Актуальность
Я предположила, что в селе есть интересные места, связанные с историей или природой этого удивительного места. О них можно рассказывать во время конных прогулок нашим посетителям.
Цель исследования : Разработать экскурсию по селу Стромынь Ногинского района
Цель должна быть достигнута через решение следующих задач:
Найти правила разработки экскурсии
Собрать материал для экскурсии
Разработать маршрут
Провести экскурсию
Методы исследования
- подбор и анализ литературы и информации в сети Интернет,
- опрос местных жителей
-апробирование (опыты).
Объект исследования: Село Стромынь Ногинского района Московской области
Предмет исследования: Исторические и природные объекты села Стромынь Ногинского района
Исследование
этап
Первым делом я выяснила как разрабатывается экскурсия. Разработка экскурсии проходит в несколько этапов:
Выбрать название
Работа с источниками информации , чтобы изучить и накопить теоретический и фактический материал.
Выбор экскурсионных объектов
- объект должен быть связан с конкретным историческим событием
- удобное месторасположение на маршруте
- безопасность
4. Разработка экскурсионного маршрута ( я решила сделать его тематическим: все объекты связанны с именем Сергия Радонежского)
5. Составление карты маршрута
6. Составление «Портфеля экскурсовода» (дополнительные фотографии и карты)
7. Подготовка текста экскурсии
Этап
Название для своей экскурсии я придумала сразу «Верховая прогулка с пользой», очень хотелось сделать наши прогулки немного интереснее.
Дальше отправилась к соседям, поработала с литературой и интернет сайтами. Выяснила откуда произошло название села , которое расположилось в 30 км то Ногинска на левом берегу реки Дубёнка . Изначально село Стромынь называлось Коровицыно называлось оно так, потому что через него проходил Стромынский тракт, который шёл из Суздали и Владимира до Москвы и Питера. По нему перегоняли огромные стада коров и телят . А в Стромыни были поля, ,которые сдавались гуртовщикам за деньги для того, чтобы они могли оставить свои стада и отдохнуть . Но после их ухода оставались трупы животных которые никто не убирал. Время шло , а туши умерших животных копились. Благодаря им появилось огромное количество мух , зловоние, и стали распространяться инфекционные заболевания такие как чума. Надо отметить, что распространение таких опасных заболеваний и угроза человеческим жизням дошла до царской власти только в конце 19 века с тех пор скот перевозят по железной дороге.
От Коровицына отходил скотопрогонный тракт, тянувшийся мимо деревень Щекавцево, Мамонтово, Бабенки до села Успенское. Эта дорога, с каждым годом все более уплотняясь копытами тысяч животных, превратилась в широкий лесной «проспект». Сейчас он сильно зарос, но местами все же заметен — до постройки кольцевого шоссе эта дорога была связующей нитью с деревнями Щекавцево и Боровково.
Село же с названием Стромынь начало отмечаться на картах в 14 столетии . прямого значения слова Стромынь в русском языке нет , но в словаре Даля есть созвучное слово «стромить» засыпать болотистую местность . Что и сделал Сергей Радонежский, когда основал там Успенско - Дубненский монастырь в 1381 г
3 этап
1 местом нашей остановки я выбрала Стромынское кладбище, так как там сохранилась часовня над могилой Преподобного Саввы. О нем я узнала, когда у нас отвязалась коза и забрела на кладбище. Видевшие это местные жители отругали нас, а потом рассказали нам о том, как много значит эта старинная часовня, как берегут ее жители села. В интернете нашла подходящий материал:
Успенский Стромынский монастырь
Согласно Никоновской летописи Успенский Стромынский монастырь был основан в 1379 году преподобным Сергием Радонежским по обету (обещанию) великого князя Дмитрия Ивановича. Великий князь дал обещание построить монастырь в случае победы над татарами. Монастырь был расположен в 50-ти верстах от Москвы, на возвышенном берегу реки Дубенки, недалеко от нынешнего села Стромынь Ногинского района.
Предполагают, что название монастыря «Успенский» связано с победой русских войск над татарами в 1378 году на реке Воже в день празднования Успения Божией Матери. Великий князь Дмитрий Иванович понимал, что после победы на Воже Орда будет мстить, и грядущая битва неизбежна. В житии преподобного Саввы Сторожевского указывается цель создания монастыря – «… чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом».
1 декабря 1379 года в Успенском Стромынском монастыре была освящена деревянная Успенская церковь. Первыми игуменами монастыря были ученики преподобного Сергия Радонежского – преподобный Леонтий и преподобный Савва, упоминается также преподобный Иаков.
Известно, что великий князь Дмитрий Иванович принял непосредственное участие в устройстве монастыря: «обогати же и удоволи его князь Великий Димитрий всеми потребами…». После победы на Куликовском поле и в течение последующих 200 лет монастырь имел особый статус, согласно межевых книг – «особняк, Государево богомолье».
В 1603 году монастырь пострадал от пожара. Сгорели все грамоты на монастырские владения. Новые грамоты были выданы царем Борисом Годуновым, а затем царем Василием Шуйским. Права монастыря на владение селениями и землями были восстановлены.
Опись 1616 г. сообщает нам следующее: «Да на монастыре, на правой стороне к храму, стоит часовня деревяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троицкой лавры в алтаре, в арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось древнее (1684 г.) изображение святого с надписью: «Преподобный Савва Стромынский», где он изображен с перевязанным правым глазом. В «Истории русской церкви» М.В.Толстого годом смерти преподобного Саввы Стромынского указывается 1392.
В 1682 году Стромынский монастырь, в числе других, по воле Государя был назначен на содержание открывшейся тогда в Москве Славяно-греко-латинской академии.
Рассказывая о Стромынском монастыре, нельзя не упомянуть о чудотворной иконе Божией Матери Кипрская-Стромынская. Древнее предание говорит, что ею великий подвижник земли Русской преподобный Сергий Радонежский благословил ученика своего Леонтия, отпуская его на игуменство в Успенский Стромынский монастырь. После упразднения монастыря многие церковные вещи были перенесены из него в приходскую Никольскую церковь. В числе их перешла сюда и главная святыня бывшего монастыря – Кипрская икона Божией Матери. В 1827 г. ветхая приходская церковь с. Стромыни была сломана и на ее месте была построена новая каменная церковь во имя Успения.
2– ой остановкой я выбрала главное украшение села – Успенкий храм.
Прогуливаясь вечером по селу расспросили местных жителей. Одна из соседок рассказала нам историю одной святыни Успнского храма – Кипрской иконы божьей матери. Мне показалась она очень интересной. Опять на помощь пришел интернет, на одном из краеведческих сайтов я ее отыскала и представляю ее вниманию читателя.
Успенский храм села Стромынь.
В 1841 г. дочь одного крестьянина села Стромыни именем Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь все время стала усиливаться, в результате чего больная впала в совершенное расстройство. Родные и знакомые Марфы уже были уверены в ее близкой смерти. 7-го января больную исповедали и причастили святых Христовых тайн. Но милосердный Господь не допустил ей умереть во цвете лет, а ей было 18 лет. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говорившей ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала своим родным, но икону не могли найти. Тогда больную привели в церковь, чтобы она сама отыскала икону, виденную во сне. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. 16 февраля отец больной пригласил в дом священника с иконой Божией Матери. После того, как был отслужен водосвятный молебен, больная почувствовала облегчение и в скором времени окончательно выздоровела. После этого случая к Кипрской иконе стало притекать множество народа из окрестностей. И в последующем было явлено множество чудес и исцелений недужных, больных и расслабленных. О всех этих чудесах, а равно и о том, что Стромынская икона служит предметом особого почитания как прихожан, так и жителей других мест Московской губернии, священник Успенской церкви села Стромынь счел нужным донести Московскому митрополиту Филарету.
В советский период Успенский храм в Стромыни был закрыт, но до 1971 г. не был разорен. 22 июля 1971 года в праздник Кипрской иконы Божией Матери к Стромынской церкви подъехало несколько машин, в том числе и грузовик. Замок на воротах Успенской церкви был сорван и через короткое время пьяные молодые люди, с молчаливого одобрения райкомовского начальства, стоявшего рядом, ворвались внутрь. И вскоре церковная утварь полетела в грузовик. Из толпы изумленных сельчан рванулась одна женщина – Дарья Семеновна Бубнова: «Икону я не отдам, ни за что, вот лягу около нее, не отдам!» Она взяла, одетую в медную ризу огромную икону и понесла ее домой.
17 лет спасенная святыня, вплоть до ее возвращения в церковь, хранилась здесь же на Стромынской земле у двух девиц – Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семеновны Юдкиной. Эти две одинокие женщины, хранившие непорочность юности, жили вместе. Именно их и избрала Пречистая быть хранительницами Своей иконы. В их доме непрестанно творилась молитва. Поток паломников, желавших приложиться к образу Кипрской Божией Матери, не оскудевал все эти годы. Денег благочестивые девы ни от кого не брали, а просили принести лампадного масла и свечей.
Местные власти прекрасно знали, где находится икона. Приходили с милицией, настаивали, чтобы непреклонные подвижницы сами отдали икону. Но безуспешно.
С особым тщанием неразлучные хранительницы иконы следили за чистотой в доме. Пол всегда был выметен, вещи прибраны. Протереть стекло, за которым находился образ, означало совершить целый ритуал. Две девы перед этим постились несколько дней, молились, а приступали к делу вымытые и в чистой одежде.
Но самым большим праздником было возвращение иконы в Стромынскую церковь в 1988 году. Перенесение происходило ночью, потому что настоятель боялся нападения, а лихих людей, способных на это, в округе хватало. Хотя на дворе стояла середина лета, пели пасхальные каноны. Вместе с иконой к церкви перешел куст ивы… Дело в том, что существует предание: там, где находится икона, вернее, по правую сторону от нее, вырастает новый куст. В свое время он вырос прямо на клубничной грядке Евдокии Николаевны и Анны Семеновны, разросся и занял, чуть ли не все пространство небольшого огорода. Сначала женщины даже хотели вырубить мешавшуюся иву, но затем в монастырской книге прочли, что такой куст охраняет образ Кипрской Божией Матери и неизменно следует за ним. После перенесения иконы куст ивы исчез из дома, а появился за алтарем Успенской церкви. Он и ныне там.
На Стромынском кладбище, под сенью старых берез, есть две могилки – Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семеновны Юдкиной. Первая из них не дожила до возвращения иконы 9 месяцев, вторая – дождалась.
Записавший эту историю журналист и поэт Игорь Гонохов отразил ее также и в стихотворной форме:
О чем шумят стромынские березы
На кладбище, где монастырь стоял?
Бледны у плит искусственные розы
И почернел от старости металл.
Но где-то здесь две скромные могилы,
Над ними воздух по-иному чист.
И на траву прекрасно и уныло
Спадает рано пожелтевший лист.
Журчит почти заросшая Дубенка.
И бабочки летают средь оград.
Кресты, венки, надгробья… а в сторонке
Как будто тихо смотрят и стоят.
Стоят и смотрят. Кто они такие?
И зашумит нестройный ряд берез.
Девица Анна и девица Евдокия,
А третий между ними Сам Христос.
Ныне Кипрская-Стромынская икона Божией Матери находится на прежнем своем месте, в Успенском храме села Стромынь. Празднование ее совершается дважды в году – 9 июля (22 по н.с.) и в 1-ю Неделю Великого поста.
Святой источник, кладезь Сергия Радонежского
3-ей остановкой я выбрала святой источник, который как и другие объекты связан с именем чудотворца Сергия Радонежского . По большим православным праздникам здесь собираются верующие и священники.
Источник находится в неглубоком овраге, в тени кустов и деревьев. Летом здесь всегда прохладно и можно остановиться и попить святой воды.
Этап
После того, как были выбраны остановки и собран теоретический материал, настала очередь «портфеля экскурсовода» , для него я отобрала несколько фотографий, имеющих отношение к объектам моей экскурсии. Дальше я преступила к созданию карты маршрута. Нашла в интернете подробную карту местности и соединила их линиями.
этап
Теперь самый ответственный момент. Надо пробовать проводить экскурсию. В выходные собралась группа и я решилась предложить им необычную для нашей конюшни прогулку. Было очень трудно, но мои слушатели с пониманием отнеслись к моему дебюту и поддерживали меня.
Первым делом, как и планировалось, отправились к кладбищу. Пока ехали вдоль ограды я рассказала им историю появления часовни, которую можно было разглядеть сквозь ветки деревьев, а также о том, как бережно относятся к ней верующие люди.
С удовольствием прокатились по селу и остановились от храма ( он очень красив в любое время года). Дальше преодолели длинный путь до родника и набрали воды.
Все остались довольны
Выводы: проделав большую работу по изучению истории окрестностей села Стромынь, я поняла какую богатую историю имеет это неприметное с виду село и как важно беречь исторические памятники. Они могу рассказать нам много интересного. Пришлось прочитать несколько книг и материалов с интернет сайтов, но работа показалась мне очень увлекательной. Проведение экскурсии принесло много радости и удовлетворения своей работой.
Источники
https://150stromyn54.edusite.ru/p24aa1.html
https://www.bogorodsk-noginsk.ru/chg/20140630.html
http://www.sele-dacha.ru/p/blog-page_8464.html
https://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенский_храм_(Стромынь)
https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/kiprskaya-ikona-i-savva-stromynskij/
Полное собрание русских летописей. Никоновская летопись. М., 1965, т.11, с.44-45
А.П.Мельников. Как возникло село Коровицыно-Стромынь. Газета «Волхонка» от 18.09.1997, г.Ногинск.
С.К.Романюк. По землям московских сел и слобод. М., 1998, с.298. К.А.Видов.
Стромынь. История сел и деревень Подмосковья. М., 1992, вып.1, с.148.