Познакомиться с творчеством музыкальных коллективов города Верхнего Уфалея.

6. Составить и записать на диск песни Уральских казаков.

Основная часть

История возникновения уральского казачества

Сохранились предания и легенды, в которых говорится о вольных людях обосновавшихся еще со времен Тамерлана на берегах Яика, т.е. в конце XIV – начале XV веков. На Яике обосновалась ватага удальцов во главе с атаманом Василием Гугней. О его происхождении рассказывали разное – одни считали Гугню донским казаком, другие – новгородским ушкуйником, бежавшим на Дон к казакам. Сначала он со своей ватагой промышлял на Волге и в Каспийском море, нападая на купеческие суда и караваны, потом сделал базой берега Яика, где лишь зимовал, отправляясь каждую весну на свой обычный промысел. Эта–то ватага, состоявшая из трех десятков человек и положила, судя по преданиям, начало заселения Яика казаками.

Постоянные казачьи «городки» возникают позднее, в конце XVI – начале XVII веков. Яицкие казаки поддерживали постоянные связи с казаками волжскими и донскими, нередко объединялись с ними для организации совместных военных экспедиций. Границы Московского государства больше чем на тысячу верст отстояли тогда от Яика. В прошении на имя Петра I Яицкого станичного атамана Федора Михайлова с «товарищами» прямо говорится, что предки яицких казаков– вольные люди с Дону а также татары «из Крыму, с Кубани, из иных мусульманских народов». Но русские, православные составляли все–таки подавляющее большинство. [1.§4]

В 1613 году яицкие казаки были приняты в подданство Московского государства, а в 1615 году войску пожалована царская грамота на владение р. Яик .Принятие яицкими казаками российского подданства создало более благоприятные, чем прежде, условия для использования военной силы казачества на государственной службе. Главной задачей, которую ставило Московское правительство пред казаками Урала, была задача защищать юго–восточные рубежи Российского государства от кочевников.

Яицкое казачье Войско считалось самым «бунтарским». Непокорность уральцев проявлялось при малейшем намерении властей ущемить их права и свободы. Не могли с этим примириться вольные люди. Волнения и беспорядки, переходившие иногда в открытое неповиновение и в вооруженное противостояние царским войскам, происходили на землях уральских казаков регулярно.

В 1721 году Яицкое казачье войско подчинено Военной коллегии, а в 1723 году была упразднена выборность атаманов и старшин.В 1748 году Яицкое казачье войско получило постоянную организацию в составе семи конных полков с артиллерией. Возглавлял войско наказной атаман. С середины XVIII века Яицкое казачье войско привлекалось к охране Нижнеяицкой укрепленной линии. Политика правительства по отношению к казачеству вызвала в 1772 году крупное восстание яицких казаков, которое продолжалось около шести месяцев, и было жестоко подавлено .Яицкие казачьи войска участвовали в Казацко–крестьянской войне под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева, штрафованного и беглого донского казака, выдававшего себя за чудом спасшегося императора Петра III в 1773–75 годах. А после его подавления хотели всем Войском, подобно донскому атаману Игнату Некрасову, уведшему после восстания К.А. Булавина часть донских казаков в Турцию, уйти за границу. Правительство жестоко расправилось с наиболее активными участниками восстания, а в назидание потомкам, и чтобы навсегда искоренить на Яике память о пугачевском восстании, Екатерина II Указом от 15 января 1775 года повелела переименовать реку Яик в реку Урал, Яицкий городок – в Уральск, а Яицкое казачье Войско – в Уральское казачье войско. Так стали Яицкие казаки Уральскими. [2.§13]

1.2.

Музыкальный фольклор

Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер их творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Традиции хорового пения имели глубокие корни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ все «миром». Войсковое начальство поощряло увлечения казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли:

старинные историко–героические песни, связанные с конкретными историческими событиями, а также те, которые отражали военный быт; обрядовые песни;

календарные песни;

семейного цикла;

шуточные песни.

Отличием казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнего голоса верхнему подголоску, распевность музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации.

Песни в большинстве своем исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. [3стр. 56-63]

Также отличительной чертой песен уральских казаков является сравнение и метафора.

Например: молодой человек сравнивается с сизым голубем, соловьем или соколом. Девушка с лебедушкой, серой утицей ит.д.

«Вижу в доме украшенье - красна солнышка взашло

В зелёнам саду виселье, лител голубь через сад.

Летел голубь, лител сизый к сиз галубушке сваей,

Шёл удалый маладец да к краснай девице сваей»

Или в песне «Как по саду, саду» метафорой является «два яблочка» – это жених и невеста.

«Как по саду, саду, ой садику,

По зеленому виноградноим саду.

По зеленом(ы), ой виноградноим саду,

Сотворялися две веточки на двор,

Сотворялися две веточки на двор,

Сокатилися два яблочка на стол.

Сокатилися два яблочка на стол,

Два яблочка, два содовня,

Два садовня - лидовня.

У нас первый в саду яблочек

Что Иван Петрович - господин,

А второй яблочек - Марья Ивановна - госпожа»

 Фольклор уральских казаков - часть общерусского фольклора. Он развился на общерусской фольклорной основе, на ее поэтических традициях и жанрах.

Уральцы поют «истово», с глубоким чувством. Самая популярная и любимая песня уральских казаков -Казачья песня о подвиге Уральских казаков. У песни есть автор – это есаул (впоследствии подполковник) Уральского казачьего войска Александр Павлович Хорошхин (1841 – 1875) , участник «среднеазиатских походов» Российской армии). Песня появилась во время завоевания Туркестана:

В степи широкой под Иканом
Нас окружил коканец злой,
И трое суток с басурманом
У нас кипел кровавый бой.
Мы отступали… он за нами
Толпами тысячами шел;
Он путь наш устилал телами
И кровь струил на снежный дол.
Мы залегли… свистели пули,
И ядра рвали все в куски,
Но мы и глазом не сморгнули,
Стояли мы… мы—казаки!

[4. стр. 12, 17]

Практическая часть

Я провел социологический опрос среди обучающихся 5 – 6 –х классов и учителей нашей школы (анкета, приложение 1).

По результатам были сделаны выводы: большинство опрошенных знают о существовании казачества в нашем городе, знакомы с казачьими песнями. Но, как оказалось, опрошенные знают в основном песни донских казаков, а вот с репертуаром песен уральских казаков мало, кто знаком.

Так же я побывал в городском Дворце культуры и выяснил, что в нашем городе существует несколько музыкальных коллективов в репертуар, которых входят песни уральских казаков – это коллективы:

«Синегорье» - руководитель Зырянова Наталья Сергеевна;

«Сладка ягода» - руководитель Горновая Марина Владимировна;

«Зарянка» - руководитель Меньшикова Наталья Анатольевна.

Наряду со взрослыми коллективами существует и детский – это ансамбль казачьей песни при клубе «Есаулец» - руководитель Чугунова Лариса Николаевна.

Я взял интервью у руководителя народного коллектива ансамбля русской песни «Синегорье» Зыряновой Натальи Сергеевны (интервью, приложение 2), из которого узнал, что коллективу в 2020 году исполнилось 16 лет. С 2015 года в репертуар включают казачьи песни, такие, как «Непряха», «Вишня белоснежная», «Скрылось солнце за горою», «То не вечер», « Эх, пой, девка стой». Являются победителями таких фестивалей:

«Фестиваль самобытной казачьей культуры на родной земле».

«Родники золотой долины – фестиваль – конкурс казачьей песни».

Так же записал интервью и с руководителем ансамбля военно-патриотического клуба «Есаулец» Чугуновой Ларисой Николаевной (интервью, приложение 3), которая рассказала, что занимается с «есаульцами» несколько лет. Репертуар состоит из разных песен походных, военных, лирических.

Ребята выступает на фестивалях военных, казачьих песен «Где ты лихой запевала» и др.Гимна нет, но думаю скоро кто- нибудь из «есаульцев» его напишет.

Еще я сделал подборку песен уральских казаков (диск, приложение 4), которую можно использовать на уроках музыки, МХК, истории, литературы.

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась В нашем городе постепенно возрождается музыкальный фольклор Уральского казачества. Старинные и новые исторические песни уральского казачества являются нашим национальным культурным наследием.. Многие исторические песни сохранились лишь в записях, многие забыты и уже не поются. Но, исследуя то, что было создано казаками, рассказавшими о своей боевой жизни, и, слушая то, что казаки сохранили в своей памяти, мы вновь переживаем былое. Изучая прошлое, мы лучше понимаем настоящее. Мы лучше понимаем глубокий и сложный облик казачества, веками складывавшийся национальный характер, закалившийся в борьбе с внешними и внутренними врагами.

Список литературы

1 История Урала в XI–XVIII вв. / Н.Н. Алеврас, А.И. Конюченко. – Челябинск: ЮУКИ, 1998

2. История Урала с древнейших времен до конца XVIII в./ отв. ред. В.А.Шкерин. – Екатеринбург: Сократ, 2005.
3..Калашникова Н.И. Музыкальный фольклор Уральского и Оренбургского казачества из-во Просвещение 1998 год

4.Шарапова Ольга Александровна песни уральского и оренбургского казачества из-во просвещение 2004год

5.https://infourok.ru/istoriya-obrazovaniya-yaickih-kazakov-1781265.html

6.https://hotplayer.ru/?s=8русичи

7.https://inkompmusic.ru/?song=

Приложение №1

Анкета

Ваш возраст.

Знаете ли вы, что в нашем городе существует казачество?

Какие казачьи песни вы знаете?

Приложение № 2

Интервью.

Сколько лет вашему коллективу?

Какие казачьи песни входят в репертуар?

На каких фестивалях, концертах выступали с этими песнями?

Приложение № 3

Интервью.

Сколько лет Ансамблю?

Какой репертуар?

Где выступаете?

Есть ли у военно – патриотического клуба «Есаулец» гимн?

Приложение №4

Подборка казачьих песен.

В саду дерево цветет

В степи широкой под Иканом

Вижу в доме украшенье

Как у нашего соседа

Нас пугали Пугачевым

Ты взойди солнце красное

Через речку перешли

Приложение № 5

Казачеству быть.

На Руси казак живет, долг свой исполняет,

И традиции отцов чтит и соблюдает.

Не отдаст родной земли он врагу ни пяди,

Даже если у него давно седые пряди.

Смелости их нет предела,

Ведь вера клятвой принята,

Не может он сидеть без дела

Верит в бога и Христа.

Хотим мы быть на них похожи,

Законы предков соблюдать

России мы послужим тоже,

Могу я твердо обещать!

Антонов Данила.

Фотоотчёт.

Просмотров работы: 421